Эдипов комплекс у девочек называется

:: Эдипов комплекс у девочек по Фрейду

(Worthis. Фрагмент анализа с Фрейдом)

Смена привязанности

Как уже разбиралось в разделе Зарождение Эдипова комплекса, и мальчик и девочка рождаются и вскармливаются матерями, и мать является первым объектом привязанности для детей обоих полов. «В этой фазе отец представляется, прежде всего, надоедливым соперником (“О женской сексуальности”. Фрейд). Эту фазу развития Фрейд называет доэдиповой.

Но как получается так, что девочка меняет свое предпочтение с матери на отца?

«Варьируя выражение Наполеона, можно сказать: анатомия ‒ это судьба. Клитор девочки аналогичен пенису, но ребенок, сравнивая себя со сверстником мужского пола, находит, что «он слишком мал», и ощущает этот факт как нечто неприятное для себя, как основу для малоценности. В течение некоторого времени девочка утешает еще себя ожиданием, что, когда она подрастет, у нее будет такой же большой придаток, как и у мальчика.»

В случае фиксации на этой фантазии в детстве, взрослая женщина ведет себя как мужчина, отвергая свою женственность, бессознательно «надеясь», что у нее клитор еще достигнет нормальных размеров пениса мужчины. В этом Фрейд видит причину женского гомосексуализмаО женской сексуальности«). Такую фиксацию следует рассматривать как отклонение психосексуального развития женщины.

Вариант нормального психосексуального развития маленькой девочки в изложении Фрейда выглядит не менее фантастичным:

«Но ребенок женского пола учитывает свой актуальный дефект не как половой характер, а объясняет его тем, что некогда раньше он обладал таким же большим членом и затем потерял его вследствие кастрации. Он не распространяет этого вывода с себя на других, взрослых женщин, а предполагает, совсем в духе фаллической фазы, наличие у них больших и неповрежденных, то есть мужских, гениталий.»

У девочки, смирившиеся с ужасной потерей, еще остается убеждение, что у любимой матери должен наличествовать полноценный пенис, как у всех «нормальных» людей. Но маленькую девочку на пути ее психосексуального развития ждет еще одно страшное разочарование, которое заставляет ее отвернуться от матери:

«Отход от матери происходит, правда, не сразу, так как девочка считает кастрацию сначала своим индивидуальным несчастьем, она лишь постепенно распространяет ее на другие женские существа и, наконец, также на мать. Ее любовь относилась к фаллической матери; с открытием того, что мать кастрирована, она отказывается от нее как от объекта любви, так что давно накопленные мотивы враждебности берут верх. Таким образом, это означает, что открытие отсутствия пениса обесценивает женщину в глазах девочки, как и мальчика, а позднее, возможно и мужчины.»

Девочка оказывается разочарованной в своей матери, которая, как выясняется, также как и она, уже кастрирована. Более того, по мнению Фрейда «девочка считает мать ответственной за отсутствие пениса и не может простить ей этой своей обделенности« (“Введение в психоанализ”).

«…В качестве сильнейшего мотива к отходу от матери возникает упрек в том, что она не наделила ребенка правильными гениталиями, то есть родила девочкой

И тогда маленькая девочка обращается к отцу, счастливому обладателю пениса ‒ предмету «общечеловеческого достоинства».

«Желание, с которым девочка обращается к отцу, это ведь первоначально желание иметь пенис, в котором ей отказала мать и которого она ждет от отца. Но женская ситуация восстанавливается только тогда, когда желание иметь пенис замещается желанием иметь ребенка, …а затем и мужчину как носителя пениса и дающего ребенка»

Так, по мнению Фрейда, девочка встает на путь зрелой сексуальности, заменяя желание обрести пенис желанием заполучить ребенка.

А открытая девочкой позже «вагина приобретает ценность как вместилище для пениса» (“Инфантильная генитальная организация”. Фрейд). У женщины оказывается только одна альтернатива развития собственной сексуальности: желать заполучить себе пенис в процессе полового акта или «отказаться от фаллической деятельности и, тем самым, от сексуальности вообще…» (“О женской сексуальности”).

Кастрационный комплекс

Основная идея инфантильной генитальности по Фрейду подразумевает примат фаллоса, что означает, что в период развития Эдипова комплекса для обоих полов существует только один генитальный орган ‒ пенис (или фаллос), и не открыт еще половой диморфизм. Девочка не может обнаружить у себя вагину вследствие особенностей ее анатомического расположения, и приходит к неутешительному выводу, что она уже кастрирована.

(“Три очерка по теории сексуальности”. Фрейд)

Это, по мнению Фрейда, приводит девочку к серьезной психической травме, формируя чувство неполноценности. Обнаруженный анатомический «дефект» имеет далеко идущие последствия и для мальчика, являясь подтверждением ужаса существования кастрации, порождая у мужского пола «боязнь изуродованного существа или презрение к нему, вызванное чувством превосходства» (“Некоторые психические следствия анатомического различия полов”. Фрейд).

Парадигма классического психоанализа Фрейда и основных его направлений, прежде всего, Эго-психологии, построена вокруг пениса: «желания иметь пенис [для женского пола] и страхе кастрации [для мужского пола].» Фрейд никогда не отказывался от такого взгляда и в своей итоговой работе “Анализ конечный и бесконечный”(1937), написанной за год до смерти, указывает на трудности анализа женщины, которая в результате психоанализа хочет заполучить себе пенис, что оказывается нереалистичным, а ее психоанализ «бесконечным«:

«Ни в какой другой момент аналитической работы мы не страдаем в такой степени от тяжелого чувства, что все наши повторяющиеся усилия тщетны, и от подозрения, что мы «мечем бисер перед свиньями», чем когда мы пытаемся убедить женщину отказаться от ее желания пениса по причине его нереализуемости…»

(“Анализ конечный и бесконечный”. Фрейд)

За эту концепцию пенис-центризма психоанализ постоянно подвергается критике, особенно со стороны женщин, в том числе женщин-психоаналитиков, которые обвиняли Фрейда в том, что он не заметил женщин, а увидел лишь кастрированных мужчин. Еще Карл Юнг предложил «уровнять» женщин с мужчинами, введя понятие «комплекс Электры», в соответствии с другой трагедией Софокла, «Электра», одной тематики с «Царем Эдипом»: убийства родителя того же пола. Но Фрейд выразился категорически против, мотивируя это тем, что «Эдипов комплекс со всей строгостью относится только к ребенку мужского пола, и что мы поступаем правильно, отказываясь от названия «комплекс Электры», которым хотят подчеркнуть аналогию в поведении обоих полов» («О женской сексуальности»).

Одной из первых женщин-психоаналитиков, которая взялась за пересмотр кастрационного комплекса у женщин, была неофрейдистка Карен Хорни. Основная ее идея заключалась в том, что она сместила фокус внимания с анатомических различий на социальные различия между женщиной и мужчиной. Она обратила внимание, что мир, в котором мы живем ‒ маскулинен и патриархален, в нем правят мужчины, которые ограничивают женщин в правах, этим символически кастрируя их ‒ все, что остается женщинам, это рожать детей и завидовать мужчинам. Но Карен Хорни не оказала значительного влияния на развитие психоанализа, подвергнувшись критике за уход от генитально-биологического взгляда на развитие психики человека.

Другая женщина-психоаналитик, Мелани Кляйн, до сих пор находится в центре внимания психоаналитиков. Она противопоставила зависти к пенису ‒ зависть к груди и зависть к деторождению. Центр ее психоаналитической парадигмы сместился с пениса на грудь. В парадигме кляйнианского психоанализа психика формируется вокруг соска груди матери по той простой причине, что первые 6 месяцев своего развития младенец проводит около соска груди матери. По Фрейду же получается, что психика формируется вокруг пениса.

Эдипов комплекс

После смены либидинозной привязанности у девочки с матери на отца, Эдипов комплекс и у девочки, и у мальчика в своих внешних проявлениях протекает одинаково:

«…Первая склонность девочки направляется на отца, а первая склонность мальчика ‒ на мать. Отец, таким образом, становится для сына, а мать для дочери соперниками, а как мало нужно для того, чтобы у ребенка это ощущение вылилось в желание смерти родителю того же пола…»

Еще почитать:  Когда у детей закрывается родничок

Конечно, девочка, также как и мальчик, использует идентификацию как основу развития Эдипова комплекса, что мы описывали в предыдущей статье. У девочки эта идентификация внутри эдипальных отношений может выглядеть следующим образом:

«Восьмилетняя девочка одних моих знакомых, пользуясь случаем, когда мать выходит в кухню из-за стола, провозглашает себя ее преемницей: “Теперь я буду мамой! Карл, хочешь еще зелени? Возьми, пожалуйста!” и так далее.»

Внимательный читатель, возможно, обратил внимание, что речь идет о восьмилетней девочке, тогда как у мальчиков Эдипов комплекс к пяти годам, по мнению Фрейда, должен в норме уже перестать существовать.

Как мы подробно разобрали в предыдущей статье Эдипов комплекс у мальчиков:

«Эдипов комплекс мальчика, когда он желает свою мать, а отца хотел бы устранить как соперника, развивается из фазы его фаллической сексуальности. Но угроза кастрации принуждает его отказаться от этой установки. Под влиянием опасности потерять пенис Эдипов комплекс оставляется, вытесняется и в наиболее нормальном случае разрушается до основания, а в качестве его наследника вступает в силу строгое Супер-Эго.»

По мнению Фрейда, когда у мальчиков Эдипов комплекс уже закачивает свое существование, у девочек он только начинается:

«У девочки происходит почти противоположное. Комплекс кастрации подготавливает Эдипов комплекс, вместо того чтобы его разрушать, под влиянием зависти к пенису нарушается связь с матерью, и девочка попадает в эдипову ситуацию как в какую-то гавань. С устранением страха кастрации отпадает главный мотив, который заставляет мальчика преодолеть Эдипов комплекс. Девочка остается в нем неопределенно долго и лишь поздно, да и то не полностью освобождается от него.»

Опишем предысторию девочки подробнее. Как уже говорилось в двух предыдущих статьях, ребенок любого пола в младенческом возрасте формирует идеальную диаду (симбиоз) с матерью в силу природы рождения и грудного вскармливания. Исходя из концепции либидо как сексуальной энергии, девочка изначально находится с матерью в гомосексуальных отношениях (Вейко Тэхкэ), то есть изначально у девочки формируется негативный Эдипов комплекс, и отец оказывается соперником, отвлекающим внимание матери. Далее, по Фрейду, девочка обнаруживает свою «кастрированность», а потом «кастрированность» матери, и сменяет свою привязанность с матери на отца. То есть, по Фрейду, получается, кастрационный комплекс девочки формирует позитивный Эдипов комплекс, при этом с некоторым запаздыванием относительно мальчика: когда мальчик вследствие угрозы кастрации отказывается от матери и выходит из эдиповой стадии развития, девочка вследствие обнаружения собственной «кастрированности» только вступает в Эдипов комплекс.

«Эдипов комплекс девочки является гораздо более односторонним, нежели Эдипов комплекс маленького обладателя пениса…. [У девочки] отказ от пениса происходит не без попытки вознаграждения себя. Девочка переходит символическим путем от пениса к ребенку, ее Эдипов комплекс выражается до сохраняющегося в течение долгого времени желания получить в подарок от отца ребенка, родить ему ребенка.»

Получается, по Фрейду, желание девочки в эдипов период существенно отличается от желания мальчика. Если мальчик «желает свою мать», то для девочки объектом желания, по Фрейду, получается, не сам отец, а только его пенис.

Исходя из этой концепции можно сделать вывод, что для взрослой женщины ребенок является только суррогатом пениса.

Как мы уже разобрали в статье Эдипов комплекс у мальчиков, по мнению Фрейда, страх кастрации побуждает мальчика отказаться от инцестуозных притязаний на мать. А как же девочка преодолевает эдипово желание, если ей уже нечего терять? Ведь «нельзя говорить о кастрационной тревоге в настоящем смысле тогда, когда кастрация уже совершена» (“Торможение, симптом, тревога”. Фрейд).

В этой связи, Фрейд вспоминает просто наказание, которое «забыл» упомянуть в качестве меры воспитания мальчиков.

«Маленькая девочка, которая считает себя любимицей, предпочитаемой отцом, должна пережить однажды строгое наказание, наложенное отцом, и чувствовать себя сброшенной с небес.»

Преодолению Эдипова комплекса у девочки способствуют все другие факторы воспитания, которые Фрейд отнес к второстепенным в преодолении Эдипова комплекса у мальчика. Разница заключается в эффективности, потому что, только страх кастрации, по мнению Фрейда, «становится самой мощной движущей силой дальнейшего развития» (“Введение в психоанализ”).

«С устранением страха кастрации отпадает и весьма веский мотив для образования Супер-Эго… Эти изменения ‒ гораздо больше, чем у мальчиков, ‒ являются результатом воспитания, внешнего запугивания, угроз утраты родительской любви

«В этих условиях должно пострадать образование Супер-Эго, оно не сможет достичь той силы и независимости, которые и придают ему культурное значение»

«Я говорю об этом неохотно, но не могу отделаться от мысли, что нормальный уровень нравственности у женщины ‒ иной. Супер-Эго никогда не будет столь неумолимо, столь безлично и столь независимо от своих аффективных источников, как мы этого требуем от мужчины. Характерные черты, которые критика издавна ставила в упрек женщине, что она менее способна испытывать чувство справедливости, нежели мужчина, что она менее способна подчиняться настойчивым жизненным необходимостям, что она в своих решениях чаще руководствуется нежными и враждебными чувствами ‒ эти характерные черты находят себе достаточное обоснование в вышеприведенной модификации образования Супер-Эго женщины»

(“Некоторые психические следствия анатомического различия полов”. Фрейд)

Кастрационный комплекс у взрослых женщин

Кастрационный комплекс является причиной формирования Эдипова комплекса у девочки, но получается, что для девочки первостепенное значение играет не собственно эдипальная конкуренция в любовном треугольнике, как описывает Фрейд в случае мальчика, а вполне конкретное желание заполучить пенис. С этой «потерей», по мнению Фрейда, многие (если не все) женщины не могут смириться всю свою жизнь.

«…Анализ может показать, что в бессознательном оно осталось и сохранило значительный запас энергии. Желание все таки получить, в конце концов, долгожданный пенис может способствовать возникновению мотивов, которые приведут зрелую женщину к психоанализу…»

К психоанализу, который окажется «бесконечным», как было цитировано выше.

Такой «дефект» влечет за собой серьезные последствия для самооценки женщины:

«После того, как девочка преодолевает первую попытку объяснить отсутствие у нее пениса понесенным ею лично наказанием и узнает об общераспространенности этого характерного полового признака, она начинает разделять пренебрежение мужчины к полу, имеющему дефект в столь важной части организма…”

(“Некоторые психические следствия анатомического различия полов”. Фрейд)

Стыдом в связи с «дефектом в столь важной части организма» Фрейд объясняет стыдливость женщин. Даже изобретение ткачества Фрейд приписывает женщинам, объясняя это их стремлением скрыть волосами на лобке упомянутый «дефект» (“Введение в психоанализ”).

По мнению Фрейда женщины более нарциссичны, чем мужчины, «так что быть любимой для женщины ‒ более сильная потребность, чем любить. В физическом тщеславии женщины все еще сказывается действие зависти к пенису, поскольку свои прелести она тем более высоко ценит, что они представляются ей компенсацией за первоначальную сексуальную неполноценность« (там же).

В связи с отсутствием известного органа, по мнению Фрейда, «зависть и ревность играют еще большую роль в душевной жизни женщины, чем у мужчины. Не то чтобы эти качества отсутствовали у мужчин или они не имели бы у женщины никакого другого корня, кроме зависти к пенису, которой мы склонны приписывать большее значение для женщин.» (там же).

Нежность женщины Фрейд тоже связывает с кастрационным комплексом. «Незначительное участие садистского компонента в сексуальном влечении (что следует, конечно, поставить в связь с утратой пениса) облегчает превращение непосредственных сексуальных стремлений в нежные, заторможенные в смысле достижения цели стремления» (“Гибель Эдипова комплекса”). Здесь Фрейд подразумевает психологическую защиту превращение в противоположное: злость, связанная с «утратой» пениса превращается в нежность, обусловленную пассивностью женщины вследствие указанной «утраты». Грубо говоря, «кастрированной» женщине все что остается ‒ это быть нежной.

И социальные интересы у женщин слабее, а способность к сублимации влечений меньше, чем у мужчин. (“Введение в психоанализ“)

Отсутствие пениса у женщины, по мнению Фрейда, имеет далеко идущие последствия не только для нее самой, но и для мужчин:

«Известно также, насколько большая доля унижения женщины, жуткого чувства перед ней, предрасположения к гомосексуальности проистекает из окончательного убеждения в отсутствии пениса у женщины.”

(“Три очерка по теории сексуальности”. Фрейд)

Так Фрейд объясняет формирование мужского гомосексуализма, как страха и ужаса перед «фактом» существования кастрации. В результате отрицается возможность кастрации, и один из мужчин в гомосексуальной паре принимает на себя роль фаллической женщины.

Еще почитать:  Грудь не болит и задержка месячных

Кажется, что можно сделать вывод, основываясь на этой концепции Фрейда о кастрационном комплексе, что маскулинность и патриархальность культуры является исключительным следствием «явившегося, в конце концов, убеждения в отсутствии пениса у женщины» (“Три очерка по теории сексуальности”. Фрейд).

«Это все, что я хотел вам сказать о женственности. Разумеется, все это неполно и фрагментарно, да и не всегда приятно звучит. Не забывайте, что мы описали женщину лишь в той мере, в какой ее сущность определяется ее сексуальной функцией. Это влияние заходит, правда, очень далеко, но мы имеем в виду, что отдельная женщина все равно может быть человеческим существом.”

Так Фрейд завершает тридцать третью лекцию “Введения в психоанализ” Нового цикла, посвященную женской сексуальности, опубликованную в 1933 г, которая подытоживает результаты всех его исследований по проблематике психосексуального развития девочки.

Эта концепция Фрейда о психическом развитии девочки и кастрационном комплексе у женщин является логическим завершением его концепции о кастрационном комплексе у мальчиков, краеугольном камне классического психоанализа. Складывается такое впечатление, как будто Фрейду было некуда деваться: введя понятие примата фаллоса у мальчиков, он был вынужден логически прийти к параллелям примата фаллоса у девочек, не обращая внимания на абсурдный параллелогизм своих выводов. Но, учитывая тот полет фантазии, который продемонстрировал Фрейд в описании кастрационного комплекса у взрослых женщин, приходится согласиться с Фроммом, что этот «комплекс немыслимых вещей заключался в буржуазной и авторитарнопатриархальной установке Фрейда» (“Величие и ограниченность теории Фрейда”). Возможно, не последнее значение в его пренебрежительном отношении к женщинам сыграло разочарование Фрейда в его жене, некогда горячо любимой невесте. (Или может наоборот?)

Надо заметить, что фаллоцентризм и, даже, пенис-центризм, описанный Фрейдом, ‒ правда, встречается у мужчин, и женский кастрационный комплекс тоже не является редкостью (чему будут посвящены другие мои статьи). Поэтому жаль, что этот «комплекс немыслимых вещей» стыдливо опускается во всех учебниках и словарях по психоанализу, а работа Фрейда “О женской сексуальности” (1931) до сих пор не опубликована в рунете. Ведь чтобы лучше понимать современный психоанализ ‒ нужно знать историю развития психоаналитической мысли!

Первые подробные рассуждения об Эдипове комплексе впервые встречаются в эпохальной работе Зигмунда Фрейда “Толкование сновидений” (1899). На первой странице книги рукой автора написано: «Нет никакого лекарства против смерти, и против ошибки никакое правило не было найдено». Будто бы, при публикации этой работы, автор, сомневаясь в верности своих концепций, предварил книгу изречением, дающим ему право на ошибку. Думаю, что и у моего читателя осталось ощущение сомнения в полноте и последовательности теории Эдипова комплекса с точки зрения классического психоанализа. Является ли эта концепция ошибочной или неполной?

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

Теория «эдипова комплекса» по Фрейду

Принято считать, что сексуальность пробуждается в человеке в подростковом возрасте, т.е. начиная с 11-12 лет, но это совсем не так. З.Фрейд доказал своей психологической теорией и практикой то, что сексуальность присутствует в человеке сразу при рождении. Другое дело, что в подростковом возрасте ее наличие становится очевидным для родителей и окружающих.

Что такое «эдипов комплекс»?

Фрейд настаивал на том, что организм полон сексуальной энергии (либидо). Когда человеку меньше трех лет, он получает удовольствие от насыщения молоком матери или освобождаясь от лишнего в своем организме. В три года с маленьким человеком случается первый кризис: он отделяет себя от матери. К ней же мальчик испытывает первое сексуальное влечение. Отец же становится врагом и соперником. В этот период мальчик может инстинктивно демонстрировать матери свой пенис, как бы красуясь перед ней.

Все это делается для того, чтобы мама между сыном и мужем выбрала сына. Отец здесь тоже не безразличный объект, он для ребенка источник страха. Мальчик воспринимает отца как соперника, потому что понимает: отец более предпочитаем матерью из-за размеров полового член, и у отца есть возможность вывести своего сына из игры в сражении за мать. Маленький герой начинает бояться кастрации. В будущем, где-то в 6-7 лет, этот страх станет фундаментом для разрешения «эдипова комплекса» и гармонизации внутреннего мира человека.

Пути разрешения «эдипова комплекса»

К указанному сроку (7-8 лет) сексуальные чувства к матери и страх перед отцом окончательно вытесняются в сферу бессознательного. От них остается только нежность и уважение, соответственно. В результате разрешения «эдипова комплекса» мальчик отказывается от своих претензий на мать и ассоциирует себя с отцом.

Таким образом, он примеряет на себя мужскую роль. Отец из соперника превращается в пример для подражания. Через идентификацию (соотнесения) себя с отцом мальчик впитывает те нормы и моральные установления, которые приняты в обществе.

Близость с матерью так же видоизменяется: сексуальные импульсы уступают место чувствам духовного порядка. Окончание войны и подписание мировой с отцом означает очень важный поворотный пункт в развитии личности ребенка: у него на базе образа отца формируется совесть. Отец – главный агент общественных, социальных норм в семье.

«Комплекс Электры» («эдипов комплекс» у девочек)

Кстати, З.Фрейд говорил о женском варианте «эдипова комплекса», а К.-Г. Юнг предложил именовать аналогичное сексуальное влечение у девочек к отцу – «комплексом Электры». Первоначально девочка испытывает сексуальное влечение к матери, потом она вдруг обнаруживает, что у нее нет пениса.

В этом она, конечно, винит мать, которая родила ее без такой классной и важной штуки, как член. На этой почве возникает ненависть к матери, и как ее компенсация девочка переориентирует свои сексуальные порывы на отца. Помимо всего прочего, отец, в отличие от матери, обладает пенисом, который девочка хочет получить через символическое завоевание отца. Жуткая картина, да?

Но бояться не стоит, так же примерно в 7-8 лет «эдипов комплекс» у девочек найдет свое разрешение в идентификации с социальной и сексуальной ролью матери. От былого кровосмесительного вожделения останется только стремление девушки найти себе парня, похожего на отца. В остальном все так же, как и у мальчиков: сексуальные, мстительные и жестокие чувства уступают место более возвышенным и одухотворенным.

Читая З. Фрейда, поневоле веришь, что человек – это существо со сложной природой: с одной стороны, он животное, а с другой стороны, он потомок богов, но только не Бога, а именно богов языческих. Как знать, может быть, когда архаичные люди сочиняли мифы и легенды, они лишь пытались переложить внутреннюю мистерию человеческого существования на общедоступный язык.

Info-Farm.RU

Фармацевтика, медицина, биология

Эдипов комплекс

Эдипов комплекс (нем. Ödipuskomplex) — понятие психоаналитической теории, которое описывает отношения, поезда и чувства, которые появляются у ребенка при вхождении в фаллическую (истерическую) стадию психосексуального развития в возрасте от 3 ​​до 5 лет. Фаза характеризуется закреплением влияния триангуляции — этапа, который начался на предыдущей анальной фазе — вхождение отца в диаду отношений «мать — дитя». Сам комплекс состоит в скеровуванни нежных, любовных и примитивно эротических чувств сына к матери в сочетании с агрессивными, конкурентными чувствами, которые направляются на родительскую фигуру, место которой стремится занять ребенок в отношениях. Девочки соответственно испытывают влечение к отцу и агрессию к матери (комплекс Электры), но эта ситуация осложняется амбивалентностью, поскольку до трехлетнего возраста вся любовь девочки управлялась на материнскую фигуру. Часто термин «комплекс Эдипа» применяется для определения и мужской, и женской ситуации.

Идея Эдипова комплекса возникла у Фрейда в результате самоанализа после смерти отца, а натолкнула психиатра по мнению трагедия Софокла «Царь Эдип». В древнегреческом мифе говорится о фиванского царя Лая, который узнает из пророчества, что погибнет от руки своего сына, поэтому он приказывает убить маленького Эдипа. Но Эдип остается живым и вырастает в приемных родителей, считая их родных. В зрелом возрасте теперь уже сам Эдип узнает страшное пророчество, что ему выпадет убить своего собственного отца. Желая уберечь приемных родителей от рока, Эдип уходит из дома. Но по дороге встречает царя Лая, конфликтует с ним, и реальный отец же погибает от руки собственного сына. В Фивах Эдип влюбляется в царицу Йокасту — свою реальную мать и жену Лая. Он занимает трон и фактически занимает место своего отца. После долгих лет правления, Эдип и Йокаста узнают страшную правду, царица накладывает на себя руки, а Эдип выкалывает себе глаза и обрекает себя на изгнание из Фив. Сопровождать отца в этом вызывается младшая его дочь Антигона.

Еще почитать:  При беременности продуло шею

Достижением успешного прохождения эдипова комплекса является завершение процесса формирования Супер-Эго или социального и нравственного стержня личности, через интроекцию набора рамок и запретов, с которыми сталкивается ребенок в конкуренции со своими родителями (противоположного пола). Амбивалентность отношения к родительской фигуры (агрессия и желание к выполнению ее роли) становится движущей силой идентификации, по которой начинается усвоение мужской или женской социальной роли и системы моральных ценностей и инструкций, что, собственно, и формирует Супер-Эго. Фаллическая фаза также сопровождается возникновением так называемого комплекса кастрации у мужчин и зависти к пенису у девушек.

Фиксация на этой стадии развития или отсутствие решения эдипова комплекса приводит к формированию истерического типа личности и отражается на взрослой поведении, в конфликтах и ​​сценариях поведения с партнерами.

Развитие понятия Фрейдом привела его к открытию глубоких закономерностей развития человеческого социума и религии.

Происхождение и закрепление названия

Название такого явления построена на древнегреческом мифе о царе Эдипе и одноименной драме Софокла, в которой Эдип, вопреки своей воле и не понимая этого, убивает своего отца Лая и женится на матери Йокаста. Понимание эдиповой ситуации как ключевого фактора это образование невротических заболеваний. Этот ответ возникла у Фрейда во-время самоанализа, который он провел после смерти своего отца; это понимание пришло на замену некой теории соблазна.

Вперще Фрейд вспоминает о драме Софокла в одном из писем своему другу Вильгему Флис в 1897 году, в котором он пишет: «Я также обнаружил на своем собственном примере влюбленность в мать и ревность к отцу … И теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И если это так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа »Первое подобное рассуждение о явлении встречается в фундаментальной работе Фрейда« Толкование сновидений »(1899). Однако термин «Эдипов комплекс» Фрейд выводит только в 1910 году в небольшой работе «О особый тип выбора объекта у мужчин»:

«Мальчик, который начинает снова желать свою мать и ненавидеть отца как соперника … Попадает, как мы говорим влиянию Эдипова комплекса. Он не прощает матери, что она вступала в половые сношения не с ним, а с его отцом, и расценивает это как акт неверности ».

С тех пор срок тесно вошел в использование среди психоаналитиков классического направления.

Сущность (описание)

Эдипов комплекс у мальчиков

Процесс развития эдипова комплекса в случае с персонами мужского пола, согласно классическим направлением психоанализа, заключается в следующем. Мальчик переживает сексуальное влечение к матери, одновременно переживая враждебную ревность в отношении отца. Ребенок старается скрыть этот поезд, поскольку ожидает наказание от своего отца в форме кастрации. Вследствие страха кастрации в психической жизни ребенка формируется определенная инстанция — Сверх-Я, под действием которой ребенок, подавляя инцестные желание в отношении матери, начинает идентифицировать себя с отцом.

Эдипов комплекс у девочек

Девочки, по Фрейду, аналогичным образом направляют первые инцестные желание на мать. Однако в возрасте 2-3-х лет, понимая, что у них полное отсутствие пениса, девочка начинает испытывать так называемую зависть к пенису, под действием которой реагирует увеличением завистливой привязанности к отцу и возмущение и оскорблением к матери, видя в ней соперницу , которая претендует на любовь отца. В конечном итоге, конфликт, решается попыткой девочки компенсировать свою неполноценность путем желание иметь ребенка.

Положительный и отрицательный Эдипов комплекс

В результате всего Фрейд пришел к выводу, что существует сложный характер Эдипова комплекса — отрицательный, который проявляется в любви к отцу или матери той же пола, что и сам ребенок и враждебность к отцу или противоположного пола, касается ребенка. Выше были описаны варианты и были обозначены как положительные. Описывая это явление, он использовал понятие бисесуальности и амбивалентности: «Более детальное исследование выявляет чаще всего полнее Эдипов комплекс, который является двойным — положительным и отрицательным, в зависимости от бисексуальности ребенка, то есть у мальчика — не только амбивалентно установка к отцу и нежный выбор о ' объекта-матери, но и одновременно он и ведет себя как девочка — проявляет нежную женственную установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную матери ».

Таким образом, Фрейд придерживался мнения, что на практике Эдипов комплекс проявляется в виде комбинации вариантов вдоль оси между его положительным и отрицательным типом, который включает в себя как гетеросексуальные, так и гомосексуальные импульсы.

Эдипов комплекс в контексте сексуальной теории

Фрейдизм рассматривает Эдипов комплекс как этап психосексуального развития и восприятия, впервые проявляются между вторым и третьим годами жизни (в теории Фрейда этот период характеризуется приматом генитальности, под которым объединяются оральный и анальный поезда предыдущих стадий развития либидо). Пиковых признаков, по Фрейду, Эдипов комплекс достигает между третьим и 5-ти годами жизни ребенка и после определенного затухания возрождается в период полового созревания (пубертатный период), в процессе которого преодолевается тем или иным выбором эротического объекта.

С этих источников психоаналитической теории Фрейд придавал Эдиповом комлекса приоритет и внимание в образовании всех невротических заболеваний. По Фрейду успешное решение Эдипова комплекса является ключом для психического здоровья человека. Неудача же ведет к неврозам и сексуальных отклонений: в этом случае говорят о нерешенный Эдипов комплекс или нерешенных Эдипов ситуации. В последствиях Фрейд придавал Эдиповом комлекса еще большее значение, и видел его практически во всех проявлениях человеческой цивилизации эдипальный корни. Так, например, в «Тотем (и) и табу» (1913) Фрейд пишет: «Таким образом, в конечном результате этого крайне сокращенного исследования, я хочу сделать вывод, что в Эдиповом комплексе совпадают начала религии, нравственности, общественности и искусства в полном объеме данным психоанализа, по которым этот комплекс составляет ядро ​​всех неврозов ».

На позднем этапе развития психоанализа Фрейд указывает на необходимость установления деких границ применения данного понятия и необходимость ограничений спекуляций на его счет («Конец Эдипова комплекса», 1924). Впрочем, от прежних взглядов Фрейд не отказался, а упомянутая работа стала целью «расставить все точки над i» в рядах психоаналитиков, которые допускали себе вольность в интерпретации явление (смотреть ниже). Известны также слова Фрейда, согласно которому признание Эдипова комплекса является своего рода опознавательным признаком психоаналитиков: «Признание Эдипова комплекса называется Шибболет, который отличает сторонников психоанализа от его противников».

На сегодня большинство психоаналитиков фройдиськои школы в след по Фрейду признают приоритетное значимость Эдипова комплекса в психосексуальному развития человека. Однако за пределами психаналитичнои теории понятие Эдипова комплекса не получило признания из-за своей ненаучность (смотреть также раздел «Критика»).

Просмотр и вариации

Современные психоаналитики, а также психоаналитики направлений, которые отличаются от классического фрейдистской направлении, по-другому смотрят на концепцию Эдипова комплекса, внося в него свои собственные элементы или распределяя иначе акценты, которые уже имелись ранее.

Карл Густав Юнг

Карл Густав Юнг указывал, что Эдипов комплекс Фрейда не может адекватно описать аналогичную стадию у девочек (по Фрейду, девочки на этой стадии психосексуального развития переносят гомосексуальное влечение к матери). В связи с этим в 1913 году Юнг ввел новый термин — «комплекс Электры», по которым девочка, подобно дочери Агамемнона Электры, испытывает сексуальное влечение к отцу и враждебные чувства в отношении матери. Кроме того, признавая наличие сексуального аспекта, Юнг считал его лишь производной от символического стремление вернуться к источнику жизни.

Альфред Адлер

Альфред Адлер указывал на то, что Эдипов комплекс Фрейда презирает влиянием братьев и сестер на психическую жизнь человека. Вследствие Адлер полностью переформулировал все процессы, которые были затронуты эдиповым комплексом, в терминах и понятиях своей школы. Он утверждал, что интерпретацию Эдипова комплекса стоит строить исключительно на распущенности ребенка и, более того, Эдипов комплекс является ничем иным, как одним из многих проявлений распущенности. Сексуальный аспект вступает в силу того, что распущенная ребенок, привыкший к удовлетворение всех своих желаний, зреет в быстром темпе и в сексуальном отношении, а провоцирующие ласки матери только усиливают проявлению вышеупомянутых явлений.

Видео по теме

Источники: http://www.psychoanalyst.ru/edipov_kompleks/edipov_kompleks_u_devochek.phphttp://geo-storm.ru/semja-i-dom/psychology/teorija-edipova-kompleksa-po-frejjdu/http://info-farm.ru/alphabet_index/eh/ehdipov-kompleks.html

Ссылка на основную публикацию