Программа Развивающих Занятий Для Детей 2 3 Лет

Коррекционно-развивающая программа для детей 2—3 лет «Давай почитаем!»

В настоящее время создано достаточно много программ эмоционально-личностной направленности для детей дошкольного возраста. Все эти программы носят коррекционно-развивающий характер. Но возрастной минимум, заявленный в программах – 3 года. Не охваченными коррекционно-развивающей работой оказываются дети ясельных групп, на данный момент чаще это дети третьего года жизни.

Третий год жизни ребенка характеризуется:

  • началом возрастного кризиса (проявлениями упрямства и негативизма, частыми вспышками агрессивности),
  • появлением формы речевого общения,
  • ситуативно-деловой формой общения со взрослым (по М.И.Лисиной), центром любой ситуации является взрослый и совместная с ним деятельность (по Д.Б.Эльконину),
  • эмоционально-практической формой общения со сверстниками,
  • изолированностью игровой деятельности с постепенным переходом к параллельной и совместной игре,
  • слабым осознанием собственных личностных качеств, невозможностью дать правильную оценку своего поведения,
  • психофизическими особенностями – быстрая утомляемость, непроизвольность познавательных процессов, неуравновешенность, непоследовательность поведения.

Все эти особенности требуют сопровождения развития ребенка со стороны педагога-психолога, определяют содержание, структуру и методологию данной программы.

Цель программы: формирование у детей третьего года жизни положительной установки к общению со сверстниками и взрослыми, снижение степени выраженности кризисных особенностей поведения.

  • развитие у детей навыков общения со сверстниками, педагогами, родителями,
  • обучение детей речевым и неречевым формам общения,
  • обучение детей пониманию эмоционального состояния другого,
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения,
  • способствовать развитию самоконтроля проявлений эмоционального состояния в ходе общения, снижение импульсивности, тревоги, агрессии,
  • формирование у детей положительных черт характера на примере героев произведений детской литературы,
  • развитие игровых навыков,
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения,
  • развитие мелкой и общей моторики, координации движений.
  • снижение степени появления эмоционального напряжения, агрессивности, конфликтности, возбудимости,
  • формирование адекватного понимания эмоционального состояния сверстников и взрослых,
  • эмоционально-благоприятная обстановка в группе.

Программа рассчитана на 24 занятия.

Занятия сгруппированы в три раздела:

  • “Я сам” – 9 занятий,
  • “Я и другие дети” – 8 занятий,
  • “Я и взрослые” – 7 занятий.

Предположительный период проведения: октябрь-апрель, начало занятий после окончания периода адаптации у большинства детей.

Количество занятий в неделю – 1.

Необходимые условия проведения занятий:

  • согласие родителей на участие ребенка в занятиях по программе,
  • отдельное помещение (комната) со стульями и столом, наличие достаточного свободного пространства для перемещения педагога и детей, соответствие санитарно-гигиеническим нормам,
  • добровольное участие ребенка в занятии,
  • безоценочность занятий,
  • продолжительность занятия: 10-15 минут.
  • наполняемость группы: 3-4 ребенка.

Выбор чтения произведений детской литературы как ведущего метода данной программы обусловлен соответствием ситуации чтения форме общения со взрослым (ситуационно-деловое), свойственным данному периоду развития, возможностью получения эмоционального отклика на поведение героев произведений, многие из которых иллюстрируют поведенческие особенности данного возраста и, в итоге, предлагают адекватные формы поведения.

Занятие начинается с прослушивания произведения детской литературы. Педагог читает книгу, располагаясь рядом с детьми, а не напротив, что позволяет приблизить ситуацию занятия к домашнему чтению. По этой же причине используются только книги стандартного размера, не используется книги – демонстрационные пособия.

При подборе произведений особое значение для обеспечения интереса и поддержания внимания детей имеют:

  • доступность содержания возрасту детей,
  • сюжетный характер произведения,
  • наличие ярких иллюстраций, отражающих эмоциональное состояние героев,
  • небольшое количество текста на одной странице.

После прочтения произведения могут быть использованы следующие формы работы:

  • рассматривание иллюстраций,
  • описание эмоционального состояния героя (выбор подходящего слова из предложенных педагогом),
  • ответы на вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи,
  • поиск героев (по заданным характеристикам – по имени, по производимому действию, по настроению), поиск объектов (по цвету, форме, размеру) на иллюстрации,
  • звукоподражательные упражнения.

Во второй части занятия детям предлагается игра, по содержанию связанная с темой произведения, это может быть: игра-имитация, коммуникативная игра, подвижная игра, пальчиковая гимнастика, дыхательная упражнение.

Учитывая трудности диагностики поведенческих и личностных особенностей детей третьего года жизни, ограниченность выбора диагностических методик, выраженную зависимость проявления особенностей поведения от средовых факторов (разница поведения дома и в детском саду), для отслеживания динамики используется метод экспертной оценки, где в качестве экспертов выступают педагоги детского сада и родители. Определены параметры оценки и шкала выраженности этих параметров (модификации анкеты “Что нам мешает?” [9] представлены в Приложении 1, Приложении 2). При проведении обработки экспертных оценок можно выявить:

  • наиболее актуальные проблемы развития каждого ребенка (критерии, набравшие наибольшее количество баллов по всем экспертным оценкам для каждого ребенка),
  • условия, способствующие проявлению эмоционально-личностных особенностей (при сравнении баллов, полученных по одному и тому же критерию в экспертных оценках членов семьи и педагогов), например, может оказаться, что те или иные качества проявляются только дома, значит, вероятно, их проявлению способствуют семейные взаимоотношения и местом приложения коррекционных мероприятий в таком случае становится семья, или может наблюдаться обратная ситуация, когда проявлению этих особенностей способствует обстановка в детском саду;
  • наиболее актуальные проблемы группы (сумма баллов по каждому критерию, набранных всеми детьми группы), эти данные могут определить приоритеты в коррекционно-развивающей работе с данной группой детей при проведении фронтальных занятий;
  • детей “группы риска” (дети, набравшие наибольшие суммы баллов, по всем критериям, во всех экспертных оценках);
  • детей, при взаимодействии с которыми у конкретных педагогов могут возникнуть трудности (набравшие наибольшее количество баллов в экспертной оценке педагога), такие данные могут помочь в определении индивидуального подхода к ребенку, когда педагог, имеющий наименьшие трудности во взаимодействии с ребенком, берет на себя большую часть индивидуальной работы, воспитательного воздействия, чтобы улучшить результативность педагогических мероприятий.

Диагностика проводится два раза в год: сентябрь, май. Сравнительный анализ данных показывает динамику развития эмоционально-личностной сферы детей.

Взаимосвязь с участниками образовательного процесса

С целью усиления коррекционно-развивающего эффекта занятий воспитателям предлагается использование игр, предусмотренных программой, в частично-регламентированной деятельности. Книга, прочитанная на занятии, выставляется в книжном уголке группы на неделю для самостоятельного рассматривания детьми.

Родители информируются о достижениях ребенка через дневники взаимосвязи, для ознакомления в приемной группы имеются информационные листы с описанием игр программы, предлагаемых для организации свободного времени ребенка дома.

При проведении индивидуальных консультаций определяется тип темперамента ребенка с помощью опросника [6], формируются индивидуальные рекомендации по преодолению и предупреждению выраженных проявлений кризиса 3-х лет. При необходимости или по желанию родителей из библиотеки психологического кабинета детского сада подбирается и выдается на дом литература по вопросам возрастной психологии и педагогике, например: О.Н.Козак “Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет” (СПб., 1999), Е.К.Лютова, Г.Б.Монина “Проблемы маленького ребенка” (СПб, 2003).

Возможный вариант взаимодействия с семьей – приглашение родителей на занятия, в этом случае психолог демонстрирует средства и способы общения с детьми, приемы развития эмоционально-личностной сферы.

Программное содержание


занятия

Название произведения, выходные данные

Используемые игры

I. Раздел “Я сам”

1 К.Р.Овсепян. “Я иду в детский сад” (М., 2002) К/и “Это я. Узнай меня” [6]

2-3 Л.Генденштейн. “В гостях у зайки” (М., 1999) К/и “Мой хороший попугай” [6]

4-5 Л.Павлова. “Зайка и солнышко” (М., 1999) П/г “Осенние листья” [4], д/у “Листопад” [4], и/и “Дожди”[8]

6 Р.А.Юдина. “Зайка болеет” (М., 1998) К/и “Зайка” [6]

7 Б.Эльшанский. “Чужой” (М., 2000 ) К/и “Волшебное зеркало” [6]

К/и “Покажи нос” [1]

8 О.Тихомиров. “Кто взял конфету” (М., 2000) П/и “Улитки” [5]

9 Б.Эльшанский. “Бунт игрушек” (М., 1994) П/г “Котята” [2]

II. Раздел “Я и другие дети”

10 И.Токмакова. “Кто у нас малину съел” (М., 2003) П/г “Апельсин” [4]

11 З.Александрова. “Мишкины соседи” (М., 2003) П/г “Пять малышей” [4]

12 Т.Зотов. “Новогодняя сказка” (Ростов-на-Дону, 1992) П/г “На елке” [4]

13 В.Степанов. “Кто как ходит” (М., 2003) И/и “Хоровод” [8]
П/г “Топ – топ – топ” [2]

14 “Мишка и мышка” Литовская народная сказка (Минск, 2003) К/и “Ищу друга” [6]
И/и “Мышка и мишка” [6]

15 В.В.Гербова. “И так, и вот так” (М., 2002) П/и “Иди по дорожке” [5]

16 Г.Сапгир. “Мой друг-зонтик” (М., 1994) П/и “Карусели” [6]

17 В.Карпинский. “Верное средство” (М., 1992) Д/у “Снегопад” [4]
П/и “Как было” [5]

III. Раздел “Я и взрослые”

18 Б.Лема. “Где моя мама?” (Минск, 2001 г.) И/и “Наседка и цыплята” [8]

19 Е.Полещенкова. “Малыши” (Минск, 2003) И/и “Большой-маленький” [8]
П/г “Гости” [4]

20 С.Михалков. “Трезор” (М., 1994) К/и “Дождик” [6]

21 С.Прокофьева. “Сказка про маму” (Назрань, 1998 г.) П/и “Поймай зайчика” [6]

22 “Упрямый слоненок” Африканская народная сказка (Минск, 2003) П/и “Липучка” [6]

23 К.Ушинский. “Умей обождать” (Минск, 2003) П/г “Скворчата” [2]
К/и “Улитка” [6]

24 С. Прокофьева. “Сказка о невоспитанном мышонке” (Назрань, 1998) П/и “Самолеты” [6]

Сокращения:

  • д/у – дыхательное упражнение,
  • и/и – игра-имитация,
  • к/и – коммуникативная игра,
  • п/г – пальчиковая гимнастика,
  • п/и – подвижная игра.

Конспект занятия № 21

– Эй, ребятки, что стоите?
Почитать ко мне бегите (пауза).
Сядем все мы вместе в круг (пауза).
Справа друг и слева друг (жест педагога: рукой/глазами/головой).
“Добрый день!” – я вам сказала.
“Добрый день!” – ответьте вы (большая пауза).
Вот как много у нас стало
Теплоты и доброты!

2. Чтение книги “Сказка про маму” С.Л.Прокофьевой (Назрань, 1998)

Вопросы по ходу чтения книги:

– Рассмотрите комнату зайчиков. Что собираются делать зайчики? Что мама приготовила сыну на обед?
– Почему заплакала мама?
– Почему плачут волчата?
– Как зовут детей у мамы Кошки? Мамы Лягушки? Мамы Коровки?
– Почему волчата обрадовались?
– Ребята, кому нравится мыться с мылом?
– Почему плачет зайчонок?
– Какого цвета кофточка у девочки? Штанишки у Зайчика?
– Кто заглядывает в окошко домика?
– В этом ли доме живет зайчиха? Почему, нет?
– Сколько мышек живет в этом домике?
– Что приготовила мама-Зайчиха волчатам?
– Покажите на картинке грустного, злого, веселого? (Вывод: все обрадовались.)
– Как звали девочку, которая помогла Зайчонку найти маму?
– Кто из этих животных не встречался в книжке? (На доске выставлены предметные картинки: заяц, волк, белка, птица)

3. Игра “Поймай зайчика” [6].

Педагог показывает детям солнечный зайчик на стене: “Кто это к нам пришел поиграть? Да это же зайчик, да только не простой, а солнечный!

Солнечные зайчики –
Прыг, прыг, скок,
Прыгают, как мячики,
Прыг, прыг, скок…”

Педагог обращает внимание детей на то, как он прыгает, замирает, потом неожиданно убегает. Затем предлагает детям догонять зайчика, иногда давая им возможность ловить его.

Иногда зайчик прячется. В этом случае педагог говорит, что зайчик устал, спрятался в норку, что детям тоже пора отдохнуть, закрыть глазки, поспать понарошку. Когда зайчик отдохнет и вновь появится перед ребятами, дети снова принимаются его ловить. “Проснулся зайчик, смотрите, как он танцует, а вот он спрятался под стол…Ой! Он прыгнул на диван…Ловите его, ловите скорее!” Когда дети наиграются, зайчик прощается и убегает домой – к солнышку.

  1. Г.Бардиер, И.Ромазан, Т.Чередникова. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей, СПб., 1993.
  2. Т.Ю.Бардышева. Забодаю, забодаю!, М., 1999.
  3. М.К.Борисенко, О.Е.Камышникова. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего возраста, СПб., 2002.
  4. Е.Н.Краузе. Логопедия, СПб, 2002.
  5. О.Н.Козак. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет, СПб., 1999.
  6. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Тренинг общения с ребенком: период раннего детства, СПб, 2003.
  7. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Проблемы маленького ребенка, СПб, 2003.
  8. В.М.Минаева. Развитие эмоций дошкольников, М., 2000.
  9. Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова. Азбука общения, СПб, 1998 г.

0 – не проявляется вообще;
1 – проявляется иногда;
2 – проявляется часто;
3 – проявляется всегда/почти всегда

Эксперт _______________________
Группа ________________________

При подборе произведений особое значение для обеспечения интереса и поддержания внимания детей имеют:

Программа развивающих занятий для детей 2–3 лет

Елена Рябчикова
Программа развивающих занятий для детей 2–3 лет

Возраст 2-3 лет – время активного развития сенсорной сферы ребенка: зрительного, тактильного и слухового восприятия. Наряду с этими процессами развивается память, внимание, речь, наглядно-действенное мышление. Также в этом возрасте малыши много двигаются, а, значит, идет активное развитие общей и мелкой моторики. Кроме того, для многих детей этот период является началом посещения детского сада. Адаптация к детскому коллективу – непростой процесс и зачастую требует повышенного внимания от взрослых: педагогов, родителей, родственников. Психологическое развитие ребенка и социальная адаптация будут протекать более успешно при квалифицированном психолого-педагогическом воздействии.

Еще почитать:  Положение плода продольное тазовое

До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, а обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т. п. Эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет. Поэтому успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.

Познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Ведущим типом деятельности в возрасте 2-3 лет является предметно-манипулятивная. Поэтому развивающая среда, окружающая ребенка должна быть насыщена всевозможными игрушками и предметами, которыми ребенок может манипулировать: складывать, вкладывать одну вещь в другую, выстраивать в линию и в столбик, включать и выключать, нажимать, растягивать и т. п. тем самым изучая свойства предметов. К 3-м годам появляются элементы игры по предварительному замыслу (зарождение сюжетно-ролевой игры). Ребенок может подбирать в соответствии с замыслом игрушки или какие-то предметы.

Речь находится в стадии формирования. Ее становление носит отображающий характер: ребенок стремится подражать услышанному, в частности, речи взрослого. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас. Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок учится сравнивать, сопоставлять, обобщаеть, запоминать. Как отмечает Гарбузов В. И., если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос «почему?», он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался.

Моторное развитие становится более совершенным. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске, остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.

На третьем году жизни совершенствуется тонкая моторика. Дети учатся самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет, так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Малыш становится иногда упрямым. Он сознательно говорит «я»: «Я не хочу, я не буду!», узнает себя в зеркале и на фотографии. Имя является образом «Я», поэтому для успешного формирования личности необходимо чаще употреблять имя ребенка в общении с ним.

Основная цель программы: адаптация детей 2-3 лет к детскому коллективу и условиям ДОУ; сенсорное развитие.

Задачи программы:

1. Формирование у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду; создание благоприятного эмоционального фона в группе.

2. Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.

3. Развитие мелкой и крупной моторики.

4. Развитие речи.

5. Формирование познавательного интереса.

Методы, используемые на занятиях:

1. Пальчиковые игры

2. Жестовые игры

3. Дидактические игры

4. Музыкально-ритмические игры и упражнения

6. Элементы артикуляционной гимнастики

7. Словесные игры

8. Релаксационные игры с мягкими игрушками

Занятия проводятся с группой детей от 2 до 6 человек не реже 1 раза в неделю, длятся 10 минут. Каждое занятие включает в себя 3-4 игры, одна из которых обязательно подвижная. Всю программу сопровождает игрушечный зайчик. Кроме того, для занятий понадобятся:

1. Игрушки, изображающие различных животных, в том числе и разного размера,

2. 2 куба-сортера,

3. Цветные деревянные шарики,

4. Кусочки поролона,

5. Картонные «бублики» и шнурки для каждого ребенка

7. Контейнер и желоб

8. Небольшой мячик

9. Салфетка или коврик зеленого цвета

Предполагаемые результаты программы:

— Дети с удовольствием посещают детский сад, спокойно расстаются с родителями утром

— Повышается уровень познавательного интереса

— Улучшается речь, мелкая и крупная моторика, координация движений

— Совершенствуется развитие сенсорного восприятия

Занятие № 1.

Психолог здоровается с каждым ребенком, называя его по имени и предлагая погладить зайчика (мягкую игрушку)(1 мин.)

Жили-были зайчики на лесной опушке.

Жили-были зайчики в беленькой избушке.

Мыли свои ушки, мыли свои лапки.

Наряжались зайчики, надевали тапки

1. Упражнение «Зайчик-красавчик» (4 мин.)

Дети вместе с психологом рассматривают зайчика, называют части его тела, находят их у себя. Называют цвет рубашки зайчика, цвет носика, ножек, щечек.

2. Игра «Зайчишки-шалунишки» (2 мин.)

Дети прыгают, как зайчики. Затем приседают («прячутся в домик») и имитируют «шевеление ушками». Игра повторяется 2-3 раза.

3. Жестовая игра «Вот я какой» (2 мин)

Дети повторяют за психологом жесты под стихотворение:

Это ручки – хлоп-хлоп.

Это ножки – топ-топ.

Это нос. Это рот.

Там спинка, тут живот.

Ох, устали, вытрем лоб.

Игра повторяется 2 раза.

Прощание. Дети по очереди гладят зайчика и прощаются с ним. (1 мин)

Занятие № 2.

Приветствие. (1 мин.)

1. Упражнение «Веселые животные» (3 мин.)

Психолог: «К вам гости вместе с зайчиком пришли его друзья: лягушка, корова, поросенок, кошка». Дети рассматривают по очереди каждого персонажа, называют части тела, находят их у себя. Называют цвета животных.

2. Игра «Расскажи и покажи» (2 мин.)

Дети показывают, как бодается корова, как хрюкает поросенок, как прыгает лягушка. Называют четко каждое животное. Имитируют движения кошки:

Мягкие лапки, (поочередно проводим перед собой раскрытыми ладонями)

А в лапках царапки! (сгибаем пальцы, словно кошка выпускает когти)

3. Игра «Кто как кричит?» (2 мин.)

Дети показывают, как кричат увиденные ими животные (лягушка, корова, кошка, поросенок). Можно вспомнить и звуки других животных.

Занятие № 3.

Приветствие. (1 мин.)

1. Упражнение «Мышка-норушка» (2 мин.)

Психолог: «Дети, а сегодня зайчик привел к вам в гости мышку. Давайте с ней познакомимся». Дети рассматривают мышку, называют части тела, элементы одежды, показывают, как она пищит.

2. Игра «Мышка и кот» (3 мин.)

Дети бегают, словно мышки. Когда психолог говорит: «Ой, кот идет!», приседают на корточки, будто прячутся в норки. Игра повторяется 2-3 раза.

3. Пальчиковая игра «Мышка в норку пробралась» (2 мин.)

Мышка в норку пробралась, на замочек заперлась.

В дырочку она глядит: на заборе кот сидит!

Занятие № 4.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Пирамидка» (4 мин.)

Психолог: «Дети, сегодня у вас в гостях зайчик и мышка. Они вам принесли пирамидку. Давайте с ней поиграем». Дети с помощью психолога собирают и разбирают пирамидку, называя цвета.

2. Музыкальная игра «Мышки в лесу» (2 мин.)

Вышли мышки на опушку. Поискать хотели сушку.

Раз, два, три, четыре, пять, сушку начали искать.

Вдруг раздался гром с небес, убежали мышки в лес.

3. Пальчиковая игра «Суп и каша» (2 мин.)

Дети повторяют за психологом движения пальчиками и руками.

Мы варили суп, суп из перловых круп, круп.

Получилась каша. То-то горе наше!

Замесили тесто, а оно ни с места.

Замесили на дрожжах – не удержишь на вожжах!

Занятие № 5.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Дом зверей» (3 мин.)

Психолог показывает детям куб-сортер с вкладышами-фигурками животных. Дети называют их, определяют цвет. Показывают, как кричит корова, петух, свинья, собака, лошадка и т. д.

2. Игра «Кто где живет?» (4 мин.)

Психолог вкладывает каждую фигурку в соответствующую ячейку, поясняя, что у каждого животного есть свой домик. Затем выкладывает фигурки на зеленую салфетку, поясняя, что животные собрались погулять на лужок. Дети помогают им найти свой дом после прогулки, вкладывая с помощью психолога фигурки на свои места.

3. Пальчиковая игра «Строим стенку…» (1 мин.)

Строим стенку, выше, выше…Добрались уже до крыши. Чья крыша выше?

Прорубили мы окошко. И дырочку для кошки. И маленькую дырочку для мышки… (дети показывают, как пищит мышка)

Занятие № 6.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Разноцветные шарики» (2 мин)

Дети катают в руках разноцветные шарики. Называют форму, цвет, сжимают в кулаке, перекладывают из одной руки в другую.

Шарики, шарики подарили нам!

Красные, синие дали малышам!

Желтые, зеленые шарики у нас.

Покатаем шарики мы сейчас.

2. Жестовая игра «Бежит зайка по дорожке» (2 мин.)

Бежит зайка по дорожке. У него устали ножки.

Под кусточком он присел. Отдохнул, малинку съел.

Чуть подумал, подскочил, по дорожке припустил.

Игра повторяется 2-3 раза.

3. Пальчиковая игра «Капуста» (3 мин.)

Это что еще за куст? Это что еще за хруст?

Как же мне без хруста, если я капуста?

Мы капусту режем, режем, мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту мнем, мнем, а морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим, перемешиваем и в кастрюли кладем.

Туго-туго набиваем и в подвалы составляем.

О, вкусная капуста!

Занятие № 7.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Морские шарики» (4 мин.)

Детям раздают разноцветные деревянные шарики. Они называют их цвет, катают в руках, сжимают в кулаке, чтобы почувствовать, что шарики твердый. Затем по очереди скатывают их по желобку в синий контейнер и забирают шарик с собой.

2. Упражнение «Твердый-мягкий» (2 мин.)

Детям раздают кусочки поролона. В одной руке они сжимают шарик, а в другой поролон. Поочередно, сжимая то одну руку, то другую, описывают свои ощущения: шарик твердый, поролон мягкий.

3. Музыкальная игра «Четверо лягушат» (2 мин.)

Занятие № 8

Приветствие (1 мин.)

Детям раздают грани кубика-сортера. Каждый укладывает «пассажира» — фигурку в свою ячейку. Затем дети по очереди соединяют грани между собой в одну линию так, чтобы получился «поезд».

2. Игра «Большие ноги-маленькие ножки» (2 мин.)

Дети становятся в шеренгу и шагают в одну сторону, затем в другую:

«Большие ноги шли по дороге, маленькие ножки бежали по дорожке».

Игра повторяется 2-3 раза.

3. Игра «Погулять язык собрался» (2 мин.)

Дети повторяют за психологом элементы артикуляционной гимнастики.

Погулять язык собрался. Он умылся, причесался.

На прохожих оглянулся, вправо-влево повернулся.

Вниз упал. Наверх полез. Ам — и в ротике исчез.

Занятие № 9.

Приветствие (1 мин.)

1. Игра «Большие-маленькие» (2 мин.)

Психолог: «Дети сегодня у вас в гостях 2 зайчика: большой и маленький. Покажите им, какие вы раньше были маленькие. А теперь какие стали? А какие станете, когда вырастите большими?». Дети вначале приседают на корточки, затем встают во весь рост, а потом поднимаются на цыпочки.

Игра повторяется 2-3 раза.

2. Пальчиковая игра «Каша» (2 мин.)

Ну и каша – так в рот и просится. Нос и щеки наелись досыта.

Подбородку тоже досталось. И мизинчик попробовал малость.

Чуточку съели лобик с макушкою. Остальное ушки докушали.

3. Упражнение «Бублики» (4 мин.)

Детям раздают вырезанные из картона «бублики». С помощью психолога дети нанизывают их на шнурок.

Занятие № 10.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Разноцветный кубик» (2 мин.)

Дети называют цвета граней кубика-сортера. Затем называют на этих гранях геометрические фигуры

2. Игра «Прокати мяч» (4 мин.)

Психолог: «Дети, а кубик может катиться? А мячик? Давайте попробуем».

Психолог достает из кубика мячик и показывает детям, что куб катиться не может, а мячик может. Затем прокатывает мяч по очереди к каждому ребенку, а он – обратно.

3. Жестовая игра «Как живешь?» (3 мин.)

Дети повторяют за психологом жесты по тексту.

Как живешь? Вот так. А плывешь? Вот так.

Как бежишь? Вот так. Вдаль глядишь – вот так.

Ждешь обед – вот так. Машешь вслед – вот так.

Ночью спишь вот так, а шалишь – вот так (надуваем щеки и хлопаем по ним).

Игра повторяется 2 раза.

Занятие № 11.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Зайчик-красавчик» (3 мин.)

Дети вместе с психологом рассматривают зайчика, называют части его тела, находят их у себя. Называют цвет рубашки зайчика, цвет носика, ножек, щечек.

2. Пальчиковая игра «Капуста» (3 мин.)

Это что еще за куст? Это что еще за хруст?

Как же мне без хруста, если я капуста?

Мы капусту режем, режем, мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту мнем, мнем, а морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим, перемешиваем и в кастрюли кладем.

Туго-туго набиваем и в подвалы составляем.

О, вкусная капуста!

3. Упражнение «Комарик» (2 мин.)

Дети повторяют движения за психологом.

Я надул упругий шарик (пальцы рук соединены в «шар», дуем в «шар»).

Укусил его комарик.

Лопнул шарик! Не беда. (хлопаем в ладоши)

Еще почитать:  Температура купания новорожденных в ванне

Новый шар надую я! (снова «надуваем шарик»)

Упражнение повторяется 2-3 раза.

Занятие № 12.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Большой-маленький» (3 мин.)

Несколько однотипных игрушек нужно расставить по росту. Предпринимается несколько попыток, поэтому используются 3 собаки, 2 пчелки, 4 медведя, 2 зайца.

2. Игра «Цветные шарики» (3 мин.)

Психолог выкладывает на стол 3 шарика одного цвета и 1 –другого. Дети с его помощью находят «непохожий» шарик. Игра повторяется 2-3 раза с изменением цветов.

3. Логопедическая игра «На лугу» (3 мин.)

Психолог: «Дети, сегодня зайчик по дороге к вам встретил разных животных. Сейчас он вам расскажет, как это было».

На лугу паслась корова: му-у-у.

Там комарик пролетел: з-з-з-з-з

Летний ветерок подул: ф-ф-ф-ф

Колокольчик зазвенел: динь-динь.

Стрекотал в траве кузнечик: тр-тр-тр-тр.

Ёж колючий пробегал: пх-пх-пх.

Птичка маленькая пела: тиль-тиль.

И сердитый жук жужжал: ж-ж-ж-ж.

Занятие № 13.

Приветствие (1 мин.)

1. Жестовая игра «Прогулка» (2 мин.)

Психолог: «Дети, зайчик приглашает вас прогуляться».

Вот человечек идет по дорожке и высоко поднимает он ножки.

На одной ноге стоит и по сторонам глядит.

На другую ножку стал, покачнулся и упал.

Игра повторяется 2 раза.

2. Пальчиковая игра «Зайцы и лиса» (2 мин.)

Пошли зайцы в лес гулять (дети показывают пальцами «заячьи ушки» (указательный и средний пальцы обеих рук выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони).

А за ними лиса крадется! (дети перебирают всеми пальчиками по столу).

Убегают зайцы от лисы. (дети прячут руки за спину).

Игра повторяется 2-3 раза.

3. Жестовая игра «Бежит зайчик по дорожке» (2 мин.)

Бежит зайчик по дорожке. У него устали ножки.

Под кусточком он присел. Отдохнул, малинку съел.

Чуть подумал, подскочил, по тропинке припустил!

4. Пальчиковая игра «Домик для зайчат» (2 мин.)

Психолог: «Убежали зайчики от лисы и домик спрятались. Давайте покажем, какой у них домик».

Тук-тук, постук, раздается где-то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат.

Вот с такими стенами. Вот с таким окном.

Вот с такой дверью и вот с таким замком.

1. Л. Сирота. Н. Галич. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Ровно, 2009.

2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие с приложениями «Наглядный материал для обследования детей»/Под ред. Е. А. Стребелевой

3. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками (с нормой развития и пограничными нарушениями). М.: ВЛАДОС, 2011.

4. Йовичич Й. Как подготовить ребенка к детскому саду? Харьков, «Основа», 2002.

5. Мороз Е. «Математика для дошкольников: Раз зайчонок, два зайчонок». Харьков, 2005.

6. Доронова Л. Н., Галигузова Т. Н. Голубева Л. Г. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 до 7 лет. «Из детства в отрочество». Москва, «Просвещение», 2004.

7. Руденко А. В. Игры и сказки, которые лечат. Харьков, «Основа», 2011.

8. Чистякова Н. С. Комплекс занятий для детей и взрослых «Психогимнастика». Москва, 1999.

9. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. Москва, «Гардарики», 2001.

Программа «Развитие элементарного логического мышления» для детей 5–6 лет. Перспективное планирование занятий Перспективное планирование занятий в старшей группе тема задачи методы и приемы взаимодействия педагога с детьми предметно-пространственная.

Программа «Развитие элементарного логического мышления» для детей 6–7 лет. Перспективное планирование занятий Перспективное планирование занятий для детей подготовительной группы (6-7 лет) тема задачи методы и приемы вза-имодействия педагога с детьми.

Картотека игр и упражнений для развивающих занятий Картотека игр используемых в развивающих занятиях. Ритуалы приветствия: направленные на создание эмоциональной благоприятной дружеской атмосферы,.

Консультации для родителей «Роль развивающих игр для детей 3–4 лет» Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста,.

Консультация «Роль развивающих игр для детей 3–4 лет» Консультации «Роль развивающих игр для детей 3 — 4 лет» Доброе время суток, уважаемые родители и коллеги! Сегодня я с вами хочу поговорить.

Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 2–3 лет» Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста,.

Жили-были зайчики в беленькой избушке.

Два гранта и прибыльный бизнес: как форум АТР изменил судьбу жительницы Барнаула

Вера Каменская / Фото с личной страницы в facebook.com

Вера Каменская из Барнаула, основательница языкового центра Lucky Land, рассказала о том, как опыт участия в форуме «Алтай. Точки роста» помог ей найти свое дело, и какие возможности открыл перед ней.

Вера участвовала в международном управленческом форуме три года подряд: в 2016, 2017 и 2018 году.

«В 2016 году я приехала с социальным проектом, но он был неудачным, потому что на тот момент я плохо понимала, что такое социальное предпринимательство. Я думала, что это благотворительность в чистом виде, а оказалось, что это помощь людям, которая также имеет финансовую составляющую. В общем, я решила отложить социальное предпринимательство на потом и занялась бизнесом – открыла языковой центр, – рассказала она. – В 2017 году, в Год экологии, я приехала на АТР с проектом экологической игры Clean&Green и получила грант на развитие 100 тысяч рублей. Я потратила деньги на покупку проектора, доски, перевела настольную игру в цифровой формат и стала ее использовать на занятиях. В дальнейшем я хотела создавать развивающие игры в цифровом виде, но потом поняла, что мне надоели цифровые технологии и мои ученики тоже устали от этого. На уроках я частенько отбирала у них телефоны, они мешали учебному процессу».

Третья поездка на АТР принесла девушке второе место в категории реализованных АТР-проектов, она снова получила деньги на развитие.

«Мне снова дали грант 100 тысяч. В этот раз я решила развивать тему настольных игр. Дети и их родители меня в этом поддержали. Деньги я потратила на первую партию настольных игр. Сейчас у меня в планах развиваться дальше, и не только в нашей стране, – говорит Вера Каменская. – АТР мне очень сильно помог. Я развивалась, меня начали узнавать, приглашать на другие форумы, такие как Петербургский экономический форум, Сочинский инвестиционный форум».

Алтайский фонд МСП пригласил Веру поучаствовать в выставке KIDS RUSSIA, где ее проектом заинтересовались немцы. Возможно, в ближайшее время девушка займется экспортом игр, хотя изначально она создавала их для проведения уроков в собственном языковом центре.

«Я придумываю игры, исходя из тех трудностей, с которыми сталкиваюсь на занятиях. Я сама практикующий преподаватель. Когда только начинала работать, мне всегда хотелось, чтобы урок проходил интересно. Начинала искать игры и не могла найти то, что мне нужно. Тогда я начала думать, что мне проще придумать самой, чем найти где-то в интернете или в книжках. Я все беру из головы, мне так проще», – рассказала Вера Каменская.

В 2019 году девушка попытается найти инвесторов на Петербургском экономическом форуме, но и на форум «Алтай. Территория развития» она тоже поедет. Она считает, что участвовать в форуме должны все любознательные молодые люди, которые хотят определиться с целью в жизни, с бизнесом.

«Если у вас нет идей, вам обязательно подскажут. Начинающие предприниматели, у которых уже есть идеи, но они не знают, как развиваться дальше, могут получить очень много разной помощи и поддержки: на АТР собираются представители бизнеса и власти. Я считаю, это отличная площадка, отличный старт для молодых. Я бы поехала туда раньше, если бы могла. В начале июня все время сдавала экзамены, поэтому мне сначала пришлось закончить образование, а потом только отправиться на АТР», – считает Вера Каменская.

Третья поездка на АТР принесла девушке второе место в категории реализованных АТР-проектов, она снова получила деньги на развитие.

Лучшие развивающие занятия для детей 2 лет

Дети очень быстро растут, в этом убеждены, наверное, все родители. Чем старше становится ребенок, тем больше он нуждается в получении новых знаний и умений. Развивающие занятия для детей 2, 3 лет должны проводиться каждый день, ведь именно в этом возрасте детский мозг активно развивается, у него отличная способность получать новую информацию и запоминать ее.

Ребенок в 2 года: какой он?

Обычно малыши в 2, 3 года очень активны. Они стремятся все попробовать, узнать, везде побывать. Усидеть на одном месте чрезвычайно сложно, несмотря на то, что концентрировать внимание они научились лучше по сравнению с годиком и полутора.

Ребятишек в 2 года необходимо постоянно развивать. Речь идет даже не о специальных занятиях, это должно постоянно присутствовать в повседневной жизни. Развивать малыша можно и самостоятельно, достаточно все стараться ему объяснять в игровой форме, внимательно следить за его интересами. Важно не переусердствовать. Уставший карапуз не будет воспринимать новые знания, он станет капризничать. Не заниматься долго необходимо еще и для того, чтобы сохранить интерес к познанию.

Развивать способности малыша можно уже на специальных занятиях. Занятия с детьми 2, 3 подразумевают частую смену деятельности. На них ребятишки рисуют, лепят, учатся говорить, общаться, танцевать. Это хорошо сказывается на общем развитии деток. Принимают на такие занятия, как правило, всех ребятишек в более-менее сознательном возрасте. Они при этом должны уметь ходить.

В возрасте 2 лет дети начинают по-иному воспринимать окружающую действительность, чувствовать себя. За основу развивающих занятий можно взять все пришлые игры, немного усложнив каждую из них. В этом возрасте внимание рассредоточено, поэтому в процессе занятий малыш должны быть постоянно заинтересован. Это требует сил и времени, поэтому многие мамы с легкостью отдают ребенка в дошкольные образовательные учреждения для занятий со специалистами.

При выборе занятий важно учитывать особенности детей в 2 года:

  • Улучшается координация движений, поэтому игры с пазлами, конструкторами, сортерами на данном этапе развития только приветствуются.
  • Становится интересна логическая природа вещей. Малыши могут разбирать предмета в происках ответа, как именно те работают.
  • В 2 годика дети способны попадать мячом в кольцо, ворота, чувство пространства достаточно хорошо развито. Выражается это и в ходьбе. Малыш меньше падает, лихо поворачивает, контролирует скорость передвижения.
  • Он перешагивает через препятствия, самостоятельно поднимается по лестнице, ловит мяч, способен выполнять простую работу по дому.
  • Строит небольшие башни из крупных кубиков, собирает пирамидки, есть ложкой, рисует, держа карандаш в руке правильно, он знает около 3 цветов.
  • Словарный запас составляет от 100 до 300 слов, малыш способен составлять простые предложения, отвечать на вопросы взрослых, называть предметы по картинкам, показывать части тела и лица.

Занятия с детьми 2, 3 лет своевременны еще и потому что в этом возрасте возрастает самостоятельность ребятишек. Они готовы к тому, чтобы пробовать что-то новое и независимо от взрослых решать несложные задачи.

Занятия для детей от 2 до 3 лет

Малыш в 2, 3 года открыт миру, он готов развиваться, получать новые знания с удовольствием. Проводить обучение в этот период легко ненавязчиво, позитивно, но постоянно.

Развивающие занятия состоят из нескольких блоков:

  • для развития речи;
  • логики и математического мышления;
  • мелкой моторики;
  • творческие;
  • для социализации малыша и познания окружающего мира.

Хорошо развивать абстрактное мышление, заниматься физической активностью вместе со своими детьми. Каждое занятие для развития по продолжительности не может превышать 15-20 минут. Иногда хватает даже 10 минут. Постоянно стоит проводить смену деятельности. Тогда результат будет наиболее благоприятным.

Занятия с малышом 2 лет для развития речи

Как известно, главные учителя для малышей – это их родители. В двухлетнем возрасте уже недостаточно просто называть предметы. Сейчас мама должна описывать и свойства, давать основные характеристики. Важно направить ход мыслей крохи правильно.

Для развития речевых навыков крайне важно читать интересные книжки. Обращать внимание следует не на объем прочитанной детской литературы, а на качество. То есть сказки и стихотворения лучше всего анализировать, пересказывать, задавать вопросы и отвечать на них. Давать характеристику персонажам, их действиям.

Хорошо выполнять следующие задания:

  • «забывать» некоторые слова в стихотворениях для побуждения малыша вставлять их самостоятельно;
  • повторять за персонажами их поступки, возможно, проигрывать несложные сюжеты в реальности;
  • по ходу чтения сказки отвечать на простые вопросы по смыслу;
  • хорошо, если сказка эмоциональная, тогда можно постараться повторять восклицания героев, подражать их голосам, воспроизводить звуки.

Задача малыша в 2 года не только развивать речь, но и учиться правильно строить предложения, формулировать свои желания и мысли. Хорошо в данном возрасте запоминаются и воспринимаются сказки с повторением событий. К таким можно отнести «Колобка», «Репку», «Теремок». Сначала малыш будет стараться воспроизвести часть сказки, затем у него получится пересказать ее полностью.

В возрасте от 2 до 3 лет дети учатся запоминать небольшие четверостишья. Отлично подойдут стихотворения А.Барто. Это может быть «Лошадка», «Мишка», «Бычок» и др. Важно, чтобы произведение ребенку очень нравилось, и он его полностью понимал. Начинать запоминать следует с последних слов. Мама, читая, в конце каждой фразы делает паузу, а ребенок должен договорить за нее. Это отличный способ заучивания небольших стихотворений в возрасте 3 лет.

Еще почитать:  Чай с малиной можно при беременности

Родители не должны забывать о том, что важно ежедневно пополнять словарный запас. На улице и дома старайтесь все объяснять ребенку, даже если он не задает вопросов. В маленькой головке уже с такого возраста постепенно все откладывается, чтобы всплыть через несколько лет.

Полезно ездить в новые интересные места. Это не только хорошие впечатления как для малыша, так и для всей семьи, но и отличный повод расширить кругозор, а, значит, и словарный запас.

Развитие логики и математического мышления

Требовать от двухлетнего ребенка заучивания всех цифр, конечно, рано. Однако некоторыми понятиями в таком возрасте он все же должен обладать. Например, много – мало, большой – маленький, высоко – низко и т.д.

Обычно ребятишек в 2 – 3 годика стараются научить счету до трех. Также должно быть понятие о простых геометрических фигурах. Это квадрат, круг, треугольник. Учить малыша овалу и прямоугольнику пока не стоит, чтобы не запутать его в дальнейшем.

Хорошо для развития подойдут сортеры, кубики, карточки с цифрами и картинками. Математические занятия требуют хорошей усидчивости и постоянной концентрации внимания. Они должны проходить в непринужденной форме. Если ребенок не понимает, что такое один, два и три, не надо пытаться это заучить. Лучше заинтересовать его, чтобы желание научиться появилось непосредственно у ребенка.

Логические игры призваны развивать мышление детей, память, учить быть более внимательными. В возрасте 2, 3 лет ребенку они просто необходимы.

Примеры игр на развитие логики:

  • Ассоциативные занятия. Например, найди пару (игра по специальным карточкам). Пары могут составлять тучка – дождик, будка – собака, лампочка – люстра и т.д.
  • Продолжи ряд. Предлагается два или три предмета, составляющих незаконченный ряд. Ребенок должен догадаться, что же замыкает цепочку. Например, красный шарик, зеленый шарик, красный шарик … Ребенок должен закончить ряд зеленым шаром.
  • Найди тень. На рисунке изображены предметы, рядом – их тени. Малыш должен найти пары.
  • Простые пазлы. Это крупные картинки, состоящие из 4 – 6 частей. Сюжеты должны быть понятными и интересными.
  • Карточки с вкладышами. По аналогии с кубиком – сортером, только изготовлено из бумаги.

Обычно математические и логические задачки нравятся всем детям. Важно развить интерес и выбрать задание, соответствующее возрасту малыша.

Творчество

Творчество является неотъемлемой составляющей жизни любого ребенка младшего возраста. Это помогает правильно воспринимать мир, растит разносторонним и любознательным.

Начиная с 2 лет детей учат лепить из пластилина, предлагают им простые карандаши, краски. Хорошо подойдут для занятий раскраски. Рисунки не должны быть сложными, все детали могут иметь большой размер. Также хорошо учить ребенка резать ножницами. Если они специальные для детей, риск получения травмы сведен к нулю.

Касательно творческих занятий, важным принципом здесь является предоставление максимальной свободы творчеству. Малыш должен придумывать образы, фигуры, смешивать цвета, в общем, экспериментировать.

Примеры занятий по рисованию:

  • Творческие занятия могут сочетаться с математическими. Можно предложить юному ученику закрашивать буквы, цифры, фигуры.
  • Хорошо просить ребенка рисовать дорожки к предметам в виде линий. Например, пусть мишка найдет мед, зайка – морковку, а ежик – гриб.
  • Учите рисовать точки. Показывайте, что от степени нажатия на кисточку изменяется глубина цвета. Точками может быть дождик, корм для цыплят, песочный пляж.
  • Можно купить или смастерить интересные печати. Так ребенок узнает, что с помощью одной или двух фигур можно нарисовать цельную картинку.

Изучение цветов можно превратить в увлекательную игру. Сначала нужно познакомить ребенка с определенным цветом. Несколько раз повторить его название. Затем любой попавшийся предмет этого цвета можно вовлекать в игру. Делать это нужно постоянно, как дома, так и на улице.

Иногда очень хорошо получается запомнить цвет, если каждый день посвящать определенному оттенку. Видя с утра до вечера и обращая внимание лишь на определенный цвет, малышу будет легче его запомнить. Можно выбрать картинки и развешать их по всей комнате.

Одно из главных мест в творческих занятиях на данном этапе развития занимает музыка. Так малыши учатся чувствовать, сопереживать, вникать в суть вещей. Для начала хорошо подойдут песенки из любимых мультфильмов. Затем можно пойти дальше, включив ребенку настоящие вокальные и инструментальные произведения, классическую музыку (желательно в обработке, чтобы ребенок не заскучал).

Мелкая моторика

Мелкая моторика – это один из лучших видов игр для развития малыша в 2 года. Двигательная активность маленьких пальчиков стимулирует развитие мыслительных способностей. Ребенок должен понимать, что при работе с пластилином задействуются определенные приемы. Например, скатывание шариков, колбасок. После освоения этих элементов хорошо пойти дальше. Дайте малышу понять, что их можно изменять по форме. Шар, если его сдавить с обоих сторон, легко превратится в плоскую лепешку, из колбаски, если соединить концы, можно получить настоящее кольцо.

Пальчиковую гимнастику лучше всего начинать с самых простых упражнений. Устройтесь с ребенком за столом. Сначала на стол положите кисти ладонями вниз, затем разверните наоборот, поставьте ребром. Делать это нужно четко, постепенно ускоряясь в темпе. Обычно деткам нравятся подобные упражнений, хотя получается сделать все правильно не сразу. Знаменитые потешки про сороку-белобоку и ладушки также являются отличным вариантом пальчиковых игр.

И, наконец, поскольку дети в возрасте 2, 3 лет уже достаточно оторваны от мамы, они начинают чувствовать потребность в общении со сверстниками. Родители должны учить ребенка правильно выстраивать диалог, по возможности не ссориться и не обижаться. Немаловажно самому идти на контакт и учиться меняться игрушками.

Если родители ответственно подходят к воспитанию, многие мамы на интуитивном уровне чувствуют, что именно сейчас необходимо дать малышу. А это зачастую наилучший вариант развития физического и психического здоровья.

Касательно творческих занятий, важным принципом здесь является предоставление максимальной свободы творчеству. Малыш должен придумывать образы, фигуры, смешивать цвета, в общем, экспериментировать.

Развитие ребенка в 3 года

Трехлетние дети активно развиваются и физически, и эмоционально, и психически. Они очень многому уже научились, если сравнить с умениями в годик или два. Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка.

Особенности возраста

  • Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
  • Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
  • Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
  • Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
  • Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.

Многие малыши в этом возрасте при первой же возможности хотят поиграть в чужие игрушки, при этом не обращая внимания на свои. Нормально ли это и как реагировать на эту ситуацию, смотрите в видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары).

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:

  • Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
  • Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
  • Длительно слушать сказки.
  • Задавать много вопросов.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
  • Рассказывать знакомую сказку по картинке.
  • Разучивать стихи и песни.
  • Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
  • Показывать части тела и знать их назначение.
  • Называть себя «я».
  • Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
  • Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
  • Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
  • Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
  • Считать до трех.
  • Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
  • Собирать игрушки из 4-6 деталей.
  • Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
  • Рисовать по своему замыслу.
  • Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
  • Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
  • Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  • Использовать носовой платок.
  • Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.

Что такое «кризис трехлетки»?

Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.

Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.

Основными признаками «кризиса 3 лет» являются:

  1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
  2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
  3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
  4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
  5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
  6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
  7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.

Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.

Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.

Как реагировать на истерики ребенка и стоит ли выполнять его требования, смотрите в передаче Е. Комаровского.

Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:

  • Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
  • Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
  • Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
  • Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
  • Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
  • Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
  • Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.

Если у вас растут дети с маленькой разницей в возрасте, посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары). Узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2,5 года, ребенок к своему трехлетию прибавляет примерно 1000-1200 г и вырастает на 4-5 см. Показатели физического развития девочек обычно бывают несколько ниже, чем мальчиков. Для ориентации, нормален ли темп физического развития вашего трехлетнего ребенка, мы собрали в таблице средние значения основных параметров, а также граничные показатели нормы для каждого пола:

Показатель

Среднее значение в 3 года

Границы нормы для мальчиков 3 года

Границы нормы для девочек 3 года

Показатель

Ссылка на основную публикацию