Что Ребенок Должен Знать И Уметь В Пять Лет

Содержание

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет

Заботливые мамы и папы стараются отслеживать развитие своего малыша в соответствии с ожиданиями по возрасту. Поэтому им важно знать, какие это ожидания. Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет? Какими навыками должен он обладать к моменту поступления в школу?

Специалисты предупреждают родителей от желания развивать ребенка в этом возрасте форсированными темпами. Дело в том, что до 5 лет он уже прошел пик бурной познавательной активности в 3 года.

Если в это время его поддерживали, насыщали новыми знаниями о мире, водили в развивающий центр и т.д., то к дошкольному возрасту он, скорее всего, уже умеет получать знания самостоятельно, читая книги, наблюдая окружающую действительность, общаясь с ровесниками и взрослыми, просматривая познавательные программы по телевидению. Важно продолжать общаться с ним и стимулировать тягу к знаниям.

Если же с малышом не занимались до сих пор, предоставляя его в основном развлечениям с компьютером и такими же неорганизованными сверстниками, то, спохватившись, можно причинить ребенку вред, сверх меры нагрузив его интеллектуально перед школой. Это может привести к сильному переутомлению и даже вызвать отвращение к учебе. Именно поэтому стоит вспомнить о готовности к обучению уже тогда, когда малыш задаст свои первые вопросы, начинающиеся с «почему».

Вот, что должен знать и уметь ребенок в 5 лет.

  • Держать внимание

Первые задания не должны превышать по времени 15 минут, но за этот период малыш должен уметь сосредоточиться и выполнить инструкцию или упражнение, а также держать в поле зрения не менее 8 предметов одновременно, воспроизводить увиденный узор, образ, движение. В играх на развитие внимания он должен не теряться и вовремя поднимать руку или хлопать в ладоши, как только услышит название знакомого предмета

  • Проводить простейшие аналитические действия

Сопоставлять между собой 2 и более вещи, уметь перечислить признаки сходства и различия

  • Математические действия

Знать цифры ряда от 0 до 9, различать знаки «плюс», «минус», «равно», а также решать задачки в одно действие при сложении и вычитании. Уметь делить простые геометрические фигуры (круг и квадрат) на несколько равных частей, считать числовой ряд с начала и конца, знать текущий месяц в году и порядок дней недели.

Удерживать в памяти представления о 8-10 картинках, воспроизводить считалки, скороговорки, небольшие тексты (до 4 простых предложений). В это время ребенок должен уметь пересказывать своими словами (близко к тексту) небольшие рассказы, сказки, что изображено на картинке, выучивать стихи.

Он должен без усилий понимать и заканчивать фразы с конструкцией «если – то»: «Если слон большой, то мышонок –…», «Если снег белый, то уголь – …» и т.д.

У пятилетнего ребенка не должно вызывать труда выделение «лишних» слов в смысловых рядах «синий, красный, черный, зелень, желтый» или «злой, коварный, мстительный, веселый, угрюмый», а также определять, в каком порядке шли события. В этих целях можно использовать «картиночные тесты».

  • Уровень мышления

Ребенка не должны ставить в тупик вопросы: «Почему лилипут, живущий на 10 этаже, до 6 этажа едет лифтом, а остальное расстояние топает пешком?» или «У трех парикмахеров был родной брат Иван, а у самого Ивана родных братьев не было. В чем тут дело?»

В ряду предметов ребенок должен находить лишний, собирать из конструктора по образцу модели, самостоятельно складывать пазлы. Аккуратно вырезать ножницами аппликации из бумаги и ровно приклеивать их на лист бумаги.

К 5 годам ребенок должен уметь грамотно и понятно для окружающих выражать свои мысли, его речь должна быть развитой, образной. Хорошо, если он умеет объяснить смысл пословиц и поговорок, передавать при чтении стихотворений эмоции, заложенные в них авторами.

Дети должны понимать, как слова делятся на слоги, правильно ставить ударение в них, а также различать на слух твердые и мягкие согласные

Из всего, что должен знать и уметь ребенок в 5 лет, наиболее важно подготовить его мелкую моторику рук к будущим нагрузкам при письме. Этому способствует рисование, конструирование, оригами, работа по составлению аппликаций.

В любом случае, если вы считаете, что ваш малыш не обладает тем уровнем знаний и умений, которые свойственны его ровесникам, проконсультируйтесь со специалистами. Скорее всего, вы заблуждаетесь, потому что развитие всегда очень индивидуально и проходит своим темпом у каждого малыша.

Ребенка не должны ставить в тупик вопросы: «Почему лилипут, живущий на 10 этаже, до 6 этажа едет лифтом, а остальное расстояние топает пешком?» или «У трех парикмахеров был родной брат Иван, а у самого Ивана родных братьев не было. В чем тут дело?»

Что должен знать ребенок в 5 лет? Что должны знать и уметь дети в 5 лет?

Развитие ребенка — это очень важно. В первые годы жизни малыш учится основным задачам. А вот в 5 лет он должен знать и уметь многое. Ведь перед нами уже не совсем малыш, а самостоятельный дошколенок. И, как правило, именно в этом возрасте детей начинают активно подготавливать к школьной жизни, вступить в которую им предстоит через некоторое время. Давайте же попытаемся разобраться с вами, что должен знать ребенок в 5 лет.

Не переусердствуйте

Но перед этим стоит с вами отметить один довольно важный момент. Если уж вы и решили узнать, что должен знать ребенок в 5 лет, то это вовсе не значит, что вам придется «пичкать» малыша новыми навыками и умениями, если он прежде не справлялся с поставленными задачами.

Дело все в том, что в данном возрасте дети все еще довольно быстро утомляются. И по этой причине не стоит давить на них и активно обучать чему-то. Особенно если вы из тех, кто хочет, чтобы их малыш был лучшим из лучших и умел больше сверстников. Своим давлением вы только отобьете у ребенка всю охоту и интерес к получению знаний. Придется обучать малыша всему постепенно. Так что наберитесь терпения. Что должен знать ребенок в 5 лет по ФГОС? В общих чертах можно определить данный «пакет» навыков как «быть готовым к школе». Давайте же разбираться, что к чему.

Математика

Начнем, пожалуй, с наук. Именно они помогут ребенку в дальнейшей жизни. Так что давайте сначала разберемся, какими непосредственно знаниями должна быть наполнена голова пятилетки.

Что должен знать ребенок в 5 лет по математике? Разумеется, счет. Хотя бы до 50. При всем этом, малыш должен уметь показывать на палочках разные действия сложения и вычитания. Здесь планка значительно ниже — достаточно вести такой счет до 20. Но, как правило, в детских садах достаточно уметь «перекладывать палочки» до 10.

Далее — действия с цифрами. Если вы хотите понять, что должен знать ребенок в 5 лет (девочка или мальчик — не столь важно) относительно математики, то следует побеспокоиться о том, чтобы малыш четко представлял себе сложение и вычитание. То есть если вы попросите его что-то сложить или вычесть (не очень большие цифры), то вскоре вам должен поступить правильный ответ. Иногда дети предпочитают показывать его на пальцах.

Неважно, как именно ребенок будет называть ответ. Главное, чтобы он был правильным. Не старайтесь заставить малыша написать цифру, если он показал ее на пальчиках. В школах ведь сейчас тоже сначала практикуются на палочках, а только потом учат деток писать циферки. Ну а мы с вами продолжаем наш разговор. Что должен знать ребенок в 5 лет?

Окружающий мир

Далее в нашем списке — окружающий мир. Это очень интересный предмет во многих Тут малыши изучают наш мир и складывают о нем впечатление.

Что должен знать ребенок в 5 лет по окружающему миру? Разумеется, животных, которые обитают в ваших краях, а также птиц и растения. Плюс ко всему он еще должен уметь различать данные объекты по внешнему виду. То есть не путать чайку со снегирем, а кошку с собакой.

Кроме того, детки в данном возрасте уже должны четко различать, что такое озеро, река, океан и море. Это вовсе не значит, что малыш обязан назвать вам Североатлантический океан и показать, где он находится. Достаточно того, что ребенок будет знать, что реки впадают в озера, озеро — это место, где берется пресная вода (о водах тоже важно знать), море — соленый водоем, и так далее.

Также важно в 5 лет уже понимать разные погодные явления. Тут и дождь, и ураган, и снег и метель, и солнце. Данными знаниями современные дети обзаводятся еще в раннем возрасте. Что должен знать ребенок в 5 лет еще? На этом багаж знаний не заканчивается. Давайте попытаемся разобраться, о чем мы еще забыли.

Еще почитать:  Беременность 9 Акушерских Недель Развитие Плода И Ощущения Женщины

Русский язык

Разумеется, нельзя обойти стороной и такой предмет, как русский язык. Данная область знаний является наиболее важной для малыша.

Вы задумались, что должен знать ребенок в 5 лет (в детском саду или подготовительной школе)? Спектр навыков здесь довольно широк. К примеру, малыш обязан в таком возрасте различать гласные и согласные буквы и звуки, знать алфавит (некоторые и его не знают, так что не удивляйтесь), а также собирать отдельные буквы в слова и связные предложения. Простые и обычные. Что-то вроде «трава зеленая, а небо — голубое».

Плюс ко всему, ребенок уже должен уметь писать. Не каллиграфическим почерком, разумеется, но, тем не менее, данный навык у малыша должен иметься. Пусть пока что это будут скачущие и неровные буквы, зато свои некоторые мысли малыш сможет выразить.

Важно: не стоит путать русский язык и развитие речи. О втором пункте мы сейчас с вами и поговорим. Только перед этим немного разберемся: «русский» в детских садах и подготовительных школах — это, в большинстве своем, навыки написания и изображения слов и предложений, а «развитие речи» — это разговорные способности.

Развитие речи

Стоит уделить внимание и речевому развитию ребенка. Ведь довольно часто от него зависит и успех малыша в детском саду (подготовительной группе). Относительно данного пункта ребенок уже обязан уметь отвечать на поставленные перед ним примитивные вопросы. Что-то вроде «как тебя зовут?», «где ты живешь?», «сколько тебе лет?»

Что должен знать ребенок 4-5 лет по развитию речи? Как уже было сказано, он должен четко представлять себе согласные и а также выделять их. Кроме того, в пакет знаний входят и навыки описывания окружающих предметов и действий. Это тоже довольно важный момент, особенно в детских садиках.

Плюс ко всему, малыш должен уметь читать. Пусть и не очень быстро, но должен. Чтение — это то, что помогает развивать и обогащать нашу речь. А у ребенка данный навык еще и является важным источником получения знаний о мире. Если малыш не умеет читать, то в школу его не возьмут.

Что должен знать ребенок 5-6 лет? К примеру, различать и называть разные материалы: пластилин, резину, глину, дерево, кирпич, мех и так далее. Это тоже очень важно. Если на данный момент ваше чадо не справляется с поставленной задачей, то самое время заняться его развитием. Ведь эти навыки сейчас проверяют путем проведения специальных тестов при приеме в школу/сад. Но и это еще далеко не все, что нам с вами предстоит узнать. Существует ряд навыков и знаний, которые мы с вами не рассмотрели.

Физические навыки

Теперь стоит обратить на немаловажный момент — физическое развитие вашего малыша. Ведь от него тоже многое зависит. Разумеется, если вы с пеленок отдали своего ребенка на гимнастику или в какой-нибудь спортивный кружок, то проблем тут быть не должно. Но вот среднестатистический пятилетка должен кое-что уметь.

Например, ходить, бегать и прыгать. Это наиболее важные действия, которые только можно себе представить при развитии ребенка.

Далее по списку идут навыки выполнения команд и повторения действий. Если ребенку скажут «встать» или «сесть», то он обязан понимать, что именно от него хотят, а также выполнять указания. Кроме того, сейчас во всех образовательных учреждениях проводят разнообразные разминки: для ручек, ножек и пальчиков. Во время них ребенок должен повторять действия за воспитателем. И это важно. Если малыш не успевает — это одно дело, а вот когда он не понимает, что от него хотят — уже совсем другое.

Дальше мы с вами приступаем к изобразительному искусству. Дело все в том, что этот пункт очень важен для ребенка. Ведь довольно часто именно через рисунки малыш сможет передать свои чувства, желания и эмоции.

Первое, что должен знать ребенок в 5 лет в данной области, — что такое карандаш, фломастер, краски, кисточки и так далее. Иными словами, иметь представление о том, чем можно рисовать. Но это еще не все.

Плюс ко всему, ваш малыш уже должен уметь рисовать. Необходимо использовать разные графические средства. Навыки изображения длины и толщины предметов (в нашем случае простых линий) тоже обязательны. Также ребенок должен уметь рисовать под диктовку некоторые простые геометрические фигурки и соединять картинки по точечкам. Но не стоит требовать от малыша соединять огромные и сложные картины с пронумерованными точками.

А вот логическое мышление важно не только в юном возрасте. Логика должна развиваться постоянно. Для ребенка в 5 лет она играет огромную роль. Дело все в том, что без логики малышу не справиться со многими задачками, которые предстоит решать в садике или подготовительной к школе группе.

Логическое мышление у ребенка в 5 лет должно быть развито. Это значит, что он должен решать маленькие простенькие математические и логические задачки, а также проявлять смекалку и находчивость там, где это потребуется. Разные формы фигур, понятия «больше-меньше», время суток — все это обязан называть и различать маленький дошколенок.

Плюс ко всему, ребенок должен расставлять по порядку от 6 до 8 картинок в логический ряд, уметь находить лишнее среди какой-либо категории предметов и называть разные оттенки и цвета предметов. Хорошо, если малыш будет уметь еще и смешивать цвета и получать абсолютно новые. Это даст ему огромное преимущество перед другими.

Разумеется, навыки коммуникации тоже никто не отменял. Общение — это то, что помогает строить диалоги, заводить новые знакомства, выражать свои мысли и чувства и так далее.

Что должны знать дети в 5 лет? Коммуникативные навыки ребенка в возрасте 4-6 лет на среднем уровне — это прекрасный результат. Он, как уже было сказано, должен уметь рассказывать о себе, составляя простые и короткие предложения, а также отвечать на некоторые вопросы. Кроме того, дошколенок обязан обладать навыками общения со старшими и сверстниками.

Разумеется, если у вас малыш — самый настоящий бука, то достаточно того, что он в принципе умеет хорошо разговаривать со старшими. Не стоит заставлять его общаться со сверстниками через силу. Но и хотя бы с какими-то начальными навыками разговора с равными по возрасту малыш должен быть знаком.

Самостоятельность

Вот мы и добрались с вами до того пункта, который крайне важен при принятии ребенка в любое образовательное учреждение. Дело все в том, что ваш малыш обязан быть самостоятельным.

О чем идет речь? Ребенок должен уметь сам одеваться, завязывать шнурки, кушать, умываться, играть. Убирать за собой и помогать другим — это тоже очень важные навыки, которые обязаны присутствовать.

Заключение

Вот мы и разобрались с вами, что должны знать дети в 5 лет. Как видите, навыки и знания обширны и разнообразны. Если кратко описать всю сложившуюся ситуацию в целом, то можно сказать, что вы самостоятельно должны подготовить своего малыша к школе.

В дошкольных образовательных учреждениях вам только помогут реализовать поставленную задачу. Так что позаботьтесь, чтобы к 4-5 годам своей жизни малыш уже был самостоятельным и интеллектуально развитым. Главное — не переусердствуйте! Иначе вы отобьете всю охоту получать знания.

Вот мы и добрались с вами до того пункта, который крайне важен при принятии ребенка в любое образовательное учреждение. Дело все в том, что ваш малыш обязан быть самостоятельным.

Развитие дошкольника: что должен знать и уметь ребенок в 6 лет

Дети на 6 году жизни активно готовятся к поступлению в школу. Это самый ответственный период в жизни как ребенка, так и его родителей, ведь от знаний и умений будет зависеть зачисление в первый класс. Существует ряд критериев, по которым оценивается физическое, психическое и эмоциональное развитие шестилетнего дошкольника. Эти нормы определяют теперь не только врачи – педиатры, психологи, неврологи, — но и педагоги.

Содержание:

  • Мышление
  • Логическое мышление
  • Математические знания
  • Образное мышление
  • Знания об окружающем мире
  • Внимание и память
  • Речь
  • Физическое развитие
  • Мелкая моторика
  • Социальная адаптация

Мышление шестилетки часто нестандартное, но всегда живое и образное. Конечно, многие его знания зависят от того, как с ребенком занимались, но и сам он способен теперь многое замечать, узнавать, делать выводы:

  1. Легко ориентируется в пространстве, быстро адаптируется в незнакомых местах.
  2. Имеет начальные географические сведения: знает название и столицу своей страны, называет другие страны и их жителей (Америка – американцы, Англия – англичане).
  3. Умеет определять время не только по цифровому табло, но и по стрелочному.
  4. На рисунках находит до 10 малозаметных отличий.
  5. Сравнивает предметы по высоте или длине, ширине или глубине.
  6. Способен воспроизвести печатные буквы. Прописные буквы дети 6 года жизни, как правило, не умеют писать. Специалисты и не советуют самостоятельно учить этому: ребенок должен держать ручку при письме правильно, от этого зависит его почерк.

Делая выводы о мыслительных процессах дошкольника, специалисты оценивают не только общие показатели, но и отдельные критерии.

Логическое мышление

Логика к этому возрасту достаточно развита, и иногда приходится только удивляться суждениям вчерашнего малыша. Он излагает свои мысли точно и ясно, следит за ходом собственных рассуждений. Любит всевозможные логические ребусы и загадки, сам с удовольствием придумывает интересные задачки:

  • подбирает обобщающее слово к ряду предметов и, наоборот, может распространить данное слово однородными;
  • выделяет «лишний» предмет в предложенном ряду, составляет подобные ряды слов самостоятельно;
  • находит причинно-следственные связи в окружающих явлениях;
  • делает собственные выводы и обобщения из увиденного и услышанного.

Видео: Примеры загадок для дошкольника 6 лет.

Математические знания

Для поступления в первый класс шестилетний дошкольник должен продемонстрировать следующие знания и умения:

  • без труда досчитать до 10 (возможно, и больше) и обратно;
  • точно определить количество предметов в пределах знакомых цифр;
  • знать графическое изображение цифр, писать их самостоятельно;
  • самостоятельно сравнивать количество предметов в пределах 3-5 единиц;
  • решать простые примеры на сложение и вычитание (чаще всего на наглядном материале);
  • знать многие геометрические фигуры, в том числе и сложные, изображать их на бумаге.
Еще почитать:  Падают Сильно Волосы После Родов Что Делать

Образное мышление

Ребенок в 6 лет начинает мыслить творчески, он уже работает не по образцу, в его голове возникают собственные образы. Так создаются фантастические животные из пластилина и бумажные замки, нарисованные картины и мозаичные узоры. Из конструктора или множества кубиков он сооружает здания и башни не по схеме, а по своему воображению.

Шестилетние дети любят играть с песком. Только теперь они строят целые города с подземными ходами и тоннелями, выкапывают траншеи и пруды, украшая их природными материалами.

Услышанные сказки или рассказы ребенок может дополнять своими подробностями или полностью переделать их. Это не означает, что он забыл или перепутал, это свидетельство его развивающейся фантазии и творческого мышления.

Знания об окружающем мире

Представления о мире достаточно широки и постоянно пополняются новыми сведениями, взятыми из прогулок, рассказов взрослых, из книг, картинок и рисунков:

  • знает все предметы, которые его окружают, без запинки называет и показывает их;
  • по описанию, главным отличительным чертам угадывает любой из знакомых предметов;
  • самостоятельно выделяет важные составляющие в предмете или явлении;
  • знает многих животных и птиц, их детенышей;
  • может назвать диких и домашних животных, зимующих птиц и перелетных;
  • различает деревья и кустарники, помнит их названия, находит и показывает их на прогулке;
  • знает и называет по порядку времена суток, дни недели, названия месяцев и времена года.

Внимание и память

Все психические процессы в 6 лет развиты практически полностью, с каждым годом они будут только совершенствоваться. Ребенок уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 20 минут при условии, что оно ему интересно. В основном же для продолжения требуется пятиминутный перерыв, за который дошкольник отдыхает и отвлекается, после чего заканчивает начатое дело.

Над непроизвольной памятью начинает преобладать память произвольная. Ребенок намеренно повторяет несколько раз строки из стихотворения, чтобы запомнить его, так же он поступает с незнакомыми словами. Ребенок способен запомнить и рассказать объемные стихотворения с выражением, пересказать недавно услышанную сказку или детский рассказ. Из 10 слов, произнесенных взрослым, сразу же повторит до 7 слов, а спустя время – до 5.

Активный словарный запас ребенка достаточно велик и разнообразен. Его речь понятна окружающим. Многие шестилетние дети уже умеют читать по слогам, хотя назвать это абсолютной нормой нельзя. Однако в этом возрасте они должны знать все буквы и уметь отличать их от звуков, на названную букву называть слово. Речевые навыки, по которым определяют, что ребенок должен уметь говорить в 6 лет, сводятся к следующему:

  1. Использует слова всех частей речи, строит сложные синтаксические конструкции, используя однородные члены, сложные предложения, причастные обороты.
  2. Владеет синонимами, может образовывать уменьшительно-ласкательные слова, заменяет повторяющиеся слова местоимениями.
  3. Регулирует силу голоса, интонацию, эмоциональную выразительность своей речи.
  4. Находит названную букву в слове, показывает картинки или предметы, которые начинаются с нужной буквы.
  5. Делит слово на слоги. Распространенной ошибкой является то, что родители, не зная сами правила деления слов на слоги, учат детей, которых потом сложно переучивать. Все обучение, касающееся письма и чтения, лучше предоставить педагогам.
  6. Четко произносит все звуки, включая . Если какие-то звуки ребенок заменяет или вовсе пропускает в речи, нужны занятия с логопедом. Это тот возраст, когда проблемы с речью решаются достаточно быстро при правильном подходе, в более поздний период исправить произношение будет гораздо сложнее.

Диалоговая форма разговора все еще преобладает, однако малыш уже вполне способен произнести монолог. В процессе монолога можно заметить, что ребенок остановился, потерял мысль. Здесь желательно помочь продолжить речь, задавая вопросы, тем самым поддерживая разговор. Такие монологические рассказы нужно поощрять, стараясь, чтобы ребенок как можно дольше говорил сам. Развитие устной монологической речи – один из серьезных критериев оценки при прохождении собеседования для поступления в школу.

Видео: Развитие речи дошкольника. Консультация логопеда.

Физическое развитие

Ребенок 6 года жизни очень подвижен, практически не сидит на месте. Любит игры, связанные с прыжками или бегом. Отлично владеет своим телом, координация развита, движения точны и уверенны:

  • ходит по бревну или перекладине;
  • быстро забирается по вертикальной лестнице;
  • подтягивается на перекладине несколько раз;
  • перепрыгивает через препятствия – в высоту и длину;
  • подолгу стоит и прыгает на одной ноге;
  • хорошо владеет мячом: бьет по нему, не промахиваясь, ловит, кидает другому игроку или в цель.

Мелкая моторика

Движения рук ребенка в 6 лет слаженные и точные, он способен полностью их контролировать:

  • правильно держит ручку, карандаш и кисточку;
  • лепит сложные фигуры из пластилина с использованием мелких деталей – глазки, лапки, хвостик;
  • вырезает ножницами фигуры по контуру, не выходя за него;
  • собирает мелкие предметы по одному;
  • вдевает нитку в иголку, пришивает самостоятельно пуговицу;
  • проводит прямые и волнистые линии, не отрывая карандаша от бумаги;
  • по клеточкам дорисовывает недостающую половину симметричного рисунка.

Социальная адаптация

Социальные навыки вырабатываются, как правило, в ходе игры, правила которой он внимательно выслушивает и следует им, ожидая при необходимости своей очереди.

Полностью развиты навыки самообслуживания. Ребенок без напоминания выполняет все гигиенические процедуры, вплоть до вечернего купания. Без помощи родителей способен подогреть себе еду, накрыть на стол, вымыть посуду.

Дети этого возраста с удовольствием помогают родителям. Не стоит препятствовать их энтузиазму, и тогда привитые в игровой форме навыки надолго запомнятся, со временем войдут в привычку.

Уверенно чувствует себя среди незнакомых людей, если рядом находится кто-то из близких, не теряется в общении со взрослыми, отвечает на их вопросы. Легко заводит новые знакомства. В 6 лет у ребенка появляются настоящие друзья, с которыми он предпочитает общаться более остальных.

Очень важно научить ребенка быть уступчивым, находить компромисс в спорной ситуации, контролировать свои эмоции. Он должен осознавать свои ошибки, уметь оказывать помощь и проявлять сочувствие.

Видео: Готовим ребенка к школе. Советы педагога-психолога.

  • ходит по бревну или перекладине;
  • быстро забирается по вертикальной лестнице;
  • подтягивается на перекладине несколько раз;
  • перепрыгивает через препятствия – в высоту и длину;
  • подолгу стоит и прыгает на одной ноге;
  • хорошо владеет мячом: бьет по нему, не промахиваясь, ловит, кидает другому игроку или в цель.

Что должны знать и уметь дети 2-3 лет

Развитие детей после первого года идет разными темпами, что напрямую связано с заложенными данными и усердием родителей. Для каждого ребенка характерен свой темп познавательной активности и скорость постижения нового материала. Однако существуют показатели, определяющие усредненные навыки, характерные для возраста 2-3 лет.

Что должен знать и уметь ребенок в 2 года

Для двухлетнего малыша нормой является обладание следующими навыками:

  • Рисование прямых и вертикальных линий;
  • Умение собирать и нанизывать мелкие части по типу бусины, колечки, сбор разных по форме предметов в одно место (короб, бак);
  • Навыки работы с пластилином и детскими ножницами.

Все эти занятия должны проходить под присмотром родителя или воспитателя, т.к. в этом возрасте еще не сформировано понимание возможной опасности от действий.

Речевое развитие

  • Словарный запас составляет около 200 слов, из которых можно выделить 50 основных слов присутствующих в употреблении;
  • Также к словам словарного запаса относятся заменители и звукоподражатели. Отдельной группой считаются слова, которые ребенок употребляет вслед за взрослым, но не понимает значения;
  • К двухлетнему периоду ребенок усиленно употребляет вопросы об окружающем его мире, говорит о себе в третьем лице и составляет предложения из 3 и более слов.

Стоит отметить, что данный показатель не является обязательным и различается у мальчиков и девочек. Так в большинстве случаев мальчики начинают говорить позже девочек, но это не указывает на их отставание, а вызвано биологическими особенностями.

Окружающий мир

Ребенок в 2 года:

  • Различает предметы по предложенным характеристикам. Может отличить большой от маленького, верх от низа и т.д.;
  • Показывает знакомые вещи на предложенных картинках или карточках (ребенок может показывать пальчиком на известный предмет или озвучивать его наименование);
  • Собирает пирамидку из 6 колец по размеру;
  • Различает до 8 цветов;
  • Сопоставляет и противопоставляет игрушки. Группирует по форме, цвету и размеру;
  • Знает основные геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат и может указать на заданную фигуру пальчиком;
  • Складывает матрешку или другие подобные игрушки по размеру один в другой;
  • Собирает простые пазлы или разрезанные картинки из 2-4 элементов.

Ребенок 2-х лет выполняет простые задания родителя или воспитателя, понимает разницу между мальчиком и девочкой. Умеет показывать свой возраст на пальчиках.

Происходит закрепление навыка распознавания вещей по весу, температуре и фактуре. Так без труда определяются и распределяются предметы легкие и тяжелые, холодные и теплые, мягкие и твердые.

Выполнение 2-3 последовательных действий. Это может выполняться по требованию взрослого или при самостоятельной игре, через повторение ранее увиденного (покачать и уложить куклу спать, нагрузить и перевезти машину).

Обратите внимание! Для возраста двух лет характерна большая разбежка в данных знаниях и умениях, которая обусловлена разным темпом развития речи детей одного возраста. При медленном темпе развития речи взрослому необходимо чаще предлагать ребенку игры на развитие моторики.

  • Происходит формирование первичного понимания коротких рассказов;
  • Малыш может отвечать на вопросы о событиях прошедших в небольшой отрезок времени;
  • Знает некоторые части тела (руки, ноги, голова, живот), лица (глаза, нос, губы, уши), показывает их по просьбе взрослого;
  • В лексике появляются первые навыки этикета: «спасибо», «пока», «до свидания», «здравствуйте».

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года

К трем годам дети начинают активно разговаривать и пополнять свой словарный запас новыми понятиями и терминами.

Даже те дети, которые до этого показывали малые успехи в общении, начинают активно использовать полученные ранее знания. В течение полугода при систематических занятиях догоняют более разговорчивых сверстников, осваивая все необходимые знания.

Еще почитать:  Что Должен Уметь Ребенок В 7 Месяцев Комаровский

К усредненным навыкам, которые должны быть получены ребенком к трем годам, относятся:

  • Умение рисовать и объяснять, что он рисует. При рисовании в этом возрасте характерно использование простых линий и фигур, возможно имитационное письмо по образу взрослого;
  • Изображение предметов и сюжетов из жизни. Лепка из пластилина фигурок знакомых предметов и людей;
  • Запоминать стихи и песни. Это умение формируется благодаря неоднократному повторению одного материала взрослым в игровой форме.

Заучивание нового материала проводится постепенно: можно предлагать ребенку сначала закончить строку известного стихотворения или песни, после чего количество слов, называемых ребенком, должно увеличиваться.

Развитие речи

Словарный запас составляет от 250 до 700 слов, некоторые дети показывают результат до 1500 слов, которые выстраиваются в предложения из 5-8 слов. Ребенок выражает свои чувства при помощи слов.

Слова начинают изменяться по числам и падежам, а вопросы, связанные с познанием окружающего мира, трансформируются из формы «что это?» в «где?», «куда?», «почему?», «когда?» в соответствии с ситуацией.

  • При разговоре появляются попытки словотворчества и рифмовки, при общении с удовольствием разговаривает с взрослыми и детьми;
  • Может рассказать о прочитанной сказке по картинке, восстановить порядок действий в известной сказке, показать на изображении знакомые предметы и события;
  • Знает свое имя и фамилию. Знает свой возраст и показывает его на пальчиках;
  • Различает людей по половому и возрастному признаку;
  • Знает части тела и их назначение;
  • В речи появляются предлоги.

Проявление любознательности

  • Трехлетка свободно проводит параллель в частях тела человека и животных;
  • При игре активно использует ассоциацию собственного «Я» с любимым персонажем, отвечает на вопрос «кто ты?» в игре;
  • Применяет ролевые разговоры в игре, имитируя различных персонажей. Может озвучивать и себя, и куклу.
  • Появляется умение по детали узнавать знакомый предмет или животное (хобот – слон, юбка – девочка).
  • Умеет считать до трех, знает значение слов много и мало.
  • Начинает различать лево и право, но еще возможны ошибки.
  • Правильно называет четыре основных цвета и ряд оттенков, при этом уже ориентируется в семи цветах спектра, знает черный и белый цвет. Апеллирует этим знанием, показывая на картинке по просьбе взрослого.
  • Складывает предметы один в другой (матрешка, мисочки, колпачки) по просьбе взрослого или при самостоятельной игре.
  • Может узнавать на ощупь предмет, различает фактуру.
  • Складывает простые мозаики из 2-4 частей без помощи взрослого.
  • Из кубиков выстраивает башенки, домики и другие знакомые простые объекты по просьбе взрослого или при самостоятельно игре.
  • Может достаточно долго заниматься одним занятием.

В возрасте трех лет многие дети начинают посещать ДОУ, но это не является причиной прекращать домашнее обучение с ребенком. В такой ситуации взрослый должен подкорректировать время проведения занятия и объемы предложенной информации.

Если родители отдают ребенка в детский сад, стоит скорректировать материал для домашнего изучения, исходя из программы садика, и предлагать ребенку занятия по тем направлениям, которые отсутствуют в саду.

Ребенок 2-х лет выполняет простые задания родителя или воспитателя, понимает разницу между мальчиком и девочкой. Умеет показывать свой возраст на пальчиках.

Что должен уметь и знать ребёнок в 2 года

Молодые родители часто обращают внимание на общие стандарты развития навыков своего крохи в конкретном возрасте. Однако следует помнить, что каждый малыш уникален и неповторим, как и его темп развития. Поговорим в общих чертах о том, что должен уметь ребёнок в 2 года и как его заинтересовать к конкретным занятиям.

Физические данные

Ребенок этого возраста активно и много двигается. Молодым родителям бывает трудно выдерживать его темп, но, пожалуйста, постарайтесь кроху не ограничивать часто. Запреты в этом возрасте, особенно сказанные со злостью, раздражением, с элементами физического насилия или одергивания, прочно закрепляются в психике ребенка и в будущем увеличивают его шансы оказаться в кресле психотерапевта.

В два годика малыш умеет делать кувыркания и наклоны, например, за игрушкой.

Он хорошо и уверенно ходит, бегает, прыгает (девочки даже на одной ноге).

Запросто бьет мяч ножкой или ручкой. Кстати, обратите внимание какой, чтобы сделать прогноз кем он будет — правшой или левшой. А может, амбидекстером — человеком, одинаково хорошо владеющим обеими руками?

  • Аккуратно обходит препятствия на ровной поверхности. Высоко подымает ножки, чтобы их перешагнуть.
  • Умеет маршировать.
  • Ловит и бросает легкие предметы, мячики.
  • Крутить педали трехколесного велосипеда.
  • Подыматься по лестнице; спускаясь, держаться за перила или родительскую руку.

Умеет ходить спинкой вперед, удерживать равновесие на умеренно шатающейся поверхности.

Развитие моторики

Ваш ребенок хорошо держит в руке ручку, карандаш, фломастер, кисточку. Он рисует каракули, ровные линии на листе бумаги. Самое время купить ему краски и ватман. Ввести в список регулярных занятий рисование пальчиками. Он с радостью будет их окунать в краску и создавать свои детские шедевры.

Умеет расстегивать одежду на молнии, кнопках, липучках.

Запросто клацает по клавиатуре, нажимает кнопки телефона, вставляет в гнездо зарядное устройство или наушники.

Некоторые талантливые малыши пытаются справиться с завязыванием шнурков. В общем, сколько навыков демонстрируют молодые родители, столько он и перенимает.

Социализация и взаимодействие со взрослыми

Основы будущей способности коммуницировать закладываются у ребенка двухлетнего возраста.

Ребенок в два года завязывает новые знакомства на детской площадке или в песочнице чаще без слов. Он рассматривает другого кроху, подходит и дотрагивается к нему, иногда берет за ручку. Учится взаимодействовать с детьми через игру и ссоры из-за игрушек. Молодым родителям особо делать ничего не нужно при этом, только наблюдать, успокаивать и объяснять.

Ребенок понимает просьбы родителей, состоящие из 2-4 последовательных действий. Например, «возьми мячик, отнеси его к игрушкам и положи в коробочку». Охотно их выполняет, различает интонации мамы и папы.

Самообслуживание

Ребенок в два года:

  1. самостоятельно пьет из чашки, кушает ложкой из тарелки, правда, не всегда аккуратно;
  2. уже ходит на горшок или регулярно просится, иногда без слов;
  3. умеет одеваться и раздеваться, размещать одежду в пространстве на привычных местах;
  4. моет ручки и вытирает их полотенцем;
  5. чистит зубки пока с помощью родителей;
  6. умеет снимать носочки и варежки без труда;
  7. может убирать игрушки в паре с мамой или папой;
  8. собирает вещи с сумку и достает их обратно;
  9. любит участвовать в коллективной работе, например, уборке квартиры, мытье и складывании посуды.

Речь и интеллектуальные способности

Ребенок в два годика может знать буквы и цифры, если молодые родители специально занимались с ним раньше.

Уровень словарного запаса зависит от того, сколько слов слышал ребенок ежедневно от взрослых. В среднем этот показатель варьируется для двухлеток от 100 до 200 простых звуков, слов, коротких форм последних. Они составляют короткие предложения, знают названия окружающих предметов, запоминают имена сказочных и мультяшных героев. Отвечают на простые вопросы.

Сейчас благодатное время для освоения родного языка и иностранных. Малыш очень быстро запоминает произношение и значение слов, особенно в игровом формате.

Имитирует разговор по телефону, прокладывает трубку и произносит речевые интонации как взрослые.

Ученые утверждают, что малыш в возрасте между 2 и 3 годиками находится в сенситивном периоде развития, то есть он сверхвнимателен к окружающему миру, звукам, речи, проявлению эмоций. Он прекрасный наблюдатель, фантазер и ловкач, способный делать ошеломительные успехи в разных областях своего развития.

Любит листать книги, слушать сказки, просит почитать любимые.

Кроха поет песенки, знает короткие детские стихи, запоминает и воспроизводит считалочки.

Танцует, хорошо чувствует ритм и распознает мелодии — под быстрые двигается активнее, под медленные — плавно.

Различает 4-6 цветов и складывает предметы одного цвета вместе.

Пытается раскрутить игрушку, заглянуть ей внутрь.

Распознает отдельные рисунки на карточках после слов выполнить действие и озвучивания названия того, что следует найти.

Умеет делать башенки из кубиков, собирать и разбирать пирамидку и матрешек. Собирает крупные детали пазла, конструктора.

Режет бумагу детскими ножницами.

Для двухлеток характерно желание все делать самостоятельно, о чем он часто сообщает словами.

Они огорчаются и плачут:

  • когда мама уходит;
  • в случае отказа родителями выполнить его желание;
  • если другой кроха взял их любимую игрушку.

Возможны истерики из-за:

  • ухода с детской площадки;
  • снятия крохи с качели, батута;
  • отказа родителей купить игрушку или сладости.

Малыш двухлетнего возраста искренне удивляется шмелю, цветочек, букашке.

Что нужно делать молодым родителям? Обязательно идентифицировать эмоции крохи, называть их, проявлять эмпатию, давать возможность их проживать и ни в коем случае не подавлять.

  • Молодым родителям следует уделять внимание развитию мелкой моторики крохи, то есть давать больше занятий для ручек. Так вы стимулируете его речевую активность, запоминание и произношение большего количества слов.
  • Обеспечьте возможность малышу развиваться физически. Прыжки на батуте, ползание по лабиринту, подвижные игры, например, догонялки. — отличные варианты укрепления мышц и освоения новых умений тела.
  • Чаще позволяйте ему делать что-то самостоятельно, например, кушать ложкой, застегивать одежду.
  • Старайтесь больше общаться с крохой, если вы трудитесь вне дома. Он запомнит больше слов, если будет слышать объяснения и ответы на свои вопросы.
  • Регулярно читайте ему разные сказки, рассказы, стихи. Включайте музыку со звучанием разнообразных инструментов.

Гуляйте в парке и слушайте с ним пение птиц, шелест листвы и травы, журчание воды. Они крайне благотворно влияют на эмоциональное, зрительное и слуховое развитие крохи. Плюс вы подаете пример взаимодействия с природой, прививаете любовь и уважение ко всему живому.

Как избавиться от растяжек после родов?

Для лечения послеродовых растяжек рекомендуется использовать наружные средства, улучшающие клеточное питание и эластичность кожи, стимулирующие образование коллагена, обеспечивающие длительное увлажнение.

Малыш двухлетнего возраста искренне удивляется шмелю, цветочек, букашке.

Ссылка на основную публикацию