Что Ребенок Должен Знать И Уметь К 2 Годам

Содержание

Страничка педагога-психолога

Что должен знать и уметь ребенок к 3 годам

За первые 3 года ребенок достиг многого, частично преодолел первоначальную беспомощность и полную зависимость от родителей.

Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук [р]. Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:

правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;

  • составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
  • предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
  • запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
  • легко узнает и называет знакомые ему предметы;
  • составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
  • употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
  • знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
  • различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
  • ведет диалог, связно отвечает на вопросы.
  • В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас.

    Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:

    Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.

    Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.

    Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад.

    Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно.

    Владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.

    Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.

    Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.

    Ребенок в 3 года уже принимает довольно сложные решения и пытается объяснить свои действия. Это время, когда особое внимание нужно уделить творческому развитию : вместе лепить из пластилина, рисовать, делать поделки из природных материалов. Это развивает не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.

    Специалисты советуют развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от этого зависит четкость движений, даже то, насколько правильно он будет держать ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее:

    • легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;
    • надевать бусины на нитку;
    • лепить шарики из пластилина;
    • резать бумагу ножницами;
    • собирать мозаику.

    Для развития мелкой моторики существуют специальные упражнения и игры, позволяющие совершенствовать двигательные навыки. Поможет пальчиковая гимнастика, которая выполняется ежедневно во время занятий или перед ними.

    Бытовые навыки

    Ребенок в 3 года стремится к самостоятельности во всем: например, он сам пытается завязать шнурки и почистить зубы. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:

    сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;

  • знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
  • расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
  • убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
  • самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
  • использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
  • моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
  • снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.
  • Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.

    Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:

    • уверенно и быстро бегает;
    • играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
    • легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
    • сам забирается на горку и скатывается с нее;
    • держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
    • ходит задом наперед;
    • ездит на трехколесном велосипеде;
    • держит равновесие и прыгает на одной ноге;
    • кувыркается вперед и назад.

    Переполняющую малыша энергию лучше пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Очень хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Делать это необходимо под руководством опытного инструктора.

    Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

    Психические процессы: внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут, что можно использовать в обучающих играх, направленных на описание последовательности действий, изображенных на картинке, или описание рисунка по памяти.

    Рассказывая о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.

    Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».

    Психологи говорят о кризисе трех лет, когда вчерашний послушный ребенок становится капризным, не выполняет просьбы родителей. Это своеобразная попытка отстоять появившуюся точку зрения. Очень важно не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс в отношениях, иначе доверие и взаимопонимание можно потерять, вызвав агрессию.

    Навыки социального общения

    Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:

    • ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
    • воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
    • во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
    • в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».

    Перечисленные умения и навыки – результат познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими людьми и сверстниками. День ребенка в этот период должен быть насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями. Однако не стоит переусердствовать, иначе не избежать перевозбуждения и плохого сна. Режим для малыша все еще очень важен, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без внимания чтение на ночь.

    Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».

    Что должен уметь ребенок в 2 года

    Итак вы уже готовы отмечать свой второй юбилей.. С чем мы вас и поздравляем.

    Что умеет малыш в 2 года? Каково его физическое, эмоциональное, познавательное развитие? На эти и другие вопросы мы вам дадим ответы.

    ЧТО УМЕЕТ МАЛЫШ В ДВА ГОДА

    Речевые достижения ребенка двух лет

    — В словарном запасе до 200-300 слов.
    — Использует предложения из двух-трех слов в разговоре с взрослыми и детьми.
    — Облегченные слова заменяет правильными.
    — Начинает употреблять прилагательные (большой, маленький и т. д.) и местоимения (я, ты).
    — Может называть себя в третьем лице.
    — Задает вопросы.
    — Называет предметы на картинке.
    — Понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях.

    Эмоциональное развитие ребенка в 2 года

    — Эмоционально уравновешен в течение дня.
    — В хорошем настроении при своих умелых действиях.
    — Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.
    — Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем.
    — Кричит, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.
    — Отказывается от общения с незнакомыми взрослыми.
    — Плачет при уходе мамы, при обиде.
    — Проявляет яркие эмоции при общении с близкими.

    Познавательное развитие ребенка в 2 года

    — Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех-пяти колец.
    — Раскладывает фигуры разной величины и формы в аналогичные отверстия на доске.
    — Ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет.
    — По образцу находит предмет того же цвета.
    — Начинает распознавать вес, температуру и другие качества предметов (тяжелый, легкий, холодный, теплый, твердый, мягкий).

    Физическое развитие ребенка в два года

    — Преодолевает препятствия, чередуя шаг.
    — Поднимается и спускается по лестнице.
    — Подпрыгивает.
    — Меняет темп движения: ходьбу на бег.
    — Удерживает мяч одной или двумя руками.
    — Ловит мяч с близкого расстояния.

    Бытовые навыки малыша в 2 года

    — Ест аккуратно, не роняя пищу.
    — При умывании трет ладони, часть лица.
    — Вытирается с помощью взрослого.
    — С небольшой помощью взрослого одевается: натягивает носочки, шапку, обувь.
    — Частично раздевается.
    — Контролирует физиологические потребности.

    Игровые навыки ребенка двух лет

    — В игре последовательно выполняет порядок действий: куклу раздевает, купает, вытирает.
    — В игре подражает бытовым действиям близкого взрослого.
    — Сооружает из кубиков знакомые постройки (дом, забор, диван, стол).
    — Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

    Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка 2-го года жизни.

    Расширяйте у ребенка словарный запас, постепенно вводите в его речь прилагательные и другие части речи. Помогайте ему строить фразы, исправляйте его неправильную речь, не используйте при разговоре с ним «детский» язык. При общении следите за своей речью, звуки и слова произносите четко и ясно, не сюсюкая. Старайтесь говорить как можно проще, используйте небольшие и легкие слова, которые ребенок может повторить.

    Занимаясь с малышом, произнесите несколько раз нужное слово, пусть он покажет по вашей просьбе тот предмет, который вы назвали, затем попросите его самого назвать это слово. Отвечайте, когда ребенок задает вам вопрос.

    Общайтесь с малышом неторопливо, без лишнего шума. Имейте в виду, что речь у детей развивается по-разному. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков.

    Уделите внимание развитию мелкой моторики рук: специалисты считают, что с движением рук особенно тесно связано формирование речи малыша. Занятия нужно проводить регулярно, а не время от времени, они должны приносить ребенку радость и удовольствие и проходить в игровой форме.

    Игры и упражнения для ребенка в 2 года

    — катать по очереди каждым пальчиком камешки, бусинки, шарики;
    — указательным и средним пальцами руки «ходить» по столу, сначала медленно, затем быстро; упражнение выполняется поочередно левой и правой рукой;
    — барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
    — сжимать и разжимать кулачки;
    — отдельно показывать только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и все пять;
    — махать в воздухе только пальцами;
    — хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
    — собирать все пальцы в щепотку (» пальчики собрались вместе, а затем разбежались»);
    — складывать матрешку;
    — рисовать пальчиковыми красками;
    — разминать пальцами пластилин, глину;
    — рисовать карандашом.

    Игрушки для ребенка в 2 года

    Играйте вместе с ребенком, побуждая его к развитию сюжетной игры. Не стесняйтесь громко и выразительно лаять и мяукать, квакать и хрюкать. Для игр купите разнообразные игрушки: собачек, кукол, пирамидки, мячи, машинки, заводные игрушки, несложный строительный материал.

    Учите различать предметы по цвету, форме, объему.

    Поощряйте контакт малыша с другими детьми, его стремление поделиться с ними своими игрушками, сладостями. Хвалите ребенка за его достижения, разделяйте его радость от первых успехов и самостоятельных действий.

    Создавайте дома атмосферу психологического комфорта, содействуйте развитию у маленького человечка чувства защищенности, уверенности, безопасности. Доброжелательно и терпеливо относитесь к малышу, давайте ему понять, что вы любите его и беспокоитесь о нем.

    Не наказывайте ребенка. Проявление жестокости может повредить его развитию. Дети, которых наказывают, сами будут склонны к агрессивности по отношению к другим. Но приучайте малыша к дисциплине. Установите простые правила, которые он должен соблюдать. Не требуйте от него чего-то нереального.

    Совершенствуйте ходьбу ребенка — учите его ходить по наклонной плоскости, перешагивать через препятствия, перелезать через бревно и т. д. Во втором полугодии развивайте умение бегать.

    Учите ребенка избегать опасных предметов, оберегайте его от травм, предупреждайте возможные падения с высоты.

    И последнее. Дорогие мамы, помните, что ребенок — не машина, а маленький человечек, который только-только встал на ножки и с усердием пытается всему научиться. Не торопите его, ведь новые умения осваиваются постепенно, не за один день.

    Учите ребенка избегать опасных предметов, оберегайте его от травм, предупреждайте возможные падения с высоты.

    Развитие в 2 года: что должен уметь делать ребенок

    Для каждого родителя наиболее волнительным является вопрос о том, насколько правильно развивается его ребенок. Жестких рамок того, что должны уметь дети в том или ином возрасте, нет, ведь каждый из них индивидуален. Умения, выработанные у конкретного ребенка, не являются общим показателем развития. Что с легкостью дается одному малышу, другому не всегда выполнить под силу. Однако существует общепринятый минимальный набор навыков, которыми должны обладать малыши в 2 года.

    Содержание:

    • Физическое развитие
    • Развитие мелкой моторики
    • Речевые навыки
    • Эмоциональное развитие
    • Социально-бытовые навыки
    • Познавательные навыки. Мышление

    Физическое развитие

    Физическое и психическое развитие детей раннего дошкольного возраста тесно связаны, вот почему мамы тщательно следят за тем, когда малыш стал садиться самостоятельно, когда он сделал первые шаги и насколько правильно в дальнейшем формируются его двигательные способности. Движения, которые может совершать ребенок в 2 года, уже достаточно скоординированы и разнообразны:

    • легко преодолевает препятствия, перешагивая, чаще перепрыгивая через него;
    • подпрыгивает на месте, не теряя равновесия;
    • сменяет шаг на бег;
    • спускаясь и поднимаясь по лестнице, чередует ноги;
    • кидает и ловит мяч с близкого расстояния, бьет по нему ногой, удерживает в руках;
    • удерживает равновесие, передвигаясь по доске, лежащей на полу, или по бордюру тротуара (здесь малыша лучше пока придерживать);
    • любит танцевать под энергичную музыку, и часто взрослые удивляются чувству ритма своего чада;
    • перелистывает страницы книги, захватывая, правда, пока что сразу несколько страниц;
    • рисует карандашом вертикальные и горизонтальные линии, неровные овалы.

    Этот возраст опасен там, что маленький непоседа еще не умеет оценивать свои силы, а чувство страха у него практически отсутствует. Он может забраться на высоту и пытаться самостоятельно слезть оттуда, не всегда оценивает расстояние до препятствия и не может вовремя остановиться перед ним. В этом возрасте часто возникают травмы, иногда достаточно серьезные. Задача родителей – тщательно следить за ребенком, предотвращая падения и ушибы.

    Развитие мелкой моторики

    Особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики, ведь от этого зависит и развитие речи ребенка. Помогут занятия с некрупными предметами: собирание или нанизывание бусин, игры с фасолью, мелкими камешками, которые по одному нужно собрать в коробочку, занятия с пластилином и ножницами, прочие игры.

    Брать в руки подобные предметы двухлетний малыш может только под присмотром взрослого, чтобы не допустить их проглатывания или попадания в дыхательные пути.

    Видео: Игры на развитие мелкой моторики.

    Речевые навыки

    Наиболее спорным является вопрос развития речи двухлетнего ребенка. Одни малыши к 2 годам могут повторять детские стихи за взрослыми, другие знают только «мама» и «папа». И второй случай – вовсе не отклонение от нормы. Факторов, влияющих на развитие речи, множество. Так, замечено, что мальчики начинают говорить позже своих сверстников девочек. Посещающие детские коллективы ребята также заговорят раньше.

    В течение второго года жизни в запасе малыша, как правило, появляется около 200 слов, речевые же навыки состоят в следующем:

    • слова-заменители и звукоподражание заменяются правильным произношением;
    • повторяет слова за взрослыми, не всегда понимая их смысл;
    • активно задает вопросы, на первом месте среди которых – «это что?»;
    • в разговоре может говорить о себе в третьем лице;
    • составляет предложения из трех и более слов;
    • связно выражает свои мысли, может составить текст из 3-5 простых предложений, рассказывая о событиях дня;
    • различает антонимы (большой – маленький, верх – низ, долго – быстро);
    • называет знакомые предметы на картинках, может описать изображенное на них действие;
    • произносит свое имя и имена знакомых, использует прямые обращения.

    Говорить с ребенком нужно четко, не коверкая слова, добиваясь повторения новых слов с пониманием их смысла.

    Видео: Нормы речевого развития двухлетнего ребенка.

    Эмоциональное развитие

    В 2 года ребенок очень требователен, и это неудивительно, ведь именно сейчас он становится личностью со своим мнением. Эмоциональные навыки разнообразны, вот только некоторые из них:

    • при общении со знакомыми людьми выражает яркие эмоции;
    • радуется при удачных попытках задуманного, при неудачных – выказывает недовольство;
    • плачет, если слышит отказ, неодобрение действий;
    • все еще привязан к маме, но общение с незнакомыми людьми, особенно детьми, вызывает живой интерес;
    • самостоятельно налаживает контакт с окружающими, вполне возможно, что именно сейчас появится первый друг;
    • не способен долго удерживать внимание на одном предмете или игре.

    Дисциплина для двухлетнего крохи – понятие весьма далекое, ведь у него много энергии, а вокруг столько интересного. Трудно заставить маленького непоседу усидеть на месте даже несколько минут. Зная особенности своего малыша, не стоит брать его в длительные поездки или на мероприятия, где нужно сидеть час и более. Однако ребенок уже способен пойти на компромисс, с ним вполне можно «договориться».

    Социально-бытовые навыки

    Ребенок все пытается сделать самостоятельно. Помогать ему нужно только при явных неудачных попытках, объясняя, как правильно сделать, чтобы в следующий раз получилось. Список того, что должен уметь ребенок в 2 года в плане бытовых навыков, условный и зависит только от того, насколько родители смогли привить их малышу:

    • держит ложку и самостоятельно аккуратно ест, не пачкаясь и не роняя пищу;
    • самостоятельно умывается, моет руки;
    • чистит зубы пока что с помощью взрослого;
    • сам натягивает шапку, носки, варежки;
    • пытается надеть колготки или кофту, ботинки, но чаще путается, засовывая обе ноги в одну штанину, путая левую и правую ноги;
    • способен контролировать свои физиологические способности: просится на горшок, однако долго терпеть еще не может (ночные потребности также остаются бесконтрольными).

    Познавательные навыки. Мышление

    Мышление ребенка напрямую зависит от речи, поэтому с ним нужно постоянно говорить, комментировать любое действие, пояснять и объяснять, не оставляя ни одного вопроса без ответа. Основные навыки двухлетнего малыша, которые считаются минимальными, следующие:

    • различает предметы по их характеристикам: большой – маленький, теплый – холодный;
    • самостоятельно собирает пирамидку до 6 колец с учетом их размера;
    • различает до 8 цветов;
    • сопоставляет и противопоставляет предметы, группирует их по форме, размеру и цвету;
    • знает основные геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат;
    • повторяет последовательность движений, разучивая простейшие танцы или элементы гимнастики;
    • легко складывает матрешку или один предмет в другой;
    • собирает пазлы, состоящие из 2-4 элементов.

    В этом возрасте очень развита подражательная деятельность. Любое занятие взрослого сопровождается возгласом: «И я!». Не нужно препятствовать такому энтузиазму. При уборке можно дать ребенку собственную тряпочку протирать пыль или мыть полы, позволить сложить выкопанный картофель в ведро, работая в огороде.

    Двухлетний ребенок способен усвоить большой объем информации, с легкостью запоминая и повторяя все, что видит, что ему объясняют. Сейчас самое время подумать о раннем развитии, выбрав для обучения одну из подходящих методик: Железновых, Сесиль, Домана или любую другую.

    Видео: Развивающие игры с двухлетними детьми.

    Если относительно темпов развития малыша остаются какие-то сомнения и вопросы, лучше проконсультироваться с врачом-неврологом, который вовремя определит отклонения и возможную задержку в развитии, даст рекомендации и назначит лечение.

    Брать в руки подобные предметы двухлетний малыш может только под присмотром взрослого, чтобы не допустить их проглатывания или попадания в дыхательные пути.

    Что должен уметь ребенок в год

    Вот и закончился первый год жизни вашего малыша. Год – это важный переломный момент в жизни ребенка. Не правда ли, это время пролетело очень быстро? Ребенок за это время научился многому. Больше никогда он не будет развиваться так активно. Никогда не будет радовать вас каждый день новыми умениями. Ребенок уже такой большой: весит в три раза больше, чем при рождении, и дорос до 70-80 см. В последующие месяцы ребенок уже не будет так быстро расти и набирать вес.

    Как приучать к горшку

    Ребенок на горшке

    Многие родители в год начинают приучать ребенка к горшку. И это правильно, потому что ребенок уже все понимает и может легко приобрести новый навык. Купите горшок пораньше, пусть он привыкнет к этому предмету и узнает его предназначение.

    Приучая ребенка к горшку, наберитесь терпения и постарайтесь выяснить, в какое время малыш привык ходить в туалет. Обычно дети каким-либо образом предупреждают о предстоящей «катастрофе»: они начинают кряхтеть, тужиться, замирают. В этот момент нужно усадить ребенка на горшок. Если пятнадцатиминутное сидение на горшке ни к чему не привело, а встав с горшка малыш «надумал», нужно проявить терпение, не давить на ребенка и не кричать на него — это может вызвать психологический блок, и ребенок вообще откажется садиться на горшок, думая, что за этим последует наказание. Не создавайте неправильных ассоциаций. Лучше привлекайте внимание ребенка к положительному результату. Хвалите его, когда он все сделал правильно.

    Обязательным условием быстрого приучения к горшку является отказ от памперсов. Когда памперсы сняты, ребенку становится гораздо удобнее, он отныне избавлен от громоздких трусиков и испытывает облегчение. Единственное, что будет причинять ему неудобство – это мокрые штанишки. Со временем малыш поймет, зачем его сажают на горшок, и будет использовать его самостоятельно или поначалу будет проситься на горшок. На промежуточном этапе, скорее всего, успех будет переменным. В каких-то случаях ребенок будет ходить на горшок, в каких-то – будет лениться. Не лишним будет накрыть мягкую мебель полиэтиленом, чтобы облегчить себе уборку, в случае «аварии».

    Свобода передвижения

    Скорее всего, ваш ребенок уже начал самостоятельно ходить, а, может быть, бегать и взбираться по ступенькам. Это самое значительное из того, что должен уметь ребенок у год. Первые шаги обязательно сопровождаются неудачами, падениями, поэтому родителям необходимо обезопасить ребенка: удалить все посторонние предметы с пола, закрыть острые углы мебели. Неустойчивость походки ребенка и любопытство, которое свойственно детям в этом возрасте, может привести к травмам и другим недоразумениям. Обязательно уберите из пределов досягаемости ребенка, а лучше и еще дальше, все предметы, которые вам дороги, чтобы ребенок не мог случайно разбить, например, подаренную мамой вазу, или порвать любимую книгу.

    Когда дети начинают ходить у них нередко проявляются различные отклонения, например, косолапость. Если вы заметите этот недуг или обратите внимание, что ребенок ходит на носочках – обратитесь к специалистам.

    Чаще всего, в год ребенок может похвастаться 8-12 зубами. Однако бывают и такие случаи, что первые зубы появляются поздно, например, в десять месяцев. В этом нет ничего страшного, каждый ребенок развивается по собственному календарю. На это оказывают влияние не только настоящие обстоятельства, но и генетика. Если у мамы или папы зубы появились поздно, то и у ребенка они, скорее всего, припозднятся. В период роста молочных зубов необходимо обеспечить достаточное поступление витаминов и минеральных веществ. В год ребенку обязательно нужно давать прикорм, потому что одного молока ему уже недостаточно.

    Основные умения

    Основные умения малыша в год

    1. Малыш уверенно откликается на свое имя.
    2. Повторяет все за взрослыми, и ему это нравится.
    3. Если родители покажут ребенку улыбкой или смехом, что им нравится, как ребенок, например, пинает ногой мячик, то он обязательно повторит это действие, чтобы доставить родителям удовольствие.
    4. Понимает, когда ему что-то не разрешают, сопровождая сказанное словом «нельзя».
    5. Он может говорить несколько слов, в том числе и двусложные. В его словарь, скорее всего, входят слова: «мама», «папа», возможно, «би-би» и прочие лепетные слова. Причем малыш не только может произносить слова, но и осознанно соотносить их с окружающими предметами.
    6. Он знает, как зовут членов семьи и узнает их в лицо, говоря слова «мама» и «папа», ассоциирует их с родителями. Выделяет своим вниманием маму и обожаемых родственников.
    7. В год ребенок может подражать звукам, которые издают животные.
    8. Ребенок уже понимает, что его любят, и показывает свою любовь. Он умеет целовать родных и прижимается к ним от избытка чувств.
    9. Выполняет некоторые команды, состоящие из простых фраз, типа «принеси это», «дай то».
    10. Может пить из чашки.
    11. Стоит отметить внимание ребенка к музыке, он может дать понять, какая музыка ему нравится, а какая не нравится.
    12. У многих детей уже проявляется склонность к определенным видам деятельности: некоторые дети могут подолгу разглядывать книжки, перелистывать странички, другие дети с упоением выводят карандашом замысловатые каракули на бумаге, кому-то нравится собирать и разбирать игрушки, например, собирать пирамидку из разноцветных пластмассовых колец.

    В годик ребенок очень хочет быть похожим на родителей и усердно пытается повторять все, что вы делаете. Будьте внимательны, чтобы ненароком не научить ребенка каким-либо нежелательным действиям, отучить его потом будет очень сложно. Показывайте малышу новые схемы действий: как можно укладывать спать куклу, катать машинку, делать куличики – без вашей помощи малыш не узнает об этом.

    Вышеперечисленные умения и навыки – это лишь наиболее общий среднестатистический перечень. Ваш малыш, может быть, не умеет всего, что здесь написано, или, наоборот, значительно опережает в своем развитии средние показатели. Отставание в сроках приобретения умений совсем не означает того, что ваш малыш хуже других. Помните, что малыш не обязан научиться всему тогда, когда вы хотите, он развивается по собственному графику.

    Ребенок на горшке

    Что должен уметь и знать ребёнок в 2 года

    Молодые родители часто обращают внимание на общие стандарты развития навыков своего крохи в конкретном возрасте. Однако следует помнить, что каждый малыш уникален и неповторим, как и его темп развития. Поговорим в общих чертах о том, что должен уметь ребёнок в 2 года и как его заинтересовать к конкретным занятиям.

    Физические данные

    Ребенок этого возраста активно и много двигается. Молодым родителям бывает трудно выдерживать его темп, но, пожалуйста, постарайтесь кроху не ограничивать часто. Запреты в этом возрасте, особенно сказанные со злостью, раздражением, с элементами физического насилия или одергивания, прочно закрепляются в психике ребенка и в будущем увеличивают его шансы оказаться в кресле психотерапевта.

    В два годика малыш умеет делать кувыркания и наклоны, например, за игрушкой.

    Он хорошо и уверенно ходит, бегает, прыгает (девочки даже на одной ноге).

    Запросто бьет мяч ножкой или ручкой. Кстати, обратите внимание какой, чтобы сделать прогноз кем он будет — правшой или левшой. А может, амбидекстером — человеком, одинаково хорошо владеющим обеими руками?

    • Аккуратно обходит препятствия на ровной поверхности. Высоко подымает ножки, чтобы их перешагнуть.
    • Умеет маршировать.
    • Ловит и бросает легкие предметы, мячики.
    • Крутить педали трехколесного велосипеда.
    • Подыматься по лестнице; спускаясь, держаться за перила или родительскую руку.

    Умеет ходить спинкой вперед, удерживать равновесие на умеренно шатающейся поверхности.

    Развитие моторики

    Ваш ребенок хорошо держит в руке ручку, карандаш, фломастер, кисточку. Он рисует каракули, ровные линии на листе бумаги. Самое время купить ему краски и ватман. Ввести в список регулярных занятий рисование пальчиками. Он с радостью будет их окунать в краску и создавать свои детские шедевры.

    Умеет расстегивать одежду на молнии, кнопках, липучках.

    Запросто клацает по клавиатуре, нажимает кнопки телефона, вставляет в гнездо зарядное устройство или наушники.

    Некоторые талантливые малыши пытаются справиться с завязыванием шнурков. В общем, сколько навыков демонстрируют молодые родители, столько он и перенимает.

    Социализация и взаимодействие со взрослыми

    Основы будущей способности коммуницировать закладываются у ребенка двухлетнего возраста.

    Ребенок в два года завязывает новые знакомства на детской площадке или в песочнице чаще без слов. Он рассматривает другого кроху, подходит и дотрагивается к нему, иногда берет за ручку. Учится взаимодействовать с детьми через игру и ссоры из-за игрушек. Молодым родителям особо делать ничего не нужно при этом, только наблюдать, успокаивать и объяснять.

    Ребенок понимает просьбы родителей, состоящие из 2-4 последовательных действий. Например, «возьми мячик, отнеси его к игрушкам и положи в коробочку». Охотно их выполняет, различает интонации мамы и папы.

    Самообслуживание

    Ребенок в два года:

    1. самостоятельно пьет из чашки, кушает ложкой из тарелки, правда, не всегда аккуратно;
    2. уже ходит на горшок или регулярно просится, иногда без слов;
    3. умеет одеваться и раздеваться, размещать одежду в пространстве на привычных местах;
    4. моет ручки и вытирает их полотенцем;
    5. чистит зубки пока с помощью родителей;
    6. умеет снимать носочки и варежки без труда;
    7. может убирать игрушки в паре с мамой или папой;
    8. собирает вещи с сумку и достает их обратно;
    9. любит участвовать в коллективной работе, например, уборке квартиры, мытье и складывании посуды.

    Речь и интеллектуальные способности

    Ребенок в два годика может знать буквы и цифры, если молодые родители специально занимались с ним раньше.

    Уровень словарного запаса зависит от того, сколько слов слышал ребенок ежедневно от взрослых. В среднем этот показатель варьируется для двухлеток от 100 до 200 простых звуков, слов, коротких форм последних. Они составляют короткие предложения, знают названия окружающих предметов, запоминают имена сказочных и мультяшных героев. Отвечают на простые вопросы.

    Сейчас благодатное время для освоения родного языка и иностранных. Малыш очень быстро запоминает произношение и значение слов, особенно в игровом формате.

    Имитирует разговор по телефону, прокладывает трубку и произносит речевые интонации как взрослые.

    Ученые утверждают, что малыш в возрасте между 2 и 3 годиками находится в сенситивном периоде развития, то есть он сверхвнимателен к окружающему миру, звукам, речи, проявлению эмоций. Он прекрасный наблюдатель, фантазер и ловкач, способный делать ошеломительные успехи в разных областях своего развития.

    Любит листать книги, слушать сказки, просит почитать любимые.

    Кроха поет песенки, знает короткие детские стихи, запоминает и воспроизводит считалочки.

    Танцует, хорошо чувствует ритм и распознает мелодии — под быстрые двигается активнее, под медленные — плавно.

    Различает 4-6 цветов и складывает предметы одного цвета вместе.

    Пытается раскрутить игрушку, заглянуть ей внутрь.

    Распознает отдельные рисунки на карточках после слов выполнить действие и озвучивания названия того, что следует найти.

    Умеет делать башенки из кубиков, собирать и разбирать пирамидку и матрешек. Собирает крупные детали пазла, конструктора.

    Режет бумагу детскими ножницами.

    Для двухлеток характерно желание все делать самостоятельно, о чем он часто сообщает словами.

    Они огорчаются и плачут:

    • когда мама уходит;
    • в случае отказа родителями выполнить его желание;
    • если другой кроха взял их любимую игрушку.

    Возможны истерики из-за:

    • ухода с детской площадки;
    • снятия крохи с качели, батута;
    • отказа родителей купить игрушку или сладости.

    Малыш двухлетнего возраста искренне удивляется шмелю, цветочек, букашке.

    Что нужно делать молодым родителям? Обязательно идентифицировать эмоции крохи, называть их, проявлять эмпатию, давать возможность их проживать и ни в коем случае не подавлять.

    • Молодым родителям следует уделять внимание развитию мелкой моторики крохи, то есть давать больше занятий для ручек. Так вы стимулируете его речевую активность, запоминание и произношение большего количества слов.
    • Обеспечьте возможность малышу развиваться физически. Прыжки на батуте, ползание по лабиринту, подвижные игры, например, догонялки. — отличные варианты укрепления мышц и освоения новых умений тела.
    • Чаще позволяйте ему делать что-то самостоятельно, например, кушать ложкой, застегивать одежду.
    • Старайтесь больше общаться с крохой, если вы трудитесь вне дома. Он запомнит больше слов, если будет слышать объяснения и ответы на свои вопросы.
    • Регулярно читайте ему разные сказки, рассказы, стихи. Включайте музыку со звучанием разнообразных инструментов.

    Гуляйте в парке и слушайте с ним пение птиц, шелест листвы и травы, журчание воды. Они крайне благотворно влияют на эмоциональное, зрительное и слуховое развитие крохи. Плюс вы подаете пример взаимодействия с природой, прививаете любовь и уважение ко всему живому.

    Как избавиться от растяжек после родов?

    Для лечения послеродовых растяжек рекомендуется использовать наружные средства, улучшающие клеточное питание и эластичность кожи, стимулирующие образование коллагена, обеспечивающие длительное увлажнение.

    Имитирует разговор по телефону, прокладывает трубку и произносит речевые интонации как взрослые.

    Еще почитать:  Боль Справа Внизу Живота При Беременности В Третьем Триместре
    Ссылка на основную публикацию