Что Ребенок Умеет Делать Самостоятельно В 3 Года

Содержание

Что должен знать и уметь делать ребенок
к 3 годам?

Три года — очень интересный возраст. В этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.

В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире — он познакомился с ним через собственную деятельность и общение, с помощью книг и мультфильмов. Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой, которая иногда поражает взрослых.

В этом возрасте значительные качественные изменения происходят в социальной и когнитивной (интеллектуальной) областях развития. Что касается физического развития ребенка, то здесь в основном тренируются и совершенствуются уже имеющиеся навыки и умения.

Необходимо обратить внимание родителей на следующее: в этом возрасте развитие ребенка, как никогда, зависит от взрослых. Освоение новых форм деятельности и поведения во многом связано с теми возможностями, которые создаются в окружении ребенка.

Область познавательного, или интеллектуального, развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия).

Степень развития психических процессов к трем годам можно оценить по следующим признакам:

ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;

усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (но последние редко);

знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);

знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный);

знает такие понятия, как «один — много», «большой — маленький»;

понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;

может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей;

начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);

отгадывает загадки;

слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их;

рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого.

Очевидно, что при таком количестве знаний и умений ребенка родителей все больше беспокоит, соответствует ли уровень развития их малыша возрастному идеалу. Все дети развиваются разными темпами, многое зависит от темперамента ребенка, оттого, сколько времени родители проводят с детьми, как общаются с ними. И неумение малыша сегодня выполнить какое-либо из вышеперечисленных заданий вовсе не означает, что он отстает в развитии.

Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться навыки самообслуживания, но большое значение приобретают и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, в первую очередь со сверстниками.

Что касается навыков самообслуживания, к трем годам ребенок должен уметь:

есть самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения;

одеваться самостоятельно: справляться с молнией, застегивать крупные пуговицы, надевать обувь, хоть иногда не на ту ногу;

знать последовательность раздевания и складывания одежды;

замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.

Сфера общения характеризуется следующим:

ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;

появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им;

ребенок называет других по имени;

ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;

«в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил.

Кроме того, хотелось бы отметить, что в возрасте трех лет происходит очередной кризис развития, который чаще всего называют «Я сам». Малыш становится упрямым, хочет делать все самостоятельно — даже то, что ему явно не по силам. Теперь он старается разобрать и сломать все, что попадается под руку, не только из любопытства, но и чтобы проверить свои возможности и силы. Просыпается чувство собственности: «Я сам, и это все мое». Так что если ваш ребенок в три года вдруг стал жадным и вредным, не пугайтесь — это не навсегда!

Понравилась страничка? Нажмите кнопку «Нравится» или поделитесь с друзьями ссылкой на страницу:

есть самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения;

Что должен уметь ребенок в 3 года

3 года – важная дата в жизни ребенка и его родителей, а многие детские психологи и педиатры именно этот возраст считают переходным между младенчеством и детством. Ведь в 3 года малыш уже вполне самостоятелен – он умеет разговаривать, ориентирован в повседневной жизни, может самостоятельно съесть пищу, умыться и найти себе занятие. Большинство родителей трехлеток не вполне четко представляют себе, что должен уметь ребенок в 3 года, ведь некоторые дети в этом возрасте уже читают, а другие еще с трудом разговаривают. Конечно же, абсолютной нормы развития нет и не может быть, но существует определенный минимум знаний и навыков, которыми должен владеть каждый 3-х летний ребенок.

Физическое развитие ребенка в 3 года

Рост и вес ребенка в 3 года зависит уже не только от темпов его развития и здоровья малыша, но и от расовой и наследственной предрасположенности. Мальчики в 3 года весят от 13,5 до 17 кг, а девочки – от 13 до 16 кг. Рост детей считается нормальным, если он находится в пределах 86 – 100 см.

В 3 года режим дня ребенка не должен резко меняться, ему по-прежнему необходим 10-11 часовой сон ночью и 1-1,5 часа отдыха днем. Но соблюдая режим сна и отдыха, заставлять спать, со слезами и скандалом, трехлеток тоже не стоит – такой сон вместо отдыха станет настоящим наказанием малыша, если ребенок категорически не хочет спать, достаточно укладывать его после обеда полежать спокойно или читать с ним в это время книги.

В 3 года ребенок уже уверенно владеет своим телом, он может бегать, прыгать, перешагивать через препятствия, забираться на вертикальную лестницу, залазить на невысокие горки, менять направление движения на ходу и умеет быстро разворачиваться, наклоняться и приседать. Многие дети в этом возрасте уже могут кататься на трехколесном велосипеде, стоять и прыгать на одной ножке, а также перепрыгивать через скакалку.

Очень важными считаются навыки опрятности и самообслуживания, которыми владеет ребенок в 3 года. В этом возрасте он должен уметь просится на горшок или самостоятельно садится на него (считается допустимым, если малыш иногда не успевает проснуться ночью и очень редко «заигрывается» днем). Дети в 3 года должны соблюдать определенные правила поведения, причем, в отличие от многих других умений и навыков, — эти зависят только от воспитания и манер окружающих ребенка взрослых. В этом возрасте малыши уже прекрасно понимают, какое поведение вызывает неодобрение взрослых, и могут проследить за собственным внешним видом. Многие девочки в 3 года уже сами выбирают себе одежду, сильно расстраиваются, если она пачкается, ежедневно просят мам сделать им прическу и самостоятельно надевают бусы, заколки и колечки.

Кроме навыков опрятности, трехлетний ребенок должен уметь есть ложкой и начинать пользоваться вилкой, пить, не проливая, из чашки и знать, как самостоятельно взять продукты из холодильника или шкафа.

Многие родители не дают своим детям ничего делать на кухне, считая, что трехлетки больше напачкают и испортят, но это в корне неправильно – приучать ребенка к самостоятельности нужно уже этом возрасте. Трехлетний малыш вполне может помочь маме, доставая продукты из шкафов или нарезая сыр специальным детским ножом. Такие задания помогают детям почувствовать себя вовлеченными во «взрослую» жизнь семьи и одновременно учат их, как и что нужно сделать для приготовления пищи.

В 3 года дети могут сами умываться, чистить зубы под присмотром родителей, снимать одежду, а многие даже пытаются одеваться самостоятельно, хотя и не всегда справляются с пуговицами, шнурками и завязками.

Нервно-психическое развитие ребенка в 3 года

В 3 года ребенок не просто растет и развивается, он буквально «впитывает» информацию, как губка и опытные психологи и педагоги советуют ни в коем случае не упускать этого времени. Именно после 3-х лет можно начинать регулярные занятия по подготовке ребенка к школе, ознакомлению с окружающим миром, изучению иностранных языков или музыки. Многие родители делают большую ошибку, считая, что если они отдали малыша в садик, то больше заботиться о его развитии им не нужно. К сожалению, как показывает практика, большинство государственных и частных детских садов не могут полноценно заниматься развитием каждого ребенка, так что без дополнительных занятий не обойтись.

Еще почитать:  Норма Ктг В 33 Недели Беременности Расшифровка

В этом возрасте ребенок должен свободно владеть речью, причем говорить короткими предложениями, а не отдельными словами. Малыши в 3 года уже могут запомнить стихотворение из 2-4 строчек, знают по именам всех близких родственников, говорят о себе в 1-м лице и называют не только названия предметов, но и дают им краткую характеристику, а также могут сказать, зачем нужен или что делает тот или иной предмет.

Очень важно, чтобы ребенок в 3 года умел полностью сосредотачиваться на одном предмете в течение 3-5 минут, мог сам находить решение проблемы, а не обращался сразу за помощью взрослого.

Дети в 3 года должны уверенно держать в руке карандаш, чертить им прямые линии и окружности, уметь раскрашивать картинки, рисовать красками, резать бумагу по линии, делать простейшие аппликации (с родителями), лепить из пластилина и других материалов.

Мышление ребенка в 3 года тоже сильно меняется – теперь он уже делает выводы из увиденного и услышанного, ищет связи между предметами и явлениями и готов бесконечно доставать родителей вопросами «почему», «как» и «зачем», иногда спрашивая об одном и том же много раз подряд. В этом возрасте дети должны собирать картинки из 2-3 частей, обобщать предметы в группы, находить сходства и различия, а также несоответствия на картинках (конечно, в самых простых вариантах).

На возраст 3 года приходится второй «всплеск» детской самостоятельности – теперь малыш хочет делать все сам и очень сердится, если вы не даете ему самостоятельно одеваться или поправляете результат его труда. Опытные родители советуют не пытаться «переупрямить» ребенка, если конечно, в будущем вы не хотите столкнуться с проблемами бесхарактерности и несамостоятельности у подростка, а заранее выделять время на его попытки все делать самому. Да, в условиях постоянной нехватки времени, сделать это очень сложно, но зато такое поведение может вам сохранить взаимопонимание с ребенком, развить в нем успешность и самостоятельность, а также уберечь свои нервные клетки. Подъем на полчаса раньше по утрам, мысленное увеличение времени на все дела минут на 15-20 и договоренность с ребенком: «в садик мы идем быстро и я сама тебя одеваю, а вот обратно – ты все сам», помогут избежать очень многих проблем.

Социальное развитие ребенка в 3 года тоже делает большой скачок, теперь малыш согласен «впустить» в свой мир и посторонних людей, ему уже не так важен постоянный контакт с мамой и другими близкими, а игры со сверстниками кажутся куда привлекательнее игр с взрослыми. Дети в 3 года охотно наблюдают и взаимодействуют с другими людьми, им уже не хватает общества мамы и родни. В этом возрасте им просто необходимо общение с другими малышами, так как только в обществе сверстников они смогут научиться правилам коммуникации, умению решать конфликты и отстаивать свое мнение.

Ребенку 3 года – есть поводы для беспокойства?

Здраво оценить развитие своего ребенка всегда трудно, но родителям трехлеток стоит обратить внимание на своего малыша, если он:

  • неуверенно ходит, бегает, поднимается по лестнице;
  • не может играть в мяч, кататься на качелях или трехколесном велосипеде;
  • до сих пор не говорит или говорит очень невнятно;
  • говорит о себе только в 3-м лице;
  • не ориентируется в своем доме, на детской площадке, во дворе;
  • не контролирует днем свои физиологические потребности;
  • не может оставаться один, без взрослых, даже на самое короткое время;
  • самостоятельно не умеет найти себе занятия, даже 5 минут не может сосредоточиться на одном;
  • не играет и не интересуется другими детьми;
  • не знает названий окружающих предметов, животных, игрушек и так далее.

Девочки и мальчики в 3 года

Большую разницу между мальчиками и девочками в 3 года можно заметить в их речевом развитии, а также в том, как именно они воспринимают речь окружающих.

Уже давно статистически подтверждено: девочки начинают говорить раньше мальчиков и в 3 года их активный словарь может в 2 раза больше, чем у сверстников противоположного пола. Такая разница в речевом развитии связана с тем, что девочки воспринимают информацию с помощью чувств и их выражения – слов, тогда как мальчики предпочитают что-то более «конкретное» — поведение, жесты и движения окружающих. Именно поэтому родителям трехлеток кажется, что с девочками договориться гораздо проще – они слушают и «слышат» именно слова родителей, тогда как мальчики больше обращают внимание на то, как ведут себя взрослые. Так что ни удивляйтесь, если девочке достаточно сказать, что переходить на красный свет светофора опасно, то мальчику вам придется правильно поведение продемонстрировать, только так он сможет крепко усвоить этот урок.

Здраво оценить развитие своего ребенка всегда трудно, но родителям трехлеток стоит обратить внимание на своего малыша, если он:

В 3 года что должен уметь ребенок? Что должен знать ребенок в 3 года?

В три года ребенок проходит очень интересный этап своей жизни, который характеризуется новыми знаниями и умениями. В этот период ему требуется много родительского внимания и участия. Малыш становится относительно самостоятельным и все хочет делать сам, но без помощи мамы ему еще пока не справиться. Ребенок уже познакомился с окружающим миром и имеет начальные познания о нем. На многие вопросы он нередко отвечает сам, применяя логику, поэтому очень удивляет родителей умением так мыслить в 3 года. «Что должен уметь ребенок?» — это главный вопрос, который задают себе мамы и папы подрастающих малышей.

Особенности возраста

Решившись иметь детей, родители должны быть готовы взять на себя ответственность за развитие малыша, а не просто удовлетворять его повседневные потребности. В трехлетнем возрасте происходят изменения в различных областях развития, поэтому участие мамы и папы крайне необходимо. Только они могут помочь ребенку освоить новые сферы деятельности и раскрыть все возможности, которые открываются перед их чадом. А совершенствовать навыки и умения он уже сможет сам.

Если родители проигнорируют особенности возраста ребенка и не уделят ему достаточно внимания, последствия могут быть плачевные. Мамы обязаны знать, что необходимо их малышу в 3 года, что должен уметь ребенок, и насколько его навыки и знания соответствуют возрасту.

Основа познавательной активности

Степень развития малыша можно оценить по следующим факторам: памяти, мышлению, восприятию, речи и вниманию. Конечно, все дети разные. И нельзя их сравнивать, но определенные критерии все-таки существуют.

Итак, ребенку 3 года. Что должен уметь ребенок в три года:

  • Знать примерно 1300-1500 слов и, представляя те предметы, которые не находятся в поле зрения в данный момент, понимать, о чем идет речь.
  • Строить предложения, используя местоимения, существительные и глаголы, понимать основополагающие грамматические закономерности.
  • Знать такие формы, как треугольник, квадрат, круг и прямоугольник.
  • Различать около восьми цветов.
  • Знать понятия «много» и «мало», уметь ими пользоваться в повседневной жизни.
  • Понимать предлоги «за», «над», под» и «в».
  • Складывать картинки из нескольких частей, имея образец.
  • Ориентироваться в пространстве, знать основные маршруты, например дорогу на детскую площадку или в ближайший магазин.
  • Отгадывать простейшие загадки.
  • Рисовать, делать аппликации, складывать конструктор при помощи взрослого.

Задумываясь о том, что должен уметь ребенок в 3 года, родители всегда беспокоятся, соответствует ли уровень его развития норме. Стоит учитывать, что каждый малыш имеет свои индивидуальные особенности, с которыми нужно считаться. На развитие влияют многих факторы: темперамент, черты характера, количество времени, которое родители проводят с ребенком. Неумение выполнить поставленное задание может обуславливаться не отставанием в развитии, а недостаточной настойчивостью, отсутствием старательности или ленью. Необходимо обратить внимание, как ребенок взаимодействует с окружающим миром и общается с другими людьми.

Навыки самообслуживания

Родители нередко переживают о том, достаточными ли навыками обладает их чадо в 3 года. «Что должен уметь ребенок?» — важный вопрос, требующий серьезного подхода. Как правило, в этом возрасте малыш начинает посещать детский сад, поэтому необходимо проследить за тем, насколько он может самостоятельно себя обслуживать.

К трем годам ребенок должен уметь:

  • Кушать без помощи взрослого, соблюдая правила поведения за столом.
  • Самостоятельно одеваться, застегивать молнию, крупные пуговички.
  • Надевать обувь, пусть и не на ту ногу.
  • Знать последовательность, в которой необходимо одеваться, раздеваться.
  • Сообщать родителям о том, что у него испачкана или порвана одежда, уметь попросить о помощи.

Социальная сфера

Существуют определенные критерии, которые определяют, что должен знать и уметь ребенок в 3 года при общении со сверстниками и окружающими людьми.

  • В этом возрасте малыш ощущает потребность в совместных играх, пытается найти себе партнеров со схожими интересами.
  • Возникает желание играть не просто рядом с детками, а вместе с ними, выполнять одну задачу, соблюдая установленные правила.
  • Ребенок обращается к окружающим по имени.
  • Малыш осознает опасность и избегает трудных ситуаций.
  • Ребенок может представить то, о чем ему рассказывают взрослые, рисует образы в подсознании.
  • К достижению трехлетнего возраста дети уже начинают анализировать собственные поступки и последствия, к которым они могут привести.

З года – кризисный период

Иногда родители замечают, как меняется их малыш в 3 года. Что должен уметь ребенок в этом возрасте, и почему происходят перемены? Они обусловлены кризисом развития, который считается нормальным явлением. У ребенка обострено желание все делать самостоятельно, поэтому его навыки и умения совершенствуются с каждым днем. Родители должны запастись терпением и предоставить малышу достаточное количество свободы. Даже если выполнить какие-то задачи и поручения ему пока не под силу, не стоит его торопить или настаивать на помощи. Лучше подождать, пока малыш сам обратиться к взрослому.

Психолого-педагогическая диагностика

Сложно сказать однозначно, что должен знать и уметь ребенок в 3 года, но определенные нормы все-таки есть. Основываясь на них, проводится психолого-педагогическая экспертиза.

  • Уметь выполнять одну задачу в течение 5 минут, не отвлекаясь и не меняя вид деятельности.
  • Одновременно удерживать в поле зрения около пяти предметов.
  • Выполнять несложные задания по образцу, который предложен взрослыми.
  • Находить несколько отличий между предметами.
  • Запоминать несколько картинок.
  • Учить четверостишья, пересказывать небольшие сказки с помощью родителей.
  • Вспоминать, что происходило утром, днем или вечером.
  • Рассказывать о картинке по наводящим вопросам взрослых.

Существуют нормы того, что должен уметь ребенок в 3-3,5 года, которые характеризуют степень развития мышления:

  • Собирать пирамидку правильно и в короткие сроки.
  • Выкладывать небольшие пазлы.
  • Проводить аналогии между предметами и явлениями.
  • С легкостью осваивать игры-вкладыши.

Математика

  • Понимать понятия «больше» и «меньше», уметь пользоваться ими.
  • Сравнивать предметы по высоте, ширине и длине.
  • Правильно отвечать на вопросы.
  • Согласовывать слова согласно падежам и родам.
  • Строить предложения с однородными членами.

Мелкая моторика

Изучая, что должен уметь ребенок в 3-4 года, не стоит забывать и о мелкой моторике, так как она очень важна для развития малыша:

  • Повторять элементарные движения пальчиковой гимнастики.
  • Изображать простейшие явления.

Окружающий мир

  • Называть свое имя.
  • Знать людей из ближайшего окружения.
  • Находить предметы повседневного использования.
  • Знать основные цвета.
  • Различать элементы и детали предметов.

Беспокоясь о том, что должен уметь ребенок в 3 года, родители обязаны помнить, что каждый малыш индивидуален. И не стоит паниковать раньше времени, если он чего-то не знает. Все занятия нужно проводить старательно, выбирая время, когда ребенок бодр, весел и хорошо себя чувствует.

3 года – важный этап

Сложно не заметить навыки, которые имеет ребенок в 3 года. Итоги развития, подведенные к этому возрасту, могут и отличаться от норм, но отчаиваться не нужно. Этот период сложен и для малыша, и для мамы, так как он характеризуется тем, что ребенок начинает отделять себя от родителей и требовать, чтобы к нему относились как к личности. Поэтому лучше предоставить малышу возможность справляться с трудностями самостоятельно, если это не угрожает его жизни и здоровью.

Тогда его навыки будут совершенствоваться с каждым днем, он почувствует себя уверенно. Но родители не должны поддаваться на провокации и позволять собой манипулировать. В этом возрасте дети часто пытаются управлять взрослыми, используя такие методы, как плач или истерика. Во всех конфликтных ситуациях мамам и папам стоит сохранять самообладание и спокойно реагировать на капризы.

Решившись иметь детей, родители должны быть готовы взять на себя ответственность за развитие малыша, а не просто удовлетворять его повседневные потребности. В трехлетнем возрасте происходят изменения в различных областях развития, поэтому участие мамы и папы крайне необходимо. Только они могут помочь ребенку освоить новые сферы деятельности и раскрыть все возможности, которые открываются перед их чадом. А совершенствовать навыки и умения он уже сможет сам.

Что умеет ребенок в 3 года: психомоторные, речевые навыки и мыслительные процессы

Что должен уметь ребенок в 3 года? Диапазон его навыков и умений значительно расширяется. Изменения происходят в двигательной активности, мелкой моторике, мыслительных процессах, эмоциях, речи, общении со сверстниками и взрослыми.

Трехлетним детям свойственно быстро менять вид деятельности, что объясняется недостаточной концентрацией внимания. Зато они не любят менять привычный ход жизни и по природе — консерваторы. У трехлеток появляются любимые игрушки, игры, одежда, еда, напитки, сказки, стихи. «Консервативность» связана с особенностями мышления и психики. Дети этого возраста часто действуют по схеме, какому-то ранее заложенному образцу. Все новое их настораживает, поскольку уже работают базовые механизмы личной безопасности. Также в этом возрасте часто меняется настроение, возникают капризы, упрямство, негативизм. У малыша появляется тяга к самостоятельности и желание проверять границы взрослых. Коммуникативные навыки ребенка совершенствуются, поскольку быстрыми темпами развивается его речь. Подробнее о поведении и развитии ребенка в 3 года читайте в другой нашей статье.

Оценка умений по «мюнхенской диагностике»

«Мюнхенская функциональная диагностика развития» (МФДР) была разработана в Мюнхене в 1997 году медиками, педагогами, психологами. По этой книге можно оценить психомоторные, речевые, коммуникативные навыки детей до трехлетнего возраста. Что должен уметь малыш в 3 года согласно МФДР?

  • Крутит педали трехколесного велосипеда.
  • Прыгает через натянутую скакалку или веревку, не задевает ее.
  • Спускается и поднимается по ступеням, держась за перила, но также может идти без опоры.
  • Умело пинает мяч.
  • Может поймать мяч небольшого диаметра на расстоянии 2 метров.
  • Рвет лист бумаги.
  • Умеет сделать надрез ножницами, если бумагу держит взрослый.
  • Может скатать шарик из пластилина и сделать из него валик.
  • Сортирует предметы по цвету, величине, форме.
  • Определяет самый длинный и короткий предмет.
  • Может строить из кубиков башню, квадрат, мост.
  • Часто вместо «я» называет свое имя.
  • Знает свою половую принадлежность.
  • Понимает простые правила игры.
  • Играет в прятки, догонялки.
  • Касается пальцем кончика носа с закрытыми глазами.
  • Улучшается ориентация в пространстве.
  • Умеет вращать кончиком языка.
  • Ловко прыгает с места на одной и двух ногах.
  • Если поднимается на цыпочки, теряет равновесие.
  • Может взобраться по веревочной лестнице.
  • Переступает через препятствия.
  • Может делать несколько движений одновременно: например, притопывать ногами и хлопать в ладоши.

В этом возрасте у детей заметно совершенствуются навыки крупной моторики (бег, прыжки, повороты туловища, приседания, ходьба задом), развивается быстрота реакции, равновесие и координация движения. При этом пространственная ориентация и быстрота движений у мальчика обычно развита лучше, чем у девочки.

Развитие мелкой моторики ребенка в 3 года

Мелкая (тонкая) моторика развивается уже на первом году жизни. Умелое манипулирование кистями рук и пальцами способствует успешному интеллектуальному, речевому развитию. Что должен уметь ребенок в три года, если говорить о мелкой моторике?

  • Первые рисунки. Малыш пробует «писать». Пишущие движения — хорошая тренировка кисти для письма. Также ребенок может изобразить круг, подобие квадрата, горизонтальные, вертикальные линии, спирали. Малыш пробует копировать рисунки взрослых. Дорисовывает недостающие детали на рисунках: может пририсовать человеку руки и ноги, кругу — солнечные лучи, дому — крышу, собаке — хвост и т.д. Первые портреты людей весьма примитивные, но в них уже есть голова, руки, ноги, туловище. Часто трехлетки изображают «головоногов» — человечков, у которых нет туловища, а ноги и руки присоединены к голове.
  • Расстегивание пуговиц, молний. Ребенку этого возраста намного легче расстегнуть пуговицы (молнию) на одежде, чем застегнуть. Малыша нужно поощрять к этому навыку. Он не только развивает самостоятельность, но и мыслительную деятельность. Не у всех малышей хватает терпения довести дело до конца. Для тренировки лучше давать вещи с крупными пуговицами, чтобы у малыша получалось расстегивать, и он видел результаты своего труда.
  • Игрушки, требующие тонких движений. В этом возрасте малышу может быть интересна мозаика, пазлы, конструкторы, игры-вкладыши, игры-шнуровки, игрушки с вращающимися деталями. Также в 3 года дети умеют нанизывать бусины, разбирать предметы на детали и собирать их. Необходимо только помнить о мерах безопасности: не разрешать малышу брать в рот мелкие вещи.
  • Пальчиковая гимнастика. Ребенок уже может показать самые простые образы при помощи пальчиков: оса, коза, собака, кошка, дерево, корень, зайчик, цветок и другие. Много новых идей можно почерпнуть в специальных книгах с описанием пальчиковых игр. Детям этого возраста нравятся театрализованные пальчиковые представления со стихами и песнями. Пальчиковая гимнастика помогает подготовить руку к письму, развивает воображение, обогащает речевые навыки.

Мыслительная деятельность

Для малышей этого возраста характерна «мыслительная необратимость». Этот термин ввел швейцарский психолог Жан Пиаже, который занимался изучением детского мышления, внимания, речи, воображения. Необратимость мышления заключается в неспособности удерживать в памяти связи между фактами действительности. При размышлениях дети утрачивают начальную точку, не могут вернуться к исходному пункту, улетают в своем воображении.

Избирательность внимания

Восприятие мира у малыша дозированное, иначе его нервная система не справится с перегрузками. Поэтому дети этого возраста так быстро теряют концентрацию. Их можно занять чем-нибудь ненадолго. Если малыш этого возраста занят одним делом около 10 минут — это уже много. В 3 года малыш умеет концентрироваться лишь на том, что его наиболее привлекает. Говорить о силе воли, усидчивости, какой-то самодисциплине в этом возрасте пока рано. В основном малыши поглощены процессом, им не интересен результат.

От наглядно-действенного к образному мышлению

Трехлетний малыш еще мыслит «руками»: видит, держит реальные предметы и может ими манипулировать, как-то их преобразовывать. Мысли малыша привязаны объекту, который он видит в реальности. Но постепенно, примерно в возрасте 3 лет, начинается переход к образному, абстрактному мышлению. Ребенок теперь способен манипулировать образами и символами, которые заложены в его памяти. Он может думать о предмете, которого нет перед глазами или в руках. Это большой прогресс в мыслительной деятельности. А вот логическое мышление у трехлетки пока что не сильно развито, хотя нельзя исключать природные задатки. Бывают дети, у которых в этом возрасте уже хорошо развито логическое мышление.

Эмоциональная память и воображение

Человеку свойственно запоминать то, что его впечатляет. Можно понаблюдать за малышом и увидеть, как хорошо он запоминает факты, явления, признаки, события, которые вызвали у него положительные эмоции и яркие впечатления. Также в этом возрасте развит анимизм мышления, когда все объекты мира кажутся живыми, одухотворенными. Дети — непревзойденные фантазеры. Отсюда вытекают множественные детские страхи. Анимизм нельзя путать с воображением. Последнее является неизменным спутником творческого мышления. В ребенке нужно поддерживать дух исследователя, инициативу, любознательность.

Какие достижения в мыслительной деятельности у трехлетнего малыша

  • Различает предметы по нескольким признакам.
  • Держит в поле зрения несколько объектов.
  • Находит подобные и одинаковые предметы.
  • Хорошо узнает людей по лицам и деталям одежды.
  • Знает и называет около 6 цветов, но оттенки пока не разграничивает.
  • Знает как минимум названия 3 деревьев.
  • Знает и рассказывает стихи.
  • Запоминает и поет детские песенки.
  • Складывает крупные пазлы из 4 частей.
  • Пересказывает сказку при помощи взрослого.
  • Запоминает картинки и описывает их при помощи наводящих вопросов.
  • Может рассказать, как провел утро, в какие игры играл на детской площадке, что ел на обед и т.д.
  • Классифицирует слова по группам: посуда, животные, транспорт, одежда, мебель.
  • Раскрашивает картинки по образцу.
  • Различает квадрат, круг и треугольник.

Коммуникативные навыки

Из пассивного наблюдателя малыш переходит в активного партнера по играм со сверстниками. В 3 года большинство детей начинает посещать детский сад. Социальная адаптация проходит намного безболезненнее, если ребенок общителен, умеет выражать симпатию, осознает желания других детей, проявляет сочувствие — может пожалеть, погладить, поцеловать. Но также в этом в возрасте при общении со сверстниками нередко возникает агрессия. Ребенок учится проявлять всю палитру эмоций. И хорошо, если он уже способен вербально описать состояние радости, восторга, гнева, обиды, страха и т.д. Навыки коммуникации в этом возрасте лучше всего вырабатываются в процессе совместных игр.

Развитие речи

В 3 года у малыша возникает живой интерес к родному языку. Быстро обогащается речь, пополняется новыми словами его пассивный и активный словарь.

  • Фразовая речь. Подмечено: чем больше слов в лексиконе малыша, тем меньше капризов и истерик. Теперь ребенок может вербально выразить свое состояние, рассказать о своих впечатлениях, хотя и не в полной мере. Понимает он гораздо больше, чем может сказать. Он умеет составлять простые предложения из 3-6 слов. Речевые навыки ребенка в 3 года усовершенствуются быстрыми темпами, уходит «телеграфный стиль», когда ребенок примитивно строил фразы без предлогов и падежей.
  • Поддерживает диалог. Малыш отвечает на вопросы взрослых. Активно использует вопросительные слова в своей речи: что? когда? как? кто? чей? Конечно, в этом возрасте появляется знаменитое «почему». Общаясь, ребенок задействует мимику и жесты, причем часто копирует их у взрослых. Хорошо различает и применяет вопросительные и восклицательные интонации.
  • Процентное соотношение частей речи. В активном словаре ребенка 50% существительных. Поскольку интенсивно развивается фразовая речь, малыш чаще использует глаголы — до 20%. Число прилагательных также начинает расти, что объясняется разграничением признаков, качества предметов, употреблением однородных членов предложения. В речи трехлетки примерно 20% прилагательных. Наречия, предлоги, числительные составляют 10%. Малыш уже может (правда, с ошибками) согласовывать существительные и прилагательные по роду, падежу, числу. Активно употребляет предлоги: в, на, под, над, за.
  • Вежливые слова. В речи появляются слова, которые необходимы для нормальной социальной адаптации. Дети охотно говорят: «спасибо», «пожалуйста», «до свидания», «привет», «пока» и т.д.

В этом возрасте у малыша еще много дефектов речи: он может нечетко произносить шипящие, свистящие, сонорные звуки. Часто путает слова, глотает, переставляет слоги, неправильно строит синтаксические конструкции. Если к 4 годам речь остается «нечистой», рекомендуют обращаться к логопеду. Если же до трех лет малыш молчит, не пробует строить простые предложения, нужна консультация невропатолога, психолога, логопеда.

Что может ребенок в 3 года? Прежде всего совершенствуются навыки личной гигиены и самообслуживания. Ребенок хорошо держит равновесие, ездит на трехколесном велосипеде, его движения ловкие и скоординированные. Наблюдается переход от наглядно-действенного к образному мышлению, развивается память, внимание, воображение. Совершенствуется мелкая моторика, формируется фразовая речь.

Мелкая (тонкая) моторика развивается уже на первом году жизни. Умелое манипулирование кистями рук и пальцами способствует успешному интеллектуальному, речевому развитию. Что должен уметь ребенок в три года, если говорить о мелкой моторике?

Что ребенок должен знать в 3 года?

3 года – это важный и интересный возраст в жизни ребёнка. В это время он очень нуждается в родительском внимании и помощи. Основная черта трёхлетних малышей – желание быть самостоятельным: «Я сам!» — ревностно выкрикивает малыш при попытке взрослых ему помочь.

Но это не значит, что ребёнку после 3 лет абсолютно не нужна помощь взрослого. Родителям можно и нужно помогать своему малышу, но делать это незаметно и ненавязчиво, чтобы ребёнок был уверен в своей самостоятельности — для них это очень важно.

И всё же большинство родителей интересует – что должен знать и уметь их малыш в 3 года?

Особенности развития трёхлетнего ребёнка

Каждому родителю необходимо понимать, что, родив ребёнка, он обязан не только удовлетворять его ежедневные физические потребности, но и делать всё необходимое для правильного и своевременного развития малыша.

Родители – это тот самый базис, на который будет опираться ребёнок по мере своего взросления, и если родители не уделяют должного внимания воспитанию ребёнка, то со временем пожмут очень нерадостные плоды…

Мама, родив на свет ребёнка, должна знать особенности развития своего дитя в определённом возрасте, т.к. ребёнок, не освоив какие-либо навыки и умения в том или ином возрасте, не сможет перейти к следующему шагу и освоить другие.

Итак, давайте определим основные критерии, которыми должен владеть ребёнок в трёхлетнем возрасте:

  • Знать примерно 1500 слов, к тому же представлять в своём воображении предметы, не находящиеся в поле зрения; уметь строить простые предложения с использованием существительных, глаголов и местоимений; различать и правильно применять предлоги;

  • Знать и различать простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); различать около 8 цветов;
  • Уметь ориентироваться в пространстве и знать несколько маршрутов (от дома до магазина или от дома до остановки и т.д.);
  • Уметь отгадывать простые загадки и собирать несложный конструктор, строить башни из кубиков, складывать;
  • Самостоятельно кушать, правильно держа столовый прибор, прилично вести себя за столом.
  • Одеваться и раздеваться без помощи взрослого, застёгивать молнию и крупные пуговицы, надевать обувь без шнурков;
  • Определять, что одежда испачкалась или порвалась, и говорить об этом родителям;
  • Что касается социальной сферы, то ребёнок должен чувствовать потребность в общении, пытаться подружиться с другими детьми для совместных игр; запоминает имена своих друзей и называет их; осознаёт опасность и старается её избегать; ребёнок осознаёт свои поступки и может предвидеть их результат.

Как уже было сказано выше, ребёнок в 3 года стремится быть самостоятельным, не нужно ему в этом мешать и настойчиво предлагать помощь.

Очень важно предоставить ему некую свободу, разрешить помочь с уборкой или готовкой, даже если есть опасность, что кружка будет разбита, мусор опрокинут. Ребёнку необходимо чувствовать себя частью семьи и знать, что вы доверяете ему какую — либо работу.

Если ваш ребёнок чего-то не умеет и отстаёт в какой-либо области развития, не спешите паниковать. Помните, что каждый ребёнок индивидуален, все дети не могут развиваться одновременно.

Но и запускать отставание тоже не стоит, необходимо заниматься с ребёнком и выбирать для этого наиболее подходящее время, когда малыш бодр, сыт и в хорошем настроении.

Но помните, что дети в этом возрасте быстро понимают свою роль в жизни родителей и могут ими манипулировать с помощью слёз и криков.

Родители в таком случае не должны поддаваться на эти провокации и реагировать как можно спокойнее, тогда и ребёнок в скором времени поймёт, что подобное поведение не даёт результатов.

Очень важно предоставить ему некую свободу, разрешить помочь с уборкой или готовкой, даже если есть опасность, что кружка будет разбита, мусор опрокинут. Ребёнку необходимо чувствовать себя частью семьи и знать, что вы доверяете ему какую — либо работу.

Ссылка на основную публикацию