Что Ребенок Должен Уметь Делать В 4 Месяца

Правильное развитие: что должен уметь ребенок в 4 месяца

К этому возрасту ребенка жизнь в доме понемногу входит в свое русло. Родители привыкли к своему новому образу жизни, кроха тоже «освоился». В норме к 4 месяцам малыша уже не должны мучить проблемы с работой кишечника, а его сон ночью уже не так прерывист, что дает возможность выспаться родителям. Однако днем ребенок дольше бодрствует, начиная активно исследовать окружающую обстановку.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца – все индивидуально

Помните, что одинаковых детей не бывает, и было бы неправильно всех подгонять «под одну гребенку». Кто-то более спокоен, кто-то активен, кто-то открыт миру, ну а кто-то предпочитает наблюдать: малыши такие же разные, как и взрослые люди. Но существует некоторый свод с базовыми навыками того, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Он является неким эталоном, сверяя с которым способности ребенка, можно судить о степени его развития.

  1. Переворачиваться со спины на бок и на живот. В положении лежа на животе малыш способен перемещать взгляд за движущимися объектами.
  2. Приподнимаясь или лежа на животе, опираться на поверхность ладошками. В таком положении хорошо держать голову, свободно поворачивая ее влево и вправо.
  3. Реагировать на появление знакомых и незнакомых лиц.
  4. Прислушиваться к появлению звуков и определять источник их происхождения.
  5. Самостоятельно брать и удерживать в ручках игрушки и предметы. Проявлять реакцию на новые, выражать «недовольство», если их у него забрали.
  6. Без поддержки устойчиво держать головку.
  7. Отзываться на свое имя.
  8. Хватать или пытаться схватить висящие над ним игрушки. Реагировать на яркие предметы в доме.
  9. Рассматривать, трогать и переворачивать в ручках игрушки.
  10. Опираться на кончики пальцев ножек, когда его поддерживают в вертикальном положении.
  11. Смеяться, когда его забавляют взрослые.
  12. Подолгу гулить с добавлением долгих, протяжных гортанных звуков.

Это основные элементы поведения, присущие всем детям данного возраста. Какие-либо явные несоответствия с тем, что должен уметь делать ребенок в 4 месяца, должны быть внимательно изучены соответствующими специалистами.

Помните, что одинаковых детей не бывает, и было бы неправильно всех подгонять «под одну гребенку». Кто-то более спокоен, кто-то активен, кто-то открыт миру, ну а кто-то предпочитает наблюдать: малыши такие же разные, как и взрослые люди. Но существует некоторый свод с базовыми навыками того, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Он является неким эталоном, сверяя с которым способности ребенка, можно судить о степени его развития.

Чему научился малыш в четыре месяца?

Четырехмесячный малыш очень сильно отличается от новорожденного. К этому возрасту дети уже ощутимо взрослеют по сравнению с первыми месяцами после рождения, изменяются внешне, физически и психологически.

Пропорции тела немного меняются: разница в объеме головы и грудной клетки, которая бросается в глаза в первые месяцы жизни, постепенно уменьшается, конечности становятся длиннее. В целом пропорции тела медленно приближаются к пропорциям взрослого человека. Кроме того, к четырем месяцам малыш «наедает» щечки и превращается в славного пухленького карапуза.

Появляются и новые навыки. Малыш осваивает разные способы изучения окружающего мира, начинает активно с ним взаимодействовать, осваивает новые действия. Все это происходит на фоне совершенствования органов движения, чувств и нервной системы. О том, что умеет ребенок в 4 месяца, поговорим подробнее.

Навыки четырехмесячного ребенка

  • В четыре месяца происходит угасание хватательного рефлекса, и хватание становится произвольным. Это означает, что раньше ребенок рефлекторно сжимал кулачок, как только что-либо касалось его ладошки, а сейчас он сжимает предмет ручкой тогда, когда сам хочет взять его. Произвольность движений – большой прогресс в развитии, ведь это означает, что ребенок уже пытается научиться управлять своим телом, координировать движения. Если говорить о хватании, то для ребенка это новая, гораздо более сложная цепочка нервных импульсов, пусковым механизмом которой является интерес ребенка к предмету. (О рефлексах)
  • Когда ребенок берет в ручку какой-то интересный предмет, он уже не просто держит его, а пытается совершать разные манипуляции, рассматривает, обязательно тянет в рот. Малыш может пытаться стучать предметом, трогать пальчиками детали. Это естественный и очень важный этап познания. Правда, в четыре месяца координация движений еще очень далека от идеала, тем более мышцы кисти развиты еще слабо, поэтому держать что-либо ребенок не может совсем не долго.
  • В возрасте 4-х месяцев многие малыши овладевают не только умением переворачиваться на живот, но и в обратную сторону. Обычно, когда у ребенка появляется в арсенале весь набор переворотов, родители переселяют чадо на пол во избежание падения. Тем лучше для ребенка, ведь перед ним теперь огромное пространство для освоения. С помощью переворотов дети научатся перемещаться по комнате и даже добираться до интересующих объектов. (Читаем подробно: Когда малыши начинают переворачиваться)
  • Лежа на спине, четырехмесячный малыш пытается приподнимать голову и плечи, как будто пытается сесть. На самом деле, редко кто из детей садится из положения «лежа», в основном дети начинают садиться как бы с бока, опираясь на бедро. Раньше считалось, что в 4 месяца ребенка уже нужно присаживать. Попытки приподняться из горизонтального положения только усиливают желание поскорее усадить малыша. На сегодняшний день ортопеды категорически не рекомендуют заниматься присаживанием детей до тех пор, пока они не начнут садиться сами, и уж тем более не надо предлагать малышу в качестве опоры мягкие подушки. Опора для сидения в любом возрасте должна быть жесткой. (Читаем статью: Когда можно начинать присаживать детей)
  • Новые навыки демонстрирует ребенок и лежа на животике. Речь идет о задатках к ползанью. В 4 месяца ребенок умеет приподнимать попу и отталкиваться ножками. Кое-кто действительно ползает по-пластунски. Кстати, многим детям первое время проще ползать назад, чем вперед. Мотивировать малыша к ползанью можно любимыми игрушками, разложенными перед ним на доступном расстоянии. При этом малыш должен все-таки иметь возможность осуществить задуманное и дотягивался до игрушки, иначе интерес к такой забаве быстро угаснет.(когда дети начинают ползать?)
  • Новшества появляются в области зрения и слуха. Если раньше ребенок мог четко видеть предметы, расположенные в пределах 50-70 см. от него, то сейчас он хорошо видит на расстоянии 3-3,5 метров. Это означает, что малыш легко может рассматривать комнату или наслаждаться видом из окна. Слух тоже становится более тонким. Ребенок начинает хорошо различать звуки, реагировать на звуки музыки, понимать эмоциональную окраску звуков. Самым приятным звуком для ребенка, конечно, является мамин голос.
  • Со слухом очень тесно связано речевое развитие. С четырех месяцев ребенок уже умеет произносить слоги, которые часто принимаются за первые слова. Это могут быть слоги «па», «ма», «ба». Губами малыш пытается воспроизводить артикуляцию взрослых. Гуление и лепет звучат все чаще. Особенно много малыши «разговаривают», когда пребывают в хорошем расположении духа. На том этапе очень важно эмоциональное общение взрослого с ребенком. В 4 месяца дети уже сами способны инициировать это общение, призывая маму к контакту с помощью улыбок и своих «словечек».
  • Социальное развитие тоже не стоит на месте. Главными фигурами в жизни малыша, бесспорно, являются родители. К четырем месяцам ребенок уже начинает выделять «своих» и «чужих». Причем в категорию «чужих» могут попасть даже вполне близкие родственники, если малыш их редко видит. Обычно своим предпочтения карапуз выражает тем, что в присутствии незнакомого или малознакомого человека малыш проявляет беспокойство, плачет, напрягается всем тельцем. По большому счету, в свой круг привязанностей ребенок в таком возрасте допускает только тех, кого видит ежедневно или хотя бы через день. Дело в том, что запоминание и долговременная память у маленького человечка развита не очень хорошо, поэтому для него существует только то, что он видит в данный момент. Поэтому родственники, которые появляются перед ребенком эпизодически, каждый раз воспринимаются как новые люди.
Еще почитать:  Ребенку 5 Месяцев Что Он Должен Уметь Видео

В этой статье мы рассмотрели, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Этот набор навыков является условным для 4 месяцев, поскольку у каждого ребенка те или иные «умелки» появляются в соответствии с собственным темпом развития. Впереди еще много новых открытий и свершений, поэтому лучше не торопить события и радоваться постепенному взрослению вместе с малышом.

Видео: что должен уметь ребенок в 4 месяца

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Четырехмесячный малыш очень сильно отличается от новорожденного. К этому возрасту дети уже ощутимо взрослеют по сравнению с первыми месяцами после рождения, изменяются внешне, физически и психологически.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Как развивается четырехмесячный малыш? Каковы навыки четырехмесячного малыша? Развитие малыша в 4 месяца? Что умеет ребенок в 4 месяца? На эти вопросы мы постараемся вам ответить

Маме, которая беспокоится о том, соответственно ли возрасту в физическом и психическом отношении развивается ее малыш, необходимо знать следующее.

В возрасте четырех месяцев ребенок должен уметь:

♦ самостоятельно держать головку, когда мама берет его на руки, и делать это достаточно уверенно;

♦ во время бодрствования активно двигать ручками и ножками; активность движений четырехмесячного малыша еще увеличивается, если его раздеть; также ребенок двигается активнее, если к нему подходит мама, — более активным движением ребенок выказывает радость при виде мамы; если ребенок видит незнакомого человека, то перестает двигаться, настораживается;

♦ тянуться рукой к заинтересовавшим его предметам; хватать ручкой предметы, до каких он смог дотянуться; подтягивать предметы к себе, рассматривать их, пробовать на вкус;

♦ выполнять движения, напоминающие движения при попытке сесть; эти движения ребенок выполняет из положения лежа на спине или из положения лежа на боку;

♦ приподнимать голову из положения лежа на спине;

♦ самостоятельно поворачиваться на бочок из положения лежа на животе;

♦ пребывая в положении лежа на животе, — приподнимать голову (и довольно высоко), поворачивать голову вправо и влево, упираться ручками в ту поверхность, на которой он лежит, и таким образом несколько приподнимать корпус, прогибать спинку (и достаточно глубоко);

♦ интересоваться тем, что происходит вокруг; особое внимание ребенок уделяет тому, что движется; очень интересуется ребенок игруш­ками, оживляется, радуется, когда видит но­вую игрушку;

♦ определять на слух место, откуда раздается звук; если звук привлекает внимание малыша, он поворачивает к нему голову;

♦ запоминать голоса; ребенок этого возраста уже легко узнает материнский голос; слыша его приближение, малыш проявляет радость; также он без труда узнает голос папы и голоса других домашних — особенно тех, с кем много общается;

♦ проявлять интерес к музыке; следует сказать, что музыка нравится подавляющему большинству малышей; при звуках музыки ребенок обычно затихает и прислушивается;

♦ отвечать на улыбку улыбкой; четырехмесячный малыш уже хорошо понимает значение улыбки;

♦ пробовать голос (издавать гортанные певучие звуки), лепетать; те пробы голоса, которые делает четырехмесячный ребенок, принято называть гулением;

♦ смеяться; правда смеется малыш еще редко; зачастую он заменяет смех более активными движениями ручек и ножек.

♦ тянуться рукой к заинтересовавшим его предметам; хватать ручкой предметы, до каких он смог дотянуться; подтягивать предметы к себе, рассматривать их, пробовать на вкус;

Что должен уметь делать ваш ребенок в 4 месяца?

Четвертый месяц в жизни каждого малыша — ответственный и нелегкий период, полный разнообразных тренировок и развития навыков, освоенных им во время предыдущих трех месяцев. Родителям нужно глядеть в оба, чтобы не упустить важные моменты в развитии своего крохи. Если они будут осведомлены о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца, это позволит им вовремя заметить отклонения от возрастных норм и обратиться к врачам за помощью. Даже если несоответствия не столь значительны, можно сделать их корректировку, чтобы в дальнейшем малыш смог догнать сверстников в физическом, эмоциональном, социальном развитии.

В четыре мясца малыш уже гораздо увереннее и выше держит голову, приподнимает туловище, опираясь на ручки

Основные умения

Перечень основных этапов развития поможет подготовить родителей к новым свершениям, открытиям и достижениям своего крохи. Все четырехмесячные малыши забавные, смешные, интересные, и будет лучше, если взрослые окажутся в курсе, чего ждать от подвижных и активных крох, пытающихся уже вылезти из пеленок, а на что еще пока рассчитывать рановато.

В 4 месяца малыш:

  • самостоятельно и достаточно уверенно держит головку, когда его берут на руки;
  • активно двигает ручками и ножками во время своего бодрствования;
  • увеличивает активность этих движений в некоторые моменты своей жизни: например, когда его раздевают (переодевают) или когда к нему подходит родной человек, к которому он привык (мама, папа, бабушка и др.), — так он выражает свою радость;
  • при виде незнакомого маленький, но уже такой умненький человечек чаще всего замирает и настораживается, подавляя свою двигательную активность;
  • тянется ручками к тем предметам, которые его заинтересовали; хватает те, до которых он в состоянии дотянуться, подтягивает их к себе, рассматривает, пробует на вкус;
  • когда находится в положении лежа (неважно — на спинке или на боку), делает движения, словно пытается сесть: не нужно торопить его с этим умением и усаживать слишком рано, особенно если это девочка;
  • лежа на спине, приподнимает самостоятельно головку;
  • лежа на животе, сам способен перевернуться на бок;
  • в том же положении (лежа на животе) довольно высоко приподнимает головку, поворачивает ее влево и вправо, даже упирается ручками в ту поверхность, где лежит, — соответственно, слегка приподнимает корпус, достаточно глубоко прогибая при этом спинку.
  • интересуется тем, что происходит вокруг него;
  • особенное внимание обращает на движущиеся предметы: человека или животного, прошедших мимо, или же на игрушку, которой можно периодически проводить перед его глазами;
  • оживляется при виде игрушек и радуется каждой новой;
  • реагирует на звуки: определяет на слух то место, откуда идет шум, поворачивает к нему головку;
  • ему нравится, когда его берут уже не НА ручки, а ПОД ручки — это положение, из которого он может созерцать большую часть окружающего его мира;
  • запоминает голоса: легко узнает голос мамы, проявляя при этом радость; папу и других домашних, которые входят в круг его общения в этом возрасте, четырехмесячный малыш также способен узнавать по первым нотам их голоса;
  • проявляет интерес к звукам музыки – она нравится большинству малышей; ребенок, услышав ее, начинает прислушиваться, замирает на какое-то время, а затем может проявить целую бурю эмоций посредством своей оживленной мимики и гуления;
  • пробует собственный голос, издает своеобразные гортанные, порой очень певучие звуки, к которым сам же любит прислушиваться;
  • лепечет и гулит;
  • реагирует на собственное имя;
  • отвечает на улыбку, прекрасно понимая ее значение;
  • некоторые даже заразительно смеются в этом возрасте, но это бывает очень редко: родители должны помнить, что в 4 месяца маленький человечек активно заменяет смех и радость быстрыми и интенсивными движениями своих ручек и ножек.
Еще почитать:  Гипоксическое Поражение Цнс 1 Степени У Новорожденных

Это лишь основные умения, которые приобретают малыши в возрасте 4 месяцев. В реальности могут быть некоторые отступления от этих стандартных норм, которых родителям не стоит бояться. Каждый маленький человечек очень индивидуален, что может сказываться и на его развитии. Если же отклонения существенны, они вызывают сомнения и страхи у взрослых, то лучше посоветоваться со специалистом, но не делать самостоятельных поспешных выводов.

Если кроха не проявляет особого интереса к происходящему вокруг и не стремится к общению, есть повод для беспокойства

Отклонения от нормы

По-настоящему забеспокоиться родителям стоит тогда, когда большую часть умений, перечисленных выше, малыш в 4 месяца не приобретает. Тревогу нужно бить, если к этому моменту ребенок:

  • не проявляет двигательную активность;
  • не пытается держать головку;
  • не гулит и не лепечет;
  • не реагирует на посторонние звуки и собственное имя;
  • не узнает взрослых, которые находятся в его постоянном окружении, и никак не реагирует на них;
  • редко улыбается, причем делает это совершенно неосознанно и бесцельно;
  • не пытается переворачиваться;
  • равнодушен к игрушкам.

Если все это внимательные родители отмечают у своего четырехмесячного малыша, значит, в его развитии существуют какие-то серьезные проблемы. Если они существенны, без помощи и консультации врача не обойтись. Если же они незначительны, педиатр, скорее всего, посоветует просто более активно заниматься с ребенком, развивать его во всех отношениях.

Чтобы стимулировать развитие малыша, чаще общайтесь с ним, разговаривайте, всячески показывайте свою любовь к нему

Корректировка развития

Если у малыша к 4 месяцам остаются неразвитыми какие-то физические умения, возможно, дело в какой-то внутренней болезни, не выявленной при рождении или появившейся позднее. Иногда требуется всестороннее медицинское обследование, чтобы выяснить причины данных отклонений. В некоторых ситуациях достаточно поделать малышу специальный массаж. Однако чаще всего родители в силах самостоятельно подкорректировать путь развития своего крохи, чтобы в самом скором времени он догнал своих сверстников. С помощью мамы и папы все, что должен уметь ребенок в 4 месяца, он освоит быстро и с удовольствием.

  1. Малышу должно быть обеспечено полноценное общение с родителями. Причем оно не должно ограничиваться только кормлениями, прогулками и гигиеническими процедурами. Это должно быть чтение на ночь, ласковые разговоры, улыбки, игры и занятия.
  2. Ежедневное чтение стихов и потешек поможет в будущем развитию правильной речи и положительно скажется на его памяти в дальнейшем.
  3. Во время чтения стихов родителям рекомендуется проделать следующее упражнение. Соприкасайтесь с малышом щеками во время чтения. Вибрация вашей кожи будет передавать маленькому человечку понимание того, как рождаются звуки.
  4. Нельзя разговаривать с четырехмесячным малышом в грубом тоне, тем более — кричать на него. Все эти интонации отложатся у него в памяти, станут источником бессознательного страха в дальнейшем. Ласка и нежность — только эти два способа могут обеспечить полноценное эмоциональное развитие вашего крохи.
  5. При разговоре с ребенком родителям нужно стараться быть максимально эмоциональными, чтобы познакомить его с палитрой человеческих чувств.
  6. Всегда обращайтесь к младенцу по имени, желательно — в уменьшительно-ласкательной форме, всегда — с нежной интонаций и любовью, которую малыш обязательно почувствует.
  7. Учите его разговаривать. После очередного гуления малыша скажите ему фразу и замолчите. Дождитесь его «ответа» в виде детского лепета, обязательно дайте ему договорить до конца и опять что-нибудь скажите. Обычно маленьким деткам это очень нравится, и они быстро улавливают, что такое разговор. Это очень важно для дальнейшего формирования ребенка как полноценной, социальной личности, которая будет уметь вести диалог.
  8. Покупайте ребенку яркие, разнообразные игрушки, радуйте его и вызывайте у него как можно больше положительных эмоций.
  9. Ежедневно включайте малышу приятную, красивую музыку для прослушивания. Это могут быть даже песни, которым вы можете подпевать: вот увидите — в скором времени и малыш присоединится к вашему вокалу.

Любой родитель мечтает о том, чтобы развитие его малыша не отставало от стандартов, чтобы он рос вместе со сверстниками, особо от них не отличаясь своим развитием. Однако если случился какой-то сбой, не нужно паниковать: не всегда причиной этому служит какое-то серьезное внутреннее заболевание. Чаще всего достаточно уделять ребенку больше времени, заниматься с ним — и тогда все встанет на свои места. На протяжении всего этого периода родителям нужно просто держать в своей голове, что должен уметь четырехмесячный ребенок согласно его возрастным нормам. Отслеживание, контроль и корректировка любых отклонений позволит направить развитие малыша в нужное русло.

Если кроха не проявляет особого интереса к происходящему вокруг и не стремится к общению, есть повод для беспокойства

Что должен уметь ребенок в четыре месяца: навыки, эмоции

Как определить, нормально развивается ли ваш малыш? Что ребенок должен уметь делать в 4 месяца? Каковы особенности его развития, воспитания, ухода в этом возрасте? Об этом читайте в нашей статье.

Путь от индивидуума к личности

Новорожденный малыш, явившись на свет, начинает адаптироваться к окружающей среде. Его поведение во многом обеспечено рефлексами, а возможности восприятия и действия сильно ограничены. Однако проходит время, и ребенок осваивается с искусством управления сложным механизмом своего тела. И начинает развиваться как личность. К 4 месяцам появляется некоторая произвольность движений. Пусть малыш физически еще не все может сделать, но 4-месячный человечек уже сам решает, что он делать хочет, а что нет. Ладошка сжимается уже не рефлекторно от прикосновения, а лишь когда малышу самому хочется удержать предмет. Взгляд теперь может подолгу фокусироваться на предмете, причем обзор за эти 4 месяца увеличился в 7 раз (с 50 см до 3,5 м). Появляются первые эмоциональные реакции. Становится ясно, что нравится или не нравится крохе. Начинают проявляться первые признаки темперамента, черты характера. Начинается путь становления личности. В 4 месяца развитие ребенка (физическое и психическое) происходит очень бурно, и хотя внешне это еще не так заметно, скоро произойдет настоящий скачок в развитии.

Еще почитать:  Овощное Рагу Для Ребенка В Год В Мультиварке

Физические возможности

Установилась терморегуляция. Теперь кроху не нужно кутать – одеваться можно соответственно погоде. Педиатры рекомендуют одевать ребенка как взрослого, с поправкой на сезон: в теплую погоду — минус одна вещь на теле, в холодную — наоборот, плюс одна. Угасают или уже отсутствуют вовсе врожденные рефлексы – малыш уже не хватает бессознательно все, что попадется в руку, и не вскидывает испуганно ручки при громком звуке. Ослаб уже гипертонус конечностей, теперь ребенок сам решает, какие мышцы и когда ему напрягать, и умеет расслаблять их.

Что должен уметь малыш в 4 месяца:

  • Уверенно держит голову, при поднимании из положения на спине не заваливает голову набок
  • Лежа на животике, приподнимает тело, может даже опираться на предплечья
  • Умеет улыбаться, хмуриться
  • Может перевернуться на бок, с живота на спинку, некоторые – со спины на живот
  • Делает попытки ползти по-пластунски
  • Делает попытки сесть (поднимает голову и тело)
  • Может отталкиваться ножками от опоры (лежа — от ладошки, подставленной под пяточки, стоя — от пола)
  • Узнает близких, отличает их от чужих
  • Может подтянуть к себе интересную вещь, засунуть ее в рот
  • Певуче гулит, издает звуки и простые слоги в случайном порядке

Отсутствие какого-то одного признака не катастрофа – если ребенок здоров и остальные пункты выполнены, то запаздывание развития навыка может оказаться просто индивидуальной особенностью. Все действия, что должен уметь малыш, приходят самостоятельно, когда готовы нервная и мышечная система. Поэтому, чтобы обеспечить правильное и своевременное развитие ребенка, вы можете развивать и подготавливать мышечную систему, занимаясь гимнастикой, а также своевременно посещать невролога.

Психическое и эмоциональное развитие

Что должен уметь малыш в психологическом плане? Начинается процесс социализации. В четвертом месяце развитие ребенка в социально-психологической сфере очень заметно: появляется система распознавания «свой-чужой». При виде знакомого, любимого лица малыш оживляется, улыбается, тянет ручки, может начать гулить. Эти реакции называются комплексом оживления.

Реакция на чужих иная (помните, что чужой – это любой, кто приходит реже, чем 2-3 раза в неделю, независимо от родственной близости). В зависимости от черт характера, темперамента, прошлого опыта ребенок может как замереть, так и нахмуриться, а порой даже заплакать.

К предметам окружающего мира дитя тоже начинает проявлять свое отношение. Особенно это заметно, когда малыш тянет что-то в рот. У ребенка в 4 месяца вкусовых рецепторов во много раз больше, чем у старших детей, и уж тем более у взрослого. Поэтому мир дети буквально познают на вкус, и отчетливо проявляют свое мнение – хмурятся или улыбаются.

Формируются причинно-следственные связи. Ребенок уже знает, что одевание означает прогулку, а ванна – купание, и выражает свое отношение к предстоящему действию лицом, голосом, позой, движениями тела.

Происходит речевое развитие. Кроме накопления пассивного словарного запаса, начинается активное использование звуков. Малыш начинает использовать звуки человеческой речи, а не просто подзывать плачем.

Особенности физиологии

В этом возрасте в отношении развития, ухода, навыков еще не важно, мальчик у вас или девочка. Различия проявляются только в росте и весе – мальчики обычно немного крупнее. Кроха уже набрал вес, и даже если при рождении малыш был худеньким, то к 4 месяцам он станет очаровательным пухляшом. Порой даже щеки у крепыша лежат на плечах.

Проблемы с пищеварением к этому возрасту обычно уже утихают, колики и боли в животе появляются редко. Наступает период краткой передышки, пока не начнут лезть зубки – кстати, у некоторых малышей этот процесс начинается уже в 4 месяца. Активно происходит слюноотделение, благодаря чему возможна некоторая сыпь, потничка на подбородке, а также состояние, похожее на насморк — это естественные процессы. Ребенок при необходимости уже может получать прикорм, его кишечник уже дозрел.

Малыш уже хорошо видит, отлично слышит и способен отличать одни музыкальные произведения от других. Так же как и выделять мамин голос из всех прочих.

Кишечник почти закончил свое формирование, в связи с чем стул становится плотнее и реже, устанавливается индивидуальный режим дефекации.

Спит ребенок в этом возрасте около 12 часов в сутки. Перерывы на бодрствование становятся больше и достигают 3 часов. Ребенок уже привык спать ночью и вошел в ритм чередования бодрости и отдыха. Если ваше чадо «путает» день и ночь, обратитесь к педиатру и терпеливо, настойчиво переучивайте его.

Уход за малышом в 4 месяца

Развитие и уход за ребенком в 4 месяца не сильно отличаются от того, что были ранее. Ухаживать за малышом становится проще – у него формируется что-то вроде привычки и причинно-следственных связей, благодаря чему ребенок уже начинает «помогать» маме его одевать, купать, кормить.

Возможно, по показаниям, введение первого прикорма.

Кроме того, что должен уметь ребенок, важно и то, что умеет мама. Ухаживать за кожей малыша, чтобы не было опрелостей. Правильно держать, чтобы ребенку было удобно, но мышцы его при этом работали. Делать массажик легкими движениями. Проводить гимнастику.

В 4 месяца крохе предстоят прививки – АКДС и против полиомиелита. Не забудьте про профилактические меры в этот период.

Сохраняются рекомендации по уходу: прогулки на свежем воздухе, купание, воздушные ванны.

Появляется возможность играть с малышом, развивать его. Поскольку уже сформировалось цветоразличение, то яркие, цветные игрушки, картинки подойдут для обучения цветам. Говорите с малышом как можно чаще. Называйте все, что видите, показывайте это малышу – пускай формируется пассивный словарный запас. Можно, кроме маминого голоса, радовать ребенка музыкой – пробуйте разные мелодии, и скоро поймете предпочтения малыша.

Дети обожают интерактивные игрушки — те, с которыми можно взаимодействовать. Если игрушка при нажатии пищит, шуршит, меняет форму, это вызывает искренний интерес и восторг у грудничков.

Детки в этом возрасте охотно занимаются спортом: плавают, удерживаются ручками за пальцы родителей и поднимают свое тело следом, занимаются на фитболе. Разумеется, родителям нужно постоянно подстраховывать ребенка во время таких занятий. Но эти вложения внимания, времени и сил окупятся сторицей: здоровьем, физическим и умственным развитием ребенка.

Сохраняются рекомендации по уходу: прогулки на свежем воздухе, купание, воздушные ванны.

Ссылка на основную публикацию