Больные Дети В Состоянии Субкомпенсации Относятся К Группе Здоровья

Какие дети относятся к первой группе здоровья?: (*ответ*) здоровые, с нормальным

Какие дети относятся к первой группе здоровья?:
(*ответ*) здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций
— здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям
— больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма
— больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма
— больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма
Какие дети относятся к пятой группе здоровья?:
— здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций
— здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям
— больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма
— больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма
(*ответ*) больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма
Какие дети относятся к второй группе здоровья? :
— здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций
(*ответ*) здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям
— больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма
— больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма
— больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма
Какие дети относятся к третей группе здоровья?:
(*ответ*) больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма
— здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций
— здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям
— больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма
— больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма
Какие дети относятся к четвертой группе здоровья?:
— больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма
— здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций
— здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям
(*ответ*) больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма
— больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма
Дети, страдающие хроническими заболеваниями, наблюдаются:
— педиатром
— врачем-специалистом
(*ответ*) педиатром и врачем-специалистом
— главным врачом
— регистратором
Сколько лет наблюдают детей, страдающих ревматизмом, после активной фазы заболевания и при отсутствии порока сердца?
— 1 год
— 3 года
— 6 лет
— 10 лет
(*ответ*) 5 лет
В какое медицинское учреждение переводят ребенка после стационарного лечения по поводу ревматизма?
— туберкулезный диспансер
— поликлинику
(*ответ*) санаторий
— диагностический центр
— СЭС
Сколько лет наблюдают детей, страдающие диффузными /иммунопатологическими/ заболеваниями соединительной ткани?
— 3 года
— 5 лет
— 4 года
(*ответ*) До передачи во взрослую поликлинику
— 10 лет

Ответов: 1 | Категория вопроса: Прочие вопросы

Какие дети относятся к первой группе здоровья?:
(*ответ*) здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций
— здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям
— больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма
— больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма
— больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма
Какие дети относятся к пятой группе здоровья?:
— здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций
— здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям
— больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма
— больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма
(*ответ*) больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма
Какие дети относятся к второй группе здоровья? :
— здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций
(*ответ*) здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям
— больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма
— больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма
— больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма
Какие дети относятся к третей группе здоровья?:
(*ответ*) больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма
— здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций
— здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям
— больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма
— больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма
Какие дети относятся к четвертой группе здоровья?:
— больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма
— здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций
— здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям
(*ответ*) больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма
— больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма
Дети, страдающие хроническими заболеваниями, наблюдаются:
— педиатром
— врачем-специалистом
(*ответ*) педиатром и врачем-специалистом
— главным врачом
— регистратором
Сколько лет наблюдают детей, страдающих ревматизмом, после активной фазы заболевания и при отсутствии порока сердца?
— 1 год
— 3 года
— 6 лет
— 10 лет
(*ответ*) 5 лет
В какое медицинское учреждение переводят ребенка после стационарного лечения по поводу ревматизма?
— туберкулезный диспансер
— поликлинику
(*ответ*) санаторий
— диагностический центр
— СЭС
Сколько лет наблюдают детей, страдающие диффузными /иммунопатологическими/ заболеваниями соединительной ткани?
— 3 года
— 5 лет
— 4 года
(*ответ*) До передачи во взрослую поликлинику
— 10 лет

Понятие о компенсации, субкомпенсации и декомпенсации

Практически любой орган или система органов имеет механизмы компенсации, обеспечивающие приспособление органов и систем к изменяющимся условиям (изменениям во внешней среде, изменениям образа жизни организма, воздействиям патогенных факторов). Если рассматривать нормальное состояние организма в нормальной внешней среде как равновесие, то воздействие внешних и внутренних факторов выводит организм или отдельные его органы из равновесия, а механизмы компенсации восстанавливают равновесие, внося определённые изменения в работу органов или изменяя их самих. Так, например, при пороках сердца или при постоянной значительной физической нагрузке (у спортсменов) происходит гипертрофия мышцы сердца (в первом случае она компенсирует пороки, во втором — обеспечивает более мощный кровоток для частой работы на повышенной нагрузке).

Еще почитать:  Ребенок на 38 неделе мало шевелится

Компенсация не является «бесплатной» — как правило, она приводит к тому, что орган или система работает с более высокой нагрузкой, что может быть причиной снижения стойкости к вредным воздействиям.

Любой компенсаторный механизм имеет определённые ограничения по степени выраженности нарушения, которое он в состоянии компенсировать. Лёгкие нарушения компенсируются легко, более тяжёлые могут компенсироваться не полностью и с различными побочными эффектами. Начиная с какого-то уровня тяжести компенсаторный механизм либо полностью исчерпывает свои возможности, либо сам выходит из строя, в результате чего дальнейшее противодействие нарушению становится невозможным. Такое состояние и называется декомпенсацией.

Болезненное состояние, в котором нарушение деятельности органа, системы или организма в целом уже не может быть скомпенсировано приспособительными механизмами, называется в медицине «стадией декомпенсации». Достижение стадии декомпенсации является признаком того, что организм уже не может собственными силами исправить повреждения. При отсутствии радикальных способов лечения потенциально смертельное заболевание в стадии декомпенсации неизбежно приводит к летальному исходу. Так, например, цирроз печени в стадии декомпенсации может быть излечен только пересадкой — самостоятельно печень восстановиться уже не может.

Декомпенсация (от лат. de… — приставка, обозначающая отсутствие, и compensatio — уравновешивание, возмещение) — нарушение нормального функционирования отдельного органа, системы органов или всего организма, наступающее вследствие исчерпания возможностей или нарушения работы приспособительных механизмов.

Субкомпенсация – это одна из стадий заболеваний, во время которой клинические симптомы постепенно нарастают и самочувствие ухудшается. Обычно именно в это время больные начинают задумываться о своем здоровье и обращаются к врачу.

Таким образом, всего в течение заболевания выделяют 3 последовательные стадии: компенсации (начальная, болезнь себя никак не проявляет), субкомпенсации и декомпенсации (терминальная стадия).

Диспансеризация — это система мер, направленных на сохранение здоровья населения, предупреждение развития заболеваний, снижение частоты обострений хронических заболеваний, развития осложнений, инвалидности, смертности и повышение качества жизни.

Диспансеризация (ДН) — метод систематического врачебного наблюдения в диспансерах, поликлиниках, медико-санитарных частях, детских и женских консультациях за состоянием здоровья определенных групп здорового населения (промышленных рабочих, детей до 3 лет, спортсменов и т. д.) или больных хроническими болезнями (напр., ревматизмом) с целью предупреждения и раннего выявления заболеваний, своевременного лечения и профилактики обострений.

Этот комплекс также включает:

А. Диагностику, в том числе собственно медицинскую диагностику, диагностику сопутствующих состояний при обращении больных и скрининг.

Б. Учет больных и наблюдение за ними, включающее поддержание регистров больных, деление больных на группы в соответствии с их нуждаемостью в наблюдении и лечении, лечение таких больных, выработке рекомендаций для пациентов.

В. Инициацию мероприятий социальной поддержки больных.

Кроме того, диспансеризация направлена на выявление и коррекцию основных факторов риска развития, к которым относятся: повышенный уровень артериального давления, повышенный уровень холестерина в крови, повышенный уровень глюкозы в крови, курение табака, пагубное потребление алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активность и избыточная масса тела или ожирение.

Диспансеризация проводится с целью раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности населения и преждевременной смертности.

Гражданин, имеющий полис ОМС (независимо от региона, где выдан этот документ), может пройти диспансеризацию 1 раз в три года в возрастные периоды (возраст (лет): 21; 24; 27; 30; 33; 36; 39; 42; 45; 48; 51; 54; 57; 60; 63; 66; 69; 72; 75; 78; 81; 84; 87; 90; 93; 96; 99), регламентируемые Приказом Министерства здравоохранения РФ от 3 декабря 2012 № 1006н.

В 2015 году диспансеризации подлежат граждане 1994, 1991, 1988, 1985, 1982, 1979, 1976, 1973, 1970, 1967, 1964, 1961, 1958, 1955, 1952, 1949, 1946, 1943, 1940, 1937, 1934, 1931, 1928, 1925, 1922, 1919, 1916 годов рождения.

В случае если в 2015 году гражданин не попадает в указанные возрастные категории, то в течение года он может пройти бесплатно профилактический осмотр при обращении в поликлинику по месту жительства (прикрепления).

Профилактический медицинский осмотр проводится 1 раз в два года в целях раннего (своевременного) выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний) и факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов в те годы, когда диспансеризация для данного гражданина не проводится.

Регулярная диспансеризация и профилактические медицинские осмотры являются важнейшими массовыми и высокоэффективными медицинскими технологиями сбережения здоровья и снижения преждевременной смертности населения.

Диспансеризация (ДН) — метод систематического врачебного наблюдения в диспансерах, поликлиниках, медико-санитарных частях, детских и женских консультациях за состоянием здоровья определенных групп здорового населения (промышленных рабочих, детей до 3 лет, спортсменов и т. д.) или больных хроническими болезнями (напр., ревматизмом) с целью предупреждения и раннего выявления заболеваний, своевременного лечения и профилактики обострений.

Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья.

Изучение и оценка состояния здоровья детей и подростков проводятся, как уже указывалось выше, согласно критериям, предложенным С.М.Громбахом. Характеризуется как здоровье индивидуума (индивидуальное здоровье), так и здоровье детского населения (общественное здоровье).

О наличии или отсутствии у ребенка хронических заболеваний судят по данным плановых медицинских осмотров у педиатра и узких специалистов, а также по данным заболеваемости по обращаемости.

Сопротивляемость организма оценивается по числу острых заболеваний и обострению хронических заболеваний у ребенка в предыдущем году. Часто болеющими считаются дети, болевшие в течение года 4 и более раз.

Функциональное состояние органов и систем определяется с помощью клинико-функциональных методов исследования.

Уровень нервно-психического развития определяется психоневрологом с помощью специальных тестов (тест Керна-Ирасека, монометрический тест, оценка звукопроизношения и др.)

Уровень физического развития устанавливается по данным комплексного или центильного методов изучения и оценки.

На основании полученных данных детей относят в одну из 5 групп здоровья. Разделение детей и подростков на группы здоровья позволяет проводить соответствующие оздоровительные мероприятия, диспансерное наблюдение, корригировать объем и содержание физического и трудового воспитания, оценивать эффективность лечебно-профилактических мероприятий и т.д.

К первой группе здоровья относят здоровых детей с отсутствием хронических заболеваний, уродств, дефектов, гармоничным, соответствующим возрасту физическим и нервно-психическим развитием, редко болеющих, без функциональных отклонений.

Ко второй группе относятся здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний, но с некоторыми функциональными и морфологическими отклонениями, а также дети, с отставанием биологического возраста от календарного без эндокринной патологии, дефицитом или избыточной массой тела, часто и длительно болеющие.

В третью группу включают больных детей с приобретенными хроническими заболеваниями и врожденной патологией в стадии компенсации, с сохранением функциональных возможностей, а также детей, имеющих физические недостатки и значительные последствия травм, не нарушающие способности к учебе или труду.

К четвертой группе относятся больные дети с приобретенными или врожденными хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации,со сниженными функциональными возможностями, а также дети, имеющие физические недостатки и значительные последствия травм, нарушающие способности к учебе или труду.

К пятой группе относятся больные дети с тяжелыми приобретенными или врожденными хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации с выраженным снижением функциональных возможностей, а также дети, имеющие физические недостатки и значительные последствия травм, приводящие к инвалидности.

Степень компенсации при хронических заболеваниях определяется по распространенности патологического процесса, частоте обострений и интеркуррентных заболеваний в течение года, выраженности снижения функциональных возможностей организма. При компенсированном течении обычно наблюдается поражение одного-двух органов или систем, обострения редки – до 1 раза в год, ремиссии длительные, функциональные возможности сохранены, интеркуррентные заболевания присоединяются редко, протекают легко, не наблюдается выраженного нарушения общего состояния и самочувствия. Субкомпенсация характеризуется распространением процесса на другие органы и системы, более частыми (до 2-3 раз в год) обострениями заболевания и присоединением интеркуррентных заболеваний, затяжным периодом реконвалесценции, а также снижением функциональных возможностей организма. При декомпенсации, в процесс вовлекаются многие органы и системы, периоды ремиссии коротки, функциональные возможности резко снижены, вследствие чего такие дети нуждаются в постороннем уходе и не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля.

Еще почитать:  Во сколько делается первый скрининг

Группа здоровья выставляется каждым из специалистов, участвующих в медицинском осмотре, по своему профилю. Окончательную оценку на основании заключений специалистов дает врач-педиатр или врач дошкольно-школьного отделения, возглавляющий проведение массовых медицинских осмотров или диспансеризацию. Если у ребенка имеется несколько заболеваний, то оценка ведется по наиболее тяжелому из них. Если же каждое из них позволяет отнести больного к 3 группе и снижает его функциональные возможности, то ребенка следует отнести к 4 группе. Группа здоровья не является раз и навсегда установленной, она может меняться в зависимости от состояния здоровья ребенка. При определении группы здоровья используют унифицированную «Схему определения групп здоровья».

Разделение на группы позволяет проводить дифференцированное наблюдение за детьми, оздоровление и лечение в зависимости от уровня их здоровья.

Дата добавления: 2014-12-18 ; просмотров: 3636 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Разделение на группы позволяет проводить дифференцированное наблюдение за детьми, оздоровление и лечение в зависимости от уровня их здоровья.

Группы здоровья

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка подразумевает отнесение его к одной из пяти «групп здоровья». Такое деление на группы позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья детей как в момент обследования, так и при динамическом контроле, во время проверки эффективности профилактических и лечебных мероприятий.

В соответствии с предложенной схемой дети, в зависимости от состояния здоровья, делятся на следующие группы:

1) здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций

2) здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

3) дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма;

4) дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями;

5) дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

К 1-й группе относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений.

2-ю группу составляют дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические изменения. Сюда же следует относить реконвалесцентов (переболевшие дети), особенно перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (четыре раза в год и более) болеющих. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адекватных лечебно-оздоровительных мероприятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.

Иногда привычная терминология не отражает разницы между функциональными отклонениями и болезнью и тем самым препятствует четкому разграничению 2-й и 3-й групп. Например, гипертрофия миндалин, аномалии рефракции, нарушение осанки относятся как к функциональным отклонениям, так и к заболеваниям. Определение 3-й и 4-й групп здоровья проводится в зависимости от степени выраженности патологического процесса с учетом функциональных возможностей организма.

Распределение детей по указанным группам в некоторой степени условно. Однако многолетнее применение такого способа научными и практическими учреждениями здравоохранения показало его достаточную информативность и целесообразность, как при однократном, так и при динамических наблюдениях. Выявлена необходимость такого разделения на группы для характеристики санитарного состояния детского населения и при изучении влияния на здоровье различных факторов (учебных, спортивных нагрузок, климатических, атмосферных загрязнений и др.), а также для оценки эффективности различных методов воспитания и оздоровительных мероприятий.

Работникам дошкольных учреждений надо всегда помнить, что быстрый рост и развитие, созревание морфологических и функциональных структур в раннем и дошкольном возрасте определяют большую пластичность организма ребенка, который очень чувствителен как к положительным, так и к отрицательным воздействиям окружающей среды. Даже слабые раздражители, не вызывающие видимых реакций, так называемые подпороговые, не всегда проходят бесследно.

Большинство детей, посещающих ДОУ, составляют дети 1-й и 2-й групп здоровья, при этом основная масса — это дети, относящиеся ко 2-й группе — группе риска. Эти дети требуют к себе индивидуального подхода при назначении и выполнении оздоровительных мер и в осуществлении педагогических воздействий. Прогноз здоровья детей на ближайшие годы будет зависеть от ряда определяющих его факторов, претерпевающих значительные изменения в новых экономических условиях. Так, ухудшение питания будет способствовать учащению дефицита массы тела, отставанию в росте, повышению распространенности анемии. Снижение резистентности, иммунного ответа может привести к дальнейшему росту как острых, так и хронических заболеваний. В связи с резким увеличением стрессовых воздействий можно ожидать ухудшения нервно-психического здоровья дошкольников. Нарастающее ухудшение эколого-гигиенической обстановки в ряде регионов может увеличить рост как острых, так и хронических заболеваний, особенно аллергических. В настоящее время по самым оптимистичным данным более 70 % дошкольников имеют различные функциональные отклонения, а 50 % дошкольников хронические заболевания. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной (30— 4() %), нервной (30—40 %), дыхательной (20—25 %), сердечно. Сосудистой (10 —25 %) систем, а также пищеварительной, мочеполовой систем и аллергические заболевания кожи (10—23 %). У 60—70 % детей дошкольного возраста отмечается кариес зубов1. На современном этапе развития каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения. Все это свидетельствует о той большой роли, которую занимают педагоги дошкольных образовательных учреждений в сохранении и укреплении состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста.

[1] См.: О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей до- школьного возраста в организованных формах обучения: Инструктивно-методическое письмо Министерства образования России от i4 марта 2000 г. 65/23-16.

Сохранению и укреплению физического, психического, интеллектуального и духовно-нравственного здоровья дошкольников во многом может способствовать программа преобразования основ дошкольного и школьного образования, разработанная под руководством проф. В. Ф. Базарного. Эта Программа доведена до уровня технологий и технических средств, которые защищены 44 патентами. Практическое внедрение программы в ряде регионов России показало ее высокую эффективность. Она находит все большее число сторонников среди педагогов и медицинских работников1.

[1] См.: Спасем детей — спасем Россию: дон. фильм, награжденный дипломом VIII Междунар. кинофестиваля / Ант. В. Горячев. — 1999.

Большинство детей, посещающих ДОУ, составляют дети 1-й и 2-й групп здоровья, при этом основная масса — это дети, относящиеся ко 2-й группе — группе риска. Эти дети требуют к себе индивидуального подхода при назначении и выполнении оздоровительных мер и в осуществлении педагогических воздействий. Прогноз здоровья детей на ближайшие годы будет зависеть от ряда определяющих его факторов, претерпевающих значительные изменения в новых экономических условиях. Так, ухудшение питания будет способствовать учащению дефицита массы тела, отставанию в росте, повышению распространенности анемии. Снижение резистентности, иммунного ответа может привести к дальнейшему росту как острых, так и хронических заболеваний. В связи с резким увеличением стрессовых воздействий можно ожидать ухудшения нервно-психического здоровья дошкольников. Нарастающее ухудшение эколого-гигиенической обстановки в ряде регионов может увеличить рост как острых, так и хронических заболеваний, особенно аллергических. В настоящее время по самым оптимистичным данным более 70 % дошкольников имеют различные функциональные отклонения, а 50 % дошкольников хронические заболевания. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной (30— 4() %), нервной (30—40 %), дыхательной (20—25 %), сердечно. Сосудистой (10 —25 %) систем, а также пищеварительной, мочеполовой систем и аллергические заболевания кожи (10—23 %). У 60—70 % детей дошкольного возраста отмечается кариес зубов1. На современном этапе развития каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения. Все это свидетельствует о той большой роли, которую занимают педагоги дошкольных образовательных учреждений в сохранении и укреплении состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста.

. Группы здоровья детей

Показателями состояния здоровья детских и подростковых коллективов являются:

Еще почитать:  У Новорожденного Жидкий Стул Желтого Цвета С Водой

? процент длительно и часто болеющих,

? распространенность и структура,

? процент лиц с нормальным физическим развитием;

? процент лиц, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.

Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с медицинским работником.

В классном журнале на последней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:

Индекс здоровья — процент не болевших детей в течение учебного года (в норме 70 — 80%, фактически — 17-30%).

Количество часто болеющих детей (более 3 — 4 раз \ в году).

Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний (особенность последних лет — увеличение числа «взрослых болезней»: хронический гастрит, язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь и др.).

Сведения о состоянии здоровья учащихся класса и школы обсуждаются на педагогическом совете и, совместно с медицинским работником и Центром Госсанэпиднадзора, составляется комплексный план по охране здоровья школьников.

Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров — выявление лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность определить потребность в медицинских кадрах и сети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В совокупности их результаты дают характеристику состояния здоровья всего подрастающего поколения.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев. Эта группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при динамическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.

Выделяют пять групп здоровья детского населения. В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Первая группа — здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций — дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.

Вторая группа — здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям – дети, не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами:

1) оптимальная двигательная активность;

2) закаливание естественными факторами природы;

3) рациональный режим дня,

4) дополнительная витаминизация продуктов питания и т.д. Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.

Третья группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма – дети, имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями — лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма – дети, больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации).

Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

Функциональный шум в сердце, тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия, понижение АД (8—12 лет до 80 — 85 мм рт.ст., 13—16 лет — до 90 — 95 мм рт. ст.) — 2-я группа здоровья. Вегетососудистая дистония — 3-я группа здоровья. Гипертоническая болезнь — 4-я группа здоровья. Врожденный порок сердца — 3-я или 4-я группа здоровья. Кариес зубов, аномалия прикуса — 2-я или 3-я группа здоровья. Хронический гастрит, колит — 3-я или 4-ая группы здоровья. Дисменоррея — 3-я группа здоровья.

Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) — 2-я группа здоровья. Экзема, дерматит — 3-я или 4-я группа здоровья. Логоневроз, энурез, тики — 3-я или 4-я группа здоровья. Миопия слабой степени, астигматизм — 2-я группа здоровья. Миопия средней и высокой степени — 3-я или 4-я группа здоровья. Нарушение осанки — 2-я группа, сколиоз — 3-я или 4-я группа.

1. Основные понятия и определения, цель и задачи дисциплины.

Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с медицинским работником.

Ссылка на основную публикацию