Ребенок В 4 Года Не Говорит Букву Р

Содержание

Как научить ребенка говорить букву «р»

Часто родители сталкиваются с такой проблемой, как неправильное произношение ребенком некоторых букв. В основном, дети картавят. Самостоятельно привить правильное произношение сложно, но все-таки попытаться стоит. Сегодня мы расскажем, как научить ребенка говорить букву «р».

Особенности детей

Не стоит заставлять ребенка до 4-х лет правильно говорить все буквы. Он еще находится на стадии языкового развития и способен самостоятельно обучиться произношению.

Обращаться за помощью к логопеду можно, когда ребенку исполнится 6 лет.

Самые распространенные проблемы:

Обучение с помощью игр

Можно затеять своеобразную обучающую игру. Нужно выбрать самые простые игрушки, показывать их ребенку и издавать разные звуки с буквой «р». Например, как делает пистолет: «тра-та-та» или, как едет трактор: «тр-тр-тр».

Многие специалисты советуют рассказывать детям разные стихи и скороговоркам, в которых есть слова с буквой «р». С теми, кто постарше, их можно даже заучивать.

Поначалу будет сложно, но со временем начнет получаться. Следите, чтобы произношение было четким: только «р», а не «л».

Обучение через собственный пример

Занимаясь с детьми дома, вы должны на своем примере показывать, как правильно проговаривать слова.

Чтобы ребенку было понятно, четко артикулируйте и замедляйтесь на тех фразах, где есть буква «р», дайте ему прочувствовать вибрацию и рассмотреть, как расположены губы и язык.

Также можно попробовать самостоятельно немного поддернуть уздечку языка, чтобы малыш понял, что от него требуется.

Часто родители сталкиваются с такой проблемой, как неправильное произношение ребенком некоторых букв. В основном, дети картавят. Самостоятельно привить правильное произношение сложно, но все-таки попытаться стоит. Сегодня мы расскажем, как научить ребенка говорить букву «р».

Как научить ребенка говорить букву Р

Звук «р» относится к сложным звукам, поэтому часть детей испытывают затруднения в его произношении. Не проблема, если Вашему ребенку нет и пяти лет, такая ситуация очень распространена в этом возрасте и может измениться в лучшую сторону в ближайший год. В этот период не обязательно обращаться к логопедам, а постараться через игровые упражнения развить речевые навыки своего ребенка.

Основными дефектами в произношении звука «р» являются:

  • замена звука «р» на звук «л»;
  • невнятное окончание;
  • употребление звука «р» при произношении не во всех словах;
  • гортанное произношение звука «р».

До четырех лет можно проводить самые простые игры:

  1. Для начала подберите простые слова, в произношении которых встречается звук «р» (гриб, рыба, мотор, трактор, река и т. п.).
  2. Поиграйте с ребенком в «дразнилки» с использованием слогов со звуком «р» (ры-ры-ры – рычит лев, др-др-др – едет трактор, тра-та-та – стреляет пистолет и т. п.).
  3. Выучите стишки, песенки или скороговорки с использование звука «р» («ехал грека через реку…», «тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота…», « на дворе трава…»).

Постарайтесь показывать правильное положение губ и языка. Научите ребенка произносить все эти слова с достаточной вибрацией языка. Если не получается, то согласно советам некоторых логопедов можно слегка подергать уздечку языка для того, чтобы прочувствовать, что такое вибрация. Даже если у Вашего ребенка не будет получаться, хвалите его. Уверенность в себе поможет ему справиться с этой проблемой.

Причины замедленного чтения у детей, методики для ускорения чтения.

Развивающие игры должны помочь любому мальчику подготовиться к началу учебы и получить небольшую базу.

Упражнения, позволяющие развить речевой аппарат

С четырех-пяти лет, если Вы пока не решили, стоит ли показать ребенка логопеду, можно попробовать выполнять следующие упражнения, позволяющие развить речевой аппарат:

Пусть ребенок широко откроет рот, а кончик языка высунет и расположит на бугорках передних зубов, зафиксировав его на 15-20 секунд. Повторять такое упражнение надо 2-3 раза, что поможет развитию растяжки подъязычной связки и расслабит мышцы языка в приподнятом положении.

Ребенок должен широко открыть рот и сильно ударить языком по бугоркам передних зубов, произнося звук «д». Упражнение стоит выполнять не менее 15-20 секунд, что позволит разработать кончик языка.

Ребенок растягивает губы в улыбку и начинает покусывать кончик языка. Упражнение повторяется 8-10 раз, что позволит возбудить мышцы кончика языка.

Попросите ребенка «поцокать» языком (как будто скачет лошадка). Лучше, если это упражнение повторить 15-20 раз, что позволит научиться растягивать подъязычную связку.

Помимо этих основных упражнений стоит попросить ребенка пересчитать языком все зубки, а также немного побаловаться, быстро засовывая и высовывая язык.

Если до шести лет проблема с произношением звука «р» не разрешилась, то стоит обратиться к логопеду, который сможет оказать профессиональную помощь. При этом не стоит полностью всю ответственность перекладывать на специалиста, не забывайте продолжать выполнять упражнения с ребенком самостоятельно дома. Результаты не заставят себя ждать, и Вы вскоре забудете эту проблему. Удачи и терпения Вам и Вашему ребенку!

Видео. Постановка звука Р




До четырех лет можно проводить самые простые игры:

Как научить ребенка выговаривать букву Р?

К шести годам словарный запас ребенка должен насчитывать более двух тысяч слов. Он должен применять простые и сложные предложения, использовать все три времени, пересказывать, произносить звуки.

Но некоторым детям очень сложно произносить звук «р», он один из самых тяжело выговариваемых.

Узнаем, как научить ребенка говорить букву «р» в домашних условиях. Можно ли помочь ему самостоятельно, или необходима помощь логопеда?

Почему так много проблем со звуком «р»?

Это очень сложный звук, и многие дети начинают осваивать его в последнюю очередь. Речевой аппарат, вибрация и амплитуда языка должны быть отточенными, а корень языка и уздечка — сильными, удерживать звук. Благодаря умению языка расслабляться вибрация происходит на сильном выдохе.

Существует несколько вариантов искажения этого звука детьми:

  • звук находится между гласными, например в словах: сарай, гараж, воробей;
  • Л, Ы, Й вместо Р: ребенок не сможет правильно произнести слова «рыба», «рука»;
  • звук может произноситься узнаваемо, но не типично для норм русского языка (это характерно для ребенка-билингва);
  • произношение звука не твердое, присутствует грассирование (как во французском языке) или слишком сильная вибрация (вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или его маленький язычок);
  • одноударный звук «р» имеет схожесть с английским «r» (кончик языка не вибрирует, но ударяется о твердое небо лишь однократно);
  • ребенок произносит звук «в нос», как будто у него насморк.

Проверяем произношение звука у малыша. Нужно попросить ребенка «порычать», т.е. произнести звук отдельно, вне слога или слова. После он должен повторить слова: трава, король, воробей и другие.

Если одиночный звук не получается, следует подобрать упражнения и научить произносить сам звук «р». Если «рычит» он хорошо, а в составе слов не выговаривает, практиковаться нужно в правильном произношении звука в разных слогах.

Причины нарушения произношения

В каком возрасте ребенок должен выговаривать букву «р»? К шести годам. Артикуляционный аппарат ребенка должен быть достаточно натренирован. Но существуют определенные причины такого нарушения:

  1. Короткая подъязычная уздечка (перепонка под языком). Уздечка языка должна растягиваться до 8 мм к шести годам. Если она утолщенная, малоподвижная и короткая, возможно появление сложностей со звуком. Растянуть ее помогут специальные упражнения.
  2. Нарушено звукопроизношение. Ребенок путает свистящие и шипящие звуки. Со временем он может начать путать и звук «р». Если вместо «р» он произносит «л», ситуация корректируется легче. Позиция языка при произношении этих звуков похожа. Если ребенок заменяет звук «Р» другими звуками, изменить ситуацию будет сложнее. Но в обоих случаях он слышит необходимый звук. Если ребенок вовсе его пропускает, возможно, у него нарушено фонематическое восприятие звука.
  3. Нарушения в фонематическом слухе. Можно говорить о том, что слуховой аппарат воспринимает отдельные звуки не в полной мере. Развивается фонематический слух в 4-5 лет. Но и ранее можно заподозрить, что малыш слышит звуки не так. При произношении слов происходит подмена или пропуск отдельных звуков. Необходимо как можно скорее отвести ребенка к неврологу и логопеду. Возможные причины такой патологии: поражения ЦНС, проблема с аденоидами, перенесенный отит.
  4. Тонус языка, щек, губ. Пропуск звуков возможен и из-за недостаточного развития речевых мышц, которые могут быть малоподвижными (гипотонус) или слишком напряженными (гипертонус).
  5. Нарушение поведения. Для освоения необходимого звука требуются определенные усилия. Трудно исправить ситуацию, если у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  6. Горловое «р». Ребенок заменяет труднопроизносимый звук на более простой вариант (вибрация происходит за счет гортанного язычка). Исправить проблему сложно, необходимо переучивание под контролем логопеда.
Еще почитать:  Почему светлая моча у ребенка

Во всех вышеописанных случаях следует правильно определить причину неправильного произношения ребенком звука «р».

В этом поможет квалифицированный специалист. Он проверит уздечку, тонус, фонематический слух, составит программу коррекции.

Рассмотрим, как научить ребенка выговаривать букву «р» без логопеда.

Постановка звука без логопеда

Начать следует с артикуляционной гимнастики.

Все упражнения на развитие артикуляции призваны решить следующие задачи:

  • развить подвижность языка (нужно учиться делать язык широким, узким, поднимать его, отодвигать);
  • развить подвижность губ;
  • развить навык удерживания нижней челюсти в определенном положении.

Предварительно обязательно делают разминку, иначе упражнения будут малоэффективны!

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на букву «р» для детей следует проводить перед зеркалом. Или позволить малышу повторять их за взрослыми. Тренировку делают ежедневно. Число повторений — по 6-8 раз.

Гимнастика должна доставлять ребенку удовольствие, заинтересовывать, но не утомлять.

Развитие речевого дыхания

Гимнастика направлена на тренировку выдоха, растягивание уздечки, укрепление языка в верхнем положении. Мощный выдох — одна из самых важных составляющих. Развить его помогут мыльные пузыри.

Упражнения:

  1. Ребенку дают кусочек распушенной ватки, рассказывают, что это снежинка, которая летает на ветру, показывают, что нужно дуть ртом, округленными губами. И ребенок будет повторять за родителями.
  2. Шарик от пинг-понга можно попытаться загнать в ворота выдохом. Это увлекательное упражнение формирует правильную воздушную струю.
  3. Из бумаги делают бабочку или самолетик, прикрепляют ниточку, показывают ребенку, как они летают, когда на них дуют. Выдох должен быть долгим.
  4. Из бумаги вырезают несколько полосок, приклеивают к палочке или карандашу, дуют, как будто листва колышется на ветру. Развивается не только речь, но и воображение.
  5. Можно зажечь свечу и дуть на нее. Выдох не должен быть резким, нужно дуть плавно, чтобы свеча не потухла.
  6. Кладут на край стола бумажных птичек, дуют на них так, чтобы птицы улетели как можно дальше.
  7. Можно научить ребенка подражать собаке и дышать так, как будто ей жарко, высунув язык, шумно и быстро.
  8. Научить дуть на горячее или греть дыханием руки. Вдыхать нужно носом, выдыхать ртом.
  9. Из бумаги сделать кораблик, наполнить ванную водой, опустить кораблик, подуть на него вместе с ребенком, попытаться пригнать к определенному месту. Кораблик можно сделать разноцветным.

Разминка языка

Упражнения для разминки:

  1. «Качели». Рот широко открывается, ребенок двигает языком вверх-вниз, при этом касается зубов. Задерживает у верхних зубов на 20 секунд. Упражнение помогает языку тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.
  2. «Вкусное варенье». Язык поднимается к верхней губе, облизывает губы по часовой стрелке и против. Язык тянется к носу, щекам, подбородку.
  3. «Индюк». Рот приоткрывается, язык дотягивается до верхней губы, производится движение вперед-назад широким передним краем языка до верхней губы. Язык от губы не отрывается. Скорость нужно увеличивать.
  4. «Маляр». Производить движения языком так, будто он «красит» зубы, щеки, верхнее нёбо.
  5. «Накажем непослушный язычок». Малыш высовывает язык и несколько раз быстро прикусывает его губами, при этом выдувая воздух. Это упражнение расслабляет язык, тренирует выдох.
  6. «Лошадка». Ребенок щелкает языком по верхнему нёбу, имитирует цоканье лошади.
  7. «Грибок». При выполнении предыдущего упражнения язык останавливается, приклеивается к верхнему нёбу, удерживается в таком положении 10 секунд. Подъязычная уздечка натягивается, «изображая» ножку грибочка.
  8. Нужно надувать щеки и сдувать их, словно шарик.
  9. «Барабанщик». Рот приоткрывается, язычок барабанит по верхним зубам.
  10. «Слоненок». Губы вытягиваются трубочкой, делают «хобот», «набирают водичку», слегка причмокивая.
  11. «Орешки». Нужно закрыть рот, поочередно с напряжением упирать в щеки кончик языка, образовывать на щеках твердые «орешки».
  12. «Заборчик». Малыш с напряжением улыбается, обнажая зубы. Высовывает язык, придавая ему форму чашечки.
  13. Заворачивает язык наверх, как будто сворачивает блинчик, прижимает его верхними зубами.
  14. «Маятник». Малыш изображает, как работают часы с маятником, двигая языком вправо-влево, в уголки рта.

Также можно проявить фантазию, придумать сказку. Малыш должен использовать язык в качестве «иллюстрации». К примеру: «Проснулся по утру язычок, окошко раскрыл (ребенок открывает рот), поглядел наверх (вытягивает язык к носу), поискал солнышко (вытянуть язык влево и вправо)» и так далее.

Если все вышеописанные упражнения даются без труда, следует приступить к следующим упражнениям. Рассмотрим, как поставить букву «р» ребенку в домашних условиях.

Учим малыша правильно произносить звук «р»

Для самостоятельной ежедневной речевой тренировки подходят следующие упражнения:

  1. Рот открывается, кончик языка прижимается к основанию верхних зубов, быстро произносится звук «д-д-д». Через пару секунд ребенок, не прерываясь, должен сильно подуть на кончик языка (произносит «д-д-д» на сильном выдохе). Необходимо прочувствовать вибрацию языка и запомнить ее. Артикуляция «д» похожа на артикуляцию «р».
  2. Потребуется логопедический шпатель, который продается в специализированных магазинах, аптеках. Их изготавливают из гипоаллергенных материалов с ароматом карамели, шоколада, фруктов. Нужно использовать приспособление аккуратно, но уверенно. Ребенок должен произнести звук «ж» и постепенно сдвигать язык к основанию верхних зубов. Через пару секунд ему под язык вводят шпатель и начинают ритмично, но осторожно, колебать его вправо-влево, создавать вибрацию. Малышу следует сильно дуть на свой звук, чтобы он прочувствовал вибрацию.
  3. Произносится звук «з-за». При этом язык максимально отодвигается, под него подкладывается шпатель, им ритмично двигают вправо-влево.
  4. Открытым ртом произносится «з-зи», делаются те же манипуляции шпателем. Тренирует более мягкий звук «р».
  5. Одно из эффективных упражнений — «Моторчик». Под прижатый к верхнему нёбу язычок ставится пальчик, ватная палочка или все тот же шпатель. Ребенок с силой выталкивает воздушную струю, произносит «ддд» или «жжж». Шпателем производятся колебательные движения. Язык напряжен, кончик расслаблен, вибрирует, «мотор» завелся.

Автоматизация звука

«Р» — коварный звук. Его сложно автоматизировать. Ребенок может рычать, а желанный звук при этом будет отсутствовать.

Как только у ребенка начинает получаться самостоятельное «р», его постепенно соединяют с гласными, согласными, последовательно доводят до автоматизма, произносят в слогах, словах, предложениях.

Сначала идет отработка через звук «д», «т» в слогах «дра», «дро», «тра», «тру» и так далее. Ребенку легче отталкиваться именно от этих звуков.

Постепенно начальный согласный убирается, остаются «ра»,» ру». Вводятся обратные слоги «ар», «ор». Вариации прокручиваются до автоматизма. Дальше не продвигаются, пока не получатся именно эти звуки.

Затем переходят к словам. Начинают с тех, которые начинаются на «р», «тр» (рыба, трава, ребенок), после переходят к словам, в которых «р» находится в середине и конце (корова, теремок).

Одновременно учатся различать мягкое и твердое «р». Для мягкого язык сильнее прижимают к нёбу, ближе к зубам. Для твердого делают его более расслабленным, располагают глубже.

У каждого звука своя длительность автоматизации. Процесс у свистящих звуков происходит быстрее, у шипящих дольше, но «р» автоматизировать сложнее всего, и на это уйдет больше времени. Родителям и детям необходимы терпение, время, мягкая настойчивость.

Скороговорки

Помогут звуку быстрее автоматизироваться скороговорки на букву «р» для детей.

Их очень много, приведем несколько примеров:

  1. «Во мраке раки шумят в драке».
  2. «Ребята во дворе собирают робота».
  3. «По бревну бодро бродят бобры».
  4. «На дворе — трава, на траве — дрова».
  5. «На горе Арарат рвала Варвара виноград».

Скороговорки помогают развивать речевой аппарат, делают его более совершенным. Постоянные тренировки помогут выработать правильную, четкую, выразительную речь.

Правильно поставленная речь — важный шаг на пути к успеху в жизни.

Еще почитать:  Можно ли по хгч определить двойню

Сначала скороговорка проговаривается медленно, постепенно темп ускоряется. Она учит ребенка произносить слова полностью, не проглатывать окончания. Малыш учится взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, осознавать значение и смысл слов.

Постоянное прослушивание и повторение скороговорок тренирует внимательность. Ребенок учится слушать. Это полезно для дошкольников и школьников. Им легче усвоить большой объем знаний.

Малыш лучше концентрируется в необходимый момент и на конкретном слове. При заучивании скороговорок он также учится вдумываться в рассказ, проводить ассоциации и параллели.

Скороговорки — это не только тренировка, но и развлечение для всей семьи. Можно весело посмеяться над ошибками. Скороговорки можно повторять везде: а транспорте, во время прогулки, на отдыхе. Методика улучшает настроение и развлекает ребенка.

Все вышеперечисленные упражнения подходят детям без признаков речевого отставания. При наличии таких признаков необходимо сначала показать малыша неврологу.

Проблемы с артикуляцией и функционированием мелких мышц имеет смысл решать после «налаживания» крупной моторики, а также связи дыхания и мышечного напряжения.

В коррекционных группах артикуляционную гимнастику начинают проводить только через два-три месяца после начала работы.

При нарушении фонематического слуха мало просто утрировать звуки или увеличивать громкость. Явление связано с нарушением слуха или поражением височного отдела мозга, подкорковых узлов, которые отвечают за слух. Понадобится помощь сурдолога и невролога.

Существует множество полезных дыхательных упражнений. Но у них есть противопоказания: сбивчивое дыхание, эпилептическая активность. При судорогах, вегето-висцеральных пароксизмах следует проконсультироваться с врачом.

Научить ребенка правильно говорить букву «р» можно только после ежедневных тренировок. Малышу помогут различные упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляционная гимнастика, скороговорки и другие методики.

Занятия должны быть поэтапными. Начинают с простых упражнений (язык учится занимать то или иное положение, но не выполняет ритмичные движения). И только после освоения этого этапа переходят к более динамичным упражнениям.

Существует множество полезных дыхательных упражнений. Но у них есть противопоказания: сбивчивое дыхание, эпилептическая активность. При судорогах, вегето-висцеральных пароксизмах следует проконсультироваться с врачом.

Как научить ребенка говорить букву Р

Избежать трудностей с произношением тех или иных звуков в процессе овладения речью удается очень немногим ребятишкам. Но если забавный лепет двухлетнего карапуза радует и веселит домочадцев, то дефекты произношения у деток постарше вызывают у родителей тревогу и переживания. В числе самых коварных и неподдающихся обычно оказывается звук «р». Вопрос о том, как научить ребенка говорить букву Р правильно, не грассируя и не заменяя ее другими звуками, заставляет маму с папой изрядно поломать голову.

Ребенок не говорит букву Р: когда стоит бить тревогу?

В первую очередь следует успокоить родителей, которые волнуются по поводу того, что их едва перешагнувшее трехлетний рубеж чадо ни в какую не желает «рычать». Дело в том, что развитие речи подчиняется своим закономерностям, правилам и графикам, и буква Р всегда оказывается замыкающей в сложной цепочке освоения звуков. Скорее всего, ваш кроха научиться говорить ее лишь к 5-6 годам, поэтому переживать заранее нет смысла.

Навестить логопеда стоит в том случае, если произношение ребенка старше 4 лет продолжает серьезно хромать. Вероятно, здесь имеет место речевое расстройство, в основе которого лежит недостаточное развитие дыхания или артикуляционного аппарата. У подрастающего поколения существует не так уж много вариантов непроизвольного искажения звука «р». Рассмотрим самые популярные детские «издевательства» над этой буквой:

  • Ребенок не говорит букву Р совсем, она просто выпадает из слова. Чаще всего такое наблюдается в словах, где звук «р» находится между гласными: «га_аж» (гараж), «са_ай» (сарай) и т. д.;
  • Вместо «р» у малыша получается звук «л», «ы» или «й»: «лука» (рука), «койова» (корова), «ыба» (рыба);
  • Звук «р» звучит узнаваемо, но несвойственно для русского языка (особенно часто этим страдают дети-билингвы). Ребенок произносит букву Р не твердо, как это принято в нашей речи, а грассируя (что характерно для французского языка) или с излишней вибрацией (как говорят англичане).

Если в силу каких-либо причин визит к специалисту откладывается на неопределенный срок или невозможен ввиду отсутствия хорошего логопеда в радиусе сотни километров (в небольших городах бывает и такое), это вовсе не значит, что нужно бездеятельно ждать, пока проблема решится сама собой. Конечно, лучше проконсультироваться с врачом, который определит, почему у малыша возникают трудности с произношением, и посоветует, как правильно научить ребенка говорить букву Р; но вы можете начать заранее осваивать с крохой гимнастику, направленную на развитие мышц его язычка.

Артикуляционная гимнастика в домашних условиях

Упражнения для детей на букву Р выполняются сидя, при этом спина остается прямой, а тело расслабленным. Малыш должен видеть не только лицо родителя, который проводит занятие, но и собственное отражение, чтобы самостоятельно следить за правильностью выполнения каждого упражнения. Обычно наставник со своим подопечным располагаются напротив большого зеркала, однако возможен и несколько иной вариант: они сидят друг напротив друга, малыш держит в руках небольшое зеркальце.

Итак, первым шагом к тому, чтобы научить ребенка говорить букву Р, должно стать выполнение таких упражнений:

  1. «Парус». Широко раскрыв рот, поднимаем кончик языка за верхние передние зубы. Спинку языка следует немного прогнуть вперед, а края прижать к верхним коренным зубам. В таком положении задержаться на 10 секунд, повторить 3 раза;
  2. «Прикуси язычок». Высунуть кончик языка наружу, растянув губы в улыбке. Легонько покусывать его (8-10 раз);
  3. «Лошадка». Плотно прижать язычок к небу, затем резко опустить его на место. Должен получиться звук, имитирующий цоканье копыт. Повторить 10-15 раз, постепенно ускоряясь;
  4. «Кто дальше?». Устройте с ребенком забавное соревнование на самый длинный язык. У кого получится дотянуться языком до кончика носа? А до подбородка?
  5. «Холодно!». Несколько раз произнести «бррр», не напрягая губ;
  6. «В перерыве порычим». Как рычит рассерженный тигр? А лев? А злой соседский пес? Можно также вспомнить, с каким звуком заводится мотоцикл, как каркает ворона и т. д.;
  7. «Чистые зубки». Растянув губы в улыбке, «чистим» кончиком языка верхние зубы снаружи и изнутри. Нижняя челюсть при выполнении упражнения не должна двигаться;
  8. «Добрый дятел». Рот снова широко открыт. Ребенок с силой ударяет язычком по бугоркам, который находятся позади верхних зубов, и вместе с этим, подражая дятлу, произносит «д-д-д» в течение 20 секунд.

Выполнение упражнений для детей на букву Р должно проходить в игровой форме. Если хотите, чтобы малыш научился выговаривать этот звук, никогда не настаивайте на занятиях тогда, когда у крохи явно нет настроения. Спустя некоторое время, когда кончик языка вашего чада найдет свое место за верхними зубами, а ротик будет широко открываться, можно будет приступать непосредственно к постановке звука «р».

Как научить ребенка говорить букву Р?

Рассмотрим наиболее простые упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях:

  • Начинаем логопедическое занятие с уже знакомого малышу «Доброго дятла». Через несколько секунд предложите ребенку резко дунуть на кончик языка, не прекращая произносить звук «д-д-д». Звука «р» вы не услышите, но кроха ощутит вибрацию и со временем запомнит ее;
  • Попросите малыша широко открыть рот и произносить звук «ж-ж-ж», плавно пододвигая язычок к основанию верхних зубов. Спустя пару секунд поместите под язык ребенка логопедический шпатель (можно использовать чисто вымытый указательный палец) и поводите им из стороны в сторону, создавая вибрацию.

Со временем малыш научится заставлять свой язычок правильно вибрировать без посторонней помощи. Когда неподатливый звук «р» будет освоен, начинайте отрабатывать его произношение: сперва в слогах ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир, затем в словах и скороговорках.

В первую очередь следует успокоить родителей, которые волнуются по поводу того, что их едва перешагнувшее трехлетний рубеж чадо ни в какую не желает «рычать». Дело в том, что развитие речи подчиняется своим закономерностям, правилам и графикам, и буква Р всегда оказывается замыкающей в сложной цепочке освоения звуков. Скорее всего, ваш кроха научиться говорить ее лишь к 5-6 годам, поэтому переживать заранее нет смысла.

Как научить ребенка выговаривать звуки

Содержание статьи:

Подрастая, наши дети все больше пополняют свой словарный запас. Потребность разговаривать растет у них с каждым днем. К сожалению, у большинства малышей возникают проблемы с произношением отдельных звуков. Можно ли научить кроху правильно выговаривать звуки в домашних условиях или для устранения дефектов речи потребуется помощь логопеда?

Еще почитать:  При беременности болит весь живот

Что является причиной неправильного произношения?

Самой распространенной ошибкой взрослых при общении со своим ребенком является подражание его речи. Мы сюсюкаем с маленьким человечком, часто при этом коверкая слова. Получается, что наша речь опускается до уровня малыша. Вместо того, чтобы в разговорах с маленькими детьми говорить как можно лучше, четко выговаривая все звуки и буквы, мы намеренно делаем свою речь малопонятной.

Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков может быть особенность строения речевого аппарата

  • Связка, находящаяся под языком, короче, чем должна быть, и это затрудняет его движение.
  • Нормальной речи мешает размер языка (слишком маленький или, напротив, большой).
  • Очень тонкие или, наоборот, пухлые губки, что затрудняет их артикуляцию.
  • Отклонения в строении зубов или челюсти.
  • Дефект слухового аппарата, не позволяющий слышать некоторые звуки, а, значит, правильно их произносить.

Некоторые дефекты речи родители вполне могут исправить самостоятельно. Основные трудности малыш испытывает при произношении шипящих звуков — Ж, Ч, Ш, Щ, буквы Р, а также З, Г, К, Л, С и Ц.

Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки?

Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж.

Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов.

Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям

  1. Расслабим язычок. Положить язык на нижние зубы, как будто блинчик, а верхними постучать по нему, говоря при этом «Та-та-та». После этого язычок должен расслабленно полежать. Потом надо пошлепать по нему верхней губой и сказать «Па-па-па».
  2. Подъем кончика языка вверх. Для выполнения задания нужна жевательная конфета или резинка (она будет для малыша хорошей мотивацией). Нужно, чтобы он открыл ротик на 2-3 см, распластал язычок по нижней губе, высунув при этом его кончик. Положите на него кусочек конфеты и попросите ребенка прилепить ее к небу за верхними зубками. Проследите, чтобы кроха использовал только язык, а не использовал челюсть.
  3. Выдуваем воздух через середину языка. Небольшой кусочек ваты положите на стол. Пусть малыш улыбнется, и расположит язычок как в предыдущем задании. Задача малыша — сдуть ватку на другой конец стола, не надув щечки. При этом он должен произнести подобие буквы Ф.
  4. Сдуваем вату с носа. Ребенок приоткрывает рот, укладывает язычок так, чтобы посередине него получился желобок, а края почти сходились. На нос помещаем кусочек ваты, Малыш должен глубоко вдохнуть воздух носом и резко выдохнуть ртом. Вата при этом должна полететь вверх.
  5. Произносим звуки Ж и Ш. Попросите кроху произнести слог СА, язык в это время должен быть за зубками. Затем нужно подвинуть язычок поглубже в ротик. По мере продвижения к альвеолам, звук из С превращается в Ш. Чтобы получить звук Ж, повторяем упражнения, произнося вначале слог ЗА.
  6. Больше слов с Ж и Ш. Вспомните или придумайте стишки или скороговорки, где в словах часто встречаются буквы Ж и Ш. Повторяйте их с малышом по нескольку раз.
  7. Произносим букву Ч. Если у малыша повышен тонус языка, поначалу справиться с упражнением ему будет сложнее. Звук Ч состоит из ТЬ и Щ. Сначала язычок должен ударить по альвеолам, произнося ТЬ, после чего расслабиться, пропуская через щелочку звук Щ. Эти два звука сначала медленно, а затем быстрее должны слиться в один Ч. После нескольких тренировок у малыша все получится!

Потренируйте произношение разными небольшими стишками. Например:

  • Были галчата в гостях у волчат,
  • Были волчата в гостях у галчат,
  • Ныне волчата галдят как галчата,
  • И как волчата, галчата молчат.

Учимся произносить букву Р

Хорошо выговаривать букву Р малыш начинает лишь к 5-6 годам. Если ваша кроха еще не достигла этого возраста, не стоит паниковать раньше времени.

Обычно с буквой Р связаны некоторые проблемы

  • Маленький человечек совсем не выговаривает рычащий звук, он просто выпадает у него из слова. Это случается, когда буква Р расположена между гласными. К примеру, гараж звучит, как «га — аж».
  • Малыш заменяет звук Р на Л, Ы или Й. Получается вместо розы — «лоза», рыжий — «ыжий», сорока — «сойока».
  • Малыш произносит звук Р, но не так, как он должен звучать в русском языке. Он или вибрирует, как у англичан, или грассирует, что характерно для французов.

Так он может проследить, насколько правильно выполняет задание

  • Парус. Ребенку надо широко открыть рот, а кончик языка поднять за верхние зубки. Нижнюю часть язычка чуть прогнуть вперед, а края прижать вверх к коренным зубкам. Повторить это нужно 3 раза подряд по 10 секунд.
  • Лошадка. Нужно плотно прижать язычок к нёбу, и тут же резко отпустить его. При этом получится звук, напоминающий цоканье копыт. Повторить задание не менее 10-15 раз.
  • Индюк. Изобразите с крохой рассерженного индюка. Ребенок должен выбрасывать язычок изо рта, просовывая его между зубками. При этом нужно произнести похожие на «бл-бл» звуки. Задание выполняют в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
  • Прикусим язычок. Конец языка высунуть наружу, а ротик растянуть в улыбке. Затем потихоньку прикусить язык зубками.
  • Чистим зубки. Малышу надо широко улыбнуться и кончиком языка поводить по внутренней стенке верхних зубов, не двигая нижней челюстью.
  • У кого длиннее. Предложите крохе сравнить, у кого язык длиннее. Получится ли у него дотянуться им до подбородка или кончика носа.
  • Дятел. Нужно широко открыть ротик и сильно постучать языком по внутренней части десны у верхних зубов. В это время нужно произнести «д-д-д».

Выговариваем буквы З, С и Ц правильно

Когда ребенок не выговаривает букву С, одновременно он не может произнести и остальные свистящие буквы и слоги — З, Ц, ЗЬ, СЬ. Причина этого — недостаточно развитый артикуляционный аппарат.

Исправить ситуацию также помогут специальные упражнения

  1. Загони мячик в ворота. Цель этого задания — научиться выпускать длинную направленную струю воздуха. Сделайте на столе ворота из кубиков или других игрушек. Скатайте неплотный ватный шарик. Малыш должен, сложив губки трубочкой, подуть на шарик и загнать его в ворота. Выполняя упражнение, нельзя надувать щеки, а выдуваемый воздух должен идти одной длинной струей, без прерываний.
  2. Песенка язычка. Приоткрыв ротик, надо расположить язык на нижней губе. Затем нужно пошлепать губками — «пя-пя-пя» (язычок поет). Воздух при этом выходит плавной струйкой, не прерываясь. Затем, широко открыв рот, подержать мягкий язычок на нижней губе так, чтобы она не подворачивалась. Нужно, чтобы края языка касались уголков рта.
  3. Блинчик. Важно научить малыша расслаблять язычок. Для этого он должен улыбнуться, передний край языка положить на нижнюю губу. Улыбка не должна быть напряженной, а язык лишь чуть свешиваться с губки.
  4. Чистим зубки. Упражнение аналогично заданию для буквы Р, только чистить будем не верхние, а нижние зубы.

Буква З является парной для буквы С, поэтому его постановкой занимаются аналогично звуку С.

А как на счет К и Г?

Звуки К, Г и Х относятся к заднеязычным, что предполагает при их произношении высокий подъем языка. Когда ребенок не произносит эти буквы, чаще всего его язычок просто ленится (за исключением врожденных патологий, которые могут исправить только врачи). Чтобы заставить язык трудиться, нужно делать упражнения.

Катание с горки. Положите на ладошку крохе шарик из ваты. Малыш должен приоткрыть рот, и удерживать корень языка в приподнятом положении, а кончик его опустить. Затем нужно быстро выдохнуть так, чтобы сдуть ватку с ладони. Получится звук К.

Ложечка. Попросите малыша медленно сказать «та-та-та». Возьмите чайную ложку и осторожно отодвиньте язык, надавив на переднюю часть его спинки. Вместо «та» у крохи сначала получится «тя», а потом и «кя». Продолжая давить на язык, ловите момент, когда у малыша получится чистое «ка». Ему нужно запомнить, в каком положении в этот момент находился его язык. Не волнуйтесь, если это получится не сразу.

Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям

Ссылка на основную публикацию