Что Ребенок Должен Уметь В 3 Месяца Форум

Содержание

Что дети должны уметь в 7 месяцев? Развитие ребенка в 7 месяцев

Долгожданный малыш каждый день удивляет и радует своими маленькими достижениями, особенно если ему уже семь месяцев или больше. Но беспокойство за его развитие — нормальное явление для заботливых родителей. Ведь у знакомых малыш уже ползает и пытается ходить, а у родственников только учится сидеть. Все детки разные. Но все же, что дети должны уметь в 7 месяцев? Об этом и расскажет данная статья.

Физическое и эмоциональное развитие крохи

К семимесячному возрасту дети набирают в весе по пятьсот граммов дней за 30, становятся выше в среднем на пару сантиметров. У многих уже есть несколько зубов (до четырех: по два верхних и нижних резца). Но это у каждого индивидуально. Есть детки, зубки у которых начинают появляться к году. Малышу все интересно, он изучает столовые приборы (если сейчас начать приучать его кушать из ложки и пить из кружки, то будет как нельзя кстати) и все, что находится в пределах досягаемости и видимости. А вот что ребенок должен уметь делать в 7 месяцев? Кроха переворачивается во все стороны (на спинку, живот и обратно), уверенно сидит и ползает. Стоит у дивана, в кроватке, держась за них. Малыш понимает, что ему говорят и каким тоном. Он уже умеет играть в такие игры, как «Сорока» и «Ладушки». Может собрать небольшие предметы или игрушки в коробку, сосредотачивается на каком-то определенном занятии и возвращается к нему, если прервался. У малыша хорошо получается выполнить задуманное, он уже играет сразу несколькими разными игрушками. Кроха испытывает страх расставания с мамой и не хочет от нее отрываться, если предстоит разлука, так как привязанность ребенка очень велика. Конечно, не все дети развиваются одинаково. Не стоит сильно переживать, если именно ваш ребенок чему-то не научился. Визит к врачу должен успокоить. Когда со здоровьем малыша проблем нет, он непременно все освоит в ближайшее время, и вопрос о том, что дети должны уметь в 7 месяцев, не будет волновать вас.

Все ли в порядке с малышом?

Сначала хотелось бы сказать несколько слов о том, что должно насторожить в поведении крохи. Ведь как бы ни хотелось всем мамам и папам видеть своих малюток здоровенькими, есть детки, которым нужен особый уход и внимание.

  • Родители должны замечать то, как малыш реагирует на появление мамы и разлуку с ней, когда его берут на ручки, прижимают к себе. Если кроха не проявляет привязанность, безразличен к проявлениям любви родителей, это повод для беспокойства.
  • Дайте малютке игрушку и покажите, как ею стучать по какой-то поверхности. Малыш с удовольствием повторяет за вами? Все в порядке. Если ребенок не умеет этого делать (стучать игрушкой), насторожитесь и понаблюдайте за ним внимательнее. Может быть, он просто устал или не в настроении. Попробуйте повторить все снова в другой раз. Но когда малютка снова не поймет, что и как делать, непременно посетите врача.
  • Если говорить о том, что ребенок должен уметь в семь месяцев, любой опытный родитель скажет — сидеть. Это правда. Бывают дети, которые еще неуверенно сидят в этом возрасте. Но, если, протягивая раз за разом руку малышу с предложением помочь сесть, вы видите равнодушие на его личике, он не испытывает интерес к такому действию, нужно забеспокоиться.
  • В семь месяцев детки издают много звуков, разнообразных и забавных. Ими они общаются и привлекают к себе внимание взрослых. Если этого не происходит, насторожитесь.
  • Малыш не отвечает поворотом головы на голос в сторону зовущего? Еще один повод для беспокойства.
  • Возьмите кроху под ручки и попытайтесь поставить на ровную и твердую поверхность. Он опирается, перебирает ножками? Все хорошо. Просто подгибает ноги, висит на ваших руках? Нужно показать врачу.

В перечисленных случаях необходимо обязательно обратиться к специалисту за консультацией и помощью, когда потребуется. В остальном же малыш не обязан делать все, что предписывают врачи. Ведь каждый ребенок — индивидуальность и развивается по ему присущему сценарию.

Более подробно о том, что дети должны уметь в 7 месяцев

Семимесячные малыши учатся новому беспрерывно. Умственное развитие приобретает активный характер именно с этого возраста. Особенно, когда кроха уже научился передвигаться на четвереньках или ползать другим удобным ему способом. Но не стоит расстраиваться, если этого не произошло, ведь то, что должен уметь ребенок в 1 год и 7 месяцев, например, не может сравниться с тем возрастом, о котором идет сейчас речь. Дети постарше уже без труда и раздумий могут выполнить все, чему учится малютка на первом году жизни. Поэтому, наблюдая за малышом, не переживайте, когда ему не все удается из перечисленного выше. Он обязательно научится, просто помогите ему в этом. К примеру, если малышу, лежащему на животе, показать интересную игрушку, подняв ее выше головы крохи и поводив ею со стороны в сторону, он должен опереться на одну ручку, приподняться на несколько секунд, а другой попытаться дотянуться до предмета. А вот умение переворачиваться во все стороны хоть и в более раннем возрасте отслеживается, но необходимостью считается с семи месяцев. Если крошка еще не научился поворачиваться в любую сторону, а предпочитает какую-то одну, кладите игрушки или другие интересные предметы с той стороны малыша, в которую он не торопится начать переворачиваться. Стимул сделает свое дело, и кроха быстро освоит повороты.

Обязательные и не очень навыки семимесячного малыша

Говоря о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев (мальчик), нужно отметить, что он может немного отставать в умениях, но иногда бывает и наоборот. Более четко навыки детей этого возраста можно представить в виде таблицы.

Что должен уметь делать ребенок в 7 месяцев. Таблица

Как видно из таблицы, навыки малыша семи месяцев разнообразны. Не все дети способны освоить все из перечисленного, но есть определенный минимум требований, предъявляемый ко всем крохам. Конечно, не страшно (при том, что здоровье ребенка в порядке), если он не сидит хорошо в 7 месяцев, но, возможно, за этим скрывается какая-то проблема. Взять хотя бы слабый тонус мышц. Необходимый курс массажа в этом случае поможет малышу догнать сверстников в физическом развитии и овладеть навыками, необходимыми в этом возрасте. И тогда вопрос «что ребенок должен уметь делать в 7 месяцев» не будет вызывать неловкость за недостаточное развитие крохи.

Есть ли различия в развитии мальчиков и девочек?

Такой вопрос возникает у многих родителей. Наблюдая за развитием сына и знакомой девочки одного с ним возраста, они замечают, что малышка начала ползать или ходить раньше, чем их собственный кроха. Бывает наоборот — мальчик развивается немного быстрее девочки. На самом деле пол здесь совсем не при чем. Отвечая на вопрос «что должен уметь ребенок в 7 месяцев (девочка)», следует заметить, что совсем необязательно она будет выполнять больше, чем мальчик из того, что полагается в их возрасте. Скорее всего, развитие ребенка зависит от других факторов: наследственности, веса и роста при рождении, массы тела на момент тестирования умений, мышечного тонуса, питания малыша, климата, в котором он проживает и даже от здоровья родителей на момент зачатия, а также течения беременности и родов. Поэтому, если у вас сын, и вы знаете, что должен уметь ребенок в 7 месяцев, мальчик может и не уметь всего положенного в этом возрасте. Но это не значит, что у него меньше навыков, так как он мужского пола. А девочка начала ползать раньше соседского малыша не потому, что она не мальчик. Просто, возможно, у одного ребенка сыграли свою роль гены, а у другого — повышен тонус мышц. Таким образом, в вопросе «что должен уметь ребенок в 7 месяцев» девочка не лучше и не хуже мальчика. Впрочем, в плане речевого развития и эмоционального дети женского пола все же опережают сверстников. Объясняется это тем, что связь между двумя полушариями головного мозга у девочек устанавливается вскоре после рождения, а у мальчиков месяцам к 7-9. Но на практике эти различия не очень заметны.

Что делать, если кроха чего-то не умеет?

Каждый ребенок — индивидуальность, а значит общепринятые сроки развития детей очень усредненные. Если малыш в 7 месяцев еще не ползает, это не повод для паники, пока родители и врачи видят в нем другие признаки нормального развития. Ведь нет конкретного понятия о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев. По Комаровскому можно отметить совершенно справедливо, что малыш никому ничего не должен. Поэтому заниматься с ребенком и развивать навыки — это, конечно, святая обязанность родителей, но мучить малыша, пытаясь заставить его, например, кушать ложкой самостоятельно, аргументируя это тем, что семимесячным деткам нужно этому учиться, смысла нет. Не стоит ждать от крохи того же самого, что должен уметь ребенок в 1 год и 7 месяцев.

Доступные способы помочь ребенку в развитии навыков

Подойдите к вопросу умений малыша разумно. Ребенку нравится ползать на животике, добираясь до нужного предмета? Помогите ему понять, как становиться на коленочки. Постепенно малыш привыкнет стоять и будет учиться ползать, а когда он поймет, что таким образом передвигаться намного быстрее, то тут уж его будет не остановить. Ну а если кроха проявляет интерес к посуде, попробуйте посадить на стульчик для кормления, дать ему ложку и небьющуюся тарелку, например, с кашей. Конечно, чистоты в этом случае гарантировать нельзя, но можно постелить какую-нибудь клеенку под стульчик и вокруг него. Пусть карапуз пытается самостоятельно отведать блюдо. Даже когда он залезет в тарелку руками, не браните его. Ведь это и развитие мелкой моторики тоже. Просто имейте в виду, что малыш испачкается, поэтому посадите его за такое занятие перед тем, как собираетесь купать.

Малыш не хочет учиться определенному навыку

Не расстраивайтесь, если малютка не хочет, например, ползать, хотя вы настойчиво ему показываете, как это делать. Ведь некоторые дети просто минуют определенные навыки или делают это по-своему. Один ребенок ползает как положено — на четвереньках, а другой или совсем не делает этого, или передвигается, сидя на попе, перебирая ногами и руками по полу. А если пытаешься научить карапуза встать на коленочки, он, протестуя, начинает плакать. Согласитесь, возникает гораздо меньше вопросов о том, что должен уметь ребенок в 1 год и 7 месяцев по Комаровскому, потому что к этому возрасту детки уже научились практически всему, что нужно, а остальным навыкам они постепенно обучаются. То же самое и с семимесячными малышами. Иногда бывает, что кроха в 5 месяцев переворачивался по-всякому, а после 6 перестал. Ничего страшного в этом нет, просто он переключился на освоение другого навыка, а про перевороты вспомнит позднее. Все дети вырастают и учатся одновременно. Они смотрят на родителей, запоминают, как и что делается, а потом сами пытаются все повторить. В общем, если вы уверены в здоровье малютки, не тратьте попусту нервы на лишние переживания по поводу неумения ребенка что-то делать, всему свое время. Лучше попытайтесь помочь ему освоить необходимый навык.

Способы развития навыков ребенка

Не возникнет вопроса «что дети должны уметь в 7 месяцев» у родителей опытных, знающих, что всех малышей под один шаблон не подгонишь. Отсюда и разный подход к развитию каждого ребенка. Любит кроха возиться с маленькими игрушками? На здоровье! Пусть перекладывает их, только следите, чтобы не брал в рот мелкие предметы, так как существует опасность, что карапуз какой-нибудь из них проглотит. При всем этом кроха может не любить двигаться. Схитрите, положите любимые игрушки подальше от ребенка, но на небольшое расстояние, чтобы интерес малыша не перерос в крик бессилия. Кроха будет тянуться, пытаясь достать предмет, совершать какие-то телодвижения, в итоге он переместится в нужную сторону. Так, понемногу ребенок сообразит, что и сам может достигать определенной цели. Как вы, наверное, заметили, рассказывает четко и подробно о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев, таблица. Мальчика, если он будет отставать в эмоциональном и речевом плане, берите почаще на руки, разговаривайте, пойте песенки, играйте. Это послужит компенсацией и простимулирует развитие малыша. Не стоит говорить крохе, что он мужчина, поэтому не должен плакать, если с ним приключилась неприятность. Сочувствие и поддержку проявлять всегда нужно и никогда не вредно. Что должен уметь ребенок в 7 месяцев? Комаровский называет те же навыки: сидеть, ползать, вставать и так далее, но опять же с оговоркой на то, что не все дети умеют в этом возрасте совершать то или иное действие.

Об играх и запретах

На вопрос «что должен уметь ребенок в 7 месяцев» таблица, приведенная выше, отвечает достаточно понятно. Но ведь вместе с навыками двигательной активности малыши, кроме радости, доставляют родным беспокойство за безопасность крохи и целостность некоторых вещей (телефонов, пультов и прочего). Когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться, нужно взять за правило убирать все опасные или способные сломаться предметы подальше от детских глаз и рук. Но, если вы случайно забыли свой телефон или пульт от телевизора на журнальном столике, а малыш добрался до них и обслюнявил, не стоит ругать кроху, ведь ему все интересно. Таким способом дети познают мир. Просто будьте внимательнее и в следующий раз во избежание неприятностей убирайте вещи повыше. Вообще, нужно привыкнуть слово «нельзя» говорить малышу лишь в том случае, когда речь заходит о действительно опасных ситуациях и вещах:

  • колющих и режущих предметах;
  • газовой плите;
  • всем, что связано с электричеством;
  • спичках.
Еще почитать:  Роддома москвы на карте москвы

Слишком частое «нельзя» приведет к тому, что кроха станет придавать меньше значения запретам. Про остальные вещи можно говорить «не надо», например, «трогать мамин телефон, он может сломаться». Или просто на первых порах погрозите пальцем крохе и скажите «ну-ну-ну», сопровождая свои действия доступными объяснениями.

Первый год жизни маленького человека — очень важный и значимый. Малютка переживает несколько этапов развития. В семь месяцев многие крохи начинают передвигаться и таким образом расширять свою территорию. А это очень важно для нового толчка в развитии малыша. С началом двигательной активности крохи стимулируется и формирование головного мозга. Ваш малыш начинает потихоньку вступать во взрослую жизнь. Самое начало этого пути и наступает в семимесячном возрасте. Запаситесь терпением и помогите малышу в этом! Удачи вам и побольше положительных эмоций!

Слишком частое «нельзя» приведет к тому, что кроха станет придавать меньше значения запретам. Про остальные вещи можно говорить «не надо», например, «трогать мамин телефон, он может сломаться». Или просто на первых порах погрозите пальцем крохе и скажите «ну-ну-ну», сопровождая свои действия доступными объяснениями.

Развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев: интересы малыша в год и семь

Содержание статьи:

Дети в этом возрасте умеют многое. Уже все основные навыки приобретены. Начинается познание мира в полной степени. Активность на максимуме. Ребенок умеет играть в подвижные игры, пытается проявлять самостоятельность. Достаточно опасный возраст, так что родителям необходимо внимательно следить за своим чадом.

Физическое развитие и двигательная деятельность ребенка в 1 год и 7 месяцев

  • Сон . Деткам рекомендуется спать не менее 12 часов в сутки. Многие из них не против поспать с утра или после обеда пару часов. Но вот некоторых трудно уложить днем, малыши бастуют и просятся еще играть, двигаться. Но все-таки лучший распорядок дня — это дневной сон, не более двух часов. Так что необходимо после обеда создать спокойную обстановку, затемнив помещение, почитав сказку. Пусть малыш и не уснет, но хотя бы отдохнет от суеты и шума, наберется сил для будущих свершений. Тем более, редко дети могут бодрствовать весь день, не отдыхая.
  • Движение . Дети в возрасте год 7 месяцев уже уверенно ходят. Период сопровождается высокой активностью (сейчас он в одной комнате, через минуту уже бежит в другую), проявлением интереса ко всему окружающему миру. С каждым днем совершенствуется координация движений. Игры в мяч — лучшее занятие для выработки четкой моторики рук и ног. 1 год и 7 месяцев — пора подражания взрослым. Так, например, кроха уже пытается самостоятельно причесаться.

Развитие речи у ребенка в 1 год и 7 месяцев

Период «говорения» — произносится много слов, родители, конечно, понимают не все. Но вот малыш из взрослой речи осознает значение большей части услышанного и запоминает это.

Ребенок должен не только говорить отдельные слова, но и стараться связать их в предложения, хотя бы самые простые: мама, смотри; папа, дай.

Кроха понимает просьбы родителей, реагирует на слова-запреты: нет, нельзя, хватит. Однако это не всегда может получаться. И не потому, что он забывает их значение, а потому, что начинает их игнорировать.

Психика ребенка в 1 год и 7 месяцев

В этом возрасте малыш, пусть и маленький, но уже человек со своими потребностями, желаниями, запросами. Он хорошо ориентируется в пожеланиях, и может настойчиво требовать то, что нужно ему. Одна проблема: взрослые не всегда понимают, что говорит чадо и чего требует. Объяснить пока он не в состоянии, а потому лучшим средством помощи остается плач.

Указания родителей часто у ребенка не вызывают реакции. Даже иногда на замечания демонстрируются вспышки гнева, агрессии, злости. Такая капризность допускается.

Умственное развитие малыша в 1 год и 7 месяцев

Ребенку легко удается различать предметы по форме, габаритам, цветовой гамме. Получается отождествлять действие и идущее за ним последствие.

Например, если уронить чашку, вода разольется. То есть у детей активно формируется логическое мышление.

Во что поиграть с ребенком в возрасте одного года и семи месяцев?

Дети обожают копировать родителей. Если в более раннем возрасте они играют в игрушечную посудку, утюжок, веничек, то теперь пришло время превратить обычные хлопоты по дому в интересные развлечения.

Этот вариант игровой концепции имеет несколько плюсов.

  • Во-первых, малыш сразу увидит, что труд — это, в первую очередь, тяжелая работа.
  • И, во-вторых, чадо будет чувствовать свою значимость и нужность.

Самый популярный пример: поручение разложить салфетки на столе, выбрать овощи, из которых приготовится будущее блюдо.

Мозаики, пазлы, конструкторы — интересное занятие, развивающее мышление. Они должны быть яркими и крупными. Также в приоритете подвижные игры на воздухе.

Уход и питание ребенка в 1 год и 7 месяцев

Что касается ухода, то жизнь родителей станет легче. В этом возрасте ребенок все меньше ходит в штанишки, а многие уже вовсю пользуются горшком. Таким образом, отпадает необходимость часто мыть малыша.

Итак, водные процедуры — основа основ. Утреннее умывание, чистка зубов, вечером — вот, что непременно должно присутствовать в жизни деток.

Гимнастику рекомендуется проводить утром. Из закаливания — воздушные, солнечные ванны, обтирание водой, «дорожка здоровья».

Питание: четыре раза в день. Рацион должен быть полноценным: каши, супы, мясо, овощи, фрукты, кисломолочная продукция, немного сладостей. Блюда можно готовить в рубленом виде, полностью отойти от пюре. В год 7 месяцев у детей складываются гастрономические предпочтения, появляются любимые блюда и, наоборот, те, которые кушать они не будут ни при каких обстоятельствах. Все-таки стоит прислушиваться к пожеланиям крохи, но потакать капризам не надо.

Любой возраст сопровождается определенными трудностями. В 1 год и 7 месяцев ребенок — интересное существо. Он, как копирка, принимает на себя поведение взрослых.

Гимнастику рекомендуется проводить утром. Из закаливания — воздушные, солнечные ванны, обтирание водой, «дорожка здоровья».

—>( Сказочный Мир ) —>

Месяц Умения к концу месяца малыш
должен может научиться возможно научится
7
  • сидеть без посторонней помощи и опоры;
  • произносить звуки, издавать фырканье;
  • сам держать и кушать печенье (крекер), кусочки фруктов.
  • когда находится в вертикальном положении, переносить часть своего веса на ноги;
  • показывать недовольство и пытаться возразить, если забирают игрушку или что-то другое, интересное ребенку;
  • пытаться достать игрушку, находящуюся за пределами досягаемости, дотянуться, добраться до нее (доползти);
  • пытаться найти глазками упавший предмет;
  • перекладывать из одной ручки в другую игрушку;
  • зажимать мелкий предмет в кулаке;
  • услышав голос, поворачиваться в его сторону;
  • говорить слоги, разные сочетания звуков;
  • играть в «ку-ку».
  • вставать на ножки у опоры;
  • садиться без посторонней помощи;
  • хлопать в ладошки, играя в «Ладушки», и махать ручкой на прощание;
  • брать мелкий предмет большим и указательным пальчиками;
  • говорить слова «мама», «папа» или «баба».
[ —>Новые сообщения · —>Участники · —>Правила форума · —>Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1

Что умеет ребенок в 3 месяца ?

Администратор-1 Дата: Воскресенье, 11.03.2012, 21:06 | Сообщение # 1

Развитие ребенка в третьем месяце
Если взять ребенка на руки, он в наклонном положении уже способен поднимать головку и продержать ее в приподнятом положении несколько секунд. Если положить ребенка на животик, он приподнимет не только головку, но и грудку (мышцы шеи и спины уже окрепли и хорошо работают) на несколько секунд.
Если мы найдем, что мышцы хорошо развиты, мы можем к концу месяца изменить способ поднимания и перекладывания ребенка; вместо подложенных рук, которые поддерживают голову и позвоночник, приложим обе ладони по сторонам головки ребенка, прижмем свои предплечья к телу и таким образом его поднимаем. Ребенок уже владеет своими мышцами, поэтому ему не можем ничем повредить.
Его глаза уже способны внимательно следить за движущимися предметами или людьми. У трехмесячного ребенка начинает развиваться слух и слуховой интерес. Ребенок слушает, когда кто-нибудь говорит, и сам уже начинает выдавливать из себя несколько различных звуков.
Улыбается знакомым людям, а иногда просто по какому-то загадочному поводу. Этой улыбкой он способен горячо отблагодарить своих родителей ва всю заботу о нем!
В ванне ребенок брыкается и брызгает, получая от этого удовольствие. На столе также бьет со всей силой ногой по доске, так что кажется, что пяткам при этом совсем не больно! Отбрасывает, конечно, перинки и одеяла. Не сердитесь на него за это — это необходимое для него упражнение мышц; этим он подготовляет себя к ходьбе. Поэтому не запрещайте ему брыкаться и царапаться, не стягивайте его пеленками или конвертом. Предоставьте ему свободу движений, это необходимо для его развития. Как поступать, чтобы ребенок не отбрасывал одеяльце, расскажем в следующей главе.
Малыш уже умеет и капризничать – обычно это связано с тем, что ему просто-напросто скучно. Капризничая, детишки хнычут, плачут « не по-настоящему». Поговорите с ребенком, поиграйте, возьмите на руки, расскажите сказку или потешку – и его личико вновь озарит улыбка!

Развивается еще одно умение – теперь, прежде чем попытаться попасть по игрушке, покачать, потянуть в рот, кроха долго и внимательно разглядывает ее, словно раздумывает, будет ли стоить результат приложенных усилий… К трем месяцам исчезает большинство врожденных рефлексов, и их место постепенно занимают осознанные навыки; что касается условных рефлексов, то они прогрессирующе нарастают.

Необходимое для матери
Многое требуется, чтобы ребенок нормально развивался. Это однако не значит, что мать должна в заботах о ребёнке забывать о себе самой! Кроме всего остального, мать нуждается в хорошем питании, отдыхе, свежем воздухе и солнце.
Наши матери уже хорошо понимают, что для того, чтобы выполнить все свои обязанности, главным образом кормление грудью, нужно хорошее питание. Молоко, молочные продукты, яйца, свежие овощи и фрукты, должны составлять ежедневное меню матери.
Однако менее известно, что матери, особенно кормящие, нуждаются также в покое и отдыхе. Именно он сохраняет в нормальном состоянии организм и позволяет больше сил уделять ребенку. Наконец он обусловливает образование у матери молока. Поэтому договоритесь с мужем о помощи его вам по хозяйству, если вы уже начали свою работу на пред¬приятии, и ребенок ваш находится в яслях. Много работать по хозяйству, вернувшись с работы бессмысленно. Постарайтесь справедливо разделить между вами все обязанности.
Следите за своим здоровьем! Спите 8 часов! Следите за ежедневным стулом. Ежедневно ходите на прогулку, одна или с коляской. Принимайте, как можно чаще, солнечные ванны.

Необходимое ребенку
Каждый правильный, обдуманный шаг в уходе за ребенком, обязательна окупится, хотя обдуманное поведение сложнее механического ухода.
Чтобы ваш ребенок был здоровым и хорошо развивался, ему необходимо в этом месяце — и не позже пятого — сделать прививку против дифтерии и коклюша. Ребенок, поскольку возможно, должен питаться грудью матери, обязательно получать фруктовый сок, витамин В, быть на свежем воздухе и солнце, и вы должны научить его регулярным навыкам, необходимым для здоровья ребенка. Если вы не кормите своего ребенка грудью, необходимо при искусственном питании точно следовать указаниям врача.

Прививка
Предохранительная прививка, если она сделана вовремя и в нужных интервалах, которые строго соблюдаем, является самым надежным средством против возникновения и распространения заразных болезней.
Если хотите видеть вашего ребенка здоровым, а себя избавить от напрасных страданий, строго следите, чтобы в срок была сделана вашему ребенку обязательная прививка.
Что же такое прививка? Прививка это стимуляция организма к выработке антител. В ответ на проникновение в организм возбудителя инфекционного заболевания также вырабатываются антитела, но иногда они вырабатываются недостаточно или поздно.
Если у ребенка в организме уже имеются антитела, образовавшиеся от ранее сделанной прививки, организм этого ребенка находится в выгодном положении: ребенок или совсем не заболеет или заболеет в легкой форме.
Таблица вам лучше и нагляднее покажет, когда и против какой болезни производится прививка.
Прививки против дифтерии, коклюша и столбняка проходят, в общем, без осложнений, хотя иногда вспухает место укола и может слегка даже подняться температура.
На шестой и не позднее восьмого дня после прививки врач обязан узнать результат, т. е. определить, принялась или не принялась прививка. Если прививка принялась, родителям выдадут подтверждение, в противном случае прививка должна быть повторена.
Все подтверждения о прививках самым тщательным образом сохраняйте. Они будут вам нужны очень часто для врача, для школы и для места работы.

Календарь прививок вашего ребенка

Внимание, опасность !
Бывает иногда, что ребенку нельзя сделать прививку, — например, у него насморк. Когда он выздоровеет, мать, перегруженная работой, забудет заявить в медучреждение о несостоявшейся вакцинации и принести его для прививки в следующий срок. Таким образом, легко будет пропущено подходящее время для охраны здоровья. Потом, если ребенок заболеет, а может быть и умрет, поздно будет уже жаловаться. От инфекционных болезней умирают, главным образом, те дети, которым не сделана прививка.
Поэтому обзаведитесь детским календарем прививок, который или достаньте в консультации, или его составьте по нашим таблицам и время от времени его контролируйте с врачом.
Помните, что прививка и дополнительные прививки должны быть проведены в установленные сроки. Только тогда они гарантируют выработку иммунитета.

Кормление грудью
Продолжайте кормить грудью. Помните, что ребенок, питающийся молоком матери, не испытывает расстройства пищеварения, тогда как у детей на искусственном питании оно бывает очень часто.
Если у вас недостаточно молока, постарайтесь повысить его выделение.
Сохраните для своего ребенка хоть самое незначительное количество материнского молока. Оно чрезвычайно ценно. Если его будет все же недостаточно, тогда переходите на так называемое смешанное кормление (конечно по совету врача). Это значит, что вы будете прикармливать ребенка искусственными смесями по указанию врача. Смешанное кормление все же более полезно, чем искусственное питание.

Основания для беспокойства
Если ребенок беспокоен и капризничает, не нервничайте. Плач, жалобы, болезненное выражение лица ребенка, — всё это, в большинстве случаев, связано с временными нарушениями пищеварения, с образованием газов. Это быстро пройдет.
Однако есть некоторые признаки, которые являются каким-то предупреждением, и человеку, который о них знает, они говорят о приближении опасности.
Такими признаками являются — понос, запор, рвота и беспокойный сон.
Ни один из них не запускайте. Если будете слишком долго выжидать, прежде чем принять меры к устранению их, эти предостерегающие признаки могут превратиться в опасные заболевания. Если будете стремиться устранить только признаки, не будете искать причины недомогания и не будете стремиться ликвидировать их, опять-таки упустите удобное время для пресечения их.
В сомнительных случаях обращайтесь прямо в амбулаторию (в детское отделение лечебно-профилактического объединения), но не лечите сами, руководствуясь советами неспециалистов.

Понос
Если у ребенка бывает стул более 4 раз в день, причем испражнения жидки и водянисты, мы говорим, что у ребенка понос.
Причиной этого может быть пища, или же понос извещает нас о другой болезни.
Понос у маленького ребенка безусловно требует врачебной помощи.
Пока врач не осмотрел ребенка, устройте так, чтобы ребенок не принимал никакой пищи.
Если прикармливаете, или если ваш ребенок на искусственном питании, совершенно перестаньте кормить. Давайте ребенку только чай, немного подслащенный сахаром или сахарином, чтобы он с удовольствием пил. Без колебаний посетите детскую амбулаторию. Врач найдет причину заболевания и назначит лечение. Верьте ему и тогда, когда он найдет нужным оставить вашего ребенка на лечение в детском отделении больницы. Это, наверняка, сделано в интересах более быстрого и более надежного излечения ребенка.

Запор
У ребенка в этом возрасте стул бывает обычно один раз в день, иногда раз в два дня. Если испражнения твердые, сухие и с трудом выталкиваются, или если у ребенка не было стула полных два дня, говорим, что у ребенка эапор.
В первые четыре месяца у детей, особенно если они кормятся грудью, часто бывает запор. Это обусловленно естественным развитием организма ребенка, так что запор у грудных детей можно считать обычным явлением.
Другими причинами запора могут быть:
Недостаток пищи.
Неправильный состав молочной пищи.
Ребенок получил неподходящее и сильно действующее средство для облегчения стула или против поноса.
Оба случая могут вызвать запор.
Устраните причины запора у ребенка! Не запускайте запор, чтобы он не превратился в хронический.
В первую очередь убедитесь, достаточно ли получает ваш ребенок пищи; спросите врача, как изменить молочную пищу, чтобы она не вызывала запора и действовала, как легкое слабительное. Никогда не давайте ребенку никаких «средств» ни для стула, ни для задержки его. Правильное питание само исправит стул ребенка.
Если не наблюдаете у ребенка затруднений, нет необходимости тотчас принимать меры. В настоящее время мы уже не очень боимся запоров. Подождите до третьего дня.
Если, однако, запор вызывает осложнения (газы, желудочная боль, напрасные позывы), надо принять меры. Вставьте в задний проход резиновую трубочку, смазанную вазелином! Подождите три минуты. Если трубочка не даст ожидаемых результатов, поставьте глицериновую свечку, которую получите в аптеке.
Стул вызываем только по необходимости и как исключение. Никаким образом нельзя допустить, чтобы ребенок привык к искуственному вызыванию стула! Необходимо так организовать питание, чтобы оно само яви¬лось фактором, способствующим правильному стулу и препятствовало таким образом возникновению запора. Правильное питание само по себе ликвидирует запор.
Как предупредить запор
Это имеет значение и для будущей жизни ребенка. Прежде всего ребенок должен получать питание в достаточном количестве, будь то кормление грудью, смешанное или искусственное. Если у вашего ребенка заметите склонность к твердым испражнениям, можно, при искусственном питании, прибавить немного сахару (полкусочна на 100 мл смеси). Наконец, можно увеличить количество вводимого фруктового сока до 50 мл. Кроме апельсинного н лимонного сока, можно попробовать отвар из чернослива или хорошо процеженный отвар на винных ягод.

Р в о т а
Уже раньше мы упомянули о срыгиваниях, которое совершенно безвредно.
Но если рвота появится не сразу после кормления, а спустя час и более после него, и рвотные массы имеют при этом запах желудочного сока, или рвота сопровождается поносом с нарушением нормального поведения ребенка, необходимо обратиться к врачу.
А до тех пор ничего не давайте ребенку пить, кроме одной — двух ложечек холодного чая.

Беспокойный сон
Есть дети, которые беспокойно спят ночью, дергают ручками я ножками, пробуждаются, плачут.
Узнайте, что является причиной беспокойного сна у вашего ребенка. Возможно, что вы его неправильно кормите или неправильно за ним ухаживаете. Купаете вы его вечером? Не слишком ля горячая вода? Не слишком ля тепло ребенок прикрыт, не потеет ли? Нет ли у него жажды? Не холодно ли ему? Не набалован ля ребенок? Не требует ли, чтобы его ночью кормили ? Или хочет, чтобы его повозили или иным способом укачивали? Не испытывает ли затруднений при мочеиспускания? (Не сужена н не приросла ля крайняя плоть у мальчиков). Не нервничаете ли вы при уходе за ребенком? Не передается ли ваша нервность ребенку?
Ответьте на эти вопросы, и если не удалось после этого устранять причины, поделитесь своей тревогой с детским врачом.

Как долго должен ребенок спать?
На третьем месяце ребенок должен спать 18—20 часов в сутки, таким образом столько же, сколько и во втором месяце.
Так как непрерывный сон в течение нескольких часов полезнее, чем прерывающийся сон, всегда и упорно стремитесь к тому, чтобы ночной сон вашего ребенка ничем не был нарушен. Есть дети, которые спокойно спят от вечерного до утреннего кормления и просыпаются для кормления только один раз, в 22 часа, т. е. спят 11—12 часов.
Если все же ваш ребенок не может так долго спать без пробуждения, не сердитесь на него, не теряйте терпения. Некоторые дети пробуждаются и плачут, как только помочатся, а это бывает всегда через два — три часа. В этом случае не остается ничего другого, как терпеливо встать и переменить пеленки и радоваться тому, что ребенок лежит в чистоте. Пройдет немного времени, и ребенок научится обходиться без мочеиспускания дольше. Деятельность его мышц и его психическая деятельность день ото дня будет развиваться, а одновременно к вечеру он будет более утомляться. А потому и спать ночью будет лучше.
Ничем не занимайте ребенка, чтобы он стал «хорошим»; когда встанете к нему, не качайте его, не возите, чтобы не развить в нем навык этого!
Приготовили вы ребенку достаточное количество ночных рубашек ? После вечернего купанья обязательно всегда переоденьте ребенка в чистую ночную рубашку. Если прохладно, можете надеть ему под рубашку еще батистовую безрукавку, хотя обычно фланеловой или полотняной ночной рубашки вполне достаточно.

Перемены при купании
До сих пор вы перед ванной промывали ребенку глаза борной водой. Это делалось потому, что у ребенка не было собственных слез, необходимых для смывания накапливающейся грязи.
На третьем месяце у ребенка начинают появляться слезы. Поэтому было бы излишним промывать ребенку глаза борной водой. Их достаточно протереть клочком ваты, намоченной в кипяченой чистой воде, вытирая от внутреннего угла глаза к наружному. И днем следует обращать внимание на углы глаз и устранять из них накопившуюся грязь смоченным в воде клочком ваты.

Стрижка ногтей
Ногти у маленького ребенка растут быстро и их надо стричь, иначе они будут сами ломаться. Часто загибаются и причиняют боль, или ими ребенок может себя поцарапать.
Поэтому при каждом вечернем купании осмотрите у детей ногти на руках и ногах и если нужно, остригите их ножницами или щипчиками для ногтей. Стричь следует очень осторожно, не очень коротко, не очень близко у кожи! Это было бы очень неприятно ребенку, и он не давал бы в следующий раз свои ногти привести в порядок. Иногда такая весьма незначительная неосторожность с нашей стороны может вызвать у ребенка отвращение к стрижке ногтей на все детские годы. С этим потом вы всегда будете испытывать затруднения, потому стригите очень осторожно.
На руках стригут ногти с закруглением, чтобы не было острых концов. Ногти на ногах стрижем ровно. В противном случае край кожи нарастал бы по сторонам ногтя, что создавало бы подходящие условия для зарастания ногтей. Впоследствии многие заросшие кожей ногти у взрослых людей являются результатом неправильной стрижки ногтей в самом раннем возрасте.

Следите за весом ребенка
Если у вас нет весов дома, вы узнаете о прибавке в весе вашего ребенка при регулярном посещении вашей консультации. Дома данные сейчас же запишите в кривую веса. Она должна быть уже достаточно длинной, постепенно повышаться, без больших скачков вверх и вниз. Ребенок прибавляет в неделю от 180 до 200 гр, иногда меньше, иногда больше, но прибавляет
постоянно. В конце 10 недели ребенок весит приблизительно 5% кг, в конце 12-ой — около шести кг. Вес ребенка зависит от многих факторов, главным образом от длины тела, ухода и всей окружающей обстановки.
Толстенькие дети не всегда бывают самыми здоровыми. Вес вашего ребенка может быть меньше указанного выше среднего веса, но при этом ребенок может быть абсолютно здоровым.
Только в том случае, если ребенок в течение 1—2 недель не прибавляет в весе, это является предостерегающим для вас признаком. В детской консультации найдут причину и помогут вам ее устранить.

Вода для ребенка
В жаркие дни, если ребенок нервничает между кормлениями, дайте ему выпить немного охлажденной кипяченой воды. Можно ложечкой, или же прямо из стакана или чашки! Одновременно с утолением жажды вы приучаете ребенка к приёму пищи иным способом, чем сосание, что вам пригодится позже при отнятии от груди и при введении в обиход новых блюд.

Распорядок дня в этом месяце
Распорядок дня чем дальше, тем разнообразнее. Продолжаем сохранять трех или трех с половиной часовые интервалы между кормлениями и ночной интервал, но можем часы кормления передвинуть так, чтобы приспособить их к нашей работе. Например, можно раннее кормление начинать в 7,30, а следовательно и все последующие сроки передвинутся на полтора часа. Это изменение обычно удовлетворяет матерей, которые работают вне дома. В связи с кормлением передвинется и час утреннего мытья на 7,00 часов, т. е. мыть ребенка будем перед ранним кормлением.

Регулярные движения для физического и психического развития
У ребенка до двух месяцев достаточно движений при крике, кормлении, отбрасывании одеяльца и в ванне. С третьего месяца, однако, очень полезно для развития ребенка ежедневно ему разрешать делать больше движений.
Это — 15-минутная «зарядка» перед утренним мытьем. Ребенка разденем (в комнате температура 22° С) и положим на чистую простыню на кровати или кушетке, а го и на стол, но на него предварительно постелим толстое одеяло. Рекомендуем положить под простыню резиновую пеленку на случай всяких неожиданностей. Затем предоставим ему возможность подвигать ножками и ручками. Время от времени перевернем его на животик, пусть «разомнет косточки». Это отличное упражнение для мышц спины и шеи. Это — для ребенка подготовка к сидению и ходьбе.

Игрушки
Вероятно, уже при рождении добрые дядюшки, бабушки и друзья принесли какие-либо игрушки: медвежонка, погремушки, и т. под. Пока ко всем этим предметам ребенок безразличен, но с третьего месяца он начинает проявлять к ним интерес. Это очень важные пособия для упражнения мышц и психического развития.
Ребенок начинает тянуться к вещам, которые видит. Давайте ему подходящие игрушки. Не думайте, что вы должны использовать те,
которые получили в подарок. Не жалейте их и отбросьте те, которые не годны. Например, матерчатые, плюшевые звери только собирают пыль. Все, что нельзя чисто мыть и вообще содержать в чистоте, для детских рук не годится.
Игрушка не должна линять, должна быть удобна для мытья, должна быть достаточно большой, чтобы ребенок ее не мог проглотить, у них должны быть закругленные углы, чтобы ребенок не мог себя ранить, чтобы он их не мог разбить на части, которые затем мог бы проглотить.
Такими подходящими предметами являются резиновые игрушки, а также деревянные и из пластмассы. Раньше матери давали детям «игрушки» из кухонной посуды, например, поварешки или пустые катушки, надетые на ленту. Это очень разумные игрушки, как и матери, дающие их детям.
В этом возрасте игрушки являются для ребенка важными гимнастическими пособиями. Ребенок к ним тянется, упражняет глазомер, изучает, насколько предметы удалены от него и может ли он их достать. Учится тому, какие мышцы нужно напрягать, в каком направлении протянуть руку, чтобы достать предмет. Эти требования хорошо удовлетворяет погремушка, подвешенная сбоку в постельке. Она занимает ребенка долгое время.
Не давайте ребенку одновременно больше одной. игрушки. Не оставляйте игрушек в постельке на очень долгое время, чтобы они не надоели и не утомили ребенка. Не вешайте игрушек так, чтобы они постоянно при колебании мелькали прямо перед глазами. Ребенок приучался бы косить глаза.

Свежий воздух и солнце
Продолжайте развивать хорошую привычку, держите ребенка на свежем воздухе и на солнце! Комната, где находится ребенок, должна быть всегда проветрена, а если можно, пусть будет постоянно открыто окно, в теплую погоду и днем и ночью.
Пусть ребенок использует каждый час, когда светит солнце. Если вы не можете с ребенком выходить на двор, оставьте ребенка загорать в комнате, куда проникает солнце. Однако не забывайте, что окно должно быть открытым, так как стекло задерживает ультрафиолетовые лучи. При закрытом окне никто не загорит.
Если погода только теперь вам позволит начать выносить ребенка на солнце, будьте осторожны, чтобы его не сжечь. В первый день пусть солнце освещает только лицо и руки в течение пяти минут. На второй день прибавьте ноги, голени до колен, на третий день — бедра, затем грудную клетку и плечики, пока загорание не будет длиться полчаса. На 10 день загорает в течение получаса все тело. Облучение проводится и спереди и сзади, лучше до обеда и после обеда, в более холодные месяцы перед обедом и после обеда, а в жаркие месяцы до обеда около 10 часов, а после обеда около 16 часов.
После первых 10 дней лежания на солнце под надзором матери, мать может спокойно оставлять ребенка на солнце по полчаса, облучать до обеда спереди, а после обеда спину. Надо только смотреть за тем, чтобы голова и глаза были защищены от солнца. Ребенок с темной от загара
кожей, защищенный собственным кожным пигментом, получает совершенно даром самое драгоценное лекарство — солнечные лучи.
Следите за кожей. Если черев 6—8 часов она очень покраснеет, про-пустите следующий день.
Используйте мазь против ожогов, при купании не пользуйтесь мылом и не трите кожу при вытирании. Для заживления ожогов употребляется смесь из льняного масла и известковой воды (в одинаковой пропорции).
Однако напрасно употреблять для загорания у здоровых детей разного рода кремы и масла. Если будете поступать осторожно, обойдетесь и без них. Только у белокурых детей, у которых обычно очень чувствительная кожа, можно пользоваться маслом.
Голова ребенка всегда должна быть защищена шляпкой или шапочкой, глаза прикрыты от прямого попадания лучей, что снижало бы остроту зрения.

Сосание пальца
Как только ребенок обнаружит, что у него имеются руки, а на них пальцы, начинает их совать в рот. Проделывает он это потом со всеми предметами. Однако уже с самого начала помните о том, что из невинного и естественного явления может развиться дурная привычка, от которой с трудом можно потом отучить ребенка.
Поэтому предупредительная мать уже теперь нежно и с улыбкой будет вынимать у ребенка палец из ротика и займет внимание ребенка какою- нибудь заманчивой игрушкой. Ясно, что это придется делать не раз, а повторно, систематически и терпеливо.
Если бы родители не обращали внимания на этот дурной навык, он остался бы у ребенка и в дальнейшем. Эта привычка может испортить форму детского рта: передние верхние и нижние зубы могут потерять свое правильное положение и некрасиво торчать изо рта.

Нервные родители
В жизни многое нас раздражает, так как мы не знаем причин этих явлений. Если бы мы стремились сперва узнать причины и следствия явлений, мы принимали бы их гораздо спокойнее. Часто мы расстраиваемся совершенно напрасно.
В уходе за детьми встречается много явлений и бывает много моментов которые прямо-таки пугают заботливых родителей. Что делать? Мать расстроена, отец потерял душевное равновесие. Если бы они заранее были подготовлены к такого рода случаям, если раньше ознакомились бы с раз¬ного рода возможностями, как их предупреждать и как при них правильнее поступать, были бы теперь спокойны.
Там, где отец и мать хорошо осведомлены об уходе за новорожденными, они не терялись бы так легко и не впадали бы так легко в уныние.
Оба родителя должны сохранять спокойствие, потому что только спо-койный и рассудительный человек, полностью владеющий своим настрое-нием и чувствами, может правильно ухаживать за ребенком. И не только это: спокойный и разумный уход за ребенком приучает также и его быть спокойным.
Печальная картина в семье, где все нервничают, а ребенок тотчас перенимает все проявления явного и скрытого нервного состояния родителей. Если хотите, чтобы ребенок был спокойным, в первую очередь перестаньте сами нервничать.
Не давайте ребенку никаких лекарств, которые вам порекомендует какой-нибудь знакомый или сосед, когда вашему ребенку немного не по себе. Позаботьтесь о получении советов от специалиста и делайте то, что вам посоветует врач. Имейте также уверенность в себе самой!

Следите за ребенком
Ваш ребенок уже начинает быть более резвым в движениях. Скоро уже начнет сам переварачиваться, и если положите его на животик, вне¬запно перевернется на спину.
Поэтому нельзя ребенка оставлять ни на минуту одного при пеленании или подготовке к ванне на столе или незакрытой кроватке, потому что он может упасть и повредить себе что-нибудь.
Устройте поэтому все так, чтобы вам не надо было отходить от ребенка. Если всё же вам необходимо будет отойти, сперва позаботьтесь о безопасности ребенка.
Осмотрительность предупреждает несчастья!

Избалованный ребенок
Мать любит ребенка. Значит ли это, однако, что она умеет любить? Быть матерью, еще не эначит с самого начала быть готовой к правильному уходу за ребенком, без подготовки и опыта! И при самых хороших намерениях и при самой большой любви можно делать ошибки, особенно это справедливо в отношении воспитания ребенка.
Истинную любовь к ребенку вы проявите в том случае, если правильно поставите его воспитание и надлежаще его будете направлять, чтобы из него вырос здоровый и дисциплинированный человек. Но можно также и так «любить» ребенка, что идти во всем ему навстречу при самом малейшем крике, а это приведет к тому, что из ребенка вырастет эгоисти¬ческое, упрямое и несчастное существо. Сейчас как раз подходящее время, чтобы вы решили, какой из способов выберете.

Правильное воспитание — это преднамеренное воздействие на ребенка примером, словом, короче говоря, всей обстановкой, которая гораздо сильнее наследственности, которая раньше подчеркивалась, и на которую ссылаются не способные к правильному воспитанию ребенка родители.
Ребенок легко приучается к баловству. Его мысль еще слаборазвита, но он быстро учится. Первое, чему он научится, это крик, когда он что-нибудь хочет. Если вас каждый крик будет выводить из равновесия, если ребенок, благодаря крику, будет тотчас получать то, что он хочет сверх положенного, т. е. внимание, баловство и еду, — он и в будущем будет кричать так часто, что ваш дом станет мало приветливым. Все это однако не значит, что вы должны оставить ребенка лежать мокрым, жаждущим и вспотевшим, в белье, которое его давит. Катание, ношение, укачивание, мурлыкание и убаюкивание только портит детей. Конечно, все эти средства в большинстве случаев его успокоят, но в будущем он будет требовать всего этого при любых обстоятельствах. С таким избалованным ребенком будет вам очень тяжело. Изнеженный ребенок, это несчастный ребенок!
И еще одной привычке надо научиться, вернее, отучиться от нее. Это склонность показывать своего ребенка знакомым и соседям. Можно не только заразить ребенка, но и испортить его характер.

Беспокойный сон
Есть дети, которые беспокойно спят ночью, дергают ручками я ножками, пробуждаются, плачут.
Узнайте, что является причиной беспокойного сна у вашего ребенка. Возможно, что вы его неправильно кормите или неправильно за ним ухаживаете. Купаете вы его вечером? Не слишком ля горячая вода? Не слишком ля тепло ребенок прикрыт, не потеет ли? Нет ли у него жажды? Не холодно ли ему? Не набалован ля ребенок? Не требует ли, чтобы его ночью кормили ? Или хочет, чтобы его повозили или иным способом укачивали? Не испытывает ли затруднений при мочеиспускания? (Не сужена н не приросла ля крайняя плоть у мальчиков). Не нервничаете ли вы при уходе за ребенком? Не передается ли ваша нервность ребенку?
Ответьте на эти вопросы, и если не удалось после этого устранять причины, поделитесь своей тревогой с детским врачом.

Чему научился малыш в четыре месяца?

Четырехмесячный малыш очень сильно отличается от новорожденного. К этому возрасту дети уже ощутимо взрослеют по сравнению с первыми месяцами после рождения, изменяются внешне, физически и психологически.

Пропорции тела немного меняются: разница в объеме головы и грудной клетки, которая бросается в глаза в первые месяцы жизни, постепенно уменьшается, конечности становятся длиннее. В целом пропорции тела медленно приближаются к пропорциям взрослого человека. Кроме того, к четырем месяцам малыш «наедает» щечки и превращается в славного пухленького карапуза.

Появляются и новые навыки. Малыш осваивает разные способы изучения окружающего мира, начинает активно с ним взаимодействовать, осваивает новые действия. Все это происходит на фоне совершенствования органов движения, чувств и нервной системы. О том, что умеет ребенок в 4 месяца, поговорим подробнее.

Навыки четырехмесячного ребенка

  • В четыре месяца происходит угасание хватательного рефлекса, и хватание становится произвольным. Это означает, что раньше ребенок рефлекторно сжимал кулачок, как только что-либо касалось его ладошки, а сейчас он сжимает предмет ручкой тогда, когда сам хочет взять его. Произвольность движений – большой прогресс в развитии, ведь это означает, что ребенок уже пытается научиться управлять своим телом, координировать движения. Если говорить о хватании, то для ребенка это новая, гораздо более сложная цепочка нервных импульсов, пусковым механизмом которой является интерес ребенка к предмету. (О рефлексах)
  • Когда ребенок берет в ручку какой-то интересный предмет, он уже не просто держит его, а пытается совершать разные манипуляции, рассматривает, обязательно тянет в рот. Малыш может пытаться стучать предметом, трогать пальчиками детали. Это естественный и очень важный этап познания. Правда, в четыре месяца координация движений еще очень далека от идеала, тем более мышцы кисти развиты еще слабо, поэтому держать что-либо ребенок не может совсем не долго.
  • В возрасте 4-х месяцев многие малыши овладевают не только умением переворачиваться на живот, но и в обратную сторону. Обычно, когда у ребенка появляется в арсенале весь набор переворотов, родители переселяют чадо на пол во избежание падения. Тем лучше для ребенка, ведь перед ним теперь огромное пространство для освоения. С помощью переворотов дети научатся перемещаться по комнате и даже добираться до интересующих объектов. (Читаем подробно: Когда малыши начинают переворачиваться)
  • Лежа на спине, четырехмесячный малыш пытается приподнимать голову и плечи, как будто пытается сесть. На самом деле, редко кто из детей садится из положения «лежа», в основном дети начинают садиться как бы с бока, опираясь на бедро. Раньше считалось, что в 4 месяца ребенка уже нужно присаживать. Попытки приподняться из горизонтального положения только усиливают желание поскорее усадить малыша. На сегодняшний день ортопеды категорически не рекомендуют заниматься присаживанием детей до тех пор, пока они не начнут садиться сами, и уж тем более не надо предлагать малышу в качестве опоры мягкие подушки. Опора для сидения в любом возрасте должна быть жесткой. (Читаем статью: Когда можно начинать присаживать детей)
  • Новые навыки демонстрирует ребенок и лежа на животике. Речь идет о задатках к ползанью. В 4 месяца ребенок умеет приподнимать попу и отталкиваться ножками. Кое-кто действительно ползает по-пластунски. Кстати, многим детям первое время проще ползать назад, чем вперед. Мотивировать малыша к ползанью можно любимыми игрушками, разложенными перед ним на доступном расстоянии. При этом малыш должен все-таки иметь возможность осуществить задуманное и дотягивался до игрушки, иначе интерес к такой забаве быстро угаснет.(когда дети начинают ползать?)
  • Новшества появляются в области зрения и слуха. Если раньше ребенок мог четко видеть предметы, расположенные в пределах 50-70 см. от него, то сейчас он хорошо видит на расстоянии 3-3,5 метров. Это означает, что малыш легко может рассматривать комнату или наслаждаться видом из окна. Слух тоже становится более тонким. Ребенок начинает хорошо различать звуки, реагировать на звуки музыки, понимать эмоциональную окраску звуков. Самым приятным звуком для ребенка, конечно, является мамин голос.
  • Со слухом очень тесно связано речевое развитие. С четырех месяцев ребенок уже умеет произносить слоги, которые часто принимаются за первые слова. Это могут быть слоги «па», «ма», «ба». Губами малыш пытается воспроизводить артикуляцию взрослых. Гуление и лепет звучат все чаще. Особенно много малыши «разговаривают», когда пребывают в хорошем расположении духа. На том этапе очень важно эмоциональное общение взрослого с ребенком. В 4 месяца дети уже сами способны инициировать это общение, призывая маму к контакту с помощью улыбок и своих «словечек».
  • Социальное развитие тоже не стоит на месте. Главными фигурами в жизни малыша, бесспорно, являются родители. К четырем месяцам ребенок уже начинает выделять «своих» и «чужих». Причем в категорию «чужих» могут попасть даже вполне близкие родственники, если малыш их редко видит. Обычно своим предпочтения карапуз выражает тем, что в присутствии незнакомого или малознакомого человека малыш проявляет беспокойство, плачет, напрягается всем тельцем. По большому счету, в свой круг привязанностей ребенок в таком возрасте допускает только тех, кого видит ежедневно или хотя бы через день. Дело в том, что запоминание и долговременная память у маленького человечка развита не очень хорошо, поэтому для него существует только то, что он видит в данный момент. Поэтому родственники, которые появляются перед ребенком эпизодически, каждый раз воспринимаются как новые люди.

В этой статье мы рассмотрели, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Этот набор навыков является условным для 4 месяцев, поскольку у каждого ребенка те или иные «умелки» появляются в соответствии с собственным темпом развития. Впереди еще много новых открытий и свершений, поэтому лучше не торопить события и радоваться постепенному взрослению вместе с малышом.

Видео: что должен уметь ребенок в 4 месяца

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

В этой статье мы рассмотрели, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Этот набор навыков является условным для 4 месяцев, поскольку у каждого ребенка те или иные «умелки» появляются в соответствии с собственным темпом развития. Впереди еще много новых открытий и свершений, поэтому лучше не торопить события и радоваться постепенному взрослению вместе с малышом.

Что должен уметь делать ребенок в три месяца?

Специалисты называют 3 месяца переломным моментом в развитии любого малыша. Он уже не кажется таким беспомощным, как раньше, становится более смышленым и любознательным. Однако беспокойные родители постоянно задаются вопросом, нормально ли он развивается. Для того чтобы это определить, нужно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Существуют определенные стандарты, типичные для развития малышей в этом возрасте, и их нужно придерживаться. При этом родителям необходимо помнить о том, что каждый маленький человечек индивидуален, а поэтому может пойти собственным, немного отличающимся путем развития.

В три месяца малыш становится любознательным, стремится познавать окружающий мир

Основные умения

Родители должны быть внимательны к своему малышу и пристально наблюдать за всем новым, что может появиться в его поведении. В 3 месяца он должен научиться выполнять ряд определенных движений, которые будут свидетельствовать о том, что малыш развивается полноценно и в соответствии со своим возрастом.

Познание окружающего мира

  • активно познает окружающий его мир;
  • координирует некоторые свои действия: поднимает голову из положения лежа, пытается удерживать головку и приподниматься, стараясь опираться на предплечья;
  • крутит головкой в разные стороны, особенно когда его берет кто-то на руки;
  • пытается сконцентрироваться на предмете, который его заинтересовал, пристально его рассматривая.

Познание окружающих людей

Малыш в 3 месяца:

  • внимательно всматривается в разговаривающего с ним человека;
  • вслушивается в его голос;
  • может запомнить голоса родных людей;
  • различает их интонации;
  • осознанно улыбается маме и самым близким людям, находящимся постоянно с ним, — это умение специалисты называют«социальной улыбкой»;
  • умеет управлять собственным криком: в этом возрасте мама может уже различить, когда ее малыш плачет от боли, а когда просто привлекает ее внимание;
  • плачет гораздо реже, чем раньше, и должен длиться в совокупности уже не более часа за сутки;
  • активно гулит, таким необычным способом общаясь с родными людьми: с помощью этих звуков он выражает радость и привлекает внимание своих близких.

Хватательный рефлекс

Кроха в возрасте 3 месяцев:

  • теряет хватательный рефлекс: теперь это движение становится вполне осознанным;
  • все чаще открывает ладошки;
  • ловит и пытается удержать своими маленькими ручками перемещающуюся игрушку;
  • при удачной попытке тянет ее в рот;
  • изучает ручками собственное лицо, трогает глаза и носик, рассматривает с интересом движения своих ручек;
  • владеет собственным телом, так как к этому возрасту тонус мышц понижается;
  • тянется ручками к взрослым;
  • подтягивается, когда его берут на ручки.

Физическая активность ребенка

Малыш в 3 месяца:

  • перекатывается со спинки на животик;
  • охотно отталкивается от бортика кровати или дивана, где он лежит: так что родители начиная с этого возраста своего крохи не должны оставлять малыша одного, чтобы он ненароком не упал с дивана или кровати;
  • если положить у его ног небольшой мячик, он его резво отпихнет.

Зная, что должен уметь делать малыш в 3 месяца, родители смогут отследить основные моменты его физического, умственного, эмоционального развития. Соответственно, какие-то небольшие отклонения от типичной схемы, указанной выше, не будут свидетельствовать о проблемах, но могут указать родителям, над чем следует еще поработать. Возможно, нужно будет больше заниматься с крохой, а может, даже пройти курс массажа. Но траектория развития — и об этом должны помнить все — у каждого ребенка особая. При этом слишком большие отклонения от типичного набора умений и навыков малышей на 3-м месяце жизни все-таки могут быть следствием каких-то патологий в их развитии.

Если в три месяца ребенок часто плачет и делает это все время с одной и той же интонацией, стоит показать его педиатру

Отклонения в развитии

Несмотря на самую яркую индивидуальность, если ребенок в конце 3-го месяца жизни не обладает большей частью основных умений и навыков, характерных для этого возраста, родителям следует забить тревогу и проверить малыша у специалиста. Нужно насторожиться, если к концу 3-го месяца жизни младенец все еще не умеет:

  • удерживать головку даже на непродолжительное время;
  • реагировать на источник голоса, шума — любого звука извне;
  • тянуться ручкой к яркой игрушке, которая находится перед ним;
  • следить глазками за перемещающимися перед ним предметами;
  • реагировать на улыбку или ласковое обращение к нему взрослого;
  • разглядывать собственные ручки;
  • корректировать свой плач, который продолжает быть долгим, надрывным, а иногда и совершенно бесцельным;
  • играть своими пальчиками.

Если к концу 3-го месяца родители замечают подобные отклонения в развитии своего малыша, они должны обязательно сообщить об этом наблюдающему ребенка педиатру. И, конечно, начать усиленно заниматься с малышом, чтобы помочь ему выровняться в развитии.

Яркие игрушки — «лучшие друзья» трехмесячного малыша, помогающие ему развиваться в процессе игры

Корректировка развития

Зная, что должен уметь кроха в 3 месяца, родители могут корректировать его развитие в соответствии с рекомендуемыми нормами. Делать это нужно под руководством опытного педиатра, который выявит проблему и подскажет пути ее решения. В частности, в 3 месяца, если малыш еще не реагирует на родных людей, голоса и игрушки, стоит вовлечь его в новые развивающие занятия, игры, предметы и заниматься с ним ежедневно.

  1. Яркие игрушки развивают зрение и умение ребенка фокусировать взгляд. Купите больше ярких игрушек и перемещайте их перед глазками малыша, чтобы его взгляд ловил их.
  2. Очень полезны в этот период музыкальные игрушки, которые развивают у трехмесячного малыша внимание и слух. Если повесить такую забаву над кроваткой, ребеночек будет стараться схватить ее, что будет полезно для развития и тонуса его мышц.
  3. Предлагайте младенцу предметы, различные по своей фактуре, форме, величине. Если он начнет их трогать, это будет развивать его тактильные ощущения, которые напрямую связаны с развитием детской речи.
  4. Нужно заставлять малыша ползать. Поставить красивую, яркую игрушки впереди него, чтобы он смог протянуть ручку и схватить ее. Во время этого действия нужно подставить под его ножки свою ладонь. Это станет для него своеобразной опорой, от которой он быстро научится отталкиваться. Так формируются навыки ползания.
  5. Обеспечьте ребенку постоянное общение с близкими, родными людьми. Нужно ежедневно читать ему детские стихи, потешки, петь песни, рассказывать сказки.
  6. Мама может брать на руки трехмесячного кроху и танцевать с ним: это будет развивать умение чувствовать такт и различать звуки, а также будет способствовать формированию ритма. Кроме того, такие танцевальные занятия поднимут настроение и маме, и малышу, сблизят их еще больше, будут способствовать аппетиту и крепкому сну.

К развитию собственного малыша нельзя относиться слишком безответственно и легкомысленно. Упущенное время дорогого стоит. Поэтому нужно постараться вовремя распознать отклонения (даже если они незначительные) и либо начать полноценно заниматься ребенком, либо показать специалистам. Самостоятельные выводы делать не стоит, паниковать — тоже. Все исправимо в таком возрасте. Помните, что каждый ребенок индивидуален, какие-бы нормы не существовали, невозможно всех подстроить под одинаковую модель. Здоровья вашим деткам!

Кроха в возрасте 3 месяцев:

Ссылка на основную публикацию