Что Ребенок Должен Уметь Делать В Месяц

Что должен уметь ребенок в месяц: рефлексы, навыки и реакции

Что умеет ребенок в 1 месяц? Мама может самостоятельно оценить развитие крохи, зная о тех навыках и рефлексах, которые приобретает малыш в течение первых недель жизни. Но нужно помнить, что такое исследование в домашних условиях не заменяет консультации и осмотра педиатра.

Большую часть времени грудничок первого месяца жизни будет спать. Это он умеет делать в совершенстве. Но в перерывах между сном и кормлением бывают небольшие периоды бодрствования. Это время можно использовать для общения с крохой, а также для наблюдения за его развитием, рефлексами, новыми навыками.

Какие навыки можно наблюдать

Что может уметь ребенок в 1 месяц?

  • Малыш лежит на спине . В этом положении голова повернута вправо или влево. По центру малыш научится держать голову лишь к концу первого месяца и сможет ее удерживать около 10 секунд.
  • Положение конечностей . Руки у грудничка согнуты, прижаты к телу. Ноги разведены в коленках и поджаты к животу, стопы согнуты. Ладошки сжаты в кулачок. Такое положение конечностей наблюдается в состоянии покоя. Можно проверить здоровый рефлекс: когда грудничка берут за голову, он рефлекторно и попеременно начнет вытягивать ножки.
  • Малыш лежит на животе . Выкладывать грудничка на живот педиатры рекомендуют с первых дней жизни. В этом положении малыш поворачивает голову набок, но поднять ее пока не может. О том, когда ребенок начинает держать голову самостоятельно, читайте в другой нашей статье. Иногда грудничок при сильном рывке способен поднять голову и удержать в срединном положении. Примерно на 4 неделе кроха уже умеет удерживать голову в таком положении в течение нескольких секунд.
  • Реагирование на свет и звук . Если громко хлопнуть в ладоши или включить лампу перед лицом младенца, он отреагирует вздрагиванием, морганием, гримасами, иногда криком. При неожиданном шуме и свете грудничок вскидывает ручки, открывает рот на короткое время. Эти реакции говорят о нормальном развитии крохи. В этом возрасте именно так дети реагируют на звуковые и световые раздражители.
  • Фиксация взгляда . Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц, если говорить о развитии зрительных навыков? Малыш уже способен водить взглядом за яркой игрушкой. Можно провести маленький эксперимент. Грудничку, лежащему на спине, нужно показать игрушку на расстоянии не более 20 см. Пусть ребенок зафиксирует на ней взгляд. Затем нужно медленно отводить игрушку влево, потом вправо — ребенок будет следить за ней глазами.
  • Различение цветов . Новорожденные видят мир в черно-белом цвете. Первые цвета, которые может различить грудничок, — красный и желтый. Также он может увидеть клетки и линии на рисунке. Лишь к 5 месяцам малыш начинает распознавать основные цвета спектра.
  • Вкус, осязание, обоняние . С первых дней жизни кроха узнает маму именно по запаху, чувствителен к прикосновениям. У него остро развито обоняние, вкусовые рецепторы, тактильные ощущения. В отличие от слуха и зрения, эти органы чувств у грудничка работают в совершенстве. Есть мнение, что вкусовые предпочтения появляются в период внутриутробного развития.
  • Узнавание лица близкого человека . Биологически зрение малыша настроено на восприятие сложных объектов. Одним из самых важных предметов внешнего мира является мамино лицо, контакт с глазами. Психологи считают, что поиск родного лица в таком неосознанном возрасте предопределен природой. При фиксировании взгляда на лице грудничок замирает: прекращаются движения рук, ног, глаз, рта, лицевой мимики.
  • Первая осознанная улыбка . Уже в первые дни жизни кроха может улыбаться, но это пока еще неосознанная, рефлекторная улыбка. Осознанно улыбаться грудничок начнет к концу первого месяца (но чаще в 2 месяца), в этой мимике уже будут зачатки эмоционального контакта, радости.
  • Попытки копировать мимику близких людей . Это наблюдение может показаться удивительным: если показать крохе язык, он может ответить тем же. Этот факт еще раз подчеркивает, что человек — существо социальное.

Врожденные рефлексы и их значение

Рефлексы — наследство наших древних предков. Многие рефлексы исчезают к 4 месяцам, но некоторые, очень важные, остаются на всю жизнь. Например: чихательный, кашлевой, глотательный, дыхательный. Рефлексы новорожденного проверяет неонатолог. Что может увидеть мама?

  • Ползательный рефлекс . Если грудничка уложить на живот и слегка надавить ему на стопу, он рефлекторно выпрямит ногу, а туловище при этом продвинется вперед. Так проявляется ползательный рефлекс. Если нажимать на стопы поочередно, грудничок будет пробовать ползти.
  • Опорный рефлекс . В вертикальном положении с опорой на стопы (мама держит младенца спиной к себе) ноги грудничка должны выпрямляться в коленях. При этом на короткое время поднимается голова, а верхняя часть туловища наклоняется вперед. Эти двигательные навыки ребенка в 1 месяц важны, поскольку указывают на простейшую реакцию опоры ног, возможность вертикального положения тела и развития навыка хождения в будущем.
  • Шаговый рефлекс . Если малыша взять под мышки и удерживать в вертикальном положении с опорой на твердую поверхность, он начнет совершать шаговые движения. При этом ручки у крохи остаются неподвижными. Шаговые движения должны быть симметричными, совершаться с одинаковым импульсом.
  • Верхний хватательный рефлекс . Если вложить большие пальцы в ладошки, малыш крепко сожмет их. Если слегка приподнять кроху за ручки, он подтянется, при этом голова не удерживается, запрокидывается назад. За пальцы взрослого грудничок может держаться около 5 секунд, затем расслабляет руки.
  • Закрытая ладонь . Большой палец прижат к ладони, другие пальчики плотно лежат сверху. Такое положение ладошек чаще бывает у малышей во время бодрствования, при поиске груди. Во время сна пальцы более расслаблены.
  • Нижний хватательный рефлекс . Если нажать пальцем немного выше центра стопы, у грудничка согнутся пальчики на ноге. При отпускании пальца, стопа тут же расслабляется, пальчики разгибаются.
  • Сосательный рефлекс . Можно провести эксперимент: положить палец в рот малыша, он начнет активно его сосать. При этом грудничок не обязательно будет голодным. Сосательный рефлекс — жизненно необходим.
Еще почитать:  У Ребенка При Температуре 37 Холодные Руки И Ноги

Сигналы о помощи

Взаимодействие с внешним миром происходит при помощи гримас, крика, кряхтения, двигательной активности, улыбки. Эти способы общения необходимы крохе, который пока что не владеет коммуникативными навыками.

  • Крик . Если малыш испытывает голод, холод, дискомфорт, боль, то сигнализирует об этом громким криком. Кричать в этом возрасте малыши могут часто из-за начинающихся колик. Крик младенца характеризуется сдавленными, носовыми звуками.
  • Успокаивается, когда берут на руки . Если грудничок не голоден и у него ничего не болит, то на руках у родного человека он, как правило, быстро затихает. Важно прижимать кроху к себе, именно тепло тела успокаивает младенцев.
  • Звуки . В первый месяц жизни грудничок уже может «разговаривать»: издает звуки «э», «а», что-то среднее между ними. Также гласные звуки могут уже сочетаться с согласными «х», «г».
  • Кряхтение . Кряхтящие звуки, которые издает малыш, могут говорить о каком-то дискомфорте, чаще в кишечнике. Сопение и хрюкание носом в этом возрасте считается нормальным и объясняется узкими носовыми ходами.
  • Выгибание тела . Если выгибание тела не сопровождается постоянным плачем, это может быть тренировочным упражнением для мышечного аппарата, переворота на живот. Но если ребенок плачет, это может говорить о кишечных коликах. Также выгибание спины может указывать на гипертонус мышц шеи и спины. В этом случае нужна консультация невролога.

Во время бодрствования у грудничка 1 месяца жизни наблюдается много хаотичных движений руками и ногами. Это нормально. Если кроху взять на руки, движения исчезают. Двигательная активность конечностей объясняется тем, что ребенок инстинктивно ищет те границы, которые были у него раньше, в утробе матери. В течение трех первых месяцев жизни грудничок будет постепенно привыкать к новым условиям внешней среды.

  • Крик . Если малыш испытывает голод, холод, дискомфорт, боль, то сигнализирует об этом громким криком. Кричать в этом возрасте малыши могут часто из-за начинающихся колик. Крик младенца характеризуется сдавленными, носовыми звуками.
  • Успокаивается, когда берут на руки . Если грудничок не голоден и у него ничего не болит, то на руках у родного человека он, как правило, быстро затихает. Важно прижимать кроху к себе, именно тепло тела успокаивает младенцев.
  • Звуки . В первый месяц жизни грудничок уже может «разговаривать»: издает звуки «э», «а», что-то среднее между ними. Также гласные звуки могут уже сочетаться с согласными «х», «г».
  • Кряхтение . Кряхтящие звуки, которые издает малыш, могут говорить о каком-то дискомфорте, чаще в кишечнике. Сопение и хрюкание носом в этом возрасте считается нормальным и объясняется узкими носовыми ходами.
  • Выгибание тела . Если выгибание тела не сопровождается постоянным плачем, это может быть тренировочным упражнением для мышечного аппарата, переворота на живот. Но если ребенок плачет, это может говорить о кишечных коликах. Также выгибание спины может указывать на гипертонус мышц шеи и спины. В этом случае нужна консультация невролога.

Что должен уметь делать ребенок в три месяца?

Специалисты называют 3 месяца переломным моментом в развитии любого малыша. Он уже не кажется таким беспомощным, как раньше, становится более смышленым и любознательным. Однако беспокойные родители постоянно задаются вопросом, нормально ли он развивается. Для того чтобы это определить, нужно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Существуют определенные стандарты, типичные для развития малышей в этом возрасте, и их нужно придерживаться. При этом родителям необходимо помнить о том, что каждый маленький человечек индивидуален, а поэтому может пойти собственным, немного отличающимся путем развития.

В три месяца малыш становится любознательным, стремится познавать окружающий мир

Основные умения

Родители должны быть внимательны к своему малышу и пристально наблюдать за всем новым, что может появиться в его поведении. В 3 месяца он должен научиться выполнять ряд определенных движений, которые будут свидетельствовать о том, что малыш развивается полноценно и в соответствии со своим возрастом.

Познание окружающего мира

  • активно познает окружающий его мир;
  • координирует некоторые свои действия: поднимает голову из положения лежа, пытается удерживать головку и приподниматься, стараясь опираться на предплечья;
  • крутит головкой в разные стороны, особенно когда его берет кто-то на руки;
  • пытается сконцентрироваться на предмете, который его заинтересовал, пристально его рассматривая.

Познание окружающих людей

Малыш в 3 месяца:

  • внимательно всматривается в разговаривающего с ним человека;
  • вслушивается в его голос;
  • может запомнить голоса родных людей;
  • различает их интонации;
  • осознанно улыбается маме и самым близким людям, находящимся постоянно с ним, — это умение специалисты называют«социальной улыбкой»;
  • умеет управлять собственным криком: в этом возрасте мама может уже различить, когда ее малыш плачет от боли, а когда просто привлекает ее внимание;
  • плачет гораздо реже, чем раньше, и должен длиться в совокупности уже не более часа за сутки;
  • активно гулит, таким необычным способом общаясь с родными людьми: с помощью этих звуков он выражает радость и привлекает внимание своих близких.

Хватательный рефлекс

Кроха в возрасте 3 месяцев:

  • теряет хватательный рефлекс: теперь это движение становится вполне осознанным;
  • все чаще открывает ладошки;
  • ловит и пытается удержать своими маленькими ручками перемещающуюся игрушку;
  • при удачной попытке тянет ее в рот;
  • изучает ручками собственное лицо, трогает глаза и носик, рассматривает с интересом движения своих ручек;
  • владеет собственным телом, так как к этому возрасту тонус мышц понижается;
  • тянется ручками к взрослым;
  • подтягивается, когда его берут на ручки.

Физическая активность ребенка

Малыш в 3 месяца:

  • перекатывается со спинки на животик;
  • охотно отталкивается от бортика кровати или дивана, где он лежит: так что родители начиная с этого возраста своего крохи не должны оставлять малыша одного, чтобы он ненароком не упал с дивана или кровати;
  • если положить у его ног небольшой мячик, он его резво отпихнет.

Зная, что должен уметь делать малыш в 3 месяца, родители смогут отследить основные моменты его физического, умственного, эмоционального развития. Соответственно, какие-то небольшие отклонения от типичной схемы, указанной выше, не будут свидетельствовать о проблемах, но могут указать родителям, над чем следует еще поработать. Возможно, нужно будет больше заниматься с крохой, а может, даже пройти курс массажа. Но траектория развития — и об этом должны помнить все — у каждого ребенка особая. При этом слишком большие отклонения от типичного набора умений и навыков малышей на 3-м месяце жизни все-таки могут быть следствием каких-то патологий в их развитии.

Еще почитать:  На сколько задержка месячных при беременности

Если в три месяца ребенок часто плачет и делает это все время с одной и той же интонацией, стоит показать его педиатру

Отклонения в развитии

Несмотря на самую яркую индивидуальность, если ребенок в конце 3-го месяца жизни не обладает большей частью основных умений и навыков, характерных для этого возраста, родителям следует забить тревогу и проверить малыша у специалиста. Нужно насторожиться, если к концу 3-го месяца жизни младенец все еще не умеет:

  • удерживать головку даже на непродолжительное время;
  • реагировать на источник голоса, шума — любого звука извне;
  • тянуться ручкой к яркой игрушке, которая находится перед ним;
  • следить глазками за перемещающимися перед ним предметами;
  • реагировать на улыбку или ласковое обращение к нему взрослого;
  • разглядывать собственные ручки;
  • корректировать свой плач, который продолжает быть долгим, надрывным, а иногда и совершенно бесцельным;
  • играть своими пальчиками.

Если к концу 3-го месяца родители замечают подобные отклонения в развитии своего малыша, они должны обязательно сообщить об этом наблюдающему ребенка педиатру. И, конечно, начать усиленно заниматься с малышом, чтобы помочь ему выровняться в развитии.

Яркие игрушки — «лучшие друзья» трехмесячного малыша, помогающие ему развиваться в процессе игры

Корректировка развития

Зная, что должен уметь кроха в 3 месяца, родители могут корректировать его развитие в соответствии с рекомендуемыми нормами. Делать это нужно под руководством опытного педиатра, который выявит проблему и подскажет пути ее решения. В частности, в 3 месяца, если малыш еще не реагирует на родных людей, голоса и игрушки, стоит вовлечь его в новые развивающие занятия, игры, предметы и заниматься с ним ежедневно.

  1. Яркие игрушки развивают зрение и умение ребенка фокусировать взгляд. Купите больше ярких игрушек и перемещайте их перед глазками малыша, чтобы его взгляд ловил их.
  2. Очень полезны в этот период музыкальные игрушки, которые развивают у трехмесячного малыша внимание и слух. Если повесить такую забаву над кроваткой, ребеночек будет стараться схватить ее, что будет полезно для развития и тонуса его мышц.
  3. Предлагайте младенцу предметы, различные по своей фактуре, форме, величине. Если он начнет их трогать, это будет развивать его тактильные ощущения, которые напрямую связаны с развитием детской речи.
  4. Нужно заставлять малыша ползать. Поставить красивую, яркую игрушки впереди него, чтобы он смог протянуть ручку и схватить ее. Во время этого действия нужно подставить под его ножки свою ладонь. Это станет для него своеобразной опорой, от которой он быстро научится отталкиваться. Так формируются навыки ползания.
  5. Обеспечьте ребенку постоянное общение с близкими, родными людьми. Нужно ежедневно читать ему детские стихи, потешки, петь песни, рассказывать сказки.
  6. Мама может брать на руки трехмесячного кроху и танцевать с ним: это будет развивать умение чувствовать такт и различать звуки, а также будет способствовать формированию ритма. Кроме того, такие танцевальные занятия поднимут настроение и маме, и малышу, сблизят их еще больше, будут способствовать аппетиту и крепкому сну.

К развитию собственного малыша нельзя относиться слишком безответственно и легкомысленно. Упущенное время дорогого стоит. Поэтому нужно постараться вовремя распознать отклонения (даже если они незначительные) и либо начать полноценно заниматься ребенком, либо показать специалистам. Самостоятельные выводы делать не стоит, паниковать — тоже. Все исправимо в таком возрасте. Помните, что каждый ребенок индивидуален, какие-бы нормы не существовали, невозможно всех подстроить под одинаковую модель. Здоровья вашим деткам!

Малыш в 3 месяца:

Что должен уметь делать ребенок в 9 месяцев?

Сразу скажу, что ребенок ничего не должен, ведь каждый малыш развивается в своем темпе. Но все-таки есть некие средние данные, по которым можно ориентироваться без фанатизма, чтобы не пропустить задержку развития. В этом возрасте многие дети уже стоят, приседают, ходят у опоры, ползают, повторяют понравившиеся слоги, ярко демонстрируют свои эмоции и активно познают мир, доставая всё, что могут достать.

Самые активные детки должны уметь ползать, некоторые даже ходить начинают к этому времени, играть в ладушки, реагировать на различные звуки, уверенно стоять держась за опору, сами учатся одеваться, протягивая ручки и ножки, когда мама одевает, пытаются понемногу повторять различные звуки, которые им говоришь. Показывают пальчиком на то, что или куда им хочется, сами кушают фрукты, печенье и т.д., в смысле то, что в ручке помещается))

Сразу скажу, что ребенок ничего не должен, ведь каждый малыш развивается в своем темпе. Но все-таки есть некие средние данные, по которым можно ориентироваться без фанатизма, чтобы не пропустить задержку развития. В этом возрасте многие дети уже стоят, приседают, ходят у опоры, ползают, повторяют понравившиеся слоги, ярко демонстрируют свои эмоции и активно познают мир, доставая всё, что могут достать.

Что должен уметь делать ребенок в 1 год 4 месяца?

Любого заботливого родителя непременно беспокоит то, насколько полноценно развивается и растет его чадо. Едва малышу исполнится 16 месяцев, как большинство мам и пап начинают активно интересоваться вопросом, что должен уметь делать ребенок в 1 год 4 месяца, задавая его своим знакомым и родственникам, дети которых уже благополучно преодолели указанный возрастной рубеж.

Каждый малыш развивается индивидуально

Попробуем изучить поставленный вопрос с различных сторон, затронув как физиологическое, так и интеллектуальное развитие ребенка данного возраста. Но, внимательно сопоставляя представленную информацию с практическими результатами, специалисты рекомендуют не забывать о том, что каждый малыш развивается индивидуально под влиянием своего окружения, особенностей восприятия, чувствительности нервной системы и прочих важных факторов.

Физическое развитие

Малыш должен уверенно ходить и бегать

Независимо от пола ребенок в возрасте 1 года и 4 месяцев уже вполне способен самостоятельно ходить или даже бегать. Причем некоторые малыши 16 месяцев от роду могут не только уверенно передвигаться, но и перешагивать через небольшие препятствия. Удерживаясь за опору, большинство детей в этом возрасте даже танцуют, что очень способствует укреплению мышц и развитию координации движений.

Еще почитать:  Отруби при грудном вскармливании комаровский

Речь, общение и эмоции

Ребенок хорошо произносит короткие слова

К указанному возрастному периоду детская речь принимает осмысленные формы. Вместо бессвязного лепета малыш может произносить простые и короткие слова, так или иначе относящиеся к ситуации. Например, увидев собаку, полуторагодовалый малыш может отчетливо сказать вслух: «Абака», — и указать на животное. Как утверждают психологи, активный словарный запас у крохи в 1 год и 4 месяца может сильно варьироваться, составляя от 10 до 60 слов.

Нередки ситуации, когда детки начинают говорить гораздо позже обозначенного срока. Если таковой факт имеет место, то это должно послужить сигналом к активным действиям со стороны родителей. Стимулировать развитие речи у ребенка, к примеру, позволяет выразительное чтение стихов вслух. Простые рифмованные строчки воспринимаются малышом легче, нежели длинные и сложные предложения.

Прекрасным стимулом к развитию речи у малыша является совместное «чтение» с родителями больших иллюстрированных детских книг. Изучая яркие и красочные картинки и одновременно слушая выразительный мамин или папин рассказ, ребенок учится усваивать информацию и визуально, и на слух.

Полезны и простейшие упражнения из комплекса артикуляционной гимнастики, позволяющие развить речевой аппарат и отточить правильное произношение звуков. По словам логопедов, к двум годам ребенок уже должен научиться правильно и весьма отчетливо произносить звуки «П» и «Б», «М» и «Н», «А», «О».

Во время чтения поощряйте попытки ребенка произнести то или иное слово, указывайте ему на объект, к которому это слово относится, тренируйте его память. Помните, что скорость развития речи у малышей может сильно отличаться от способностей памяти. Нередко дети быстро запоминают предметы и их названия, но в то же время испытывают трудности с их правильным произношением.

На указанном этапе расширяется и спектр эмоций. К примеру, испытывая недовольство или обиду, ребенок может заявить о них сердитой или недовольной интонацией. Своеобразной при этом является и мимика, которой полуторагодовалые дети активно пользуются, выражая свои эмоции при общении.

Бытовые навыки

Ребенок самостоятельно просится на горшок

Закономерно, что по мере развития малыша ширится и спектр его навыков, используемых в повседневной, бытовой жизни. Итак, что должен уметь ребенок в 1 год и 4 месяца делать самостоятельно?

К этому возрасту многие малыши охотно учатся кушать ложечкой вкусную пищу: пюре, сладкие каши, йогурты. Примечательно, что невкусные продукты чаще всего ребенок воспринимает с бурной негативной реакцией либо вовсе отказывается от еды, отпихивая от себя тарелку.

Во время еды малыш, как правило, удерживает ложку в кулачке, переучивать его держать столовый прибор правильно на этом этапе специалисты не считают целесообразным. Более важным здесь является проявление детской самостоятельности, когда кроха привыкает кушать без посторонней помощи. Пока ребенок кушает, сидя в стульчике для кормления, не стоит ему мешать, пытаясь без нужды помочь.

Прекрасным стимулом к развитию речи у малыша является совместное «чтение» с родителями больших иллюстрированных детских книг. Изучая яркие и красочные картинки и одновременно слушая выразительный мамин или папин рассказ, ребенок учится усваивать информацию и визуально, и на слух.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

  • Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
  • Что должен уметь ребенок в три года
  • Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Что ребенок должен уметь делать в 5 месяцев?

Позвоночник малыша все еще слаб и подвижен, поэтому без опоры сажать ребенка пока не стоит.

Если ребенка взять под мышки, он становится прямо, не подгибая ножки. В 5 месяцев ребенок уверенно и целенаправленно берет игрушки и предметы, выбирая из нескольких предложенных то, что ему больше нравится. Он трясет ими, ощупывает или исследует ртом, перекладывает из одной руки в другую. Меняется захват, ребенок действует рукой не инстинктивно, а осознанно, он держит в руке игрушку, противопоставляя большой палец остальным.

Лежа на спине, ребенок может поднимать голову и плечи. Физически развитый малыш может даже пробовать садиться самостоятельно, подтягивая себя ручками. Кроме того, дети в 5 месяцев уже хорошо переворачиваются со спинки на животик, что может привести к падениям, поэтому родителям стоит быть внимательнее и не оставлять малыша одного.

Психологическое развитие ребенка

Пять месяцев – важный этап в социальном развитии малыша. Теперь он уже знает всех близких ему людей, противопоставляя им чужих. В этом возрасте дети начинают проявлять недоверие к незнакомым людям, не идут к ним на руки и напрягаются в их присутствии.

Эмоциональное развитие ребенка в 5 месяцев также шагает далеко вперед. Теперь он ощущает множество чувств, в том числе радость, печаль, страх, возбуждение и настороженность, при этом каждое он проявляет по-разному. Ребенок в 5 месяцев чутко различает интонации в голосе родителей. На ласковую речь он ответит улыбкой, а вот если в голосе прозвучат строгие интонации, он может расплакаться.

У 5-ти месячного малыша активно развиваются разговорные навыки. Он долго и распевно гулит, наслаждаясь звуками собственного голоса. Если родители, общаясь с ребенком, проговаривают отдельные звуки и слоги, он пытается повторить их, обогащая свой лексикон. Лепетом он может пытаться и озвучить различные просьбы, при этом по интонации и набору звуков родители уже могут понять, чего хочет их малыш.

Изменяется поведение малыша на прогулках. Сейчас он не засыпает, как раньше, на свежем воздухе, а хочет подолгу сидеть и наблюдать за всем, что можно увидеть из коляски.

Если на прогулке малыш не спит, нужно с ним как можно больше разговаривать, рассказывая, куда вы сейчас направляетесь и что находиться вокруг него.

Игра — необходимый инструмент для развития детей. В играх с родителями 5-ти месячный малыш может подолгу концентрировать внимание на ярких игрушках и искать маму, если та прячется за спинкой кровати.

Пять месяцев – важный этап в социальном развитии малыша. Теперь он уже знает всех близких ему людей, противопоставляя им чужих. В этом возрасте дети начинают проявлять недоверие к незнакомым людям, не идут к ним на руки и напрягаются в их присутствии.

Ссылка на основную публикацию