Уроки Катания На Коньках Для Детей От 4 Лет

Как научить ребенка кататься на коньках?

Большая часть родителей заинтересована в том, чтобы их ребенок был причастен к здоровому и активному образу жизни. В связи с этим возникает вопрос, к какому виду спорта приобщить свое чадо. Не секрет, что физическая активность на свежем воздухе способствует укреплению иммунитета и помогает повысить выносливость организма. Именно поэтому часто можно встретить молодых родителей с ребенком на катке. О том, как помочь ребенку встать на коньки и как корректно подобрать одежду для тренировок, можно узнать в этой статье.

Когда можно выводить малыша на лед?

Крохотный малыш, неловкими маленькими шажками двигающийся по льду, способен вызвать умиление у всех присутствующих на катке. Однако, возрастные ограничения для занятий в ледовых дворцах никто не отменял. Специалисты от медицины советуют не ставить девочек имальчиков на коньки до тех пор, пока им не исполнится 4 года. Это обусловлено тем, что активно развивающийся детский организм до этого возраса просто-напросто неспособен адекватно воспринимать ту физическую нагрузку, которую ему предлагают родители, поставив на коньки. Многих такое положение вещей может возмутить, так как всем известны хоккеисты и фигуристы, которые впервые оказались на льду в 3, а то и 2 года.

Стоит все же заметить, что подобные примеры являются исключительными, а не основополагающими, потому как для уверенной стойки на коньках и выполнения элементарных упражнений ребенок должен обладать:

  • сформированным мышечным корсетом;
  • приличной координацией;
  • личной заинтересованностью в обучении.

Согласно профессиональному мнению докторов, эти признаки могут быть сформированы у ребенка только к 4-5 годам. Выведение малыша на ледовую поверхность в более раннем возрасте иногда провоцирует травмы, нарушение роста костей, растяжение мышечных волокон, торможение развития и роста организма, а также отсутствие заинтересованности к дальнейшим занятиям. Тренировки на льду способствуют укреплению иммунитета посредством закаливания и разнообразных физических упражнений.

Именно в связи с этим встречаются случаи, когда врач рекомендует начать приобщать малыша к медленному катанию на льду чуть ранее.

Наглядным примером служит ситуация с Евгением Плющенко, знаменитым фигуристом и обладателем множества медалей и званий на международном уровне. Он в раннем детстве тяжело переболел пневмонией, после которой доктор посоветовал маме Евгения взять несколько занятий в ледовом дворце, чтобы укрепить слабый организм мальчика. Занятия на льду настолько произвели впечатление на юного Евгения, что он выбрал фигурное катание делом своей жизни, своей профессией.

Чтобы малыш стал профессиональным спортсменом, нужно обязательно учитывать возраст. Отдавать его для тренировок на льду в семилетнем возрасте будет слишком поздно, так как век чемпионов на льду недолог, а хорошему катанию нужно долго учить.

Одежда для коньков

Для первого выхода на тренировку рекомендуется отдать предпочтение катку с хорошим льдом. Для этого необходимо подобрать одежду для ребенка, которая будет обеспечивать ему тепло, не сковывать и не утяжелять движения. Например, это может быть хлопчатобумажная майка на голое тело, которая позволит коже дышать, футболка (желательно не из синтетики, так как может создать эффект парника), теплый свитер и ветровка. В случае отсутствия возможности попасть на крытый каток, рекомендуется одеть две или три тонких кофты и теплую ветровку. Если ребенок начнет жаловаться, что ему жарко – желательно снимать только свитер, при этом надевая куртку обратно.

Что касается нижней части одежды, то брюки должны быть подобраны таким образом, чтобы седели достаточно свободно и не сковывали движения малыша. Чрезмерно широкие штанины не позволят ребенку осуществлять размашистые движения, так как существует высокая вероятность запутаться в них. Обязательным условием является обеспечение ребенка защитными средствами, такими, как налокотники и наколенники. К последним мы еще вернемся. А прежде уделим внимание главному аспекту, без которого занятия на льду невозможны – конькам. Существует мнение, что пятьдесят процентов успешного освоения малышом искусства катания на льду отводится правильно подобранным конькам. И с этим нельзя не согласиться.

При приобретении коньков следует обязательно уделить внимание нескольким факторам.

  1. Размер ноги. Ни в коем случае не приобретайте ребенку коньки «на вырост». Это может привести к травмам. Обувь, выбранная впритык, также может спровоцировать появление травм, а также будет неизбежно натирать пальцы на ногах ребенка. Лучшим вариантом будет приобретение той обуви, которая прекрасно сядет на шерстяные носки. Именно в них ваше чадо будет ходить на занятия.
  2. Направление. В зависимости от направления, в котором вы видите вашего малыша, и должна подбираться обувь. К примеру, если вы рассчитываете на то, что ваш малыш станет будущей звездой Национальной Хоккейной Лиги, то коньки лучше выбирать жесткие из грубого материала. Для фигурного катания или просто приятного времяпрепровождения – отдайте предпочтение конькам с ботинками из кожи. Большинство такой обуви производится из искусственной кожи, их утепление осуществляется при помощи искусственного меха. Для регулярных тренировок нужно постараться приобрести обувь из натуральных материалов.
  3. Лезвие. Для малыша, который только познает азы катания на льду, необходимы коньки с тщательно заточенными и короткими лезвиями.

Если позволяют финансовые возможности, лучше всего следует приобрести термический вариант коньков. Это особый вид снаряжения, благодаря которому обувь приобретает форму стопы под воздействием оказываемого на неё температурного режима тела. Стоит отметить, что такие коньки обладают довольно высокой стоимостью.

Ограждение локтей ребенка от травм и ушибов является еще одним важным аспектом, на который стоит обратить внимание. Так как падения малыша в первое время неизбежны, необходимо максимально снизить вероятность получения травмы в этой области. Для этого применяются налокотники. Сложность их выбора заключается в том, чтобы они не болтались в районе локтя и при этом не сковывали движения руки.

Чашечки налокотников снизят неприятные ощущения при падении и уберегут локти от ссадин и синяков.

Первые тренировки

До того как ваш ребенок окажется на ледовой поверхности, проведите небольшую разминку всего тела. Нескольких приседаний и прыжков на скакалке служат прекрасными упражнениями для разогрева всех необходимых мышц для дальнейших занятий. Для самого первого выхода на каток желательно подобрать место, где сосредоточено небольшое количество людей. Первое занятие служит больше ознакомительным, не требуйте сразу от ребенка выполнения упражнений. Дайте ему возможность прочувствовать первое скольжение коньков и уверенность в ногах.

Так ему будет гораздо проще побороть страх падения, с чем неизбежно придется столкнуться в течении следующих тренировок.

Ваша главная задача заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка, показать ему, что кататься на коньках – это здорово и полезно. А наглядным примером послужат несколько простых действий.

  1. Прокатитесь на коньках сами, но чтобы малыш видел вас.
  2. Наглядно покажите те элементы, которым вы планируете научить ребенка.
  3. Подзовите малыша к себе. Крайне важно, чтобы он осуществил первый проезд сам. Не отходите на большое расстояние от него, возможно, ваше чадо испытывает страх падения, что совершенно естественно. Даже небольшая дистанция, но пройденная самостоятельно, вселит в ребенка уверенность в себе, что существенно облегчит дальнейшие тренировки.

Первое, чему стоит научить ребенка — это удерживать равновесие и правильно падать. Для первого аспекта необходимо освоить несколько приемов.

  1. Расставить стопы таким образом, чтобы они не выходили за ширину плеч.
  2. Колени необходимо держать чуть согнутыми.
  3. Носки стоп слегка вывернуть в разные стороны.
  4. Подравнять ширину ног, так чтобы они были на одном уровне с плечами.
  5. Руки должны быть слегка согнутыми в локтевом суставе. Именно они играют ключевую в роль в освоении малышом равновесия. Во время катания следите за тем, чтобы ваш ребенок держал руки под прямым углом относительно корпуса.

Постарайтесь объяснить малышу, что падение на катке – это абсолютно естественно и сопротивляться этому не стоит. Расскажите ему, что в случае падения необходимо упасть «правильно», это позволит снизить риск появления каких-либо серьезных травм. Для тренировки падений существует несколько приемов, которые также необходимо освоить на первых занятиях на льду.

  1. Для начала сгруппируйте тело, вытяните руки, подогните колени и повернитесь набок.
  2. Встаньте на колени и обопритесь на ладони.
  3. Выставите одну ногу, чтобы лезвие конька оказалось на льду и обопритесь на коленку этой же ноги руками.
  4. Вытолкните свое тело вперед.
  5. Не забывайте, что при падении ребенок должен научиться выставлять ручки вперед.

Элементы на коньках

Есть несколько упражнений, благодаря которым занятия на коньках станут более разнообразными и увлекательными, но при этом помогут вашему малышу освоить необходимые навыки. Приведенные ниже элементы просты в освоении, поэтому к ним можно приступать сразу же после того, как ребенок научится уверенно стоять на льду.

Элемент называется «елочка». Свое название элемент получил благодаря следам, остающимся на льду после лезвий коньков. Итак, ребенок должен поставить стопу левой или правой ноги (в зависимости от того, какая нога является направляющей) по диагонали и внутренней стороной лезвия другой ноги хорошенько оттолкнуться. Движение направляющей ноги должно быть плавным и слегка направленным по диагонали. Затем смените ногу и повторите отталкивание.

После нескольких успешных повторений малыш может попробовать сделать «елочку» без остановки.

Полезным элементом является «замедление». Этот прием позволит вашему ребенку научиться контролировать скорость, с которой он двигается по льду. Этот прием следует применять в случаях, когда требуется срочно «сбросить» скорость. Во время катания научите малыша разводить и сводить ноги вместе. При сведении ног необходимо слегка опираться на пятки. Именно таким образом происходит сброс скорости.

Осуществляйте это упражнение не спеша. Оно является довольно трудоемким и поначалу может вызывать у ребенка усталость. Объясните ребенку, что при выполнении упражнения мышцы его ножек сокращаются и тем самым укрепляются, делая их сильнее и выносливее. Этот прием позволяет избежать всевозможных столкновений, которые также неизбежны на многолюдных катках, как и падения. В большинстве случаев катание на коньках вызывают у детей большой прилив энергии и радости, а любопытство будет только стимулировать вашего ребенка к освоению этого здорового и полезного навыка.

Подробнее о том, как научить ребенка кататься на коньках, вы узнаете из следующего видео.

Осуществляйте это упражнение не спеша. Оно является довольно трудоемким и поначалу может вызывать у ребенка усталость. Объясните ребенку, что при выполнении упражнения мышцы его ножек сокращаются и тем самым укрепляются, делая их сильнее и выносливее. Этот прием позволяет избежать всевозможных столкновений, которые также неизбежны на многолюдных катках, как и падения. В большинстве случаев катание на коньках вызывают у детей большой прилив энергии и радости, а любопытство будет только стимулировать вашего ребенка к освоению этого здорового и полезного навыка.

Где учат кататься на коньках?

Конечно, самый дешевый вариант – обратиться за помощью к друзьям или попытаться приручить ледовую стихию самостоятельно. Но если вы приемлете только основательный подход, путь должен лежать в специализированные секции, школы и кружки. Благо в столице их недостатка не наблюдается.

Практически на каждом катке мегаполиса создана собственная школа катания на коньках. Стоимость варьируется. Можно записаться как на групповые занятия, так и на индивидуальные. Такой способ обучения катанию на коньках удобен тем, что попробовать свои силы после получения навыков можно, что называется, не отходя от кассы. Для примера можно взять каток в саду «Эрмитаж». За урок в небольшой группе нужно будет заплатить 500 рублей. Оттачивать мастерство можно до бесконечности, но можно выбрать всего один визит к тренеру, чтобы освоить азы. Эта школа подходит для людей всех возрастов.

Отлично зарекомендовала себя школа фигурного катания в парке «Сокольники». Она тоже функционирует на базе катка. При желании можно оплатить индивидуальный мастер-класс или остановиться на групповых занятиях. Цена обучения будет различаться в разы. Если идет речь о цикле уроков в группе, абонемент обойдется в 5000 рублей, а персональное занятие с тренером — 1500 рублей. Школа парка «Сокольники» рассчитана на взрослых и детей от четырех лет.

Школа на всесезонном катке «Ледо» предлагает услуги по обучению взрослых и детей премудростям фигурного катания. Можно посещать групповые занятия, тогда стоимость будет ниже, записаться на индивидуальные уроки. На обучении можно сэкономить, если приобрести абонемент на курс занятий.

Отдельная и весьма обширная категория — профильные школы и клубы для детей и молодежи. В этих учреждениях идет подготовка профессиональных спортсменов. Но это вовсе не означает, что записаться в секцию не удастся любителю. Стоимость абонемента или одного урока необходимо уточнять на месте, как и график визитов в школу.

Если же цель — наслаждение зимним видом спорта, а не получение наград, можно обратиться в студию, клуб для любителей. Это может быть:

Клуб «Серебряная мечта». Обучение проводится на базе нескольких катков — ТРЦ «Европейский», «Лужники», Снеж.ком, формируются небольшие группы для детей и взрослых, численностью не более 12 человек;

Школа фигурного катания памяти Людмилы Пахомовой рассчитана и на малышей, и на взрослых. Есть спортивные детские группы и группы общего развития для тех, кто выбирает фигурное катание в качестве хобби. В любом случае к ученикам выработан индивидуальный подход, группы малочисленные;

Школа фигурного катания в ТЦ «Город» для взрослых. Обучение производится с нуля, можно вообще не иметь спортивной подготовки. Элементы фигурного катания подбираются лично для каждого ученика. Можно заказать даже подготовку целого выступления и танца на льду;

Детский театр на льду «Аструм ICE» — азы фигурного катания здесь преподают малышам от 2,5 лет. Группы небольшие, отдельно занятия проводят для детей до 4 лет и для ребят старше. Можно выбрать программу катания на теплом или холодном льду;

Секция катания досугового центра «Смекайка» устраивает обучение для взрослых и детей, есть и семейные группы. Помимо занятий на льду проводятся общеукрепляющие тренировки в залах;

Центр подготовки «Конек Чайковской» набирает спортивные детские группы, начальной подготовки, группы для взрослых. Занятия для взрослых проходят в вечерние часы, а детки в центре могут не только укрепить здоровье, но и приобщиться к спорту высших достижений. Для этого учреждение регулярно проводит смотры талантов;

Школа Happy Ice предлагает не только прохождение полного цикла занятий по фигурному катанию, но и экспресс-уроки. Программа охватывает базовые навыки и рассчитана для людей всех возрастов.

Школ, клубов, студий и секций фигурного катания в столице огромное количество. Так что каждый может найти учреждение неподалеку от своего дома, выбрав оптимальный для себя уровень и стоимость занятий. Можно выбрать помощь персонального тренера, для этого можно обратиться напрямую к преподавателям школ фигурного катания или найти специалиста через знакомых, на тематических интернет-сайтах.

Отдельная и весьма обширная категория — профильные школы и клубы для детей и молодежи. В этих учреждениях идет подготовка профессиональных спортсменов. Но это вовсе не означает, что записаться в секцию не удастся любителю. Стоимость абонемента или одного урока необходимо уточнять на месте, как и график визитов в школу.

Примерная методика обучения детей катанию на коньках (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3
Еще почитать:  Срастание Малых И Больших Губ У Девочек Фото

ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ КАТАНИЮ НА КОНЬКАХ

Игры и упражнения на коньках являются эффективным средством, стимулирующим двигательную активность, улучшающим состояние здоровья и общую физическую подготовленность.

Систематические занятия на коньках, проводимые на воздухе, оказывают положительное влияние на организм детей. Прежде всего происходят благоприятные изменения в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. Под влиянием занятий жизненная емкость легких у детей 6—7 лет достигает 1600—1800 см3, что обычно наблюдается у ребят в возрасте 10—12 лет. В течение одной зимы емкость легких увеличивается на 215 см3.

Занятия на коньках способствуют развитию основных видов движений. Средняя скорость бега на 30 м у мальчиков возрастает на 22,4%, у девочек — на 26,8%. Если до обучения катанию на коньках мальчики пробегали эту дистанцию за 7,56 с, девочки — за 7,74 с, то в конце зимы мальчики стали пробегать за 5,84 с, а девочки — за 6,1 с. Большие изменения наблюдаются и к дальности прыжка. Так, средняя дальность прыжка в длину с места у мальчиков составляет 112,2 см (на 12,8% больше, чем было до зимы), у девочек — 106,8 см (на 16,5%).

Ребенок, двигаясь на коньках, многократно повторяет одни и те же движения в определенной последовательности. Происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы. Опыт показывает, что катание на коньках у большинства детей (63,3%) приводит к повышению свода стопы.

Занятие конькобежным спортом значительно повышает устойчивость вестибулярного аппарата, который имеет большое значение в поддержании равновесия. От его тренированности зависит уменьшение возбудимости в органах равновесия, а также правильное распределение мышечного напряжения.

В результате обучения катанию на коньках функция равновесия успешно совершенствуется, что позволяет детям легко и свободно маневрировать на льду, выполнять различные фигуры, подолгу удерживать равновесие на одной ноге.

Благодаря влиянию холодного воздуха, действующего на ограниченную поверхность кожного покрова, катание на коньках способствует улучшению терморегуляторных процессов в организме и, следовательно, закаливанию детей. Повышается сопротивляемость к простудным заболеваниям, что приводит к снижению заболеваний ангиной, пневмонией, острыми респираторными инфекциями. Отмечается сокращение продолжительности протекания того или иного заболевания с 10—12 до 5—6 дней.

Умелая организация обучения катанию на коньках помогает ребенку сравнительно легко овладеть двигательными навыками, обеспечивает необходимую психологическую подготовку к преодолению возникающих трудностей.

Формирование прочных умений и навыков в катании на коньках зависит от отношения детей к этим занятиям. Обычно им интересны новые, сложные движения на коньках, связанные с сохранением равновесия на узкой скользкой площади опоры. Они стремятся сделать это как можно лучше. Для этого дети выбирают более эффективный способ выполнения движения, приучаются отмечать зависимость движений от собственных двигательных реакций, от внешних воздействий. Постепенно старшие дошкольники овладевают умением двигаться на коньках, учатся переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, переводить лезвия коньков то на внутреннее, то на внешнее ребро, внезапно останавливаться, поворачиваться при скольжении на льду. Они учатся быстро и правильно принимать положение группировки (глубоко присев, наклонить туловище вперед), чтобы сохранить устойчивое положение на коньках. Обучить этому положению в дошкольном возрасте необходимо, так как неумение группироваться на коньках приводит к частым падениям, к травмам.

Катание на коньках имеет большое воспитательное и образовательное значение. Умения и навыки, полученные на занятиях, используются детьми в самостоятельной деятельности и играх. Это обогащает детские прогулки, развивает активность и самостоятельность детей.

В условиях групповых занятий ребята привыкают к определенной дисциплине: быстро собираться на занятие; помогать зашнуровать ботинки тем, кто отстает; выходить на каток организованно; не кататься на льду навстречу своим товарищам; помогать подняться тем, кто упал, и т. д. Кроме того, дети приобретают полезные трудовые навыки: самостоятельно готовят свои коньки к занятию — проверяют состояние лезвий, шнурков, по мере необходимости меняют шнурки; после занятий протирают коньки тряпочкой, аккуратно их кладут в индивидуальный мешок, туда же кладут запасные носки, все эти вещи складывают в определенное место. Таким образом, дети приучаются к аккуратности, порядку.

При выполнении различных поворотов на коньках, катании в разных направлениях, особенно в играх, у детей совершенствуются пространственные представления, они постепенно учатся экономно действовать на большой площади катка, соблюдая определенное расстояние от катающегося впереди товарища.

В процессе занятий ребята получают первоначальные сведения о технике катания на коньках. По мере усвоения движений представления о технике становятся более четкими, они понимают, как принять исходное положение, как изменить направление движения, увеличить скорость и т. д. Оценивая движения своих товарищей, ребенок обращает внимание на положение туловища, на состояние равновесия, на наклон коньков, на силу толчка, постепенно понимает, что на качество движения влияет правильное соблюдение техники катания на коньках. Кроме того, у детей расширяется круг знаний о свойствах льда, снега. Они узнают, что в зависимости от погоды меняется и качество льда.

Когда лед мутный, покрыт тонким слоем снега, дети обычно говорят, что лед тормозит коньки. Звонкий лед вызывает у детей положительные эмоции. Они любуются его блеском. «Сегодня лед скользкий, коньки сами едут», — говорит девочка. Приближение дня и времени занятия вызывает у детей радостное оживление. Катание на коньках сохраняет хорошее настроение на весь день. Дети любят, когда на занятие выносятся различные предметы: яркие конусы, подставки с флажками, когда сам тренер катается вместе с ними. В таких случаях дети сознательно подражают ему, хотят научиться так же кататься на коньках.

Нередко катание вызывает у ребят страх, неуверенность в себе. Необходимо с первых шагов ребенка на коньках помогать ему сознательно преодолевать чувство страха, проявлять волевое усилие при выполнении заданий. Правильная организация при постепенном включении разнообразных подготовительных, подводящих упражнений, систематическая тренировка умения удерживать равновесие, а также своевременная помощь тренера, поощрение первых удачных попыток в передвижении на коньках избавляют детей от чувства страха.

Катание на коньках способствует воспитанию интереса и любви к конькобежному спорту, развивает смелость, настойчивость, решительность, воспитывает чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи и т. д. На занятиях дети приучаются к дисциплинированности, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию программных заданий, упражнений, игр, повышению качества движений на коньках.

Таким образом, катание на коньках при целенаправленном руководстве со стороны взрослого может оказать всестороннее влияние на развитие ребенка.

«Программа воспитания детей раннего развития» определяет доступным этот вид движения для детей подготовительной к школе группы. Многие дети этого возраста часто самостоятельно приобретают навыки катания на коньках. Естественное влечение к определенному виду движений должно служить серьезным подспорьем в выборе упражнений, соответствующих возрасту детей.

По мнению дошкольных работников, специалистов конькобежного спорта в нашей стране и за рубежом — , -Гориневской, , , , , , Гюстава Люсси, , , , В. Кащея, к катанию на коньках могут допускаться дети в старшем дошкольном возрасте. В ГДР, США, Канаде детей начинают обучать катанию на коньках с 4-летнего возраста. В Канаде даже существует традиция вручать мальчику хоккейную клюшку, когда ему исполняется 3 года. К 5—6 годам он уже неплохой хоккеист.

Многочисленные примеры из практики воспитания говорят о хороших результатах, когда дети обучались катанию на двухполозных и фигурных коньках в возрасте 5—6 и даже 3 лет.

Дети способны быстро и самостоятельно подготовиться к занятию, у них сформировано умение заниматься коллективно, они обладают большим количеством навыков самообслуживания.

Организм детей старшего дошкольного возраста вполне подготовлен к овладению элементарными навыками катания на коньках. Строение, функции и взаимодействие различных органов и систем в этом возрасте достигают значительного совершенства, что позволяет считать данный возрастной период важным этапом становления движений. Опорно-двигательный аппарат ребенка становится более крепким. Поэтому он может выполнять различные движения, требующие гибкости, силы, упругости. В этом возрасте дети более выносливы, подвижны и ловки.

Старший дошкольный возраст благоприятен для начала занятий катанием на коньках также и потому, что эти дети отличаются необычной смелостью, наличием устойчивого интереса к спортивным упражнениям.

У детей 6—7 лет появляется умение осознанно управлять движениями. В катании на коньках дети учатся управлять отдельными действиями целостного двигательного акта: сохранять равновесие, правильно держать туловище, соблюдать направление толчка и согласовывать движения рук и ног. Осознанность действий обеспечивается не только физическими данными и возросшим двигательным опытом ребенка, но и его общим умственным развитием, улучшением моторной памяти, развитием речи. Дети способны воспринимать характер и качество движений, давать дифференцированную и обобщенную оценку, которая может строиться на объективных и мотивированных суждениях. Это говорит о возрастающей роли мышления в управлении движениями, об умении использовать имеющийся двигательный опыт.

Катание на коньках — сложный вид движения, состоящий из различных структурных элементов: положения туловища, отталкивания, правильной постановки конька при скольжении, сохранения равновесия. Сложность движения на коньках обуславливается взаимосвязью и общим ритмом двигательного акта при скольжении по льду на ограниченной площади опоры.

Катание на коньках — циклический вид движения. Цикл заключается в чередовании отталкивания ото льда то одним, то другим коньком, кратковременном скольжении на обоих коньках и последующем свободном скольжении на одном из них.

Процесс обучения необходимо осуществлять с учетом особенностей овладения детьми навыками катания на коньках. В начале обучения у детей наблюдается неустойчивая посадка. Они начинают бег на коньках в высокой посадке. В середине дистанции туловище несколько наклоняется, затем к концу пути снова выпрямляется. Это связано с тем, что у детей нет устойчивого равновесия на льду, поэтому они принимают удобную для них позу. Движения на коньках выполняются при большом мышечном и нервном напряжении, отчего утомляются мышцы и появляется стремление поднять выше туловище. Это следует считать нормальным явлением в начале обучения. По этой причине дети не могут в начале зимы пройти 10—15 м с помощью одних толчков. Они обязательно переходят (2—3 раза) на двойную опору (скольжение на сомкнутых коньках), и этом выпрямляют ноги, опускают голову.

При катании на коньках у ребят 6—7 лет изменяется угол наклона туловища в зависимости от выполнения той или иной фазы. Они наклоняют туловище во время отталкивания, во время скольжения приподнимают туловище и одновременно выпрямляют опорную ногу.

К концу зимы у детей значительно улучшается посадка. Угол наклона туловища становится одинаковым, при отталкивании, скольжении и подтягивании толчковой ноги. Обычно дети наклоняют туловище сильнее, когда подтягивается свободная нога с опорой кончиком конька о лед, и меньше — при подтягивании свободной ноги, находящейся высоко надо льдом. Состояние посадки зависит также от устойчивости тела на коньках. Обычно девочки, имея лучшую устойчивость на коньках при одноопорном скольжении, катаются в более высокой посадке. Мальчики в фазе скольжения катаются с опорой и на другую ногу, поэтому имеют более низкую посадку.

На разных этапах обучения дети по-разному сгибают ноги во время катания, что также зависит от наклона туловища, от начала или окончания отталкивания. Во время завершения отталкивания ребенок в начале обучения выпрямляет опорную ногу, тогда как в начале отталкивания сгибает. В конце обучения в момент отталкивания опорная нога остается согнутой.

В начале формирования навыка катания на коньках дети перемещают руки в стороны, хотя эти движения не оказывают влияния на качество катания. Лишь с приобретением устойчивости на коньках хаотичные движения рук становятся согласованными с движениями ног. Это наблюдается главным образом в процессе отталкивания — движения рук и ног перекрестны. Когда дети переходят на одноопорное скольжение, они разводят руки в стороны. В конце зимы под влиянием обучения у ребят появляется некоторая синхронность в движениях рук и ног на протяжении всей дистанции.

Дети дошкольного возраста при отталкивании выносят одну руку — согнутую — вперед, другую — прямую— в сторону-назад. Во время скольжения руки разводят в стороны-вниз, в переходной фазе руки опускают вниз. В этот момент обычно дети начинают группироваться перед началом отталкивания, т. е. в момент выведения туловища из равновесия.

В начале обучения при отталкивании дети сильно наклоняют конек на внутреннее ребро. Толчок обычно очень короткий, максимальных усилий при этом не наблюдается. Более затяжной и длительный толчок дети делают правой ногой, в то время как и на левой ноге они лучше удерживают равновесие. Вероятно, это связано с тем, что дети чаще упражняются в катании на коньках в направлении против часовой стрелки (как принято в конькобежном спорте), и в связи с этим повышается большая тренированность правой ноги.

В конце зимы у мальчиков наблюдается более сильный, быстрый толчок обеими ногами, так как они начинают увлекаться скоростью передвижения. У девочек толчок остается без изменения.

С появлением хорошей устойчивости на коньках дети меньше наклоняют коньки вовнутрь. Они делают сильный разворот конька в сторону толчковой ноги. При таком положении коньков легко удерживается равновесие, лучше осваивается направление толчка в сторону-назад.

Как уже говорилось, начальный процесс обучения характерен несовершенством посадки, преобладанием двухопорного периода в катании на коньках. В конце зимы у детей соотношение между двухопорным и одноопорным периодом изменяется. У мальчиков продолжает преобладать двухопорный период, у девочек наблюдается пропорциональное соотношение обоих периодов.

При катании на коньках у детей почти на всех занятиях наблюдается мелкошажие. Длина шага за зимний сезон увеличивается незначительно, на 0,17 м и на 0,1 м. В среднем дети обоего пола имеют одинаковую длину конькобежного шага, равную 1,2 м.

Таким образом, движения на коньках в процессе обучения качественно перестраиваются: происходят большие изменения в посадке, появляется хорошая устойчивость на коньках. Все это приводит к тому, что дети могут легко пробегать дистанцию 10 м, при этом отмечается хорошая согласованность в движениях рук и ног, перенос тяжести тела на опорную ногу, на всем пути пробега делают энергичные толчки коньками, направляя их во время движения в сторону-назад.

Организация условий для обучения катанию на коньках в группах раннего развития.

Формирование правильных двигательных навыков катания на коньках, успех зимней оздоровительной работы в значительной степени зависят от хорошей подготовки катка, его оборудования, соблюдения соответствующих гигиенических норм в отношении одежды детей.

Каток лучше всего устроить на территории участка детского сада. Если площадь участка детского сада мала и негде устроить каток, можно использовать катки при домоуправлениях, парках, стадионах. В этом большую помощь могут оказать члены родительского комитета. Они должны договориться с администрацией этих учреждений о допуске детей на занятия в определенные дни и часы.

Уход за катком в этом случае обеспечивают родители детей вместе с тренером. Такая взаимосвязь позволит совершенствовать методику обучения детей катанию на коньках, обмениваться положительным опытом работы.

Площадь катка зависит в основном от числа занимающихся. Кроме того, необходимо учитывать, что дети 6—7 лет впервые усваивают навыки катания на коньках, катаясь в основном по прямой. Поэтому длина катка должна быть 12—15 м. Такая длина обеспечивает каждому ребенку достаточную упражняемость в технике катания по прямой и сравнительную свободу действий.

Еще почитать:  Можно ли пюре картофельное кормящим мамам

Каток должен иметь прямоугольную форму, площадь его 120—200 м2, примерно 8—10 м2 на каждого катающегося ребенка. Необходимо правильно выбрать место для заливки катка с учетом расположения источника водоснабжения, раздевалки. Важно, чтобы каток был хорошо защищен от холодных северных ветров и снежных заносов.

Площадку для катка готовят с осени. Ее выравнивают: засыпают землей ямы и впадины, срезают лопатой бугры и кочки. Вокруг площадки будущего катка необходимо сделать валик из земли или из снега шириной 30—40 см, высотой 15—20 см, чтобы при заливке вода не вытекала за пределы площадки. Заливать можно водой из колодца, проруби, водопровода. Удобно возить воду в бочке, поставив ее на сани. Бочку подвозят к дальнему краю площадки и опрокидывают, вода разливается равномерным слоем и замерзает. Лучше всего заливать каток из шланга водопроводной водой. Для заливки катков пригодны пожарные гидранты.

Длина шланга должна быть такой, чтобы вода свободно попадала к любому месту площадки. Шланг можно изготовить из кусков резиновой трубки диаметром 25—30 мм. В местах соединения надеть шланги на металлическую трубу такого же диаметра и обмотать места соединения проволокой или же можно составить шланги из отдельных звеньев длиной 20—30 м, соединив их с помощью гаек РОТО. Желательно иметь пожарный ствол брандспойта, распыляющий струю воды.

Заливают каток в ясную погоду, после того как промерзнет верхний слой земли на 2-4 см, т. е. примерно 2-3 дня мороз должен быть не менее -3, -5.

Сначала следует несколько раз полить землю холодной водой из брандспойта. Если до начала заливки выпал снег, то его укатывают специальным щитом длиной 1 м и шириной 2 м, в передней части которого монтируется крепление в виде троса или толстой проволоки. Двое взрослых, желательно на лыжах, тащат за этот трос щит, чуть приподняв переднюю его часть, чтобы не захватывать снег во время движения, а приминать его. На щит можно положить груз. После приглаживания и уплотнения снега щитом нужно дать ему затвердеть. На это требуется 5-6 ч.

При температуре воздуха от —3 до —7 грунт промерзает на 3—5 см и вполне пригоден для первоначальной заливки. Воду на грунт наливают постепенно, тонким слоем. Струю воды направляют вверх примерно под углом 45—50° при температуре воздуха от — 1 до —5°. В этом случае мелкие капли воды частично охлаждаются и вода на поверхности льда замерзает быстрее. Смачивать снег нужно дождеобразно. Нельзя направлять струю в упор к земле, так как на снегу могут образоваться вымоины. Нельзя класть брандспойт на землю, иначе под снегом образуются сильные вымоины, в которых вода долго не замерзает.

Когда после первоначальной заливки образуется тонкая ледяная корка, заливку повторяют. Особое внимание следует обратить на равномерность заливки по всей площади катка. Нельзя допускать утечки воды за пределы заливаемой площади. На неровном поле в местах понижения нужно наливать несколько больше воды, а на возвышенностях соответственно меньше или же периодически пропускать их, не заливая.

Чтобы достигнуть большой толщины льда (4—6 см), надо начинать заливку в первые же заморозки. Если даже и наступит потепление, весь лед на катке не растает, основная его масса сохранится и при последующем похолодании можно продолжить наращивание льда. Таяние верхнего слоя ледяного покрова, с одной стороны, выравнивает поверхность, но при сильном снегопаде чистить лед в таких условиях невозможно. Приходится ждать, пока вода замерзнет, и только после этого с помощью скребков очистить лед. Если вновь ожидается потепление, то очищать каток от снега не следует, так как он предохранит лед от таяния.

В установившуюся холодную погоду весь процесс первоначальной заливки повторяют. Когда слой льда будет 1—1,5 см, воду льют при температуре воздуха от —5 до —10° под меньшим углом — 25°. При температуре от —10 до —20° распылитель держат низко, чтобы мелкие капли воды не успевали замерзнуть.

Заливку удобнее начинать с наиболее удаленного от водопроводного крана участка, продвигаясь слева направо и справа налево, постепенно назад к крану. При таком способе заливщику не приходится ходить по воде и мочить шланг. Каток лучше заливать вдвоем: один льет воду из шланга, другой помогает ему: оттаскивает шланг, открывает и закрывает водопроводный кран и т. д.

Каток должен быть всегда в хорошем состоянии, иначе ухудшается скольжение на коньках и дети затрачивают больше усилий при катании. Плохо скользят коньки и при сильном морозе. В таких случаях занятия на коньках отменяются.

После групповых занятий на поверхности катка, как правило, остаются следы, царапины, выбоины, трещины. Ледяные срезки очищают широкими фанерными движками с жестяной полосой внизу или с помощью снегоочистительного скребка, который изготовляется из дюралюминия шириной 10 см, высотой 45 см, толщиной 1,5—2 мм. В качестве держателя к скребку прикрепляют изогнутую в форме буквы «П» металлическую трубу длиной 2—5 м.

Для ручной очистки небольших наплывов применяют ручной стружок, изготовленный из стального листа шириной 150 мм, высотой 70 мм. Широкая его часть с одной стороны затачивается, а к другой прикрепляется палка (ручка). Трещины и выбоины шпаклюют мокрым снегом, а затем поливают холодной водой.

Поверхность льда желательно отшлифовать. Шлифуют лед с помощью прямоугольного деревянного ящика без дна (шлифовальное корыто) длиной 1,5—2 м, шириной 0,5—0,8 м, доски толщиной 4—5 см. Нижнее ребро ящика обивают резиной (шланг или поролон). К ящику прикрепляют веревку или проволоку длиной 2,5 м, за которую тянут ящик. При шлифовке вода (лучше горячая) поступает по шлангу в ящик. Благодаря резине вода не вытекает за пределы ящика и во время движения равномерно покрывает лед тонким слоем. Для получения достаточного давления на ящик кладут с обеих сторон какой-либо груз. Шлифовку льда проводят так же, как и заливку катка. Уровень воды в ящике во время заливки должен быть 5—8 см. Вода в нем должна быть все время. С помощью поливочного шлифовального ящика достигается более высокое качество льда, чем при заливке шлангом.

После черновой заливки и первой чистки льда желательно делать разметку катка краской, хорошо растворимой в воде, лучше анилиновой, синего или красного цвета. Необходимо иметь 2—3 кисти малярные с мазком 4—5 см на палке длиной 120—130 см.

На детском катке хорошо разметить прямоугольник на расстоянии 1,5—2 м от валиков катка. Ширина линий прямоугольника 5—7 см. В середине прямоугольника можно разметить круг диаметром 5 м линией шириной 5 см.

Линии разметки помогают детям усвоить правила катания: кататься только за прямоугольником, против часовой стрелки; если еще нет устойчивости на коньках, кататься нужно в центре прямоугольника. Нарисованный круг помогает детям усвоить бег по кругу.

Эти линии могут быть использованы для выполнения различных заданий, для проведения игр на льду. На катке нужно предусмотреть скамейки для отдыха детей.

Успех в обучении катанию на коньках зависит не только от подготовки катка, но и от других обстоятельств.

Одежда юного хоккеиста должна быть легкой, достаточно теплой, не стесняющей движений, особенно в плечах и коленях.

Ботинки с коньками надевают на шерстяной носок. Если ботинки немного велики ребенку, в них следует положить толстые стельки или надеть две пары носков.

Очень важно правильно шнуровать ботинки для коньков: они шнуруются мягким и достаточно толстым шнурком. Для шнуровки можно использовать белую широкую тесьму длиной 80—100 см. Вставляют шнурок в отверстия ботинка сверху вовнутрь крестообразно, так, чтобы при стягивании он не распускался.

Шнуровать ботинок надо свободно, чтобы пальцы ног не мерзли, в то же время ботинок должен плотно стягивать ногу. Подъем ноги стягивают туже, а на сгибе шнуровку ослабляют. Детей не следует каждый раз приучать зашнуровывать и расшнуровывать ботинки, так как это занимает много времени. Необходимо делать это один раз. А в последующем лишь стягивают шнурки перед занятием и расслабляют после занятия. Для одного зимнего периода необходимо иметь пару запасных шнурков.

Хорошо отталкиваться и скользить можно только на острых коньках. У хорошо отточенных коньков края полоза острые, поверхность его отполирована и имеет определенный овал, характерный для каждого типа коньков.

Для подготовительных упражнений в осенний период на лезвия коньков надевают чехлы, чтобы предохранить их от затупления.

После каждого катания коньки очищают от снега и насухо протирают их мягкой тряпкой, чтобы коньки не ржавели. При входе в помещение надо немного подождать, пока коньки прогреются и отпотеют, а затем вытереть их еще раз.

Успех обучения детей катанию на коньках зависит и от метеорологических условий. Лучше всего занятия проводить в безветренную погоду при температуре воздуха от —4 до —16°. Иногда даже при температуре от —3 до —5° бывают сильные ветры. В таких случаях занятия не проводят, так как сильный ветер способствует большой потере тепла организмом.

От температуры воздуха зависит продолжительность занятий на катке. Например, при температуре от —12 до —16° их продолжительность равна 15—20 мин, тогда как при более теплой погоде занятия могут длиться до 35—40 мин, но с обязательным отдыхом в помещении в течение 10 мин после 15—20 мин проведения занятия. Во время отдыха дети сидят вытянув ноги. Шнурки ботинок можно расслабить, так как ступни ног детей во время занятий очень быстро устают.

Занятия на воздухе целесообразно проводить со всеми детьми 3 раза в неделю. Лучшее время для проведения учебных занятий 10-11 часов утра. Самостоятельное катание в конце зимы может быть организовано и во вторую половину дня.

Для организации занятий с детьми можно привлечь родителей. Они могут оказать помощь и в приобретении спортивного оборудования для занятий. Важно, чтобы работа с родителями в этом плане была продумана задолго до начала зимы. В сентябре хорошо провести родительское собрание по организации обучения детей катанию на коньках, на котором установить сроки приобретения необходимого оборудования, договориться о подготовке площадки для катка. Следует разработать график уборки катка в течение зимы.

Содержание и методика обучения катанию на коньках детей 6—7 лет.

В процессе обучения дети должны овладеть различными движениями на коньках: сохранять равновесие при скольжении, управлять туловищем, уметь отталкиваться поочередно то одной, то другой ногой во время движения по скользкой поверхности, выполнять разнообразные фигуры на коньках (цапля, ласточка, пистолетик, вращение и т. д.). Этими движениями дети овладевают постепенно. Процесс обучения катанию на коньках проходит в два периода: подготовительный и основной.

Подготовительный период обучения

В подготовительном периоде решаются следующие задачи:

— вызвать у детей интерес и желание кататься на коньках;

— обеспечить общую физическую подготовку детей;

— формировать первоначальные двигательные представления о технике катания на коньках;

— выработать навыки быстрого самообслуживания, необходимые для подготовки к занятию и после его окончания;

— усвоить способы самостраховки при падении.

Соответственно этим задачам определяется содержание занятий подготовительного периода. На первом занятии тренер беседует с детьми, вместе с ними рассматривает иллюстрации, фотографии хоккеистов, рассказывает о хоккее, конькобежном спорте, о фигуристах.

В подготовительном периоде дети впервые знакомятся с необычным для них видом движения на льду, которое требует устойчивого равновесия, больших физических затрат. С этой целью проводятся различные упражнения: подготовительные, подводящие и специальные.

Подготовительные упражнения применяются для совершенствования функции равновесия, для укрепления соответствующих групп мышц, а также для подготовки всего организма к катанию на коньках. К ним относятся наклоны, повороты, приседания, упражнения на равновесие, разнообразные прыжки.

Подводящие упражнения знакомят детей с элементами техники катания на коньках. К ним относятся следующие упражнения: «Конькобежец», «Неваляшка» (наклоны стоп влево или вправо), «Перекачка» (перенос центра тяжести туловища на одну, затем на другую ногу) и другие, имитирующие скольжение на коньках на месте и с продвижением вперед.

Специальные упражнения проводятся на снежной утрамбованной площадке и способствуют формированию первоначальных умений катания на коньках по прямой, поворотов, торможений.

Двигательные умения, приобретенные в упражнениях, закрепляются в подвижных играх. Они проводятся на протяжении всего подготовительного периода. Наиболее полезны игры с бегом, прыжками, равновесием: «Сделай фигуру», «Быстрей по местам», «Ловишка», «Волк и зайцы», «Мышеловка», «Кружки и звездочки» и т. д.

Подготовительные упражнения (2—3) включают уже в осенний период. Подготовительные и подводящие упражнения на резиновой дорожке на коньках начинают проводить в первый месяц подготовки.

К началу обучения дети, как правило, не знают техники катания на коньках, хотя многие из них знакомы с этим видом движения. Однако эти наблюдения не позволяют детям понять все тонкости техники передвижения на коньках. Поэтому важной задачей является формирование первых представлений о движении.

В подготовительный период целесообразны такие формы работы, как беседа с детьми с демонстрацией специально подобранных фильмов. Представления о позе конькобежца можно закрепить в повторных беседах с просмотром различного наглядного материала. Обращая внимание на позу конькобежца, можно спросить детей, почему именно так надо держать туловище во время движения на коньках. Ценно, когда ребята сами придут к выводу о важности такой позы с целью сохранения устойчивости.

На первых занятиях детям нужно часто показывать и объяснять технику шнуровки. Постоянный контроль позволит в дальнейшем намного сократить время подготовки к занятию. С этой целью перед детьми можно поставить песочные часы (пяти — и десятиминутные) и дать задание: «Кто быстрее и лучше зашнурует ботинки».

Примерное содержание занятий на асфальтированной дорожке

Задачи. Учить детей стоять, ходить на коньках, приучать ставить коньки прямо. Совершенствовать функцию равновесия.

I часть. Стоя в шеренгах, удерживать равновесие на коньках. Идти вперед и вернуться обратно. Повторить 2—3 раза. Ходьба врассыпную по всей площадке в течение 30—40 с.

II часть. Упражнения. I. «Пружинка». И. п.: ступни чуть расставлены, параллельны, туловище наклонено, руки на поясе. Выполнить несколько полуприседаний, руки вытянуть вперед и вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза.

2. «Цапля». И. п.: то же, руки опущены. Поднять ногу, согнутую в колене, руки развести в стороны, принять исходное положение. Повторить 5 раз.

III часть. Ходьба друг за другом по краям площадки.

I часть. Повторить материал 1-го занятия.

II часть. Упражнения. 1. «Конькобежец». И. п.: ступни чуть расставлены, параллельны, руки за спиной. Слегка присесть и побыть в таком положении 10—15 с.

2. И. п.: из положения конькобежца отвести ногу в сторону-назад и приставить ее к опорной. Повторить движение каждой ногой 3—4 раза.

3. «Ласточка». И. п.: стоя, руки опущены. Наклониться слегка вперед, руки вытянуть в стороны, прямую ногу отвести назад; принять исходное положение. Повторить движение каждой ногой 4—8 раз.

III часть. Ходьба врассыпную в течение I—2 мин.

Задачи. Учить детей понимать направление толчка и положение коньков при их наклоне. Совершенствовать равновесие на коньках.

I часть. Ходьба короткими и длинными шагами друг за другом и врассыпную.

II часть. Упражнения. 1. «Неваляшка». И. п.: стоя, руки на поясе. Наклонить оба конька вправо, поставить прямо. То же выполнить в другую сторону. Повторить 5 раз в каждую сторону.

2. И. п.: поза хоккеста. Отвести ногу в сторону, назад, вернуться в исходное положение. То же выполнить другой ногой. Повторить 4 раза.

3. «Цапля». И. п.: стоя, руки опущены. Поднять согнутую ногу з колене, руки развести в стороны, вернуться в исходное положение.

Еще почитать:  Тошнота при раскрытии шейки матки

Ill часть. Ходьба врассыпную и друг за другом.

Задачи. Совершенствовать функцию равновесия, закреплять посадку конькобежца.

I часть. Ходьба на коньках по прямой в медленном и быстром темпе.

II часть. Упражнения. 1. И. п.: руки на поясе, ноги сомкнуты. Прыжки на коньках. Повторить 8—10 раз.

2. И. п.: поза конькобежца. Имитировать скольжение на коньках, продвигаясь вперед на расстояние 5—6 м. Повторить 2 раза.

III часть. Игра «Сделай фигуру». Повторить 3 раза.

Задачи. Те же, что в 3-м занятии.

I часть. Повторить материал 3-го занятия.

II часть. Повторить упражнения из 3-го занятия. Упражнение «Неваляшка» повторить по 6 раз в каждую сторону.

III часть. Игра «Сделай фигуру».

Задачи. Те же, что и в 4-м занятии.

I часть. Повторить материал 4-го занятия.

II часть. Повторить упражнения 4-го занятия. Прыжки сочетать с ходьбой. Второе упражнение повторить 4 раза.

III часть. Игра «Построй шеренгу, колонну, круг». Подобное содержание подготовительного периода создает хорошую готовность детей к занятиям на льду, позволяет решить в дальнейшем задачи основного периода обучения.

В конце ноября с детьми проводятся групповые занятия на снежной утрамбованной площадке. Всего можно провести с детьми примерно 6 занятий. Повышенная эмоциональность, сравнительно большая возбудимость детей на занятиях, их стремление к быстрому выполнению движений на коньках на снежной площадке приводят к частым падениям. Поэтому так важно учить ребят в этот период приемам самостраховки. Дети должны уметь группироваться в момент потери устойчивости на коньках. Для этого надо глубоко присесть, туловище наклонить слегка вперед, руки опустить вниз до коньков, коньки слегка расставить. Важно, чтобы дети мышечно почувствовали технику правильного падения. Это упражнение можно включать в каждое занятие, в середину, после подводящих упражнений. Можно учить детей и приемам правильного падения, например «рыбкой». Ребенок слегка приседает, туловище и руки выносит вперед и скользит на животе, ноги вытягивает. Этим упражнениям учат детей на занятиях на снежной утрамбованной площадке и затем закрепляют в основном периоде обучения.

Произвольная ходьба или катание позволяют детям ощутить скользкую поверхность, почувствовать свои возможности, а воспитателю выявить ошибки, которые с помощью специальных приемов обучения могут быть сразу же исправлены на первых занятиях. Обычно дети допускают одну и ту же ошибку, неровно ставят коньки; необходимо всегда требовать от ребят, чтобы они следили за этим и ставили коньки прямо.

В основной части всех занятий большое место отводится разбегу и скольжению. Обучение этому движению осуществляется в следующей последовательности: отталкиваться только одним коньком, на другом скользить, количество шагов не регламентируется; затем выполнять те же движения, но шагов делать меньше и более длинные; далее выполняется разбег обеими ногами и скольжение на двух коньках, чуть присев, во время скольжения вес тела надо переносить с одной ноги на другую; пройти всю прямую только с помощью толчков то одной, то другой ногой с энергичными маховыми движениями рук.

Очень важно правильно шнуровать ботинки для коньков: они шнуруются мягким и достаточно толстым шнурком. Для шнуровки можно использовать белую широкую тесьму длиной 80—100 см. Вставляют шнурок в отверстия ботинка сверху вовнутрь крестообразно, так, чтобы при стягивании он не распускался.

ОБУЧЕНИЕ КАТАНИЮ НА КОНЬКАХ

Читайте также:

  1. II. Обучение
  2. АССОЦИАТИВНОЕ И НЕАССОЦИАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  3. В сегодняшнем разбалансированном матриархальном мире осуществляется совместное воспитание и обучение детей разных полов практически исключительно женщинами.
  4. Виды и методы профессионального обучения. Обучение на рабочем и внерабочего места
  5. Гарантии работников, совмещающих работу с обучением
  6. Защита от опасностей в техносфере. Защита от антропогенных опасностей. тРудовое обучение и стимулирование безопасности деятельности.
  7. Коучинг — это деятельность и обучение
  8. Мария Монтессори Мой метод: начальное обучение
  9. Обучение
  10. Обучение
  11. Обучение в области психотерапии.
  12. Обучение всадника

Обучение катанию на коньках рекомендуется программами ДОУ с подготовительной группы детского сада. Т. И. Осокина и другие считают, что раньше 5–6 лет нельзя обучать ребенка катанию на коньках потому, что это заставляет его совершать на коньках сложные и трудные двигатель­ные координации на малой площади опоры, а костно-связочный аппарат нижних конечностей еще недостаточно окрепший. Равновесие, которое должно поддерживаться при передви­жении на льду на коньках, создает дополнительные нагрузки на централь­ную нервную систему.

Катание на коньках является одним из важнейших видов спортив­ных упражнений. Этот вид движений имеет циклический характер и принадлежит к естественным физи­ческим упражнениям, близким по координации к ходь­бе и бегу. Поэтому они доступны для ребенка с разной физической подготовленностью и легко осваиваются детьми. При индивидуальном обучении освоение ребенком катания на коньках возможно и в более раннем возрасте, с 3–4 лет.

Катание на коньках – прекрасное оздоровительное упражнение для детей и взрос­лых, которое является одним из любимых видов активного отдыха. Катание на коньках проводится на свежем воздухе. Это закаливает организм, укрепляет здоровье в целом, раз­вивает физические качества. Дети с удовольствием катаются на коньках, так как это помогает им стать крепкими, ловкими и смелыми. У них вырабатываются согласованные движения рук и ног, ук­репляются мышцы туловища, и формируется осанка.

Закаливание холодным, чистым воздухом является важнейшей оздоровительной мерой, предупреждающей заболевания. У детей усиливается обмен веществ, повышается устойчи­вость организма к различным отрицательным воздействиям окру­жающей среды, без каких-либо нарушений функциональной дея­тельности организма. При катании на коньках улуч­шаются терморегуляторные процессы.

Кроме положительного воздействия на организм ребенка, эти занятия имеют огромное воспитательное значение.

Л. Н. Пустынникова, разработавшая методику обучения катанию детей дошкольного возраста на коньках, считает, что упражнения на коньках содействуют укреплению мышечного и костно-связочного аппарата нижних конечностей. По ее данным, у детей укрепляется свод стопы из-за постоянного чередования напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, повышается устойчивость вестибуляр­ного аппарата, обеспечивающего поддержание равновесия и по­зволяющего детям «легко и свободно маневрировать на льду, вы­полнять различные фигуры»[32]. Занятия на коньках развивают органы дыхания, дыхательную мускулатуру, так как дыхание согласуется с движениями. В целом усиленная работа органов дыхания обеспечивает хорошую жизнедеятельность детского организма.

Катание на коньках развивает координацию и ритмич­ность движений, улучшает взаимодействие различных отделов центральной нервной системы, повышает уровень работоспособности детского организма.

Во время катания на коньках развивается ориентировка в пространстве, дети более правильно и экономно распоряжаются своими двигательными действиями на катке среди других катающихся. Они начинают оце­нивать расстояние одного предмета до другого, самого себя от других детей. Также формируются первоначальные сведения о скорости передвижения и чувствование скорости, а это помогает детям быстрее реагировать на изменяющиеся условия во время бега на коньках.

При освоении катания на коньках дети используют эти умения в самостоятельной двигательной деятельности и в играх. Занятия по обучению катанию на коньках имеют и воспитательное значение: дети приучаются соблюдать дис­циплину, аккуратность, выполняют тре­бования педагога по организации и подготовке к занятию, оказывают друг другу помощь, организованно входят на каток, приводят в порядок коньки после занятий. У них формируются положительные лич­ностные качества и черты характера. Они проявляют находчивость, смелость, инициати­ву, самостоятельны в выборе различных решений. Этот вид спортивных упражнений заставляет детей обдумывать свое поведение, развивает трудолюбие, умение видеть и ценить прекрасное в природе, обогащает словарь детей. Обучение катанию на коньках способствует эстетическому воспитанию ребенка, чему помогают музыка на занятии, а также занятия танцами и художественная гимнастика, которые сопровождают занятия по освоению элементов фигурного катания. Установлено, что развитие моральной поддерж­ки и волевых качеств, происходит лучше в совместных занятиях с родителями.

В начале обучения педагог сообщает детям первоначальные сведения о технике катания на коньках, истории их появления, правилах безопасности при занятиях на коньках[33].

Катание на коньках обогащает двигательный опыт ребенка, поскольку в процессе обучения этому у него постоянно формируются правильные навыки естественных жизненно необ­ходимых движений, что позволяет их твор­чески использовать в зависимости от обстоятельств.

По мнению А. В. Кенеман и Д. В. Хухлаевой, уже с трех лет дети могут учиться скользить по льду на коньках и выполнять самые про­стые элементы фигурного катания, но для этого требуется квалифицированное руководство со стороны педагога как в плане обучения (дошкольный педагог зачастую сам не умеет кататься на коньках), так и в плане предупреждения травматизма.

По мнению Л. Н. Пустынниковой, старший дошкольный возраст благоприятен для начала обучения катания на коньках, что обусловлено следующими фактами:

1. Организм 5-летнего ребенка вполне подготовлен к овладению элементарными двигательными навыками.

2. В этом возрасте дети уже могут управлять отдельными действиями целостного двигательного акта – сохранять равновесие, удерживать в правильном положении туловище, соблюдать направление толчка, со­гласовывать движения рук и ног.

3. У них значительно улучшается моторная па­мять и развивается речь.

Л. Н. Пустынникова рекомендует соблюдать такую последовательность обучения катанию на коньках. Вначале ребенка необходимо познакомить с пра­вилами поведения на катке и уходом за коньками, одеждой; далее следует на­учить надевать ботинки и шнуровать их. Задолго до начала выхода на лед для обучения катанию на коньках педагог разучивает с детьми физические упражнения для укрепления мышц ног и особенно стопы; также выполняются упражнения, способствующие раз­витию психофизических качеств. Когда дети научатся надевать коньки, с ними проводятся упражнения в помещении на коньках: стояние и ходьба по резиновым коврикам и др.; затем подобные упражнения проводятся на утрамбованной снежной площадке. Лишь после этого дети приступают к выполнению упражнений на льду. Детей учат делать небольшой разбег (3–4 метра) по снегу, после чего выкатываться на лед и скользить на двух параллельных коньках. Обучают правильному исходному положению – «по­садке конькобежца», затем учат кататься с попеременным отталкиванием то одной, то другой ногой. Если ребенок правильно выполняет бег на коньках, то на льду остается рисунок елочки. В беге на коньках ребенок выполняет перекрестные движения рук разноименно с движениями ног. Детей учат выполнению поворотов направо и налево; торможению и оста­новкам. Учат следующим видам торможений: «плугом» (колени сводятся внутрь, задники коньков – наружу, опора осуществляется на внутренние ребра полозьев), «полуплугом» (одна нога занимает перпендикулярное положение по направлению движения). Обучают более сложному виду торможения – торможению поворотом (для торможения ребенок выполняет резкий поворот на 90º , упираясь внутренним и внешним ребрами полозьев). Все виды торможений осваиваются путем многократного повторения. Также детей обучают бегу на коньках по кругу. Закрепляют умения в беге на коньках с помощью игр, проводимых на льду.

В процессе обучения катанию на коньках педагог использует следующие ме­тоды: показ, объяснение, вспомогательные средства; помощь взрослого (ребенка дер­жат за руки), используют для поддержки сани-кресла, специальные стулья.

В ходе проведения занятия педагог следит за степенью утомления детей, чтобы они не переутомлялись, дозирует время проведения занятия, которое по мере взросле­ния ребенка увеличивается с 8 до 25–30 мин. Каждые 5–10 мин занятия ребенку предоставляется возможность отдохнуть на скамейке в течение 2–3 мин.

Необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

1. Двигаться только в одну сторону.

2. Правильно падать (на бок «рыбкой»).

3. Помогать встать упавшему.

4. Не портить лед коньками.

5. Сидеть только на скамейках.

6. Обязательно отдыхать, не спешить.

7. Не кататься в мокрой одежде.

8. После выполнения заданий возвращаться обратно по краю катка.

Катание на коньках – прекрасное оздоровительное упражнение для детей и взрос­лых, которое является одним из любимых видов активного отдыха. Катание на коньках проводится на свежем воздухе. Это закаливает организм, укрепляет здоровье в целом, раз­вивает физические качества. Дети с удовольствием катаются на коньках, так как это помогает им стать крепкими, ловкими и смелыми. У них вырабатываются согласованные движения рук и ног, ук­репляются мышцы туловища, и формируется осанка.

Сайт для детей и родителей — о школе, подготовке, воспитании, учебе…

Первые шаги на льду. Как научить ребёнка кататься на коньках?

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и успешными, поэтому стараются уже с раннего возраста приобщать их к спорту. А спортивные занятия на свежем воздухе укрепляют иммунитет и делают малыша выносливым. Вот почему всё больше мам и пап приводят ребятню на катки. И тогда возникает важный вопрос: как научить чадо кататься на коньках и максимально обезопасить его от травм?

С какого возраста обучать?

Катание на коньках требует от ребёнка большой концентрации внимания

Прославленного фигуриста Евгения Плющенко на каток привела мама с терапевтической целью: укрепить организм после тяжёлой пневмонии. Однако он сумел добиться потрясающих результатов и стать олимпийским чемпионом.

Маленькие карапузы, передвигающиеся по катку, вызывают умиление, но врачи всё же рекомендуют не начинать обучение до 4-5 лет. Дело в том, что физическое развитие детей до этого возраста не позволяет полноценно тренироваться. Хотя многие могут возразить, припомнив примеры хоккеистов и фигуристов, вставших на лёд в 3, а то и в 2 года. И тем не менее, это скорее исключение, чем правило. Для того чтобы начать уверенно стоять на льду и делать хотя бы элементарные упражнения, нужно:

  • иметь сформированные мышцы;
  • обладать неплохой координацией;
  • выказывать интерес к катанию.

Как показывает практика, эти факторы проявляются именно к 5 годам. Если же малыша поставить на лёд раньше, то это может привести к:

  • травмам;
  • потере интереса;
  • нарушениям роста и развития (растяжению мышц, неравномерному росту костей).

Однако, как известно, лёд прекрасно укрепляет иммунную систему через закаливание и физические нагрузки, поэтому очень часто врачи рекомендуют постигать азы катания в раннем возрасте. А если вы планируете попробовать своего ребёнка в профессиональном спорте, то учтите: к 7 годам он уже станет «старым» для начала обучения.

Одежда и коньки для новичков

Одежда для катания должна быть удобной и тёплой

Первый выход на лёд лучше сделать всё-таки на крытом катке. В этом случае одежда должна быть тёплой внутри и лёгкой снаружи, то есть майка или футболка, толстый свитер и тонкая куртка. Если же возможности посещения крытой площадки нет, то на открытый каток лучше надеть несколько тонких свитеров и толстую куртку – если станет жарко, то снимать нужно кофты, обязательно надевая верхнюю одежду. Что касается брюк, то они должны быть не слишком узкие, но и не широкие – малыш должен спокойно делать размашистые шаги в них, при этом не запутываясь в штанинах. Обязательно нужно подумать о защите на локти, колени и попу. Лучше, если это будут щитки (на катках их можно взять в прокат). И главный момент – коньки. Считается, что 50% успеха в катании зависит от правильных коньков. Для их выбора необходимо учесть

  • размер (не берите коньки впритык или слишком свободные, лучше примерять обувь на шерстяной носок, в котором малыш будет заниматься);
  • цель (если в будущем вы планируете сделать из карапуза звезду НХЛ, то ботинок лучше сразу брать жёсткий, для фигуристов или не определившихся с будущей спортивной карьерой берите кожаные коньки);
  • лезвие (для новичков оно должно быть очень хорошо заточенным и коротким).

Если бюджет позволяет можно приобрести термические коньки – они приобретут форму стопы под воздействием температуры тела. Однако это очень дорогой вариант обуви.

Как показывает практика, эти факторы проявляются именно к 5 годам. Если же малыша поставить на лёд раньше, то это может привести к:

Ссылка на основную публикацию