Тяжелая Адаптация Ребенка В Детском Саду Советы Психолога

Содержание

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога

Нужен ли ребёнку детский сад? Стоит ли переводить в другой садик своё чадо в тяжёлых случаях? Как помочь ребёнку адаптироваться? Об этом и не только мы и поговорим.

Проблема адаптации

Детский садик – это новая жизненная ситуация, в которую попадают дети. Для детишек на первый план здесь выходит общение в группе. Новая обстановка, незнакомые люди — многие малыши проблемно воспринимают это.

Большая часть детей ревёт перед детским садом. Некоторым легко втянуться, но вечером дома бывают слёзы, других приходится уговаривать пойти, они перед входом в садик капризничают и плачут. Более старшие ребятишки легче и быстрее приспосабливаются к новым условиям.

Причиной детских слёз могут явиться следующие факторы:

  • Страх, связанный с новой обстановкой (дети до 3 лет нуждаются в удвоенной заботе). Ребёнок привык к дому, спокойной атмосфере, рядышком с мамой. А попадая в неизвестное место, с определёнными правилами поведения и режимом дня, ему приходится тяжело, он испытывает стресс. Детский сад прививает дисциплину, которой дома до этого ребёнок не придерживался.
  • Переизбыток эмоций. В детсаду дети получают множество новых положительных и отрицательных впечатлений, они могут утомиться и из-за этого стать нервными, плаксивыми и капризными.
  • Неспособность себя обслужить.
  • Ребёнок психологически не готов. Причины могут быть в индивидуальных особенностях развития. Часто такое бывает от недостатка близости с матерью.
  • Эффект негативного первого впечатления. Оно оказывает влияние на нахождение ребёнка в этом заведении.
  • Отторжение вашего малыша персоналом детского сада. К сожалению, и такое возможно.

Виды адаптации

Процесс адаптации неизбежен в условиях, когда появляется расхождение наших возможностей и требований среды.

Классифицируют три основных способа адаптации:

  • творческий стиль, личность, активными действиями изменяет и приспосабливает среду под себя;
  • конформный стиль, при таком стиле человеку приходиться привыкать и приспосабливаться к среде;
  • стиль избегания, при котором человек старается уйти от решения проблемы, по причине нежелания или неспособности что-то изменить.

Самым эффективным считается творческий стиль, самым неэффективным – стиль избегания.

Также выделяют три уровня тяжести процесса адаптации:

  • Легкая адаптация — поведение приходит в норму в период от 10 до 15 дней; идёт нормированная прибавка веса, ребёнок, как положено, ведёт себя в группе, посещая детский сад, не подвергается заболеваниям; не скандалит, идя с мамой в детсад. Такие детишки заболевают редко, однако адаптация не проходит бесследно, возможны срывы;
  • Адаптация средней тяжести — процесс адаптация проходит до двух месяцев, возможна кратковременная потеря веса, вероятен психический стресс. Ребёнок иногда плачет, но не долго. В большинстве случаев заболевания обходят стороной.
  • Тяжелая адаптация продолжается до полугода; дети частенько болеют, пропадают умения и навыки; организм ослабевает как физически, так и психологически. В это время у детей может ухудшиться аппетит, нарушиться сон и мочеиспускание. У ребёнка резко меняется настроение, он становится капризным. Такой ребёнок не разговаривает в садике и не играет ни с кем. Пускать самотёком данную ситуацию недопустимо, иначе ребёнок может подвергнуться нервным заболеваниям и расстройствам. Если процесс адаптации затягивается на целый год, нужно обратиться к специалистам. Возможно, смена детского сада станет решением проблемы.

Советы психолога

Изначально нужно выяснить, что конкретно мешает адаптации вашего чада в детском саду. Очевидную проблему довольно просто разрешить. Но случается, что перед вами оказывается целый комплекс замаскированных проблем, с которыми самим не справиться. В такой ситуации будет правильно попросить помощи профессионального психолога. Нужно понять, какие переживания испытывают дети в процессе адаптации, чтобы нивелировать отрицательные и акцентировать положительные. Из отрицательных эмоций можно выделить страх, гнев и обиду. Из позитивных – радость, удовольствие от новых впечатлений и знакомств, чувство удовлетворения от самостоятельных действий.

Сразу не стоит оставлять ребёнка на целый день в саду, три часа для начала будет достаточно. Обязательным условием является то, что ребёнок должен знать точное время вашего возвращения, чтобы он не чувствовал себя оставленным. Договоритесь, чем малыш будет занят без вас. Прощаться лучше шутя, со смехом. Только не вздумайте расплакаться в порыве чувств перед уходом. Позвольте малышу принести с собой любимую игрушку, таким образом он будет не один.

Также может помочь небольшая уловка: пусть ваше чадо в детский садик отводит бабушка, тётя или другой родственник. В таком случае миг прощания будет переживаться легче.

Несомненно, этот незнакомый для вас период нужно пережить вместе. Расспрашивайте ребёнка обо всём, об интересных играх, новых знакомствах. В трудностях помогайте, за достижения хвалите. Расскажите, как вам было плохо без него. Дети должны ощущать, что их поддерживают и ни в коем случае не оставляют. Подчёркивайте, какой он стал взрослый, самостоятельный, теперь у него появились обязанности куда-то ходить, как у мамы и папы. Перед отбоем дополнительно проговорите хорошие моменты от посещения садика, договоритесь завтра их снова повторить. Чтобы было легко разбудить ребёнка в садик, лучше уложить отдыхать его пораньше.

Частые ошибки родителей

Одна из распространенных ошибок – обычное отсутствие желания осознавать проблему или неподготовленность к тому, что реакцией ребёнка может быть негатив. Родители могут подумать, что это просто капризы ребёнка, способ привлечь внимание. «Я же ходил – и всё хорошо», — так рассуждают многие, не помня, что сначала тоже подвергались стрессу. Мамы и папы оказываются неготовыми к тому, что ребёнок не слушается, не ест, не спит. От этого частыми бывают ошибки в виде наказания или брани, что только ухудшает положение.

Ещё одна распространённая ошибка — уменьшение внимания родителей, безучастность к делам ребёнка, думая, что в детском саду и так всё нормально, полагаясь на воспитателей. У ребёнка могжет появиться ощущение, что он никому не нужен и брошен. В такой ситуации ребёнок остаётся один на один со стрессом, что может вызвать неоправданную агрессию в попытке постоять за себя, а может наоборот, ребёнок замкнётся, отрешится и станет нервозным.

Как я и говорил, расставание должно проходить с юмором и весело. Иногда мамы пытаются уйти, когда малыш чем-то занят. Закончив свои дела, малыш понимает, что мама ушла, а когда она вернётся, ему неизвестно. Это обстоятельство его сильно пугает, ребёнок думает, что он может хоть когда быть брошен один, а это способно спровоцировать сильную психологическую травму.

Не стоит обещать награду за одно только посещение садика. Далее это может привести к шантажу со стороны ребёнка. Но за отличные поступки в саду или за что-то конкретное рекомендуется хвалить. Также не стоит высказывать своё недовольство о детском саде или воспитателях в присутствии ребёнка — малыш может почувствовать, что садик не такое хорошее место и что там ему может быть плохо.

Запрещается стремительная перемена среды малыша. Адаптация должна быть плавной и обдуманной. Недопустима быстрая смена режима дня и привычек малыша. Все эти обстоятельства могут вызвать те или иные психические нарушения.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду

  • Не разговаривать при ребёнке о проблемах, связанных с садиком.
  • Только полностью здорового ребёнка нужно отправлять в сад.
  • Не начинать ходить в садик в пик трёхлетнего кризиса.
  • Дома ввести распорядок как при режиме дня в детском саду.
  • Увеличить значимость закаливания.
  • Заблаговременно познакомить ребёнка с детишками и воспитателем садика, в который он пойдёт.
  • Дать крохе положительную установку о детском садике.
  • «Раскрыть секрет» ребёнку о специальных навыках коммуникации.
  • Уже дома нужно научить малыша обслуживать себя.
  • Не пугать ребёнка детским садиком (если ты плохо себя будешь вести, то пойдёшь в садик).
  • Объяснить ребенку, что временная разлука неизбежна только потому, что он стал взрослее.
  • Не демонстрировать своё волнение и беспокойство перед поступлением в сад.
  • Спланировать отпуск таким образом, чтобы в первый месяц хождения в сад вы могли забирать его оттуда пораньше.
  • Постоянно напоминать ребёнку о своей безусловной любви к нему.

Со скольки лет лучше отдавать в садик?

Мнения специалистов по поводу того, когда всё же лучше отдавать ребёнка в садик сходятся — в три или даже в четыре года. После трёх лет у ребёнка появляется желание активно взаимодействовать с другими детьми. К тому же после трёх лет дети обычно уже начинают лучше говорить, могут учиться договариваться и общаться между собой. Также они уже способны поведать вам о том, как провели свой день, что их огорчало или радовало.

Конечно, у всех людей разные возможности, и не все могут так долго находиться в декрете. Альтернативным вариантом является группа кратковременного пребывания или младшая группа. Такие группы есть почти во всех садах.

Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад?

В первую очередь, малыш, отправляющийся с садик, должен быть способен себя обслужить: уметь себя одеть, уметь кушать, ходить на горшок, умываться и вытираться. Само собой, взрослая воспитательница поможет застегнуть пуговицы и завязать шнурки, но не нужно думать, что она будет всегда одевать и кормить с ложечки всех пятнадцать карапузов! Такая задача просто не посильна для воспитательницы.

Нужно подчеркнуть, что 2 года — наиболее благоприятный период, чтобы обучать быть самостоятельным. Необходимо вести занятия с 2-3 лет. Психическое развитие ребёнка в этот период способствует этому. Не зря же говорят, что третий год развития у малыша называется «сам могу!». В это время ребёнка даже не надо просить что-то сделать самому — он только этого и хочет сам, упрямо и бесстрашно настаивая на своём праве сделать дело самостоятельно и получить превеликое удовлетворение от полученного результата.

Зачастую мамам и папам такого ребёнка стоит следить за тем, чтобы самим не помешать его самостоятельности. Наверное, это самое главное в данном процессе! В возрасте трёх лет ребенок становится самостоятельным: ест и пьёт, умывается и чистит зубы, одевается и раздевается, вовремя ходит на горшок. Сейчас он легко убирает игрушки, вытирает тряпкой стол, осторожно складывает одежду.

Вы с трудом верите в это? Но это факт, и более этого: чтобы достичь подобного успеха, вам не нужно прилагать каких-то неимоверных усилий, только одно — не мешайте! Не одёргивайте его за ручки, не следите за каждым его шагом, даже не пробуйте выполнить что-то за него, хотя вам и кажется, что он ещё слишком мал.

Конечно, в жизни это не так уж и легко сделать. Не сразу у него всё станет получаться идеально, будет много проб и ошибок. Самое главное — это терпение. Не каждая мама способна терпеливо наблюдать за многочисленными попытками своего дитя. Но это того стоит, ваше терпение и внимание вам вернутся сполна.

Большая часть детей ревёт перед детским садом. Некоторым легко втянуться, но вечером дома бывают слёзы, других приходится уговаривать пойти, они перед входом в садик капризничают и плачут. Более старшие ребятишки легче и быстрее приспосабливаются к новым условиям.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА / Адаптация в детском саду

Адаптация в детском саду — сложный процесс, разобраться в котором помогут наши советы для родителей детей.

Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома.
Показать полностью..

В последние годы получило распространение странное мнение, что лучше отдавать ребенка в детский сад до трех лет — якобы он легче адаптируется в новой среде, меньше возникает проблем с приучением к детскому саду. Действительно, как правило, ясельные дети — это очень удобно. Воспитателя называют мамой, любят детский сад, идут туда с удовольствием, легко остаются даже на пятидневку. Но нужно твердо помнить, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому. Теряется ощущение семьи как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может сослужить плохую службу во взрослой жизни.

Поэтому сразу стоит отметить: если у вас есть возможность посидеть с ребенком до 3-4 лет, не отказывайтесь от нее. Здесь же хочу сказать, что рождение второго ребенка — это не повод отвести старшего в детский сад. Старший уже с двухлетнего возраста будет вам не обузой, а помощником: принести-унести одеяльце, пеленку, погреметь погремушкой.

Налаженный с детства контакт между детьми — это хороший фундамент для их будущих взаимоотношений.

Если малыш осенью должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию.

1. ПЕРЕСТАНЬТЕ ВОЛНОВАТЬСЯ! Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.

2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА РЕЖИМ ДНЯ РЕБЕНКА! За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.

3. ПОСТАРАЙТЕСЬ ПРИУЧИТЬ ребенка ходить в туалет по-большому в одно и то же время (не с 11 до 13 часов — время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

4. МАКСИМАЛЬНО приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните «кусочничество» между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть все побыстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты — это серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.

5. ЗАКАЛИВАТЬ нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад — особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду — самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру. Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое — это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.

6. Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся «традицию» расставания. «Почетной обязанностью» малыша может стать помощь маме при сборах на работу («А ну-ка неси мою „рабочую“ сумку» или «Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?»), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна. Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми — все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама. На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

Еще почитать:  Если месячные пришли возможна ли беременность

7. Последите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания. Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с «дежурной» мамой.

8. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

Поэтому сразу стоит отметить: если у вас есть возможность посидеть с ребенком до 3-4 лет, не отказывайтесь от нее. Здесь же хочу сказать, что рождение второго ребенка — это не повод отвести старшего в детский сад. Старший уже с двухлетнего возраста будет вам не обузой, а помощником: принести-унести одеяльце, пеленку, погреметь погремушкой.

Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога

Время, когда ребенок идет в детский сад очень сложное и для него самого, и для его родителей. Первые дни, а то и недели в дошкольном учреждении – непростое испытание для всех членов семьи. Слезы и капризы по утрам, тревожное состояние, которое передается от детей ко взрослым, постоянное пребывание в стрессе, повышенная возбудимость или наоборот – вялость и апатия. И это далеко не полный список внешних проявлений, которые некоторые родители склонны считать за пустые капризы. Между тем проблема лежит гораздо глубже, и нужно помочь ребенку преодолеть этот действительно сложный для него период. Как помочь адаптироваться малышу в коллективе и сделать походы в детский сад настоящим праздником, подскажут психологи.

Трудности адаптационного периода

Полная детская дезадаптация наблюдается достаточно редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не менее, в той или иной степени, адаптационным трудностям подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более взрослые. Даже у взрослого человека с устоявшейся психикой внезапная смена привычного ритма жизни может вызвать серьезный стресс, не говоря уже о слабом и беззащитном ребенке. В первую очередь, трудности в адаптации связаны с отрывом от родителей. Порой ребенку кажется, что его больше никто не любит, все от него отказались.

Замечено, что особенно остро в период от трех до пяти лет разлуку с матерью переживают мальчики, чем девочки.

Нарушение устоявшегося ритма жизни, привычных моделей поведения. Если же ребенок до этого еще ни разу не испытывал самостоятельности или взаимодействия со сверстниками, то новой модели поведения у него попросту нет, и он не знает, как себя вести в новых для него обстоятельствах. Отсюда возможны конфликты как с воспитателями, так и другими детьми.

Самыми распространенными причинами, по которым дети отказываются посещать дошкольное учреждение, это страхи и повышенная эмоциональность. Рассмотрим их.

  • Избыток впечатлений или повышенная эмоциональность ребенка. Еще не до конца сформировавшаяся детская психика бывает неспособна справиться со шквалом новых эмоций и ощущений, которые обрушиваются на малыша с самых первых дней пребывания на новом месте. Часто это пугает ребенка и не дает ему адекватно оценить действительность.
  • Страх перед неизвестностью. Маленький человек растерян, он не знает, что его ожидает в дальнейшем. Новый распорядок дня, новые люди, к которым он не привык.
  • Особенно тяжело адаптация происходит у тех детей, которые до детского сада практически постоянно воспитывались в семье. Дома гораздо снижен порог запретов, а в детском саду новые и новые «нельзя» окружают его со всех сторон.
  • Строгость воспитателей часто резко контрастирует с доброжелательностью родителей, что нарушает прежние поведенческие модели ребенка.

К тому же теперь многие вещи ему приходится выполнять самостоятельно, поэтому очень важно приучать к выполнению хотя бы элементарных действий по самообслуживанию с самого раннего возраста.

Как облегчить привыкание ребенка к детскому саду

Период адаптации большинство психологов разделяет на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Во время подготовительного этапа расскажите ребенку, что такое детский сад, чем в нем занимаются. Вспомните несколько забавных историй из собственной жизни, связанных с пребыванием в садике. Лучше даже сходить с ним «на экскурсию», познакомиться с детьми и воспитателями, обратить внимание на красоту вокруг детского сада и уют внутри.

Еще до начала посещения дошкольного учреждения нужно приучить ребенка к некоторым элементарным действиям по самообслуживанию: самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом, вилкой и ложкой, зубной щеткой. Примерно за два-три месяца до начала посещения детского сада надо установить режим дня, близкий к режиму в учреждении, и стараться неукоснительно соблюдать его, даже по выходным. Нелишне будет также приучить малыша к новым блюдам, если до этого его рацион был иным, чем в детском саду.

Основной этап включает непосредственно пребывание в группе, но на непродолжительное время: от одного до трех часов в первые две недели. Важно сформировать положительные эмоции как от садика и постепенно подготавливать к более длительному отрыву от дома. Первые несколько дней можно даже побыть вместе с ребенком, постепенно увеличивая время самостоятельного пребывания.

На заключительном этапе ребенок должен проводить в детском саду четыре часа и более, можно оставлять его на дневной сон. Когда настроение, сон и аппетит малыша приходят в норму, можно считать, что адаптационный период завершился.

Но, как бы легко и, казалось, незаметно ни проходило время привыкания, для ребенка, как и для любого человека, подобная смена обстановки – это стресс, и задача родителей свести его к минимуму.

Типичные ошибки родителей, советы психолога

Самая распространенная ошибка – неготовность к негативной реакции со стороны ребенка или просто нежелание разобраться в проблеме. Родителям может показаться, что он просто капризничает, пытается обратить на себя излишнее внимание. «Мы ходили – и ничего», — так часто говорят они, забывая, что и сами в первое время испытывали сильный стресс. Родители могут оказаться не готовы к излишней плаксивости, не зная, что плач – это основная детская реакция на стресс. В связи с этим частой ошибкой является наказание или брань, что только усугубляет ситуацию.

Часто родители перестают уделять внимание малышу, интересоваться его делами, надеясь на то, что в дошкольном учреждении и так все хорошо, воспитатели со всем прекрасно справятся. В этом случае ребенок может особенно остро почувствовать разлуку с родителями, почувствовать себя брошенным и никому не нужным. Кроме того, со всеми стрессовыми ситуациями ему придется справляться самостоятельно, что может привести как к неоправданной агрессии в попытках защитить себя, так и напротив – замкнутости, отрешенности, нервозности.

Противоположной же ошибкой является излишняя опека, затянутое и даже слезное расставание по утрам и немедленное возвращение, чтобы забрать домой.

Выше уже говорилось о том, что сам момент расставания должен пройти на позитивной волне. Некоторые же родители, видя, что ребенок чем-то занялся, стараются незаметно исчезнуть. Ребенок, отвлекшись от своих занятий, вдруг осознает, что мамы нет, не известно, когда она вернется и вернется ли вообще. Он будет страшно напуган, у него может сложиться впечатление, что его могут в любой момент внезапно бросить и оставить одного, а это может привести к куда более глубоким психологическим травмам.

Ни в коем случае нельзя пугать ребенка детским садом и особенно грозить тем, что никогда его не возьмете назад. В этом случае у малыша неизбежно сложится представление о садике как о страшном месте, откуда можно не вернуться.

Нельзя сулить награды только за один факт посещения детского сада. В дальнейшем для ребенка это может стать орудием шантажа родителей: не пойду в садик, если не купите игрушку. Но за хорошее поведение в садике или за какие-нибудь конкретные успехи можно и нужно поощрять.

Также одной из распространенных ошибок со стороны родителей является негативное высказывание в адрес воспитателей в присутствии ребенка. Пусть даже малыш и не поймет, о чем речь, но интуитивно почувствует, что мама чем-то недовольна, и у него сложится представление, будто детский сад – это место, где не все так хорошо, а воспитатели тоже могут быть плохими людьми, которые могут причинить вред.

Недопустимо резкое вхождение в новую для малыша среду. Некоторые родители сводят к минимуму адаптационный период или не обращают на него внимание вовсе. Ребенок вынужден быстро менять режим дня, привычки, рано утром в второпях его с криком волокут куда-то, оставляют там одного, с незнакомыми людьми на неопределенное время… Все это необязательно, но вполне может привести к тем или иным нарушениям психики.

Выявление детских страхов

Для обнаружения детских страхов в психологии применяют несколько наиболее часто употребляемых диагностических методов: методическое руководство по выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную систему А. И. Захарова «Мои страхи», вопросник на уровень тревоги Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко, тесты П. Бейкер и М. Алворд, проективное пособие – методичку по эмоциональным отношениям в семьях «Рисунок семьи» В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса и методика выявления эмоционального самочувствия (состояния) Л. Лебедевой.

  1. Диагностика по М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».
    Используя руководство можно сделать заключение о всей гамме страхов у ребенка старше трех лет. Тестирование протекает в режиме игры и рисования. Малыш отвечает на вопросы и в случае подтверждающих ответов (3 из 5, или 6) в страхи классифицируется. Провести такое тестирование не сложно, специальные навыки для этого не требуются.
  2. Диагностика по проекционной системе А. И. Захарова.
    Ребенок, по ходу общения о актуальных воспоминаниях страшных эпизодов его жизни, рисует разноцветными карандашами и объясняет изображенное. Предполагается, что в результате сеанса у ребенка наступит «переориентация» внутренних психологических «настроек» с защитных на конструктивно – положительные.
  3. Диагностика по системе «Силуэт человека» Л. Лебедевой.
    Принцип основан на исследовании Макса Люшера: используя разные цвета карандашей ребенок «прорисовывает» в палитре проекцию видов самоощущения (синий – удовлетворенность происходящим – тяга к взаимопониманию, единству; красный – жизненная активность, оптимизм – жажда успеха, лидерства; зеленый – вдумчивость и глубокий подход – желание постоянства, власти, тяга к познаниям; светло – желтый — мажорная игривость, общительность – любят перемены, ценят свободу, надеются на хорошее; выбор серого, коричневого и черного цветов констатирует наличие сильного стресса).

Этот тест является невербальным рассказом сокровенного, внутреннего «я» малыша для опытного психолога.

Поясняя рисунок и отвечая на вопросы теста ребенок «проговаривает» свое внутреннее видение мира и семьи.

Психологи, работающие в дошкольных заведениях, помогут выявить страхи у ребенка по вышеперечисленным методикам и смогут дать рекомендации родителям по адаптации малыша в саду. По этим методикам и сами родители могут определить, чего так боится их ребенок в саду.

Способы, позволяющие уменьшить стресс ребенка

Для начала необходимо понять, что именно затрудняет адаптацию вашего ребенка в детском саду. Если проблема лежит на поверхности, то ее достаточно легко локализовать и решить. Но бывает так, что родители сталкиваются с целым комплексом скрытых трудностей, которые не в силах решить самостоятельно. В этом случае за помощью лучше обратиться к профессиональному психологу.

Необходимо знать, какие эмоции могут возникнуть у ребенка в адаптационный период, чтобы нейтрализовать негативные и усилить позитивные. Как правило, из негативных ярче всего выражены страх, гнев, обида. Положительные – радость от познания нового, удовольствие от общения, удовлетворение чувством самостоятельности.

В первое время лучше, если ребенок будет находиться в детском саду не более трех часов в день, постепенно пребывание в группе увеличивают. Обязательно говорите малышу, когда вернетесь, чтобы он не чувствовал себя покинутым и одиноким. Придумайте вместе занятие до вашего возвращения. Смех – лучшее лекарство от стресса. Пошутите перед уходом, чтобы расставание, пусть и всего на несколько часов, произошло на позитивной волне. Не позволяйте «расчувствоваться» себе: смех заразителен, а плач заразителен вдвойне.

Разрешайте ребенку взять с собой любимые игрушки: так он будет чувствовать связь с домом. Иногда помогает такая маленькая хитрость: пусть ребенка в сад отводит не кто-нибудь из родителей, а кто-то из других членов семьи. Тогда сам момент оставления в группе пройдет не так остро.

Обязательно переживайте вместе этот новый для вас период. Интересуйтесь, каким был у него день, что интересного случилось в группе, что он узнал нового, во что играл, с кем познакомился. Хвалите за успехи и помогите советом, если у малыша возникли трудности. Можете рассказать, как прошел день у вас в его отсутствие. Ребенок будет чувствовать поддержку и знать, что он не предоставлен самому себе и от него не отказались. Не забывайте подчеркивать, что теперь он стал взрослым и самостоятельным, каждый день ходит в сад так же, как мама с папой ходят на работу.

Перед сном можно еще раз поговорить с ребенком о завтрашнем походе в детский сад, рассмотреть положительные моменты. Спать же малыша надо укладывать несколько раньше обычного: ведь даже взрослый человек, если чувствует себя не выспавшимся, больше подвержен отрицательным эмоциям и стрессу.

Вместо заключения

Адаптационный период у разных детей проходит по-разному – для кого-то он практически незаметен, а кто-то сталкивается с очень серьезными проблемами. В среднем это два-три месяца, в течение которых совершенно необходимо помогать ребенку освоиться и привыкнуть к новому для него образу жизни, проявить терпение и доброжелательность.


Выше уже говорилось о том, что сам момент расставания должен пройти на позитивной волне. Некоторые же родители, видя, что ребенок чем-то занялся, стараются незаметно исчезнуть. Ребенок, отвлекшись от своих занятий, вдруг осознает, что мамы нет, не известно, когда она вернется и вернется ли вообще. Он будет страшно напуган, у него может сложиться впечатление, что его могут в любой момент внезапно бросить и оставить одного, а это может привести к куда более глубоким психологическим травмам.

Тяжелая адаптация ребенка в детском саду советы психолога

Адаптация ребенка в детском саду — советы родителям от психолога

В жизни большинства молодых родителей наступает момент, когда пора отдавать своего малыша в детский сад. Сразу встает множество важных вопросов, начиная от выбора самого садика и заканчивая тем, как ваш ребенок сумеет быстро адаптироваться в своем первом коллективе.

Порой и вовсе кажется, что малышу лучше оставаться дома до самой школы, под опекой любящих мамы и папы. Тогда его никто не обидит, он не будет обделен вниманием и заботой. Но семейный бюджет иногда требует работающих обоих родителей, из-за чего малыша не с кем оставить, либо родители просто понимают, что их знаний и навыков недостаточно для полноценного развития их чада и подготовки к школе. К тому же, и в социуме ребенку полезно приучаться бывать, общаться с другими малышами и со взрослыми. Но тут мамы и папы переживают, что он будет слишком капризен и плаксив или, напротив, неразговорчив, неактивен. Как помочь ему справиться с первыми жизненными испытаниями?

В данной статье мы узнаем обо всех тонкостях процесса адаптации ребенка в садике.

Адаптация – что это?

«Адаптация» означает привыкание, приспособление человека и его организма к новым условиям, смене обстановки. Даже взрослый не всегда успешно и быстро справляется с переездом или переходом на другую работу, что уж говорить о малыше. Детский сад для него – неизведанное, чужое пространство, в котором ему предстоит справляться самому, без мамы и папы, что окружали его все это время с рождения.

Первое, с чем связана адаптация – большой затрат энергии, что провоцирует выработку усталости, скапливающегося напряжения. Происходит истощение внутренних ресурсов организма. Второе – это принятие того факта, что в прежнюю устоявшуюся модель жизни ребенка теперь вторгаются новые условия, при которых:

  • Рядом не будет родителей и других близких родственников;
  • Нельзя будет делать что-то вне установленного режима дня;
  • Постоянно видеться со множеством пока незнакомых детей;
  • Значительно снижается внимание конкретно к нему;
  • Присутствуют воспитатели-взрослые, которых нужно слушаться, как своих родителей.

Даже учитывая эти факторы, достаточно понять, что малышу предстоит самое, что ни на есть, первое жизненное испытание. Не только внешне в нем отражаются перемены, но и внутренние. Ребенок переживает самый настоящий стрессовый опыт.

Вот признаки, по которым можно понять, что малыш не справляется:

  • Заболеваемость. В первые дни нахождения в детском саду ребятишки часто склонны подхватывать вирусные инфекции. Сопротивляемость организма, иммунитет из-за стресса снижается;
  • Низкая потребность в общении. Ребенок не желает знакомиться со сверстниками из группы, не хочет идти на контакт с воспитателем. Причем это касается и тех детей, что прежде были веселы и разговорчивы;
  • Прерывистый сон. Малыш просыпается по ночам или не хочет спать один;
  • Резкое снижение речевых особенностей. Иногда ребенок, который отлично говорит дома, внезапно сильно теряет в своих навыках, используя более простые фразы или обрывки слов;
  • Плохой аппетит;
  • Утрата навыков самообслуживания. Неожиданно может произойти и то, что малыш вдруг разучивается умываться, держать ложку, одеваться, ходить на горшок;
  • Резкие скачки настроения. Сперва малыш может плакать и жаловаться, бояться возвращаться в сад, потом наступает злость, проявляется агрессия. Или наступает нечто вроде апатии, полного безразличия. Положительных эмоций, к сожалению, почти не бывает при первых посещениях садика;
  • Перемены в ритмической деятельности. Прежде гиперактивный, всюду сующий свой нос любознательный малыш может стать медлительным и замкнутым, тогда как тихий ребенок внезапно начинает беситься, шуметь;
  • Нет интереса ни к чему. Потребность в познании заметно затухает, даже если до этого ребенок сыпал взрослых вопросами.

Важно учесть, что ребенок не капризничает, а испытывает естественные волнения на новые обстоятельства. Адаптация может занимать от 3 до 4 недель, а то и двух месяцев. После нее поведение малыша нормализуется, негативные моменты пройдут. Нельзя сердиться и поторапливать ребенка, каждый отдельный случай индивидуален.

Виды адаптации

Итак, чтобы легче было понять, что происходит с ребенком, можно условно выделить три типа адаптации:

  1. Легкая. Длится не более месяца. Характерна для большинства детей. Ребятишки постепенно приобретают желание ходить в садик, обзаводятся друзьями. С ними происходят изменения, но носят краткосрочный характер, не вызывают осложнений и болезней.
  • со вниманием осматриваются, когда заходят в садик;
  • слушает воспитателя, смотрит ему в глаза;
  • знакомится с ребятишками;
  • эмоционален, но в меру;
  • спокойно относится к распорядку дня;
  • настроение стабильное;
  • может играть сам с собой, с игрушками;
  • способен обратиться к воспитателю при необходимости;
  • доброжелателен ко всем вокруг него;
  • слышит и учитывает замечание, либо похвалу.
  1. Средняя. Длится от месяца до полутора. Такая адаптация может сопровождаться болезнью, но без сильных последствий. Обычно это ОРВИ, ОРЗ. Тем не менее, контроль врача в данный период важен.

Ребенок в этой группе:

  • общается, если воспитатель ему приятен;
  • без срывов реагирует на критику;
  • после того, как осмотрится, привыкнет к другим детям, способен играть с ними;
  • возможны нарушения ребенком правил в качестве проверки реакции на это со стороны взрослых.
  1. Тяжелая. Малыш болеет не просто простудой, а получает нервный срыв. Что, конечно, не есть хорошо.
  • замкнуты;
  • отказываются разговаривать или делают это лишь при родителях;
  • не в состоянии играть в продолжительную игру;
  • не могут выбрать одну игрушку;
  • пугаются, отстраняются, особенно если слышат замечание в свой адрес.

Последний случай адаптации наиболее нуждается в помощи не просто родителя, но и психолога, педиатра, изредка и невропатолога. Вовремя обратиться к специалисту – помочь малышу преодолеть проблемы коммуникации и скорректировать модель его поведения, что положительно скажется и на дальнейшем детском развитии, взрослении.

Тем не менее, типы адаптации носят весьма условный характер. Все дети – уникальны, у каждого из них привыкание к условиям садика пройдет по-своему. Кто-то и вовсе адаптируется за неделю, а кому-то придется потерпеть полгода.

Сроки адаптации зависят:

  • От благоприятности семейной обстановки, уровня родительской поддержки малыша
  • От общего состояния здоровья ребенка
  • От темперамента детей. Как правило, быстрее других адаптируются общительные сангвиники, затем довольно стабильны флегматики, чуть медленнее приспосабливаются взрывные холерики и эмоциональные меланхолики.

Чем родителю помочь своему малышу?

Существует целый список рекомендаций для родителей, чтобы те научили ребенка самостоятельности и лучшему привыканию к детскому саду.

  1. Прежде всего необходимо обучить малыша следующему:
  • Умыванию
  • Пользованию горшком
  • Как правильно орудовать ложкой и вилкой, держать кружку
  • Застегивать и расстегивать свою одежду, надевать обувь
  • Вытирать нос платком

Навыки самообслуживания значительно упростят ребенку процесс нахождения в новом для себя месте. Пусть его одежда будет удобной в обращении и практичной, немаркой.

  1. Позитивный настрой. Расскажите малышу о плюсах пребывания в садике. Заранее просветите, чем он там будет заниматься, что нового для себя откроет, какие игры его ждут. Подыщите подходящую сказку. Разыграйте мини-представление, отражающее первые дни в детском саду. При возможности сводите малыша в садик на короткое время для знакомства с воспитателем и детьми.
  2. Выстройте режим дня, подходящий к детсадовскому. Актуально за месяц до отправки в сад.

7-30 – подъем, умывание, переодевание

8-30 – завтрак, зарядка

До 12-00 – прогулка или занятия

12-00 – 13-00 – обед

13-00 – 15-30 – сон-час

И далее подгадайте время для ужина и вечерней прогулки, игр. Естественно, важно учесть то, во сколько лечь спать. Не стоит укладывать малыша после десяти, сделайте это пораньше. Полноценный сон – залог того, что ребенок будет бодрее отправляться в садик и чувствовать себя лучше. В выходные тоже не следует сильно сбиваться с выбранного режима.

  1. Сообщайте малышу, когда вы его заберете. Пусть он будет спокоен и ориентируется на какое-то событие – после обеда, прогулки, в полдник. Но и не подводите ребенка, если пообещали – не опаздывайте.
  2. Укрепляйте иммунитет ребенка. Чаще гуляйте с ним, применяйте закалывание. Его комната должна быть хорошо проветриваемой.
  3. Приводите малыша в садик сперва на час-два, затем на больший срок. Не нужно в первый же день оставлять его на полный день.
  4. После садика за ужином обсудите с ребенком его впечатления. Спросите, что ему больше запомнилось, во что и с кем он играл. Поделитесь и тем, как прошли ваши дела. Внимательно послушайте жалобы малыша, уточняйте, что именно не так. Дети склонны преувеличивать, приукрасить, что нормально для их психики. Поэтому сами проверьте, действительно ли есть те или иные неудобства, проблемы. Всегда есть возможность поправить, изменить отношение малыша. Особенно важным моментом будет его взаимоотношения с воспитателем, что и проверить труднее. В крайних случаях лучше перевести ребенка в другую группу, если действительно есть основания полагать, что ребенку некомфортно с тем педагогом. Если ваш малыш устал и капризен, то здесь нет повода паниковать. Пока он привыкает, все это характерно. Не ругайтесь на ребенка. Пусть снимет напряжение – пошалит, побегает дома.
  1. Когда оставляете малыша в садике, используйте свой ритуал: поцелуйте или скажите «пока-пока», махните рукой. Что будет сигналом ребенку, что дальше он идет один.
  2. Одевайте малыша, согласно температурным условиям в группе. Лишняя одежда не даст ему комфорта.
  3. Уделяйте отдельное внимание приготовлениям к садику дома с вечера. Обсудите, какую игрушку малыш с собой возьмет, во что будет одет.
  4. Не стоит на период адаптации бороться с привычками малыша, например, отучать от соски. Кроме того, избегайте дополнительных эмоциональных потрясений и впечатлений, включая походы в цирк, театр, посещение малознакомых гостей. Негативно сказывается и излишний просмотр телевизора.
  5. Если у вас сложилось не самое приятное впечатление о садике или воспитательнице, не высказывайте его при ребенке. Он ориентируется именно на вашу оценку.
  6. Сохраняйте умеренный тон при общении с малышом. Мягко, но настойчиво подымайте его в садик, проговаривайте, чем важно его посещение. Дайте ему уверенность в том, что ничего плохого с ним не произойдет.
  7. Расставайтесь с ребенком быстро, без долгих прощаний. Они почти наверняка вызовут у малыша слезы, а ваша тревога породит его беспокойство.
  8. Поддерживайте здоровый микроклимат в семье. Показывайте ребенку свою любовь: обнимайте, хвалите, целуйте, ласково обращайтесь. Сейчас ему важно ощущать усиленную поддержку.
  9. Если малыш зачихал или закашлял, сразу забирайте его из садика и отведите к врачу. Инфекцию стоит лечить с первыми же признаками.
  10. Разрешите взять любимую игрушку. Напоминание о доме придаст ребенку уверенности и спокойствия.
  11. Соблюдайте меры профилактики ОРЗ.
  12. Приводите ребенка в сад пораньше остальных или чуть позже. Дети порой плачут «за компанию».
  13. Если поведение вашего малыша значительно отличается от привычного, сохраняется так долгое время, то посоветуйтесь с доктором или детским психологом.
  14. Стойко переносите капризы ребенка. Не забывайте, что это проявление перегрузок. Прижмите малыша к себе, поиграйте с ним.
  15. Если ребенок сильно зависим от матери и тяжело переживает разлуку с ним, то лучше бы сделать так, чтобы в период адаптации его забирал кто-то другой. Папа, бабушка или дедушка.

Не забывайте, что часто человек заболевает, когда испытывает сильный стресс. Состояние «бегства в болезнь» свойственно и малышу. Организм не в силах справляться с новыми нагрузками и дает сбой. Важно не только лечить его физическими средствами, но и следить за нормализацией психического состояния.

Чего нельзя делать родителю

Для родителей, что отправляют своих детей в садик, не рекомендуется:

  • Не пристыжайте своего ребенка за плач и капризы.
  • Не сравнивайте малыша с другими.
  • Не нагнетайте атмосферу вокруг посещения детского садика, сами не тревожьтесь.
  • Не забрасывайте ребенка подарками за то, что он сходил в садик.
  • Не обманывайте малыша, давая ему пустые обещания. Если не сможете забрать его скоро, то лучше сказать ему об этом сразу.
  • Если ребенок болен, ни в коем случае не отправляйте его в сад.

Напоследок, не забывайте, что со временем малыш привыкнет и будет относиться к садику как одной из основных своих деятельностей, неотъемлемой части своей жизни. У него появятся друзья, к которым он будет рад вернуться, увлекательные занятия от чутких педагогов и праздничные мероприятия – их ребенок тоже вряд ли пропустит. Да и простые будни будут восприниматься им с положительным настроем. Потому наберитесь терпения, запаситесь словами поддержки и любви к своему чаду, пока тот пройдет свой первый адаптационный период.

Адаптация ребенка к детскому саду

Детский сад – это место, где ребенок проводит большую часть своего дошкольного времени. Детский сад представляет собой первый социальный институт, в котором малышу приходится находиться, взаимодействовать с другими детьми. Именно в нем дети учатся общаться друг с другом, выстраивать дружеские связи, делиться игрушками и т.д. Каждого малыша, который поступает в детский сад, не минует сложный процесс адаптации.

Адаптация представляет собой процесс привыкания малыша к группе, воспитателям, другим детям. Зачастую требования, которые предъявляются к ребенку во время поступления в детское образовательное учреждение, достаточно высоки. Ребенку необходимо время, чтобы привыкание прошло гладко и безболезненно, не оставив грубых следов на психике. Адаптация ребенка – это сложный психологический процесс, который может сопровождаться различными негативными проявлениями. Родителям и воспитателям следует быть тактичными и доброжелательными. В этот период важно помогать малышу, всячески поддерживать его и успокаивать.

Особенности адаптации ребенка к детскому саду

Детский сад поначалу кажется маленькому человечку пренеприятным местом на свете. Во-первых, ребенок разлучается с мамой – самым близким и родным существом. Во-вторых, он должен войти в свой первый в жизни коллектив и занять там свое индивидуальное место. И то, и другое сделать очень нелегко. Поддержка взрослого на данном этапе крайне важна, потому что без такой помощи малыш либо замкнется в себе, либо станет проявлять агрессию. Какие советы следует принять во внимание родителям и воспитателям?

Изменение режима дня

Находясь в кругу семьи, ребенок живет в определенном ритме и режиме. Когда он поступает в детский сад, то его жизнь стремительным образом меняется. Происходит изменение режима дня, к которому не так-то просто приспособиться. Малышу бывает нелегко привыкнуть к тому, когда нужно кушать, когда спать или пробуждаться. Дома все эти действия выполнялись в совершенно другие часы. Для того чтобы адаптация к детскому саду проходила легче, рекомендуется и в домашних условиях соблюдать тот же график. Упорядоченный образ жизни поможет ребенку скорее освоиться в новой обстановке.

Привыкание к группе

Следует принять во внимание то обстоятельство, что ребенку не всегда легко привыкнуть к атмосфере самой группы. Ему может что-то не нравится во внешнем пространстве. Не со всеми детьми всегда сразу складываются хорошие отношения. Дети, особенно в маленьком возрасте, еще не умеют дружить, учитывать и принимать чужую точку зрения. Необходимо учить их правильно выражать свои эмоции, проявлять свои лучшие качества характера (а они есть у каждого малыша). Иногда забирая ребенка вечером из детского сада, родители отмечают, что он стал нервным и раздражительным. Это происходит по той причине, что в течение дня присутствовали какие-то внутригрупповые конфликты. Возможно, они не были своевременно выражены или разрешены.

Здоровье ребенка

Отдавая ребенка в детский сад, родителям нужно быть готовыми к тому, что здоровье у него в ближайшее время может заметно снизиться. Этот феномен стал основной особенностью адаптации. Иммунитет ребенка начинает стремительно перестраиваться. Болезнь является защитной реакцией маленького человечка. Его организм учится приспосабливаться к изменяющимся условиям. Дома он находился в изолированной обстановке, где по возможности всегда царят чистота, любовь и внимание. Детский сад несет в себе незнакомые запахи, звуки и яркие впечатления. Ребенок учится контактировать с другими детьми, моментально заражается от внезапно заболевшего одногруппника. Обычно, поступая в детский сад, ребенок начинает стабильно болеть раз в две недели или даже чаще.

Возможность проявить себя

У каждого ребенка имеются свои индивидуальные особенности. Если вы хотите в будущем видеть свое чадо успешным, то предоставьте ему возможность выражать свою личность. Чтобы вырастить счастливого человека, необходимо создавать ему соответствующие условия в реальности. Процесс адаптации к детскому саду иногда сопровождается конфликтными ситуациями. В них ребенок учится отстаивать свою точку зрения, выражать собственные чувства. Не мешайте ему в этом. Не нужно пытаться превращать ребенка в робота, который должен оправдывать возложенные на него взрослыми ожидания. У вашего сына или дочери в коллективе обязательно должна иметься возможность как-то проявить себя. Пусть он почувствует себя важным, значимым, принимаемым и любимым. Только тогда малыш будет посещать детский сад с удовольствием, не закатывая родителям громкие истерики по утрам.

Желание быть замеченным

Другой особенностью адаптации является потребность быть замеченным в группе. Если такого не происходит, ребенок может открыто провоцировать ссору, идти на конфликт и даже драться. Некоторые воспитатели сталкиваются с нецензурной бранью своих маленьких воспитанников и хватаются за голову. В любом случае необходимо помнить о том, что подобное поведение продиктовано желанием быть замеченным, принимаемым коллективом. Все эти негативные проявления вполне могут являться частью адаптации, привыкания ребенка к новому месту.

Тоска по маме

Ребенок, оказываясь в детском саду, испытывает сильную тревогу и страх. Эти эмоции вызваны не просто сменой привычной обстановки, а тоской по самому близкому человеку – маме. Даже взрослому порой бывает трудно найти общий язык с коллегами в новом коллективе. Ребенку страшно оставаться одному в незнакомом месте. Все действия воспитателя и других детей вызывают у него страх, на который он реагирует недоверием, истерикой, дополнительными капризами. Пока малыш не осознает, что в детском саду с ним ничего страшного не случится, он будет продолжать плакать. Плач здесь выступает способом обратить на себя внимание. Следует учитывать такую особенность адаптации как выраженную тоску по матери. Ребенок должен чувствовать и знать, что родители обязательно заберут его домой, а не оставят «с чужой тетей» навсегда.

Степени адаптации ребенка в детском саду

В зависимости от условий детского сада привыкание ребенка проходит легче или тяжелее. Следует отметить три основные степени адаптации, которые свидетельствуют о различном психологическом состоянии малыша, особенностях его нервной системы.

Легкая степень

Легкая степень адаптации характеризуется быстрым привыканием ребенка к новой социальной среде. Ребенок буквально через неделю начинает свободно ориентироваться в пространстве, знать всех присутствующих в лицо, устанавливает дружеские отношения с одногруппниками. Легкая степень встречается реже, чем средняя и тяжелая. При таком подходе дети меньше устают, меньше проявляют агрессию и замкнутость. В большинстве случаев при легкой степени привыкания ребенок реже болеет и пропускает внутригрупповые занятия, беспрепятственно вступает в контакт со сверстниками.

Средняя степень

Средняя степень адаптации характеризуется достаточно длительным привыканием. Ребенок долгое время не может понять, почему мама его отвела в данное учреждение и отчего так долго за ним не приходит. Малышу двух-трех лет совершенно не понятен смысл пребывания в государственном здании. Он видит вокруг себя множество ребятишек, но не осознает, что за каждым родители возвращаются вечером. Если понаблюдать за реакцией малыша, то станет понятным, что он думает, что мама оставляет его навсегда. Он каждый раз переживает разлуку с ней как в последний раз. Для ребенка, не достигшего и трех лет от роду, разлука с матерью – это величайшая трагедия. Он не знает, как вести себя в незнакомой обстановке, не ведает, что с ним происходит, не может управлять собственными чувствами.

Тяжелая степень

При тяжелой степени адаптации ребенок долгое время не может войти в детский коллектив. На утреннее прощание с мамой он реагирует бурным криком, переходящим в истерику. Такой малыш часто болеет, отказывается посещать детский сад, не соблюдает правила поведения, норовит сорвать воспитателю режимные моменты, отвлекает и обращает на себя внимание других детей. Тяжелая степень привыкания характеризуется, как правило, нарушением сна, потерей аппетита, иногда наблюдается расстройство стула. Ребенок становится нервным, неуправляемым и одновременно беспомощным. Своим поведением он требует к себе участия, пытается обратить на себя внимание тех, кто находится рядом. К сожалению, не всякий взрослый человек способен это понять и принять верное решение.

Время адаптации ребенка в детском саду

Многих родителей интересует вполне закономерный вопрос: как много времени ребенку необходимо для успешного прохождения адаптации? Следует заметить, что это процесс непростой, зависящий от многих факторов. Здесь не следует торопиться и всячески подгонять чадо, заставлять его подстраиваться под установленный порядок. Адаптация к детскому саду проходит у каждого малыша сугубо индивидуально. Время адаптации зависит исключительно от следующих значимых моментов.

Здоровье ребенка

Чем больше физически развит и вынослив малыш, тем проще ему будет адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям в детском саду. Здоровье ребенка здесь имеет первостепенное значение. В противном случае малыш будет очень часто болеть, что негативно скажется на его внутреннем состоянии: он может стать нервным и раздражительным.

Здесь присутствует довольно спорный момент. Существует мнение, что на процесс адаптации к детскому саду влияет возраст ребенка. Но тут специалисты расходятся во мнениях. Одни говорят, что чем младше ребенок, тем проще ему пережить разлуку с матерью и остальными членами семьи. Другие доказывают, что дети постарше лучше адаптируются к детскому саду по причине развития некоторой сознательности. Не привыкнув к посещению детского сада с полутора-двух лет, ребенку становится тяжело полностью адаптироваться в три-четыре года.

Многое в процессе адаптации к детскому саду зависит от индивидуальных особенностей личности. Скромному и тихому ребенку тяжелее пережить разлуку, чем общительному и бойкому. Конечно, покладистый малыш удобен для воспитателя: он никуда не лезет, не доставляет никаких хлопот. Однако, не сумев выплеснуть свои эмоции в детском саду, ребенок копит их в себе, что не может положительно сказываться как на здоровье, так и на адаптации в целом.

Советы психолога

Если вы решили отдать ребенка в детский сад, то следуйте нижеизложенным советам психолога. Так вы поможете вашему ребенку пройти процесс адаптации в детском саду наиболее благоприятным образом. Многие родители теряются в элементарных ситуациях из-за отсутствия необходимого опыта и не знают, как лучше поступить. Советы психолога помогут справиться с данной непростой задачей.

Не оставляйте его надолго

В первые дни следует ограничить часы пребывания до двух-трех. В противном случае малыш не сможет как следует адаптироваться к окружающей обстановке и будет длительное время плакать. Только представьте, каким большим стрессом для него является отрыв от семьи и длительное пребывание в незнакомых стенах! Тут впору любому растеряться, что уж говорить о маленьком человечке, который только начал жить.

Знакомство с группой

Познакомьте любимое чадо с детским садом заранее. Пусть ребенок постепенно привыкает к воспитателям, ребятам, окружающей обстановке. Тогда процесс адаптации к детскому саду пройдет значительно легче. Можно для начала прийти в группу просто познакомиться, посмотреть, в каких условиях находятся дети. Это пойдет на пользу и вам, как родителю, и самому ребенку. Малыш уже не испугается, когда вы приведете его туда в следующий раз.

Домашние беседы

Они помогут частично преодолеть внутренний конфликт, возникающий из-за того, что ребенок не понимает, почему должен оставаться в детском саду, в то время как любящая и заботливая мама покидает его. Обязательно объясните, что заберете его вечером обратно домой. Будет еще лучше, если родители не просто молча отведут свое чадо в детский сад, но и в двух словах расскажут о том, что это за место и для чего оно предназначено. Домашние беседы могут оказаться крайне полезными, особенно, если вы подозреваете, что процесс адаптации будет проходить у вашего малыша тяжело.

Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду представляет собой сложный и многоуровневый процесс. Задача, которая стоит перед родителями в данный момент – помочь ему справиться с возникающими страхами, преодолеть тревогу.

Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду, советы психолога

Адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе неизбежна

. Утренние истерики перед сборами в садик-признаки тяжелой адаптации ребенка к детскому саду. Кто-то её проходит плавно, поплакав первую-вторую неделю, а чьё-то поведение заставляет родителей задуматься о том, что возможно рано малыша отдавать в сад, или стоит сменить группу и воспитателя.

Степень адаптации ребенка в детском саду

Это безусловно те детки, которые идут в сад с истериками, даже спустя месяц, так что слышит весь двор. Зачастую к этому прибавляются «бесконечные» простуды и повышенная нервозность, плаксивость.

Утренняя плаксивость характерна на первых порах от 2 недель до месяца и время от времени возникающих позже. Особых нервных срывов и истерик не случается, однако малыш сложно проходит «вирусную и бактериальную адаптацию в ясельной группе», начинает болеть.

Малыш по утрам более-менее охотно идет в сад. Слабые изменения в его поведении заметны только родителям. Частая болезненность не отмечается.

Советы психолога по адаптации ребенка в детском саду

Дети с тяжелой формой адаптации трудно идут на контакт. Воспитатель может установить контакт только через родителя (бабушку, сестру).Попытки воспитателя заинтересовать его игрушкой имеют кратковременный эффект, или вообще остаются без внимания. Даже с учетом того, что все дети 2 лет играют особняком этот малыш заметнее других одинок и растерян. Переходит от одной игрушки к другой, старается забиться в угол, спрятаться. На похвалу / замечания не реагирует, словно его здесь нет. Отказывается от еды. При более активных попытках привлечь внимание начинает плакать ища маму. Часто болеет. Болезни зачастую затяжные, с осложнениями.

В подходе к таким малышам справится только опытный воспитатель путем где-то повышенного внимания, а где-то просто оставив малыша в его «уголке». Таких малышей чаще остальных нужно брать на руки, даря им «оставленное дома» ощущение безопасности и любви ( для скорейшего привыкания к воспитателю). В такой ситуации не обойтись без помощи психолога (они есть в каждом дошкольном учреждении).

Не стесняйтесь поговорить о сложившейся ситуации, если ваш воспитатель сам не проинформировал специалиста. Ребенка забирайте почаще до дневного сна. Пусть врач пропишет комплекс витаминов. Психолог создаст «моделирование» положительной ситуации нахождения карапуза в группе.

Средняя степень адаптации это когда малыш по утрам более- менее спокойно отправляется в свою группу, без регулярных истерик и умоляющего плача. У малыша также есть стресс от разлуки с мамой, но после того, как кроху оставляют в группе он совсем недолго хныкает, грустит время от времени. Проблемы заключаются в том, что стресс скрытый. Перемены в его поведении замечают только близкие (стал более «ручным», беспокойно стал спать). При обмене различными бактериями иммунитет не выдерживает двойной нагрузки и малыш болеет. Отличие от тяжелой адаптации и в том, что оказавшись дома карапуз очень быстро идет на поправку, никаких осложнений после болезни нет.

Советы психолога в данной ситуации. Малыша рекомендуется переключать на игрушки,хваля отводить в группу, вовлекать в игры. Родителям рекомендуется почаще вслух хвалить малыша за то,что он ходит в садик. С восторгом замечать все его достижения.

Хорошим признаком служит то, что после месяца — двух ваше сокровище активно начнет знакомиться с детками, будет инициатором игр (хотя это более характерно для деток после 3 лет).

Легкая адаптация в младшей группе сада характерна для половины малышей. Малыши поначалу активно хотят в сад. Им нравятся новые игрушки. Некоторые плачут утром, но при легкой адаптации дети никогда не закатывают утренних истерик, только хныкание и незначительные капризы (хочу идти в тапочках, возьму железную дорогу, пойду в пижаме). Привыкание к новому укладу жизни наступает примерно через 2-5 недель. Нет болезненности (иммунитет справляется).

СОВЕТЫ , ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ АДАПТАЦИИ

  1. Готовьтесь к саду заранее,
  2. Осмотрите цветовую гамму будущей группы, наличие игрушек, книг, теплого покрытия на полу, отсутствие сквозняков,
  3. Дайте малышу в сад любимую игрушку,
  4. Будьте готовы к некоторой акклиматизации, пейте витамины,
  5. Обратите внимание на отношение воспитателей к другим детям,
  6. Фотографируйте сами своего малыша в группе сами, чтобы потом показывать ему по вечерам эти фотографии и общаться вопросами. Какие игрушки ты любишь? Малыш пальчиком покажет. Покажи на какой кроватке ты спишь? А где ты сидишь за столиком? Твоя кроватка самая хорошая, да?
  7. Устраивайте «каникулы» от посещений сада, оставляя малыша дома внепланово на день-другой,
  8. Если кроха остается дома (заболел, просто оставили) придерживайтесь режима дня как в ясельной группе,
  9. Всегда будьте на стороне своего малыша. Если адаптация/привыкание идет тяжело слушайте только своё сердце. Никто кроме вас не знает что лучше для вашего карапуза. Одним действительно нужна строгость, другим- мягкость.

Адаптация детей к детскому саду: советы родителям

Каждый родитель знает о том, как быстро растут дети. Кажется, что еще вчера ребенок появился на свет, а уже пора задуматься о том, как объяснить ребенку устройство окружающего мира. Человек является социальным существом, жизнь которого невозможна без общества. Этим объясняется важность общения ребенка с другими детьми и взаимодействие с окружающей средой. Правильное воспитание позволяет человеку не только успешно интегрироваться в социум, но и определяет степень его взаимодействия с окружающими. В этой статье, мы рассмотрим, как адаптировать ребенка к детскому саду.

Детский сад — новый период в жизни ребенка

Что нужно сделать на подготовительном этапе

Вопрос устройства ребенка в детский сад требует ответственности и внимания родителей. Очень важно изучить методики воспитания детей, ознакомиться с преподавательским составом и проанализировать основной контингент его воспитанников. Воспитатель детской группы является первым наставником малыша, от которого зависит множество важных факторов психологического развития. Такой человек должен быть внимателен, аккуратен и ответственен. Перед устройством ребенка в сад важно понять, как воспитатель ведет себя с детьми и можно ли ему доверить собственного малыша. По словам специалистов, маленькие дети, попав в незнакомые условия, значительно чаще взаимодействуют со взрослыми людьми, чем с ровесниками.

Также специалисты рекомендуют пройти профилактическое лечение, которое позволит укрепить иммунную систему и предупредить различные болезни. Дети дошкольного возраста нуждаются в ежедневном приеме витаминов, которые положительно отразятся на качестве их здоровья.

Употребление витаминов имеет важное значение в период адаптации к новым условиям, поскольку снижают риск заражения ОРВИ.

В данный период, малыш нуждается в повышенном внимании и заботе со стороны родителей. Важно проявлять интерес к распорядку дня малыша и помогать справиться с различными проблемами. Многие психологи рекомендуют проявлять больше чуткости и восхищения к детским достижениям. Подобный подход к воспитанию сделает посещение детского сада радостью для ребенка, ведь именно здесь он сможет достичь определенных успехов, которые обрадуют его родителей.

Снизить страх перед окружающими, можно при помощи различных игр, которые будут наглядной моделью различных ситуаций. В том случае, когда малыш еще плохо произносит различные слова, построение игр должно базироваться на развитии речевых навыков. Дайте малышу возможность высказать свое мнение, касаемо испытываемых им чувств и тревог. Попросите его пересказать события текущего дня, рассказать о беспокойствах или проблемах. Психологии говорят о том, что не все детские эмоции заслуживают острой реакции. Большинство детей знают, как «спровоцировать» родителей на определенные поступки и прекрасно пользуются приемами манипуляции.

Многие родители испытывают трудности при расставании с дитем. Плач и истерика, которые сопровождают сборы в сад, заставляют «сжиматься» родительское сердце. Помните о том, что подобное поведение направлено на препятствие походу в садик. Это означает, что оказавшись в саду, ребенок не будет плакать на протяжении всего дня. В большинстве случаев, после ухода родителей многие дети садятся за игрушки, и проводят весь день в отличном настроении.

Детский сад для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения

Как безболезненно адаптировать ребенка к детскому саду

Советы родителям по безболезненной адаптации к новым условиям представлены в виде списка рекомендаций, которые необходимо четко соблюдать:

  1. В первую очередь, следует отказаться от давления на малыша, поскольку адаптация к новым условиям является источником сильного стресса. Неизвестные люди и предметы, а также новая социальная роль становятся шокирующими факторами, которые сопровождают погружение в новую жизнь.
  2. На второй позиции в списке правил стоит плотный завтрак. В первые несколько дней, находясь под влиянием стресса, малыш может отказаться от приема пищи.
  3. Важно упомянуть, что каждый из родителей обладает правом, в течение первых нескольких дней, посещать детский сад вместе со своим чадом, для того, чтобы облегчить процесс погружения в новые условия. Многие специалисты рекомендуют прибегнуть к подобной практике. Совместное знакомство с детьми и воспитателями, а также постоянное чувство поддержки и заботы позволяют малышу гораздо быстрее найти общий язык с окружающими.
  4. После того как ребенок вернется домой, следует поговорить с ним обо всех событиях, которые произошли за время вашей разлуки. Постарайтесь разделить впечатление малыша об окружающих его людях, воспитателях или играх. Покажите малышу, что в новых условиях его ждут увлекательные занятия. Позитивный взгляд на жизнь в саду, имеет важную роль в период адаптации.

Важно понимать, что попытки запугать карапуза, создав в его сознании образ злых детей и строгих воспитателей, могут лишь негативно отразиться на его восприятии. Важно, чтобы родители были в полной уверенности о правильности своего выбора. Помните, что большинство детей копируют манеру поведения родителей и подстраиваются её под ожидаемую реакцию. Возможность самостоятельной деятельности улучшает скорость привыкания к новым условиям. По прошествии первой недели, специалисты рекомендуют оставлять детей на вечерние прогулки. Данный шаг нужен для того, что малыш привык, что его родители не всегда имеют возможность находиться рядом.

Адаптация ребенка в детском саду, советы психолога:

  1. Научите ребенка воспринимать новые условия в позитивном свете. После того как первый день окончится, скажите ребенку, что он стал более ответственным и взрослым.
  2. Многие родители допускают распространённую ошибку, затягивая прощание. Родительские переживания могут быть почувствованы карапузом, что сделает его более нервозным и создастся некомфортная обстановка.
  3. В вашем доме должны царить взаимопонимание, любовь и уважение к каждому члену семьи.
  4. Избегайте попыток манипуляции.
  5. Придерживайтесь правильного распорядка дня.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов

Для того чтобы снизить нагрузку на нервную систему, следует тщательно контролировать время, которое малыш проводит у компьютера или за просмотром телевизора. Данные действия приводят к возбуждению нервных окончаний, что может вылиться в нервозность и проблемы со сном. Также рекомендуется уделять повышенное внимание в одежде. В личном шкафчике ребенка всегда должны иметься запасные вещи, которые можно одеть, когда карапуз испачкается или замерзнет. При появлении первых признаков заболеваний, следует незамедлительно посетить врача.

Отсутствие внимания к состоянию ребенка, может привести к тяжелой болезни и заражению окружающих детей.

Влияние стрессовых факторов

Период адаптации детей к детскому саду, часто сопровождается отрицательными эмоциями, вызванных необходимостью приспособления к новой среде. Так как до первого посещения детского сада малыш имел ограниченный круг общения (состоящий из родителей и близких родственников), то при посещении детского сада круг общения постоянно увеличивает свои границы. В подобной ситуации, замкнутость является единственным способом справиться со стрессом. Под влиянием стресса могут развиться симптомы депрессии и синдром гиперактивности, бессонница и потеря аппетита, а также истерия. Однако вышеописанные симптомы не требуют проявления беспокойства, поскольку подобная ситуация является нормой для первого знакомства со стрессом.

Страх — одна из наиболее распространенных эмоций, которые сопровождают погружение в новые условия жизни. Неизвестность заставляет малыша испытывать страх и волнение. Родительские «страшилки» могут лишь усугубить это состояние, что приведет к нежеланию посещать сад. Отсутствие жизненного опыта у ребенка, делает первое посещение детского сада пугающим событием. Для того чтобы избавиться от этого чувства, следует уделять как можно больше родительского внимания и интересоваться достижениями малыша.

Чувство гнева часто сопровождает страх. Для того чтобы не показаться слабым, ребенок может отвечать агрессией на действие различных раздражающих факторов. Об этом следует помнить, когда сын или дочь проявят агрессию в отношении окружающих его людей.

Проблемы в построении контакта с окружающими могут оставить глубокий след на психике малыша. Коммуникабельность — является одной из важных составляющих человеческой жизнедеятельности. Казалось бы, попытка завести общение с незнакомыми детьми и взрослыми, должна положительно отразиться на качестве адаптации. Однако в большинстве случаев, малыши заводят разговоры с окружающими людьми, чтобы спастись от растерянности и страха. Чаще всего попытки первого общения превращаются во фразу «я хочу домой», что может негативно сказаться на отношении окружающих.

Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка

В первые дни, у многих детей наблюдаются трудности в устной речи. Даже в тех случаях, когда у малыша имеется богатый словарный запас, он предпочитает использовать односложные фразы в качестве ответов на различные вопросы. По словам специалистов, подобные проблемы вызываются под влиянием стресса. В этот момент очень важно, проявлять как можно больше терпения и поправлять речь ребенка. Попытки насильно заставить ребенка общаться с окружающими людьми, могут привести к появлению у карапуза желания отрешиться в собственном выдуманном мире.

Нарушения, связанные с двигательной активностью, являются самыми распространёнными признаками сложности адаптации к новым условиям. Стресс может проявляться в виде заторможенности или возбуждения нервной системы. Для того чтобы подобные симптомы самостоятельно исчезли, малыш должен приспособиться к новой социальной роли. На фоне перевозбуждения дети испытывают проблемы со сном. Частое просыпание, тревожный сон и беспокойное поведение требуют от родителей понимания. Помните, что погружение в новый образ жизни должно происходить постепенно. Специалисты рекомендуют создать четкий режим, который малыш должен соблюдать.

Изменение уровня аппетита малыша также не должно вызывать тревогу. Стресс, что испытывает мальчик или девочка, может отразиться на уровне калорий, которые сжигаются телом. Именно этот физиологический фактор является истиной причиной увеличения объема потребляемой пищи. В некоторых случаях, во время привыкания к новым условиям, у малыша снижается аппетит. Для того чтобы предупредить возникновение негативных последствий, следует наблюдать за тем, чтобы в ежедневном рационе было богатое содержание полезных микроэлементов и витаминов.

Наиболее распространенные сложности адаптации

Погружение в новые условия часто сопровождается различными проблемами. Для того чтобы помочь справиться ребенку с нагрузками, следует тщательно исполнять рекомендации психолога. В повышенном внимании нуждаются: качество здоровья и поведенческая модель дитя. Если адаптация к новым условиям затянулась на срок более шести месяцев, требуется обратиться за психологической помощью.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад

Частые болезни у малыша являются важным поводом для беспокойства. Так как процесс адаптации сопровождается постоянным стрессом, снижение качества работы иммунной системы является вполне закономерной реакцией. Помимо этого, окружающие дети могут выступать в роли распространителей вирусных инфекций, что делает ребенка уязвимым для многих болезней. Частые болезни являются весомым поводом для обращения за медицинской помощью. Проконсультируйтесь с педиатром, касаемо дальнейшего посещения сада и узнайте о способах защитить здоровье малыша.

Хронический ОРЗ и частые ОРВИ являются поводом получить консультацию детского психолога. Многие дети, пытаясь снизить влияние стресса, совершают различные неосознанные действия, способствующие заболеванию. Усугубляет ситуацию тот факт, что ребенок на уровне подсознания не желает бороться с болезнью.

Вера в ребенка, забота и родительское внимание помогает малышу быстрее находить решения для возникающих проблем. В задачу родителей входит обучение детей умению общаться с окружающими людьми. Для того чтобы первая интеграция в социум прошла успешно, ребенок не должен ощущать сильного разрыва с родителями и испытывать тревогу по этому поводу.