Что Должен Делать Ребенок В 10 Месяцев Мальчик

Содержание

Развитие ребенка до года по месяцам

Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.

Первый год жизни: календарь развития ребенка

Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им 12-ти месячного возраста. Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:

Первый месяц

1-ый месяц жизни считается периодом адаптации как для мамы, так и для новорождённого ребенка. Организм младенца постепенно привыкает к новой обстановке. Если ребенок здоров и его ничего не беспокоит, он может проводить во сне большую часть суток. В короткие периоды бодрствования кроха хаотично двигает ручками и поджимает в коленях ножки. С первых дней жизни он начинает прислушиваться к разговорам окружающих, звукам погремушек и музыкального мобиля.

Новорожденный малыш 70% времени проводит во сне. В первые недели жизни младенец часто делает судорожные движения ручками. Физическая активность основана преимущественно на рефлексах: сосательном (рефлекторное сосание); хватательном (вложив палец в ладонь ребенка, он крепко сожмет свои пальчики); поисковым (рефлекс позволяет найти грудной сосок во время кормления).

В этом возрасте могут начать беспокоить кишечные колики. Избавиться от них поможет согретая пеленка перед кормлением, положенная на животик, легкий массаж живота по часовой стрелке, выкладывание на животик и специальные травяные чаи (укропная вода, фенхель).

Ближе к концу 1 месяца малыш подносит ручки к лицу (глазам, рту), чтобы они были в поле зрения. Лежа на животе, ребенок в этот период старается повернуть голову из стороны в сторону, но еще не удерживает её вес.

Основные моменты развития ребенка первого месяца жизни:

  • кормления по требованию (могут доходить до 10-12 раз в сутки, включая ночные);
  • физическая активность ребенка основана на рефлексах (сосательном, хватательном, поисковом);
  • плач обусловлен дискомфортом;
  • распознает материнский голос и запах, реагирует на него;
  • на несколько секунд может сфокусировать взгляд на лице взрослого или неподвижном предмете.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Второй месяц

Во 2 месяце жизни у ребенка постепенно вырабатывается распорядок приема пищи и отхода ко сну. К этому возрасту малыш уже вовсю радует родителей своей улыбкой. Двухмесячный кроха способен чувствовать эмоциональное состояние мамы. Во время бодрствования младенец уже более активно двигает ножками и ручками, особенно в моменты общения со взрослым.

Во втором месяце жизни кроха уже более уверенно держит голову. Лежа на животе, малыш 10-15 секунд может удерживать голову и поворачивать её в разные стороны. У двухмесячного ребенка движения более скоординированы.

Что умеет ребенок в 2 месяца? Он любит рассматривать лица, подолгу фокусирует взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 20-30 см. Появляются звуки гуления “а-а-а”, “е-е-е” и т.д. На знакомый голос отвечает улыбкой, улыбается при общении со взрослым.

Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:

  • реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
  • исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
  • делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
  • рефлексы новорождённого постепенно угасают;
  • у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.

Третий месяц

В 3 месяца ребенок меняется с каждым днем, превращаясь из полностью зависимого от мамы младенца в активного, общительного грудничка. К трём месяцам малыш избавляется от рефлексов новорождённых, и учится сознательно контролировать своё тело. Ребенок все более интересуется происходящим вокруг него, у него вызывают любопытство новые лица, голоса. Малыш в ответ на общение может потихоньку “ворковать” и гулить.

Трехмесячный младенец уверенно опирается на предплечья в положении лежа на животе. Контролирует пальцы рук, разжимает и сжимает их. В вертикальном положении хорошо удерживает голову.

В этом возрасте малыш уже может хватать и удерживать игрушки. В гулении присутствуют тянущиеся звуки “б-у”, “ш-и” и т.д. При обращении взрослого активно двигает ручками и ножками, издает звуки, радуется.

Основные моменты развития ребенка третьего месяца жизни:

  • умеет поворачиваться со спины на бочок в обе стороны;
  • легко распознает источник звука и света, поворачивается к нему;
  • пытается схватить и удержать погремушку;
  • тянет в рот предметы и свои пальцы;
  • исследует руками своё лицо, поднимает и подтягивает к себе ножки.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 2,5 см.

Схема физического развития детей от рождения до 12 месяцев:

Четвертый месяц

В 4 месяца у ребенка уже достаточно укреплены мышцы шеи. Малыш освоил умение держать голову и с удовольствием осматривает происходящее вокруг по собственной воле. Поле зрения ребенка расширяется, теперь он видит не только общую картину, а может замечать и отдельные черты. Захват ладоней у младенца окреп, и кроха теперь может не только удерживать погремушку, но и пытается перекладывать её из одной ручки в другую.

Четырехмесячный младенец уже легко переворачивается с бока на спинку. Лежа на животе поднимает высоко голову и подбородок. Движения его ручек и глаз скоординированы. Пытается захватить подвешенную игрушку, тянется к ней.

В четыре месяца малыш узнает на расстоянии привычные предметы и лица. Он улыбается в ответ на речь родителей. Четырехмесячный ребенок начинает имитировать некоторые звуки. Подолгу и нараспев гулит. Отличает маму от других взрослых. При попытке посторонних поиграть с ним настораживается, но после проявляет оживление.

Основные моменты развития ребенка четвертого месяца жизни:

  • в положении лежа на спине делает первые попытки сесть, приподнимая верхнюю часть тела;
  • лежа на животе делает первые ползающие движения;
  • при кормлении из бутылочки поддерживает её руками;
  • следит глазами за движущимися объектами, фиксирует взгляд;
  • с любопытством рассматривает свое отражение в зеркале на руках у взрослого.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 750 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Пятый месяц

В 5 месяцев кроха хорошо видит удаленные предметы. Он может улыбаться стоящей посередине комнаты маме, и заметит вас на расстоянии нескольких метров от кроватки. Пятимесячный малыш с интересом всматривается в работающий экран телевизора. Ребенок уже научился самостоятельно переворачиваться, и пытается ползать на животе.

У пятимесячных малышей происходит новый скачок в развитии. Лежа на животе, кроха упирается в поверхность ладонями вытянутых рук. При поддержке подмышками он устойчиво стоит на ножках. Малыш способен взять из рук взрослого игрушку и удерживать её.

В 5 месяцев грудничок певуче гулит с разнообразной интонацией и громкостью. Улавливает различие ласкового и строгого тона. При прерывании общения, если мама отлучается, он сучит ножками и возмущенно кричит.

  • будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
  • гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
  • дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
  • радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
  • в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Шестой месяц

Ребенок в 6 месяцев лучше выражает свои эмоции и желания, часто озвучивает их. Теперь он может плакать не только тогда когда ему некомфортно или он хочет кушать. Плач может быть вызван желанием сменить занятие или же поиграть с другой игрушкой. Активное укрепление мышц спины и шеи способствуют умению сидеть, ребенок может без поддержки просидеть короткое время. Но самостоятельно приседать он научится чуть позже. Лежа на животе подтягивает поочередно ножки и пытается встать на четвереньки, чтобы поползти.

В этом возрасте при подтягивании за руки малыш садится из положения лежа на спине. Сидит при поддержке взрослых или опоре в виде подушек. Осваивает ползание вперёд. Ребенок уже способен удерживать игрушку и перекладывать её из одной руки в другую.

Шестимесячный малыш уже может отличить своё имя от других и реагирует на его произношение. У младенца появляется лепет, отдельные слоги (“па”, “ба”, “ма”). В этот период малыш любит находиться на руках у мамы. Кроха перестает плакать, когда его берут на руки.

  • осваивает ползание “по-пластунски”, к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
  • вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
  • в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Седьмой месяц

В 7 месяцев малыш переживает настоящий скачок в эмоциональном развитии. Начинает проявляться его характер и темперамент. Он не только впитывает в себя информацию, но и прилагает к повседневной жизни полученные знания. Ребенок различает крупные предметы (часы, телевизор, зеркало) и способен показать их. К концу месяца ребенок сможет ненадолго удерживать свой вес на ногах и самостоятельно вставать, держась обеими руками за опору.

Семимесячный малыш сидит без поддержки с опорой на ладони рук. С удовольствием бросает игрушки на пол или стучит ими друг об друга. С легкостью поворачивается с живота на спину. Младенцы в этом возрасте – настоящие непоседы.

Кроха подолгу лепечет, находясь в кроватке. Различает близких и незнакомых людей. На незнакомцев реагирует громким плачем. Может подолгу изучать лицо мамы с помощью рук. Любит разглядывать картинки, листать книжки.

  • тянется за предметом или к маме обеими руками;
  • садится с помощью взрослого и сидит без поддержки;
  • пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
  • активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
  • любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.
Еще почитать:  При месячных беременность тест покажет

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Восьмой месяц

Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.

Восьмимесячный ребенок испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.

Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.

Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:

  • держась за опору, ходит приставными шагами;
  • легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
  • ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
  • активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Девятый месяц

В 9 месяцев малыш чувствует уверенность, стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.

Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.

Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.

Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:

  • садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
  • во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
  • хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
  • реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
  • много лепечет на собственном языке, понятном только близким.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Десятый месяц

Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. В 10 месяцев ребенок может по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.

Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.

Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)

Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:

  • может стоять несколько мгновений без опоры;
  • делает 2-3 шага вперед без поддержки;
  • ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
  • любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
  • показывает части тела на себе и на взрослом.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Одиннадцатый месяц

Малыши в 11 месяцев проявляют любопытство ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.

В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.

Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.

Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:

  • активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
  • неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
  • может показать пальцем на желаемый предмет;
  • новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
  • может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Двенадцатый месяц (1 год)

Ребенок к году уже окреп как маленькая личность. Здесь подробно описано, что умеет ребенок в один год. Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и пытается отвечать.

Годовалый ребенок уверенно стоит и ходит без опоры. Малыш проявляет активность в причесывании, купании, одевании. Пытается самостоятельно удерживать ложку, есть из неё густую пищу; учится пить из кружки.

Произносит первые слова, соотнося их с действиями – “дай”, “бух”, “ам-ам”. Выполняет простые просьбы – “иди к маме”, “дай кубик”. Знает назначение простых предметов (телефон, расческа, зубная щетка).

Основные моменты развития ребенка двенадцатого месяца жизни:

  • может пройти без поддержки и опоры небольшое расстояние;
  • наклоняется и поднимает к пола предметы;
  • может перешагивать препятствие в виде порога или лежащей игрушки;
  • ищет необходимый предмет по своему желанию, даже если не видел, куда его положили;
  • простыми словами выражает свои потребности и желания. Зовет маму и папу. Словарный запас к этому возрасту – 8-12 слов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Полезный рассказ о том, как ухаживать за грудничком

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют. Например:

– мальчики рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;

– говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница незаметна, и составляет не более 2-3 недель;

– представительницы прекрасного пола миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей до года

С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.

Мальчики Девочки
Возраст Рост (см) Вес (кг) Возраст Рост (см) Вес (кг)
1-2 мес. 52-60 3,5-5,8 1-2 мес. 51-59 3,1-5,2
3-4 мес. 59-66 5,1-7,4 3-4 мес. 57-64 4,6-7,1
5-7 мес. 61-71 6,2-9,7 5-7 мес. 61-69 6,1-8,7
8-10 мес. 68-75 8-11 8-10 мес. 66-73 7,3-10
10-12 мес. 71-78 8,8-12 10-12 мес. 69-76 7,6-11

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

– говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница незаметна, и составляет не более 2-3 недель;

Что нужно новорожденному ребенку в первый месяц жизни

Первый месяц жизни новорожденного — один из самых волнительных периодов. Новорожденный только появился на свет, и первые действия родителей важны — от этого зависит здоровье и развитие малыша. Младенец в 1 месяц жизни требует пристального внимания от родителей, которые должны четко знать, что требуется их ребенку, и какие процедуры ему необходимы.

Физическое развитие ребенка 1 месяц жизни

Физическое развитие складывается из таких параметров, как: рост, вес, зрение и т. д.

Рост и вес: основные размеры

Новорожденный при нормальном развитии должен набирать около 20 г в сутки. Таким образом за первый 30 суток он должен набрать минимум 0,6 кг. Недоношенные дети набирают вес чуть медленнее.

Рост малыша после рождения должен увеличиться на 2-3 см.

Зрение в первый месяц жизни

Новорожденные дети лучше всего видят на расстоянии около 20 см. Ребенок в этом возрасте делает первые попытки слежения за предметами, которые находятся в зоне его видимости. На более дальнее расстояние дети видят размыто. В первые недели ребенок начинает жмуриться на ярком свете, видит его источник, может фокусировать взгляд на неподвижных предметах. Ребенок в этом возрасте делает первые попытки слежения за предметами, которые находятся в зоне его видимости.

Не стоит волноваться, если малыш закатывает глаза — это нормальное явление, потому что мышцы глаз еще не до конца развиты.

Слух до месяца

Новорожденный слышит звуки, находясь в животе матери. Когда он рождается, звуки становятся другими, более яркими. По этой причине дети могут испугаться лая собаки или даже засыпать под звуки фена.

Вкус и обоняние

Новорожденные в этом периоде имеют вкус и обоняние. Причем практика показывает, что они более склонны к сладкому, чем к горькому: ребенок с удовольствием будет кушать воду с сахаром, а от лимона отвернется. Это же касается и запахов.

Согласно исследованиям, рацион матерей влияет на вкус молока и на предпочтения детей. Например, если мама есть острое, то и ребенок будет благосклонен к острой пище.

Тактильные ощущения

Прикосновения важны для детей: прикосновения помогают ребенку познавать окружающий его мир.

Необходимы и другие тактильные ощущения. Так, в утробе матери ребенок всегда в тепле, но после рождения он познает холод, жар. Потому так важно создать максимально комфортные условия для ребенка, ласки, прикосновения матери помогут в этом.

Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц жизни?

Ребенок должен обладать когнитивными навыками, развиваться эмоционально и физически.

Поведение малыша

В первые недели жизни малыш уже поворачивает голову на источник света, звук голоса. Ребенок плачет, когда ему что-то нужно: поесть, чтобы его взяли на руки, когда устает, и успокаивается, получив желаемое.

Эмоциональное и социальное развитие

Ребенок успокаивается, когда слышит голов родителей или чувствует прикосновения. Может сосредоточиться на пару секунд.

Когнитивные навыки: мышление и обучение

В этом возрасте ребенок смотрит на лица и начинает следить за выражением лица людей.

Двигательные навыки

У здоровых, физически крепких детей наблюдаются следующие навыки (рефлексы):

  1. Хватательный, когда при прикосновении к ладони ребенка новорожденный сжимает кулачок.
  2. Сосательный — новорожденный активно сосет грудь, пальчик.
  3. Защитный. При выкладывании на живот ребенок поворачивает голову.

В этом периоде у ребенка появляются защитный рефлекс и рефлекс опоры. Родителям важно наблюдать за движениями ребенка — отсутствие каких-либо навыков может указать на нарушения в работе ЦНС.

Как часто должен какать и писать новорожденный?

Новорожденные писают около 2 раз в первые сутки, до 15 раз — примерно через неделю. К концу первого месяца ребенок ходит «по-маленькому» до 25 раз в сутки.

Небольшое количество жидкости после рождения ребенка может быть связано с:

  • небольшим потреблением жидкости;
  • проблемами с почками.

Стул неодинаков, может меняться несколько раз в день. Однако в первые 2 суток может появиться густой коричневый меконий, затем стул может стать чаще, будет отличаться по консистенции (густоватая слизь, непереваренные кусочки пищи).

Еще почитать:  Можно ли ацикловиром пользоваться при беременности

Такой стул называют переходным, бывает раз в неделю. Спустя 7-10 дней новорожденный начинает какать 3-8 раз в сутки, цвет стула — желтый, запах кисловатый, консистенция напоминает пюре.

Дети, которые находятся на искусственном вскармливании, могут ходить в туалет чуть реже — до 3-4 раз в сутки.

Что нужно ребенку в первые месяцы жизни?

Ребенку в этом возрасте необходимо кормление, соблюдение гигиены.

Кормление новорожденного

Первые 30 дней ребенка называют адаптационным периодом, когда он привыкает к питанию, независимо от того, находится ли на грудном вскармливании или на искусственном.

Новорожденные дети, которые получают только мамино молоко, чаще всего не имеют временных границ для определения времени кормления. В этот период мама кормит ребенка по его требованию — свободное вскармливание.

В первый месяц малыша нужно прикладывать к груди примерно 12 раз в день. Не стоит переживать, если ребенок не питается по часам — его график придет в норму с течением времени. При этом желание ребенка пососать грудь вызвано не только голодом, но и сосательным рефлексом (его удовлетворение благотворно скажется на психике ребенка).

Дети на искусственном вскармливании питаются 7-8 раз в сутки в течение первых 14 дней. Причем педиатры советуют кормить детей строго по графику. По истечению 2 недель можно начать делать ночные перерывы длительностью до 6 часов.

Детей на ИВ нужно допаивать чистой водой, предлагая ее между кормлениями.

Смена подгузника

Перед тем как менять подгузник, маме нужно убедиться, что все необходимые принадлежности под рукой. Для смены понадобятся:

  • чистое изделие:
  • мазь для тела под подгузник, которая нужна при наличии сыпи;
  • чистая ткань;
  • влажные салфетки для детей.

После каждой дефекации или при сильно влажном подгузнике ребенка кладут на чистую пеленку, снимают старое изделие, протирают половые органы новорожденного салфетками. При смене подгузника у мальчика действовать нужно осторожно — контакт с прохладным воздухом может привести к мочеиспусканию.

Вытирая девочку, нужно двигаться от половых губ по направлению к попе. Это позволит избежать инфекции мочевыводящих путей. Сверху наносят мазь — это позволит убрать сыпь. С такой проблемой сталкиваются многие дети. Чаще всего сыпь проходит самостоятельно после применения мази или небольшого периода, проведенного без подгузника.

Чтобы избежать появления сыпи, важно:

  • перед процедурой важно тщательно мыть руки, чтобы не занести инфекцию;
  • почаще менять подгузник;
  • после подмывания наносить на кожу специальный крем (педиатры советуют брать на основе цинка, поскольку они создают защиту от влаги).

Ребенка в первые недели жизни нужно будет часто переодевать. Чтобы сделать этот процесс более приятным, помогут следующие советы:

  1. Вещи должны быть удобными: из эластичной натуральной ткани с широкими рукавами, горлышком, лодыжками. Застежки, молнии должны располагаться с внешней стороны вещей, не с изнаночной.
  2. Не стоит покупать изделия с кружевом: хоть оно и выглядит обворожительно, но может натирать ребенку. Можно использовать тканевый нагрудник, особенно если ребенок часто срыгивает. За счет этого не придется постоянно менять одежду.

Как ухаживать за пупочной ранкой и обрезанием?

Правильный уход важен. Педиатры рекомендуют протирать эту часть тела с помощью спирта, пока пуповина не засохнет и не отпадет.

При этом область берегут от увлажнения, пока ранка полностью не заживет. Если кожа покраснела, появились странные выделения, нужно обязательно проконсультироваться со специалистом.

Если мальчику было сделано обрезание, то после процедуры сразу головку органа прикрывают чистой и увлажненной в глицерине марлей так, чтобы не было соприкосновения с памперсом.

После смены подгузника головку аккуратно и тщательно промывают теплой водой, сверху наносят вазелин.

Покраснение должны пройти в течение 2-3 дней. Но если на головке члена появятся гнойные выделения, покраснения не сойдут, нужно посетить врача.

Уход за ногтями

В первую неделю жизни ребенка можно подрезать ему ногти. Проводить процедуру желательно раз в 3 дня в течение первого месяца. После этого ногтевая пластина укрепится, ногти не будут расти так быстро.

Подстригая ногти, палец ребенка нужно держать вниз. При выполнении процедуру действуют осторожно, чтобы не навредить ребенку.

Гигиена в первые месяцы должна быть тщательной, любые процедуры нужно проводить ежедневно. Они включают в себя:

  • смену подгузников и подмывание;
  • умывание лица и шеи;
  • уход за глазами и ушами;
  • обработку пупочной раны;
  • мягкое удаление корочек на голове.

Режим купания нужно выбирают самостоятельно, но необязательно купать малыша каждый день полностью. Но при этом обязательно каждый день обтирают ребенка влажным теплым полотенцем.

В ванночки можно добавлять ромашку, другие успокаивающие травы. Первое купание в ванночке не нужно делать продолжительным — достаточно 3-5 минут. Причем педиатры советуют покупать детские ванночки: так ребенку будет комфортнее (а не обмывать его во «взрослой» ванне).

В первый недели после рождения дети спят около 18 часов в сутки. Причем ребенок засыпает сразу после кормления.

Поощрение к обучению

В первые недели жизни нужно приобрести подходящие возрасту ребенка игрушки, погремушки. Они должны развивать зрение, слух.

Рекомендовано покупать цветные изделия с контрастными узорами. Яркие, выделяющиеся контрастные линии стимулируют зрение.

Количество и длительность прогулок во многом зависят от погодных условий. Весной и летом с новорожденным можно гулять на следующие сутки после выписки, но в первые пару дней продолжительность прогулок должна быть около получаса.

Через 7-10 дней длительность прогулок может составлять около 2 часов.

В зимнее время года вначале нужно дать детям время адаптироваться. Через пару дней после проезда из роддома можно совершать недолгие прогулки. Правда, не рекомендовано выходить на улицу при температуре ниже -10°C.

Гимнастика и массаж

После рождения малыш мало двигается, период бодрствования небольшой, он почти не умеет держать голову. Для укрепления мышц нужны гимнастика и массаж.

Педиатры рекомендуют заниматься гимнастикой спустя минимум месяц после рождения, но если есть рекомендации врачей, можно начать и раньше. Гимнастика в этот период должна быть не слишком долгой и не изнуряющей.

Это же касается и массажа: его рекомендовано начинать только через 1,5 месяца после рождения. Но при наличии показаний можно и ранее, например, проблемы с тазобедренным суставом. Рекомендовано, чтобы массаж проводили только специалисты с должным опытом.

Чтобы обеспечить должный уход за детьми без нанесения им вреда, следует придерживаться ряда рекомендаций:

  1. Перед любой процедурой нужно мыть руки. У новорожденных не самый сильный иммунитет, потому они подвержены инфекциями. Стоит удостовериться, что все, кто берет ребенка на руки, моют руки.
  2. Перенося ребенка, обязательно придерживают голову и шею. Не стоит также трясти малыша — из-за сильной встряски может начаться внутричерепное кровотечение, наступить смерть. Чтобы разбудить новорожденного, не стоит встряхивать его: лучше нежно погладить по щеке, легко пощекотать.
  3. При перевозке ребенка в коляске или переноске важно удостовериться, что новорожденный хорошо пристегнут. Стоит ограничивать любую активность ребенка, которая может привести к травмам.

Обследования ребенка до 1 месяца

Достигнув возраста в 1 месяц, ребенок подвергается осмотру врача. Причем посещают не только педиатра, но и других специалистов:

При наличии показаний маму с ребенком могут отправить к другим специалистам в зависимости от его состояния, характера жалоб родителей. Также проводится УЗИ для выявления возможных проблем с тазобедренным составом. Дополнительно могут назначить УЗИ внутренних органов и головного мозга.

Как развивать новорожденного до месяца?

Новорожденному рекомендованы следующие развивающие процедуры (они направлены не на обучение, а на развитие основных рефлексов):

  1. Подольше носят ребенка — на руках или в сленге. Благодаря этому новорожденный начнет быстрее держать голову.
  2. Кормят грудью и чаще прокладывают к груди. Это позволит сформировать базовое ощущение доверия к миру.
  3. Рекомендовано почаще спать вместе с детьми. Это дополнительные тактильные ощущения, которые так необходимы новорожденному.
  4. Общаются с новорожденным (просто разговаривают, читают стихи, поют песенки), что позволит развивать его речевые навыки с самого рождения.

Возможные проблемы новорожденного

К наиболее часто встречающимся проблемам, с которыми сталкиваются дети в 1 месяц, относят:

  1. Физиологическую потерю веса. Это вызвано адаптивными процессами. Нормальным считается потеря в 10% от веса при рождении. Ко второй неделе жизни новорожденный начинает набирать вес.
  2. Сухость кожных покровов. При рождении дети специальной смазкой, которая облегчает процесс прохождения по родовым путям. Спустя несколько дней от смазки почти ничего не остается. По этой причине кожа может начать шелушиться — проблему решают протиранием растительным маслом.
  3. Сыпь. Проявляется в первые несколько суток после рождения. Проходит сама, но для ускорения процесса можно мыть ребенка в ванночках с добавлением ромашки или календулы.
  4. Гормональный криз. Возникает из-за выведения из организма ребенка остатков гормонов матери. Симптомы — припухлость молочных желез, небольшие выделения. Криз пройдет сам, но важно поддерживать тщательную гигиену.
  5. Конъюнктивит. Появляется в результате того, что ребенок «перешел» из стерильной матки в атмосферу, где есть патогенные микроорганизмы, бактерии. Чтобы быстро справиться с проблемой, нужно осторожно протирать глаза новорожденного ваткой, смоченной в ромашке.
  6. Потницу — сыпь в области подмышек, между складками. Главными причинами появления называют плохую гигиену или перегрев. Достаточно часто сыпь проходит сама, но для ускорения процесса можно обтирать новорожденного отваром ромашки.
  7. Молочницу. Образуется в ротовой полости. Выглядит как белые кусочки на небе, языке, щеках. Лечением данной патологии должен заниматься врач — если не будет должной терапии, это может привести к осложнениям.
  8. Запор. Чаще всего с ним сталкиваются дети на искусственном вскармливании.
  9. Колики. В организме новорожденного проходят процессы брожения, что приносит ребенку немало неприятных ощущений. Еще одна причина колик — ребенок заглатывает слишком много воздуха при кормлении. Чтобы избежать подобного, после кормления детей ставят «столбиком». При появлении коликов не следует сразу давать ребенку какие-либо медикаменты — лучше просто поносить его на руках, погладить, успокоить. Расслаблению способствует и теплая ванна с успокаивающими травами.
  10. Опрелости. Причины их появления такие же, как и у потницы. Чтобы избежать такой проблемы, нужно обязательно промывать складки с помощью отваров трав. Также стоит почаще раскрывать малыша, снимать памперс, чтобы кожа «дышала». Дополнительно можно пользоваться детскими присыпками.
  11. Желтуха. Частая проблема малышей, что вызвано разрушением избыточного количества эритроцитов. Однако печень маленьких детей еще не может справиться с такой проблемой, что и приводит к появлению желтого пигмента. В норме желтуха нарастает первые 5 дней, спадает в течение следующих 14 дней.

Если у ребенка повышается температура, он ведет себя беспокойно, плохо ест и спит, это должно стать причиной обращения к врачу.

Режим купания нужно выбирают самостоятельно, но необязательно купать малыша каждый день полностью. Но при этом обязательно каждый день обтирают ребенка влажным теплым полотенцем.

11 месяцев: развитие речи

Учите его правильно говорить слова, проговаривайте свои действия.

Он уже запомнил, где у мамы нос и рот. А теперь покажите, где у него самого разные части тела.

Тогда он будет видеть вашу мимику и артикуляцию.

Он отлично слышит и легко откликается на своё имя.

Физиология

Большинство детей к этому возрасту совершает свои первые шаги. Малышу не нужна обувь для ходьбы дома. Если он ходит босиком по поверхностям с разными фактурами – кафель, паркет, ковер, это полезно для гармоничного развития его ног.

Сейчас в физическом развитии ребенка появляется танец. Конечно, это пока некое подобие движений под музыку, но это ведь только начало! Чаще включайте веселую музыку и пойте с ним.

Сон малыша так же достаточно длительный. Многие дети к возрасту 11 месяцев спят уже два раза днем, некоторые всего один раз.

Улучшаются моторные навыки, в частности – мелкая моторика. Ребенок умеет уже переворачивать странички картонной книги, мнет и разрывает бумагу, пусть не аккуратно, но – переворачивает страницы обычной книги.

Еще почитать:  Когда после болезни можно гулять

В питании тоже происходят изменения – ребенок может самостоятельно есть мягкие фрукты. Не давайте ребенку самостоятельно кушать твердые фрукты или овощи куском (яблоко, морковь), ребенок может откусить кусочек, прожевать не сможет (зубов жевательных нет пока, а десны не разомнут твердый фрукт) и аспирировать (вдохнуть) его. Твердые фрукты пока давайте в измельченном виде, в то время как мягкие (например, банан) научат ребенка откусывать и жевать.

Психология

Ребенок стал более самостоятельным. Он учится понимать, чего он хочет и чего не хочет. Его действия становятся целенаправленными. Маленькому исследователю интересно абсолютно всё. Надеюсь, вы уже закрыли всю бытовую химию под амбарный замок и убрали всё острое, хрупкое подальше от его цепких ручек.

С каждым месяцем игра ребенка становится все сложнее. К возрасту 11 месяцев – 1 года он готов к первой сюжетной игре. Малыш каждый раз ждет вашей похвалы. Можете в игровой форме учить его помогать вам. Например, складывать разбросанные игрушки в корзину. Этому никогда не рано начинать учить.

Ребенок активнее общается. Он активно использует звукоподражание и простые слова. Чтение книжек с яркими картинками – полезное и увлекательное занятие. Часто дети сами рассматривают картинки в книжке, переворачивая плотные картонные страницы – это 5 минут свободного времени для мамы. Используйте его!

Навыки и умения

♦ Самостоятельно вставать у опоры, ходить вдоль нее.

♦ Взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.

♦ Показывать части тела на других людях (нос, рот, глаза).

♦ Надевать кольца на пирамидку без правильной последовательности.

♦ Переворачивать страницы картонной книги.

♦ Самостоятельно пьет из поильника или кружки.

♦ Некоторые дети ходят без посторонней помощи.

♦ Подает знакомую игрушку по просьбе.

Еще один важный момент, который нужно обсудить в семье, – дисциплина. Самая эффективная дисциплина – это просто последовательные действия. Если что-то запрещается – это запрещается всегда, вне зависимости от того, просит или плачет ребенок и, конечно, от настроения родителя. Если один родитель запрещает что-то, то другой родитель не должен это разрешать. У ребенка в голове не должно быть путаницы.

Как играть

Чем лучше развита координация движений ребенка и мелкая моторика, тем сложнее развивающие игры. Сейчас уже можно использовать различные пазлы-вкладыши, усложнять сортеры. Обычно малыш неплохо справляется уже с 2-3 формами (круг, квадрат, треугольник) и пытается сложить остальные.

Сюжетные игры отлично подходят подросшему малышу. Обычно дети повторяют за взрослыми то, что видят ежедневно: выкладывают белье в тазик, складывают его обратно в стиральную машину, стучат игрушечным молотком и разговаривают по телефону. Всегда помните: «Дети – видят, дети – делают».

Ребенок уже хорошо запомнил, где у мамы нос, рот и глаза. А теперь покажите, где у него самого эти части тела. Расширяйте его кругозор.

Книжки. Дети с удовольствием их слушают и рассматривают картинки. Старайтесь во время чтения сажать малыша не на колени, а садиться напротив него, чтоб он видел вашу мимику и артикуляцию. Эмоции – очень важная деталь сказки.

Чему можно научить

Простая помощь по дому – вот то, что сейчас получится у ребенка лучше всего. Конечно, пока это совсем помощью назвать крайне сложно, однако, он может помогать вам собирать свои игрушки и складывать их в ящик.

Учите его правильно говорить слова, проговаривайте свои действия.

Что чувствует и как ведет себя

Ребенок – это маленький экспериментатор. Он пробует на вкус все новое. Многим нравится экспериментировать с едой и новыми вкусами. Другие, напротив, не жаждут новой еды. Подталкивайте, предлагайте, но не заставляйте.

Слух у ребенка очень чуткий. Он отлично слышит и легко откликается на свое имя.

Малыш уже умеет злиться, расстраиваться, веселиться, скучать. И это далеко не весь спектр его эмоций.

Как развивается речь

Если к возрасту 1 года у ребенка в речи есть хоть 1 полноценное слово, значит, нервно-психическое развитие малыша в норме. Не сравнивайте, пожалуйста, своего ребенка со сверстником-болтуном. Это разные дети и они имеют право на индивидуальное развитие. Сравнивайте своего ребенка с ним самим.

Сейчас малыш начинает использовать упрощенные слова («ням-ням», «бух», «да», «надо», «дай»), активно использует звукоподражание. Чаще разговаривайте с ним – это будет пополнять его словарный запас, и он охотнее будет делиться с вами новыми словами.

Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева

В питании тоже происходят изменения – ребенок может самостоятельно есть мягкие фрукты. Не давайте ребенку самостоятельно кушать твердые фрукты или овощи куском (яблоко, морковь), ребенок может откусить кусочек, прожевать не сможет (зубов жевательных нет пока, а десны не разомнут твердый фрукт) и аспирировать (вдохнуть) его. Твердые фрукты пока давайте в измельченном виде, в то время как мягкие (например, банан) научат ребенка откусывать и жевать.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев: физическое и психическое развитие

Маленькие дети растут очень быстро: 10 месяцев пролетели как один миг. Возраст ребенка уже приближается к годику, и он радует родителей своими успехами. Ежедневно родные переживают, чтобы развитие малыша соответствовало его возрасту. Интересуетесь, что должен уметь ребенок в 10 месяцев? Подробная информация — в статье.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев: физическое развитие

Родители десятимесячного малыша, который еще недавно лежал практически неподвижно, хватаются за голову. Кроха стал настолько активным, что мама и папа только и успевают следить за маленьким непоседой. Он уже научился проявлять характер и отлично манипулирует родными.

Одни из важных показателей физического развития — рост и вес ребенка. Поскольку малыш стал активным, добавление веса уже не такое, как раньше, — до 500 г в месяц. Интересуетесь, сколько должен весить ребенок в 10 месяцев? По данным ВОЗ, нормальная масса тела малыша — 8–10 кг. При этом девочки могут весить немного меньше.

Нельзя не отметить и рост ребенка в 10 месяцев. Норма — 70–76 сантиметров. Однако кроха может быть несколько выше, если у него такая наследственность.

Расскажем, какие физические умения должен показывать малыш 10 месяцев:

  • Хорошо ползать.

Обычно в десятимесячном возрасте дети уже активно передвигаются на четвереньках. Их деятельность не ограничивается одной комнатой: малыши ползают по всей квартире, преодолевая препятствия.

  • Уверенно сидеть.

Помимо того, что ребенок уверенно сидит в коляске, стульчике или на диване, он может самостоятельно принимать нужную позу из горизонтального положения.

  • Подниматься на ноги.

Как правило, малыш уже давно стоит на ногах с поддержкой. Также он может самостоятельно подниматься возле опоры, делать возле нее несколько шагов, приседать.

  • Играть игрушками.

В этом возрасте малыши могут подолгу играть с игрушками. Мальчикам нравится катать машинки, а девочкам — перебирать разные предметы. Малышам по-прежнему интересны погремушки и музыкальные предметы. Они перекладывают игрушку из стороны в сторону, могут доставать ее самостоятельно из разных мест.

  • Повторять за взрослыми.

Ребенок 10 месяцев очень любит подражать родителям. Ему нравится открывать дверцы шкафов, выбрасывать одежду, играть посудой, смотреть в зеркало.

В этом возрасте нужно тщательно оберегать малыша от травм. Не каждому ребенку удастся избежать синяков, однако стоит позаботиться о безопасности. Закрывайте розетки, убирайте опасные предметы высоко. Также покажите крохе, как спускаться с дивана.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев: психическое развитие

Если с физическим развитием все более-менее понятно, то психоэмоциональная картина нередко ставит родителей в ступор. Они не понимают, как малыш должен себя вести в соответствии с нормой, поэтому сравнивают его поведение с другими детьми. В общем, это не возбраняется, однако помните, что все дети индивидуальны.

Расскажем, какими навыками обладает 10-месячный ребенок:

  • Понимает обращенную к нему речь.

Помимо того, что ребенок хорошо реагирует на свое имя, поворачивает голову, он уже распознает эмоции и слова взрослых. Поэтому, если ему что-то запрещают, кроха реагирует бурно, часто с плачем. Также малышу нравится, если его хвалят.

  • Проявляет тактильный интерес.

Малыш по-прежнему остро нуждается в родных людях. Поэтому он часто просится на руки. Ребенок любит обниматься, во время кормления держится за грудь, хватает родных за пальцы. Также малышу нравится, когда с ним играют, например щекочут.

  • Активно лепечет.

Речь десятимесячного ребенка активна. Конечно же, о предложениях говорить еще рано, однако некоторые дети могут повторять отдельные слоги, превращая их в слова. Также ребенок хорошо интонирует свою речь, понижает голос и повышает его.

  • Понимает, для чего нужны предметы.

Ребенок может прикладывать к уху телефон, включать телевизор пультом, закрывать чайник крышкой и т. д.

Эмоциональные навыки ребенка в 10 месяцев разнообразны. Он гримасничает, плачет, много смеется и активно жестикулирует. Кроха может показывать пальцем на интересующий предмет, требовать своего, когда ему что-то нужно.

Также в этом возрасте дети проявляют интерес к животным и другим детям. Особенно им нравится трогать их за лицо или части тела.

Не переживайте, что ваш малыш стал чересчур эмоциональным: он растет и развивается. Однако если ребенок слишком замкнут и молчалив, не интересуется окружающим миром или делает это вяло, обратитесь к врачу. Поводом для беспокойства может стать также чрезмерная активность и раздражительность малыша.

Ребенок 10 месяцев: как помочь малышу развиваться

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров и нормально развит в психологическом плане. От чего зависят нормальные показатели? Тут существует несколько факторов: генетика, воспитание, отсутствие стрессов, питание и физическая активность.

Один из самых важных атрибутов правильного прогресса крохи — участие родителей. Малышу можно и нужно помогать развиваться как с помощью подручных предметов, так и с собственным участием.

Интересуетесь, чему учить ребенка в 10 месяцев? Родителям следует:

  • Контактировать с ребенком тактильно.

Маме и папе стоит как можно чаще обнимать и целовать ребенка, гладить его и щекотать, делать массаж. Также не стоит отказываться носить кроху на руках несмотря на то, что он уже весит немало.

С помощью тактильного контакта вы выражаете свое отношение к малышу, а он чувствует, что его любят.

Обязательно играйте с ребенком различными игрушками. Развивайте мелкую моторику с помощью круп и мелких игрушек. Также стройте башню из кубиков, собирайте пирамидку, давайте лепить из пластилина, рисуйте на бумаге пальчиками. Периодически меняйте игрушки, чтобы не надоедали.

Хотите, что ребенок как можно раньше сказал первое слово? Тогда всегда с ним разговаривайте. Комментируйте свои действия, рассказывайте об окружающем мире. Также читайте сказки, декламируйте короткие стишки.

В этом возрасте кроху уже можно знакомить с книгами. Однако будьте готовы к тому, что он попробует новый предмет на вкус или порвет.

  • Знакомить с другими детьми.

Развитие ребенка в 10 месяцев активное, поэтому его можно знакомить с другими детьми. Лучше, если это будут малыши приблизительно такого же возраста. Для первой встречи выбирайте домашнюю обстановку. Также можете водить кроху на развивающие занятия.

Помимо этого, уделяйте внимание режиму дня крохи. Старайтесь приучать его к определенному распорядку. Хорошо, если ребенок будет спать днем два раза и столько же раз бывать на свежем воздухе.

Питание 10-месячного малыша также влияет на его развитие. Грудничку недостаточно одного молока или смеси, поэтому введите в рацион гипоаллергенные безмолочные каши, нежирное мясо и рыбу, молочные продукты и овощи. Все продукты варите или готовьте на пару.

Вы узнали, что умеет ребенок в 10 месяцев и как его следует развивать. Важно ориентироваться не только на общепринятые стандарты, но и на характер и особенности вашего малыша.

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter

Вы узнали, что умеет ребенок в 10 месяцев и как его следует развивать. Важно ориентироваться не только на общепринятые стандарты, но и на характер и особенности вашего малыша.

Ссылка на основную публикацию