Логопедические Занятия С Детьми 5 7 Лет

Содержание

Логопедические занятия с детьми 5 7 лет

Обсуждения

Собираем интересные игры для тренировки язычков и постановки звуков.

Артикуляционные упражнения — это гимнастика, которая делает язык, губы и щеки более подвижными и послушными, натренированными . Мы выполняем гимнастику для рук и ног, чтобы они стали сильными и ловкими — такая же тренировка необходима и для речевых органов, где язык является главной мышцей.

Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. В этом возрасте Вы поможете ребенку обрести правильное звукопроизношение.

Первое время выполняйте упражнения перед зеркалом. Это взрослый знает, где и как сейчас расположен его язык, а у малыша еще нет такого опыта. Увидеть и осознать свои действия ему поможет зеркало.

Детям от 5 лет артикуляционная гимнастика поможет исправить нарушения в произношении.

Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игры 5-7 минут.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не получаются с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком, перед зеркалом. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, тогда все обязательно получится

Несколько веселых видео с артикуляционными упражнениями:

1. Лягушка
2. Дятел
3. Парус
4. Заведи Мотор
5. Футбол
6. Варенье
7. Лошадка

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫКА

Гимнастика начинается – наша школа открывается
широко открыть рот — открыто
закрыть рот — закрыто

Всех мы рады видеть в школе, всем помашем язычком
улыбнуться, открыть рот
вытянуть язык, поводить им из стороны в сторону, вверх и вниз.

Мы подразним опоздавших
улыбнуться
пошлепать языком между губами — бе-бе-бе-бе.
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Всех накормим вкусной кашкой
широко открыть рот
высунуть язык и придать ему форму чашечки (слегка приподнять кончик языка)

Всем мы песенку споем
Широко открыть рот, пропеть ля-ля-ля
с напряжением вытянуть вперед губы (ду-ду-ду как в трубу)

На замок закроем дверь, вам не выбраться теперь
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Пощекочут потолок, те кто не выучил урок
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ( пощекотать ) нёбо

Дверки отворяются, детки разбегаются
улыбнуться
быстро-быстро задвигать языком вверх и вниз

С горочки катаются
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

Быстро с горочки летят, громко букву «Ааааа» кричат
На сколько хватит воздуха крикнуть а-а и прикусить широкий кончи языка (поймали букву)

С горочки слетели на лошадку сели
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать узким языком (как цокают копытами лошадки)

На лошадку сели букву «ы-ы-ы…» пропели
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое ы-ы-ы.

Доехали до речки, увидели колечки
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать колечко
делать колечки , слегка при этом причмокивая

Гуси к речке подбежали
По-гусиному болтали
быстро говорить — га-га-га.

Мы камушки подобрали и гусей всех разогнали
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
на щеках образуются твердые «камушки» — потом «выталкиваем» их с воздухом.

Как гусей всех разогнали на качели побежали
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы

А на башенке часы, у них стрелки как усы.
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Часики улыбаются, нас плюшки дожидаются
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу

Просто плюшки не едим Мы варенья к ним хотим.
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу

Поиграли и поели, а теперь спать захотели.
Закрываем ротик.

2-й Рощинский проезд,дом 8, строение 4 115419 Москва, Российская Федерация

+7 (495) 231-46-79 +7 (495) 780-00-98 +7 (495) 723-72-95

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 Гном Альбом 1 предназначен для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. Он является составной частью комплекта из четырех альбомов с логопедическими домашними заданиями по различным лексическим темам. Цель данного пособия — помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми. Преимущество этих альбомов состоит в том, что родителям не нужно по заданию логопеда переписывать домашние задания, подбирать картинки, рисовать или наклеивать их в тетрадь. Красочные иллюстрации помогают поддержать интерес ребенка к занятиям. Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с речевыми нарушениями. 3-е издание, исправленное.

Цена: 80 руб RUB

Автор(ы) Теремкова Наталья Эрнестовна Редактор(ы) Арбекова Н. Иллюстратор(ы) Кудряков Д.,Кулакова Н.,Кулов С. Издательство Гном ISBN 978-5-296-00889-3, 978-5-296-01127-5, 978-5-91928-036-1, 978-5-91928-161-0, 978-5-91928-287-7, 978-5-91928-475-8, 978-5-9192-8695-0, 978-5-91928-919-7 Количество страниц 48 Упаковка обл — мягкий переплет (крепление скрепкой или клеем) Иллюстрации Черно-белые + цветные Масса 114 Размеры 260x205x4

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 Теремкова Наталья Эрнестовна Альбом 1 предназначен для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. Он является составной частью комплекта из четырех альбомов с логопедическими домашними задани

Наталья Теремкова: Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1

Где купить эту книгу? В обычном магазине или через Интернет? Заказывайте в Лабиринте ! У нас Вы можете купить книгу дешевле. а получить быстрее, чем где бы то ни было. Часто покупатели ищут книгу, используя такие словосочетания, как: домашнее задание логопеда , домашнее задание по логопедии , домашние задания логопеда . Сделать правильный выбор Вам помогут рецензии покупателей, а также дополнительные материалы: отрывки. фото и иллюстрации .

Внимание!
Если Вы обнаружили ошибку в описании книги Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 (автор Теремкова Наталья Эрнестовна ). пишите об этом в сообщении об ошибке. Спасибо!

Любимый книжный
теперь под рукой:

iPhone:
уже в Эппсторе!

iPad:
осенью 2016

Android:
в разработке

Лабиринт в соцсетях:

Следите за акциями и спецпредложениями,
участвуйте в викторинах, опросах и коллективных скидках,
получайте призы!

Украина +7 495 745-95-25

Сумма без скидки 0 р.

Вы экономите 0 р.

Скидка 5% уже
на второй заказ

Вход и регистрация в Лабиринт

Авторизируясь в Лабиринте, я подтверждаю, что я старше 18 лет, принимаю условия работы сайта и даю добровольное согласие на обработку своих персональных данных

Вы здесь впервые?

Мы пришлем вам письмо с постоянным кодом скидки для входа на сайт, регистрироваться для покупок необязательно

Войти по коду скидки

Вы получаете его после первой покупки и в каждом письме от нас. По этому номеру мы узнаем вас и расскажем о ваших скидках и персональных спецпредложениях!

Войти через профиль в соцсетях

Просмотр: Главная Логопедам Конспекты логопедических занятий Конспект фронтального логопедического занятия для заикающихся детей 5-7 лет «Все профессии важны!»

Конспект фронтального логопедического занятия для заикающихся детей 5-7 лет «Все профессии важны!»

В целях повышения профессионального мастерства учителей-логопедов дошкольных учреждений, творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, предлагаю вашему вниманию конспект фронтального логопедического занятия для заикающихся детей 5-7 лет «Все профессии важны!».

Тема занятия: Все профессии важны!

Цели и задачи занятия:

  • Закреплять представления детей о профессиях людей, орудиях труда, обогащать активный словарь по теме.
  • Тренировать длительный речевой выдох.
  • Развивать чувство ритма, координацию речи с движением, мимику, пантомимику.
  • Совершенствовать невербальные способы общения.
  • Закреплять навыки плавной речи при ответах на вопросы.
  • Развивать коммуникативные навыки (умение работать в парах, коллективе).
  • Закреплять приемы мышечной релаксации по представлению.

    Оборудование: наборы разноцветных палочек, металлофоны, смятые трафареты фигур людей разных профессий, поварской колпак, картинки с изображением профессий людей, фишки.

    Ход фронтального логопедического занятия:

    1. Организационный момент.

    Упражнение «Доброе утро!» Детям предлагают взяться за руки и вместе сказать: «Доброе утро!» -шепотом, зевая, обычным голосом, прокричать.

    2. Основная часть:

    Упражнение на развитие координации речи с движением «Кровельщик».

    То не град, то не гром -(дети встают в круг, изображают удары молотком)
    Кровельщик на крыше. (тянутся на носочках, подняв руки вверх)
    Бьет он громко молотком, (изображают удары молотком)
    Вся округа слышит. (закрывают уши руками)
    Он железом кроет дом, (изображают удары молотком)
    Чтобы сухо было в нем. (наклоняются, достают носки руками)

    Мимическое упражнение «Артисты».

    Дети передают мимикой испуг, гнев, радость, задумчивость, грусть, восторг и т.д.

    Дыхательное упражнение «Дровосек».

    1. Руки опущены вниз и сцеплены в замок.
    2. Медленный вдох через нос, руки, сцепленные в замок, поднимаются над головой.
    3. Задержка дыхания.
    4. Резкий выдох через рот со звуком [У] – руки резко опускаются вниз, имитируя движения топора.

    Дыхательное упражнение «Веселый трубочист».

    Логопед читает стихи, а дети делают упражнения: поднимают руки вверх (вдох), затем, согнув их в локтях, кисти сжать в кулаки, с силой опускают вниз (выдох). Повторить 3-4 раза.

    Вот веселый трубочист,
    Он трубы чистит, чистит.
    Руки ходят вверх и вниз,
    И крепко сжаты кисти.

    Функциональное упражнение «Рубка дров».

    Каждый ребенок должен представить себе, что он рубит дрова из несколько чурок. Он должен пантомимически поставить чурку на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить его на чурку. Всякий раз при опускании топора он должен громко выкрикнуть: «Ха!» Затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь.

    Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Логопед отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди.

    Продавец ребятам рад.
    В магазине для ребят
    Есть матрешки расписные,
    Есть машинки заводные.

    Речевая игра «Кто интереснее придумает?».

    Логопед произносит одно слово (глагол), например «пилить». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Мой брат пилит», «Ваня пилит доску». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку.

    За основу предложения можно взять не только глагол, но и любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.)

    Игра «Кто спрятался в комочках?».

    Дети разглаживают смятые трафареты фигур людей разных профессий. Не показывает его товарищам, а без слов (молча) изображает действия характерные для данной профессии. Остальные дети должны отгадать профессию, назвать ее и рассказать, что делает человек данной профессии, не ограничиваясь только увиденными действиями.

    Коммуникативная игра «Иголка и нитка».

    Ты портной, такой умелый!
    Сшей для куклы фартук белый.
    Я сама бы сшить могла,
    Но пока ещё мала.

    Дети становятся друг за другом. 1-й ребенок – иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать, чтобы «ниточка не порвалась». При первом проведении игры детям можно держаться за руки. Желательно музыкальное сопровождение.

    Упражнение «Врач окулист» (работа в парах).

    Логопед предлагает выложить из счетных палочек буквы разной величины для диагностики зрения.

    Подвижная игра «Повар».

    Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:

    Будем в повара играть,
    Никому нельзя зевать.
    Если повар будешь ты,
    То скорей кругом иди.

    После слов «скорей кругом иди» водящий становится спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать) круг, тот выигрывает.

    3. Релаксация «Лентяи» (музыкальное сопровождение).

    Сегодня вы, дети, много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться.

    Вы – лентяи, нежитесь на мягком -мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ручки у…(имя), отдыхают ножки…(имя)… Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение.

    4. Заключительная часть:

    Упражнение «Тепло ладоней».

    Логопед предлагает детям взяться за руки, осторожно пожать их и передать тепло своих ладоней друг другу.

    Полякевич Юлия Викторовна,
    учитель-логопед,
    высшая квалификационная категория,
    МБДОУ № 32 «Айболит»,
    Иркутская область, город Усть-Илимск

    Упражнение «Тепло ладоней».

    Логопедические занятия для детей 4-5 лет

    Сегодня многим родителям, которые заботятся о всестороннем развитии малыша, известно, что формированию навыку грамотного письма и чтения способствует нормальное речевое развитие ребенка. До начала занятий необходимо провести обследование речи малыша, найти все недостатки в произношении.

    Вот какова характеристика ребенка данного возраста:

    1. К 5 годам малыш должен владеть всеми звуками речи, исключение составляют шипящие звуки и «Р», иногда звук «Л», которые ребенок еще может плохо выговаривать
    2. У ребенка в лексиконе должен быть достаточный запас слов для того, чтобы он мог составить предложение из 5-7 слов.
    3. Ребенок должен уметь употреблять слова в единственном и множественном числе.
    4. Малыш должен уметь описывать какой-либо предмет, указывая на его качества.
    5. Умение вести диалог – еще одна из норм, характерных для детей данного возраста. При общении со взрослым речь его должна быть понятна, причем не только родителям, но и посторонним людям.
    6. Ребенок должен быстро называть свое имя, фамилию, возраст, имена родителей, клички животных, которые живут рядом.

    Если ребенок не умеет делать чего-то из указанного выше, ему будет полезно посещать логопедические занятия. Они будут направлены на развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие воздушной струи и, конечно, коррекцию нарушения звукопроизношения.

    В частных логопедических центрах консультации и занятия проводит логопед. При этом его работа стоит недешево. Но родители, у которых есть возможность заниматься дома со своим малышом, вполне смогут проводить это время с пользой. Тем более в домашней непринужденной обстановке ребенок чувствует себя более комфортно: нет излишнего напряжения от общения с незнакомым человеком.

    Еще почитать:  Обследование при планировании беременности женщине

    Логопедические занятия дома

    На помощь мамам приходит различная литература.

    Одним из пособий, которым можно воспользоваться дома, является «Логопедические домашние задания для детей с ОНР для 5-7 лет» Теремковой Н.Э. Эти задания можно предлагать ребенку и не достигшему возраста 5 лет.

    Предлагаем воспользоваться пособиями еще двух авторов – это Бардышева Т.Ю.и Моносова Е.Н. Они предлагают воспитателям и родителям большое количество пособий, предназначенных для развития детей с 3-х летнего возраста.

    Для того чтобы домашние занятия были успешными, нужно соблюдать некоторые правила:

    • Все занятия необходимо проводить в игровой форме для того, чтобы ребенок был увлечен всем происходящим, а также не понимал истинного значения проводимых упражнений.
    • Занятия нужно ограничивать по времени. Для начала это 3-5 минут, затем доводить до 15-20.
    • Количество игровых занятий в день примерно 2-3, так материал быстрее усвоится.
    • Хвалите ребенка за каждый успех, поддерживайте добрыми словами. Не употребляйте слово «неправильно» — ребенок может замкнуться и больше не пойти на контакт.
    • Занятия лучше проводить в часы, когда ребенок не уставший. Лучшее время для этого — после завтрака и после дневного сна.
    • Когда разговариваете с ребенком, поворачивайтесь к нему лицом, четко произносите все звуки. Помните, вы – объект для подражания.
    • Если, выполняя задание, знакомитесь с теми или иными явлениями природы, необходимо делать это в то время, для которого эти явления характерны (зимой – изучение зимних явлений, летом – летних).

    Этапы домашних занятий

    Давайте уточним порядок действий при проведении занятий дома:

    • Пальчиковая гимнастика.
    • Гимнастика для органов артикуляции.
    • Игры на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику.
    • Развитие речи, пополнение словарного запаса.

    Рассмотрим по порядку каждый этап занятий в домашних условиях.

    Гимнастика для пальчиков

    Известно, что между рукой человека и мозга имеется сильная взаимосвязь. Поэтому, выполняя мелкие движения рукой, мы тем самым тренируем зоны коры головного мозга. Ну а если эти движения сочетаются с речью, то пользы от таких упражнений будет намного больше.

    Родители, занимаясь пальчиковой гимнастикой со своим малышом, должны не просто просить выполнить какие-либо действия, а разучивать и повторять с ребенком недлинные стишки, поговорки, песенки.

    Варианты упражнений для пальчиков имеется огромное множество. В книжных магазинах можно встретить большое количество литературы с целыми комплексами упражнений на развитие моторики. Этими изданиями может воспользоваться любая мама.

    В целом, можно выделить ряд движений, способствующих развитию мелкой моторики:

    • поглаживание одной ладонью другую;
    • массаж пальчиков одной руки другой рукой;
    • совмещение большого пальца руки с другими пальчиками;
    • совмещение друг с другом пальчиков двух ручек.

    Огромную пользу несет игра с «волшебным мешочком», в который мама насыпает крупу. В каждом мешочке может быть как крупа одного вида, так и разного. Обычно используется гречневая крупа, горох, фасоль, рис.

    Ребенка просят потрогать пальчиками мелкие и крупные включения. Еще один вариант использования крупы: просто перемешать в тарелочке разные виды и попросить малыша ее перебрать.

    Основные упражнения показаны в этом видео:

    Артикуляционная гимнастика

    Эти упражнения направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие амплитуды движений. Любой последующей постановке звуков предшествуют артикуляционные упражнения.

    Упражнения делятся на динамические и статические. При выполнении первых язык, губы выполняют какие-либо упражнения, то есть постоянно двигаются. При выполнении вторых – органы артикуляции должны «занять» определенное положение и удерживать его на протяжении нескольких секунд. Такие упражнения сложнее даются малышу, важно научить ребенка делать это.

    Различаются упражнения, которые можно делать всегда и всем малышам. Они просто способствуют развитию движений всех мышц аппарата.

    Существуют упражнения, которые «подготавливают» те мышцы, необходимые при произнесении того звука, что ребенок плохо выговаривает.

    Среди упражнений можно выделить следующие:

    • на развитие и укрепление мышц языка;
    • на развитие и укрепление мышц губ;
    • на развитие и укрепление мышц щек;

    Вот некоторые из этих упражнений:

    «Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.

    «Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.

    «Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя. ».

    «Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.

    «Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.

    «Часики — тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.

    «Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).

    «Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» — поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.

    Выполнять упражнения лучше не просто по требованию. Заинтересуйте малыша. Предложите ему совершить путешествие в волшебную страну, где главный герой – язычок. Пофантазируйте вместе, и эти занятия принесут много пользы ребенку.









    Не забывайте, все упражнения на развитие органов артикуляции необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен не только чувствовать, где находится язычок и что делают губки, но и видеть все это.

    Основные упражнения показаны в следующих видео.


    Развитие фонематического слуха

    Так как ребенок осваивает речь не сам по себе, а воспринимая звуки от окружающих, необходимо, чтобы живущие рядом люди говорили правильно.

    Помимо этого, окружающие люди на этапе развития речи ребенка могут оказать огромную роль в ее становлении. Многие занятия на развитие слуха основаны как раз на звукоподражании.

    Рассмотрим, какие упражнения можно делать с малышом дома:

    • Угадать, какой предмет звенит. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предметы, которые могут издавать звук. Показывает, как они звенят. Затем прячет за спиной предмет, издающий звук (барабан, ложка, бокал), и просит ребенка угадать, что звенит.
    • Угадай, где звук. Взрослый за спиной ребенка перемещается по комнате и звенит колокольчиком в разных местах. Ребенок должен рукой показать место, в котором он слышит звон.
    • Подражание звукам, которые издают животные. Для выполнения этого упражнения желательно использовать сюжетные и предметные картинки. Можно рассмотреть зверюшку, обсудить, как и где она обитает. И произнести звук, который она издает. (Лягушка, пчела, кошка и т.д.)
    • Подражание бытовым звукам. Упражнение основано на повторении звуков, которые мы слышим от разных предметов. (капает вода: КАП-КАП, едет поезд: ТУ-ТУ и т.д.)

    Большую роль в развитии слуха и чувства ритма играют логоритмические упражнения. Это упражнения, в которых совмещается движение, речь и музыка. Этот вид занятий очень нравится ребенку. Взрослый показывает ребенку движения и произносит слова, все это делается под грамотно подобранную музыку. Главное в этом – заранее подготовиться. Ведь как занятие окажется интересным, если взрослый будет постоянно ошибаться в словах.

    Развитие речи

    Работа по развитию речи ребенка включает два направления:

    1. Словарная работа, где ребенок уточняет представление об окружающем мире предметов и явлений, взаимоотношениях людей.
    2. Развитие грамматического строя языка – ребенок учится употреблять слова в правильной форме, грамотно составлять предложения.

    Словарная работа решает следующие задачи:

    • уточнение понимания имеющихся в лексиконе ребенка слов;
    • обогащение лексикона новыми словами;
    • формирования навыков использования новых слов в самостоятельной речи.

    Ребенок осваивает окружающий мир, и, чтобы эта работа была ему интересной и полезной, необходимо использовать строительные наборы, игрушки, детские книги, предметные и сюжетные картинки.

    Хочется порекомендовать для использования на домашних занятиях по развитию речи демонстрационный материал, разработанный авторами Ольгой Громовой и Галиной Соломатиной. Он представлен картинками с четкими и яркими иллюстрациями, которые будут понятны и интересны детям.

    Не забывайте, при работе с картинкой необходимо поставить вопрос правильно для того, чтобы малыш смог найти слова для обозначения качества предмета.

    Важно понимать, что в речи данное слово может и не использоваться. С этой целью новые слова нужно повторять в сочетании с другими знакомыми словами. Например, при чтении стиха Сурикова «Зима» ребенку предлагают подумать, что еще можно назвать словом «пушистый»: котенка, полотенце. Повторяя его в сочетании со знакомыми словами, ребенок начинает использовать его в самостоятельной речи.

    Материал, с которым будете работать, должен соответствовать возрасту ребенка. Для 4-летнего могут быть сказки «Курочка Ряба», «Колобок» и другие. Сказка побуждает сочувствие ко всему хорошему, она необходима как для развития речи, так и для нравственного воспитания.

    Чтение сказок должно сопровождаться показом ярких иллюстраций. Хорошо подкрепить прочитанное красивым мультфильмом. Это углубит впечатление от сказки.

    В возрасте пяти лет ребенку можно предлагать сравнивать признаки предметов, обобщать (овощи, фрукты), составлять предложения по опорным словам (девочка, лес, корзина). Закрепление материала происходит в дидактических играх, большую помощь в этом оказывают пословицы, скороговорки.

    Вот примерный список тем, которые предлагаются ребенку: «Части тела человека», «Одежда», «Времена года», «Овощи, фрукты и ягоды», «Дом и его части», «Мебель», «Животные», «Транспорт» и другие.

    Развитие грамматического строя речи происходит при обогащении и активизации словаря, формирования связной речи. Чаще всего у детей встречаются ошибки в изменении существительных по падежам и по числам (нет сапогов, карандашов, котёнки, гусенки). На эти трудности и нужно обращать внимание при проведении индивидуальных занятий с ребенком.

    Вот некоторые виды упражнений, которые проводятся с ребенком: «Один – много» (рука-руки), «Что покажу?» (Цветы, лампу) «Кому – что? (косточку – собаке), «Кто чем питается?» (корова – травой), «Назови ласково» (кот – котик, кольцо – колечко), «Раздели слово на два» (самолет – сам летает), «Кто это и какой?» (яблоко круглое, сладкое), «Чья это часть?» (у лисы хвост – лисий хвост), «Вчера – сейчас» (вчера я ходила в парк, сейчас я играю с куклой) и другие.

    Сегодня на полках магазинов можно встретить большое количество литературы, в которых подробно расписаны упражнения и занятия для развития связной речи малыша, которыми вполне можно пользоваться дома.

    Не забывайте, ребенок растет и совсем скоро пойдет в первый класс. И от того, насколько будет сформирована его речь, зависит успешность обучения в школе. Период от 4 до 7 лет — наиболее благоприятный для развития и коррекции речи.

    Уделите на этом этапе развития максимально много времени своему малышу и вы, тем самым заложите крепкий фундамент для будущих успехов ребенка.

    Пример логопедического занятия вы можете увидеть в следующем видео.

    • поглаживание одной ладонью другую;
    • массаж пальчиков одной руки другой рукой;
    • совмещение большого пальца руки с другими пальчиками;
    • совмещение друг с другом пальчиков двух ручек.

    Логопедические занятия для детей (2-3 года) дома. Занятия логопеда с детьми 2-3 лет

    Когда ребёнок в 2-3 года так и не говорит, у родителей наступает паника. Им кажется, что если соседские дети разговаривают очень хорошо, то их малыш отстаёт в развитии. Однако это не так. Логопеды утверждают, что каждый ребёнок индивидуален. С неговорящими детьми можно заниматься дома. В этой статье вы сможете ознакомиться с упражнениями, советами и рекомендациями, которые помогут заинтересовать ребёнка. Вы узнаете, для чего нужны логопедические занятия для детей. 2-3 года – возраст интереса ко всему и любознательности. Поэтому проблем у вас не возникнет.

    Логопедические занятия в домашних условиях

    Каждый ребёнок индивидуален. Один начинает разговаривать рано, другой – поздно. Конечно же, все родители переживают, когда их карапуз в 2 года не хочет говорить вообще, а только показывает пальчиком. Чтобы таких казусов не происходило, нужно с малышами регулярно проводить логопедические занятия.

    В первую очередь чаду необходимо регулярное общение. Чтобы ему было интересно проводить время со взрослыми, нужно заинтересовать кроху. Тогда будут полезны логопедические занятия для детей. 2-3 года – возраст, когда ребёнок должен уметь говорить хотя бы отдельные слова. Если этого не происходит, тогда уделите максимум внимания упражнениям.

    Чаще всего занятия с детьми основаны на подражании. Малыши стараются копировать окружающих. Это действия, слова, жесты, мимика и т. д. Ребёнок 2-3 лет неусидчив и не умеет сосредотачиваться, поэтому лучше всего с ним заниматься тогда, когда он сам этого захочет. Прежде всего родителям необходимо достигнуть эмоционального контакта с ребёнком. Когда это произойдёт, можно смело заниматься с малышом, играть или просто общаться.

    Разминка: пальчиковые игры

    Мало кто верит, что мелкая моторика развивает речь. Однако это научно доказано. Поэтому старайтесь уделять внимание пальчиковым играм. Приведём несколько примеров:

    1. Сложите большой и указательный пальцы. Остальные же пусть будут подняты и растопырены. Покажите детям этого петушка, приговаривая: «Наш Петя-Петушок, золотистый гребешок, пошёл на базар и купил один сапожок».
    2. Большой и указательный пальцы сомкните и постучите ими по столу. В это время говорите: «Вот курочка пришла и зёрнышко нашла, сама не съела, а деткам отнесла».
    3. Большой палец сомкните с двумя средними, а мизинец и указательный просто слегка согните, приговаривая: «Мышка грызёт сушки, кошка пришла, мышка в нору уползла».
    4. Выгибайте фаланги в разные стороны, говоря при этом: «Наши пальцы очень дружные, всем они нужные. Надо братьев посчитать, на одной руке их пять. На второй их не меньше, они все хороши, ведь пальцы мои».

    Пальчиковая гимнастика – это разминка, которая необходима каждому ребёнку, чтобы заинтересовать его дальнейшим уроком. Ведь требуют усидчивости логопедические занятия для детей. 2-3 года – это возраст непосед. Поэтому мы сначала заинтересуем кроху, а потом уже приступаем к упражнению.

    Артикуляционная гимнастика

    Прежде чем проводить логопедические занятия для детей 2-3 лет дома, необходимо разработать мышцы языка. Для этого и нужна артикуляционная гимнастика. Её желательно проводить вместе с малышом перед зеркалом:

    • Пусть ребёнок представит, что язычок – это кисточка. Его рот должен быть слегка открыт. Языком нужно проводить по нёбу в сторону горла и обратно к зубам.
    • Упражнение «Язычок на качелях». При этом рот откройте широко. Язык в это время лежит под нижними зубами. Затем его кончик поднимите под верхние зубы. Это упражнение нужно проделать не меньше четырёх раз.
    • «Вкусное варенье». Языком нужно облизать сначала верхние губы, затем перейти на нижние. Выполняйте упражнение 5 раз.
    • Почистите языком зубы. Широко откройте рот. Проведите язычком сначала по нижним зубам, потом по верхним. Проделайте это упражнение 4-5 раз.
    Еще почитать:  Когда можно вводить каши в прикорм

    Так проходят логопедические занятия для детей (2-3 года) дома. Однако ребёнку будет весело и интересно только тогда, когда вы в игре будете заниматься с малышом, а не заставлять его.

    Звукоподражание: кто звучит? Что стучит?

    Когда вы удачно прошли пальчиковую и артикуляционную гимнастику, можно приступить к изучению звуков или слогов. Для этого нужно с ребёнком подражать звукам животных или предметов. Проговаривайте с малышом следующие фразы:

    1. «Наша лягушка в болоте глава, сидит на песочке и говорит: «Ква-ква»».
    2. «Петушок боялся упасть в реку и всё кричал: «Ку-ка-ре-ку»».
    3. «Колокольчик мой целый день звенит «динь-динь»».
    4. «Зайка морковку грызёт аппетитно и создаёт небольшой шум: «Хрум-хрум»».
    5. «Дождик говорит: «Кап-кап». Нужно зонтик с собой брать».
    6. «Лошадь весело бежит и копытами стучит. Это вам не сапожок, а звук стука «цок-цок-цок»».
    7. «Свинка говорит: «Хрю-хрю, я вам конфетку подарю»».
    8. «Часы о времени дают нам знак и звучат они «тик-так»».
    9. «Паровоз ездит по свету и твердит: «Ту-ту, я еду»».
    10. «Заблудилась Анечка в лесу и звала друзей: «Ау-ау»».

    Логопедические занятия для детей (2-3 года) дома очень полезные и увлекательные. В игровой форме вы с малышом сможете достигнуть больших успехов.

    Логоритмика

    Такие занятия помогают малышам не только освоить речь, но и пополнить словарный запас. Логопедическая ритмика развивает у ребёнка моторику, речь, мышление, память, внимание. Упражнения даются детям с двух лет. Когда малыш плохо говорит, пусть повторяет только то, что запомнил. Если же он совсем не разговаривает, тогда взрослый поёт, а у ребёнка в это время развивается слух и пополняется речевой запас.

    Логопедические занятия для детей 2-3 лет интересные и увлекательные. Когда вы начнёте петь и выполнять упражнение, ребёнку станет интересно, и он непроизвольно начнёт за вами повторять. Есть несколько увлекательных игр:

    • «На прогулку». Нужно вслух читать стих, под который малыш повторяет определённые движения:

    Наши ножки (тянется ладошками к ногам)

    шагают по дорожке (ручками хлопает по коленкам).

    По кочкам, да по кочкам (передвигается медленными шажками)

    переступают все цветочки (высоко поднимает ноги).

    • Игра «Погода». Ребёнок сидит на стульчике и слушает медленную музыку. Когда вы говорите: «Дождь пошёл», — он ладошками в ритме хлопает по коленкам. Услышав слова: «Молния появилась», – малыш звонит в колокольчик. Когда вы сказали: «Гром гремит», – ребёнок громко топает ногами. При слове «тишина» малыш замолкает и минуту сидит без движения.
    • Сделайте зарядку, приговаривая: «Сначала поднимаем ручки «раз-два-три», затем опустим наши ручки. Ножками потопаем, ладошками похлопаем, попрыгаем, побегаем, зарядку мы доделаем. И станем мы опять тихонечко гулять».

    Это интересные логопедические занятия для детей 2-3 лет. Упражнения нужно проводить только с музыкальным сопровождением. Тогда ребёнку очень понравятся такие занятия, и он вас порадует своими успехами.

    Игры на развитие слуха

    Эти занятия нужны для того, чтобы у ребёнка развивался слух. Дети должны определять звуки. Это может быть звук дождя, грома, лай собаки или мурлыканье кошки и т. д. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет должны проходить в обычном режиме. Помните, это – не патология, а скорее всего, лень, которую необходимо побороть при помощи увлекательных упражнений.

    Дайте прослушать малышу 2 звука, например плач ребёнка и работающего пылесоса. Пусть карапуз определит, кто или что издаёт звук. Когда ему уже легко даются задания, можете усложнить упражнение. Дайте прослушать малышу 3 разных звука, а затем 4. Если он не торопится сказать, тогда помогайте ему и не ругайте кроху.

    Стихи для развития речи

    Занятия логопеда для детей 2-3 лет можно проводить родителям и в домашних условиях. Если будете упражняться с малышом ежедневно, тогда он начнёт говорить быстрее, чем вы ожидаете.

    Стихи – это неотъемлемая часть развития речи. Важно, чтобы присутствовала несложная рифма, тогда ребёнку будет интересней заниматься:

    1. «В речке произошла небольшая драка. Что-то не поделили два рака».
    2. «Всегда прячется в панцирь от страха наша милая черепаха».
    3. «Топотушки, топотушки, скачет зайка на опушке. Он устал и присел и морковочку поел».

    Стихи для детей 2-3 лет предлагаются совсем небольшие, чтобы ребёнку их можно было легко запомнить. Когда вы увидите, что малыш начинает полностью рассказывать маленькие стишки, тогда можно усложнить задание.

    Чистоговорки

    Они тоже необходимы для развития речи малыша. Чистоговорки, как и стихи, должны быть недлинными и легко запоминающимися:

    • «Ох-ох-ох – наш котик не так уж и плох».
    • «Ух-ух-ух – раскричался наш петух».
    • «Ах-ах-ах – мы стоим на ногах».
    • «Ша-ша-ша – вкусная у мамы получилась лапша».
    • «Шу-шу-шу – я у папочки спрошу».
    • «Ши-ши-ши – как шумели камыши».

    Такие чистоговорки можете придумать самостоятельно. Всё зависит от того, какие буквы не выговаривает малыш.

    Советы логопедов

    В настоящее время очень часто можно встретить неговорящих детей в возрасте 2-3 лет. Это не означает, что у ребёнка проблемы с речью. Логопеды утверждают, что до трёх лет не стоит переживать. Однако всё равно не помешают логопедические занятия для детей. 2-3 года – это любознательный возраст, поэтому малыши с удовольствием будут упражняться, если их заинтересовать.

    Первые несколько занятий должны проводиться не более 3 минут. Затем можно время постепенно увеличивать. Важно, чтобы малышу нравилось. Если вы видите, что ребёнок устал и не хочет заниматься, не заставляйте. Отложите упражнения до тех пор, пока у малыша не появится настроение для занятий.

    Лучше понемногу заниматься ежедневно. Тогда у малыша формируются навыки, привычки и память. Не ругайте его за неправильные движения и произношение. Помните, ваш кроха только учится. Не отбивайте у него охоту от занятий. Ведь если будете ругать и наказывать, тогда ничего хорошего не получится.

    Заключение

    В статье мы познакомились с несколькими видами игр. Они отлично способствуют развитию речи. Отсюда можно сделать вывод, что упражнения несложные. Поэтому занятия логопеда с детьми 2-3 лет можно проводить маме в домашних условиях. Главное — придерживаться рекомендаций специалистов.

    Благодаря вышеперечисленным играм вы хорошо пополните словарный запас ребёнка, поможете логически мыслить, воображать и фантазировать. У детей улучшается память, они становятся более усидчивыми и быстрее начинают говорить: сначала некоторые звуки, затем слоги. Многие малыши при помощи таких игр заговорили сразу же не словами, а предложениями. Поэтому не переживайте за речь своего крохи. Ежедневные занятия помогут вам и малышу достичь больших успехов.

    Каждый ребёнок индивидуален. Один начинает разговаривать рано, другой – поздно. Конечно же, все родители переживают, когда их карапуз в 2 года не хочет говорить вообще, а только показывает пальчиком. Чтобы таких казусов не происходило, нужно с малышами регулярно проводить логопедические занятия.

    Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях: задания в картинках

    Речевое развитие — важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

    Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

    Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

    • освоением сонорных и шипящих звуков;
    • звуковым анализом слов;
    • развитием повествовательной речи;
    • составлением рассказа и описаний.

    Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

    Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

    Правила для логопедических занятий дома

    Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

    • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
    • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
    • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
    • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
    • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

    Логопедические упражнения для занятий дома

    Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

    Развитие фонематического слуха

    Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

    Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

    • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
    • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
    • составление звуковой схемы слова;
    • придумывание рифм и коротких стихов;
    • проговаривание речевок и скороговорок.

    Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

    Пальчиковая гимнастика

    Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

    Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

    • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
    • ножницы для вырезания;
    • пластилин;
    • бумагу для оригами.

    Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

    Артикуляционная гимнастика

    Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

    Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.

    Логопедические задания

    На букву Р

    Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:

    Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).

    2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)

    Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

    3. «Как ты умеешь рычать?»

    Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

    4. «Звонкие дорожки»

    Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:

    Ра-ра-ра — убежали со двора.

    Ро-ро-ро — а они нашли ведро.

    Ру-ру-ру — мы придумали игру.

    5. «Подставь слог»

    Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

    6. «Посмотри и назови»

    Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.

    7. «Стихи, скороговорки, загадки»

    Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

    Необходимые задания для развития речи можно найти в Рабочей тетради для звука Р, составленной Костюк А.В.

    Скачайте, распечатайте задания в картинках и занимайтесь дома:

    На букву Л

    Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

    1. «Скажи красиво»

    Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

    2. «Игрушки для Ларисы»

    Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

    Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

    Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

    5. «Скороговорки и потешки»

    Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

    Скачать и распечатать задания в картинках на букву Л:

    На букву Ш

    Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:

    Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.

    Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).

    3. «Слоги путешествуют»

    Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).

    4. «Как зовут ребят»

    Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.

    4. «Сочиняем логопедические стишки»

    Еще почитать:  Что делать при климаксе обильные месячные

    Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.

    Ша-ша-ша — убежала каша,

    Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,

    Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.

    5. «Говори красиво и правильно»

    Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.

    Скачать и распечатать задания в картинках на букву Ш:

    Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию.

    Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

    Скачайте, распечатайте задания в картинках и занимайтесь дома:

    Логопедические занятия и упражнения: развиваем правильную речь ребенка

    Детям свойственно шепелявить, не выговаривать звуки, пропускать или заменять их на более простые. Связано это с несовершенством артикуляционного аппарата. Можно ли исправить эту проблему?

    Совершенствуем речь ребенка дома

    Когда ребенок начинает издавать первые звуки, мы умиляемся, нам это кажется таким смешным и забавным. Но вот если услышать подобную речь от взрослого, то это восхищение исчезнет. А ведь умение говорить правильно нужно развивать еще в раннем детстве, и если этого не сделать, в будущем человек не сможет полноценно общаться с другими людьми, его речь будет искаженной, некрасивой и непонятной. И если ваш ребенок уже сейчас испытывает трудности в произношении каких-либо звуков, проводите с ним логопедические занятия и упражнения – они прекрасно развивают артикуляционный аппарат, совершенствуют речь, учат детей грамотно высказывать свои мысли.

    В идеале, к 4-5 годам дети овладевают четким произношением всем звуков. В силу различных причин, процесс формирования правильного звукопроизношения у многих дошколят замедляется.

    Дефекты звукопроизношения самостоятельно не исчезнут, для их устранения необходимы системные упражнения с логопедом, а также совместные занятия с родителями. Правильно выстроенная система занятий-ваш главный помощник. В этой статье раскроем для вас несколько простых приемов и упражнений, выполняя которые, ваш ребенок научится правильному произношению

    С чего начинать логопедические упражнения? Структура грамотно построенного занятия.

    Проведя тщательную диагностику речи ребенка можно приступить к занятиям, направленным на ее коррекцию. Стоит заметить, в результате обследования речи, специалист получает сведения, касающиеся не только его речевого развития, но и интеллектуального и психомоторного.

    Грамотный специалист использует эти данные, чтобы воздействовать на ребенка используя максимально развитые ресурсы самого ребенка, опираясь на то, что интересно ребенку. Он предложит вам наиболее оптимальную схему построения логопедического занятия.

    Помните, что в таком возрасте достаточно 15-20 минут, материал данный сверх нормы не принесет результатов и не будет усвоен в полном объеме. Также поймите, что игра-является основным видом деятельности в 4-5 лет поэтому весть процесс коррекции звукопроизношения строится в игровой форме.

    Виды логопедических занятий для малышей

    Занятия на развитие речи могут состоять из:

    • пальчиковых игр;
    • артикуляционной гимнастики;
    • игр на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику (стихотворные произведения с движениями);
    • стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи.

    Логопедические занятия нужно проводить ежедневно. Самое трудное в них – суметь заинтересовать ребенка. Поэтому совсем не обязательно, чтобы подобные занятия проводились по типу уроков в школе, где ученики смиренно сидят за партами, а учитель монотонным голосом объясняет новую тему. Для малышей такие занятия – сродни пытке. Включите фантазию: пусть малыш учится с вами, играя на коврике, сидя на подушке, прячась в своем шалашике, прыгая или бегая… Главное – итоговый результат. Стройте занятия в игровой форме – так малыш лучше запомнит материал и совсем не устанет.

    Кроме того, устраивая логопедические занятия с ребенком дома, следует:

    1. Начинать занятия с 2-3 минут, постепенно увеличивая их продолжительность до 15-20 минут.
    2. Делать занятия интересными, чтобы у ребенка возникало желание заниматься. Никогда не заставляйте малыша выполнять упражнения насильно – вы получите противоположный результат.
    3. Выполнять задания чаще, но пусть они будут кратковременными.
    4. Относиться к неудачам малыша легко, без крика, с пониманием. Каждую ситуацию разбирайте вместе, например, ищите причину того, почему у ребенка такой непослушный язычок, как это исправить.

    Теперь рассмотрим каждый из видов логопедических игр, перечисленных выше.

    Пальчиковые игры

    Посредством пальчиковых игр развивается мелкая моторика ребенка. Чем это помогает развитию речи? Учеными установлено, что между человеческой рукой и частью его мозга, которая отвечает за речь, имеется тесная взаимосвязь. Поэтому, разучивая тексты с использованием пальчиковой гимнастики, у ребенка происходит развитие пространственного мышления, воображения, быстроты реакции, внимания и эмоциональной выразительности. Запоминание текстов происходит быстрее, а речь становится выразительней.

    Эффективность пальчиковых игр достигается, если заниматься с ребенком ежедневно, уделяя подобным упражнениям всего 5 минут. Рассмотрим несколько примеров пальчиковых игр.

      «Цветок». Пальцы рук смотрят вверх, собраны вместе. Из полусогнутых ладоней делаем бутон, прижав их друг к другу. Начинаем проговаривать четверостишье, выполняя движения на каждую вторую строчку:

    Бутончик распускается! (разводим пальцы обеих рук в стороны, удерживая нижнюю часть ладоней вместе)

    Цветочек спать ложится! (возвращаемся в исходное положение).

  • «Кошечка». Ладошки положить на стол, сжать в кулачки. На слова «Кулачок — ладошечка. Я иду, как кошечка» одновременно выпрямляем пальчики, не отрывая ручки от поверхности стола, и сжимаем их. Чтобы усложнить упражнение, разжимайте ладошки попеременно на счет «раз, два». Повторять упражнение нужно 3-5 раз.
  • «Птичка летит». Скрестить руки, ладонями перед собой. Переплести между собой большие пальцы, которые будут имитировать голову птицы. Остальные пальцы — это крылья, которыми нужно будет махать, не разъединяя пальцы.

    Птички полетели, (машем крылышками)

    Сели – посидели, (прижимаем ладошки к груди)

    «Клен». Эта игра подходит для детей 3-го года жизни. Все движения выполняются в соответствии с текстом стихотворения:

    Ветер тихо клен качает, (растопырить пальчики и тянуть их кверху)

    Вправо, влево наклоняет: (качаем ладони вправо и влево)

    Раз – наклон и два – наклон, (как можно ниже наклоняем ладошки в указанные стороны)

    Зашумел листвою клен. (быстро шевелим пальчиками)

    «Торт». Выполняем движения по тексту стихотворного произведения.

    Тесто ручками помнем, (сжать, разжать пальцы несколько раз)

    Сладкий торт мы испечем. (мнем воображаемое тесто)

    Середину смажем джемом, (делаем круговые движения ладошками по поверхности стола)

    А верхушку – вкусным кремом (круговыми движениями трем ладошки друг о друга)

    И кокосовою крошкой

    Мы украсим торт немножко (имитируем действие обеими руками)

    А затем заварим чай –

    В гости друга приглашай! (пожимаем правой рукой левую).

    «Зима». Подходит для деток 4-7 лет.

    Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы загибаются по одному)

    Вышли мы во двор гулять.

    Бабку снежную лепили, (выполняем движение лепки снежных комков)

    Птичек зернышком кормили, (бросаем зернышки, растирая пальчики друг о друга)

    После с горки мы катались, (проводим ладошкой правой руки по левой ладони)

    Весело в снегу валялись. (попеременно кладем ручки на поверхность стола то ладошками, то тыльной стороной)

    Мы в снегу домой пришли, (отряхнуть ладошки от снега)

    Съели борщ и спать пошли. (выполняем движения ложкой и изображаем сон, сложив руки ладоней к ладони и положив их под щеку)

    Пальчиковые игры можно использовать, как физкультминутку на логопедических занятиях. Они помогают сменить вид деятельности без потери детского внимания и желания к обучению. К тому же это интересно, весело и полезно. Главное рассказывать стихотворения с захватывающим выражением и четко показывать движения.

    Кроме того, пальчиковые игры помогают:

    • развить согласованность движений обеих ручек ребенка;
    • сочетать речевую и физическую деятельность малыша, использовать их одновременно;
    • развить точные и дифференцированные движения пальцев и кистей детских рук;
    • научиться повторять движения за взрослыми;
    • стать более внимательными, развить зрительное восприятие;
    • усовершенствовать память, воображение, усидчивость.

    Пальчиковые игры нужно проводить систематично. Занятия возможны как с одним ребенком, так и с группой малышей. Однако важно учитывать возраст детей, их настроение, готовность к занятиям, желание и возможность.

    Артикуляционная гимнастика

    Презентацию и музыкальное сопровождение для артикуляционной гимнастики вы можете найти на этой странице.

    Артикуляционная гимнастика необходима для правильного звукопроизношения, укрепления мускулатуры лица, языка, губ, мягкого неба. Упражнений существует множество, специалист поможет подобрать вам наиболее подходящие, для ваших звуков.

    Задания подразделяются на статические и динамические. Каждое имеет название, которое без труда запомнит ваш малыш, что значительно облегчит понимание инструкций во время занятий. Применив немного фантазии, можно отправится в сказочные путешествия с ребенком, где главный герой будет язычок ребенка. Вариаций множество, все зависит от вас. Ниже приведены те самые упражнения, прочитав описания, вы поймете, что они не сложные, не требуют дополнительных знаний от вас (родители).

    Артикуляционной гимнастикой называют группу упражнений для языка и губ. Именно они являются основными в процессе звукопроизношения. Если язык развит недостаточно, человек не сможет произносить звуки, а значит, его речь будет непонятной или недостаточно четкой.

    Выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом – так можно увидеть правильность движений языком, губами в процессе занятий. Для детей очень важно видеть, как двигаются его язык и губы, как и где они расположены. Так быстрее приходит понимание о их правильном местоположении, от чего зависит эффективность артикуляционной гимнастики. Логопеды рекомендуют выполнять упражнения дважды в день по 5-7 минут. В результате ваш ребенок получит правильную и четкую речь.

    Рассмотрим несколько простых, но эффективных упражнений.

    1. «Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.
    2. «Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.
    3. «Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя…».
    4. «Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.
    5. «Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.
    6. «Часики — тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
    7. «Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).
    8. «Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» — поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.
    9. «Змейка». Открыть ротик, высовывать узкую часть языка со рта и быстро прятать его обратно. Прикасаться к зубам и губам запрещено.
    10. «Прокати карандаш». На стол перед ребенком положить карандаш. Попросить его улыбнуться, широкую переднюю часть язычка нужно положить на нижнюю губу и, не спеша (выдыхая воздух), подуть на карандаш, чтоб он покатился по поверхности.

    В дополнение к артикуляционной гимнастике используют упражнения, направленные на развитие голоса, дыхания, речевого слуха. В таком комплексе занятия позволят поставить правильное звукопроизношение у ребенка.

    Логоритмика, развитие слуха и звукоподражание

    Фонематический слух (еще его называют речевым слухом) – это способность различать, понимать и производить звуки. При недостаточном развитии речевого слуха искажается восприятие услышанного, соответственно, речь производится неправильная, нечеткая. Чтобы исправить или не допустить развитие этой проблемы, с детьми выполняют такие упражнения:

    1. «Ушки-слушки» — игра на развитие слуха. Цель – усовершенствовать слуховое внимание, закрепить умение различать звуки. Взрослый показывает ребенку несколько разных предметов, которые могут издавать звуки – ложки, барабан, бокалы, трещотки, маракасы и т.д. Вместе с малышом нужно прослушать, как звучат предметы. Затем взрослый просит ребенка отвернуться и угадать, какой предмет будет звучать за его спиной.
    2. «Где звенит?» — упражнение на развитие слуха. Для игры понадобится колокольчик и просторное помещение. Ребенок стоит с закрытыми глазами, взрослый в это время тихо перемещается по комнате, звеня колокольчиком в разных местах. Задача ребенка – не оборачиваясь, указать рукой, где звенел колокольчик.
    3. Игры на звукоподражание: в принципе, для такого упражнения подойдет любая сюжетная детская картинка. Например, на картинке девочка укачивает куклу: «Оксана укладывает куклу Машу спать и говорит а-а-а. Давай поможем ей вместе! А-а-а!». Помогайте ребенку, используйте движения, имитирующие укачивание ребенка, контролируйте артикуляцию вашего малыша.
    4. Упражнения на подражание голосам птиц, животных. Чтобы подобные игры были интересней, в качестве наглядного материала рекомендуется использовать картинки или фигурки животных, их детенышей. Например, игра «Комарик». Для нее понадобится изображение комарика. Взрослый рассказывает: «Знакомься, этого комарика зовут Степан. Когда он летает, он любит петь песенку з-з-з. А ты умеешь петь такую песенку? Давай попробуем вместе со Степаном! З-з-з». Затем предлагаем малышу поймать «комарика» в кулачок и послушать его песенку. Хватаем кулачком воздух, подносим его к уху и проговариваем: з-з-з. Далее предлагаем ребенку тоже поймать «комарика» и послушать его песенку. Можно подражать бытовым шумам: ножницы режут – чик-чик, капает вода – кап-кап и т.д.
    5. Логоритмика – это логопедические упражнения, в которых соединены движения, речь и музыка. Такой вид занятий очень нравится детям – им весело и интересно. Сначала взрослый читает стих и показывает движения, все это сопровождает умело подобранная музыка. Затем дети повторяют все сами или с взрослым – проще не придумать. Главное – тщательно заранее подготовиться. Например, игра «Прогулка».

    По узенькой дорожке (шагаем на месте)

    Шагали наши ножки (шагаем, высоко поднимая ноги)

    По камешкам, по камешкам (медленно переминаемся с ноги на ногу)

    И в ямку… бух! (подпрыгнуть и сесть на пол)

    Стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи

    Стихи и упражнения к ним вы можете скачать здесь.

    Развитию речи прекрасно способствуют скороговорки – это небольшие рифмованные фразы. С их помощью речь становится четкой и грамотно правильной, они увеличивают запас слов ребенка, совершенствуют речевой слух, улучшают дикцию.

    Идут бобры в боры сыры,

    Добры бобры, бобры добры.

    Дали вместе с простоквашей

    Нашей Клаше каши.

    Ела-ела кашу Клаша

    Вместе с простоквашей.

    Шесть мышат в камышах шуршат.

    Саша шишки шапкой сшиб,

    Получил на лбу ушиб.

    Мама Милу с мылом мыла,

    Не любила Мила мыло.

    Таких скороговорок много, найти их можно в специальной литературе для детей. Не стоит сразу разучивать с малышом сложные стихотворения – начните с малого. И помните: ребенок знает и понимает гораздо больше слов, нежели произносит, просто они находятся, так сказать, «в спящем режиме». И чтобы эти слова малыш начал использовать в общении, нужно помочь ему. А сделать это можно, постоянно занимаясь с ним, читая книги ребенку, рассматривая с ним картинки, комментируя увиденное или услышанное. Помогите своему чаду стать эрудированным, с красивой дикцией и грамотной речью человеком. И тогда успешная и счастливая жизнь ему будет обеспечена.

    Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы загибаются по одному)

  • Ссылка на основную публикацию