Как Проходит Адаптация Ребенка В Детском Саду

Как происходит адаптация ребенка в детском саду?

Поступление малыша в детский садик это довольно сложный процесс для детского организма с психологической точки зрения. Ведь ребенок переходит на новый этап, появляются новые условия для развития организма.

Специалисты выделяют 3 основных вида тяжести адаптации ребенка к посещению сада: легкая, средняя и тяжелая.

Легкая адаптация – в первые дни после поступления детский сад у малыша ухудшается аппетит, пропадает желание контактировать и играть с детьми, но это все проходит на протяжении первых 10-20 дней. Родителям необходимо помнить, что в первый месяц посещения детского учреждения ребенок может неожиданно заболеть, но заболевание длится не более 7-10 дней и проходит без осложнений.

Адаптация средней тяжести – эмоциональное состояние у малыша приходит в норму в более длительный срок (через 20-40 дней). На протяжении первых двух месяцев у ребенка может наблюдаться определенные изменения речевой или физической активности. Кроме этого, в некоторых случаях у детей наблюдается небольшая потеря веса на протяжении 30-40 дней.

Тяжелая адаптация ребенка к посещению детского сада – заключается в многочисленных заболеваниях, которые протекают с осложнениями (пневмонии, бронхиты, отиты и т.д.), стойкие изменения в поведении (ребенок много плачет, не хочет расставаться с мамой, спит в сидячем положении, прячется от других деток и т.д.). У детей с тяжелой формой адаптации к детскому саду резко замедляется как умственное развитие, так и физические показатели (рост, вес). Родителям необходимо принимать меры, если состояние ребенка не нормализуется на протяжении более 60 дней.

Психологи выделяют несколько основных практических приемов, для облегчения адаптации ребенка при первых посещениях детского сада:

Обязательная предварительная подготовка ребенка к посещению детского сада, и развитие у малыша навыков самообслуживания (использование ложки, чашки, пользование горшком, умывание и другие);

Предварительно вместе с родителями ребенок должен посетить детское дошкольное учреждение, познакомиться с помещением и воспитателями, режимом садика. Перед тем, как отдавать ребенка детский сад, родители должны рассказывать малышу о садике только приятные моменты, а также постараться приучить малыша оставаться с людьми, которым доверяете на небольшой период времени (бабушки, крестные, друзья семьи).

В расписание ребенка ввести прогулки если не на территории детского сада, то поблизости, так чтобы малыш смог понаблюдать как играют другие детки, и понять, что в этом нет ничего страшного.

Привыкание ребенка в детском саду необходимо начинать с 1-2 часов, позже через неделю-две можно попытаться оставить малыша на обед и сон. Когда родители убедятся, что ребенок привык к детскому саду, можно оставить его на целый день.

Тяжелая адаптация ребенка к посещению детского сада – заключается в многочисленных заболеваниях, которые протекают с осложнениями (пневмонии, бронхиты, отиты и т.д.), стойкие изменения в поведении (ребенок много плачет, не хочет расставаться с мамой, спит в сидячем положении, прячется от других деток и т.д.). У детей с тяжелой формой адаптации к детскому саду резко замедляется как умственное развитие, так и физические показатели (рост, вес). Родителям необходимо принимать меры, если состояние ребенка не нормализуется на протяжении более 60 дней.

Как адаптировать ребенка к детскому саду: советы детям и взрослым

Знакомство с детским садом начинается задолго до того, как ребенок впервые перешагнет его порог. За месяц или два до начала посещения родителям следует заглянуть на предварительную беседу с теми, кому собираются доверить воспитание своего чада. Педагог-психолог Ольга Бухарина советует внимательно отнестись к озвученным рекомендациям. А также отмечает, что нет ничего предосудительного в том, чтобы прийти в группу и посмотреть, где стоит кровать, на которой будет спать сын. Или заглянуть в музыкальный зал, где дочке предстоит стать звездой утренников. Итак, как же приучить ребенка к садику?

На новый режим лучше начинать перестраиваться еще дома. Готовиться к раннему подъему и раннему отбою, пятиразовому питанию. Оттачивать гигиенические и социальные навыки. Это должно быть комфортно для всей семьи. И касается всех «домашних» детей — неважно, идут они в сад в два года, три или пять лет.

В два года уже целый гардероб в кабинке: форма для физкультуры, сменный комплект одежды (если не до конца приучен к горшку и случаются «аварии»), запасные колготки для улицы. Подгузники — особая тема. Если родители вместе с воспитателем приходят к решению отказаться от памперсов, то и действовать должны сообща. Скажем, решено оставлять подгузники только на прогулку, дневной и ночной сон. Но очень важно, чтобы эти моменты сохранялись и дома на выходных. Это тоже оговаривается на предварительной беседе. Теперь семья и детский сад — одна команда.

Расстаться на вечность или на час

По мнению психолога, родителям очень полезно побывать в саду. Познакомиться с территорией, с персоналом, узнать, где находится отдельный вход в группу. Это избавит пап и мам от состояния тревожности, от придумывания сценариев на тему «Мой бедный несчастный малыш проводит весь день неизвестно где».

— Отличная идея — заглядывать в сад во время прогулок. У нас в саду это очень приветствуется, — говорит педагог-психолог Ольга Бухарина. — Июль и август — традиционная пора адаптации детей к новому учебному году. Мы так и просим родителей: первую неделю являться только на прогулку и оставаться на обед, если хочется. С утра нет шокирующей обстановки: прием детей ведется на улице, погода позволяет делать массу всего интересного на свежем воздухе.

— Сколько визитов с мамой нужно совершить?

— Все абсолютно индивидуально. Даже если ребенок второй в семье или третий, не нужно думать, что все отпрыски будут одинаково адаптироваться к детскому саду. Старший брат может остаться до вечера уже на третий день посещения, а его сестра будет привыкать месяц.

— Как понять, что ребенок готов остаться в группе без мамы?

— Смотреть, как выстраиваются его контакты с другими людьми. Он должен воспринимать воспитателя не как постороннего человека, включаться в общую игру, усаживаться за стол если и не с желанием поесть, то хотя бы из интереса к тому, что в тарелке.

На полоски на колготках — равняйсь!

Историй на тему успешных и не очень адаптаций у воспитателя группы раннего развития Дианы Кужакаевой, по ее собственному выражению, миллион. К ней поступают дети с года и восьми месяцев и остаются под ее присмотром до трех лет. Далеко не все они «говорящие». Очень многие тяжело переживают отказ от памперсов и пустышек. И есть те среди них, кто не выдерживают установочного периода.

— Каков портрет ребенка, который идеально переживает адаптацию к детскому саду?

— Его нарисовать сложно. Он формируется постепенно. Сначала дети посещают группу кратковременного пребывания, это буквально пара часов за ручку с мамой, потом без нее. Был случай, когда ко мне поступил мальчик, которого мама еще продолжала кормить грудью. Расставание у них было не из легких. Но сейчас у него все прекрасно. Конечно, легче с детьми, которые уже умеют — или хотя бы пытаются — есть самостоятельно, одеваться и раздеваться, просятся или сами отправляются на горшок. С такими детками адаптация проходит намного быстрее и безболезненней.

— Есть ли какие-то секреты, которые помогают в работе с малышами?

— Одиннадцать лет я в буквальном смысле не выхожу из группы раннего развития. Я уже могу отличить плач, когда ребенок тоскует по дому, от слез, которые он проливает просто так — от скуки или обиды на товарища. В первом случае он забивается в уголок, не хочет присоединяться к игре. Но и это важно, и это нужно. В нашей группе есть такое понятие — уголок уединения. Иногда надо дать выплакаться, чтобы эти эмоции не гасились глубоко в душе. У некоторых детей это вообще перерастает в ритуал, некую потребность и сохраняется на несколько лет. Без этого они уже не представляют себе утреннего прощания с мамой. Это слезы, за которыми не стоит душевного надрыва.

— Кстати, о ритуалах. Насколько они важны на первом году привыкания к детскому саду?

— Очень важны! Мы всегда просим родителей выработать какой-то свой ритуал. Это могут быть обязательные поглаживания, объятия, ласковые слова. Самое простое — это помахать в окошко, уходя на работу. Дети очень требовательны к этим действиям и если мамы спешат утром, позабыв повторить правила поведения или прочитать в меню, какая будет каша, они обязательно напомнят об этом. Есть более жесткие формы ритуального прощания: оторвать от себя, занести в группу, положить этот орущий кулек на пол и уйти. Секунда — и наш условный Петя встает с пола, слез как не бывало, топает играть. Так он показывает маме, что она ему дорога.

— Как бороться с агрессивной адаптацией?

— Без помощи семьи это сделать практически нереально, я считаю. Мой опыт показывает, что в первую очередь родители должны понять, что детский сад им нужен. Без вот этого: «ну мы сходим, посмотрим, подумаем». Это не помогает малышу адаптироваться. Ребенок это чувствует, даже если при нем это не проговаривается вслух. Моя позиция такова: привыкать к саду надо сообща. У меня миллион примеров, когда мама плачет по утрам вместе с ребенком, дежурит под окнами, места себе не находит. Но как только ей наступает пора выходить на работу — у нее хвост пистолетом, настроение на высоте, а ребенок сразу же перестает кукситься в группе. Мама его просто «отпустила», и он это почувствовал.

— Диана Наумовна, слишком долгая, болезненная адаптация — повод завязать с детским садом навсегда?

— Я считаю, что нет. У меня была девочка, которая привыкала к саду восемь месяцев. Пришла в 2 года и 3 месяца. Это были сумасшедшие истерики по утрам, неприязнь еды, дневной сон продолжительностью всего 15–20 минут. Родители реагировали адекватно, они как раз-таки были настроены на то, что им нужен детский сад. Ситуация была такова, что ребенка оставить не с кем, привыкнуть пришлось бы в любом случае. Единственное, что они могли себе позволить — это пораньше забирать. В итоге все закончилось хорошо, девочка сейчас очень привязана к саду, группе, воспитателям, ее отношения с родителями не испортились.

— Бывают те, кто сходят с дистанции, опускают руки?

— Был у нас мальчик с рвотным рефлексом на детский сад. Он только переступал порог группы, его в прямом смысле начинало рвать. Мама вбила себе в голову, что детский сад — вообще не для них. Вспоминала саму себя в детстве, находила подтверждения тому, что и она в свое время не прижилась в коллективе. В итоге они ушли, сидят теперь дома.

— Что может стать барьером на пути к вливанию в новый коллектив?

— Самые будничные вещи. Например, колготки. Садик — это же определенная уравниловка. Если я прошу родителей купить хлопчатобумажные колготки с двумя полосками на попе, то этим нельзя пренебрегать. Некоторые импортные вещи очень красивые, яркие, но натягиваются они с трудом, а среди узоров сложно разобрать, где какие полоски. И вот сидит такой бедолага-модник, и при всем желании не может натянуть колготы. В итоге он последний собирается на прогулку, что не добавляет ему радости.

Шаг навстречу новой жизни

Перед тем, как стать частью нового коллектива, родители заполняют подробную анкету, адаптационный лист. В нем описываются условия проживания ребенка, рассказывается, какое хобби у семьи. Может, они все велосипедисты и малыш выезжает на загородные прогулки с ранних лет? Или ребенок не представляет себя без собаки, потому что его дядя — профессиональный заводчик лабрадоров? Это поможет воспитателю и психологу найти «ключик». По словам Ольги Бухариной, адаптацией лучше «переболеть» в детстве, как ветрянкой. Ведь школа уже не ставит себе задачи наладить отношения со сверстниками, получить обратную связь от родителей.

— Личные вещи приветствуются? Можно ли принести что-то из дома? В некоторых садах рекомендуют сделать альбом с фотографиями членов семьи и положить «новобранцу» в кабинку.

Еще почитать:  Крем 9 месяцев от растяжек состав

— В моей практике такое не встречалось. Я в этом особого смысла не вижу. С одной стороны, это вроде бы родные лица, которые как бы остаются рядом с тобой. С другой — не вызовет ли это у ребенка дополнительного чувства грусти, потребности в личном общении? Я бы не рекомендовала заводить такой альбом. Лучше четко разделить: родители ждут тебя дома, а в течение дня ты дружишь с ребятами, ты под присмотром воспитателя и нянечки. У нас есть дети из неполных семей: сын и мать, к примеру. Что же, ему вешать на шкафчик портрет мамы? Нет, они оба как-то справляются без этого.

— Ольга, а если малыш привык засыпать с любимой игрушкой? Ее можно принести?

— Да, в этом мы не препятствуем. Можно взять мишку или куклу с собой на дневной сон, но они должны соответствовать санитарным требованиям: то есть это пластмасса, резина или другой материал, который можно помыть, протереть влажной салфеткой. У нас воспитывался мальчик, который предпочитал спать только под своим флисовым пледиком.

— Еще один сложный момент, с которым сталкиваются многие родители: еда в группе. Дома по две порции наворачивает, а в саду кричит «Не-не-не» и отодвигает тарелку. Как поступать?

— Это классический протест, пример адаптации. Особенно если речь идет о возрасте до трех лет. С этим можно мягко поработать. Не ест — не настаивать. У нас всякие «клиенты» есть, которые вплоть до старших, до подготовительных групп едят очень избирательно. Например, из всего обеденного меню съедают только макароны, пюре или хлеб с компотом. Ребенок знает, чего и сколько ему надо. От голода он не умрет. Сложнее дело обстоит с теми, кто пока еще не научился пользоваться столовыми приборами, ест только из бутылочек. Или бабушка кормит его с ложки. Это сразу видно, даже если родители пытаются лукавить: «Мы дома едим сами, это он у вас выделывается, капризничает». Несформированный навык видно уже даже по посадке ребенка за столом. Тут уже другой подход: «Возьми ложку в удобную тебе руку, правую или левую, а чашку держи за ушко. Если хочется, можешь держать ее двумя руками».

— Привлекают ли к адаптации других детей? Например, чемпионов по каше за столом или заводил на игровой площадке?

— Конечно, это соревновательный момент, он важен. Можно устраивать конкурс среди тех, кто сидит за столом, на самую вкусную рыбную котлету, которая помогает вырасти сильным как папа и красивой как мама. Это реально работает. Причем даже на неговорящих малышах. Подражание очень сильный эффект дает.

Форы в адаптации не имеет никто: ни девочки перед мальчиками, ни ребята из многодетных семей перед карапузом, которого воспитывает мать-одиночка. Исключение составляют, пожалуй, только двойняшки и близнецы. Им немного легче: рядом есть родная душа. Но при этом они очень долго и остаются вдвоем, никого не пуская в свой маленький круг.

Главное, что должен понять каждый малыш, переживающий непростой период адаптации — он не одинок. Ему заплетут косичку после «тихого» часа и помогут вывернуть носки. Дадут еды и научат управляться с туалетной бумагой. Здесь, в саду, он получит уход, поддержку, одобрение. А вечером его с любовью встретят родители и похвалят за то, что он пережил еще один трудный, но очень важный день новой жизни.

— Что может стать барьером на пути к вливанию в новый коллектив?

Адаптация ребенка в детском саду

Итак, настало время отдавать малыша в детский сад. Вас можно поздравить уже с тем, что Вам удалось туда попасть. Не секрет, что многие мамы скрепя сердце думают о надвигающихся переменах, а больше всего пугает неизвестность.

Когда ребенок пойдет в детский сад?

Период адаптации ребенка к детскому саду

Эта, так называемая, адаптация – уловка воспитателей облегчить свою работу. У меня 2 вопроса: 1. Платить родители будут за весь день (месяц)? 2. Получать зарплату будут полностью? Я проработала воспитателем 10 лет. Всегда просила родителей оставлять ребенка на целый день. Ребенок плачет только, когда уходят родители. Длится это несколько минут, потом он успокаивается: играет, кушает, спит. Если ребенка несколько дней забирают до сна, то потом он не ложится спать, а рыдает и твердит: Моя мама сейчас придет. Считаю, что в детских садах творится полный бардак. Воспитатели как хотят, так и распоряжаются временем родителей. А как на работе отнесутся к тому, что мамочка уйдет с обеда? Кому нужны такие работники? Три года мамочка сидит дома, потом она месяц будет работать до обеда. А если на работе нет такой возможности? А кормить маму с ребенком некому… Это сотрудников детских садов не волнует. Как профессионал с опытом (принимала не одну малышовую группу) считаю, что адаптация: прием партиями по 5 человек, присутствие ребенка до обеда – беспредел. Когда все дети новенькие, они в одинаковых условиях. Беда в том, что в детских садах нет профессионалов. Набирают кого попало, поэтому они (случайные люди) не умеют управлять детским коллективом. Увлечь ребенка игрой, отвлечь разговором, пожалеть. Этому учат как минимум 2 года в училище и 5 лет в институте. Любому профессионалу не составит труда принять 15-20 малышей одномоментно. А сейчас набирают женщин, которые по-русски плохо говорят, не то, что какую-то методику знают. Это – катастрофа! Я работаю сейчас в отделе кадров. Сотрудница должна выйти из отпуска до 3-х лет, а она приходит вся в слезах: мы не попадаем во вторую десятку! Дайте отпуск без сохранения заработной платы на 4 недели. Да кто ей даст?! Ее ждали 3 года. Она в ЭТОМ БЕЗОБРАЗИИ виновата? Нет! Её ребенка не берут, потому что АДАПТАЦИЯ. А потом ей воспитатели разрешают водить до обеда. Потому что – АДАПТАЦИЯ. У ребенка (читаем: воспитателя) – АДАПТАЦИЯ, а у мамочки – УВОЛЬНЕНИЕ, потому что такие работники не нужны. У мамочек (папочек) есть право на неполный рабочий день, но не до 13.00. Пусть все мамочки уволятся, а детские сады, за ненадобностью, закроются. Я вижу только такой выход.

В корне не согласна с предыдущим высказыванием. Никому из деток не пожелала бы ТАКОГО воспитателя, для которого важнее то, что подумает работодатель родителей, а не психологическое состояние ребенка, которого впервые оторвали от маминой юбки и он ОДИН остается в незнакомой обстановке с незнакомыми ему детьми и какой-то тетей, которую он должен слушаться. Лучше действительно оставаться подольше с мамочкой, чем отдавать своих чад в руки ТАКИХ деспотичных ВОСПИТАТЕЛЕЙ!

Ольга, Вы не прочитали ГДЕ я работаю сейчас. Я работаю в отделе кадров. Я, в данный момент, не работаю воспитателем. Я сравниваю нашу работу и работу сегодняшних воспитателей. Нас учили: «Люди закрывают в квартире все, что им дорого, а самое драгоценное приводят к вам». Ко мне дети ходили с удовольствием, потому что при наличии 28 детей в группе, мы могли к каждому найти подход, окружали ребенка заботой и любовью, не отпускали от себя, если видели, что ребёнок тоскует без дома, что ему страшно. Но это было еще в советские времена, более 30 лет назад. Если родители задерживались, и приходили после 19.00, а такое бывало часто, то мы сидели и ждали с ребенком не на улице, а в группе, и не ставили условия этим родителям, чтобы они это время (с 19.00) дополнительно оплачивали. А вот мне тут одна знакомая, молодая воспитательница, сказала, что у них в саду это в порядке вещей. У меня внучку 1 октября 2012 г. отвели в детский сад, ей исполнилось 2 г 11 мес. (через 3 нед она заболела). В группе на тот момент было 7 человек (всего должно ходить -18). В первый же день ее наказали — посадили на стул. Это, видимо и есть — АДАПТАЦИЯ. Не научили, не объяснили, а… наказали. Замечу, что дома её никогда не наказывали, потому что с ней можно договориться, убедить. На второй день — она рыдала и повторяла: боюсь, боюсь. Пришла мать забирать домой, а ребенок бегает в туфельках, одетых на «разные ноги» и это при наличии 7-ми человек в группе. Потом её разрешили оставить на сон – утром следующего дня были рыдания и ее отрывали от матери. Воспитательница сказала, что она не ложилась спать, не хотела раздеваться, повторяла: сейчас мама придет. Недавно одна из родительниц сказала, что когда она была в саду днем, то наша девочка сидела в раздевалке, переодевалась после физкультуры и плакала, ей никто не помог, не пожалел… Каждый раз на вопрос: «Что вы делали в садике?» она отвечает: — Я не хочу в садик. Мне там не нравится. Ходит 3 недели, плачет каждое утро. Воспитательница даже не подходит, не забирает в группу. Если ребенку в саду плохо (его наказывают, ругают за то, что он делает, как его учила мама и т.п.), то даже если его будут приводить на 10 минут, то он всё равно никогда не привыкнет, НЕ АДАПТИРУЕТСЯ. Пример: если человека будут каждый день на 10 мин. сажать в тюрьму он к этому никогда не привыкнет, НЕ АДАПТИРУЕТСЯ. Родители должны знать, что они имеют право приводить ребенка на весь день или полдня и никакие воспитатели не имеют право им указывать.

Если хотите чтоб ваш ребенок хорошо адаптировался в дет. саду, начинайте работу с ребенком дома. Ребенок должен привыкнуть к тому, что мама может куда-то уйти. Оставляйте его почаще с бабушкой или у друзей где есть другие дети примерно того же возраста. Поэтому когда вы начнете адаптацию в д.с. он уже будет готов к такому ходу событий, ведь самое страшное в адаптации это расставание с родителями.

Я считаю, что многое зависит от воспитателя. Надо создавать с каждым ребенком доверительные отношения и когда ребенок почувствует, что с этой новой тетей он в безопасности тогда никаких проблем не будет.

Полностью согласна с Любовью. Мы в сад ходим уже неделю. Сначала воспитатели говорили ходить по 1 часу, а потом и вовсе по 30 минут — это что за адаптация такая. Хорошо, что на работу еще не хожу!

Хотелось бы узнать.. А за питание которое ребёнок не ест во время адаптации должны ли платить? И правильно ли то что ребёнок второй месяц ходит до обеда. И правильно ли то, что воспитатель звонит и просит забрать ребёнка, потому что он плачет и они не могут с ним справится?

Согласна, что все зависит от воспитателя, не важно какие условия в группе, к каждому ребенку нужен подход. Моему ребенку 2,4 года, с осени не привыкнет никак, приходит в ясли и сидит на стуле целый день, воспитатели утверждают, что адаптируется, сам должен выйти к деткам, мы его не трогаем. сейчас не ходим в д. сад вообще, воспитатели не хотят работать.

Статья полный бред. Эта «адаптация» нужна только воспитателям. Детям она не нужна. Отвёл сразу до вечера и все. У меня старшей 14. Мы пошли в дет.сад в возрасте 1,8 и сразу на целый день, потому что не было возможности забирать до обеда. И таких как я было большинство. Младшему сейчас 2,5, я тоже сразу оставила. и ничего. Не нужно идти на поводу у воспитателей. На голову сядут.

Мой ребенок ходит в частный садик, т.к. до гос. не доросли, нам 2,6 г., и у нас очень тяжело идет адаптация. Мы неделю ходим, утром, когда приводим ее туда, играет нормально, но только соберешься уходить, начинает психовать и психует где-то с полчаса, и воспитатели не могут ее успокоить. Хотя мы все равно до вечера оставляем, так как все работают, да и уже второй месяц ходим. Нормально ходим примерно только неделю, а 2 недели болеем, почему так.

Полностью согласна с комментарием Любови. К такому воспитателю я привела бы своих детей С РАДОСТЬЮ! Сейчас вожу в садик дочку. Она остается с удовольствием, не плачет, ко мне назад просится. Но если между детьми случается какой-то мелочный конфликт (игрушку не поделили), то мне звонит воспитатель, говорит, что она плачет, и я должна забирать. Успокаивать там ребенка никто не берется. И, кстати, через 2 часа после того, как я привела дочку, я должна ее забрать, потому что это период адаптации. И неважно, что дочь уходит из сада с неохотой. Хорошо, что я пока во втором декрете, и могу забирать ребенка через 2-4 часа. Где воспитатели, которые могут работать с детьми??

Еще почитать:  Когда грудничок начинает держать игрушки

Моя дочка неделю отходила в садик. 2 дня по 2 часа и 3 до обеда. Так в первые дни она не хотела уходить из сада, а мне не разрешили её оставить, сказали — забирайте, это адаптация, потом она хотела на сон остаться, тоже не разрешили, вот сегодня останется на сон, а может теперь она и не захочет. Почему бы и не оставить ребёнка, который хочет? Ничего не понимаю, ведь заплатим-то мы полную сумму.

Мы ходим второй день на адаптацию по 2 часа. Сегодня пришла забирать, начали жаловаться, якобы не завтракает, за стол усадить вдвоем не можем. Бегает, чересчур шустрая, мы не успеваем за ней. Она описалась, хотя всегда просится, уже год точно в штанишки не писает. Даже ночью сама встает писать. Так мне с упреком так это сказали. Я ответила, она всегда просится, так мне ответили, что она попросилась уже с мокрыми штанами. Но она только второй раз пришла. Может, заигралась или просилась, а они проигнорировали. Вот как быть?

Я с этой АДАПТАЦИЕЙ просто до нервного срыва дошла. Пошли с 1 сентября. Ребенку 2,2. Не успеваю до дома дойти (10 минут), уже звонят, «приходите, забирайте, орет, успокоить не можем». Дальше больше, просят с ребенком в группе оставаться. Видимо, так легче, когда никто не орет и не мешает работу работать и зарплату получать. За 3 недели таких хождений результата, естественно, 0. Оба воспитателя без профильного образования. Одна ходит с распущенными патлами и делает орфоэпические ошибки (а сад логопедический, на минуточку), другая объяснила свое наличие на рабочем месте лишь близостью своего дома. Попыток наладить контакт с ребенком практически нет, он отмахивается, да и ладно, трогать не будем, мол адаптируйся. При мне одна воспитательница просит другую, чтоб та позвонила родителям рыдающей девочки со словами «пусть забирает, Я до 12 не выдержу». Обратилась за помощью к старшей воспитательнице, так та посоветовала водить только на прогулку. К слову, на прогулке у меня малыш во мне вообще не нуждается, проблема нахождения именно в группе, над этим надо работать. но увы, всем хочется как полегче. И никого не волнует, надо на работу, не надо выходить. Да, Любовь, вы правы во всем, и таких как вы катастрофически не хватает!

Полностью согласна с Любовью! У меня дочь пошла в детский сад в 3 года и 2 месяца. К тому времени она была самостоятельным ребенком: ходила в горшок, ела, одевалась, знала весь алфавит, владела счетом в пределах 10, знала все фигуры, цвета, классифицировала животных, овощи, фрукты и т.п., знала даже профессии. Короче, по уровню развития опережала сверстников. В детском саду оставалась с удовольствием, но почему-то воспитательнице показалось, что не адаптировалась, поэтому требовала, чтобы я ее забирала до 12 часов и во вторую, и в третью неделю пребывания (в первую неделю водила до 10). Мне приходилось сбегать с работы (а работаю в школе психологом и преподавателем, поэтому у меня время расписано по часам, директор на уступки не идет), при этом ребенок отказывался уходить из детского сада. Сама воспитатель педагогическое образование получила в позднем возрасте в заочной форме после окончания вечерней школы по системе КРО 8 вида для детей с нарушением интеллекта. Таким образом, она на все мои просьбы оставить ребенка на полный день реагировала агрессивно, замолкала только тогда, когда говорила, что напишу жалобу в Департамент образования и что это сильно ударит по ее зарплате. Следует заметить, что воспитателю мне приходилось самой объяснять и о возрастных особенностях 3-летних детей, и об особенностях развития детского коллектива и о групповой динамике в период формирования коллектива, о характере и возможностях своего ребенка. Более того, ребенок у меня был привыкший оставаться без меня: я вышла на работу, когда дочери было 4 месяца, правда, кормила грудью до 2 лет.

У меня сын гиперактивный, потому адаптация к садику была не настолько гладкой как у обычных детей. Пошла с ним сразу к невропатологу, врач выписал препарат успокаивающий Зайчонок сироп или мармелад. Взяла в аптеке мармелад Зайчонок, потому как сын к сиропам негативно относится. А мармеладки жевал с удовольствием. Так через пару недель стал спокойнее, ходил в садик без капризов, не раздражал воспитателей, не дергал детей. Когда сын адаптировался, мы прекратили принимать препарат.

Мне казалось и хотелось, что у моего ребенка не будет проблем с адаптацией в саду. Но получилось по другому. Первые дни, это был просто кошмар, воспитатели звонили, и просили что бы я его забрала. Плакал и меня звал. Но мне нужно было выходить на работу, а с ним некому сидеть. Как я его не уговаривала и не просила, все равно не хотел идти в сад. Потом мне посоветовали успокаивающий мармелад зайчонок, очень сыну понравился, в виде желейных зайчиков, вкусный и без консервантов. Сейчас ходим в сад с удовольствием, любимчик воспитателей, хорошо о нем отзывается. И мне можно работать спокойно.

У нас в саду тоже бардак в этом плане. Среднего отдала в два года, с 1.5 ребёнок посещал частный детский сад (нужно было выходить на работу), подошло время идти в наш местный сад и понеслось, полтора месяца — до обеда! (отводил и забирал дедушка, я уезжала в 6.30 на работу и возвращалась в 19.00). В один прекрасный день привёл, сказал, заберу только вечером, делайте что хотите и все, ребёнок нормально пошёл. Теперь с младшей такая же ситуация — неделю отходили по 1-2 часа с моим присутствием в группе, на следующей неделе ситуация — мне в соц. защиту ехать по поводу участка, на вопрос к воспитателю что делать. — ответ не приводите вообще. Так это я не работаю на данный момент, а так не знаю что и делала бы! Дедушки нет (он один у нас работал по месту в селе, а мы все в городе). Короче, о работе думать сейчас не вариант. По поводу нашего детского сада — предназначен для не работающих! Заберите пораньше, адаптация по месяцу, собрания родительские в 16.00 среди недели. Короче, крутитесь как хотите!

Тоже полностью согласна с Любовью. Мы полгода ходили в дет. сад по 2 часа, последний месяц по 3,5 часа начали ходить. Просила оставить на сон час, на что получала ответ: она не будет спать. Ну вы хотя бы по пробуйте, нет ей ещё рано. Единственное, что мы болели часто, 2 недели ходим, 2 болеем. Ребёнок в первую неделю ходил замечательно, когда его оставляла, не плакал, потом начались рыдания, но и то на 10 минут. Я уходила, он успокаивается, но воспитатель все равно не хотел даже на обед оставлять. За садик платили как положено, сдавали на канцтовары и гигиенические принадлежности. Вообще потом начались у них отмазки, что мой ребёнок не ест в обед и как его голодным ложить спать. Стал есть — не возьмём пока за стол не сядет, стоя кормят (хотя у меня дома ребёнок сам ест сидя за столом, на горшок ходит). Я считаю, что это уже вина педагогов. Потом увидела, что в группу ходит больной ребёнок (может, поэтому у меня ребёнок и часто болел, что контактировал с больными детьми). Тут нас на утренник не хотят брать вообще. Мне нужно выходить на работу, т.к. мы живём с моей бабушкой (мамы у меня нету). С отцом ребёнка мы развелись, вместе не живём, финансово он никак не помогает, его вообще не слышно не видно. И поэтому нам катастрофически не хватает денег, и нужно выходить на работу, и я просто уже не выдержала и просто сказала, я его не смогу забирать, извините, но ДЕЛАЙТЕ что хотите. Я вышла на работу, ребёнок остался на весь день, пришла забирать, спрашиваю, ну что? Мне отвечают, что мой ребёнок вёл себя замечательно, и ел, и пил, и спал (у нас 2 воспитателя). Один идёт навстречу, а второму все время что-то не нравится. С 1 воспитательницей ребёнок ведёт себя замечательно, что-то показывает, чему учили, когда прихожу забирать, а 2 по ходу не стоит там работать. Все зависит от педагогов, хотят ли они вообще работать с детьми. Если не интересно, зачем вообще выбирать такую работу.

Ну по поводу того что воспитатели приобнимут и на руки возьмут, в нашем садике это точно не практикуется. Воспитатели у нас молодые и неопытные, и это пугает. Зато нянечка есть одна, у меня мой сыночек с радостью её за руку берёт и успокаивается сразу же. Вот она бы была хорошей воспитательницей. А так адаптацию в целом мы прошли хорошо, просто мы дома с ребёнком разговаривали и рассказывали много про дет.сад и вроде все он понял^^))))

А мы не ходили в детский сад. С бабушкой двое дочерей были.

Сыну 2.10. Сегодня четвертый день в садике. Первый день на 1,5 часа, второй на 2, потом на 2.5. Сегодня отвела к завтраку и заберу после обеда. Сегодня немного поплакал, когда я уходила. Позвонила воспитателю, сказала, что успокоился как в группу зашел. Воспитатели у нас очень хорошие. И на ручки возьмут и обнимут. И прощаются с каждым. Ребенок спрашивает «Мария Ивановна, можно я пойду домой?». Воспитательница говорит, что можно. Спрашивает, понравилось ли в садике и придет ли он завтра. А потом говорит «Приходи. Я буду тебя ждать». Если все будет хорошо, во вторник попробуем на сон оставить.

У нас в саду тоже бардак в этом плане. Среднего отдала в два года, с 1.5 ребёнок посещал частный детский сад (нужно было выходить на работу), подошло время идти в наш местный сад и понеслось, полтора месяца — до обеда! (отводил и забирал дедушка, я уезжала в 6.30 на работу и возвращалась в 19.00). В один прекрасный день привёл, сказал, заберу только вечером, делайте что хотите и все, ребёнок нормально пошёл. Теперь с младшей такая же ситуация — неделю отходили по 1-2 часа с моим присутствием в группе, на следующей неделе ситуация — мне в соц. защиту ехать по поводу участка, на вопрос к воспитателю что делать. — ответ не приводите вообще. Так это я не работаю на данный момент, а так не знаю что и делала бы! Дедушки нет (он один у нас работал по месту в селе, а мы все в городе). Короче, о работе думать сейчас не вариант. По поводу нашего детского сада — предназначен для не работающих! Заберите пораньше, адаптация по месяцу, собрания родительские в 16.00 среди недели. Короче, крутитесь как хотите!

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога

Нужен ли ребёнку детский сад? Стоит ли переводить в другой садик своё чадо в тяжёлых случаях? Как помочь ребёнку адаптироваться? Об этом и не только мы и поговорим.

Проблема адаптации

Детский садик – это новая жизненная ситуация, в которую попадают дети. Для детишек на первый план здесь выходит общение в группе. Новая обстановка, незнакомые люди — многие малыши проблемно воспринимают это.

Большая часть детей ревёт перед детским садом. Некоторым легко втянуться, но вечером дома бывают слёзы, других приходится уговаривать пойти, они перед входом в садик капризничают и плачут. Более старшие ребятишки легче и быстрее приспосабливаются к новым условиям.

Причиной детских слёз могут явиться следующие факторы:

  • Страх, связанный с новой обстановкой (дети до 3 лет нуждаются в удвоенной заботе). Ребёнок привык к дому, спокойной атмосфере, рядышком с мамой. А попадая в неизвестное место, с определёнными правилами поведения и режимом дня, ему приходится тяжело, он испытывает стресс. Детский сад прививает дисциплину, которой дома до этого ребёнок не придерживался.
  • Переизбыток эмоций. В детсаду дети получают множество новых положительных и отрицательных впечатлений, они могут утомиться и из-за этого стать нервными, плаксивыми и капризными.
  • Неспособность себя обслужить.
  • Ребёнок психологически не готов. Причины могут быть в индивидуальных особенностях развития. Часто такое бывает от недостатка близости с матерью.
  • Эффект негативного первого впечатления. Оно оказывает влияние на нахождение ребёнка в этом заведении.
  • Отторжение вашего малыша персоналом детского сада. К сожалению, и такое возможно.

Виды адаптации

Процесс адаптации неизбежен в условиях, когда появляется расхождение наших возможностей и требований среды.

Классифицируют три основных способа адаптации:

  • творческий стиль, личность, активными действиями изменяет и приспосабливает среду под себя;
  • конформный стиль, при таком стиле человеку приходиться привыкать и приспосабливаться к среде;
  • стиль избегания, при котором человек старается уйти от решения проблемы, по причине нежелания или неспособности что-то изменить.

Самым эффективным считается творческий стиль, самым неэффективным – стиль избегания.

Еще почитать:  Что делать при беременности температура 37

Также выделяют три уровня тяжести процесса адаптации:

  • Легкая адаптация — поведение приходит в норму в период от 10 до 15 дней; идёт нормированная прибавка веса, ребёнок, как положено, ведёт себя в группе, посещая детский сад, не подвергается заболеваниям; не скандалит, идя с мамой в детсад. Такие детишки заболевают редко, однако адаптация не проходит бесследно, возможны срывы;
  • Адаптация средней тяжести — процесс адаптация проходит до двух месяцев, возможна кратковременная потеря веса, вероятен психический стресс. Ребёнок иногда плачет, но не долго. В большинстве случаев заболевания обходят стороной.
  • Тяжелая адаптация продолжается до полугода; дети частенько болеют, пропадают умения и навыки; организм ослабевает как физически, так и психологически. В это время у детей может ухудшиться аппетит, нарушиться сон и мочеиспускание. У ребёнка резко меняется настроение, он становится капризным. Такой ребёнок не разговаривает в садике и не играет ни с кем. Пускать самотёком данную ситуацию недопустимо, иначе ребёнок может подвергнуться нервным заболеваниям и расстройствам. Если процесс адаптации затягивается на целый год, нужно обратиться к специалистам. Возможно, смена детского сада станет решением проблемы.

Советы психолога

Изначально нужно выяснить, что конкретно мешает адаптации вашего чада в детском саду. Очевидную проблему довольно просто разрешить. Но случается, что перед вами оказывается целый комплекс замаскированных проблем, с которыми самим не справиться. В такой ситуации будет правильно попросить помощи профессионального психолога. Нужно понять, какие переживания испытывают дети в процессе адаптации, чтобы нивелировать отрицательные и акцентировать положительные. Из отрицательных эмоций можно выделить страх, гнев и обиду. Из позитивных – радость, удовольствие от новых впечатлений и знакомств, чувство удовлетворения от самостоятельных действий.

Сразу не стоит оставлять ребёнка на целый день в саду, три часа для начала будет достаточно. Обязательным условием является то, что ребёнок должен знать точное время вашего возвращения, чтобы он не чувствовал себя оставленным. Договоритесь, чем малыш будет занят без вас. Прощаться лучше шутя, со смехом. Только не вздумайте расплакаться в порыве чувств перед уходом. Позвольте малышу принести с собой любимую игрушку, таким образом он будет не один.

Также может помочь небольшая уловка: пусть ваше чадо в детский садик отводит бабушка, тётя или другой родственник. В таком случае миг прощания будет переживаться легче.

Несомненно, этот незнакомый для вас период нужно пережить вместе. Расспрашивайте ребёнка обо всём, об интересных играх, новых знакомствах. В трудностях помогайте, за достижения хвалите. Расскажите, как вам было плохо без него. Дети должны ощущать, что их поддерживают и ни в коем случае не оставляют. Подчёркивайте, какой он стал взрослый, самостоятельный, теперь у него появились обязанности куда-то ходить, как у мамы и папы. Перед отбоем дополнительно проговорите хорошие моменты от посещения садика, договоритесь завтра их снова повторить. Чтобы было легко разбудить ребёнка в садик, лучше уложить отдыхать его пораньше.

Частые ошибки родителей

Одна из распространенных ошибок – обычное отсутствие желания осознавать проблему или неподготовленность к тому, что реакцией ребёнка может быть негатив. Родители могут подумать, что это просто капризы ребёнка, способ привлечь внимание. «Я же ходил – и всё хорошо», — так рассуждают многие, не помня, что сначала тоже подвергались стрессу. Мамы и папы оказываются неготовыми к тому, что ребёнок не слушается, не ест, не спит. От этого частыми бывают ошибки в виде наказания или брани, что только ухудшает положение.

Ещё одна распространённая ошибка — уменьшение внимания родителей, безучастность к делам ребёнка, думая, что в детском саду и так всё нормально, полагаясь на воспитателей. У ребёнка могжет появиться ощущение, что он никому не нужен и брошен. В такой ситуации ребёнок остаётся один на один со стрессом, что может вызвать неоправданную агрессию в попытке постоять за себя, а может наоборот, ребёнок замкнётся, отрешится и станет нервозным.

Как я и говорил, расставание должно проходить с юмором и весело. Иногда мамы пытаются уйти, когда малыш чем-то занят. Закончив свои дела, малыш понимает, что мама ушла, а когда она вернётся, ему неизвестно. Это обстоятельство его сильно пугает, ребёнок думает, что он может хоть когда быть брошен один, а это способно спровоцировать сильную психологическую травму.

Не стоит обещать награду за одно только посещение садика. Далее это может привести к шантажу со стороны ребёнка. Но за отличные поступки в саду или за что-то конкретное рекомендуется хвалить. Также не стоит высказывать своё недовольство о детском саде или воспитателях в присутствии ребёнка — малыш может почувствовать, что садик не такое хорошее место и что там ему может быть плохо.

Запрещается стремительная перемена среды малыша. Адаптация должна быть плавной и обдуманной. Недопустима быстрая смена режима дня и привычек малыша. Все эти обстоятельства могут вызвать те или иные психические нарушения.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду

  • Не разговаривать при ребёнке о проблемах, связанных с садиком.
  • Только полностью здорового ребёнка нужно отправлять в сад.
  • Не начинать ходить в садик в пик трёхлетнего кризиса.
  • Дома ввести распорядок как при режиме дня в детском саду.
  • Увеличить значимость закаливания.
  • Заблаговременно познакомить ребёнка с детишками и воспитателем садика, в который он пойдёт.
  • Дать крохе положительную установку о детском садике.
  • «Раскрыть секрет» ребёнку о специальных навыках коммуникации.
  • Уже дома нужно научить малыша обслуживать себя.
  • Не пугать ребёнка детским садиком (если ты плохо себя будешь вести, то пойдёшь в садик).
  • Объяснить ребенку, что временная разлука неизбежна только потому, что он стал взрослее.
  • Не демонстрировать своё волнение и беспокойство перед поступлением в сад.
  • Спланировать отпуск таким образом, чтобы в первый месяц хождения в сад вы могли забирать его оттуда пораньше.
  • Постоянно напоминать ребёнку о своей безусловной любви к нему.

Со скольки лет лучше отдавать в садик?

Мнения специалистов по поводу того, когда всё же лучше отдавать ребёнка в садик сходятся — в три или даже в четыре года. После трёх лет у ребёнка появляется желание активно взаимодействовать с другими детьми. К тому же после трёх лет дети обычно уже начинают лучше говорить, могут учиться договариваться и общаться между собой. Также они уже способны поведать вам о том, как провели свой день, что их огорчало или радовало.

Конечно, у всех людей разные возможности, и не все могут так долго находиться в декрете. Альтернативным вариантом является группа кратковременного пребывания или младшая группа. Такие группы есть почти во всех садах.

Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад?

В первую очередь, малыш, отправляющийся с садик, должен быть способен себя обслужить: уметь себя одеть, уметь кушать, ходить на горшок, умываться и вытираться. Само собой, взрослая воспитательница поможет застегнуть пуговицы и завязать шнурки, но не нужно думать, что она будет всегда одевать и кормить с ложечки всех пятнадцать карапузов! Такая задача просто не посильна для воспитательницы.

Нужно подчеркнуть, что 2 года — наиболее благоприятный период, чтобы обучать быть самостоятельным. Необходимо вести занятия с 2-3 лет. Психическое развитие ребёнка в этот период способствует этому. Не зря же говорят, что третий год развития у малыша называется «сам могу!». В это время ребёнка даже не надо просить что-то сделать самому — он только этого и хочет сам, упрямо и бесстрашно настаивая на своём праве сделать дело самостоятельно и получить превеликое удовлетворение от полученного результата.

Зачастую мамам и папам такого ребёнка стоит следить за тем, чтобы самим не помешать его самостоятельности. Наверное, это самое главное в данном процессе! В возрасте трёх лет ребенок становится самостоятельным: ест и пьёт, умывается и чистит зубы, одевается и раздевается, вовремя ходит на горшок. Сейчас он легко убирает игрушки, вытирает тряпкой стол, осторожно складывает одежду.

Вы с трудом верите в это? Но это факт, и более этого: чтобы достичь подобного успеха, вам не нужно прилагать каких-то неимоверных усилий, только одно — не мешайте! Не одёргивайте его за ручки, не следите за каждым его шагом, даже не пробуйте выполнить что-то за него, хотя вам и кажется, что он ещё слишком мал.

Конечно, в жизни это не так уж и легко сделать. Не сразу у него всё станет получаться идеально, будет много проб и ошибок. Самое главное — это терпение. Не каждая мама способна терпеливо наблюдать за многочисленными попытками своего дитя. Но это того стоит, ваше терпение и внимание вам вернутся сполна.

Несомненно, этот незнакомый для вас период нужно пережить вместе. Расспрашивайте ребёнка обо всём, об интересных играх, новых знакомствах. В трудностях помогайте, за достижения хвалите. Расскажите, как вам было плохо без него. Дети должны ощущать, что их поддерживают и ни в коем случае не оставляют. Подчёркивайте, какой он стал взрослый, самостоятельный, теперь у него появились обязанности куда-то ходить, как у мамы и папы. Перед отбоем дополнительно проговорите хорошие моменты от посещения садика, договоритесь завтра их снова повторить. Чтобы было легко разбудить ребёнка в садик, лучше уложить отдыхать его пораньше.

Как проходит адаптация ребенка в детском саду

Вот и заканчивается у мамы декретный отпуск, или просто так складываться обстоятельства, что пора вести двухлетку в детский сад. Казалось бы, что здесь такого! Ребёночек уже совсем готов. И кушаем, он сам и одеваться пробует, и с горшковыми науками уже почти все сложилось, а деток то, как любит, просто невозможно забрать с детской площадки. Хвастаются друг дружке мамы. Готов к саду, значит, будет идти, да и малыш соглашается.

Но что же происходит потом! Ребёнок кричит не своим голосом, держась за мамину юбку. А утренние сборы превращаться в пытку для всей семьи. Может тебя тётя обижает? Задают вопрос удивлённые бабушки, ведь у их детей на сад, конечно же, не было такой реакции. И так. Как проходит адаптация ребенка в детском саду? Об этом мы узнаем в этой статье.

Почему сколько трудностей приходится преодолеть малышу и его родителям прежде, чем он с удовольствием и улыбкой на лице будет идти в детское дошкольное учреждение.

Это родителям кажется, что всё просто: « Поиграешь с детками, и мама за тобой придёт». Малышу намного тяжелее.

  • Режим дня, который, в отличие от дома, необходимо обязательно придерживаться независимо от своих желаний и настроения.
  • Длительное отсутствие родителей.
  • Определённые требования к поведению. В саду очень часто нельзя то, что позволяют родители.
  • Постоянная жизнь в коллективе сверстников. Ребёнок должен научиться делиться, уступать, слушаться. А это ой как непросто.
  • Незнакомое помещение, в котором необходимо находиться целый день. Неизвестность для ребёнка всегда выглядит пугающе и грозит опасностью.
  • Определённый режим питания. В саду много продуктов, которые малыш не любит или они ему не нравятся. Но здесь не дома, никто не будет, как мама готовить для каждого отдельно.

Малыш должен приспособиться, то есть адаптироваться к новой, незнакомой обстановке и условиям пребывания.

От того, насколько гладко и быстро пройдёт этот период,зависит, как ребёнок будет ходить в сад в дальнейшем.

Различают три основных стиля адаптации ребёнка:

  1. Творческий.

Ребёнок, в процессе адаптации, старается изменить условия среды таким образом, чтобы ему стало в них комфортно. Данный стиль адаптации является самым оптимальным.

Малыш принимает пассивную позицию и просто привыкает. Такой стиль адаптации занимает более длительный период, и проходит значительно сложнее.

В данном случае, адаптация проходит болезненно. Дошкольник не принимает, игнорирует требования, которые к нему предъявляют. Такой малыш не может или попросту не хочет приспособиться к новым условиям.

Как помочь ребёнку легче и безболезненно адаптироваться к детскому саду

Готовить малыша к поступлению в дошкольное учреждение необходимо задолго до того момента, когда вы переступите порог сада.

Видео. Как проходит адаптация ребенка в детском саду.

Другие, считают, что перед двухлеткой нужно ставить те же требования, что и перед взрослыми, пусть привыкают. Жизнь ведь непростая штука. Такие детки очень часто неуверенные в собственных силах, зажаты. Им сложно найти общий язык со сверстниками.

Третьи вообще думают: « Вот пойдёт в сад, пусть там и научат кушать, спать и говорить. Зачем мучить ребёнка раньше времени!». Такие родители чаще всего предъявляют высокие требования к воспитателям. И обвиняют их во всевозможных бедах.

Для того чтобы адаптация малыша прошла как можно легче, необходимо чтобы установки и требования детского сада и семьи совпадали.

Только в случае целенаправленного влияния на малыша обоих сторон. Доверительное отношение друг другу, ребёнку будет легче привыкнуть к новым условиям проживания.

Видео. Как проходит адаптация ребенка в детском саду.

Ссылка на основную публикацию