Что Делать Если Ребенок Не Слушается Вообще

Содержание

Что делать, если ребёнок вас не слушается

Как известно, человек формируется в детстве, откуда впоследствии во взрослую жизнь переносятся повадки, привычки, характер, влияющие на состояние его жизнедеятельности. Формирование и становление личности — всегда сложный процесс, который обязательно сопровождается протестом со стороны ребёнка. Зачастую одной из форм детского протеста является непослушание. В таких ситуациях или даже периодах многие родители не знают, как правильно себя вести. В результате — отсутствие понимания между поколениями, которое с каждым разом растёт все больше. Чтобы избежать столь трагичных последствий, родителям целесообразно понять причину непослушания ребенка. Ведь решение любой проблемы кроется в её истоках.

Малыш ни в какую не хочет одеваться? Он не наотрез отказывается мыть руки перед едой? Когда вы говорите: «Нет» / «Нельзя» — швыряет вещи и злится. Дергает кошку за хвост, после того, что вы сказали, что ей больно. Облизывает в автобусе поручни. И тогда вашему терпению приходит конец. Вы перебрали уже весь арсенал: запретили, пошутили, отвлекли — ничего не помогает. Что делать, кода ребенок ведет себя невыносимо и не слушается…

Причины детского непослушания

К основным факторам, способных спровоцировать ребёнка на непослушание, относятся:

1. Возрастной кризис

В психологической практике выделяется несколько периодов возрастного кризиса: год, три года, дошкольный, подростковый / переходный возраст.

Временные рамки могут устанавливаться в индивидуальном порядке. Однако именно при наступлении возрастных кризисных периодов в жизни ребёнка происходят значительные изменения. К примеру, в год он начинает активно ходить, учится самостоятельности и с интересом познает мир. Родители из соображений детской безопасности вносят различные ограничения в увлекательный процесс, таким образом провоцируя протест со стороны ребёнка.

Читаем также: Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость. Советы родителям

2. Большое количество требований и ограничений

Ограничения и запреты несут максимальную пользу только в умеренных количествах. Когда ребёнку всё и всегда запрещается, он начинает бунтовать. Если очень часто ребенок слышит «НЕЛЬЗЯ», это вызывает у него протест и непослушание. Для эксперимента можно посчитать количество сказанного слова «нельзя» в течение часа или целого дня. Если показатели зашкаливают, то имеет смысл распространить ограничения только на те действия ребёнка, которые могут быть потенциально опасными для него: игры на дороге, баловство с лекарствами или электрическими приборами. Но не стоит постоянно запрещать малышу шумно играть, бегать или даже раскидывать игрушки.

3. Отсутствие родительской последовательности

Когда родители сквозь пальцы смотрят на мелкие шалости детей, ребятишки считают такое свое поведение нормальным. Но если у вас вдруг разболелась, к примеру, голова, какие-то неприятности и проблемы на работе, был тяжелый день, стрессовые ситуации, пропало настроение — родители наказывают ребенка за поведение, которое всегда считалось «нормальным». Тогда ребенок в растерянности, происходит конфликт, возникающий вследствие непонимания причины наказания. При регулярном повторении таких ситуаций внутренний конфликт начинает выражаться непослушанием.

4. Вседозволенность

В данном случае все ограничения и запреты сняты, и ребенок абсолютно свободен в своих действиях и словах. Родители счастливы, ведь ребенку все позволено, любой каприз удовлетворяется и у ребенка значит «счастливое детство». Но такая идиллия продолжается до определенного момента, когда становится понятным, что ребенок является бесконтрольным. Тогда все попытки привить ему нормы правильного и уважительного отношения сводятся к его непослушанию, ведь ребенок уже избалованный.

5. Несоответствие слов и поступков

На подсознательном уровне дети всегда повторяют поведение своих родителей, особенности которого могут явиться основной причиной детского непослушания, т.к. это скрыто именно в особенностях поведении родителей. Яркий пример — отсутствие выполнения обещаний, в частности, наказаний, результатом чего становится игнорирование родительских слов по причине несерьёзного отношения к ним. Или вы можете обещать наградить чем-то ребёнка за хорошее поведение, но не выполняете своих обещаний. Вот и зачем тогда вас слушать, вы ведь всё равно обманете.

6. Разные требования членов семьи

Когда один из родителей предъявляет к ребёнку высокие требования, а другой — потихоньку его жалеет и балует, кто-то из них теряет авторитет в детских глазах, что выражается в отсутствии послушания. Такой конфликт является типичным между родителями (мамой и папой: например папа предъявляет более суровые требования к ребёнку, а мама втихомолку жалеет и сочувствует малышу, балует его. Папу в таких случаях хотя бы для видимости могут слушать и уважать, ну а маму слушать необязательно. Или наоборот, маму слушаться нужно, она всегда защитит, а отца не обязательно. В любом случае сердобольная мама заступится перед этим тираном.) и бабушками с дедушками, для последних из которых свойственно баловать любимых внуков и тогда страдают родители.

7. Отсутствие уважительного отношения к ребенку

В этом случае непослушание – это скорее протест против несправедливости и вашего неуважения. При нежелании родителей слушать и слышать свое чадо, а также их полной уверенности в том, что ребёнок не должен иметь собственного мнения, возникает протест с детской стороны. Важно помнить, что ребёнок — это личность, и у него всегда имеется мнение по поводу всего на свете, пусть даже самого малозначительного. В данном случае на это, как минимум, необходимо обращать внимание.

8. Частые семейные конфликты, развод

Многие родители в выяснении своих отношении и решении различных проблем забывают уделять ребёнку достаточное количество внимания. Как правило, переключение на ребенка происходит по причине его проказ и шалостей только для того чтобы наказать, после чего малыш вновь уходит на второй план. Со временем это все приводит к детскому непослушанию, как способу обратить на себя внимание.

Что касается развода, то для каждого ребёнка — это сильный стресс. Приходит осознание того, что теперь общение с родителями будет происходить по отдельности. Тогда ребёнок начинает практиковать вызывающую манеру поведения, ведь когда он что-то натворит, родители могут на время объединить свои воспитательные усилия, как раз то, что ему нужно.

Видео консультация: Что делать, когда ребенок не слушается?

На вопросы родителей отвечает учитель воронежской вальдорфской школы «Радуга», учитель 7 класса Анастасия Владимировна Елисеева.

Как добиться послушания?

Какой бы ни была причина детского непослушания, с этим важно бороться. А именно:

  1. Соотносите количество наказаний и похвал: за серьёзный проступок ребёнок должен обязательно нести наказание, но также не стоит забывать о похвале .
  2. Следите за тем, как вы выражаете свой запрет и как реагируете на проступок ребенка. Крик и категоричность правильнее заменить спокойным тоном. При этом не следует стесняться своих чувств, откровенно говоря ребёнку, что именно и в какой степени расстраивает. «Сынок, я так расстроена твоим поведением» — поверьте, ребенок поведет себя совсем по-другому.
  3. Используйте альтернативные способы привлечения детского внимания к своим словам. Когда ребёнок сильно увлечен каким-либо занятием, бывает трудно заставить его переключиться на что-либо другое. Как вариант, можно обратиться к нему шепотом (используйте также мимику и жесты). Ребёнок сразу заметит изменение громкости речи и начнёт прислушиваться — что же это случилось.
  4. Не стоит озвучивать свои просьбы много раз , поскольку ребёнок привыкнет к неоднократным повторениям, а реакция с его стороны начнётся только после повтора, за которым следует наказание. Чтобы избежать такого, целесообразно разработать определённый алгоритм действий: первое предупреждение должно быть направлено на стимуляцию ребёнка прекратить свои действия без наказания; второе — если он проигнорировал замечание, должно следовать наказание; после наказания важно объяснить ребёнку причину почему его наказали. При строгом следовании данному алгоритму детское подсознание начнёт реагировать на первое сделанное замечание.
  5. При общении с чадом необходимо отказаться от употребления частицы «НЕ»: Часто в ответ на ваши просьбы: «не бегай», «не прыгай», «не кричи» ребенок делает все наоборот. Не думайте и не волнуйте что ваш ребенок делает вам назло, просто человеческая психика, а особенно детская — устроена таким образом, что фразы с негативным смысловым окрасом опускаются при восприятии. По данной причине целесообразно заменить отрицательную частицу альтернативными словосочетаниями.
  6. Когда ребёнок выражает протест в виде истерики, попытайтесь успокоиться и не обращать на это внимание. Когда ребёнок успокоится, следует еще раз объяснить свою просьбу или требования, используя при этом спокойный тон. Отличным вариантом является отвлекающий маневр, когда детское внимание переключается на более занимательное дело или предмет. К примеру, ребёнок изъявляет желание самостоятельного приёма пищи, но все его попытки заканчиваются неудачей, поскольку большая часть еды оказывается на полу. При попытках взрослых накормить малыша начинаются протесты, истерики и непослушание. Тогда можно переключить детское внимание на куклу, которую ребёнок должен накормить. Ему наверняка понравится такая затея. А в это время становится возможным малыша накормить.
  7. Необходимо всегда соблюдать последовательность в словах, действиях, требованиях и поступках. В случае малейших расхождений ребёнок перестанет слушаться, но не из вредности как это может показаться, а причиной непослушания станет его растерянность. Для достижения максимально положительного результата все члены семьи должны договариваться о последовательности.
  8. Уделяйте ребёнку достаточное внимание несмотря за занятость и различные проблемы. В данном случае речь не идёт о количестве проведённого времени вместе. Важно его качество. Даже полчаса интересного совместного времяпрепровождения с ребенком не сравнятся с целым днем непродуктивного общения.
  9. Относиться с пониманием к детскому взрослению. Именно период взросления чаще всего является причиной непослушания. Часто под влиянием друзей взрослеющий подросток показывает свою «крутость». Таким образом ребёнок старается самовыражаться и доказывать свою самостоятельность. Здесь важно подобрать правильный подход к ребёнку, не потеряв в его глазах авторитет и доверие.
  10. При потере детского доверия и уважения следует постараться вернуть их. Нет необходимости лезть в душу ребёнка, достаточно проявить интерес к его жизни. Может оказаться, что музыка, которую он слушает, не так ужасна, как кажется, а современная литература тоже может иметь глубокий философский смысл. В процессе общения станет понятным, что существует много тем для разговоров, где вкусы и мнения сходятся.

Консультация Яны Катаевой (специалист по отношению в семье после рождения детей): что делать, если ребенок не слушается — 5 советов родителям. Укрепить связь с ребенком

Как восстановить контакт с ребёнком?

Продолжая тему родительского сближения с ребёнком, следует выделить несколько важных моментов, благодаря которым становится возможным взаимный душевный и эмоциональный контакт с ребенком:

  1. Важную роль в детском послушании имеют доверительные отношения, результатом которых является понимание ребёнком того, что родители пока лучше справляются с проблемами. Преимущество таких отношений в отличие от безоговорочного подчинения заключается в возможности малыша задавать интересующие его вопросы без боязни рассердить родителей. Родители, в свою очередь, должны задавать встречные вопросы, давая понять, что проблема может решаться несколькими способами: «Как, ты думаешь, лучше поступить? Могу я рассчитывать на твою помощь? Я могу тебя попросить сделать это?».
  2. При желании попросить ребёнка о важной просьбе не следует забывать о физическом контакте с ним: можно его обнять, поцеловать, погладить. Это будет лучше, чем многократно кричать ему через всю комнату свою просьбу. Посредством прикосновений ребёнок осознаёт обоюдную заинтересованность в выполнении просьбы. Это способ сказать: «Мы вместе, а это главное. То, что я тебе скажу, не нарушит наш контакт. Я надеюсь его только укрепить. Самое главное — отношения, а не желание каждого из нас».
  3. Не менее важно соблюдать доверительный зрительный контактом с чадом. При наличии резких движений и сурового взгляда ребёнок на подсознании начинает обороняться, воспринимая любую просьбу как угрозу и стремление оказать на него психологическое давление, а просьбу что-то выполнить воспримет как ультиматум.
  4. Если вы хотите чтобы ребенок постоянно и послушно выполнял ваши просьбы крайне важно благодарить его за очередное выполненное задание или оказанную услугу. Слова благодарности усилят веру ребёнка в то, что его любят и что именно от него зависит улучшение отношений. Моральное, психологическое поощрение ценится детьми гораздо выше конфет. Таким образом выработается стимул к труду. Читаем также:как приучить ребенка к труду
  5. Ребёнок должен понимать, что в особо экстренных случаях, когда имеется угроза безопасности семьи, все ее члены должны беспрекословно слушаться старшего. Для этого малыш должен быть осведомлен о возможных проблемах. Ему следует деликатно объяснить, что строгое соблюдение правил — основа спасения жизней и здоровья людей. При этом можно упомянуть о возможности договариваться с родителями. Не будет лишним, если ребёнок убедиться в готовности родителей слушаться его в особенных случаях.

Любая теория всегда должна подкрепляться практикой. В данном случае для наглядности и своеобразного «практического пособия» для родителей имеет смысл рассмотреть и проанализировать следующие ситуации:

Ситуация 1. Какой возраст больше всего свойственен детскому непослушанию? Когда ожидается, так называемая, точка отсчёта? Характерно ли непослушание для годовалого ребёнка?

В данном случае все сугубо индивидуально, и «точки отсчёта» у всех могут начинаться в разном возрастном периоде. Малыши могут закатывать истерики и в 2 года, а могут и в 5 лет не знать, что существует и такой способ добиться своего. Большое влияние оказывает среда и люди, которыми окружен малыш. Он может начать подражать мультяшному герою или сверстнику, который заказывает истерики родителям, после чего станет экспериментировать на собственных. В такой ситуации главное правило — отсутствие потакания капризам. В противном случае такое поведение войдёт у ребёнка в привычку.

Иное дело, когда непослушание проявляется в обоснованности требований малыша. К примеру, он изъявляет желание самостоятельно одеться, обуться или поесть. В результате того, что ему не разрешают этого сделать, ребёнок начинает истерить. И в этом он прав. Но если истерика уже началась, то прав он или нет – все равно проявите твердость, ему придется смириться с тем, что криком и слезами добиться ничего нельзя. А вы сделайте вывод на будущее и не провоцируйте больше подобных ситуаций.

Ситуация 2. Непослушание и проблемы с поведением могут встречаться и у детей 2-х лет. По какой причине возникает непослушание в таком возрасте? Почему ребёнок не реагирует на просьбы взрослых? И что делать в таких случаях?

Согласно мнениям специалистов, именно в 2-х летнем возрасте у детей начинает формироваться личность, а к 3 годам она уже является почти полностью сформированной. По данной причине в таком возрасте, как уже говорилось выше, не следует потакать детским капризам, иначе потом будет уже поздно.

Если говорить о правилах родительского поведения при истериках ребёнка, то здесь главное — спокойствие. Одним из мирных способов разрешения ситуации является привлечение детского внимания на что-то более интересное. При отсутствии результатов истерическое поведение ребёнка необходимо игнорировать. Главное – сохранять спокойствие, не срываться на проявление своих нервов, и не «носиться» над ним в панике. Схема вашего поведения должна быть примерно таковой: один раз учинит скандал — стоим стойко, не реагируем, второй раз – слез и криков будет гораздо меньше, а третьего раза вполне может и вовсе не быть. Читаем также: как бороться с детской истерикой: советы психолога.

Также стоит учитывать, что один и тот же ребёнок может по-разному вести себя у разных воспитателей. Все дело в правильной подаче и общении с малышом. Возможно, вы замечали это и в своей семье – маму ребенок не слушается, а пупу – беспрекословно.

Ситуация 3. Наиболее часто пик непослушания приходится к 2-4 годам и проявляется в частых или даже регулярных истериках. Как правильно поступать, если ребёнок 2-4 лет не слушается?

Данный возрастной период у детей знаменуется проверкой родителей на прочность и «прощупывать» границы дозволенного. Здесь особенно важно запастись терпением стойкостью. Упустить этот период в воспитании, значит, обречь себя на большие проблемы в будущем с характером, послушанием, и взаимоотношениями в семье, в общем.

Поэтому, перечитайте заново рекомендации, которые давались вам в предыдущих параграфах, и действуйте. Ничего нового здесь не посоветуешь.

Также можно попрактиковать душевные разговоры с ребёнком, который в таком возрасте становится достаточно разумным и понимающим. Разговаривайте с вашим ребенком, станьте для него авторитетом, а не просто родителем.

Ситуация 4. В возрасте 6-7 лет ребёнок уже знает цену своим поступкам, различая хорошее и плохое поведение, как можно себя вести, а как нет. Однако и в таком возрасте некоторые дети проявляют непослушание, только уже умышленное «на зло». Какие будут рекомендации для данного возраста?

7 лет — своеобразный рубеж, один из переломных моментов жизни ребёнка, когда он начинает переосмысливать и менять свои жизненные взгляды. А связано это с началом школьного периода, когда начинаются определённые нагрузки и требования. В такой ситуации лучшей родительской тактикой является похвала. Причём тёплые слова необходимо говорить даже относительно незначительных моментов. Именно похвала станет мощным стимулом, ради которого ребёнок будет стараться.

Ситуация 5. Непослушный ребёнок отлично знает реакцию на его проступки всех членов семьи. Часто можно столкнуться с отсутствием взаимопонимания между ними, когда один родитель ругает и наказывает, а другой — жалеет или отменяет наказание. Каким образом должно быть выстроено правильное воспитание в семье? Как добиться единогласного разрешения конфликтов?

Главное, что должны понять все члены семьи — все происходящие разногласия ребёнок оборачивает в свою пользу. Важно избегать таких ситуаций, поскольку велика вероятность потери авторитета. Знание ребёнком реакций всех членов семьи позволяет ему манипулировать ими. Очень часто в таких семьях вырастают избалованные дети, которые впоследствии становятся бесконтрольными.

Во время отсутствия ребёнка целесообразно организовать семейный совет, где следует детально обсудить сложившуюся ситуацию. Важно прийти к общему знаменателю в вопросе воспитания ребёнка. Также необходимо учитывать некоторые хитрости, к которым прибегают дети: они могут просить разрешения у одного взрослого, но не получить согласия. Тогда они сразу идут к другому — и тот разрешает. В результате — непослушание и неуважение к маме сегодня, которое может вылиться в то же самое к папе завтра.

Еще почитать:  Беременные после 40 лет форум

Вам нужно понять, что в вопросе воспитания ребенка нет мелочей. Воспитатели детского сада или младшей школы, тоже обговаривают для себя любые мелочи, начиная от того где переодеваться детям, как поставить на занятии стол и стулья, в какой раковине мальчики моют руки, а в какой девочки, и прочие, казалось бы несущественные для воспитания вопросы. Но это необходимо для того, чтобы детки впоследствии не говорили, что у Марии Ивановны мы сидим не так или у Натальи Петровны мы стоим не так. Не нужно давать детям повода для сомнений в правильности наших требований, ведь все начинается с мелочей. Для начала ребенок просто не понимает, почему один говорит, делай так, а другой – эдак. Появляются вопросы, затем протест, а после банальная манипуляция и отказ слушаться при первой же шаткой ситуации.

Обязательно обращайте внимание на детские хитрости и манипуляции взрослыми. К примеру, когда малыш пытается отпроситься погулять у мамы и получает ответ типа: «Сначала сделай уроки, а потом пойдешь гулять», следом идет к отцу с той же просьбой и получает разрешение. Сегодня, пользуясь папиным необдуманным разрешением, он проявляет непослушание и неуважение к мнению мамы, завтра сделает тоже в отношении папы, а послезавтра – вообще не станет спрашиваться у родителей. Пресекайте подобные манипуляции и провокации конфликта в семье. Договоритесь между собой, что на любые просьбы вы оба сначала интересуетесь мнением другого родителя, можете просто спросить у ребенка: «А что папа (/мама) сказал (/а)?», а потом уже давать ответ. Если есть разногласия во мнениях, обсуждаете их между собой, но обязательно так, чтобы ребенок не слышал. Вообще старайтесь не выяснять отношений при ребенке, какого бы вопроса не касался ваш спор.

Ситуация 6. Всем мамам без исключения знакома ситуация, когда при совместном посещении магазина ребенок просит купить очередную игрушку или сладость. Однако постоянно радовать любимое чадо покупками не представляется возможным. И тогда на отказ о покупке требуемой вещи ребёнок закатывает истерику и в истерике падает на пол в магазине. Как себя вести в такой ситуации?

Ничего не поделаешь, дети всегда чего-нибудь да хотят. Хотят такого же зайца, как у Маши, или такую же машинку, как у Игоря — это нормально. Согласитесь и мы-то с вами далеко не все и не всегда соглашаемся понимать, что покупать новую сумку не следует, потому как дома в шкафу уже 33 сумки, причем в нормальном состоянии. Что же вы хотите от ребенка?! Вот он и упал на пол, рыдает и кричит, катается по магазину, — вполне обычная ситуация, закономерная, я бы сказала. А если купите все, что ребенок попросит сейчас — завтра он сделает то же самое и снова получит желаемое. А почему нет? Один-то раз получилось!

Желание ребёнка касательно сладостей или новой игрушки вполне естественно: у него такого нет или он такого ещё не пробовал. Нельзя его за это осуждать. Лучшим выходом из ситуации станет серьёзный и спокойный разговор с ребёнком до посещения магазина, в котором ему важно дать понять причину невозможности покупки, но не сюсюкайте, говорите, как с взрослым: «Денег нет, их еще заработать нужно. А тебе уже покупали игрушку в этом месяце» — и так далее, спокойно и уверенно. Если же разговор не привел к желаемым результатам, и ребёнок все равно закатил в магазине истерику, забирайте его и спокойно, без криков и шлепаний, несите домой. На прохожих не обращайте внимания, поверьте, они подобное видят довольно часто, вы их ничем не удивите.

Ситуация 7. Просьбы, уговоры, доводы и аргументы не оказывают на ребёнка должного эффекта — ребенок не слушается. Какова причина такого поведения? Какие ошибки допускают родители?

Можно выделить три самых главных, самых распространенных, самых пагубных ошибки родителей:

  1. Идти у ребенка на поводу. Да, безусловно, каждый ребенок — личность, однако нужно понимать рамки дозволенного, нужно отдавать отчет к чему это приведет впоследствии.
  2. Обсуждение различных моментов и поведения при ребёнке. Если вы обсуждаете, значит, есть разногласия – ребенок о них даже подозревать не должен!
  3. Крик на ребенка. Крик — это не только глупа, некрасиво, плохой пример для подражания, но это и неэффективно.

Непослушание и наказание

В вопросах наказания за неправильное поведение важно учитывать два правила:

  1. Необходимо отдавать отчёт в своих действиях, их причинах, а также задумываться о мыслях ребёнка, который должен чувствовать справедливость наказания. В аналогичных ситуациях нельзя поступать двояко, опираясь только на настроение или другие факторы (например, сегодня у вас хорошее настроение и вы не обратили внимания на проступок малыша, а завтра – наказали за такой же самый проступок).
  2. В серьезных ситуациях ребёнок должен чётко понимать обоснованность действий родителей. Если малыш не слушается — наказание вполне естественный результат. Будет именно так, как родители сказали (желательно спокойным тоном).

Если ребенок не слушается наказание для него должно быть естественным. Именно этому важно научить кроху, — пониманию естественности и неотвратимости наказания. Жизнь сама демонстрирует примеры этого. Поехав на красный свет, можно попасть в аварию. Не надев шапку, можно простудиться. Балуясь чашкой с чаем, можно пролить на себя горячее и так далее.

Перед тем как наказать ребенка необходимо объяснить, чем чревато его баловство. Говорить следует спокойным, уверенным тоном, не терпящим возражений.
Правильное воспитание и формирование характера ребёнка возможно при соблюдении следующих принципов :

  • Главной целью наказания является лишение ребёнка какого-то значимого для него удовольствия;
  • Ограничение должно быть реализовано сразу, а не отложено на более позднее время. У детей чувство времени развито иначе, и наказание, исполненное спустя некоторый промежуток, может вызвать у ребёнка недоумение, в результате чего вероятно затаивание обиды;
  • Слово «нет» должно быть категоричным и твердым, не терпящим компромиссов, уговоров и обсуждений, не нужно договариваться с ребенком и отменять свое решение. Если пойти на поводу и поддаться уговорам, можно стать объектом манипуляций. Поэтому думайте прежде чем принимать решения, чтобы потом о сказанном не жалеть и не менять своих решений на ходу. Дети сразу понимают, что договариваться с вами можно, а потом вы и сами не заметите, как ваш ребенок начнет устанавливать рамки поведения, а не вы.
  • Каким бы ни был проступок, не стоит поднимать руку на ребёнка. Таким образом можно спровоцировать агрессию и закомплексованность;
  • Следует отказаться от постоянного внешнего контроля за ребёнком. Это чревато отсутствием детской самостоятельности, решительности, ответственности, такие дети легко поддающуюся чужому мнению и не способную принимать какие-либо серьезные решения. Все это потом перерастает во взрослую жизнь (среди наркозависимых большинство именно таких людей, тех, кто легко поддается чужому влиянию).

Ребёнка нельзя наказывать в следующих случаях:

  • во время еды;
  • в период болезни;
  • после или перед сном;
  • когда ребенок очень увлечен самостоятельной игрой;
  • когда ребенок хотел вас порадовать или помочь, но что-то случайно испортил;
  • КАТЕГОРИЧНО не нужно наказывать ребенка при посторонних.

Будьте логичны, последовательны в своем поведении, когда наказываете ребенка, оно не должно меняться в зависимости от вашего настроения. Ребенок должен четко понимать, если он совершит этот проступок – будет наказан. Если вы сегодня спустили ему с рук неправильное поведение, потому что у вас хорошее настроение, и вы не хотите его портить, будьте готовы к тому, что завтра он совершит его снова. Но если в этот раз вы накажете его, то он, либо не поймет что случилось, почему вы это делаете, или сделает неправильные выводы. Именно поэтому дети, зачастую не признаются в содеянном, выжидая удобного случая, когда вы будете в хорошем расположении духа, чтобы избежать наказания. Не стоит учить детей лгать вам.

Читаем материалы по теме наказаний:

Как наказывать детей за непослушание

8 ошибок в воспитании

Часто причинами детского непослушания становятся определённые ошибки родителей:

  1. Отсутствие зрительного контакта. Когда ребёнок увлечен (игрой или смотрит мультики), его внимание трудно переключить. Однако взгляд в глаза ребёнка и озвучивание просьбы может сотворить чудеса.
  2. Вы ставите для ребенка сложные задачи. Не следует просить ребёнка о выполнении сразу нескольких задач. Таким образом он только запутается и в итоге ничего не сделает. Целесообразно разделить вашу просьбу на простые и небольшие этапы.
  3. Вы неясно формулируете свои мысли. Увидев, что ребенок балуется (раскидывает игрушки), не спрашивайте его о том, долго ли он еще будет раскидывать свои игрушки! Малыш поймет все буквально, поэтому лучше сказать, к примеру так: «Хватит раскидывать игрушки!»
  4. Вы много говорите. Все требования должны быть лаконичными с использованием простых и коротких предложений. Если ребенок балуется, нужно сказать «Этого делать нельзя!», а затем попытаться отвлечь ребенка.
  5. Не повышайте голос. Крик только усугубит ситуацию. Ребёнок будет продолжать шкодить исподтишка по причине боязни крика. Будьте последовательны в своих решениях и ведите себя спокойно!
  6. Вы ждете быстрой реакции. Детям в возрасте до 6 лет требуется время на осознание (для того, чтобы услышать и выполнить просьбу) и выполнение поставленной задачи.
  7. Вы многократно повторяете как попугай. Ребёнок должен самостоятельно приобретать некоторые навыки. А постоянное повторение того, что ему необходимо сделать, превратят его в безынициативную личность. У детей хорошо развита зрительная память, поэтому различные картинки-напоминалки очень помогут!
  8. Одновременное требование и отрицание. Не следует использовать частицу «не». Просьбы с приставкой «не» действуют на ребенка наоборот, потому что «не» восприятие малыша пропускает. Лучше всего заменить её альтернативными фразами. Например: «Не лезь в лужу» на альтернативные варианты, например: «Давай обойдем эту лужу по травке!»

Личность ребёнка, а также степень его послушания определяются стилем воспитания, который практикуется в семье:

  1. Авторитарный (активное подавление воли ребенка). Заключается в подавлении детской воли, когда ребёнок делает и думает только в соответствии с родительскими пожеланиями. Ребенка в буквальном смысле «дрессируют»
  2. Демократический. Предполагает наличие права голоса ребенка, а также его вовлечённость в различную деятельность, связанную с семьёй. хотя некоторые вещи не обсуждаются, поскольку не входят в круг ответственности ребенка, основной формат общения родителя и ребенка не приказы, а совещание.
  3. Смешанный. Характеризуется методом «кнута и пряника». родители иногда затягивают «гайки», а иногда ослабляют. Дети приспосабливаются и к нему, живя своей беззаботной жизнью от «порки» до «порки». Читаем также:как воспитывать детей: кнутом или пряником?

Результатами одних из таких стилей воспитания являются следующие истории:

1. Слишком умный

7-ми летний Денис — средний ребёнок в семье. Родителей беспокоит отсутствие его реакций на их просьбы. Подозревали проблемы со слухом, но все оказалось в норме. Денис — причина несвоевременного усаживания всех членов семьи за стол, толкучки в ванной по утрам, а также опоздания братьев и сестёр в школу. Даже если говорить строго и громко, он может невозмутимо заниматься своим. Авторитеты на него не действуют. Никогда на его лице не видели сильных эмоций, ни страха, ни радости. Родители начали подозревать у него серьёзные внутренние расстройства, связанные с психическими и неврологическими проблемами.

По результатам обследований выявилось, что Денис обладает достаточно высоким и живым интеллектом. Он с увлеченностью поддерживал беседы, поведал, что шахматы — его любимая игра, с удовольствием и толково рассказал, что недавно читал. Разговор длился более двух часов, в течение которых Денис не только не устал, но и у него нарастал интерес ко всему происходящему. Непослушание явилось результатом высокой активности мозга и сосредоточением на внутреннем решении более сложных задач. Денисовы родители расстроились, поскольку единственным желанием было «чтобы он слушал и вместе с другими детьми выполнял мои просьбы».

Комментарий специалиста: Детям с высоким интеллектом просто скучно заниматься рутиной. Они могут часами корпеть над сложной задачей, такой, которая и родителям не всегда по плечу. Объективно они стремятся занять «особое» положение, что раздражает членов семьи и противоречит принципу равенства. Они не реагируют на повышение тона, если видят, что ситуация не стоит нервов, и родители просто пытаются «давить».

2. Слишком маленькая

Лена — девочка 3-х лет, родители которой подозревают что их дочка плохо соображает, поскольку при попытках объяснить что и как делать она ничего не понимает. Зато она всегда знает четкую последовательность действий при одевании и раздевании. Когда психолог услышала длинную многоступенчатую инструкцию, она воскликнула: «Стоп! Как малышке запомнить все это? Она вообще не понимает, зачем вы ей это говорите, если нужно просто проделать с нею все, что нужно. Шаг за шагом!»

Комментарий специалиста: Малыша могут не слушать, т. е. не выполнять требования, просто потому, что не в состоянии запомнить и понять инструкцию. В возрасте до 6 лет, лучше показывать, как что делать, и вместе с ребенком нужно потренироваться. У детей пока не сформировано произвольное внимание и вербальная память, но они запоминают последовательность операций.

Обращение к ребенку должно соответствовать его уровню понимания и уверенности. Не кричите через комнату, он может просто не понять, что это именно его о чем-то просят. Не используйте давящее «Почему ты до сих пор это не сделал?». Вы действительно считаете, что ребенок сядет на стульчик и объяснит вам, почему ему трудно понять и выполнить определенные просьбы?

3. Слишком послушная

7-ми летней Олей всегда восхищались соседские старушки и знакомые женщины, поражаясь её послушности и немногословности. А вот родители обеспокоены тем, что никогда не понятно, о чем девочка думает, чего она хочет. Если ее попросить о чем-то, она сделает молча. Никогда не пискнет. Никогда мама не слышала ее громкого заливистого смеха, разве что до полутора лет… Удивляло и то, что даже несправедливость со стороны взрослых не вызывала сопротивления, несогласия. Соседка завидует: «Чудо, а не ребенок!». А маме не по себе: «Какая-то она несчастная растет. Будто со всем смирилась заранее…» Детский психолог пришла к выводу, что есть основания для беспокойства, но есть и пути «оживить» ребенка.

Комментарий: Ребенок с подавленными эмоциями требует реабилитации. Ему нужно напомнить, как переживать эти эмоции, как радоваться, сердиться, удивляться. Для этого нужно:

  • Чтобы взрослые не ходили дома насупленные и напряженные, будто в ожидании конца света. Если ребенок не видит, как взрослые смеются, как этому научиться? Ведь первые реакции ребенок просто копирует у взрослых;
  • К детскому шуму должно быть лояльное отношение. Дети никогда не помышляют о зле, у них просто не все получается. Если члены семьи со всех сторон гасят проявление чувств у ребенка, как ему противостоять группе взрослых людей?
  • Не должно быть табу на выражение негативных эмоций — злости, негодования, раздражения, плача… При определенных обстоятельствах это абсолютно адекватное поведение. Есть даже шуточные игры по развитию отрицательной экспрессии: ребенка наряжают в костюм отрицательного персонажа, и от его имени он может вести себя сколь угодно разнузданно. Если вы присоединитесь, ребенок полностью освободится от страха быть наказанным. Есть еще игра в смешные «обзывалки»: все участники по кругу бросают мяч, придумывая необычные имена тому, кому летит мяч: «Ты — капуста! Ты — шляпа! Ты — кирпич!». Это игра на психологическое сближение. Ведь если в присутствии другого человека мы можем проявить сильные отрицательные эмоции, значит, он нам небезразличен.

Опыт родителей

Ниже опыт родителей и детских психологов, как поступать маме, если ребенок ее не слушается:

Велта, сыну 2 года:

«Если сын игнорирует мои запреты, я увожу его за руку и сажаю на стульчик, где строго объясняю причины запрета. Иногда он что-то ломает. Тогда прошу его извиниться перед сломанной вещью и пожалеть её. Когда становится очень шумно я применяют таинственный голос, которым говорю, что «нужна тишина». При этом прикладываю палец к его губам. А если сынишка убегает, звучит строгое: «Красный свет!»

Кстати, сын очень любит поезда, и если не хочет что-то делать, говорю, что машинисты всегда это делают. Работает безотказно

Мария, дочке 4 года:

«Когда дочь не хочет куда-нибудь идти, а у меня в запасе есть время, мы просто останавливаемся. Вскоре ей надоедает просто стоять и она сама идёт дальше. А если у меня времени нет, то объясняю, чем чревато опоздание «Не успеем прийти домой вовремя, значит не будет времени на сказку». Если уж совсем крайний случай, и если я уже успела разозлиться, я ведь тоже человек, могу и прикрикнуть, напоминаю про угол, в котором мы стояли пару раз. После этого обходится только напоминанием».

Елена, дочке 3 года

«Я стараюсь пересмотреть ситуацию, то есть задаю себе вопрос: «Так ли важно именно в этот момент, именно вот этого добиться от детки?» Когда я понимаю, что всё относительно и внутренне перестаю сердиться. Дочка сразу чувствует, что противостоять нечему, что она свободна в выборе. И, как по волшебству, сразу решает сделать то, что просили.

Если вижу, что она просто играется в «не хочу», тоже играю: «Не хочешь одеваться? Тогда будет смешная голая девчонка, а на улице голышом очень неудобно».

Когда я сама не уравновешена, свожу просьбы и требования к минимуму, поскольку детка тогда тоже не в духе.»

Советы психологов

Также не стоит игнорировать рекомендации специалистов / психологов:

Альфия Рахманова, психотерапевт, член ассоциации танцевальной двигательной терапии, мама:

«Детское непослушание — вполне нормальное явление. Так ребенок тренирует свою: волю, настойчивость, умение отстаивать личные интересы. С детьми важно играть! Активизация воображения и живые неподдельные эмоции очень полезны для детей».

Евгений Смоленский, детский и семейный психолог, папа:

«Чтобы малыш вас услышал, нужно разговаривать с ним на одном уровне (присесть на корточки), смотреть в глаза, держать за руку. Также помогают крепкие объятия и поцелуи — редкий ребенок не ответит на ласки родителей.

Если ребенок с плачем падает на землю — не стоит пытаться увещевать его и взывать к совести. Лучше всего дать возможность поваляться. Задача родителя — не уходить далеко, стоять, молчать и ждать. Через некоторое время, видя, что рёв не действует, ребенок сам поднимется, и у вас будет возможность обсудить с ним все произошедшее.».

Валентина Тюрина, педагог-психолог центра «Учёный кот»:

«Должно быть чёткое разграничение между дозволенным и запрещенным. Причём основные запреты не должны менять (что можно, а что нельзя запрещать ребенку). Затем, обозначить, какие будут последствия непослушания, и выполнить сказанное. Ввести систему поощрений за хорошее поведение. А еще задуматься над причинами плохого поведения: нет ли у него каких-то проблем (в детском саду, школе, со здоровьем).»

Анна Пугачёва, детский психолог, мама

«Посмотрите, нет ли разногласий в семье. Например, мама разрешает играть в песочницу, а папа запрещает. Мама говорит, что переходить дорогу нужно на зеленый свет, а сама потом переходит на красный. В таких случаях ребенок не понимает, кого слушать, на чье мнение опираться.»

Как общаться с непослушным ребёнком — история одной семьи. Что делать родителям когда кроха 1.5 года их не слушается и нужно ли вообще что-то делать? — http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kak-obshhatsya-s-neposlushnyim-rebyonkom-istoriya-odnoy-semi.html

Еще почитать:  При беременности идут месячные сколько дней

Что делать, когда ребенок вас не слушается?

Часто мы считаем, что поведение — это и есть ребенок. То есть: именно он становится капризным, упрямым, неуправляемым. Хотя, на самом деле, он просто ведет себя определенным образом. Например, не всегда слушается или слушается не сразу. Иногда настаивает на своем и часто в неудобном для родителей месте. Иногда он кричит, когда хотелось бы тишины. Что же делать, когда ребенок вас не слушается? И в чем причина этого?

Советы психолога родителям. Почему ребенок не слушается?

Ирина Ковалева, семейный психолог, тренер-мотиватор с 20-летним опытом работы рассказывает о том, как преодолеть сложности в общении со своим ребенком.

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Можно выделить три самых главных, самых распространенных, самых пагубных ошибки родителей:

Что делать, если ребенок 4 лет не слушается вообще (см.)?

Дочь, 4 года. Не слушается вообще. На угрозы забрать что-то говорит «А я спрячу». На угрозу достать ремень «А я уберу и спрячусь». На угрозу идти в ясли «А я оттуда убегу». Ничего не помогает. Вообще. Одеваемся по два часа. Едим тоже. Либо я кормлю с ложки. Никаких домашних дел не делает, игрушки раскидает, на просьбу собрать «Я одна не могу».

Уже не знаю, что делать. В садике не так, только дома. Разругаемся, пару часов слушается, потом снова броня. Как будто меня вообще нет

Не все дети рождаются послушными, и с этим ничего не поделать. И, кстати, это не значит, что ребенок плохой, просто надо найти к нему подход.

Вот вы в своем вопросе несколько раз употребили слова «угроза», а другими способами вы не пробовали воспитывать ребенка?

Ну и по поводу ваших претензий к ребенку: во-первых, если вы ее не приучили, то одна она действительно может не справиться с уборкой игрушек. Во-вторых, о каких домашних делах может идти речь, если ребенку всего 4 года. Она что должна мыть посуду, подметать, полы мыть? Непонятно. В-третьих, ребенок может быть медлительным от рождения, поэтому и одевается медленно и ест. Посмотрите на себя или на отца ребенка, быть может в этом она на вас похожа, ведь это ваш ребенок. В-четвертых, знаю полно семей, в которых детей кормили с ложки и в 6 лет. У меня самой ребенок тоже не хотел есть сам, ничего прошло, сейчас отлично с этим справляется.

И напоследок, обвиняя своего ребенка в непослушании, вы прежде всего признаетесь в том, что являетесь плохим родителем. Не надо воевать со своим ребенком, надо его любить. Ей всего 4 года, она маленькая, ей хочется играть. Вот играя, и можно ее воспитывать. Если не знаете как, почитайте специальную литературу, ее достаточно на просторах интернета.

Давайте, сначала разберемся с психологией ребенка данного возраста.В этом возрасте, умение управлять собой, дается ребенку с большим трудом. Речь не сразу становится для него регулятором поведения: вовсе не из вредности и непослушания, прекрасно понимая речь взрослых, ребенок не всегда выполняет то, о чем его просят.А нам хочется быстрее развить в ребенке способность управлять своим поведением, часто прибегая к ошибочным и малоэффективным методам: угрозам, нравоучениям, запретам,наказаниям и т.д. Излишняя строгость, запреты, принуждение, могут, конечно, привести к послушанию, но они очень вредны для развития личности ребенка, это будет подчинение, но не управление своим поведением. Это может превратиться в свою противоположность, обернуться расторможенностью, импульсивностью.Страхом перед наказанием нельзя научить ребенка владеть собой.Это первое.

Второе. Для физического и здорового развития ребенка, мы стараемся организовать для него правильное питание: даем фрукты, овощи, соки и т.д. А вот про духовную пищу забываем.Ребенку для психического развития она очень необходима.Так же как мы обеспечиваем ребенка едой, основным источником духовной пищи так же являемся мы, взрослые, а особенно близкие: мама, папа. В детском саду воспитатель. Там, в детском саду, ребенок Ваш готов получать духовную пищу, она там полезнее чем дома,разнообразнее по содержанию, хорошие отношения с воспитателем. Если ребенок недолюбливает, боится, то как бы ни были совершенны наши действия, они будут происходить в пустоте («Как будто меня вообще нет «). Ребенок этого возраста будет всё отвергать, что идет от неприятного человека (в данном случае я не говорю о Вас). Могу проанализировать только Ваши собственные действия, посмотрите какие глаголы: «угрозы», «разругаемся»,»броня». А ответы ребенка- это протестное поведение.

И, последнее, что делать? Берем на вооружение не прямые манипулятивные методы (запреты, нравоучения,наказания), а косвенные (» если ты сегодня не придешь в садик, рыбки останутся без корма», чтение сказок, прогулки, наблюдения в природе, совместные походы на выставку и т.д.), ближе быть к ребенку, чаще быть вместе.

Дочь, 4 года. Не слушается вообще. На угрозы забрать что-то говорит «А я спрячу». На угрозу достать ремень «А я уберу и спрячусь». На угрозу идти в ясли «А я оттуда убегу». Ничего не помогает. Вообще. Одеваемся по два часа. Едим тоже. Либо я кормлю с ложки. Никаких домашних дел не делает, игрушки раскидает, на просьбу собрать «Я одна не могу».

Ребёнок не слушается, а ему всего 2 года, какие меры предпринять и что делать?

Многим мам в декрете знакома ситуация, когда двухлетний ребёнок не слушается, капризничает, отказывается выполнять просьбы родителей. Иногда непослушание принимает форму истерик. Малыши падают на пол, размахивают руками и ногами, орут, как говорится, не своим голосом. Взрослые просто не знают, что делать с разбушевавшимся сорванцом и как остановить приступы неповиновения.

На самом деле, причина истерик проста и понятна. Дети в два года проявляют свой характер и не хотят выполнять те действия, к которым их принуждают насильно.

Ребенок желает делать лишь то, что он сам считает нужным. Если родители осознают, что имеют дело не просто с маленьким человечком, а со свободной личностью, у которой есть свои интересы, мысли и желания, то предотвратить конфликты будет намного легче.

Дети — большие манипуляторы

Дети – великие манипуляторы. Истерики и капризы – это способ управления взрослыми, так сказать, своеобразный психологический приём для достижения поставленной цели.

Так вот подавлять и предупреждать ситуации, в которых ребёнок от года до трёх лет не слушается родителей, следует такими же психологическими приёмами. Специалисты в области детской психологии разработали модели поведения взрослых и способы усмирения малышей.

Малыш не слушается в общественном месте

Правило пяти «нельзя» или как избежать ошибок

Прежде чем изучать правила поведения с непослушными детьми, следует ознакомиться с запрещёнными действиями родителей.

Нельзя переходить на повышенные тона. Крик родителей провоцирует ещё большую раздражительность малыша, что приводит к усилению гнева взрослых. И так по кругу, пока вся семья не придёт в тупик гнева и отчаяния. Не стоит ломать психику себе и детям, нужно делать аккуратные шаги на пути к преодолению трудностей. Если малыш не слушается, это не повод пугать его громкими криками и скандалами.

Нельзя кричать и наказывать ребенка

Нельзя придумывать наказания. Детям в возрасте двух лет сложно осознать за что именно он наказан. Поэтому такие радикальные меры могут только усугубить положение дел. Можно лишь устранять объект споров.

  • если ребёнок просит поиграть стеклянную чашку, уберите её в шкаф;
  • когда малыш отказывается собирать игрушки, отнесите их на балкон;
  • раскапризничавшегося в магазине кроху следует прекратить брать с собой за покупками.

Таким образом и проступки не окажутся безнаказанными, и человечек в два года станет осознавать: «что такое хорошо, а что такое плохо».

Нельзя оскорблять и унижать малышей. Как говорилось выше, ребенок (даже тот, какому всего два года) – это в первую очередь личность, к которой следует проявлять уважение и понимание. Обзывания и обидные сравнения со стороны взрослых провоцируют ребят вести себя в дальнейшем таким же образом с младшими и теми детьми, которые слабее.

Нельзя выяснять отношения при детях

Нельзя противоречить друг другу. Если один родитель наказал, а другой простил, то хитрый ребёнок быстро научится искать утешение и выходить из ситуации с удобной для себя стороны. Итог – малыш в два года не слушается ни маму, ни папу.

Во избежание подобных оплошностей согласовывайте свои действия друг с другом.

Нельзя выяснять отношения при посторонних людях. Помните? Сор из избы не выносят. Так вот и проблемы с малышом нужно решать подальше от любопытных глаз.

Бывает так, что малыши капризничают без всякой причины. Нервная система детей очень хрупкая и неустойчивая. Она иногда даёт сбои, проявляющиеся вот таким образом. Всё, что нужно – это просто дать ребенку выплакаться. Вот увидите, через полчаса всё встанет на свои места. Что делать маме это время? Показывать малышу, что он любим, нужен, а самое главное, понят родителями.

Надо давать малышу выплакаться

Даже взрослому человеку требуется поддержка и опора, что уж говорить про двухлетнего кроху.

Правило пяти «всегда» или полезные советы для родителей

Зачастую ребёнок в два года становится непослушным и неуправляемым из-за ощущения вседозволенности. Взрослые ошибочно полагают, что если они будут что-либо запрещать своим детям, то те будут считать их плохими родителями. Малыши, в свою очередь, начинают ошибочно полагать, что можно делать, всё что вздумается. Грамотные действия мам и пап обеспечат уменьшение количества конфликтных ситуаций.

    Всегда проговаривайте сложившуюся обстановку. Ребенку нужно всё подробно объяснять и рассказывать, досконально разбирая, что малыш сделал плохо, а что хорошо.

    Надо объяснять малышу ситуацию

  1. Всегда будьте последовательными. Знакома ситуация, когда родители, будучи в прекрасном расположении духа, позволяют детям взять какую-либо вещь, которую ранее запрещалось трогать руками? Так вот эти самые «всплески великодушия» полностью рушат восприятие малышами таких понятий как «можно» и «нельзя». Ребёнок окончательно запутается, он не сможет понять, почему вчера запрещалось, а сегодня позволяется. Итогом будут капризы и акты непослушания.
  2. Всегда выстраивайте невербальные границы. Это значит, что крохе нужно дать понимание того, как следует вести себя со своей мамой, а чего делать точно нельзя. Если малыш не даёт маме спокойно принять пищу, почистить зубы или приготовить ужин, то такое поведение необходимо пресекать. Многие родители считают, что ребёнок нуждается в полной самоотдаче. Это ошибочное мнение. Потребности, желания и вообще жизнь мамы с появлением детей никуда не девается. И малыш должен давать себе отчёт в том, что у взрослых тоже есть какие-то нужды.
  3. Всегда сохраняйте спокойствие. Несомненно, капризы «выводят из себя», раздражают, вызывают приступы злости и ярости. Но терять самообладание ни в коем случае нельзя. Думайте о том, что ребенок только начинает познавать азы справедливых поступков. Он учится не только произносить слова или держать ложку, но и вести себя должным образом. Задача взрослых – помочь ребенку в два года освоить навыки правильного поведения.

    Надо научиться сохранять спокойствие

  4. Всегда отвлекайте внимание детей. При надвигающейся буре целесообразно «переключить» малыша. Посмотри, какая красивая кошка пробежала; прислушайся, кажется, птичка поёт; давай споём твою любимую песенку. У каждого родителя свои хитрости. Если ребёнок всё равно не слушается, предложите ему альтернативу: я с тобой поиграю, но позже; я включу тебе мультфильм, но на десять минут; я куплю игрушку, но не сегодня, а через неделю. Главное, не идти на поводу у маленького манипулятора, а настоять на своих правилах.

Если ребенок не слушается родителей, это повод бить тревогу. Нельзя сидеть сложа руки. Прихоти и причуды должны пресекаться. Вот только делать это нужно грамотно, без вреда для детской психики.

Любовь и ласка лечат все

Малыш в два года начинает выстраивать стереотипы и модели поведения. С лёгкой руки родителей всё может пойти в противоположную сторону.

Если взрослые совсем запутались и не знают, что делать, можно прибегнуть к помощи специалистов. Консультация семейного психолога – это не страшно и не стыдно. Единственное, что поистине важно и ценно – это здоровье собственных детей.

Таким образом и проступки не окажутся безнаказанными, и человечек в два года станет осознавать: «что такое хорошо, а что такое плохо».

Детская психология: что делать, если ребенок совсем не слушается

Вопрос: Добрый день. Моему сыну 4,5 года. Поведение отвратительное что в детском саду, что дома. В детском саду дерется, не слушается. Воспитатели делают постоянно замечания.

Меня совсем не слушается, кричит, капризничает. Причем, только услышит слово «нет» — все! Сразу крик и рев. Папу слушается с полуслова. На рисунках, которые рисует в детском саду, преобладает красный цвет, которые рисует дома — черный и синий.

В семье у нас раньше были скандалы и ссоры на глазах ребенка. Я понимаю, что все это кардинально повлияло на ребенка, но как теперь исправить? Я в бессилии, не могу справиться совсем с ребенком. Ольга.

Отвечает Зиновьева Екатерина, психолог, Монтессори-педагог Детского центра Монтессори СЕМИЦВЕТИК:

Добрый день, Ольга. Когда ребёнок кричит, не слушается, постоянно протестует — это действительно очень непросто для родителей. Кажется, что это никогда не закончиться и не находишь в себе сил как-то исправить ситуацию. Помните, что нет ситуаций, которые нельзя исправить. Просто на это требуется время.

Давайте попробуем понять, почему ваш сын ведёт себя так и как можно изменить ситуацию.

Единственное, мне хотелось бы уточнить, какие отношения сложились у вашего сына с папой? Почему его он слушается с полуслова?

Ссоры и скандалы, случавшиеся в вашей семье, может быть и повлияли на эмоциональное состояние малыша, но мне кажется, важнее понять, что происходит с ним сейчас.

Как правило, плохое поведение ребёнка, истерики, протесты, плач по любому поводу связаны с внутренним состоянием ребёнка, с его переживаниями.

Детям сложно осознать и тем более выразить то, что они чувствуют. И они сообщают о своем состоянии как умеют – слезами, капризами, иногда и кулаками.

Вполне возможно, что вашего сына что-то тревожит или он чего-то боится, быть может у него что-то не получается, а он не решается попросить о помощи, или же ему очень нужно ваше внимание и участие, и он добивается этого так, как может.

В любом случае, когда ребёнок кричит, он кричит о каком-то своем неблагополучии, и ему очень важно, чтобы то, о чем он кричит услышали. Тем самым сообщая нам, самым близким взрослым, что ему нужна наша помощь и поддержка, что он с чем-то не может справиться.

Поэтому оказавшись в ситуации, когда ваш сын кричит, протестует, не слушается, попробуйте поговорить с ним о том, что его беспокоит или чего он не хочет.

Постарайтесь обнять его, спросите: — Ты злишься, что …?, — Тебе обидно, что …? Перечисляйте чувства, которые, по вашему мнению, может испытывать ваш ребенок в данной конкретной ситуации. По его реакции Вы сразу поймете, что попали в точку — его напряжение сразу спадет. А главное, он почувствует, что Вы его понимаете, а это для него это — самое важное. Дальше продолжайте общаться по ситуации.

Например: тебе обидно, что Петя не дал тебе игрушку, но это его игрушка.

Ваша поддержка и понимание его чувств будут лучшей помощью в сложившихся неприятных для него ситуациях.

Если же малыш вообще не хочет ни о чем говорить и ничего обсуждать, скажите ему о своих чувствах: о том, что вы видите, что ему плохо, что его что-то тревожит и огорчает, о том, что вы очень хотите помочь ему, стараетесь его понять, волнуетесь за него. Скажите ему, как вы любите его и переживаете из-за сложившейся ситуации. И предложите вашу помощь.

Это поможет создать атмосферу доверия и понимания, и почувствовать, что вашему сыну нужно именно в этот момент.

Однако напомню, что за один день ничего не измениться. Запаситесь терпением и желанием помочь Вашему сыну и со временем ситуация поменяется.

В любом случае, когда ребёнок кричит, он кричит о каком-то своем неблагополучии, и ему очень важно, чтобы то, о чем он кричит услышали. Тем самым сообщая нам, самым близким взрослым, что ему нужна наша помощь и поддержка, что он с чем-то не может справиться.

Что делать, если ребенок не слушается?

Автор: Lady Venus · Опубликовано 18.03.2013 · Обновлено 28.08.2018

Многие родители уверенны, что их-то ребенок будет просто идеальным. Тем не менее, малыш по мере взросления своим поведением способен удивлять собственную мамочку далеко не очень приятно. Непослушный ребенок – на самом деле не трагедия и не горе, а только необходимость родителей, и родственников обратить на эту проблему внимание и помочь крохе понять, что такое хорошо и плохо, какое поведение приветствуется, а какое – непозволительно.

Почему растет непослушный ребенок? Как себя вести и что делать, если ребенок не слушается? Какие ошибки совершают родители при воспитании малыша и как их избежать? Как бороться с непослушанием и истериками в разном возрасте? Наказывать непослушного ребенка или нет? А если наказывать, то, как именно? Ответы на эти и многие другие вопросы, рекомендации специалистов и объяснения ситуаций, ожидают вас в этой статье. Очень надеюсь, что они окажутся, вам полезны, и помогут разрешить конфликт и воспитать ребенка в любви и понимании.

• Ситуация первая: В каком возрасте ребенок может начать показывать свое непослушание? Когда можно ожидать своеобразную точку отсчета? Бывает ли непослушание у годовалого малыша?

Трудно ответить, когда малыш может начать проявлять свою «твердость» характера и требовать удовлетворения своих желаний, демонстрируя непослушание. У каждого своя индивидуальная «точка отсчета». Детки могут закатывать настоящие истерики в 2 года, а могут и в 5 лет не знать, что существует и такой способ добиться своего. Все зависит от той среды, в которой живет ребёнок, от окружения – семьи, детского сада, детворы во дворе. Ребенок может увидеть мультик и начать подражать понравившемуся герою, заметить сверстника, который закатит истерику маме и ему позволили сделать то, что он хотел. Малышу это может понравиться, он запомнит, и будет пробовать подобные новые методы на собственных родителях. В данной ситуации главное правило – не потакать капризам ребенка. Иначе это войдет у него в привычку.

Еще один нюанс – обоснованность его требований: если малыш, к примеру, захотел сам надеть колготки или завязать шнурки, без маминой помощи, а вы не даете ему сделать это – он имеет полное право отстаивать свое желание, а вы – точно неправы. Но если истерика уже началась, то прав он или нет – все равно проявите твердость, ему придется смириться с тем, что криком и слезами добиться ничего нельзя. А вы сделайте вывод на будущее и не провоцируйте больше подобных ситуаций.

Еще почитать:  Занятия С Ребенком В 5 Месяцев На Фитболе

• Ситуация вторая: Сталкиваться с непослушанием и другими проблемами в поведении родители могут уже в 2-летнем возрасте малыша. Почему малыш непослушный в этом возрасте, почему отказывается реагировать на родительские просьбы, и что делать, если ребенок не слушается?

Как уже говорилось в предыдущем абзаце, родителям не стоит поддерживать новые пагубные начинания юной личности. А, по мнению специалистов, именно в этом возрасте и начинает формироваться личность, а уже в три года ваш малыш имеет полноправное «Я», пусть и не совсем оконченное. Поэтому важно не пропустить этот критический момент, иначе исправлять огрехи поведения потом, может быть невероятно сложно.

Что делать, если ребенок не слушается, закатывает истерику, требуя полного и немедленного удовлетворения его желаний? Один из способов выйти из тупиковой ситуации – отвлечь малыша, увести от проблемы, чем-то заговорить его. Главное – сохранять спокойствие, не срываться на проявление своих нервов, и не «носиться» над ним в панике. Схема вашего поведения должна быть примерно таковой: один раз учинит скандал – стоим стойко, не реагируем, второй раз – слез и криков будет гораздо меньше, а третьего раза вполне может и вовсе не быть.

Вам нужно понимать и еще кое-что о детях: они, как хамелеоны, в некотором смысле, у разных воспитателей одни и те же детки ведут себя совершенно по-разному. Возможно, вы замечали это и в своей семье – маму ребенок не слушается, а пупу – беспрекословно. Поэтому делайте выводы, и применяйте, во благо.

• Ситуация третья: Наиболее острая ситуация возникает примерно в 2-4 года. Ребенок не слушается, истерики могут становиться частыми, даже регулярными. Что делать, если ребенок не слушается в возрасте 2-4 лет, как поступать?

Именно в этом возрасте ребенок начинает проверять, что называется, родителей «на прочность», «прощупывать» границы дозволенного. Поэтому описанная ситуация вполне закономерна. Стойкость, и только она – спаситель ваш и вашего ребенка, ну и естественно, «мешок» терпения. Его вам понадобится просто масса. Упустить этот период в воспитании, значит, обречь себя на большие проблемы в будущем с характером, послушанием, и взаимоотношениями в семье, в общем.

Поэтому, перечитайте заново рекомендации, которые давались вам в предыдущих параграфах, и действуйте. Ничего нового здесь не посоветуешь. Кроме того, что ваш малыш уже достаточно разумен для разговоров на тему поведения, а значит, беседы по душам могут оказать неоценимую услугу. Разговаривайте с вашим ребенком, станьте для него авторитетом, а не просто родителем.

• Ситуация четвертая: К 6-7 годам малыш уже подрастает, и в этом возрасте должен достаточно хорошо понимать, что такое хорошо, и что такое плохо, как можно себя вести, а как нет. Однако многие родители и учителя первоклассников почему-то сталкиваются с проблемой, так называемых, сложных детей. Зачастую, это даже не просто непослушный ребенок, а проявляющий непослушание «на зло», умышленно. Что можно порекомендовать для этого возраста?

Прежде всего, детки в этом возрасте, действительно «большие», в смысле понимания многого, в том числе и ответственности за собственное поведение. Так почему же они ведут себя неподобающим образом? На самом деле все просто – у деток своего рода также кризис возраста, но на этот раз не трех, а семи лет. Они снова попали в ситуацию, которая требует переосмысления, пересмотра «взглядов на жизнь». Судите сами: в детском саду ребенка ставили в пример, говорили, что он уже большой, а попав в школу – почему-то снова стал маленьким?! Ребенку, который пошел в школу из дома, а не из детского сада, и вовсе сложно: новый образ жизни, график, дисциплина, чужие люди, требующие послушания, и это притом, что мама всегда учила, даже не разговаривать с незнакомцами, а тут такое…

Самая оптимальная родительская тактика для этого возраста ребенка – это похвала. Хвалите свою кроху за любой пустяк, за все, что сделано правильно. Представьте, его постоянно ругали, особенно в последнее время, а тут хвалят, – поверьте, для него это станет поступком с большой буквы. Ваш ребенок будет стараться изо всех сил, только ради одного единого слова – молодец!

• Ситуация пятая: Непослушный ребенок отлично знает реакцию на его проступки всех, без исключения, членов семьи. Часто можно наблюдать картину, когда, например, папа ругает ребенка, а бабушка защищает его или мама наказывает, а папа отменяет наказание, считая, что ничего плохого не произошло. Как правильно выстроить воспитание в семье, сделать разрешение конфликтов единогласным, обеспечить правильное участие всех родственников в воспитании ребенка?

К сожалению, описанная ситуация случается очень часто. И первое, что должны понять все члены семьи – это то, что ребенок удачно пользуется вашими разногласиями в своих интересах. Допускать этого нельзя, иначе он перестанет считать вас авторитетными. Малыш очень быстро поймет, кто и в какой ситуации, как поступит, и просто будет манипулировать вами всеми. Дети в таких семьях вырастают, мягко говоря, избалованными, а подчас и вовсе неуправляемыми.

Обязательно соберите семейный совет, когда ребенок дома отсутствует, и спокойно обговорите сложившуюся ситуацию. Объяснитесь, друг с другом, придите к общему мнению, к единым требованиям к ребенку в семье – помните, что это необходимо вашему малышу, это в его интересах. Вам нужно понять, что в вопросе воспитания ребенка нет мелочей. Воспитатели детского сада или младшей школы, тоже обговаривают для себя любые мелочи, начиная от того где переодеваться детям, как поставить на занятии стол и стулья, в какой раковине мальчики моют руки, а в какой девочки, и прочие, казалось бы несущественные для воспитания вопросы. Но это необходимо для того, чтобы детки впоследствии не говорили, что у Марии Ивановны мы сидим не так или у Натальи Петровны мы стоим не так. Не нужно давать детям повода для сомнений в правильности наших требований, ведь все начинается с мелочей. Для начала ребенок просто не понимает, почему один говорит, делай так, а другой – эдак. Появляются вопросы, затем протест, а после банальная манипуляция и отказ слушаться при первой же шаткой ситуации.

Обязательно обращайте внимание на детские хитрости и манипуляции взрослыми. К примеру, когда малыш пытается отпроситься погулять у мамы и получает ответ типа: «Сначала сделай уроки, а потом пойдешь гулять», следом идет к отцу с той же просьбой и получает разрешение. Сегодня, пользуясь папиным необдуманным разрешением, он проявляет непослушание и неуважение к мнению мамы, завтра сделает тоже в отношении папы, а послезавтра – вообще не станет спрашиваться у родителей. Пресекайте подобные манипуляции и провокации конфликта в семье. Договоритесь между собой, что на любые просьбы вы оба сначала интересуетесь мнением другого родителя, можете просто спросить у ребенка: «А что папа (/мама) сказал (/а)?», а потом уже давать ответ. Если есть разногласия во мнениях, обсуждаете их между собой, но обязательно так, чтобы ребенок не слышал. Вообще старайтесь не выяснять отношений при ребенке, какого бы вопроса не касался ваш спор.

• Ситуация шестая: «Мама купи шоколадку, мама купи игрушку, мама купи…» – картина знакомая многим мамочкам! Но совершать постоянно покупки просто невозможно, а малыш просто не реагирует на слова «куплю потом» и падает на пол у полки магазина. Что делать, если ребенок не слушается, как поступить в такой ситуации?

Ничего не поделаешь, дети всегда чего-нибудь да хотят. Хотят такого же зайца, как у Маши, или такую же машинку, как у Игоря – это нормально. Согласитесь и мы-то с вами далеко не все и не всегда соглашаемся понимать, что покупать новую сумку не следует, потому как дома в шкафу уже 33 сумки, причем в нормальном состоянии. Что же вы хотите от ребенка?! Вот он и упал на пол, рыдает и кричит, катается по магазину, – вполне обычная ситуация, закономерная, я бы сказала. А если купите все, что ребенок попросит сейчас – завтра он сделает то же самое и снова получит желаемое. А почему нет? Один-то раз получилось!

Перед совместным походом в магазин обязательно поговорите с ребенком, о том сможете ли купить ему что-нибудь или нет, объясните почему – не сюсюкайте, говорите, как с взрослым: «Денег нет, их еще заработать нужно. А тебе уже покупали игрушку в этом месяце» – и так далее, спокойно и уверенно. Если, несмотря на разговор, он в магазине все равно начал истерику, забирайте и спокойно, без криков и шлепаний, несите домой. На прохожих не обращайте внимания, поверьте, они подобное видят довольно часто, вы их ничем не удивите.

• Ситуация седьмая: Ребенок не слушается, на уговоры не реагирует, аргументы, и доводы не принимает. Почему это происходит, какие ошибки допускают родители в воспитании?

Можно выделить три самых главных, самых распространенных, самых пагубных ошибки родителей:

Первая – это идти у своего ребенка на поводу. Да, безусловно, каждый ребенок – личность, однако нужно понимать рамки дозволенного, нужно отдавать отчет к чему это приведет впоследствии.

Вторая ошибка – обсуждение всего при детях, в частности и его поведения. Если вы обсуждаете, значит, есть разногласия – ребенок о них даже подозревать не должен!

Третья ошибка – кричать на ребенка. Во-первых, – это глупо, не красиво, плохой пример для подражания, во-вторых – это не поможет.

Непослушание и наказание

В вопросах наказания за неправильное поведение, прежде всего, нужно помнить два очень важных правила:

  • 1. Необходимо думать, что вы делаете, почему поступаете, так или иначе, и что в данном случае подумает ребенок. Он должен чувствовать нерушимые стены, логичность поступка и следствия. Нельзя допускать двойной трактовки ваших поступков, перемены ваших решений в зависимости от настроения (например, сегодня у вас хорошее настроение и вы не обратили внимания на проступок малыша, а завтра – наказали за такой же самый проступок).
  • 2. В серьезных моментах ваша кроха должна четко понимать, что будет именно так, как родители сказали (желательно спокойным тоном).

Если ребенок не слушается наказание для него должно быть естественным. Именно этому важно научить кроху, – пониманию естественности и неотвратимости наказания. Жизнь сама демонстрирует примеры этого. Поехав на красный свет, можно попасть в аварию. Не надев шапку, можно простудиться. Балуясь чашкой с чаем, можно пролить на себя горячее и так далее.

Что делать, если ребенок не слушается? Давайте рассмотрим ситуацию на примере с чашкой сока. Вначале предупредите ребенка, что может последовать за непослушанием баловника или баловницы. Делать это нужно спокойно, убедительно и аргументировано. Длинных предложений при этом желательно не строить. Не нужно говорить, что-то вроде: «Если ты сейчас не прекратишь возить чашку по столу, изображая машинку, то очень может быть, даже наверняка, чашка упадет и разобьется об пол, а ты сам при этом обольешься или даже поранишься. Тебе будет больно, ты будешь мокрым и грязным, а мне придется потом, собирать осколки по полу, стирать твои новые штаны и лечить твои раны!». Не разговаривайте подобным образом с ребенком! В особенности это относится к родителям мальчиков. Мозг мальчиков устроен несколько по-другому, чем мозг девочек, он попросту может отключиться буквально на второй секунде подобного монолога. Девочкам можно дольше объяснять, но увлекаться, тоже не стоит.

Конечно, говорится не о том, что малыш сделал несознательно. К примеру, вы дали для него слишком большую чашку, ребенок ее просто не удержал. Речь о поступках, которые ребенок делает сознательно.

Ни в коем случае не следует вырывать чашку из рук баловника с криком: «Прекрати! Ты же обольешься!». Во время еды никакое насилие в принципе недопустимо! Подобное может привести к тому, что малыш перестанет получать от принятия пищи удовольствие, а это чревато для здоровья. Пусть обольется, если ребенок не слушается и ходит затем в мокром и грязном. И не следует тут же бросаться вытирать все за ним, тащить его переодеваться в сухое, причитая «я же говорила!». Реагируйте спокойно: присядьте до уровня ребенка, посмотрите прямо в глаза, и скажите: «Нельзя играть соком! Я сейчас занята, поэтому ты возьмешь тряпку и все за собой вытрешь. Ты разлил – ты и будешь убирать». Скажите это тоном, не терпящим возражения, но спокойно, не повышая голоса. Важно действительно за тем отойти в сторонку и чем-то заняться, проявить авторитет, дождаться, чтобы он сам убрал. Даже если ребенок начнет упрямиться и убирать не захочет, важно настоять, но не делать это за него самостоятельно.

В каких еще случаях наказывать ребенка нельзя:

  • 1. Во время еды;
  • 2. Если ребенок болен;
  • 3. Сразу после сна и перед сном;
  • 4. Когда ребенок очень увлечен самостоятельной игрой;
  • 5. Если малыш очень хотел порадовать вас или помочь, но что-то испортил случайно.
  • 6. Категорически не стоит наказывать ребенка при посторонних.

Ребенок уже в полтора года начинает понимать вещи, предметы и их значение, основываясь на действия с ними. Взрослые сами задают предметам значение. Именно поэтому важно разделить столик для кормления и столик для игры. Помните, что дети – консерваторы, и если у малыша закрепится в сознании, что он за этим столиком играет, то почему когда на нем стоит еда, он не может тоже поиграть с ней?

Так что, прежде всего, думайте, дорогие родители, а потом делайте! Обязательно объясняйте членам своей семьи, причины своих поступков и решений. Очень важно, чтобы ваши правила, ваши нормы поведения были приняты ребенком как свои. Чтобы это произошло, вы сами в первую очередь должны иметь достаточно четкие представления об этих самых правилах и сами следовать им. Замечательно, если у родителей на этот счет сформировалось общее мнение еще до рождения малыша. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда, и причиной этому зачастую служит банальная эмоциональность.

То, как мы в будущем станем общаться со своими собственными детьми, закладывается в нас еще нашими родителями, еще в нашем детстве. Если в каких-то моментах мы остались не согласными с нашими родителями, то решаем поступать по-другому со своими детьми. Но с появлением ребенка зачастую действуем иначе, мы замечаем за собой неконструктивное поведение, которое «выходит из нас» исподволь, автоматически, неосознанно, на эмоциях.

Здесь главное спохватиться вовремя, не стесняйтесь попросить у ребенка прощения, если поняли, что повели себя как-то неправильно. Ребенок понимает нас гораздо больше, чем мы сами думаем. Исправьте ситуацию, так вы добьетесь сразу нескольких положительных моментов в его дальнейшем поведении. Во-первых, ваш малыш не будет обижаться на вас, а хорошие отношения – главное условие в успешном воспитании. Во-вторых, для ребенка ваш поступок будет красочнее и запоминаемее любых аргументов, ваше извинение окажет гораздо больший эффект, чем многократные попытки объяснить, как поступать можно, а как нельзя. В-третьих, он поймет: когда неправ, нужно признавать свои ошибки и приносить извинения.

Само наказание для ребенка, должно быть ограничением, лишением какого-то удовольствия, значимого для ребенка.

Будьте логичны, последовательны в своем поведении, когда наказываете ребенка, оно не должно меняться в зависимости от вашего настроения. Ребенок должен четко понимать, если он совершит этот проступок – будет наказан. Если вы сегодня спустили ему с рук неправильное поведение, потому что у вас хорошее настроение, и вы не хотите его портить, будьте готовы к тому, что завтра он совершит его снова. Но если в этот раз вы накажете его, то он, либо не поймет что случилось, почему вы это делаете, или сделает неправильные выводы. Именно поэтому дети, зачастую не признаются в содеянном, выжидая удобного случая, когда вы будете в хорошем расположении духа, чтобы избежать наказания. Не стоит учить детей лгать вам.

Кроме того наказание ребенка за проступок должно совершаться по принципу «здесь и сейчас», не следует переносить наказание на потом. Понятие времени у детей не совсем, такое как у нас, взрослых, поэтому ребенок вряд ли сможет соотнести наказание со своим поступком, очень удивится, не поняв, за что его наказали, затаит обиду.

Если в какой-то ситуации вы уже сказали ребенку «нет» – не стоит идти на компромиссы, реагировать на уговоры, договариваться с ребенком, отменяя свое решение. Так мы попросту растим манипуляторов. Поэтому опять-таки – думайте прежде чем принимать решения, чтобы потом о сказанном не жалеть и не менять своих решений на ходу. Дети сразу понимают, что договариваться с вами можно, а потом вы и сами не заметите, как ваш ребенок начнет устанавливать рамки поведения, а не вы.

Если вы имели неосторожность пообещать ребенку, например, какой-то подарок, не наказывайте его, откладывая выполнение своего обещания. Во-первых, поступая, таким образом, вы демонстрируете собой некоего небожителя: хочу – казню, хочу – милую. Ребенок способен в полной мере оценить все преимущества такой роли и очень скоро примерить её на себя, поступая с вами так же – обещая и отказываясь выполнять. Во-вторых, вы просто потеряете доверие ребенка, а значит, и общий язык.

Если ребенок в школе получил плохую отметку, ругать его, а бить, тем более, – совершенно не конструктивно. Так вы только научите его хитрить и изворачиваться. Лучшим вариантом будет попытаться выяснить, почему ребенок получил двойку и вместе с ним найти из сложившейся ситуации правильный выход. В первую очередь вам самим нужно понять, что учится ребенок для себя, а вовсе не для вас. Это нужно ему, а не папе и маме, бабушке или дедушке. Важно чтобы это понимал ребенок.

Нельзя проявлять постоянный внешний контроль – это вредно для ребенка. Так вы вырастите несамостоятельную, безответственную, зависимую личность, легко поддающуюся чужому мнению, не способную принимать какие-либо серьезные решения (среди наркозависимых большинство именно таких людей, тех, кто легко поддается чужому влиянию).

Помните, что нельзя за ребенка жить, он сам должен прожить свою жизнь. Наша задача – направить его в нужном направлении, передать базовые ценности, и не забыть вовремя уйти в сторонку, научив жить без нас.

Старайтесь всегда быть справедливыми и мудрыми, и тогда любовь и уважение будут царить в вашей семье, а детки искренне будут считать, что им невероятно повезло с родителями!

Еще немного о том, что делать, если ребенок не слушается:

К сожалению, описанная ситуация случается очень часто. И первое, что должны понять все члены семьи – это то, что ребенок удачно пользуется вашими разногласиями в своих интересах. Допускать этого нельзя, иначе он перестанет считать вас авторитетными. Малыш очень быстро поймет, кто и в какой ситуации, как поступит, и просто будет манипулировать вами всеми. Дети в таких семьях вырастают, мягко говоря, избалованными, а подчас и вовсе неуправляемыми.

Ссылка на основную публикацию