Адаптация Детей 4 5 Лет К Детскому Саду

Содержание

Адаптация ребенка к детскому саду

“. Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек –
не может стать настоящим воспитателем, и сред этих качеств
на первом месте умение проникнуть в духовный мир ребёнка.”

“Адаптация к условиям пребывания в детском саду у разных детей
протекает неодинаково, что зависит в основном от особенностей
нервной системы. Внешними проявлениями трудностей адаптации
могут быть нарушения сна, аппетита, необоснованные капризы.
Чтобы облегчить течение адаптационного процесса, подготовку
к этому ответственному в жизни ребёнка событию следует начинать заблаговременно”.

Адаптация – от лат. “приспособляю” – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которыми вступают в контакт дети. Поступление ребёнка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности. От того насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. От того как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребёнка при поступлении в детский сад.

Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать “открытым” по всем вопросам развития и воспитания.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:

1– 6 дней – лёгкая адаптация;
6– 32 дней – адаптапция средней тяжести;
от 32 до 64 дней – тяжёлая адаптация.

При лёгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1– 2 недели. Речь может затормаживаться, но ребёнок может может откликаться и выполнять указания взрослого. Ребёнок, как правило, не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длиться 7– 10 дней и завершается без каких– либо осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются через 20– 40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально– возбуждённое плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2– х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно– разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

  1. Возраст ребёнка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
  2. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.
  3. Сформированность предметной и игровой деятельности. Такого ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребёнка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и привести к заболеванию.
  5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребёнок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ:

  1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
  2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
  3. Неумение занять себя игрушкой.
  4. Несформированность элементарных культурно– гигиенических навыков.
  5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

  • глубокий сон;
  • хороший аппетит;
  • бодрое эмоциональное состояние;
  • полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
  • соответствующая возрасту прибавка в весе.

Памятка для родителей

“Критические моменты вызывающие трудности адаптации к детскому саду”

Наиболее критические моменты, которые вызывают трудности адаптации к детскому саду можно выделить следующие:

– Ранний утренний подъём. Для малышей, жизнь которых до похода в детский сад регламентировалась мало и слабо, пробуждение в 7.30 утра бывает очень жестоким стрессом адаптации. Поэтому в течение пары недель перед первыми визитами в детский сад вставайте раньше, привыкая к новому утреннему режиму. Будите ребёнка в детский сад заранее, раньше на 10– 20 минут, чтобы он мог понежиться в постели и постепенно перейти от сна к бодрствованию.

– Обед без мамы. Большие трудности в адаптации к детскому саду связаны с кормлением детей. Некоторым детям не нравится еда, приготовленная в детском саду, некоторые– просто отказываются есть без мамы.

– Дневной сон. В целях адаптации ребёнка к детскому саду постарайтесь приурочить дневной сон ребёнка к этому времени. Если ребёнок засыпает с любимой игрушкой, можно в первое время приносить её в детский сад. Для сна в детском саду можно выбрать забавную пижаму, которую приятно будет одевать ребёнку.

– Пребывание в детском саду целый день. Обычно первую. Неделю ребёнок посещает детский сад до сна, на второй неделе – остаётся на период до полдника, после месяца – может остаться на полный день. Но все эти нормы сугубо индивидуальны. Если адаптация ребёнка проходит с большим трудом, то забирать ребёнка нужно пораньше. Если ребёнка из сада Вы забираете позже, то старайтесь делать это не последним. Дети очень травматично переживают, если они остаются последними в группе и родителей долго нет.

– Привыкание к режиму. В целях адаптации узнайте режим дня в детском саду и детской группы конкретно для вашего ребёнка. За месяц– полтора начните вводить этот режим в вашей семье, постепенно приближая его к детсадовскому. В дошкольном возрасте ребёнку важно спать до 10 часов ночью и 2– 2,5 часа днём. Поэтому спать ребёнка нужно укладывать уже 9 часов вечера.

– Общение с незнакомыми детьми. В современных семьях, часто с одним ребёнком, малыш бывает выключен из системы отношений с другими детьми. Часто контакты с другими детьми организованы общением на детской площадке, в поликлинике, в гостях. Поэтому плохо умеют общаться с другими маленькими детьми. Необходимо понаблюдать за общением своего ребёнка с другими людьми. Если он интроверт, то легко заводит контакты и общение с другими, адаптация в этом случае пройдёт несколько полегче. Если же ребёнок – интроверт, стеснительный или замкнутый, излишне послушный, то трудности могут быть при общении с детьми активными, агрессивными или эмоциональными.

– Общение с воспитателем. Воспитатель – очень значимая фигура в процессе адаптации ребёнка к детскому саду. Его опыт, умение ладить с детьми и понимать психологическое состояние ребёнка играют иногда ключевую роль в адаптации. Поэтому, по возможности, нужно выбрать воспитателя и познакомиться с ним заранее. Рассказать педагогу об индивидуальных особенностях ребёнка, его страхах и интересах. Необходимо обсуждать с воспитателем каждый день адаптации.

Рекомендации для родителей “Первый раз – в детский сад”

– Научите ребёнка навыкам самообслуживания: есть одеваться, пользоваться носовым платком.

– Не рассказывайте о своих тревогах в присутствии малыша.

– Заранее ознакомьтесь с режимом детского сада и придерживайтесь его и в выходные дни.

– Не перегружайте ребёнка посещением общественных организаций, кружков, спектаклей, а также интеллектуальными занятиями дома.

– Одевайте по сезону. Одежда и обувь не должны создавать трудностей для ребёнка (не шнурки, а липучки, не пуговицы, а кнопки).

– Рассказывайте о цели и пользе посещения детского сада (напоить цветы, уложить спать кукол, поиграть с зайчиком).

– Оставляйте игрушечный телефон, по которому воспитатель при ребёнке будет сообщать о его успехах.

– Не давайте дорогие игрушки и не спрашивайте строго за их сохранность.

– Каждое утро проверяйте содержимое в кармане ребёнка, не допускайте наличия острых и колющих предметов: кнопок, скрепок, монет и т. д.

– При встрече с воспитателем рассказывайте о состоянии здоровья и настроении ребёнка.

– Планируйте своё время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день.

– Ребёнок должен приходить в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксалиновой мазью.

– Расширяйте “социальный горизонт” ребёнка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к другим детям.

Если окажется, что у ребёнка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад.

Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду

Главным расслабляющим средством для дошкольника является игра. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Преимущества игры перед другими средствами расслабления:

  • позволяет маленькому ребёнку ощутить себя всемогущим;
  • помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
  • развивает искусство общения;
  • помогает управлять своими чувствами;
  • даёт возможность пережить массу эмоций.

Игра “Полянка настроения”

Цель: Настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.

Оборудование: плетёные салфетки, цветные ленточки, цветная проволока.

Используя плетёную салфетку, разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки, мы создадим полянку настроения. Обычно ребёнок видит дома следующую картину: мама моет посуду, варит кашу, а папа работает за компьютером или смотрит телевизор. Все взрослые заняты своими делами. И вдруг на глазах у ребёнка и при его участии происходит превращение: вместо скучной салфетки появляется “красота”. Помимо этого, продевание шнурка сквозь отверстие в салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша – его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение.

Игра “Что нам подскажут пальчики”

Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.

Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, камушек.

Ребёнок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. В плетёной коробочке вы найдёте природные материалы – шишку, каштан, камушек. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка – шершавая, камень – гладкий. Затем закройте глаза, протяните ладошку, отгадайте, какой предмет лежит на ней. Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств), то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи. Активизировать речевое развитие можно, используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно вовлекать в движение большое количество пальцев, а сами движения проводить энергично. Благодаря этой игре ребёнок с нетерпением ждёт новых переживаний, впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.

Упражнение “Дышим животиком”

Обычно это упражнение делают лёжа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

Работа диафрагмы должна восприниматься ребёнком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывёт по мне.

Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребёнку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

Игра “Наливаем, выливаем, сравниваем”

Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.

Оборудование: таз с тёплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер– сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

Особой притягательной силой обладает вода. Тёплая вода расслабляет и успокаивает. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в неё познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т. д. И поиграть с ними: например взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую и др. После выполнения каждого задания ребёнок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребёнка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

Памятка для родителей

Консультация для родителей «Адаптация ребенка с 3-4 лет к детскому саду

Консультация для родителей «Адаптация ребенка с 3- 4 лет к детскому саду»

Еще почитать:  Дыхательная Гимнастика Для Беременных 2 Триместр В Домашних Условиях

Ребенок впервые приходит в детский сад. Его привычный мир изменился, все теперь иначе. Одному ребенку требуется два дня, что бы разобраться в новой обстановке, другому – несколько месяцев. Как помочь 3-4хлетнему малышу быстрее привыкнуть к дошкольному учреждению? Как сделать переход из дома в садик менее болезненным? Воспитателю необходимо хорошо знать возрастные особенности ребенка 3-4 лет.

«В возрасте 3-4 х лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте».(1)

Развивается мелкая моторика ребенка-дошкольника. В этом возрасте ребенок начинает рисовать, а не просто чертить линии. Ребенок уже может реализовать в рисунке простейший замысел: солнышко, человечек (стадия «головонога»), шарик и т.д. Малыш может обводить простые фигуры по контуру, закрашивать фигуру. Доступны простейшие поделки из пластилина: змейка (червячок), улитка, грибок, тарелочка, шарики.

Развивается восприятие ребенка. Дети 3-4 лет знают основные цвета, геометрические формы, может дифференцировать предметы по величине.

Происходит резкий скачок в речевом развитии. По данным исследователей к двум годам активный словарь ребенка насчитывает 250-300 слов, к 3 годам- 800-1000 слов, а в пять лет-2500-3000 слов. Фраза состоит из 3-4 слов, грамматически связанных между собой, но может быть несовершенна по звуковому наполнению.

Ребенок, приходящий в детский сад, должен обладать некоторыми навыками. Режим дня в семье желательно приблизить к режиму дня в саду. Ребёнок должен вставать утром в 6.30-7.30 утра, что бы в 7-7.45 быть в саду. Соответственно вечером дошкольника нужно уложить уже в 20.30-21.00.

Ребенок должен уметь сам есть, одеваться, раздеваться (если на одежде нет сложных застежек, мелких пуговиц, молний, шнурков) «дети учатся одеваться и раздеваться в определенной последовательности: снимать и одевать одежду, складывать, вешать, застегивать пуговицы»(2). Ребенок должен уметь самостоятельно играть, убирать за собой игрушки, самостоятельно ходить в туалет (или проситься), выражать свои мысли чувства и желания вербально.

Самым главным навыком является ,конечно ,умение взаимодействовать в коллективе. Роль коллектива трудно переоценить. Ребенок должен уметь ждать, уступать, делиться игрушками, выполнять требования воспитателя. Ребенок должен понять, что детей в группе много, и воспитатель не может уделить столько же внимания каждому ребенку в группе, сколько получает ребенок дома(особенно, если ребенок в семье один).Понимая все трудности, связанные с садом, тем не менее отдавать ребенка в сад необходимо для нормального его развития.

Готовность ребёнка к саду определяется так же состоянием его здоровья. Детский коллектив может спровоцировать инфекционные заболевания. Бояться этого не нужно. Ребенку для укрепления его иммунитета необходимо «переболеть». Дети, не посещающие сад, начинают болеть в школьном возрасте, а это сказывается на их успеваемости. Дети, ходившие в сад, имеют некоторую устойчивость к инфекциям.

Немаловажным моментом является психологическая готовность родителей. Родители должны понимать, что переход в сад является для ребенка стрессом. Реакция на стресс может быть различной: плач, капризы, учащение заболеваемости, даже легкие неврологические проявления (тики, запинки в речи, энурез). Родитель должен быть готов к временным трудностям, связанным с началом садовской жизни.

Адаптация к детскому саду в возрасте 3-4 лет длится от 2-3 недель до 2-3 месяцев. Родители должны соблюдать ряд правил.

Не нервничать самим, не ругать ребенка за слезы и капризы, связанные с садом. Вести себя спокойно и твердо.

Не идти на поводу у ребенка. Не пропускать сад, не сидеть дома несколько дней, что бы ребенок меньше нервничал и меньше плакал. Нерегулярное посещение сада удлиняет процесс привыкания, делает его более болезненным.

Ребенок должен быть здоров, что бы меньше болеть в период адаптации к саду.

Желательно соблюдать единые требования к ребенку дома и в саду.

Поддерживать контакт с воспитателем, интересоваться успехами ребенка, тем, как прошел его день. Дома желательно читать книги о детском саде, показывать мультфильмы на эту тему. Всячески показывать плюсы пребывания в саду.

Объяснять ребенку, что мама заберет его из садика, не оставит там навсегда. Родители должны поддерживать в ребенке уверенность, что он самый лучший, самый любимый, что от него не избавились, отдав в сад. Родители так же не должны чувствовать себя виноватыми, что отдали ребенка в сад.

Воспитатель в свою очередь так же должен проявить терпение и такт в отношении воспитанников. Адаптация ребенка пройдет легче, если воспитатель с самого начала включит ребенка в совместную значимую деятельность. Игра со сверстниками еще не является наиболее значимым видом деятельности, а взаимодействие со взрослым уже важно для малыша. Отвлечь ребенка можно ,попросив помочь убрать игрушки, накрыть на стол, раздать материал для занятия и т.д. В концу рабочего дня можно похвалить ребенка перед мамой, рассказать , каким помощником он был, какой он самостоятельный, рассказать, что будет завтра, какие занятия, досуги проведёт педагог, как интересно будет ребенку. Большинство детей с удовольствием играют со взрослым. Воспитатель может организовать игру детей, взять в свою игру более робкого, «домашнего» ребенка, сделать его главным в игре. Важно при этом не фиксировать внимание ребенка на его «горе», не утешать, не жалеть чрезмерно. Лучше доброжелательно и уверенно объяснить, что мама поработает и придет за ребенком, что вечером мы все пойдем домой. Воспитатели тоже вечером уходят к себе домой, к своим детям, своей семье. Хорошо помогает облегчить привыкание к саду игрушка, принесенная из дома. С ней можно играть, спать, её можно покормить, поиграть.

Важно не запугивать ребенка, не кричать на него, не угрожать, не шантажировать («будешь плакать, мама не придет» и т.д.)

Если адаптация проходит тяжело, можно предложить родителям забирать ребенка до сна, потом сразу после сна, затем уже в 5-6 часов. Можно некоторое время разрешать не есть какую-либо еду, особенно новую, которую не готовят дома. Это этап не должен слишком затянуться, чтобы не стать нормой. Ребенок, даже самый маленький, хорошо умеет манипулировать взрослым человеком. В период адаптации воспитателю важно быть доброжелательным, но твердым, четко объяснять ребенку требования сада: что можно делать, а что нельзя и почему.

В любом случае важно помнить о значении коллектива в воспитании ребенка. Малыш проводит в саду большую часть дня. Он играет, общается, получает различные умения и знания. Детский сад дает систематизированные знания и умения, которые не всегда могут дать родители.

Человеку необходимо общество и общение для полноценного развития его личности, основы общения в социуме закладываются в дошкольном учреждении.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. — М.:Мозаика-Синтез, 2011, стр. 86

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Пособия для педагогов дошкольных учреждений. –М.:Мозаика-Синтез, 2008, стр.13

Происходит резкий скачок в речевом развитии. По данным исследователей к двум годам активный словарь ребенка насчитывает 250-300 слов, к 3 годам- 800-1000 слов, а в пять лет-2500-3000 слов. Фраза состоит из 3-4 слов, грамматически связанных между собой, но может быть несовершенна по звуковому наполнению.

Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога

Время, когда ребенок идет в детский сад очень сложное и для него самого, и для его родителей. Первые дни, а то и недели в дошкольном учреждении – непростое испытание для всех членов семьи. Слезы и капризы по утрам, тревожное состояние, которое передается от детей ко взрослым, постоянное пребывание в стрессе, повышенная возбудимость или наоборот – вялость и апатия. И это далеко не полный список внешних проявлений, которые некоторые родители склонны считать за пустые капризы. Между тем проблема лежит гораздо глубже, и нужно помочь ребенку преодолеть этот действительно сложный для него период. Как помочь адаптироваться малышу в коллективе и сделать походы в детский сад настоящим праздником, подскажут психологи.

Трудности адаптационного периода

Полная детская дезадаптация наблюдается достаточно редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не менее, в той или иной степени, адаптационным трудностям подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более взрослые. Даже у взрослого человека с устоявшейся психикой внезапная смена привычного ритма жизни может вызвать серьезный стресс, не говоря уже о слабом и беззащитном ребенке. В первую очередь, трудности в адаптации связаны с отрывом от родителей. Порой ребенку кажется, что его больше никто не любит, все от него отказались.

Замечено, что особенно остро в период от трех до пяти лет разлуку с матерью переживают мальчики, чем девочки.

Нарушение устоявшегося ритма жизни, привычных моделей поведения. Если же ребенок до этого еще ни разу не испытывал самостоятельности или взаимодействия со сверстниками, то новой модели поведения у него попросту нет, и он не знает, как себя вести в новых для него обстоятельствах. Отсюда возможны конфликты как с воспитателями, так и другими детьми.

Самыми распространенными причинами, по которым дети отказываются посещать дошкольное учреждение, это страхи и повышенная эмоциональность. Рассмотрим их.

  • Избыток впечатлений или повышенная эмоциональность ребенка. Еще не до конца сформировавшаяся детская психика бывает неспособна справиться со шквалом новых эмоций и ощущений, которые обрушиваются на малыша с самых первых дней пребывания на новом месте. Часто это пугает ребенка и не дает ему адекватно оценить действительность.
  • Страх перед неизвестностью. Маленький человек растерян, он не знает, что его ожидает в дальнейшем. Новый распорядок дня, новые люди, к которым он не привык.
  • Особенно тяжело адаптация происходит у тех детей, которые до детского сада практически постоянно воспитывались в семье. Дома гораздо снижен порог запретов, а в детском саду новые и новые «нельзя» окружают его со всех сторон.
  • Строгость воспитателей часто резко контрастирует с доброжелательностью родителей, что нарушает прежние поведенческие модели ребенка.

К тому же теперь многие вещи ему приходится выполнять самостоятельно, поэтому очень важно приучать к выполнению хотя бы элементарных действий по самообслуживанию с самого раннего возраста.

Как облегчить привыкание ребенка к детскому саду

Период адаптации большинство психологов разделяет на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Во время подготовительного этапа расскажите ребенку, что такое детский сад, чем в нем занимаются. Вспомните несколько забавных историй из собственной жизни, связанных с пребыванием в садике. Лучше даже сходить с ним «на экскурсию», познакомиться с детьми и воспитателями, обратить внимание на красоту вокруг детского сада и уют внутри.

Еще до начала посещения дошкольного учреждения нужно приучить ребенка к некоторым элементарным действиям по самообслуживанию: самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом, вилкой и ложкой, зубной щеткой. Примерно за два-три месяца до начала посещения детского сада надо установить режим дня, близкий к режиму в учреждении, и стараться неукоснительно соблюдать его, даже по выходным. Нелишне будет также приучить малыша к новым блюдам, если до этого его рацион был иным, чем в детском саду.

Основной этап включает непосредственно пребывание в группе, но на непродолжительное время: от одного до трех часов в первые две недели. Важно сформировать положительные эмоции как от садика и постепенно подготавливать к более длительному отрыву от дома. Первые несколько дней можно даже побыть вместе с ребенком, постепенно увеличивая время самостоятельного пребывания.

На заключительном этапе ребенок должен проводить в детском саду четыре часа и более, можно оставлять его на дневной сон. Когда настроение, сон и аппетит малыша приходят в норму, можно считать, что адаптационный период завершился.

Но, как бы легко и, казалось, незаметно ни проходило время привыкания, для ребенка, как и для любого человека, подобная смена обстановки – это стресс, и задача родителей свести его к минимуму.

Типичные ошибки родителей, советы психолога

Самая распространенная ошибка – неготовность к негативной реакции со стороны ребенка или просто нежелание разобраться в проблеме. Родителям может показаться, что он просто капризничает, пытается обратить на себя излишнее внимание. «Мы ходили – и ничего», — так часто говорят они, забывая, что и сами в первое время испытывали сильный стресс. Родители могут оказаться не готовы к излишней плаксивости, не зная, что плач – это основная детская реакция на стресс. В связи с этим частой ошибкой является наказание или брань, что только усугубляет ситуацию.

Часто родители перестают уделять внимание малышу, интересоваться его делами, надеясь на то, что в дошкольном учреждении и так все хорошо, воспитатели со всем прекрасно справятся. В этом случае ребенок может особенно остро почувствовать разлуку с родителями, почувствовать себя брошенным и никому не нужным. Кроме того, со всеми стрессовыми ситуациями ему придется справляться самостоятельно, что может привести как к неоправданной агрессии в попытках защитить себя, так и напротив – замкнутости, отрешенности, нервозности.

Противоположной же ошибкой является излишняя опека, затянутое и даже слезное расставание по утрам и немедленное возвращение, чтобы забрать домой.

Выше уже говорилось о том, что сам момент расставания должен пройти на позитивной волне. Некоторые же родители, видя, что ребенок чем-то занялся, стараются незаметно исчезнуть. Ребенок, отвлекшись от своих занятий, вдруг осознает, что мамы нет, не известно, когда она вернется и вернется ли вообще. Он будет страшно напуган, у него может сложиться впечатление, что его могут в любой момент внезапно бросить и оставить одного, а это может привести к куда более глубоким психологическим травмам.

Ни в коем случае нельзя пугать ребенка детским садом и особенно грозить тем, что никогда его не возьмете назад. В этом случае у малыша неизбежно сложится представление о садике как о страшном месте, откуда можно не вернуться.

Нельзя сулить награды только за один факт посещения детского сада. В дальнейшем для ребенка это может стать орудием шантажа родителей: не пойду в садик, если не купите игрушку. Но за хорошее поведение в садике или за какие-нибудь конкретные успехи можно и нужно поощрять.

Также одной из распространенных ошибок со стороны родителей является негативное высказывание в адрес воспитателей в присутствии ребенка. Пусть даже малыш и не поймет, о чем речь, но интуитивно почувствует, что мама чем-то недовольна, и у него сложится представление, будто детский сад – это место, где не все так хорошо, а воспитатели тоже могут быть плохими людьми, которые могут причинить вред.

Недопустимо резкое вхождение в новую для малыша среду. Некоторые родители сводят к минимуму адаптационный период или не обращают на него внимание вовсе. Ребенок вынужден быстро менять режим дня, привычки, рано утром в второпях его с криком волокут куда-то, оставляют там одного, с незнакомыми людьми на неопределенное время… Все это необязательно, но вполне может привести к тем или иным нарушениям психики.

Выявление детских страхов

Для обнаружения детских страхов в психологии применяют несколько наиболее часто употребляемых диагностических методов: методическое руководство по выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную систему А. И. Захарова «Мои страхи», вопросник на уровень тревоги Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко, тесты П. Бейкер и М. Алворд, проективное пособие – методичку по эмоциональным отношениям в семьях «Рисунок семьи» В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса и методика выявления эмоционального самочувствия (состояния) Л. Лебедевой.

  1. Диагностика по М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».
    Используя руководство можно сделать заключение о всей гамме страхов у ребенка старше трех лет. Тестирование протекает в режиме игры и рисования. Малыш отвечает на вопросы и в случае подтверждающих ответов (3 из 5, или 6) в страхи классифицируется. Провести такое тестирование не сложно, специальные навыки для этого не требуются.
  2. Диагностика по проекционной системе А. И. Захарова.
    Ребенок, по ходу общения о актуальных воспоминаниях страшных эпизодов его жизни, рисует разноцветными карандашами и объясняет изображенное. Предполагается, что в результате сеанса у ребенка наступит «переориентация» внутренних психологических «настроек» с защитных на конструктивно – положительные.
  3. Диагностика по системе «Силуэт человека» Л. Лебедевой.
    Принцип основан на исследовании Макса Люшера: используя разные цвета карандашей ребенок «прорисовывает» в палитре проекцию видов самоощущения (синий – удовлетворенность происходящим – тяга к взаимопониманию, единству; красный – жизненная активность, оптимизм – жажда успеха, лидерства; зеленый – вдумчивость и глубокий подход – желание постоянства, власти, тяга к познаниям; светло – желтый — мажорная игривость, общительность – любят перемены, ценят свободу, надеются на хорошее; выбор серого, коричневого и черного цветов констатирует наличие сильного стресса).

Этот тест является невербальным рассказом сокровенного, внутреннего «я» малыша для опытного психолога.

Поясняя рисунок и отвечая на вопросы теста ребенок «проговаривает» свое внутреннее видение мира и семьи.

Психологи, работающие в дошкольных заведениях, помогут выявить страхи у ребенка по вышеперечисленным методикам и смогут дать рекомендации родителям по адаптации малыша в саду. По этим методикам и сами родители могут определить, чего так боится их ребенок в саду.

Способы, позволяющие уменьшить стресс ребенка

Для начала необходимо понять, что именно затрудняет адаптацию вашего ребенка в детском саду. Если проблема лежит на поверхности, то ее достаточно легко локализовать и решить. Но бывает так, что родители сталкиваются с целым комплексом скрытых трудностей, которые не в силах решить самостоятельно. В этом случае за помощью лучше обратиться к профессиональному психологу.

Необходимо знать, какие эмоции могут возникнуть у ребенка в адаптационный период, чтобы нейтрализовать негативные и усилить позитивные. Как правило, из негативных ярче всего выражены страх, гнев, обида. Положительные – радость от познания нового, удовольствие от общения, удовлетворение чувством самостоятельности.

В первое время лучше, если ребенок будет находиться в детском саду не более трех часов в день, постепенно пребывание в группе увеличивают. Обязательно говорите малышу, когда вернетесь, чтобы он не чувствовал себя покинутым и одиноким. Придумайте вместе занятие до вашего возвращения. Смех – лучшее лекарство от стресса. Пошутите перед уходом, чтобы расставание, пусть и всего на несколько часов, произошло на позитивной волне. Не позволяйте «расчувствоваться» себе: смех заразителен, а плач заразителен вдвойне.

Разрешайте ребенку взять с собой любимые игрушки: так он будет чувствовать связь с домом. Иногда помогает такая маленькая хитрость: пусть ребенка в сад отводит не кто-нибудь из родителей, а кто-то из других членов семьи. Тогда сам момент оставления в группе пройдет не так остро.

Обязательно переживайте вместе этот новый для вас период. Интересуйтесь, каким был у него день, что интересного случилось в группе, что он узнал нового, во что играл, с кем познакомился. Хвалите за успехи и помогите советом, если у малыша возникли трудности. Можете рассказать, как прошел день у вас в его отсутствие. Ребенок будет чувствовать поддержку и знать, что он не предоставлен самому себе и от него не отказались. Не забывайте подчеркивать, что теперь он стал взрослым и самостоятельным, каждый день ходит в сад так же, как мама с папой ходят на работу.

Перед сном можно еще раз поговорить с ребенком о завтрашнем походе в детский сад, рассмотреть положительные моменты. Спать же малыша надо укладывать несколько раньше обычного: ведь даже взрослый человек, если чувствует себя не выспавшимся, больше подвержен отрицательным эмоциям и стрессу.

Вместо заключения

Адаптационный период у разных детей проходит по-разному – для кого-то он практически незаметен, а кто-то сталкивается с очень серьезными проблемами. В среднем это два-три месяца, в течение которых совершенно необходимо помогать ребенку освоиться и привыкнуть к новому для него образу жизни, проявить терпение и доброжелательность.


Самая распространенная ошибка – неготовность к негативной реакции со стороны ребенка или просто нежелание разобраться в проблеме. Родителям может показаться, что он просто капризничает, пытается обратить на себя излишнее внимание. «Мы ходили – и ничего», — так часто говорят они, забывая, что и сами в первое время испытывали сильный стресс. Родители могут оказаться не готовы к излишней плаксивости, не зная, что плач – это основная детская реакция на стресс. В связи с этим частой ошибкой является наказание или брань, что только усугубляет ситуацию.

Как подготовить ребенка к детскому саду

Подготовка ребёнка к посещению детского сада

Ребёнка обязательно необходимо подготовить к посещению детского сада, так как в детском саду другой режим, ребёнок буде лишен той опеки и заботы, которую даёт ему маме, ребёнку придется общаться в социуме и уже самому решать многие возникшие проблемы.

Вот и заканчивается отпуск по уходу за ребенком. Теперь мир малыша уже не ограничивается вашим домом, он осваивает новые горизонты и пространства. Перед мамой встает серьезная проблема — выходить ли на работу и кому в этом случае доверить уход за сыном или дочкой в ближайшие несколько лет.

У многих современных мам часто возникает вопрос: А стоит ли отдавать ребёнка отдавать в детский сад?

Разумеется, лишь вы можете решить, что удобнее вам и полезнее вашему малышу: пойти в садик или остаться дома с вами, бабушкой или няней. Но даже если у вас есть кому сидеть с крохой, не отметайте сразу вариант детского сада, и вот почему.

1. В детском саду ребенок обретает самостоятельность. Посещая садик, малыш гораздо легче и быстрее осваивает навыки самообслуживания, учится есть, одеваться и раздеваться, соблюдать личную гигиену, убирать за собой. Уже через 3—4 месяца пребывания в детсадовской атмосфере ваш ребенок сможет освоить все эти премудрости.

2. Ежедневно «детсадовский» ребенок вынужден вступать в многочисленные контакты со сверстниками, что развивает умение договариваться, ждать своей очереди, принимать во внимание чужое мнение и отстаивать свое собственное. И, что самое Удивительное, происходит это безо всякого участия взрослых: у Детского коллектива свои законы, и малыш вынужден будет им подчиняться.

3. Есть такие виды деятельности, которые возможны только в детском саду, и научить они могут очень и очень многому. Такое, казалось бы, немудреное дело, как дежурство по столовой (согласитесь, практически невозможное в домашних условиях, если только у вас не пятеро детей), помогает вырабатывать бесценные навыки: заботиться об окружающих, организовывать совместную с товарищами деятельность, заботиться об общем успехе дела.

4. Дети, ходившие в садик, в дальнейшем лучше адаптируются в школе: быстрее вливаются в коллектив класса, умеют выстраивать отношения со взрослым, обладают навыками оценки товарищей. Напротив, «домашние» дети зачастую не могут регулировать собственное поведение и соотносить его с нормами совместной деятельности и требованиями «чужого» взрослого.

5. Посещение детского сада полезно и с медицинской точки зрения. Встречаясь в саду с чужеродной бактериологической средой, организм малыша активно нарабатывает иммунитет.

До 2—3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками, зато в этот период сильно проявляется привязанность к матери и близким людям. Поэтому если любого нормального, а тем более эмоционально чувствительного ребенка отдать в ясли до 3 лет, то он будет остро реагировать на разлуку с матерью, плакать и тосковать.

По мнению большинства психологов, отдавать ребенка в детское учреждение следует тогда, когда ему исполнится 3 года, если это девочка, и 3,5 года, если это мальчик.

Сточки зрения врачей-иммунологов, благоприятным периодом для начала посещения детского сада является возраст 2—4 года, когда иммунная система не испытывает возрастных кризисов и ее состояние относительно стабильно.

Готовить малыша к серьезным переменам в жизни лучше заранее.

И первое, что нужно сделать, — примерно за месяц до начала «детсадовской жизни» чаще, чем обычно, обращаться к его чувству самостоятельности. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им: ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.

Попросите разрешения погулять на территории детского сада: сначала просто рядом с детсадовской группой, потом — вместе с ребятами. Познакомьтесь с детьми и воспитателями, покажите ребенку его будущую группу, кроватку, шкафчик.

Расскажите малышу о режиме детского сада — что именно, каким образом и в какой последовательности там делают дети. Состояние ребенка будет тем более спокойным, чем четче образ детсадовской жизни будет совпадать с его ожиданиями. Задавайте малышу вопросы, которые позволят проконтролировать, хорошо ли он запомнил последовательность повседневных действий (например, что он будет делать в саду сразу после прогулки, обеда; куда он сложит свои вещи).

Поиграйте с ребенком в игру «Детский сад». Роль малыша может выполнять или он сам, или какая-нибудь игрушка. Покажите ему в игре, как можно познакомиться со сверстниками, как вступить в игру. Пусть в игре соблюдается ритм детсадовской жизни: куклы будут завтракать, делать зарядку, гулять, обедать, ложиться спать. Полезно продолжать игру и тогда, когда малыш начнет ходить в садик. В игре вам будет проще проследить, какие проблемы и трудности он испытывает, и помочь ему справиться с ними.

Когда малыш первый раз отправится в детский сад, дайте ему с собой любимую игрушку, книжку, некий «кусочек дома», рядом с которым он будет чувствовать себя более комфортно. Попробуйте уговорить оставить игрушку на ночь в садике, а наутро снова с нею встретиться. Это облегчит малышу возвращение в группу на второй, самый сложный день. Если же он на это не соглашается, пусть игрушка «ходит» с ребенком ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно (детям легче говорить о своих чувствах от имени игрушки).

Не последнюю роль в процессе адаптации играет и выбор одежды. Постарайтесь, чтобы на ней было поменьше пуговиц, кнопок, крючков и шнурков, чтобы процесс одевания на первых порах не вызывал излишних проблем. Идеально, если это будет свитер или водолазка (с широкой горловиной), ботинки лучше подобрать на липучках. Одежда обязательно должна иметь четкие ориентиры «перед-спина» (например, спереди рисунок).

Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: «Я не пойду к ней, она кричит, она злая» и т.д. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать ребенку и попытаться перевести его в другую группу. Не давайте ему страдать и общаться с неприятными людьми.

Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям. Средний срок адаптации в ясельном возрасте составляет 7—10 дней, в 3 года — 2—3 недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц.

Влияет на это и тип темперамента ребенка: быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. Вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада. Их часто подгоняют (причем, не только в садике, но и дома тоже), не давая возможности побыть самими собой.

Дневной сон дошкольника

Перспектива укладываться среди дня в кровать малышей в восторг не приводит. Детсадовцы еще худо-бедно мирятся с «тихим часом»: со строгой воспитательницей не поспоришь! Мама или бабушка — другое дело, у них послеобеденную войну за независимость от подушки и одеяла выиграть легче. Вот и получается, что «организованные» дошколята в выходные дни по большей части отдыхают именно от режима, а «домашние» и подавно сплошь и рядом отказываются от дневного сна.

Родителям даже удобнее: не надо тратить время на бесконечные уговоры и укладывания, приглушать телефон, разговаривать шепотом, ходить на цыпочках.

Но то, что удобно взрослым, отнюдь не на пользу малышу.

Прислушайтесь к мнению педиатров и детских невропатологов: до 5—6 лет ребенку необходимо как минимум 1,5—2 часа отдыхать днем.

Чем младше ребенок, тем больше его потребность в сне. Новорожденному на это важное дело природа отвела 19 часов в сутки, 3—5-месячному — 17, полугодовалому — 15, 9—12-месяч- ному — 13, 2—3-летнему — 12,5, 4—5-летнему — 11,5, 6-летнему — 10 часов. Причем, в отличие от нас, взрослых, детский сон носит полифазный (многоразовый) характер. Сразу после рождения, когда реальные отличия дня и ночи по длительности сна еще не установились, малыш засыпает от 4 до 11 раз в сутки. А в 1 — 1,5 года он уже укладывается днем только дважды на 1,5—2 часа с 4—5-часовыми перерывами между сном. С полутора лет ребенку хватает одноразового дневного отдыха: до 3 лет — продолжительностью 2,5—3 часа, а с 4 до 6 лет — 1,5—2 часа. Лишь к 7 годам детский организм перестраивается на так называемый монофазный (только ночной) сон. С этого возраста о послеобеденном отдыхе можно забыть. Но, как утверждают специалисты, скрытые элементы полифазности сохраняются у многих детей. Если ребенок старше 7 лет плохо спал ночью, переутомился в школе, подхватил простуду или почувствовал недомогание, уложите его днем — силы восстановятся быстрее.

Многие мамы, переставшие укладывать малышей днем, оправдываются тем, что сделать это решительно невозможно. Проявите немного настойчивости, и послеобеденный отдых наверняка наладится. Дневной сон принципиально возможен у каждого, даже напрочь отвыкшего от него дошкольника. Хотите понять, для чего это нужно ребенку? Пожалуйста.

Во-первых, для того, чтобы быть здоровым. Дело в том, что биоритм сна и бодрствования — главный в нашем организме. По нему природа выверяет другие — от многолетних циклов до микроритмов, действующих на уровне клетки и занимающих доли секунды. Освободив ребенка от дневного сна, вы создаете почву для рассогласования биоритмов — десинхроноза. Следствие его — повышенная возбудимость и быстрое утомление, задержка нервно-психического и физического развития, отставание в росте, ослабление иммунитета, склонность к частым простудам и детским инфекциям.

Во-вторых, для того, чтобы малыш лучше усваивал новые знания. Методом электроэнцефалографии с помощью специальных датчиков, закрепленных на голове, ученые исследовали так называемую биоэлектрическую активность мозга — движение нервных импульсов по отросткам нейронов. Оказалось, что электроэнцефалограмма (ЭЭГ), снятая во сне у грудного ребенка, практически не отличается от таковой у взрослого. А вот созревание ЭЭГ, типичной для бодрствования, идет до 12—18 лет! Выходит, деятельность детского мозга во сне по качеству намного превышает работу наяву! И этому есть объяснение.

По сути дела, мозг ни днем, ни ночью не отдается в объятия Морфея: он просто переключается с восприятия на режим обработки и усвоения информации. Чем меньше ребенок, тем больше он должен узнать и запомнить. А значит, тем больше дневных «пауз» и дольше сон.

В-третьих, для того, чтобы ребенок крепче спал ночью. Удивлены? Вы-то, возможно, потому и не настаиваете на сне после обеда, чтобы ребенок пораньше укладывался вечером и пореже просыпался до утра. Ну и каков результат? Положа руку на сердце, признайте, что далеко не всегда близкий к ожидаемому.

Не отдохнувший в положенные часы малыш к концу дня так перевозбуждается, что и хотел бы, да не может уснуть. А перегруженный дневными впечатлениями мозг сигнализирует о трудностях с их переработкой ночными страхами и кошмарными снами. В общем, родителям хотелось как лучше, а получилось совсем наоборот.

В-четвертых, для того, чтобы сгладить воздействие на организм малыша неблагоприятной экологии и других издержек городской Жизни. Ученые единодушны: городским детям требуется больше времени на сон. Ведь их нервную систему «отравляют» вредные выбросы, истощает шум автомагистралей, «расшатывают» стремительный ритм жизни и агрессивная зрительная среда — тоскливые коробки многоэтажек. Вот и устают они сильнее сверстников, растущих на лоне природы.

Когда ребенок спит, мозг вырабатывает специальный защитный белок, помогающий организму адаптироваться к повышенным Нагрузкам. Кажется, доводов «за» дневной сон вполне достаточно,

Весь вопрос в том, как уложить ребенка в постель после обеда, если, как он утверждает, спать ему ну ни капельки не хочется.

«Спи, моя радость, усни!» — готовы петь родители своим чадам, лишь бы те поскорее заснули, но помните: грудным детям до 2,5 месяца лучше спится сразу после еды. К трем месяцам ситуация в корне меняется: на сытый желудок усиливаются процессы активного внимания, и у младенца сна «ни в одном глазу». Потребность в отдыхе появится лишь через 15—20 минут, а у грудничка постарше — спустя полчаса-час. Тогда и укладывайте!

Критический период — 1,5 года. Переход с двухразового дневного сна на одноразовый многим дается непросто. Не паникуйте! Это временные трудности. Малыш сам невольно подскажет приемы, способствующие засыпанию. Главное условие: укладывайте его в одно и то же время, в привычной обстановке и не отступайте от уже выработанного стереотипа подготовки ко сну.

Исследовав особенности детского сна по ЭЭГ, ученые заметили, что у маленьких девочек картина периодически изменяется. В соответствии с будущим менструальным циклом каждые 28 дней у малышек возникают 2—4-дневные промежутки, когда они с трудом засыпают, чутко спят, капризничают и перевозбуждаются. Могут, например, наотрез отказаться отправляться в постель днем. Важно, чтобы взрослые не пошли по пути наименьшего сопротивления, отменив сон после обеда. С мальчиками, конечно, проще: глубина мужского сна с календарем никак не связана.

Откажитесь от мысли, что, если малыш полежал 15—20 минут и не уснул, значит, спать ему действительно не хочется. А раз так, то не стоит принуждать дитя бессмысленно валяться в постели! Во-первых, не так уж это и бессмысленно — в любом случае он отдыхает.

Во-вторых, в 1,5—3 года ребенку полагается целый час на засыпание, в 4—6 лет — 30 минут. В-третьих, как ни парадоксально, малышу, который неважно себя чувствует, требуется больше времени, чтобы отойти ко сну.

А вот наблюдения французских психологов: дневной сон, оказывается, помогает «новеньким» адаптироваться к непривычной обстановке детского сада. Дети, остающиеся на «тихий час», быстрее привыкают к воспитателям и новым товарищам, чем те, кого забирают домой сразу же после обеда. Малышей сближает необходимость раздеться, снять обувь, лечь в кровать — все то, что они делают дома в окружении близких.

Во время дневного сна и при подготовке к нему — «в тишине и спокойствии сиесты» — возникает возможность по-новому пообщаться друг с другом: с помощью улыбок, жестов, приветливых взглядов. В этой почти домашней обстановке воспитателю тоже легче понять малышей, узнать, какие они есть «на самом деле».

Некоторые дети не желают спать днем, потому что не хотят быть «как маленькие». Лучший способ убедить строптивцев послушаться — прилечь вместе с ними в одной комнате. Увидев, что взрослый человек тоже снял обувь, лег на кровать и закрыл глаза, дети быстрее успокаиваются. Вот почему и маме, укладывающей спать своего непоседу, следует спокойно, без сердечных мучений сделать то же самое.

А напоследок несколько слов об исключительных случаях. Не стоит, скажем, отменять долгожданный поход в зоопарк только потому, что это собьет ребенку привычный график. Раз в месяц, если на то есть веские причины, малыш может и не поспать днем. Изредка отступая от режима, как выяснили специалисты, мы «тренируем» биоритмы. Организму такие нечастые встряски даже на пользу — что-то вроде исключений, подтверждающих правила.

Чем младше ребенок, тем больше его потребность в сне. Новорожденному на это важное дело природа отвела 19 часов в сутки, 3—5-месячному — 17, полугодовалому — 15, 9—12-месяч- ному — 13, 2—3-летнему — 12,5, 4—5-летнему — 11,5, 6-летнему — 10 часов. Причем, в отличие от нас, взрослых, детский сон носит полифазный (многоразовый) характер. Сразу после рождения, когда реальные отличия дня и ночи по длительности сна еще не установились, малыш засыпает от 4 до 11 раз в сутки. А в 1 — 1,5 года он уже укладывается днем только дважды на 1,5—2 часа с 4—5-часовыми перерывами между сном. С полутора лет ребенку хватает одноразового дневного отдыха: до 3 лет — продолжительностью 2,5—3 часа, а с 4 до 6 лет — 1,5—2 часа. Лишь к 7 годам детский организм перестраивается на так называемый монофазный (только ночной) сон. С этого возраста о послеобеденном отдыхе можно забыть. Но, как утверждают специалисты, скрытые элементы полифазности сохраняются у многих детей. Если ребенок старше 7 лет плохо спал ночью, переутомился в школе, подхватил простуду или почувствовал недомогание, уложите его днем — силы восстановятся быстрее.

Особенности адаптации детей к условиям детского сада

Автор — В.А. КУЛГАНОВ

Поступление в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) — это период великих перемен в жизни малыша. Происходит его переход из знакомой и обычной для него семейной среды в особую микросреду, которая значительно отличается от прежних условий.

Особенностями ДОУ являются,

  • во-первых, длительное совместное пребывание большого количества детей, увеличивающее возможность перекрестного инфицирования и более сильного их утомления;
  • во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к воспитанникам детских садов, которые могут оказаться непривычными для ребенка и вызвать у него отрицательные эмоциональные и поведенческие реакции.

Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка.

Рациональная и заблаговременная подготовка к поступлению в дошкольное учреждение сводит к минимуму риск развития тяжелой адаптации.

Она включает следующие мероприятия:

1. Обеспечение оптимального состояния здоровья ребенка.

Для этого необходимо перед оформлением в ДОУ провести углубленный осмотр малыша всеми необходимыми для данного возраста специалистами с определением уровня его физического и нервносихического развития, а также лабораторные исследования (анализы крови, мочи, кала на яйца глистов). При выявлении каких-либо отклонений в состоянии здоровья и развитии необходимо выполнить оздоровительные и коррегирующие мероприятия.

2. Предварительная вакцинация в соответствии с возрастом ребенка, позволяющая предупредить заражение ребенка инфекционными заболеваниями.

Однако надо иметь в виду, что формирование иммунитета после проведенной вакцинации также вызывает напряжение адаптационных систем организма. Вследствие этого направлять ребенка в ДОУ можно не раньше, чем через две-три недели после последней прививки.

3. Максимальное приближение домашнего режима и питания к детсадовскому.

Это позволит заблаговременно, в привычной, домашней обстановке создать у ребенка новые стереотипы. Данные мероприятия помогут уменьшить адаптационную нагрузку при поступлении в ДОУ. Изменять режим ребенка надо не менее чем за две недели до начала его посещения, а лучше — значительно раньше.

4. Разъяснительная работа с родителями.

Необходимо объяснить им важность предстоящего изменения в жизни ребенка, ознакомить с педагогическими подходами, используемыми в детском учреждении, дать рекомендации по коррекции неправильного семейного воспитания, если таковые имеются. Следует также объяснять родителям нежелательность оформления в ДОУ ребенка до двух лет, а в некоторых случаях — до трех, так как в этом возрасте у него особенно высока потребность в постоянных контактах с близкими людьми.

Возраст с шести месяцев до полутора лет крайне нежелателен для радикальных изменений в жизни ребенка и его окружении.

Привыкание ребенка к условиям ДОУ, особенно в раннем возрасте, желательно сделать плавным:

  • в течение первой недели оставлять его в группе не более чем на 3—4 часа до обеда или после сна дома;
  • при негативных эмоциональных реакциях дать ребенку отдохнуть от посещений детского учреждения в течение двух-трех дней.

Родители могут поиграть с ним дома в детский сад, сделать так, чтобы ребенок почаще находился в среде старших детей, которые умеют самостоятельно выполнять простые вещи: одеваться, ходить в туалет, есть ложкой, убирать свои вещи.

Персоналу группы желательно ознакомиться с домашними условиями жизни ребенка и в первые дни придерживаться привычных для него стереотипов и подходов. Более легкой адаптации способствует постепенное заполнение групп, позволяющее уделить достаточное внимание каждому ребенку в период привыкания к новым условиям.

Во время адаптационного периода рекомендуется завести на всех воспитанников карты адаптации, в которых отмечаются особенности их состояния и поведения. При осмотре следует особое внимание уделять носоглотке: даже легкое покраснение зева и умеренные выделения из носа служат поводом для перевода на домашний режим до полного выздоровления. Профилактические прививки в этот период не проводятся.

Правильная подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и мягкое ведение адаптационного периода позволяют малышам достаточно легко, без существенных
издержек для физического и нервно-психического здоровья приспособиться к новым условиям.

Это крайне важно еще и потому, что неблагоприятное течение первой социальной адаптации значительно повышает риск тяжелой адаптации и в дальнейшем, а каждая повторная тяжелая адаптация неблагоприятно сказывается на развитии личности.

Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление, характерное для всего живого.

У человека существует специальная функциональная система, состоящая из коры больших полушарий головного мозга, гипоталамуса, гипофиза и коры надпочечников, вступающих в сложные функциональные взаимоотношения при осуществлении приспособительных реакций, сопровождающихся определенными сдвигами в регуляции обмена веществ. Она же осуществляет и социальную адаптацию, вовлекающую все сложные поведенческие акты человека.

Адаптация создает условия для более эффективного существования организма. Если человек здоров и его физические системы работают в оптимальном режиме, то это указывает на физиологическую адаптацию.

Между тем, если возникает необходимость какого-то изменения, заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так что всякая перестройка реакций требует усиления функции, напряжения. Такое состояние обозначается как напряженная адаптация. При социальной адаптации ее причинами могут быть либо резкое напряжение психической деятельности, либо необходимость менять привычные формы поведенческих реакций. Наибольшее значение при этом имеет функциональная выносливость центральной нервной системы.

Если при напряженной адаптации не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приводят к новому уровню физиологической адаптации, то есть к реакциям, более отвечающим потребностям данной ситуации. При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах. Возникает патологическая адаптация. Ее типичное проявление — болезнь.

Рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма — кровообращения, дыхания, пищеварения. Она невозможна без соответствующего врожденного уровня готовности адаптационных механизмов.

Здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях. Система адаптационных механизмов созревает и совершенствуется в течение роста и развития ребенка. Неблагополучная беременность, повреждения при родах, заболевания в первые месяцы жизни снижают его адаптационные возможности.

После рождения у ребенка формируются стереотипы поведения, связанные с особенностями микросреды, в которой он воспитывается. В течение первого полугодия жизни реакции такого типа формируются на режим, способ вскармливания, микроклимат.

С шести до девяти месяцев жизни присоединяются реакции на способы ухода за ребенком, то есть он привыкает к тому, как его кормят, укладывают, как организовано бодрствование. В возрасте девяти-десяти месяцев (при семейных условиях воспитания) формируется еще одна реакция — привязанность к взрослому, удовлетворяющему потребности малыша.

С возрастом у него расширяются возможности сознательно воспринимать впечатления от окружающего мира и активно действовать, но с помощью взрослого, постоянно находящегося с ним. Этот механизм лежит в основе формирования привязанностей, которые имеют колоссальное значение для дальнейшей жизни человека.

Одна из проблем, которая решается в ДОУ, — проблема адаптации детей.

В этот период у ребенка возникает перестройка ранее сформированных динамических стереотипов и помимо иммунной и физиологической ломки происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у него защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя.

Поэтому переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.

Для этой цели разработаны психолого-педагогические параметры, которые дают возможноcть прогнозировать течение адаптации и предполагают индивидуальный подход к детям в ДОУ и в семье в этот период. Они состоят из трех блоков:

1. Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;
2. Уровень нервно-психического развития;
3. Некоторые характерологические черты личности ребенка.

Уже в раннем возрасте (второй-третий годы жизни) наибольшее значение в период адаптации имеет уровень социализации, в частности, наличие или отсутствие общения ребенка со сверстниками. Немаловажную роль играет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает вопрос его организации.

Желательно, чтобы воспитатель заранее познакомился с детьми, поступающими в дошкольное учреждение, и оценивал их по следующим параметрам:

  • настроение;
  • сон, засыпание (их длительность и характер);
  • аппетит;
  • отношение к высаживанию на горшок;
  • навыки опрятности;
  • отрицательные привычки;
  • уверенность в себе;
  • инициативность во взаимоотношениях со взрослыми, с детьми;
  • самостоятельность в игре;
  • социальные связи со взрослыми;
  • контакты с детьми;
  • адекватное отношение к оценке взрослым;
  • был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница);
  • аффективная привязанность к кому-либо из взрослых.

Поступление ребенка в ДОУ требует переделки сформировавшихся стереотипов.

Для него изменяются все основные условия среды: материальная (интерьер группы), приемы обращения и воспитания, происходит встреча с новыми взрослыми и детьми. В связи с возрастными особенностями высшей нервной деятельности детей (малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток) приспособление к пребыванию в детском учреждении представляет значительные трудности, особенно в возрасте с шести месяцев до полутора лет.

Изменения среды приводят к перенапряжению адаптационной системы ребенка, вызывая ухудшение его эмоционального состояния и нарушение поведения (нарушается сон, аппетит, малыш отказывается играть с другими детьми), возникают сдвиги в вегетативной нервной системе (изменяется температура и биоэлектрическая активность кожи, соотношение количества адреналина и норадреналина в моче), снижаются защитные силы организма, что может способствовать возникновению заболеваний в это период.

Комплексное рассмотрение всех проявлений адаптации позволило определить основные этапы привыкания к новым условиям среды, факторы, определяющие степень тяжести адаптационного периода, и наметить пути профилактики дезадаптации:

  • Острый период — более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой социальной микросреды.

В это время наиболее выражены нарушения поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, речевой активности, игры, общего физического состояния, в частности, отмечаются колебания массы тела, снижается
устойчивость к инфекциям.

  • Подострый период (собственно адаптация) — ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения.

В это время постепенно уменьшается выраженность сдвигов по системам: быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней); более продолжительны нарушения сна и эмоцио-
нального состояния; медленнее всего восстанавливаются игра и речевая активность (до 60 дней; выравнивается уровень гормонов в моче, отражающий напряженность адаптационных процессов).

Период компенсации (адаптивность к новым условиям) — все перечисленные показатели нормализуются, то есть достигают исходного уровня.

По особенностям течения первых двух периодов выделяют легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в поведении — до 20 дней. Отмечается незначительное ухудшение аппетита. В течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи увеличивается до возрастной нормы. Восстановление сна происходит в течение 7—10 дней.
Эмоциональное состояние, речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются через 15—20 дней, иногда раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены. Двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально. Они нормализуются до конца первого месяца. Заболеваний у ребенка в период адаптации не
возникает.

Легкая адаптация наблюдается в основном у детей младше восьми-девяти месяцев и старше полутора лет, с благополучным анамнезом и хорошим исходным состоянием здоровья.

Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении более длительны. Сон и аппетит нормализуются не раньше чем через 20—30 дней.

Период угнетения интереса к окружающему — в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается в течение 20—40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца; наблюдается значительная задержка двигательной активности, ее восстановление происходит после 30—35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию. Оно, как правило, возникает при адаптации средней тяжести в виде острой респираторной инфекции, однократной и текущей без осложнений.

Такое течение адаптации чаще всего регистрируется у детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, или при плохо организованной оздоровительно-воспитательной
работе в ДОУ.

Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (два—шесть месяцев и больше) и тяжестью проявлений. Может выражаться в двух вариантах, каждый из которых имеет свои ведущие признаки.

При первом варианте тяжелой адаптации ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе. Некоторые дети практически не бывают здоровыми в течение длительного времени, так как они находятся в острой фазе заболевания либо в состоянии выздоровления. Такое состояние ребенка не может не отразиться на показателях физического и нервно-психического развития.

Этот вариант адаптации встречается, как правило, у детей до полутора лет, имеющих неблагоприятное состояние здоровья до поступления в детское учреждение.

Иногда развивается второй вариант тяжелой адаптации, проявляющийся длительным и выраженным неадекватным поведением ребенка, невротическим состоянием, депрессией. Наблюдается длительное ухудшение аппетита; его восстановление начинается не раньше чем через 3 недели. В отдельных случаях может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при кормлении. Сон также длительно нарушен; засыпание медленное (30—40 минут); сон чуткий, укороченный; засыпание и пробуждение сопровождаются плачем. Снижен интерес к окружающему, ребенок часто избегает контактов с детьми, стремится к уединению или агрессивен.

Эмоциональное состояние длительно нарушено. Нередко малыш плачет в течение всего периода бодрствования, либо состояния пассивности или повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Отношение к взрослым избирательное. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания, вскрикивает во сне, легко пугается.

Поведение улучшается медленно, эти периоды неустойчивы. Возможны возвраты к плаксивому и пассивному состоянию. Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает отставать в развитии речи и игры.

Как правило, такая форма тяжелой адаптации отмечается у детей старше полутора лет при сочетании неблагоприятных биологических и социальных факторов (общее неблагополучие семьи, неправильные подходы к воспитанию, отклонения в функциональном состоянии всех систем организма, прежде всего нервной системы).

Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни.

Они связаны с его физическим и психологическим состоянием, тесно переплетены и взаимно обусловлены.

Во-первых, это состояние здоровья и уровень развития.

Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов. Он эффективнее справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности (токсикозы, болезни матери) и родов у нее, заболевания в периоде новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в ДОУ. Последующие заболевания неблагоприятносказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие.

Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводят к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода. У него возникает стрессовое состояние и, как следствие, заболевание.

Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детский сад.

С ростом и развитием изменяется степень и форма привязанности ребенка к постоянному близкому взрослому. В первом полугодии жизни малыш привыкает к тому, кто его кормит, укладывает спать, ухаживает за ним. Во втором — усиливается потребность в активном познании окружающего мира, и эти возможности расширяются. Ребенок уже может самостоятельно перемещаться в пространстве, свободнее действует руками. Между тем он еще очень сильно зависит от взрослого, который ухаживает за ним. У него возникает сильная эмоциональная привязанность к человеку, постоянно находящемуся рядом, обычно к маме.

В возрасте от девяти-десяти месяцев до полутора лет она выражена более сильно. С течением времени у малыша появляется возможность речевого общения и свободного перемещения в пространстве. Он активно стремится ко всему новому, и зависимость от взрослого постепенно ослабляется. Тем не менее ребенок по-прежнему остро нуждается в чувстве защищенности, опоры, которое дает ему близкий человек. Потребность в безопасности у него так же велика, как в еде, сне, теплой одежде.

Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.

Переход к режиму ДОУ труден даже для здоровых малышей. Для уменьшения негативных проявлений организма детей, возникающих в период адаптации их к детскому учреждению, родителям, по возможности, лучше взять на этот период часть отпуска, чтобы в первые дни приводить малыша домой пораньше. Также следует установить доверительные отношения с воспитателями и другими сотрудниками ДОУ.

Литература:

1. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Владос, 2004.
2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., исп. — М.: Академия, 2006.
3. Яковлева Н. В., Кулганов В. А. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад // Муниципальный округ УРИЦК. — 2014. — № 23 (228). — 3 сентября; № 24 (229). —
9 сентября; № 25 (230). — 11 сентября; № 26 (231). — 18 сентября.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, апрель 2015.

3. Максимальное приближение домашнего режима и питания к детсадовскому.

Ссылка на основную публикацию