Занятия По Плаванию Для Детей 3 Лет

Содержание

Учебная программа «Обучение плаванию детей 7–10 лет в условиях урока»

Введение.

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спицы, с функциональным нарушением осанки, сколиозами I и II степени. По данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России к моменту поступления в школу 40–60% детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения – 10%, избыточная масса тела – 8–16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребёнка.

В связи с тем, что по мере увеличения ученического стажа растёт количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата, большое значение приобрела проблема сохранения, укрепления и поддержания здоровья младших школьников.

Причины введения уроков плавания вытекают из существующего противоречия образовательного процесса: достижение повышенного уровня содержания образования возможно только при условии достаточных функциональных возможностей организма. Существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью выбора личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни и недостаточной работой, способствующей повышению укрепляющих, развивающих и защитных свойств, организма.

Для решения данной проблемы и исходящих условий создана представляемая программа.

Особенность изучаемого курса состоит не только в сохранении и укреплении здоровья обучаю-щихся, но и в том, что занятия плаванием решают воспитательные задачи, которые помогают ребятам стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми. Эти и другие морально-волевые качества формируются в ходе правильно организованных и регулярных уроков, а также во время соревнований. (Приложение 5)

Весьма важно прикладное значение плавания. К прикладному плаванию относят ныряние в длину и глубину, плавание в одежде, переправы вплавь, простые прыжки в воду и пр.

Эти навыки могут понадобиться людям самых разных профессий: рыбакам, геологам, морякам, водолазам и многим другим. (Приложение 3)

Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии, относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.

При правильно проводимых занятиях у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.

Программа по плаванию ориентирована на применение широкого комплекса упражнений, кото-рые способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.

Отличительными чертами данной программы является то, что большое внимание уделено игро-вому фактору. Игра – это естественная потребность ребёнка, удовлетворение которой позволяет проводить занятие на высоком эмоциональном уровне; делать более эффективными подготовительные упражнения; выявлять предрасположенность к определённому способу плавания. (Приложение 4)

Особый акцент в программе сделан на использование таких методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребёнком индивидуально; развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Детям предоставляется возможность из большого количества упражнений и разных способов плавания выбрать те, которые у них легче получаются. Это даёт возможность каждому относиться к обучению более сознательно и активно. (Приложение 2)

Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации “Об образовании” среди принципов государственной политики в области образования выдвигается приоритет жизни и здоровья человека.

Статья 51 Закона “Об образовании” предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.

Образовательное учреждение в соответствии с существующим законодательством несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.

“Концепция модернизации российского образования” включает в себя задачи по формированию ценностного ответственного отношения к собственному здоровью, формированию культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни.

“Комплексная программа физического воспитания 1–11-х классов”, раздел Плавание. Авторы программы: д.п.н. В.И. Лях и к.п.н. А.А. Зданевич, Москва.: “Просвещение”, 2004 г.

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план в инвариантную часть.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как физическая культура, основы валеологии, ОБЖ.

Программа адресована учащимся 1–4-х классов, а также частично может быть использована в среднем звене.

В результате изучения курса обучающийся должен знать:

  • Названия плавательных упражнений.
  • Способов плавания и предметов для обучения.
  • Влияние плавания на состояние здоровья.
  • Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации.

Каждый ученик должен уметь: проплыть вольным стилем 15 метров и владеть: двумя любыми видами плавания.

Основная цель программы заключается в том, чтобы развить ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: удовлетворить естественную потребность организма в движении, совершенствовать гигиеническое обучение и воспитание младших школьников, формирование норм и навыков ЗОЖ, обучение плаванию в условиях урока детей 7–10 лет.

В курсе освещаются следующие разделы:

  • Раздел 1. Вхождение в воду
  • Раздел 2. Передвижение по дну бассейна.
  • Раздел 3. Упражнения на всплывание и лёжа на груди.
  • Раздел 4. Кроль на груди.
  • Раздел 5. Кроль на спине.
  • Раздел 6. Плавание стилем Брасс.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-зачетов, соревнований, посещение секции плавания.

Курс завершается приёмом контрольных нормативов, которые проводятся в конце года.

Курс обучения состоит из 26 учебных часов в 1 классе и 34 часов во 2 – 4 классах.

Содержание программы.

Курс обучения разбит на три этапа, основной задачей каждого из которых является:

  • обучение детей держаться на воде с помощью плавательных средств;
  • обучение плаванию различными способами, поворотам в воде и стартовым прыжкам;
  • освоение комплексного плавания.

В программу 1–4-х классов по плаванию входят следующие типы.

Вхождение в воду: по трапу бассейна лицом к ступеням и соскоком вниз ногами с бортика бассейна.

Передвижение по дну бассейна: ходьба, бег, прыжки вверх и вперёд с гребковыми движениями рук.

Упражнения на всплывание и лежание на груди: “Поплавок”, “Звезда”, “Медуза”, “Стрела”.

Кроль на груди: движения ногами, руками, согласование движений руками и дыхания, скольжения на груди с последующим подключением ног, рук и дыхания; повороты.

Кроль на спине: скольжение руки вдоль туловища, с подключением работы ногами и гребка одной рукой; с гребком, выполняемым одновременно правой и левой рукой; с попеременным выполнением гребка правой и левой рукой; согласование движений рук, ног и дыхания.

Брасс: согласованное движение руками и ногами; повороты.

Прыжки в воду: в длину, в глубину, обыкновенные с бортика; сильный толчок руками; правильный сгиб ног в коленных суставах при входе в воду; малое разведение ног при входе в воду; неглубокий вход в воду.

Урок состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть проводится на суше и включает в себя объяснение задач, выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на берегу с теми элементами техники движений, которые дети будут затем делать в воде. Всё это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.

В основной части дети привыкают к воде, овладевают элементами техники новых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами, выполняют специальные упражнения для профилактики сколиоза, играют в воде.

В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения. Греются в сауне, принимая там травяную ингаляцию и выполняя точечный массаж для профилактики простудных заболеваний. (Приложение 1)

Урок плавания продолжается 40 минут, 10 минут из которых уделяются спортивным играм в воде.

Учебно-тематический план.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма контроля 1
класс
2
класс
3
класс
4
класс
Раздел 1. Вхождение в воду 1.1. По трапу бассейна 3 1 1 1 1.2. Соскоком вниз ногами с бортика 3 1 1 1 Итого по разделу: 6 2 2 2 Раздел 2. Передвижение по дну бассейна 2.1. Ходьба 2 1 1 1 2.2. Бег 2 1 1 1 2.3. Прыжки вверх и вперёд с гребковым движением рук 2 1 1 1 Итого по разделу: 6 3 3 3 Раздел 3. Упражнения на всплывание и лёжа на груди 3.1. “Поплавок” 2 2 1 1 3.2. “Звезда” 2 2 1 1 3.3. “Медуза” 2 2 1 2 3.4. “Стрела” 2 2 1 1 Итого по разделу: 8 8 4 5 Раздел 4. Кроль на груди 4.1. Движения руками 1 2 2 1 4.2.Движения ногами 1 2 2 1 4.3. Согласование движений руками и дыхания 1 2 2 3 4.4. Скольжение на груди с последующим подключением

3 Итого по разделу: 6 10 11 10 Раздел 5. Кроль на спине 5.1. Скольжение рук вдоль туловища 2 3 1 5.2.С подключением работы ногами и гребка одной рукой 2 3 1 5.3. С гребком, выполняемым одновременно правой и левой руками 3 3 3 5.4. С попеременным выполнением гребка правой и левой рукой 4 5 4 Итого по разделу: 11 14 9 Раздел 6. Плавание стилем Брасс 5 Прием контрольных нормативов. Тест. Итого по разделу: 5 Всего: 26 34 34 34

Список литературы.

1. Бабенкова. Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. – М.: Астрель, 2003.

2. Балакирева Н.И. и др. Валеологизация образовательного процесса. Методическое пособие. – Новокузнецк, 1999.

3. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – СПб., 1997.

4. Кубышкин В.П. Учите школьников плавать.

5. Министерство образования РФ. Программы для общеобразовательных школ.

6. Мурыкин Р.П. Я учусь плавать.

7. Петухов С.И., д.п.н., и др. Познавательно-развивающие педагогические технологии оздоровительной направленности в системе непрерывного физического воспитания. Программно-методический комплекс. – Новокузнецк, 2002.

8. Физкультура для всей семьи./Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина – М., 1989.

Контрольные материалы.

Контрольные нормативы даются на выбор учащихся.

  1. Проплыть 15 метров вольным стилем.
  2. Работа ног с досточкой и дыхание.
  3. Согласование движений руками и ногами.

Тест “Моё здоровье”.

Ответь на вопросы и подсчитай очки.

  • Сколько раз в неделю ты посещаешь бассейн?
    • 2 раза
    • 1 раз
    • никогда
  • Как часто ты болеешь простудными заболеваниями?
    • ни разу в учебном году
    • раз в год
    • раз в четверть
  • Есть ли у тебя нарушение осанки?
    • нет
    • небольшое
    • да
  • Какие стили плавания ты знаешь?
    • два и более
    • один
    • никакие
  • Нравится ли тебе заниматься плаванием?
    • да
    • иногда
    • мне всё равно
Очки
0
5
15

2
3
10

Теперь займёмся подсчётом.

  • Если набралось 6–7 очков – ты в полном порядке.
  • От 7 до 20 очков – уделяй больше внимания своему здоровью!
  • От 20 до 55 очков – пора подумать серьёзно о своём здоровье!

Введение.

Плавание для детей от 3 лет: особенности

Общеизвестный и научно подтвержденный факт, что плавание — весьма полезный вид спорта. Пловца порой можно определить невооруженным глазом: развитый плечевой пояс, сильные и стройные ноги, широкая грудная клетка.

Польза плавания для детей еще более велика. В период раннего формирования опорно-двигательного аппарата и всего организма в целом, плавание может выступить «базой» и отличной физической подготовкой для занятия другими видами спорта в дальнейшем. Все потому, что плавание позволяет улучшить возможности дыхательной системы, а также развить практически все мышцы.

Плавание для детей разных возрастов

Если вы решили научить ребенка плаванию, то нужно знать, какая нагрузка для него будет оптимальной. Существуют определенные рекомендации для занятий плаванием с детьми разных возрастов.

Детям до 3-х лет весьма полезны водные упражнения, но в этом возрасте еще рано учить малышей плавать. Гораздо эффективнее на развитии плавательных навыков отразится простое нахождение с ребенком какое-то время в воде. Так будет комфортнее для него как в физическом, так и в психологическом плане.

На данном этапе основная цель — привить любовь к водной стихии. Можно плескаться с ним в воде, играть или «возить» по поверхности.

Начиная с 4-5 лет, ребенка можно оставлять один на один с водой, но при этом тщательно наблюдать за ним, не спуская с него глаз. Покажите ему основные плавательные движения, а в помощь предоставьте специальные надувные средства (воротники или нарукавники). Весь процесс должен происходить в игровой и ненавязчивой форме. Еще один совет: нужно постараться сделать так, чтобы ребенок находился в воде в горизонтальном положении большую часть времени.

С 6-ти лет можно записывать своего ребенка в бассейн. Этот возраст — наиболее оптимальный для начала обучения плаванию. 6-7-летние дети уже вполне могут отдавать себе отчет, что они делают в воде и как они это делают, а также как работать над собой для совершенствования навыков.

Если ребенок проявляет большой интерес к этому виду спорта, то стоит задуматься о спортивном плавании. Конечно, детей в спортивные секции можно отдавать и в более раннем возрасте. Тут все зависит от целей родителей: просто научить ребенка плавать или вырастить из него чемпиона.

Плавание обладает уникальной особенностью: это и динамичный, и статичный вид спорта. Можно плавать на скорость, а можно сочетать танцы и гимнастику в синхронном плавании. Важно определиться, каким видом плавания хочет заниматься ребенок.

Как проходит обучение плаванию

Как правило, процесс обучения детей плаванию проходит в форме групповых занятий. При этом периодичность составляет не меньше 2-х раз в неделю. Существует даже классификация детей дошкольного возраста на группы для проведения занятий:

  • 1-я и 2-я младшие группы (3-й и 4-й год жизни соответственно);
  • средняя группа (5 лет);
  • старшая группа (6 лет);
  • подготовительная группа (7 лет).

Все эти группы также могут делиться на подгруппы. Вся классификация имеет сложную структуру, но это позволяет тренерам проводить максимально эффективные занятия и уделять каждому ребенку больше времени, так как состав одной подгруппы часто не превышает 8-ми человек.

Что касается продолжительности тренировок, то она зависит от возраста детей, а также периода обучения. Как правило, на начальных этапах обучения занятия занимают меньше времени. По мере привыкания к воде и возрастания навыков, длительность тренировок увеличивается.

Особенности занятий с детьми

Несформировавшийся и хрупкий организм детей требует индивидуального подхода. Физические особенности, способности и склонности должны учитываться обязательно. Подбор методов обучения необходимо осуществлять с учетом пола и возраста ребенка, степенью адаптации к воде и изменениям температурных условий, а также учитывать склонность малыша к простудным заболеваниям.

Сами занятия должны проводиться в игровой форме. Это позволяет достичь необходимого интереса детей к обучению, увеличения интенсивности упражнений. Кроме того, игровой метод способен повысить эмоциональную составляющую занятий. Таким образом, тренер может не только обучать детей, но и научить их получать удовольствие от пребывания в воде.

Что требуется от родителей?

Допустим, вы решили сделать выбор в пользу плавания, да и ребенок не против заниматься этим видом спорта. С чего начать?

На первом этапе потребуется справка о здоровье ребенка. Значит, нужно посетить поликлинику, пройти консультацию у терапевта и сдать необходимые анализы дерматологу. После успешного прохождения медобследования, можно приступать к выбору бассейна.

Если город крупный, то и плавательных секций будет достаточно. Информацию практически по каждому бассейну можно найти в интернете, либо самостоятельно его посетить, чтобы оценить компетентность тренерского состава, узнать обо всех подробностях и получить необходимые консультации.

Стоит отметить, что ребенка нельзя кормить за 1-2 часа до начала занятий. От похода в бассейн стоит воздержаться, если малыш недавно болел. Приступать к тренировкам в таком случае нужно не менее чем через две недели после выздоровления.

Полчаса — наиболее оптимальная длительность занятия в бассейне для детей. Если вы заметили, что у ребенка во время плавания посинели губы или его знобит, то нужно сразу же закончить занятие. Чтобы уберечь его от простуды, нужно еще полчаса подержать малыша в помещении и только потом выводить на улицу.

Необходимый для занятий инвентарь

Перед походом в бассейн, ребенку нужно купить несколько необходимых вещей. Стандартный набор включает в себя:

  • Купальник или плавки;
  • Очки для плавания;
  • Плавательная шапочка;
  • Шлепанцы;
  • Мыло;
  • Мочалка;
  • Полотенце.

При выборе купальника или плавок следует обратить внимание на их удобство. Если приобретаете купальник, то лучше отдавать предпочтение слитным моделям: они больше подходят для плавания и не так сползают, как раздельные.

Чтобы избежать раздражения и покраснения глаз, вызванных действием хлорированной воды, купите плавательные очки. Перед покупкой нужно их тщательно примерить, чтобы убедиться, что они герметично прилегают к лицу. В противном случае они будут пропускать воду.

Шапочка для плавания понадобится тем детям, которые имеют длинные волосы. Это не только удобно, но и защищает волосы от промокания.

Что касается остальных вещей из списка, то они уже подбираются по индивидуальному вкусу каждого. Особых рекомендаций к их выбору нет. Единственное, что стоит отметить: шлепанцы должны хорошо сидеть на ноге, так как полы в бассейнах, как правило, скользкие.

Чтобы извлечь из занятий максимальную пользу, можно приобрести специальный инвентарь для плавания. Это могут быть различные плавающие резиновые или пластмассовые игрушки. Сюда же можно отнести и различные утяжеленные предметы (пластмассовые кубики, тарелки и проч.), которые ребенок будет доставать со дна бассейна. Для контроля времени нахождения в бассейне, можно приобрести песочные, либо специальные часы, так как вода им нестрашна.

Плюсы и минусы занятий в бассейне для ребенка

Отдавая детей в спортивные секции по плаванию, мы должны знать, что такие тренировки могут им дать в плане развития. Нужно разобраться в вопросе преимуществ и недостатков плавания для детей. Начнем с плюсов.

  1. Прежде всего, плавание позволяет заложить «базу» физической подготовки ребенка.При плавании работают все мышцы тела, а распределение нагрузки между ними — несложный процесс. За счет того что тело находится в горизонтальном положении, эффект от плавания можно сравнить с эффектом невесомости. В таком режиме укрепляется сердечно – сосудистая система, но в то же время нагрузка на сердце минимальна.
  2. Преодолевая сопротивление воды, юные пловцы развивают дыхательную систему.Поэтому польза плавания в данном случае неоценима. Вследствие постоянной дыхательной гимнастики (вдох-выдох), которая сопровождает процесс плавания, у пловцов развивается грудная клетка, она становится шире и крепче.
  3. Плавание отлично подходит для профилактики заболеваний позвоночника. В то же время это хорошее средство для лечения травм и реабилитации после операций.
  4. Спортивное плавание — это, прежде всего, дисциплина и жесткий режим.Дети, занимающиеся этим видом спорта, гораздо более дисциплинированны, нежели их сверстники. Это сказывается на успехах не только в спорте, но и в поведении дома, на улице или школе. Приучаясь к жесткому режиму, юные пловцы могут показывать отличные результаты и в учебе.
  5. Спортсмены-пловцы чаще всего атлетично сложенные люди. А если они еще и выигрывают соревнования, то ими могут заинтересоваться с целью проведения рекламных кампаний. Став рекламным лицом какой-либо крупной организации, спортсмен может рассчитывать на неплохой заработок.
  6. И, наконец, обучение плаванию, как не странно это звучит, учит плавать. Это объективная польза, важность которой заключается в безопасности жизни детей.

К сожалению, есть и определенные минусы обучения плаванию для детей. Появились они благодаря наблюдательным родителям, врачам, ну и конечно же детям.

    Как правило, детское плавание практически всегда проходит не в естественных условиях и не в чистой воде. Обычно это закрытый бассейн.

    Проблема заключается в слишком влажном воздухе, пропитанном запахом хлорки, которым дышат дети. А хлорированная вода негативно влияет на состоянии кожи и может вызвать аллергию.

    Плюсов все же получается гораздо больше, чем минусов. Однако это лишь небольшой список всех преимуществ и недостатков занятий плаванием. Для более объективного взгляда на пользу тренировок в воде нужно разбирать этот вопрос подробнее.

    Подводим итоги

    Существует множество видов спорта, куда можно отправить своего ребенка. Все они, так или иначе, будут способствовать не только его физическому, но и психологическому развитию. Плавание сегодня считается, чуть ли не самым полезным видом спортивной деятельности.

    Прежде чем отдать ребенка на воспитание тренерам по плаванию, нужно задуматься о нескольких вещах. Например, хочет ли сам ребенок учиться этому? Если хочет, то проявляется это только лишь в желании научиться плавать или в стремлении покорять новые спортивные вершины? Кроме того, имеет ли ребенок способности и возможности к плаванию? Если у него имеются какие-то заболевания (например, аллергия), то лучше задуматься о другом виде спорта и не мучить его.

    Плавание для детей – отличное начало физического развития. Спортивное плавание потребует решения определенных проблем, но даст ему впоследствии гораздо больше преимуществ. Кроме этого плавание способствует гармоничному развитию ребенка и закаляет не только тело , но и дух.


    Если город крупный, то и плавательных секций будет достаточно. Информацию практически по каждому бассейну можно найти в интернете, либо самостоятельно его посетить, чтобы оценить компетентность тренерского состава, узнать обо всех подробностях и получить необходимые консультации.

    Самостоятельное обучение плаванию детей с 3 до 6 лет

    Если вашему малышу уже больше 3 лет, а вы подумываете над тем, как ему лучше развиваться физически, обратите внимание на плавание. Оно благотворно влияет на весь опорно-двигательный аппарат, развивает дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

    Обычно пловцы имеют атлетическую фигуру, они сильны и выносливы. Чтобы выбрать плавание в качестве секции, куда будет ходить ваш ребенок, изучите эту статью. Она раскроет плюсы и минусы занятий плаванием, даст информацию о том, что необходимо для занятий, и расскажет о том, как научить ребенка плавать в бассейне и в естественном водоеме.

    Польза и вред плавания для детей

    Как и любой вид спорта, плавание для детей приносит как пользу для здоровья, так и имеет определенные недостатки.

    Начнем с плюсов, которые дадут занятия плаванием:

    • укрепление позвоночника и сердечной деятельности, улучшение осанки, хорошо развитая грудная клетка;
    • быстрая реабилитация при травмах опорно-двигательного аппарата;
    • жесткая дисциплина (занятия проводятся регулярно, постоянный настрой на результат);
    • умение плавать (ваш ребенок научится плавать, что обеспечит безопасность пребывания на воде).

    Но, как и у каждой медали, у плавания тоже есть оборотная сторона – минусы, которые имеет плавание:

    • это индивидуальный вид спорта: ребенок, занимающийся плаванием, может иметь сниженные коммуникативные навыки, быть малообщительным и замкнутым;
    • вода в бассейне не идеально чистая, большое количество хлорки и влажный воздух могут вызвать аллергические реакции на коже;
    • несоблюдение правил посещения бассейна может вызвать переохлаждение, что приведет к простуде или насморку;
    • «профессиональные» хронические болезни пловцов: ринит, аритмия, аллергические реакции на коже.

    С чего начать обучение плаванию детей

    Эффективному обучению плаванию способствует необходимая одежда и инвентарь для занятий.

    • Начнем с плавок и/или купальника. Они должны быть подобраны по размеру, не стеснять движений, но при этом плотно облегать тело.
    • При выборе купальника для девочек предпочтите слитные модели: они не спадают, их проще надевать самостоятельно.
    • Очки для плавания нужны для детей прежде всего потому, что вода в бассейне хлорируется, и ее попадание в глаза вызывает раздражение и покраснение. Простой совет, как подобрать очки для плавания: тщательно примерьте их, они должны герметично прилегать к лицу ребенка и препятствовать попаданию воды в глаза.
    • Малышу понадобится полотенце, мыло и мочалка: до и после посещения бассейна нужно мыться.
    • Пол в бассейне очень скользкий, позаботьтесь об обуви: резиновые тапочки должны хорошо подходить по размеру и предотвращать скольжение.
    • Купальная шапочка поможет сохранить волосы сухими.
    • Еще можно приобрести беруши для плавания для тех детей, которым не нравится, когда вода затекает в уши.
    • Чтобы превратить обучение в веселый процесс, купите игрушки, которые можно бросать в воду, а малыш будет их догонять.
    • Такие аксессуары для обучения плаванию, как утяжеленные предметы (тарелки, кубики и прочее), полезны для детей, которые осваивают ныряние и плавание под водой.

    Обучение плаванию детей 3-4 лет

    Это самый юный возраст начинающего пловца. Особенность обучения плаванию детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы сам процесс нахождения в воде был комфортным, нравился и не вызывал страха. Задача – привить ребенку любовь к воде, а затем и к плаванию.

    Для первых знакомств с водой подойдут открытые водоемы с хорошим дном и чистой водой. Идеальная глубина составляет около полуметра у берега и не более 80 сантиметров в 2 метрах от берега.
    Пусть это будет веселое и безопасное пребывание на воде под присмотром взрослых. Учите карапуза держаться на воде: предложите ему сделать на вдохе задержать дыхание и лечь животом на воду.

    Придерживайте тело ребенка под грудью и животом.
    Когда ребенок сможет держаться на воде, можно осваивать азы плавания.
    Простые упражнения для обучения плаванию детей 3-4 лет в воде:

    • «Поплавок»: малыш на вдохе погружается в воду с головой и обнимает руками колени, затем всплывает спиной кверху, головой оставаясь в воде (такое упражнение учит задержке дыхания);
    • «Звездочка»: на вдохе малыш отталкивается от поверхности вперед и вверх, руки подняты вверх или в стороны, все тело с головой погружается в воду (глубина воды – не выше пояса).

    Важно! Не используйте в играх надувные круги и пояса для плавания: они будут удерживать детей в вертикальном положении, а правильным является горизонтальное положение. Малыш привыкнет к тому, что в воде можно находиться вертикально, и переучивать его будет сложно.

    А вот нарукавники и воротники пригодятся в качестве помощников в обучении.

    Плавать можно учиться и на суше!

    • В возрасте до 4 лет приучите малыша к ежедневной утренней зарядке. Это обычные комплексы упражнений, которые будут развивать ребенка физически: различные вращения руками, стопами, ходьба, прыжки.
    • После занятий обтирайте малыша влажным полотенцем, хорошо бы принять прохладный душ или облиться холодной водой. Это будет способствовать привыканию организма к охлаждению во время плавания.

    Обучение плаванию детей 5-6 лет

    Незадолго до школы ребенок уже понимает причинно-следственные связи, ему проще объяснить, что необходимо делать, чтобы удерживаться на воде и как верно исполнять то, что ему говорят.
    Это отличный возраст для регулярных занятий в бассейне.

    Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста включает в себя занятия на суше и в воде.

    Упражнения на суше

    • Встаньте ровно. Поднимитесь на носки. На счет «1» со вдохом поднимите левую руку кверху ладонью вперед, на счет «2» – правую руку, сцепите большие пальцы рук над головой. На счет «3» с выдохом опустите левую руку, на счет «4» – правую. Выполните 6-8 повторений.
    • Круговые движения руками. Встаньте ровно на счет «1-4» со вдохом ровными руками сделайте круговые вращения руками назад, на счет «5-8» с выдохом выполните вращательные движения вперед. Сделайте 4-5 повторений.
    • «Кроль» на берегу. Встаньте ровно, наклонитесь вперед. Левую руку расположите перед собой ладонью вниз, правую – прижмите к бедру. Прямыми руками выполняйте движения вперед: на вдохе на счет «1-4» поднимайте голову, на выдохе на счет «5-8» опускайте голову. Количество повторений: 4-5 раз.
    • Сидя на полу, отклонитесь назад и обопритесь на локти. Ноги чуть приподнимите, стопы разведите на 30-40 сантиметров, выполняйте вращательные движения стопами вовнутрь. Совершите 4-6 подходов по 10-15 секунд. Дыхание свободное.
    • Лягте на спину. С выдохом на счет «1-2» подтяните колени к туловищу, обхватите голени руками и прижмите их к груди, наклоните голову и подбородок направьте к груди, на счет «3-4» со вдохом займите исходное положение лежа на спине. Повторите 6-8 раз.
    • Отжимания от пола с прямыми руками, стоя на коленях. Выполните 4-5 подхода по 5-6 раз.
    • Встаньте ровно. Поднимитесь на носки. На выдохе медленно приседайте, поднимая руки вверх, ладонями вперед. В нижней точке сведите большие пальцы рук над головой. Со вдохом займите исходное положение. Сделайте 2-3 подхода по 5-6 раз.
    • Прыжки на носках. Поднимитесь на носочки и выполните 20-30 прыжков, хлопая руками поочередно то над головой, то за спиной. Дышите свободно.

    Конечно, обучение плаванию для детей от 5 лет содержит и тренировки в воде.

    Упражнения на воде

    • Два ребенка находятся в воде по пояс и держатся за руки. Один из детей делает вдох и приседает под воду, встает, затем погружается в воду второй ребенок. Лицо после погружения не вытирать, просто стряхните воду резким движением головы. Сделайте 4-5 раз для каждого малыша.
    • Ребенку необходимо присесть под воду с открытыми глазами и поднять со дна какой-нибудь предмет.
    • Сделайте вдох и с выдохом погрузитесь под воду, энергично довыдохните через рот и нос, откройте глаза. На поверхности должны появиться пузыри.
    • «Звездочка» грудью вниз. Необходимо оттолкнуться от дна, лечь животом на воду, разведя руки и ноги и погрузив в воду лицо. Задержите дыхание на 3-5 секунд.
    • Сделайте «Звездочку» грудью вниз с соединенными конечностями.
    • Скольжение по воде. Встаньте ровно, сведите большие пальцы рук между собой, вытяните руки вверх, оттолкнитесь от дна и, разместив голову между руками, проскользите максимально возможное расстояние. Чередуйте 2-3 скольжения с 5-6 выдохами в воду.
    • Лягте животом на воду, держитесь за опору, выполняйте встречные движения ногами.
    • Если плавание с опорой освоено, можно обучаться простым гребковым движениям руками, при этом наблюдайте, чтобы ноги двигались чаще рук, а руки не вынимались из воды и находились как можно ближе к телу.

    Гармоничное развитие вашего ребенка дополнит —рисование для детей 4-6 лет—, а также занимательные —развивающие игры для детей 5 лет—.

    Обучение плаванию для детей с 3 лет – видео

    Как научить ребенка плавать в 3-5 лет? Ну конечно же, весело! Смотрите короткое видео с упражнениями для деток.

    Незадолго до школы ребенок уже понимает причинно-следственные связи, ему проще объяснить, что необходимо делать, чтобы удерживаться на воде и как верно исполнять то, что ему говорят.
    Это отличный возраст для регулярных занятий в бассейне.

    Особенности проведения занятий по плаванию с детьми от 1 до 3 лет (стр. 1 из 3)

    Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

    Кафедра физического воспитания

    Реферат на тему:

    «Особенности проведения занятий по плаванию с детьми от 1 до 3 лет»

    Студентка 1 курса

    Столярова Ольга Юрьевна

    1. Трудности, препятствующие широкому распространению плавания среди малышей

    2. Цель и задачи занятий

    3. Подбор средств для обучения детей плаванию

    4. Использование методов по обучению детей плаванию

    5. Различные методики и упражнения для обучения детей плаванию

    7. Игра: «Кто дольше удержится на поверхности воды?»

    Психологи утверждают, что к 9-ти годам практически заканчивается формирование личности ребенка, в последующие годы идет лишь незначительная коррекция её свойств и качеств; следовательно, значимость формирования здорового образа жизни с самого раннего возраста очевидна.

    Плавание как нельзя лучше способствует решению этих задач.

    Нужно сказать, что плавание – один из самых массовых и популярных видов спорта, широко применяемый в системе физического воспитания. Вовлекая в работу всю мышечную систему, плавание способствует гармоническому развитию организма.

    Сегодня на вопрос: “Нужно ли обучать плаванию детей раннего возраста?” дается однозначный ответ: “Да, нужно”. Свидетельство тому – имеющийся опыт обучения детей плаванию, который дает положительные результаты. Ребёнку от 1 года до 3 лет посещения бассейна вполне достаточно для того, чтобы он гармонически развивался физически, рос здоровым, закаленным и приобрел необходимые навыки для последующего освоения спортивного плавания.

    Процесс обучения плаванию детей 1-3 лет, если построить его методически правильно, предусматривает последовательное изучение упражнений на базе естественного роста и развития ребенка, а также его двигательной подготовленности. Позволяет укрепить организм каждого малыша. Во время плавания ребенок, преодолевая значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все группы мышц. Известно, что плавание детей первого года жизни имеет существенное значение для полноценного и своевременного не только физического, но и нервно – психического развития.

    1. Трудности, препятствующие широкому распространению плавания среди малышей

    Пока еще не имеется достаточно полных физиологических, медицинских и педагогических обоснований для широкого привлечения к занятиям плаванием маленьких детей. С чем это связано?

    1) Имеются организационные сложности. Плавание должно осуществляться под руководством специалистов и под контролем медицинских работников (при этом должно строго учитываться индивидуальное развитие и состояние здоровья малышей).

    2) Недостаток информации для родителей, вследствие чего существует недопонимание значения плавания для развития малышей.

    3) Нет достаточных разработок, рекомендаций, системы занятий.

    Все выше перечисленные трудности, очевидно, препятствуют широкому распространению плавания для малышей. Поэтому организацию занятий по подготовке к обучению плаванию детей раннего возраста я считаю очень актуальной и интересной для себя, и, безусловно, полезной для детей и родителей. обучение плаванье вода малыш

    Цель и задачи занятий

    Цель занятий:

    Во-первых: укрепить здоровье детей.

    Во-вторых: помочь преодолеть страх воды.

    Задачи занятий:

    1. Вызвать у детей чувство радости от действия с водой.

    2. Приучать детей не бояться воды, передвигаться в любом направлении.

    3. Приучить детей самостоятельно передвигаться в воде.

    4. Подготовить детей к погружению лица в воду.

    5. Формировать навыки основных движений.

    3. Подбор средств для обучения детей плаванию

    Помещение бассейна должно быть оборудовано необходимыми приборами, позволяющими контролировать и поддерживать температуру воды, воздуха, влажность в соответствии с гигиеническими требованиями.

    Чтобы занятия были безопасными для здоровья и жизни детей, необходимо иметь соответствующий инвентарь и оборудование: длинный шест (2—2,5 м) для поддержки и страховки обучающихся плаванию; спасательные круги; поплавок «Малыш»; разделительные дорожки для ограждения места плавания в бассей­нах большого размера; цветные поплавки, флажки для ограждения места купания на реке, в море и места нахождения детей на суше.

    Другие поддерживающие средства и игрушки предназначены для наиболее эффективной организации занятий, проведения различных упражнений и игр. Это доски из пенопласта; надувные игрушки (резиновые круги, мячи и др.); мелкие игрушки из плотной резины (тонущие) для упражнений на погружение в воду с головой и открывание глаз в воде (отыскать игрушку на дне бассейна); обручи для упражнений на погружение в воду (игры «Пройди в обруч», «Поезд в туннель!» и др.)|.

    Применять вспомогательные средства нужно целенаправленно и методически правильно, в противном случае их использование не ведет к положительным результатам. При использовании, например, резиновых кругов, надувных игрушек тело ребёнка зачастую принимает неверное положение, что затрудняет усвоение правильных движений руками и ногами. В то же время плавание на груди с помощью доски из пенопласта (ребенок опирается о доску вытянутыми вперед руками) помогает освоить скольжение. Методически верное применение доски ускоряет процесс усвоения движения, при котором положение тела должно быть горизонтальным.

    Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность. Они должны быть яркими, разноцветными, привлекать к занятиям и играм в воде.

    Количество мелких игрушек должно соответствовать числу детей, временно занимающихся в бассейне.

    4. Использование методов по обучению детей плаванию

    Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разносто­роннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умении и навыков, но и знаний, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со сверстниками.

    Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.

    Сознательное и активное отношение детей к упражнениям и играм имеет большое значение для достижения положительных результатов при обучении плаванию. Поэтому, объясняя задание, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы дети поняли, как выполнять движение, на что при этом обратить внимание (оттолкнуться сильнее, чтобы проскользить подальше; произвести полный выдох в воду, чтобы, всплыв на поверхность воды, снова сделать вдох).

    Понимание смысла заданий стимулирует заинтересованное и активное выполнение их, способствует постепенному усвоению и осознанию значения упражнений. Это побуждает детей выполнять движения как можно лучше, четче. Они проявляют больше самостоятельности, творчества, если действуют осмысленно, понимая, что необходимо приложить определенные усилия для дости­гший цели. От того, насколько эмоционально, интересно проводятся занятия, зависит и уровень усвоения ребенком предлагаемого материала.

    Сознательность и активность занимающихся повышается при разборе занятий, наблюдениях за другими детьми и оценке выполнения ими движении. Этому способствуют простейшие приемы самоконтроля при разучивании упражнений и исправлении ошибок, а также помощь друг другу при выполнении заданий парами или группами.

    Занятия должны проводиться систематически. Это очень важно, ведь обучение плаванию связано с другими формами работы по физическому воспитанию, а также со всем педагогическим процессом. При систематических занятиях осуществляется последовательность, периодичность как в организации занятий, так и в расположении учебного материала. При регулярном проведении занятий обезательно чередование физической нагрузки и отдыха, полезна смена разных видов деятельности, попеременное выполнение упражнении и игр.

    Двигательные умения и навыки формируются при многократном повтор упражнений. Необходимо, чтобы повторение сочеталось с усвоением нового. Занятия по программе, предусматривающей изменение упражнений от более простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны регулярными, иначе цель обучения не будет достигнута.

    При систематических занятиях достигаются хорошие результаты в физическом развитии детей. Последовательное увеличение нагрузки при этом являетсяважным условием предупреждения травматизма.

    Успех в обучении плаванию может быть достигнут лишь в том случае, будут учтены особенности развития детей того или иного возраста и реальные силы и возможности каждогоребенка. Только зная состояние здоровья, ур( физического развития, степень подверженности простудным заболева1 индивидуальные реакции на физические нагрузки и изменение температуры условий, можно выбрать наиболее правильные пути обучения дошкольника плаванию. Следует помнить, что доступность заданий для детей младшего, среднего и старшего возраста предполагает включение упражнений сложности, успешное выполнение которых требует от детей высокой концентрации их физических и духовных сил, приложения волевых усилий.

    Постепенность и последовательность в переходе от привыкания к во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений (скольжение, плавание с предметом в руках или облегченным способом и т. п.) является одним из условий обучения детей. В этом -усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).

    Плавание как нельзя лучше способствует решению этих задач.

    Найди свой спорт

    Приучение детей к воде с самого раннего возраста самым положительным образом сказывается на физическом развитии. Обучение ребенка плаванию – это не только полезный жизненно необходимый навык, но и возможность укрепить иммунитет, ведь плавание – один из наиболее эффективных методов закаливая. Плавание с ранних лет способствует развитию дыхательной системы, оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствует формированию правильной осанки.

    С какого возраста можно начинать обучение плаванию

    Начинать обучать ребенка плаванию можно практически с момента появления на свет. Уже с самого рождения у ребенка заложен природой безусловный рефлекс, который позволяет ребенку задерживать дыхание, в случае попадания на лицо воды. Однако, навыки плавания, приобретенные в самом нежном возрасте, недостаточны для того чтобы ребенок сумел впоследствии быстро и технично плавать.

    Общепринятым возрастом, с которого считается, что малыша уже можно учить плаванию осознанно, считается возраст после 3 лет. С этого возраста закладывается фундамент, который станет основой для дальнейшего постижения искусства плавания. Стоит отметить, что затягивать с этим тоже не стоит. Обучение с возрастом дается труднее, а научиться плавать взрослому человеку будет еще сложнее, чем это дается детстве.

    Обучение плаванию в возрасте 3-5 лет

    Чтобы процесс обучения проходил наиболее эффективно, важно чтобы занятия приносили удовольствие всем участникам. Освоение азов плавания лучше всего познавать последовательно. В первую очередь будущему маленькому пловцу необходимо научиться лежать на воде. Инструктора, обучающие детей плаванию, рекомендуют объяснять теоретические основы. Расскажите малышу о том, что вода затрудняет движение рук и ног, что в горизонтальном положении человеку удержаться на воде значительно проще, чем в вертикальном.

    После того как ребенок усвоил теорию, можно предложить ребенку погрузиться в воду, сделать глубокий вдох и лечь на воду животом вниз. На первых порах важно, чтобы малыш не нахлебался воды, полученные негативные эмоции могут отбить у него дальнейшее желание обучаться, поэтому ребенка необходимо поддерживать руками под живот и грудь, постепенно, незаметно убирая опору. Спустя пару занятий, ребенок уже сможет самостоятельно какое-то время держаться на поверхности воды.

    Как только ребенок начинает держаться на воде можно начинать осваивать простейшие элементы плавания. Предложите ребенку выполнить такие элементы, как «Звездочка», «Поплавок», пусть малыш попробует скользить в воде, работая ногами.

    Внимание! При обучении ребенка плаванию следует ограничить использование приспособлений, которые вынуждают ребенка находиться в воде в вертикальном положении.

    Используя надувной круг, ребенок привыкнет занимать такое положение, при плавании, и будет машинально стараться вернуться именно в вертикальное положение, в котором, естественно, будет не в состоянии удерживаться на поверхности воды. Это будет существенным препятствием для обучения, а возможно и вообще отобьет у ребенка все желание заниматься плаванием.

    На первых этапах обучения можно использовать такие вспомогательные приспособления, как надувные воротники, нарукавники и пояса. Использование этих приспособлений позволит ребенку приложить меньше усилий, чтобы удерживать свое тело в горизонтальном положении, и значительно упростят процесс освоения плавания.

    Обучение плаванию в возрасте 6-7 лет

    В возрасте 6-7 лет ребенок уже способен понимать причинно-следственные связи, понимать логику того, что ему объясняют, и самое главное способность внимательно слушать и стараться выполнить правильно то, что ему говорят. Поэтому обучение в таком возрасте считается наиболее благоприятным и эффективным. Именно сейчас у малыша появляется так называемое «чувство воды» — возможность понимать, как перемещение какой-либо части тела может повлиять на движение тела, находящегося под водой. Обучение в младшем школьном возрасте достаточно эффективно проводить в специальных секциях, где ребенок будет обучаться у тренера. Набор детей в различные секции происходит как раз в этом возрасте, именно по этой причине.

    Многие родители ошибочно стараются воспитать в своем ребенке великого пловца, зачастую слишком много требуя от своего маленького спортсмена. В первую очередь водные процедуры должны приносить малышу радость и удовольствие. Слишком частые тренировки могут послужить причиной отказа юного пловца от посещения занятий, и привить неприязнь к плаванию. Наилучший график для занятий по плаванию в этом возрасте составляет 2-3 посещения в неделю, и, желательно, чтобы в процесс тренировок были включены различные игровые элементы.

    Стандартные упражнения для обучения детей плаванию

    Упражнение «Пузыри»

    Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок сделал глубокий вдох, погрузил голову под воду, и начал неторопливо делать выдох через рот, пуская, таким образом, пузыри. Необходимо чтобы ребенок научился находиться под водой более 10 секунд, и при этом не глотал воду.

    После освоения этой части упражнения можно научить ребенка делать вдох, который позволит ему в дальнейшем освоить способ дыхания, используемый в кроле. Делается вдох, голова погружается в воду, делается выдох ртом, голова поворачивается в сторону, таким образом, чтобы рот находился над поверхностью воды, делается следующий вдох, продолжая движения в этом же ключе.

    Упражнение «скольжение»

    Как только ребенок научился правильно выполнять это упражнение, научиться его полноценно плавать уже не составит большого труда. Основная задача скольжения – научить ребенка полноценно использовать ноги при плавании.

    Если обучение проходит в бассейне, можно использовать специальную доску из пластика, если в естественном водоеме, вполне подойдет любой предмет, за который может держаться ребенок, и при этом не будет уходить под воду: надувной матрац или кусок пенопласта вполне сгодятся. На первых занятиях кто-то из родителей должен тянуть матрац по воде. После того как элемент освоен, необходимо чтобы ребенок самостоятельно скользил по воде, работая при этом ногами.

    Упражнение «поплавок»

    Поплавок поможет ребенку в тренировке по задержке дыхания. Ребенок делает глубокий вдох, погружается под воду с головой, обхватывает руками колени. После чего всплывает спиной вверх, разворачиваясь таким образом, что лицо все еще находится под водой.

    После освоения этой части упражнения можно научить ребенка делать вдох, который позволит ему в дальнейшем освоить способ дыхания, используемый в кроле. Делается вдох, голова погружается в воду, делается выдох ртом, голова поворачивается в сторону, таким образом, чтобы рот находился над поверхностью воды, делается следующий вдох, продолжая движения в этом же ключе.

    Еще почитать:  Красноватые Выделения При Беременности На Ранних Сроках
Ссылка на основную публикацию