Задания для старшей группы детского сада по математике

Уроки математики для старшей группы детского сада

Содержание

Уроки математики для старшей группы детского сада

Игры по математике (старшая группа)

Предлагаем вам игры и задания, которые вы можете использовать в домашней обстановке с детьми, для закрепления материала по формированию элементарных математических представлений.

Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 10).

Назови числа до 6 ( 5, 3, 4 и тд.)

Назови числа после 3 ( 4, 7, 6 и тд.)

Назови число на 1 больше ( или на 1 меньше названного).

Счёт цепочкой (поочерёдно).

Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый — «три», ребёнок — «четыре» и тд. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.

Отложи столько же предметов ( счёт на слух)

Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребёнок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.

Вопрос: «Сколько предметов ты отложил? и почему?»

Усложнение . «Отсчитай предметов на 1 больше (или на 1 меньше), чем услышишь хлопков».

Вопрос: «Сколько ты отложил предметов и почему?»

Перед ребёнком большое количество предметов ( палочки, круги, пуговицы и тд.

Задание. Отсчитай 4 пуговицы (или любое другое количество до 10), или отсчитай столько палочек, сколько показывает цифра (при этом взрослый показывает ребёнку любую другую цифру в пределах 10).

Какой цифры не стало

Перед ребёнком цифровой ряд. Ребёнок закрывает глаза или отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребёнок определяет какой цифры нет.

Все цифры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить цифры по порядку.

Соедини стрелкой цифру с нужным количеством предметов.

Обведи в кружок цифру, которая соответствует количеству предметов.

Перед ребёнком цифровой ряд. Взрослый предлагает ребёнку показать любую из названных цифр, или, указывая на любую цифру, спросить как она называется.

Назови, какие цифры пропущены 1 3 4 6 8 ?

Какая цифра должна стоять вместо ? 1 2 3 4 ? 6 7 ? 9 10 или

1 2 ? 4 5 6 7 8 9 10 и др.

Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.

Вопросы : Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.

Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик (из картона или игрушка)

Задания : Самолёт летит в правый (левый) верхний или нижний угол. Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и тд.

Аналогично можно играть и с шайбой (чёрный круг из картона). Шайба летит в разных направлениях. Где шайба?

— Топни правой ногой 3 раза.

— Дотронься левой рукой до левого уха.

— Подними вверх правую (левую) руку.

— Поставь на носок правую (левую) ногу.

— Поставь на пояс правую (левую) руку.

— Дотронься левой рукой до правого колена.

— Повернись на право (на лево).

— Сделай три шага вперёд, повернись влево сделай 5 шагов и тд.

Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, овал.

Ребенок и взрослый соревнуются в названии предметов (в окружающей обстановке), похожих на геометрические фигуры. Например:

(дверь, картина, стена, палас, рамка оконная, крышка стола и тд.)

(тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т.д.)

(конструктор, юбочка, сумочка, крышка у стола и т.д)

(огурец, батон, салфетка, хлебница, селедочница и т.д)

Дети рассматривают фигуры, называют, запоминают. Затем закрывают глаза. Взрослый убирает какую-нибудь фигуру, после чего, открыв глаза, дети определяют, чего не стало.

Ориентировка во времени

Знать название текущего времени года. Сколько всего времён года? Назови их по порядку. Какое время года идёт после весны? и тд.

Название текущего месяца года

Части суток (что мы делаем утром; когда мы ужинаем, спим, просыпаемся и т.д)

— Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету?:

— Сегодня пятница. Какой день будет завтра?

— Дотронься левой рукой до правого колена.

Занятие по математике в старшей группе. Детский сад 50. Конспект занятия

Галдина Н.Н. Конспект занятий в детском саду
  1. Учить решать задачи на сообразительность, развитие смекалки.
  2. Продолжать учить детей количественному и порядковому счету до 10.
  3. Учить создавать фигуры-силуэты.
  4. Закрепить названия геометрически фигур.
  5. Воспитывать интерес к математике, развивать внимание, память, логическое мышление.
  • конверт с письмом;
  • деревянные дощечки с цифрами от 1 до 10;
  • цветы: колокольчик, ромашка, василек;
  • стульчики с наклеенными на спинках цифрами от 1 до 10;
  • лабиринт;
  • игра “Колумбово яйцо”;
  • простой карандаш;
  • билеты с геометрическими фигурами от 1 до 10;
  • карточки, на которых изображены замки с различными отверстиями;
  • карточки, на которых изображены разные виды ключей.

Воспитатель: Ребята, какие детские передачи вы любите смотреть по телевизору?

Сегодня мы отправимся в гости к Каркуше из передачи “Спокойной ночи, малыши”. Каркуша уехала в деревню и приглашает нас в гости. На каком транспорте мы с вами отправимся, вы узнаете, если отгадает загадку:

Что за чудо? Синий дом.
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

Правильно, мы отправляемся на автобусе. Я купила билеты и сейчас вам раздам. Нужно посчитать, сколько геометрических фигур на билете и найти место с цифрой, соответствующей их количеству.

(Дети рассаживаются на стульчиках, на спинках которых приклеены цифры от 1 до 10.)

Мы отправляемся в путь, а чтобы нам не было скучно, в пути решим задачи-шутки.

  1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
  2. На столе лежало яблоко. Его разрезали на 4 части. Сколько яблок лежит на столе?
  3. Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько времени варятся три яйца?
  4. Сколько орехов в пустом стакане?

Мы доехали до лужайки, где растут разные цветы. Но лепестки каждого цветка разной геометрической формы. Какой формы лепестки у ромашки? (Овальные.) У василька? (Треугольные.) У колокольчика? (Ромбом.) Сколько лепестков у колокольчика? А у ромашки? А у какого цветка меньше лепестков? На сколько лепестков у ромашки больше, чем у колокольчика? (Дети сравнивают по количеству каждый цветок.) Теперь мы на этой красивой лужайке отдохнем.

Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули,
Кисти стряхнули,
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажут –
Крылья мы сложим назад.

(Дети выполняют движения по тексту.)

Ребята, Каркуша живет за рекой, но мост через реку сломан. Давайте его починим. Сложим дощечки с цифрами по порядку от 1 до 10 (дети располагают деревянные дощечки с цифрами от 1 до 10 по порядку). Но домик Каркуши найти не просто, мы найдем его, если пройдем по лабиринту (дети проходят по лабиринту). Вот мы и добрались до места, и Каркуша нас встречает (появляется кукольный персонаж).

Каркуша: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Каркуша! Почему ты такая грустная? Что случилось?

Каркуша: Я потеряла ключ от замка и не могу открыть дверь в доме.

Помогите, пожалуйста, ребята.

Воспитатель: Чтобы помочь Каркуше, нужно найти ключ, который подходит к замку (дети выполняют задание).

Вот и закончилось наше путешествие, а чтобы Каркуша не оставалась одна, давайте мы ей сделаем веселых подружек (дети выкладывают из игры “Колумбово яйцо” ворон). Теперь Каркуше стало гораздо веселее. До свидания, Каркуша! А мы с вами отправляемся обратно в детский сад (дети садятся в автобус).

  1. Волина В. “Праздник числа. Занимательная математика для детей”. Издательство “Знание”, Москва.
  2. Михайлова З.А. “Игровые занимательные задачи для дошкольников”. “Просвещение”, Москва 1990 г.

Распечатать Занятие по математике в старшей группе. Детский сад 50. Конспект занятия
Поделится ссылкой Занятие по математике в старшей группе. Детский сад 50. Конспект занятия с друзьями в:

Правильно, мы отправляемся на автобусе. Я купила билеты и сейчас вам раздам. Нужно посчитать, сколько геометрических фигур на билете и найти место с цифрой, соответствующей их количеству.

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: «Занимательная математика»

Ольга Крохмальная
Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: «Занимательная математика»

Цель занятия: Приобщать детей к активной умственной деятельности, формированию поисковых подходов к решению любой задачи. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги

Закреплять умение составлять фигуры из определенного количества отсчитанных палочек. Развивать речь, наблюдательность, слуховое и зрительное внимание, память, умение анализировать, сравнивать, целенаправленно думать.

Воспитывать интерес к математическим занятиям, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Материал: На каждого ребенка карточки с изображением машин, идущих в разных направлениях; счетные палочки (не менее 10штук на каждого ребенка); картины лисы и кота в формате А3 (6 частей); карточки с изображением бабочек на каждого ребенка для закрепления знаний порядкового счета; альбомный лист с нарисованным овалом.

Ход занятия: Ребята, а вы знаете, что такое путешествие? На чем можно отправиться в поход или в поездку? Я вам тоже предлагаю попутешествовать! Но наше путешествие будет особенным. Нам не понадобятся самолеты, поезда и даже велосипеды. Мы отправимся с вами в страну занимательной математики.

А вы помните, как звали сына папы Карло из известной сказки? Буратино попал в лапы кота Базилио и лисы Алисы. Девочка Мальвина прислала письмо, в котором просит вас о помощи. В письме математические задания от лисы и кота. Если мы их выполним, то Буратино будет на свободе. Поможем мальчику?

Делю детей на 2 команды. За правильно выполненное задание 1 команда получает звездочку, 2 – кораблик.

1 задание для обеих команд.

Раскрасить машины, идущие вправо, в желтый цвет, идущие влево – в зеленый.

Подводим результаты. За правильно выполненное задание – 1 команде звездочки, 2 – кораблики.

Математические задачи для обеих команд.

У чародея 4 шляпы. В каждой шляпе сидит 1 кролик. Сколько их останется в шляпах, когда чародей одного кролика достанет?

У чародея живут черная, белая и красная вороны. Сколько ворон живет у чародея?

В одном дворце жили 2 короля и 2 королевы, а больше никто не жил. Сколько людей жило во дворце?

У королевы было 4 чашки и 6 блюдец. Чего у нее было больше, чашек или блюдец? На сколько?

Львенок умеет читать буквы: А, Б, В, Г и Д. Сколько всего букв может прочитать львенок?

В семье львов 4 львенка, причем мальчиков и девочек поровну. Сколько девочек в семье львов?

1 команде: отсчитать 10 счетных палочек и выложить звездочку, 2 команде – отсчитать 8 палочек и выложить кораблик.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Дети прыгают 10 раз.

Математические задачи в стихотворной форме.

1. Мальчик в садике гулял

И орехи собирал.

Подошли к нему друзья,

Было их ровно 2.

Сколько в садике друзей?

2. Посадила Катя в кресло

Мишку, куклу и слона,

А любимого слоненка

Катя на руки взяла.

Сосчитать ее игрушки.

3. У наседушки – квохтушки

Разбежались все малютки.

3 цыпленка впереди,

2 бежали позади.

Сколько желтеньких цыпляток?

4. Накупила бабушка

Всем внучкам подарочков.

Сколько внуков у бабушки?

Игра – эстафета «Собери картинку».

1 команда собирает картину лисы из 6 частей, 2команда – кота.

Раскрасить 3, 5 и 7 бабочку.

Занимательные вопросы, задачи – шутки.

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы. Сколько птиц? Ответь скорей!

В году у бабушки 4 имени. Кто это?

Нас 7 братьев, летами все равные, а именами разные. Отгадай, кто мы?

На столе лежало 3 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?

У какой фигуры нет ни начала, ни конца?

«Дорисуй». Лиса Алиса и кот Базилио просят вас нарисовать их портреты, используя одну геометрическую фигуру.

Предлагаю листы бумаги с овалом.

1 команда рисует силуэт лисы, 2 – силуэт кота.

Все задания выполнены. А где же Буратино?

Вбегает ребенок, одетый в костюм Буратино. Благодарит детей за помощь и предлагает потанцевать. Звучит песня «Буратино» из кинофильма. Дети танцуют. Подвожу итог, благодарю детей за успешную работу.

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» Календарно — тематическое планирование по ФЭМП на 2012-2013 год. Сентябрь Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Цель: уметь.

Перспективное планирование в образовательной области «Познание: ФЭМП» Сентябрь. (В. П. Новикова «Математика в детском саду. 4-5 лет»._) Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература 2.09-9.09.

Вбегает ребенок, одетый в костюм Буратино. Благодарит детей за помощь и предлагает потанцевать. Звучит песня «Буратино» из кинофильма. Дети танцуют. Подвожу итог, благодарю детей за успешную работу.

Занятие по математике в старшей группе детского сада

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ

Тема: «Монеты, временные отношения»

Задачи:

• знания о временных отношениях: сутки, неделя;

• представления о вершинах и углах геометрических фигур.

2. Дать представление о монетах.

3. Продолжать формировать представление о высоте предмета.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением утра, дня, вечера, ночи; купюры и монеты разного достоинства; 3 куклы разного роста; 2 матрешки (высокая и низкая); 2 стола (высокий и низкий); 2 стакана (высокий и низкий); 2 кувшина (высокий и низкий).

Раздаточный материал: монеты (1 коп., 5 коп., 10 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб.); наборы геометрических фигур.

Ход занятия

Воспитатель с детьми стоят полукругом. На столе возле доски лежат иллюстрации с изображением утра, дня, вечера, ночи.

— Назовите части суток.

— Я буду читать вам стихотворения про части суток, а вы прикрепите картинки на доску в правильном порядке.

Зажигают фонари за окном,

Сядь со мной, поговори перед сном.

Целый вечер ты со мной не была.

У тебя все дела да дела.

Солнышко ясное встало.

— Доброе утро! — сказало.

Кричу я прохожим,

На утро похожим.

Ночь стоит в лесу густом.

Слышен шорох под кустом:

Ходят хвостиком лисята

За Лисицыным хвостом.

Под солнышком подсолнечник,

Когда денек погожий,

Весь день глядит на солнышко,

Сам на него похожий.

— Мы повторили с вами части суток. А сейчас я проверю, знаете ли вы дни недели. Помогайте мне читать стихотворение:

Вот неделя. В ней — семь дней,

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

Вторник — это день . (второй).

Он стоит перед . (средой).

Третьим днем была всегда.

А четверг — . (четвертый) день –

Шапку носит набекрень.

Пятый — . (пятница) сестрица,

Очень модная девица.

А в субботу — день . (шестой)

Отдыхаем всей гурьбой.

И последний — . (воскресенье),

Назначаем днем веселья.

Воспитатель закрепляет с детьми названия и чередование дней недели и порядковый счет. Затем благодарит детей за работу и приглашает их пройти за столы, на которых лежат монеты (1 коп., 5 коп., 10 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб.).

— Откуда берутся деньги? (Предположения детей.)

— А что такое деньги?

— Зачем людям нужны деньги?

— Какие деньги вы знаете?

— Чем похожи эти деньги? (Все — монеты.)

— Это — металлические деньги (показывает), их называют монетами.

— Какие монеты лежат на столе?

— Покажите мне монеты: 1 коп., 5 коп. и т.д.

— Что больше: эта монета (2 руб.) или две эти (две монеты по 1 руб.)?

— Как можно набрать 5 руб. несколькими монетами?

Воспитатель благодарит детей за выполненные задания и приглашает выйти из-за столов. Перед детьми 2 куклы (высокая и низкая); 2 матрешки (высокая и низкая); 2 стола (высокий и низкий); 2 стакана (высокий и низкий); 2 кувшина (высокий и низкий).

— Перед вами 2 куклы. Даша — высокая, а Маша — ниже Даши. Найдите Дашу и Машу. Даша играла низкой матрешкой, а Маша — высокой.

Дети ставят матрешки нужной высоты перед куклами.

— Даша решила попить воды и села за высокий стол, а Маша села за низкий.

— Даше на стол поставили низкий кувшин, а Маше — высокий.

— Даша взяла высокий стакан, а Маша — низкий.

Дети поочередно выполняют задания и определяют правильность их выполнения вместе с воспитателем.

— Тут к подружкам прибежала еще одна кукла — Таня. Определите рост всех кукол.

Дети определяют рост кукол: высокая, ниже, самая низкая. Воспитатель благодарит детей за выполнение заданий и предлагает им разделиться на 3 команды. Дети садятся на ковер.

— Перед вами лежат разные геометрические фигуры. Найдите фигуры с тремя вершинами.

— Найдите фигуры, у которых четыре угла.

— Найдите фигуры, у которых три угла.

— Найдите фигуры, у которых четыре вершины.

— Найдите фигуры без углов и вершин.

Воспитатель благодарит детей за выполнение заданий.

— Я буду читать вам стихотворения про части суток, а вы прикрепите картинки на доску в правильном порядке.

План-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме:
Конспект НОД по математике для старшей группы с презентацией

Открытое занятие по математике для детей старшей группы с использованием презентации. Основные задачи:

-Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять о них представления детей.

-Уточнить представление о частях суток, закреплять их название и последовательность (утро, день, вечер, ночь).

-Соотносить цифры с количеством предметов.

-Упражнять в умении сравнивать предметы путем наложения или приложения (длиннее — короче). Формировать умение решать логические задачи.

-Продолжать учить ориентироваться в пространстве.

-Закреплять счет до 10, умение изображать отдельные элементы геометрических фигур (отрезок).

Вложение Размер
Конспект НОД 22.9 КБ
Презентация. Часть 1. 2.06 МБ
Презентация. Часть 2. 1.58 МБ
Презентация. Часть 3. 2.63 МБ

Предварительный просмотр:

НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Тема: «Играем с Машей и Медведем»

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

-Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять о них представления детей.

-Уточнить представление о частях суток, закреплять их название и последовательность (утро, день, вечер, ночь).

-Соотносить цифры с количеством предметов.

-Упражнять в умении сравнивать предметы путем наложения или приложения (длиннее — короче). Формировать умение решать логические задачи.

-Продолжать учить ориентироваться в пространстве.

-Закреплять счет до 10, умение изображать отдельные элементы геометрических фигур (отрезок).

Развивать внимание, усидчивость, логическое мышление, самостоятельность.

Формировать у детей потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Презентация, конверты с заданиями, сундук с подарками.

Геометрические фигуры, полоски одинаковой ширины и разной длины, карточки с цифрами, листы с рисунком по точкам.

— Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные гости. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно:

Сидит в корзинке девочка

У Мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

— Из какой сказки гости, ребята? (Маша и Медведь)

— Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. Они наши гости. Им прислали задания по математике, и они пришли к нам, чтобы мы им помогли. Попробуем выполнить задания? Вот конверты, в которых написаны задания.

Берем конверт, открываем и читаем.

Задание 1. У вас на столах лежат геометрические фигуры. Я буду называть предметы, а вы выкладывать ту геометрическую фигуру, на которую предмет похож. Например: тарелка, какой формы? Круглая, значит, выкладываем круг. (Дверь, крыша дома, огурец, кубик.)

— Какие геометрические фигуры выложил Дима, Миша, Ваня?

— Сколько всего фигур? Молодцы, быстро справились с заданием.

Задание 2. А теперь наши гости предлагают поиграть в игру «Молчанка». Я вам буду задавать вопросы, а в ответ вы будете поднимать карточку с цифрой. Самое главное условие — говорить в этой игре нельзя.

— Сколько пальцев на правой руке? (пять)

— Сколько глаз у светофора? (три)

— Сколько носов у двух собак? (два)

— Сколько ушей у двух мышей? (четыре)

— Сколько хвостов у двух котов? (два)

Все верно показали. Молодцы.

Маша устала и приглашает вас отдохнуть.

Физминутка. (под музыку)

— Хорошо отдохнули. Можно продолжить. Открываем следующий конверт.

(на слайде появляются облака).

— Смотрите, что это за волшебные облака? (части суток).

— Сколько частей суток в одном дне?(4)

Давайте вместе их назовем (утро, день, вечер, ночь).

— Сейчас у нас какое время суток? (утро). Назовите, какого оно цвета? (голубое).

-А день, какого цвета? (желтого) А какого цвета вечер? (серого)

-А фиолетовым цветом, какая часть суток обозначена? (ночь)

— Очень хорошо, а сейчас игра «Назови пропущенное слово». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

Солнце светит днем, а луна . (ночью)

Ночью мы спим, а гуляем …(днем)

Утром вы пришли в детский сад, а вернетесь домой…(вечером)

Завтракаем утром, а обедаем…(днем)

Ночью вы спите, а просыпаетесь …(утром)

— Маша просит вас помочь ей сделать новые ступеньки для дома Медведя. Она запуталась и не знает, с какой начать. Я думаю, что нужно начинать выкладывать от самой длинной до самой короткой. А как определить, где короткая, а где длинная дощечка? (путем наложения, приложения друг к другу).

Игра «Лесенка горизонтальная».

— Ребята, перед вами полоски. Выложите на столе ступеньки для дома Медведя.

— Посмотрите, что получилось у нас с Машей. Проверьте свою работу.

— Сколько палочек использовали для лесенки? (5)

Какие красивые лесенки у вас получились! Молодцы!

— Ребята, Маше и Медведю понравилось, как вы справились с заданиями. И они дарят вам волшебные картинки. Чтобы отгадать, что за рисунок, надо соединить цифры по порядку от 1 до 10.

— А теперь последний конверт с заданием. (выполняет один ребенок)

Встать спиной к зеркалу, сделать 2 шага вперед, повернуть налево и сделать 5 шагов вперед.

(перед ребенком стоит сундук с подарками внутри)

— Ребята, Маша и Медведь благодарят вас за помощь. Попрощаемся с ними!

— Сейчас у нас какое время суток? (утро). Назовите, какого оно цвета? (голубое).