Ребенок 5 Лет Не Выговаривает Букву Р

Содержание

Ребенок в 5 лет не выговаривает буквы

Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Опыт работы более 25 лет.

Работа с детьми, имеющими различные речевые диагнозы: нарушение фонетической стороны речи, нарушение произношения отдельных звуков, тяжелые речевые нарушения, общее недоразвитие речи трех уровней, моторная алалия, заикание, дисграфия.
В работе использует логоритмику, элементы кинезиологии. Большое внимание уделяет развитию мелкой моторики у детей для более эффективной работы над звукопроизношением. На консультациях с родителями объясняет взаимосвязь между развитием речи работой над тонкой моторикой рук.

Консультации по теме:

  • Раннее речевое развитие (до 3-х лет)
  • Развитие речи детей дошкольного возраста
  • Младший школьник плохо говорит
  • Ребенок не говорит
  • Правильно ли говорит ребенок?
  • Возможные отклонения в развитии речи ребенка
  • Учим детей общаться
  • Разговариваем с ребенком с первых дней
  • Этапы довербального и начального вербального развития речи ребенка
  • Первые звуки,первые слова
  • Если ребенок плохо говорит,нужен ли ему речевой сад?
  • Подготовительные упражнения для постановки звуков.Артикуляционная гимнастика
  • Консультации по постановке и автоматизации звуков
  • Речевой материал по для автоматизации звуков

Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Опыт работы более 25 лет.

Как научить ребенка выговаривать эту весёлую букву Р

Многие детки имеют проблемы с правильным произношением некоторых букв. Есть определенные звуки, которые часто вызывают у малышей проблемы, особенно им сложно выговаривать букву «р». Это довольно сложный звук, который требует управление воздушными потоками. Если в детстве не решить данную проблему, то она может перейти во взрослую жизнь. Конечно, от 2-летней крохи никто не ждет такого умения, но когда он достиг 5 лет, а нужного результата нет, то следует начинать определенные занятия, которые можно проводить дома. В нашей статье мы расскажем о том, как ребёнка в домашних условиях научить произносить этот непростой звук.

Когда следует бить тревогу?

Если по достижении 4 лет ребенок не начинает рычать, то следует начинать определенные упражнения. Речевое расстройство обычно происходит в следующих случаях:

  • Чаще всего у девочек встречается плохо развитое дыхание, у них слабый выдох, у мальчиков, как правило, такие проблемы встречаются реже.
  • Нередко данный недостаток бывает в тех семьях, где кроха слышит неверное произношение.
  • Неправильный прикус у ребенка также является причиной не произношения звука.
  • Страдает произношение у ребёнка, имеющего короткую уздечку языка.

Если к 4 годам ребенок не выговаривает Р, надо начинать специальные занятия

Обычно дети над буквой «издеваются» следующим образом:

  • Не говорят букву полностью, данный вид встречается в тех словах, где буква находится в середине, например, «го…а», «га..аж».
  • Вместо нужной буквы малыш говорит следующие вариации: «ы», «й», «л», например, лот, колова, ыба.
  • Буква «Р» звучит несвойственно ей, либо с излишней вибрацией, либо грассируя. Особенно это характерно для ребенка – билингва.

Предварительная тренировка язычка

Дома, примерно с 3-4 лет, можно проводить несложные упражнения, помогающие тренировать язычок. Среди них:

  • Большой пальчик, вымытый предварительно, кроха должен положить под язычок, двигая им влево-вправо. Чтобы данное занятие не давило на него, можно поиграть в машинку, таким образом мы заводим мотор.

Игры -повторялки — хороший способ тренировок

  • Если у малыша маленькая уздечка, то конечно можно ее подрезать у хирурга, а можно в домашних условиях попробовать растянуть ее. Для этого нужно приоткрыть рот, язычок присосать к верхнему небушку и производить раскачивающие движения вверх-вниз.
  • Следующая тренровка ассоциируется с чисткой зубов, для этого губы растягиваются в улыбке, а кончик язычка имитирует чистку задней поверхности зубов. Во время этого упражнения важно не двигать нижней челюстью.
  • Еще одна действенная тренировка заключается в том, чтобы научить ребенка цокать языком, подражая при этом лошадке.
  • Также подготовка заключается в развитии дыхательного аппарата. Для чего обычно надувают воздушные шарики.

Логопедические упражнения на букву Р

Следует помочь малышу развить сильный выдох, для этого необходимо высунуть мягкий язычок и плюнуть через него. Именно такой выдох нужен при произношении «Р».

Упражнения на букву «Р»

Тренировку следует производить сидя за столом. Еще одно условие для успешного выполнения тренировок – это два зеркала, одно из которых нужно маме или другому члену семьи, который занимается с крохой, а другое – малышу.

Занятия перед зеркалом позволяют ребенку контролировать произношение

Это необходимо для того, чтобы ребенок самостоятельно следил за правильностью выполнения тренировки.

Ниже перечислены широко применяемые логопедами упражнения:

  1. Нужно попросить ребенка открыть шире ротик, поднять язычок за верхние зубки. Зафиксировать результат на 15 секунд.
  2. Кончик язычка находится наружи, губы растянуты в улыбке. Ребёнка нужно попросить легонько прикусить кончик языка не менее 10 раз.
  3. Следует повторять цоканье языком не менее 15 раз, постепенно ускоряя темп.
  4. Открыв широко ротик малыш ударяет по бугоркам верхнего неба, при этом подражая дятлу, он произносит «Д-Д-Д» на протяжении 15 секунд.

Выполнять упражнение на проблемный звук нужно только в хорошем настроении, хорошо поиграть с крохой в машинки, при этом заводя их: «ТР-Р-Р». Важным моментом будет раскатистое «Р». Можно порычать, как тигр, лев, соседский песик.

Тренировка звука в разговоре

После того, как у ребенка освоены все вышеперечисленные упражнения, следует переходить к новому этапу: научить выговаривать букву в словах. Для этого кончик язычка в твердом состоянии прижимается к небу, «давай сделаем укольчик», и производится сильный выдох. При условии, что все правильно, кончик язычка должен завибрировать, что вызывает сильный и твердый «Р».

Упражнения на выговаривание звука Р

Конечно, это большой прорыв в обучении, но теперь стоит не менее важная задача: процесс автоматизации. Если опустить этот момент, то все пойдет насмарку.

Автоматизация – это довольно кропотливый процесс, который занимает длительное время. Сначала следует научить ребенка произносить букву в слогах, затем в словах, а позже в предложениях.

Первым делом происходит тренировка звука на стыке с согласными: «пр», «тр», однако здесь нужно фантазировать, так как у одного ребёнка идет быстрей на стыке со звонкими: «др», «жр». А у другого легче идет состыковка между согласными и гласными: «дра», «тра», причем, в этом случае гласные тянутся как можно дольше. Эти нюансы зависят от индивидуальностей ребёнка, и задача родителей – научить, подбирая нужный метод.

Когда можно переходить на скороговорки

После того, как малыш научился выговаривать букву в слогах и словах, можно будет подключать коротенькие чистоговорки, именно они помогут для дальнейшей автоматизации буквы. Однако их нужно подбирать в соответствии с той возрастной группой, в которой находится малыш. И это естественно, ведь упражнения, рассчитанные на 3-леток существенно отличаются от занятий для детей от 5 лет.

Скороговорки на звук Р

После того, как у ребёнка получилось произносить букву в чистоговорках, нужно научить ее выговаривать в стишках и песенках. Можно подобрать стишки, в которых максимально часто используется данная буква к какой-нибудь дате и выучить их с малышом.

Важным условием получения нужного результата является доброжелательный настрой. У ребёнка должно быть желание заниматься, он должен чувствовать удовольствие и поддержку от родителей.

Первым делом происходит тренировка звука на стыке с согласными: «пр», «тр», однако здесь нужно фантазировать, так как у одного ребёнка идет быстрей на стыке со звонкими: «др», «жр». А у другого легче идет состыковка между согласными и гласными: «дра», «тра», причем, в этом случае гласные тянутся как можно дольше. Эти нюансы зависят от индивидуальностей ребёнка, и задача родителей – научить, подбирая нужный метод.

Как научить ребенка выговаривать букву «Р» ?

Интересно в каком возрасте ребенок должен уметь выговаривать букву «Р». И существуют ли какие-то методики или упражнения для того чтобы стимулировать ребенка правильно выговаривать буквы. С какого возраста можно обучать ребенка правильной дикции?Помогают ли в таком обучении скороговорки, как ваш ребенок научился выговаривать эту букву и когда?

Привет! Чтобы публиковать посты, и получить полный доступ к функциям проекта, войдите или зарегистрируйтесь.

Да, есть специальные методики и упражнения, но перед тем, как их назначать, ребёнка должен посмотреть логопед и определить в чём причина, по которой ребёнок не может выговорить ту или иную букву. Только потом логопед назначит курс упражнений и научит их правильно выполнять.

А сколько вашему ребенку лет? Иногда даже школьники не произносят букву «Р». Чтобы ребенок умел правильно говорить, нужно с раннего возраста с ним правильно разговаривать, ваши слова должны быть четкими.

Четкая речь взрослых не всегда поможет, мы ходили к логопеду, т.к. ребенок не выговаривал ни шипящий, ни букву «р». Логопед свое дело сделала. Я очень сомневаюсь, что мы бы справились с этим самостоятельно. Например, мой брат так и не выговаривает «р» — хотя с ним пытались заниматься. Тут нужна и регулярность, и хороший специалист!

Еще почитать:  При беременности черный перец

У многих детей выговаривание буквы «Р» является сложным процессом. Но в практической педагогике существует много методов и приемов учить правильно выговаривать именно этот звук. Есть даже специальные скороговорки и игры с помощью которых ребенок легко усваивает произношение.

Моя дочка букву Р -начала выговаривать в 3 года. Но конечно, все дети индивидуальны. Говорить она начала в 2,3 года и когда говорила не правильно слова, я поправляла её и по буквам мы повторяли раз по 10 -нужное слово.

Нам тоже 3 года, но Р не выговариваем. Хотя так же как и Вы все слова, сказанные неправильно, проговариваем по несколько раз, пока не достигнем нужного результата — правильности произношения.
Я занимаюсь с дочерью почти каждый день — рычим, шипим, делаем губами трубочку и еще много разных упражнений. Такие занятия нам посоветовала врач-логопед.

Племянник не выговаривал букву «Р» до 5 лет. Сначала показали как надо правильно держать язычок при произношении,затем, во время игр или прогулок, внезапно озвучивали слова, он их старательно произносил не задумываясь. В один прекрасный момент, четко прозвучала буква «Р», с тех пор все получилось.

Мне нравится очень способ постановки буквы «р» от «грибка».
Сначала пощелкать языком попросить ребенка как будто лошадка, потом к небу присосать язык, не цокая. С присосанным язычком, потренируйтесь подышать носом сперва просто шумно, потом нижнюю челюсть опускать-понимать. Через неделю тренировки можно к рычанию попробовать приступать.
Пусть ребенок примет положение горизонтальное (лечь), сделать «грибок» языком, носом глубоко вдохнуть и резко ртом выдохнуть, не допуская через «х» выдыхания .
Данный способ дает вибрацию легче всего.

думаю, у моего проблем с этим не будет, так как он уже и в 9-месячном возрасте говорит: «арррррр!»
а подруга дочку водила к логопеду, врач надевал напальчик и показывал во рту девочки, как нужно скручивать язык при произношении этой буквы.

Нам пришлось обращаться к логопеду. Сначала некоторое время делали артикуляционную гимнастику, а учились произносить Р с помощью пальца, которым вызывали вибрацию. Когда стало получаться — тренировались произносить слоги, слова, а уж потом только скороговорки и стишки. Заниматься начали за год до школы.

Сводите ребёнка к логопеду, если у вас сомнения. Нам почти 5 лет и врач сказал, что сын развивается соответственно возрасту. Посоветовала делать упражнения для укрепления мышц языка. В интернете информация есть. До 6 лет не выговаривать букву «Р» нормально.

Следует беспокоиться, если ребенок не произносит много букв. Если же ему трудно дается только одна — самая трудная буква, то периодическое рычание поможет исправить ситуацию.

До 5 лет ребенок должен научиться выговаривать букву «Р», если ему больше 5 лет, то необходимо обратиться к логопеду.

проконсультируетесь со специалистом, а позже занимайтесь с ребенком сами, я думаю обязательно будет положительная динамика.

Маленького ребёнка нужно учить, извините за сравнение, как попугайчика: часто и бойко произнося слова с этой буквой. Скороговорки тоже подойдут. Но есть способ более быстрый: пару занятий у логопеда, который просто лопаточкой аккуратно завернёт ему язычок, а ребёнок сообразит, как запомнить положение языка для нужного произношения.

Обязательно к логопеду. Иногда дети не выговаривают некоторые буквы из-за короткой уздечки. В некоторых случаях она немного удлиняется с помощью специальных упражнений, а в некоторых — ее слегка подрезают.

Не нужно собирать советы, обратитесь к специалисту. Моему племяннику запретили дома «рычать», т.к. такие занятия без правильной методики могут спровоцировать картавость в будущем. Логопед определит причины и покажет правильные упражнения.

Вы так не переживайте! У вашей малышки еще много времени, чтобы научиться рычать. Моя дочка в 6 лет только додумалась, как это делается. Всему свое время. Подрастет немного, учите правильно ставить язычок. Проговаривайте скороговорки. Язык должен развиваться, его нужно разрабатывать. Можете к ортодонту сходить. Пусть посмотрит прикус и уздечку.

Вы так не переживайте! У вашей малышки еще много времени, чтобы научиться рычать. Моя дочка в 6 лет только додумалась, как это делается. Всему свое время. Подрастет немного, учите правильно ставить язычок. Проговаривайте скороговорки. Язык должен развиваться, его нужно разрабатывать. Можете к ортодонту сходить. Пусть посмотрит прикус и уздечку.

У меня дочь все время барби просила купить. Видимо ради цели сама научилась говорить, так как пока не сказала букву Р, так и не покупали). Ведите к логопеду, пока не поздно.

Буква «Р» у ребенка появляктся к 6-годам, обратите внимание и на другие звуки. На консультацию к логопеду лучше сходить, но єто надо делать приблизительно в 4 года. А сами можете заниматься артикуляционной гимнастикой что разробатівать мышци языка и щеки. Но могу сказать что консультация логопеда никогда лишней не будет. В моем личном опыте младший ребенок без проблем начал сам говорить «Р» в 3 года, а старшая в 5,5 после занятий с логопедом и гимнастики для языка(пришлось разрабатывать язык, была укорочена уздечка)

У нас в 5,5 это до сих пор большая проблема. Сначала логопеды говорили, что к 5 годам начнет сама говорить, потом давали специальные упражнения, типа «д-ж», «д-з», но нам никак не помогло. Сейчас сказали ждать дальше.

Мой сын не выговаривал букву «Р» и в семь лет. Причем к логопеду обращались и упражнения делали. А потом я нашла на Ютюбе ролики, где логопед показывала упражнения с пальчиком. Сын повторил и буквально сразу стал выговаривать «Р».

Причиной не выговаривания буквы «Р» может быть короткая уздечка языка у ребенка. Нам стоматолог сказала, что она у нас короткая. И если к 3 годам сын не будет выговаривать «Р», то обратиться к логопеду. Специалист назначит определенные упражнения, чтобы помочь малышу. Возможно, и у вас та же проблема.

Посоветую Вам обратиться к помощи логопеда, который должен изучить проблему и порекомендовать специальные упражнения. От родителей потребуется ежедневное занятие с ребенком по рекомендованным упражнениям.

В норме ребёнок должен овладеть правильной речью к 5-6 годам. Что касается произношения звука [р], то этот звук ребёнок должен произносить правильно к пяти годам. В онтогенезе он формируется одним из последних в речи и является наиболее сложным для произношения. Существуют специальные логопедические упражнения для развития речи, которые могут помочь ребёнку овладеть этим звуком, такие как: «барабанщик», «дятел», «заводим моторчик». Лучше конечно обратиться к логопеду сначала, если Вы заметили трудности у ребёнка в речи с произношением, за помощью и под его контролем уже выполнять домашние задания по постановке и автоматизации данного звука!

Я до 33 лет букву «Р» не выговариваю, точно также говорит моя мама, когда логопед пригласила меня на занятия с сыном. Услышав мое произношения, сказала: «теперь мне все ясно». Сыну 6.6 года он ходит в логопеду в школе, сейчас у него «проскакивает» «л-р», в большей степени он говорит «Р», до школы сын ходил в логопедический садик, занятия в садике с логопедом начались в 4-5 лет.

Говорить ему скороговорки или стишки, где много буквы «Р». Мой малыш сказал эту букву в год и семь месяцев. Мы вместе делали семейный альбом и я ему показала фотографии прапрабабушки. Ну и назвала, кто такая, а он повторил) Правда, пока выговаривает с буквой «р» только прапра, но думаю, что в дальнейшем и другие слова начнет говорить.

Обратитесь к логопеду, чтобы потом не было поздно. Специалист лучше знает как правильно поправить речь малышу.

Если простые, всем известные методы (рычание и повторение слов с буквой «р») не помогают, обратитесь к логопеду. Желательно до оформления в школу.

Букву «Р» логопеды всегда оставляют на потом. Это одна из последних букв, которая подлежит становлению. Если вы сомневаетесь, нормально ли идёт речевое развитие вашего ребёнка, то проконсультируйтесь с логопедом.

Если до пяти лет если ребенок не научился выговаривать некоторые звуки, то надо обязательно обратится к логопеду.

Можно начинать бить тревогу если ребенок остальные буквы выговаривает с легкостью. Детские скороговорки действительно помогут, особенно если преподноситьих в игровой форме.

До пяти лет логопедический диагноз детям не ставится, поэтому подумайте — имеет ли смысл бить тревогу? А упражнения, конечно, есть — вам нужно посетить логопеда и она подберет необходимый для вас комплекс.

Если нет дефектов речевого аппарата, то в 5 лет детки должны произносить букву «р». Я племянницу научила в 4 года, путем повторения слов «патруль» и «патрон».

Вы побольше занимайтесь ребенком. Учите произносить букву «р». Но а если это речевое отклонение, то проконсультируйтесь с врачом-логопедом.

Логопеды «терпят» неправильное произношение звука Р до пяти лет. Как ни странно, этот звук поставить правильно легче, чем многие другие, да и быстрее. Но вот если горловой Р войдет в привычку. В общем. у старшего исправить так и не удалось.

У меня ребенок начал выговаривать букву р после того, как начали ходить к логопеду. здесь главное правильно поставить язык.

Еще почитать:  У грудного молока привкус мыла

У меня двое деток и обе они не выговаривали букву Р. В возрасте 4-5 лет всё нормализовалось. К логопеду я их не водила, произносила слова с буквой Р, делая акцент на этой букве и просила их повторить. Играли с ними в рычание. Попробуйте и может эта методика вам поможет.

Ваш ребенок ходит в детский сад? Если да, то в каждом садике есть логопед, который занимается с детками. Все дети индивидуальны, делать проблему не стоит, ели ваш ребенок выговаривает все буквы, кроме Р. Если он еще не выговаривает букву Л, то идите к стоматологу. Когда ребенок будет в старшей группе в детском саду, тогда пойдите вы с ребенком на индивидуальное занятие к логопеду. Двух занятий достаточно, что бы ребенок начал выговаривать буквы.

Насколько мне известно, ребенок должен научиться выговаривать букву «Р» до пятилетнего возраста. Чтобы ему было легче это сделать, я советую петь с ним песенки без слов, причем такие, чтобы в них были слоги «ла», «лу», «лю», «ля» и «ра», «ру», «рю» и «ря». Петь их можно на любой мотив, который нравится малышу.

Мы начали выговаривать после пяти. До этого были на консультации у логопеда, и он сказал, что до пяти лет, если ребенок не выговаривает несколько букв – это нормально. Делали упражнения для язычка (цокали), а еще рычали и повторяли слова с нашей трудной буквой. Главное, не развивать ребенку комплекс, а дать уверенность, что у него все получится.

Очень важно что бы ребенок к первому классу выговаривал все звуки родного языка. Дефект речи может негативно сказаться на обучении. Поэтому никакой самодеятельности в этом вопросе. Посетите логопеда и строго выполняйте все его рекомендации. Удачи!

Моему сыну четыре года, и он пока с буквой «р» не справляется. Но я поняла, что это пока не страшно, и время есть для того, чтобы научиться выговаривать эту букву правильно.

До пятилетнего возраста ребёнок должен выговориться сам без помощи логопеда. Но речь ребёнка будет развиваться правильно при правильном руководстве взрослого. Помните, правильная речь взрослого — образец для подражания. Больше читайте ребёнку, беседуйте о прочитанном, имитируйте вместе с ребёнком звукоподражание героев ( собака рычит р-р-р. жук жужжит ж-ж-ж. ). Конечно, можно использовать и скороговорки, но главное не заставляйте, не ругайте и не шутите над ребёнком.

думаю, у моего проблем с этим не будет, так как он уже и в 9-месячном возрасте говорит: «арррррр!»
а подруга дочку водила к логопеду, врач надевал напальчик и показывал во рту девочки, как нужно скручивать язык при произношении этой буквы.

Как научить ребенка говорить букву Р

Трудности в овладении сонарными звуками «р» и «р’» часто встречаются у детей дошкольного возраста. Наряду с обучением счету, чтению и письму, многие родители очень хотят, чтобы их ребенок научился правильно выговаривать эту букву еще до школы. Научиться выговаривать букву Р без логопеда помогут специальные занятия по правильному звукопроизношению.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

  • Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

  • Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

  • Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

  • Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика

Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.

Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».

Упражнения для дыхания

“День рождения”. Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

“Полет снежинки”. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

Упражнения для губ

“Заборчик”. Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

“Хоботок”. Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

“Лягушка”. Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

“Иголка”. Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

“Лошадка”. Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

“Варенье”. Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

“Качели”. Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

Делаем “Барабанщик” и другие полезные упражнения, как это показано на видео:

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.

  • Тянемся до носа

Дотянуться до кончика носа – задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.

Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.

  • Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх. Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.

Еще почитать:  Как Сбросить Температуру 39 У Ребенка В Домашних Условиях

Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом – по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».

  • Произнеси слоги
ра-ра-ра-ра ра-ро-ры-ру
ро-ро-ро-ро ру-ры-ра-ро
ры-ры-ры-ры ры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-ру ро-ру-ра-ры
  • Чистоговорки

РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.

РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.

РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) – с Катей мы ловили кур.

  • Повтори предложения

– Вера и Рома играют в жмурки.

– Туристы развели костёр.

– Фёдор топором рубит дрова.

– У Иры красные рукавички.

– Шофёр проверят мотор.

  • Повтори скороговорки

– На горе Арарат растёт крупный виноград.

– У мыши в норке сыра корка.

– Трое трубачей трубили в трубы.

– После росы росли розы.

– Во мраке раки шумят в драке.

  • Повтори потешки

У реки росла рябина,

А река текла – рябила.

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь,

Под горкой – норка.

В этой норке крот

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

Учим ребенка говорить звук «Р» дома – что взять на заметку

Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните – даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.

Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:

  • чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
  • используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
  • для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
  • поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время “проблемному” звуку не менее 20 минут ежедневно.
  • Нарушенное дыхание

Почему ребенок 6 лет не выговаривает букву «р»?

Моей девочке уже исполнилось 6 лет, а она еще не может выговорить букву «р». Мы обращались к логопеду, делали разные упражнения вместе с врачом, но результата нет. Доктор говорила что такое бывает, когда ребенок пойдет в школу и будет общатся с детьми такого же возроста, тогда начнет выговаривать. У нас садик маленький и дети ходят разного возроста от 2 до 6 лет, из за того что ребенок много времени проводит с маленькими детьми у него не развивается правильное выговаривание букв. Я не уверенна что это так. Может стоит обратится еще к нескольким врачам?

Ваша почта:

Да, конечно же, стоит обратиться к нескольким специалистам. Отведите ребенка к логопеду и дефектологу. Как это дефект речи может пройти сам собой? А представьте, Ваша девочка пойдет в первый класс и букву «Р» по-прежнему выговаривать не будет, ребенка станут дразнить сверстники. И лечить запущенный дефект будет гораздо сложнее.

Моя дочь начала выговаривать букву «Р» за два месяца до того как ей исполнилось 7 лет. Ни к логопеду, ни к дефектологу мы не обращались. Просто каждый день по три -четыре раза в день, я с ней занималась. Повторяли слова сложные и слова где есть буква «р». Когда занимаетесь с ребенком нужно чтоб он сконцентрировал внимание на том, как вы произносите каждую букву. И дочь сейчас ходит в школу, где в ее классе около 10 человек не выговаривают некоторые буквы, но с низ никто не смеется. Поэтому не надо запугивать людей.

Я до 10 лет не выговаривала толком букву Р, но меня никто не дразнил. И сейчас у сына в классе есть такие ребятишки, что-то я не замечала нападок ровесников. При нашей школе есть логопед, занимается с детьми. Но многие, в частности мы, уже решили эту проблему до поступления в первый класс. Звук «Р» действительно легко поддается коррекции, с грамотным специалистом можно поставить его за пару занятий. Также в интернете полно упражнений для самостоятельных тренировок.

Сходите к другому специалисту. Буква Р это самая простая буква для коррекции. В шесть лет еще многие дети не выговаривают ее и вполне возможно, что действительно пройдет само. Но самое главное не заостряйте внимание на этой проблеме , а то ваша девочка и вправду будет стесняться и чувствовать душевный дискомфорт.

Я слышала от логопедов, что буква Р должна выговариваться к 6 годам, дальнейшее её ненормальное произношение может стать причиной закрепления на всю жизнь. Знаю по одному ребёнку такую ситуацию. Сейчас ему 9. Он по-прежнему не слишком внятно выговаривает эту букву. Все относятся к этому нормально. К тому же потихоньку, но прогресс есть. Не думаю, что «Р» у него станет совсем чёткая, однако разве мало все встречали людей, которые эту букву (или другие) произносят немного по своему. У каждого своя дикция, и ничего страшного здесь нет. Согласна с Натальей, что здесь главное не раздувать проблему на пустом месте.

Многое, действительно, зависит от возраста. Уже с первого года своей жизни детки начинают пытаться разговаривать, конечно, это сложно назвать речью, скорее это набор звуков или обрывки слов, но уже тогда родители могут различить некоторые нарушения речи. В данном случае ничего предпринимать не нужно, со временем все наладится само собой.

Примерно до 5 лет, все незначительные фонетические трудности считаются абсолютно нормальными. Имеются в виду незначительные трудности в речи, если ребенок молчит или знает очень мало слов, не умеет при этом строить из них даже самые простые предложения, то тут нужна консультация специалиста. Если же есть совсем незначительные отклонения от правильной речи, то все должно наладиться самом собой. Но если после 6 лет вообще ничего не изменилось в лучшую сторону, тогда ребенка нужно немного подтолкнуть в правильном направлении и помочь ему.

Основной причиной того, почему дети не произносят букву «Р» в большинстве случаев является физиологические недостатки. Например, неправильная форма кончика языка, правда встречается такое довольно редко, или же слишком короткая уздечка маленького язычка, плохо развитые ротовые мышцы или неправильный прикус. Если у малыша найдены любой из этих недостатков, то необходимо обратиться к стоматологу и логопеду, все это можно и обязательно нужно исправить. К сожалению, все проблемы за исключением неправильного положения зубов, то есть прикуса, решаются с помощью хирургического вмешательства, операции не сложные, но часто дорогостоящие. Обычно после операции дети практически сразу самостоятельно начинают выговаривать все звуки правильно, включая и сложный звук «р» и необходимость в каких-либо курсах по развитию правильной речи отпадает сама собой. При этом стоит отметить, что если своевременно не устранить данные физиологические особенности, то это в конечном итоге приведет к картавости и другим дефектам речи в зрелом возрасте.

Если ребенок произносит так называемую «французскую» или «гортанную «р», то тут можно предположить, что у него проблемы с носоглоткой и в этом случае обязательно нужно обратиться к специалистам.

В случае если логопед не выявил никаких физиологических нарушений, т.е. для исправления ситуации не нужны ни скобы, пластинки на зубы, не потребуется подрезать ничего в ротовой полости, и не назначены никакие другие операции, а ребенок по-прежнему не выговаривает этот звук, следует прибегнуть к помощи простых, но эффективных упражнений. Показать их должен специалист, а родителям уже нужно будет их выполнять с ребенком.

Кроме того, взрослым нужно следить и за своей речью, чтобы она была правильной и внятной. Необходимо, чтобы дома все слова в окружении ребенка произносились четко, не глотались окончания, а также звучали проблемные для него слова, например, трактор, корректор, пекарь, снегири и так далее. Детки очень хорошо запоминают «на слух», а правильное произношение помогает им.

В случае если логопед не выявил никаких физиологических нарушений, т.е. для исправления ситуации не нужны ни скобы, пластинки на зубы, не потребуется подрезать ничего в ротовой полости, и не назначены никакие другие операции, а ребенок по-прежнему не выговаривает этот звук, следует прибегнуть к помощи простых, но эффективных упражнений. Показать их должен специалист, а родителям уже нужно будет их выполнять с ребенком.

Ссылка на основную публикацию