Что Ребенок Должен Уметь Рисовать В 6 Лет

Содержание

Что должен уметь ребёнок в 5 лет

Возраст 5 лет психологи называют старшим дошкольным возрастом и советуют родителям, прежде всего, обращать внимание на интеллектуальное развитие пятилетнего ребёнка, его познавательные способности и коммуникационные навыки, ведь совсем скоро малышу предстоит одно из важнейших испытаний в жизни – поступление в школу.

Физическое развитие

Пятилетние дошкольники – и мальчики, и девочки — активно растут, почти не поправляясь. О соответствующем возрасту физическом развитии пятилетнего ребёнка можно судить по показателям роста и веса. В норме мальчики пяти лет весят от 16,4 до 19,7 кг, а девочки – от 15,4 до 19 кг. Рост пятилетних малышей должен составлять: от 106 до 116 см (для мальчиков) и от 102 до 111 см (для девочек). Окружность грудной клетки колеблется у пятилетних мальчиков в размерах от 52 до 57 см, у девочек от 51,6 до 56,6 см.

Не менее важны для нормального физического развития и двигательные навыки малыша.

Так, в норме ребёнок в пять лет должен уметь:

  • быстро пробежать 40-60 м;
  • бежать без остановки в течение 60-90 сек;
  • свободно стоять на одной ноге;
  • энергично подпрыгивать на месте на одной или двух ногах;
  • прыгать с продвижением вперед;
  • перепрыгивать через 4-6 параллельных линий, расположенных на расстоянии 40-50 см;
  • спрыгивать с высоты 20-30 см;
  • ловко перескакивать с ножки на ножку;
  • лазать по гимнастической стенке;
  • проходить, сохраняя равновесие, по гимнастической скамейке;
  • перешагивать через препятствия, расположенные на высоте 20-35 см от пола (например, через рейки лестницы);
  • уверенно подниматься и спускаться по лестнице, возможно, с предметами в руках;
  • подбрасывать и ловить мяч и мелкие предметы;
  • бросать мяч на расстояние 2-2,5 м, целясь в горизонтальную цель;
  • бросать мяч вдаль на расстояние от 3 до 6 м поочерёдно правой и левой рукой;
  • начинать осваивать двухколёсный велосипед.

В этом возрасте ребёнок достаточно развит для того, чтобы осваивать новые физические упражнения и новые виды спорта. Это наилучшее время для обучения езде на двухколесном велосипеде, катанию на беговых и горных лыжах, плаванию и даже езде верхом. В то же время необходимо достаточно времени и сил уделять развитию мелкой моторики малыша.

Так, для развития мелкой моторики пятилетний ребёнок должен уметь:

  • свободно обращаться с ручкой, карандашом и кистью;
  • регулировать силу нажима на ручку, карандаш и кисточку, изменять направление движения своей руки в зависимости от формы предмета;
  • аккуратно вырезать ножницами фигуры разной формы;
  • рисовать простые предметы и фигуры с натуры;
  • располагать свой рисунок на всём листе или на определённом участке бумаги;
  • заштриховывать или закрашивать рисунки аккуратно, не выходя за границы их контуров;
  • ориентироваться в тетрадках в линейку или в клетку.

к оглавлению ^

Умственное развитие

В пять лет ребёнок делает большой прорыв в своём умственном развитии. Это важный период подготовки к школе и к требованиям, которые она предъявляет к ребёнку. Интеллектуальное развитие пятилетних детей выходит на первый план и требует постоянных занятий и совершенствования познаний в различных областях.

Математика

В возрасте пяти лет ребёнок должен:

  • знать цифры до 10;
  • пользоваться в речи числительными (порядковыми и количественными);
  • сравнивать в пределах 10 расположенные рядом числа;
  • ориентироваться по листу бумаги;
  • описывать словами местоположение определённого предмета по его отношению к другим предметам и к себе;
  • знать все основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал, ромб, прямоугольник);
  • знать арифметические знаки и как ими пользоваться.

к оглавлению ^

Развитие речи

В норме ребёнок пяти лет должен:

  • членораздельно и правильно произносить все звуки;
  • говорить выразительно и не спеша;
  • составлять рассказ, исходя из собственных воспоминаний и опыта;
  • составлять по рисунку рассказ из 5-6 предложений;
  • запоминать считалочки;
  • узнавать хотя бы половину букв алфавита;
  • пользоваться прошедшим, настоящим и будущим временем.

к оглавлению ^

Окружающий мир

В этом возрасте ребёнок должен:

  • знать собственные имя и фамилию, имена, фамилии и отчества родителей и близких людей из своего окружения;
  • знать, какого он пола;
  • знать название свой страны, города и свой личный домашний адрес;
  • знать свой возраст;
  • знать возраст родителей;
  • знать названия всех основных профессий и их отличительные особенности;
  • знать, кем работают родители;
  • знать главные правила дорожного движения;
  • называть группу предметов одним обобщающим словом;
  • знать и называть последовательность времён года;
  • знать и называть месяцы;
  • знать и называть последовательность времени суток;
  • знать и называть последовательность дней недели;
  • понимать, что значит живая и неживая природа.

к оглавлению ^

Психическое развитие

К пяти годам малыш взрослеет на ваших глазах. Теперь он всё чаще контролирует собственное поведение, согласно усвоенным правилам и нормам. Он может самостоятельно отличить хороший поступок от плохого, проявляет чувство справедливости и сострадания. В этом возрасте он задаёт вполне взрослые, серьёзные вопросы. Например, о смерти. Ребёнок начинает беспокоиться обо всём живом, что его окружает, жалеет одиноких людей и оставленных животных. Очень часто пятилетние малыши приносят домой бездомных котят и щенков. Они боятся любого проявления смерти и пытаются помочь тем, кому могут. Именно так у пятилетних малышей, как утверждают психологи, проявляется чувство одиночества и опасение конца своей собственной жизни и жизни окружающих.

Продолжают развиваться и основные психические функции ребёнка.

В 5 лет ребёнок должен:

  • удерживать одновременно в поле зрения не менее 6-7 предметов;
  • самостоятельно выполнять задание по предложенному взрослым примеру;
  • самостоятельно находить 4-5 пар одинаковых предметов;
  • выполнять, не отвлекаясь, определённые задания в течение 10-12 минут;
  • находить не менее 7-8 отличий между предложенными предметами;
  • самостоятельно складывать картинки, пазлы или открытки, разрезанные как минимум на 9 частей;
  • по образцу собирать из конструктора любую конструкцию или фигуру.

к оглавлению ^

В 5 лет ребёнок должен уметь:

  • самостоятельно определять последовательность событий;
  • находить среди предложенных четырёх предметов один лишний и пояснять свой выбор;
  • подбирать слова-синонимы и слова-антонимы;
  • находить и пояснять несоответствия на картинках;
  • находить и пояснять отличия между явлениями и предметами;
  • решать предложенные логические задачи и отвечать на замысловатые вопросы.

к оглавлению ^

В 5 лет ребёнок должен уметь:

  • запомнить 6-8 рисунков за определённое количество времени (от 1 до 2 минут);
  • пересказывать близко к содержанию небольшой рассказ;
  • знать и рассказывать наизусть несколько стихов;
  • сравнивать по памяти два различных изображения.

к оглавлению ^

Навыки самообслуживания

Пятилетний ребёнок – достаточно самостоятельный маленький человек, способный самостоятельно одеваться и обуваться, причёсываться, чистить зубы и умываться. Кроме того, он должен приучаться к дисциплине и выполнению несложных поручений по содержанию в порядке своих вещей и комнаты.

Так, в возрасте пяти лет ребёнок может самостоятельно убирать свою постель, содержать в порядке свои игрушки – складывать их после игры и даже вытирать пыль на полках, где они стоят. Способен пятилетний малыш и оказать посильную помощь по дому: полить цветы, вымыть подставки из-под цветочных горшков, протереть пыль в квартире и даже пропылесосить или подмести пол. С особым удовольствием пятилетние малыши помогают взрослым в сервировке стола, приготовлении блюд и украшении дома к празднику.

  • самостоятельно определять последовательность событий;
  • находить среди предложенных четырёх предметов один лишний и пояснять свой выбор;
  • подбирать слова-синонимы и слова-антонимы;
  • находить и пояснять несоответствия на картинках;
  • находить и пояснять отличия между явлениями и предметами;
  • решать предложенные логические задачи и отвечать на замысловатые вопросы.

к оглавлению ^

Что должен знать и уметь ребёнок 5-6 лет

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • Работа с педагогами (5)
  • Методы работы (5)
  • Памятки для родителей (4)
  • Интересное для воспитателей (3)
  • Интересное для родителей (20)

Что должен знать и уметь ребёнок 5-6 лет

Внимание:

  • Выполнять задания, а также слушать, не отвлекаясь, около 15 минут.
  • Точно следовать инструкции при выполнении задания.
  • Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Находить два одинаковых предмета среди нескольких похожих.
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Копировать в точности узор или движение.
  • Выполнять упражнения на быстроту реакции.

Память:

  • Запоминать 8-10 картинок или ряд из 8-10 простых по смыслу коротких слов.
  • Запомнить на слух и повторить 5-7 цифр.
  • Запомнить и повторить 8-10 пар связанных между собой по смыслу слов. Например, медведь-малина, зима — снег, кошка — мышка и т.д.
  • Запоминать простейшие считалки и скороговорки.
  • Пересказывать небольшие расказы, сказки; рассказывать стихи, передавать содержание картинок.
  • Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Мышление

  • Группировать предметы по определенным признакам и называть каждую группу обобщающим словом (транспорт, животные,фрукты и т.д.)
  • Находить лишнее понятие среди группы предметов, объяснять свой выбор.
  • Находить сходства и различия между предметами, объяснять их.
  • Находить и объяснять несоответствия.
  • Достраивать простейшую закономерность.
  • Определять последовательность событий.
  • Придумывать название к картинке.

Развитие речи:

  • Строить предложения развных видов.
  • Составлять предложения из предложенных слов.
  • Образовывать новые словосочетания по образцу.
  • Объяснять смысл простейших пословиц, например, «Делу — время, потехе — час».
  • Составлять рассказы по одной картинке, а также по серии картинок.
  • Рассказывая стихи, использовать выразительность (например, применять различную интонацию для выражения радости, грусти, возможно — жесты и мимику).
Еще почитать:  Признаки беременности 11 дпо

Глазомер, пространственная ориентация, мелкая моторика:

  • Ориентироваться в тетради, используюя понятия: «влево», «вправо», «вниз», «вверх», «сверху вниз», «снизу вверх», «слево направо», «справо налево».
  • Регулировать силу нажима на карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета.
  • С помощью карандаша (без линейки) изображать вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры, животных, людей.
  • Дорисовывать вторую половину заданного предмета.
  • Складывать из конструктора по образцу простейшую фигуру.
  • Различать предметы по размеру, форме и цвету.
  • Вырезать ножницами фигуру по данному контуру.
  • Выполнять апликации на бумаге как по образцу, так и самостоятельно.
  • Штриховать рисунки, не выходя за их контуры.

Окружающий мир:

  • Называть свои имя, отчество, фамилию, возраст, а также имя, отчество и фамилию своих родителей, домашний адрес.
  • Знать название города, в котором он живет, а также столицу Родины.
  • Знать название нашей планеты.
  • Знать названия основных профессий, их сущность и приносимую пользу.
  • Называть времена года, месяцы, части суток, дни недели и их последовательность.
  • Различать среди животных зверей, птиц, рыб, насекомых. Отличать домашних животных от диких, правильно называть их детёнышей.
  • Называть овощи, фрукты, ягоды, грибы.
  • Называть явления природы, осадки.
  • Различать одежду, обувь, головные уборы.
  • Называть различные виды транспорта.

Основы грамоты и математики:

  • Делить слова на слоги (части) с помощью хлопков.
  • Делить простые предложения на слова.
  • Различать гласные и согласные звуки.
  • Определять количество и последовательность звуков в словах, например, таких, как: «сок», «ноты», «сила», «суп».
  • Знать цифры от 0 до 10, знаки «+», «-«, «=».
  • Сравнивать числа в пределах 10 с использованием слов «больше», «меньше».
  • Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке.
  • Уметь получать каждое число первого десятка путём прибавления единицы к предыдущему числу или путём вычитания единицы из последующего числа.
  • Различать и называть плоскостные геометрические фигуры.
  • Строить предложения развных видов.
  • Составлять предложения из предложенных слов.
  • Образовывать новые словосочетания по образцу.
  • Объяснять смысл простейших пословиц, например, «Делу — время, потехе — час».
  • Составлять рассказы по одной картинке, а также по серии картинок.
  • Рассказывая стихи, использовать выразительность (например, применять различную интонацию для выражения радости, грусти, возможно — жесты и мимику).

Что должен знать ребенок в 6 лет

В шестилетнем возрасте малыш выходит на финишную прямую, выводящую его в увлекательный и захватывающий мир школы. Каким же багажом умений должен обладать дошкольник, и вообще, что должен знать ребенок в 6 лет? На каких аспектах должны сконцентрировать внимание его родители, и при помощи каких методов можно устранить выявленные пробелы в знаниях ребенка?

Финишная прямая перед школой

Для начала нужно заметить, что в 99% случаев выявившиеся недостатки в детском запасе знаний и умений являются упущением с родительской стороны. Упрекать воспитателей детского сада или приходящих нянь в этом случае бессмысленно, ведь авторитетами практически для каждого малыша в первую очередь являются его родители, с которых он и берет пример. Итак, что же должен знать и уметь шестилетний ребенок, и чему должны обучать его мама с папой?

Интеллектуальное развитие, общение

Объясняйте ребенку значения слов

К указанному периоду жизни шестилетка активно использует словарный запас, состоящий примерно из 3-3,5 тысячи слов. При этом, применяя те или иные речевые обороты, ребенок может и не знать их значения, пользуясь ими в ситуациях по примеру своих родителей. Развитию лексического багажа поспособствует регулярное общение с ребенком с использованием грамотной и логически связанной речи. Не избегайте возможности объяснить своему малышу, что означает то или иное слово, выражение, термин.

Запас знаний шестилетних детей на данном этапе жизни позволяет им легко угадывать тот или иной предмет по вопросительному описанию. Например: «Чем пишут на бумаге? — Ручкой», «Из чего поливают цветы? – Из лейки», «Чем копают землю? — Лопатой» и т. д.

Соответственно, при указании на какой-либо известный предмет или существо шестилетка может не только назвать его, но и вкратце рассказать о нем, о его свойствах и особенностях. Например: «Это стул, у него спинка и четыре ножки, на нем сидят, когда кушают или работают». Опять же, если родители будут стараться расширить кругозор малыша, рассказывая ему о новых и незнакомых вещах и предметах, это позволит не только пополнить детский багаж знаний, но и в достаточной степени развить речь, мышление и логику.

К шести годам ребенок знает названия известных деревьев, кустарников и цветов, наименования разных животных, причем в большинстве случаев он также способен отличить дикое животное от домашнего. Например, волк – дикий, а собака — домашняя, или тигр – дикий, а кошка – домашняя и т. д.

Логическое мышление

В шестилетнем возрасте ребенок имеет представление о времени

В преддверии грядущего похода в школу малыш должен обладать и определенными умениями, подкрепленными уже накопленным запасом знаний. Итак, что должен уметь ребенок в 6 лет?

Согласно наблюдениям детских психологов большинство детей, достигнув шестилетнего рубежа, умеют правильно использовать накопленный опыт и личные наблюдения. Так, для ребенка 6 лет не представляет сложностей поиск отличий и сходств между определенными предметами, выявление простых причинно-следственных связей в тех или иных ситуациях, допустим, при ответе на вопросы, почему качаются деревья, почему наступает ночь и пр.

В шестилетнем возрасте ребенок имеет представление о времени, о том, что в сутках существует утро, день, вечер и ночь. Также к этому отрезку жизни малыш знает, как сменяются времена года, дни недели.

Математические знания и умения

Занимайтесь постоянно со своим малышом

Закономерно, что к тому времени, как ребенок впервые отправится в школу, он должен обладать определенным багажом знаний и умений, касающихся естественных наук. По словам педагогов, преподающих в начальных классах, многие шестилетние детки, пришедшие на учебу несколько раньше положенного срока, в некоторых сферах демонстрируют поразительные знания, превосходя подчас по интеллектуальным возможностям даже семи- и восьмилетних детей.

Такое удивительное опережение в интеллектуальном развитии часто наблюдается у детей в семьях, где с малышами много и часто занимаются родители, бабушки и дедушки, приходящие няни.

Что касается такой сложной и точной науки, как математика, в шестилетнем возрасте детки обычно демонстрируют такие знания и умения, как:

  1. умение вести количественный и порядковый счет до 10-15, начиная с любого числа;
  2. знание и умение последовательно перечислять цифры от 0 до 10;
  3. умение различать и называть простые геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, овал, ромб и пр.

В возрасте 6 лет ребенок легко отличает большие предметы от маленьких, объединяет в группы несколько разных предметов, объединенных каким-либо общим признаком. Например, по просьбе отметить в тетради только то, что относится к овощам, он обводит на рисунке изображение морковки, картошки и капусты и т. д.

Концентрация внимания и память

Именно в этом возрасте у ребенка отличная память

Рассказывая о том, что должен уметь и знать ребенок в 6 лет, психологи и педагоги настоятельно рекомендуют не забывать, что приведенные сведения являются результатами практических наблюдений, и незначительное отставание, равно как и опережение, ребенка в сфере тех или иных знаний и умений не является отклонением от нормы. Более того, родители ни в коем случае не должны радикально менять режим дня шестилетки и тем более ругать его, заставляя чадо наверстывать то, что знают и умеют его сверстники.

Весь процесс устранения тех или иных пробелов должен происходить в игровой форме. Ведь, играя, ребенок легче запомнит необходимую информацию, не испытывая при этом нервозности и стресса.

Как свидетельствуют наблюдения детских психологов и педагогов, к шести годам малыши уже умеют понемногу концентрировать внимание на выполнении определенных заданий. Не отвлекаясь, шестилетки способны корпеть над задачкой, ребусом или загадкой примерно 15-20 минут. Ровно столько позволяет на первых порах детская нервная система.

Отдельного внимания заслуживает память малыша в этом возрасте. Специалисты считают ее развитие очень важным и обязательным пунктом программы подготовки малыша к школе. Каковы же возможности памяти у детей шестилетнего возраста?

Итак, на указанном этапе жизни малыши способны запоминать 6-8 слов из любых предложений, произнесенных взрослым, а также перечислять по памяти предметы, расставленные в комнате, уточняя местонахождение каждого из них.

В шестилетнем возрасте дети могут описывать сюжетные события, к примеру, пересказывать фильмы и сказки или же в деталях рассказывать об увиденном на прогулке. Надо заметить, что шестилетки легко усваивают сведения, идущие с ТВ-экранов, поэтому некоторые специалисты советуют родителям приложить определенные усилия к тому, чтобы их чадо получало как можно меньше бессмысленной и негативной информации.

Согласно наблюдениям детских психологов большинство детей, достигнув шестилетнего рубежа, умеют правильно использовать накопленный опыт и личные наблюдения. Так, для ребенка 6 лет не представляет сложностей поиск отличий и сходств между определенными предметами, выявление простых причинно-следственных связей в тех или иных ситуациях, допустим, при ответе на вопросы, почему качаются деревья, почему наступает ночь и пр.

Что умеет ребенок в возрасте шести лет

Прежде чем мы поговорим о том, как протекает развитие ребенка в 6 лет, что он должен уметь к этому возрасту и какими основными чертами обладать, отметим, что все показатели и навыки, описанные выше, являются лишь относительной нормой.

Нужно понимать, что каждый ребенок развивается по индивидуальному графику, кроме того, отличия в развитии могут быть связаны с долей участия взрослых в процессе. Так, например, если одни дети с двух лет посещают школы раннего развития и индивидуальные детские спортивные секции, то другие нигде не бывают кроме садика или дома. Естественно, что развитие у таких детей в 6 лет может несколько отличаться.

Еще почитать:  Хгч при беременности по дням калькулятор

Итак, в 6 лет ребенок считается старшим дошкольником и вовсю готовится к школе, которая по мнению как ребенка, так и родителей откроет для него двери в новый увлекательный мир. Современные дети, поступая в первый класс, уже должны уметь считать как минимум до десяти, знать основные буквы, уметь их складывать в слоги и слова. Не имея таких навыков, детям будет сложнее адаптироваться в школе, не отставая от основной массы учащихся.

Особенности интеллектуального развития шестилеток

В словарном запасе шестилетки уже достаточно много слов — более трех тысяч. Ребенок активно применяет сложные обороты, порой не осознавая их значения в полной мере, чаще всего не к месту, в отчаянной попытке быть похожим на родителей.

На лексическое развитие в 6 лет прямое влияние оказывает общение взрослых с малышом, в ходе которого первые стараются изъясняться связно, грамотно и понятно. Чем больше родители уделяют внимания общению с дошкольником, терпеливо объясняя ему значения тех или иных слов, тем грамотнее он будет говорить к шести годам.

Шестилетки уже достаточно много знают о себе и членах семьи и при необходимости выдают эту информацию уверенно и с удовольствием. Дети знают свои имя, фамилию, адрес, дату рождения, а также даты рождения родителей, бабушек и дедушек, могут продиктовать номера домашних и мобильных телефонов. Если расспросить малыша о его семье, он с удовольствием перечислит ее членов, расскажет о местах их работы, укажет на свою роль в семье и обязательно уделит внимание такому важному моменту, как родственные связи.

Интеллектуальное развитие позволяет детям 6 лет делать простые выводы, прежде всего за счет накопленного багажа знаний. Можно проверить, насколько хорошо ребенок умеет проводить логические связи: поиграйте с ним в игру, предлагая заканчивать фразы типа: «Чем рисуют?» или «На чем сидят?», «Из чего поливают цветы?» и так далее.

Таким образом, в 6 лет ребенок уже не просто способен назвать предмет, если ему на него указать, но и рассказать о том, что он собой представляет, для чего служит и какие особенности имеет. Предложите ребенку рассказать о любом простом, на ваш взгляд, предмете, например о столе или стуле.

Малыш в этом возрасте уже сможет его описать, расскажет о том, для чего он нужен в доме, где еще его можно встретить и почему он именно такой, какой есть. Опять же, чтобы дети могли как можно больше и подробнее рассказывать об окружающих их предметах, родители должны уделять время общению на эти темы, пополняя запас их знаний во время прогулок и игр.

В 6 лет ребенок уже достаточно уверенно называет основные растения, животных, знает, чем дикие животные отличаются от домашних, а комнатные растения от уличных. Если предложить дошкольнику список животных для анализа, он обязательно определит диких и домашних, объяснит, почему он так считает.

Особенности образного мышления шестилеток

В 6 лет развитие ребенка позволяет ему мыслить в творческом ключе, не следуя образцу. В голове дошкольника то и дело появляются новые интересные образы. Он фантазирует и пробует воплощать фантазии в поделках, рисунках, мозаичных узорах, конструкторах.

В 6 лет дети с большим удовольствием играют с песком, используя его как материал для строительства объектов – плодов собственной фантазии. Дети строят не просто замки, а целые города и крепости с прудами, заборами, башнями, украшая их ракушками, камнями, веточками растений.

Сказки и рассказы, прочитанные родителями, малыши в этом возрасте пересказывают на свой лад, часто изменяя сюжет. Это не значит, что ребенок плохо запоминает то, что слышит. Главная причина подобной импровизации — желание фантазировать.

Понятие об окружающем мире

В 6 лет у ребенка достаточно обширные представления об окружающем его мире. С каждым днем они пополняются новыми фактами и знаниями, которые дошкольник черпает из ежедневных прогулок, мультфильмов, передач и, конечно же, книг и рассказов взрослых. В этом возрасте малыш уже умеет:

  • называть окружающие его предметы;
  • описывать и говорить о функциональности окружающих предметов;
  • выделять основные составляющие в окружающих его предметах;
  • определять по детенышам, какому животному они принадлежат;
  • определять птиц и животных по внешним признакам;
  • отличать диких животных от домашних, аргументируя выводы;
  • отличать деревья от кустов, знать их названия;
  • называть основные времена года, месяцы, дни недели, времена суток.

Естественно, что для того, чтобы ребенок все это знал и умел, родителям нужно с ним заниматься, общаться, читать, показывать. В 6 лет дети с удовольствием гуляют по зоопаркам, будут рады познакомиться с растениями в зоологическом саду. Родителям не стоит слишком уповать на воспитателей в детском саду – лучше брать развитие ребенка в свои руки, вместе получая удовольствие от процесса и результатов.

Как развиваются память и внимание

В 6 лет развитие психических процессов можно считать практически завершенным. В последующие годы они будут совершенствоваться, но не более. Именно поэтому шестилетки уже многое умеют, особенно если сравнивать их с младшими дошкольниками. Дети в этом возрасте удерживают внимание на протяжении 20 минут, но лишь в том случае, если занятие вызывает у них интерес или любопытство. Они нуждаются каждые 20 минут в пятиминутном перерыве, необходимом им для окончания дела.

Непроизвольная память в этом возрасте сдает позиции произвольной. Дети в 6 лет уже способны заучивать стихотворение специально, так же как и незнакомые им слова, намеренно повторяя их по несколько раз. Если заинтересовать ребенка, то он с большим удовольствием выучит и расскажет объемное стихотворение, сказку или рассказ. В среднем дошкольник в этом возрасте из произнесенных взрослым 10 слов способен запомнить до 7 слов.

Как развивается логика у шестилеток?

В 6 лет дети уже четко понимают, что такое время и как оно исчисляется. Что же должен уметь ребенок, чтобы в школе чувствовать себя комфортно? Крайне необходимо, чтобы дошкольник правильно пользовался личными наблюдениями и опирался на личный опыт. Для малыша не должно быть проблемой построить причинно-следственную связь в любой ситуации, найти ответ на такие простые вопросы, как, например, почему наступает утро, почему качаются деревья и пр.

В 6 лет ребенок должен понимать, что утро, день, вечер — это разные поры суток, в течение которых он долженделать определенные вещи. Так, утро должно ассоциироваться у ребенка с гигиеническими процедурами и завтраком, обед – с дневным сном, а вечер – с прогулкой и ужином. Также малыш в этом возрасте должен знать дни недели, разделяя будние дни и выходные.

О математических навыках шестилетних детей

Как уже было отмечено выше, ребенок, отправляясь в первый класс, должен иметь определенные знания в разных сферах, включая и математику. Современные педагоги утверждают, что достаточно часто дети при поступлении в первый класс даже раньше установленного срока обладают потрясающими арифметическими знаниями. Как правило, далеко вперед уходят те дети, которые с ранних лет посещают специальные подготовительные школы, активно занимаются с родителями, бабушками и дедушками или приходящими гувернантками.

На самом деле не так важно, чтобы малыш в 6 лет умел делать то, чему по плану должен был научиться лишь в 7-8 лет. Для успешной учебы и адаптации в школе ребенку будет достаточно уметь:

  • считать до 10-15, желательно с любого числа;
  • уметь перечислять в прямом и обратном порядке цифры до 10;
  • различать геометрические фигуры;
  • знать основные цвета и оттенки.

Гармонично развивающийся шестилетка должен видеть отличия между большими и маленькими предметами, уметь группировать их по общему признаку.

Особенности развития речи

Как уже отмечалось выше, в 6 лет словарный запас ребенка достаточно разнообразный и богатый. Ребенок понятно и быстро изъясняется, в некоторых случаях умеет читать по слогам. Детям, которые научились читать до школы, действительно будет проще в первом классе, но нужно понимать, что шестилетка совсем не обязательно должен уметь читать или складывать буквы в отдельные слоги. Для этого возраста вполне достаточно будет знать основные звуки и буквы, уметь называть слова на заданную букву.

Ниже стандартные речевые навыки, которыми обладает ребенок в 6 лет:

  • использует все части речи, строит сложные предложения с оборотами и однородными членами;
  • сознательно использует синонимы и антонимы;
  • применяет уменьшительно-ласкательные слова;
  • знает и использует местоимения;
  • меняет громкость голоса и интонации для эмоциональной окраски речи;
  • находит буквы в слове и показывает на картинках слова на эту букву;
  • делит слова на отдельные слоги;
  • произносит отдельные звуки без искажений.

В этом возрасте ведущей является диалоговая форма разговора, но все чаще малыш делает попытки произнести монолог, которые обычно увенчиваются успехом. Важно понимать, что ребенок в 6 лет не должен уметь произносить длинный монолог с сохранением первоначальной мысли. Если дошкольник потерял нить, можно путем наводящих вопросов помочь ему вернуться к ней и продолжить, обязательно поощряя его старания.

Как развиваются шестилетки физически?

Помимо психического развития, перед поступлением в школу важно обратить внимание на физическое развитие ребенка. В этом возрасте дошкольник уже должен свободно уметь:

  • ходить по бревну, сохраняя равновесие;
  • быстро подниматься и спускаться по лестнице;
  • подтягиваться 1-2 раза на перекладине;
  • прыгать через препятствия, как в длину, так и в высоту;
  • прыгать на скакалке на двух и на одной ноге;
  • уверенно владеть мячом, как ногами, так и руками.

В 6 лет на новый уровень выходит и мелкая моторика ребенка. Шестилетка лучше контролирует действия, а именно умеет:

  • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • вырезать ножницами из бумаги;
  • лепить из теста и пластилина;
  • собирать мелкие предметы, используя пинцетный захват;
  • вдевать в ушко иглы нитку;
  • рисовать линии, прямые и волнистые;
  • дорисовывать рисунок по клеткам и пунктирам.

Особенности социальной адаптации

Развитие социальных навыков в 6 лет в большинстве случаев происходит в ходе игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте является основной. Шестилетний малыш уже должен уметь себя обслуживать, начиная от гигиенических процедур и заканчивая мытьем посуды или разогреванием пищи.

Нормально развивающийся ребенок должен уверенно чувствовать себя в кругу незнакомых людей, без стеснения отвечать на их вопросы. В этом же возрасте у малышей могут появиться первые настоящие друзья.

Родителям важно научить малыша 6 лет уступать и искать компромиссы при необходимости, контролировать эмоции. Ребенок должен уметь адекватно воспринимать критику, признавать ошибки, проявлять сочувствие к окружающим, а также в отношении растений и животных.

Еще почитать:  Грудь болит и жжет

Как уже было отмечено выше, ребенок, отправляясь в первый класс, должен иметь определенные знания в разных сферах, включая и математику. Современные педагоги утверждают, что достаточно часто дети при поступлении в первый класс даже раньше установленного срока обладают потрясающими арифметическими знаниями. Как правило, далеко вперед уходят те дети, которые с ранних лет посещают специальные подготовительные школы, активно занимаются с родителями, бабушками и дедушками или приходящими гувернантками.

Развитие ребенка в 5 лет: что должен уметь делать

Дети-дошкольники развиваются очень стремительно. По навыкам, которые приобретает ребенок, специалисты делают выводы о соответствии его психического и физического развития возрасту. Это позволяет вовремя выявить и предотвратить возможные проблемы, скорректировать развивающую программу, обращая большее внимание на области, в которых происходит отставание. Подобные критерии устанавливают педиатры, психологи, неврологи, не лишним знание норм будет и для родителей.

Содержание:

  • Мышление
  • Развитие памяти и внимания
  • Развитие речи
  • Физическое развитие
  • Мелкая моторика
  • Социально-бытовые навыки
  • Эмоциональное развитие

Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:

  • знает цифры от 1 до 10 и больше, умеет показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;
  • некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;
  • знает простые и сложные геометрические фигуры, рисует их, самостоятельно делит на несколько равных частей;
  • хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных, написать самостоятельно;
  • некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;
  • знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;
  • знает дни недели, название месяцев и времен года, название пальцев, но не всегда по порядку их называет;
  • решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;
  • собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;
  • умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.

Видео: Развивающие игры для пятилеток.

Развитие памяти и внимания

Память пятилетнего малыша находится в переходном состоянии: от непроизвольного запоминания он постепенно переходит к сознательному. Это можно увидеть на примере того, как ребенок заучивает объемные стихотворения с незнакомыми словами, пересказывает большой отрывок из прозы. Встретившиеся незнакомые слова малышу желательно объяснять, чтобы развивалась еще и смысловая память:

  • концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;
  • удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;
  • может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;
  • находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;
  • легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их;
  • пересказывает содержание сюжетных картинок;
  • запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;
  • быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.

Развитие речи

Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:

  1. Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять . В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.
  2. Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.
  3. Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.
  4. Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.
  5. Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.
  6. Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.

Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.

Физическое развитие

У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:

  1. Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.
  2. Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.
  3. Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.
  4. Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.
  5. Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.
  6. Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.
  7. Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.

Мелкая моторика

Родителям необходимо проводить регулярные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, так как у ребенка в возрасте 5 лет она должна быть уже хорошо развита:

  1. он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них;
  2. раскрашивает рисунки, не выходя за контур;
  3. рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;
  4. лепит из пластилина мелкие детали;
  5. завязывает и развязывает узлы на шнуре.

Видео: Развиваем мелкую моторику.

Социально-бытовые навыки

Ребенок в возрасте пяти лет с интересом подолгу играет один, однако больше привлекают совместные игры, среди которых отдает предпочтение ролевым и подвижным. Правила игры ребенок может узнавать от взрослых, других детей, а может придумать их на ходу самостоятельно. Любит спектакли, детсадовские и домашние, пальчиковые и кукольные представления, выучивая свою роль и воспроизводя ее без подсказок.

Все привитые родителями бытовые навыки ребенок выполняет самостоятельно и без напоминаний:

  • проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;
  • возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;
  • моет руки перед едой;
  • пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;
  • купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой, однако не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра.

Эмоциональное развитие

Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади (2 и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.

В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.

В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.

В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.

Ссылка на основную публикацию