Что Должен Знать Ребенок 6 Лет По Математике

Содержание

Что должен знать ребенок в 6 лет

В шестилетнем возрасте малыш выходит на финишную прямую, выводящую его в увлекательный и захватывающий мир школы. Каким же багажом умений должен обладать дошкольник, и вообще, что должен знать ребенок в 6 лет? На каких аспектах должны сконцентрировать внимание его родители, и при помощи каких методов можно устранить выявленные пробелы в знаниях ребенка?

Финишная прямая перед школой

Для начала нужно заметить, что в 99% случаев выявившиеся недостатки в детском запасе знаний и умений являются упущением с родительской стороны. Упрекать воспитателей детского сада или приходящих нянь в этом случае бессмысленно, ведь авторитетами практически для каждого малыша в первую очередь являются его родители, с которых он и берет пример. Итак, что же должен знать и уметь шестилетний ребенок, и чему должны обучать его мама с папой?

Интеллектуальное развитие, общение

Объясняйте ребенку значения слов

К указанному периоду жизни шестилетка активно использует словарный запас, состоящий примерно из 3-3,5 тысячи слов. При этом, применяя те или иные речевые обороты, ребенок может и не знать их значения, пользуясь ими в ситуациях по примеру своих родителей. Развитию лексического багажа поспособствует регулярное общение с ребенком с использованием грамотной и логически связанной речи. Не избегайте возможности объяснить своему малышу, что означает то или иное слово, выражение, термин.

Запас знаний шестилетних детей на данном этапе жизни позволяет им легко угадывать тот или иной предмет по вопросительному описанию. Например: «Чем пишут на бумаге? — Ручкой», «Из чего поливают цветы? – Из лейки», «Чем копают землю? — Лопатой» и т. д.

Соответственно, при указании на какой-либо известный предмет или существо шестилетка может не только назвать его, но и вкратце рассказать о нем, о его свойствах и особенностях. Например: «Это стул, у него спинка и четыре ножки, на нем сидят, когда кушают или работают». Опять же, если родители будут стараться расширить кругозор малыша, рассказывая ему о новых и незнакомых вещах и предметах, это позволит не только пополнить детский багаж знаний, но и в достаточной степени развить речь, мышление и логику.

К шести годам ребенок знает названия известных деревьев, кустарников и цветов, наименования разных животных, причем в большинстве случаев он также способен отличить дикое животное от домашнего. Например, волк – дикий, а собака — домашняя, или тигр – дикий, а кошка – домашняя и т. д.

Логическое мышление

В шестилетнем возрасте ребенок имеет представление о времени

В преддверии грядущего похода в школу малыш должен обладать и определенными умениями, подкрепленными уже накопленным запасом знаний. Итак, что должен уметь ребенок в 6 лет?

Согласно наблюдениям детских психологов большинство детей, достигнув шестилетнего рубежа, умеют правильно использовать накопленный опыт и личные наблюдения. Так, для ребенка 6 лет не представляет сложностей поиск отличий и сходств между определенными предметами, выявление простых причинно-следственных связей в тех или иных ситуациях, допустим, при ответе на вопросы, почему качаются деревья, почему наступает ночь и пр.

В шестилетнем возрасте ребенок имеет представление о времени, о том, что в сутках существует утро, день, вечер и ночь. Также к этому отрезку жизни малыш знает, как сменяются времена года, дни недели.

Математические знания и умения

Занимайтесь постоянно со своим малышом

Закономерно, что к тому времени, как ребенок впервые отправится в школу, он должен обладать определенным багажом знаний и умений, касающихся естественных наук. По словам педагогов, преподающих в начальных классах, многие шестилетние детки, пришедшие на учебу несколько раньше положенного срока, в некоторых сферах демонстрируют поразительные знания, превосходя подчас по интеллектуальным возможностям даже семи- и восьмилетних детей.

Такое удивительное опережение в интеллектуальном развитии часто наблюдается у детей в семьях, где с малышами много и часто занимаются родители, бабушки и дедушки, приходящие няни.

Что касается такой сложной и точной науки, как математика, в шестилетнем возрасте детки обычно демонстрируют такие знания и умения, как:

  1. умение вести количественный и порядковый счет до 10-15, начиная с любого числа;
  2. знание и умение последовательно перечислять цифры от 0 до 10;
  3. умение различать и называть простые геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, овал, ромб и пр.

В возрасте 6 лет ребенок легко отличает большие предметы от маленьких, объединяет в группы несколько разных предметов, объединенных каким-либо общим признаком. Например, по просьбе отметить в тетради только то, что относится к овощам, он обводит на рисунке изображение морковки, картошки и капусты и т. д.

Концентрация внимания и память

Именно в этом возрасте у ребенка отличная память

Рассказывая о том, что должен уметь и знать ребенок в 6 лет, психологи и педагоги настоятельно рекомендуют не забывать, что приведенные сведения являются результатами практических наблюдений, и незначительное отставание, равно как и опережение, ребенка в сфере тех или иных знаний и умений не является отклонением от нормы. Более того, родители ни в коем случае не должны радикально менять режим дня шестилетки и тем более ругать его, заставляя чадо наверстывать то, что знают и умеют его сверстники.

Весь процесс устранения тех или иных пробелов должен происходить в игровой форме. Ведь, играя, ребенок легче запомнит необходимую информацию, не испытывая при этом нервозности и стресса.

Как свидетельствуют наблюдения детских психологов и педагогов, к шести годам малыши уже умеют понемногу концентрировать внимание на выполнении определенных заданий. Не отвлекаясь, шестилетки способны корпеть над задачкой, ребусом или загадкой примерно 15-20 минут. Ровно столько позволяет на первых порах детская нервная система.

Отдельного внимания заслуживает память малыша в этом возрасте. Специалисты считают ее развитие очень важным и обязательным пунктом программы подготовки малыша к школе. Каковы же возможности памяти у детей шестилетнего возраста?

Итак, на указанном этапе жизни малыши способны запоминать 6-8 слов из любых предложений, произнесенных взрослым, а также перечислять по памяти предметы, расставленные в комнате, уточняя местонахождение каждого из них.

В шестилетнем возрасте дети могут описывать сюжетные события, к примеру, пересказывать фильмы и сказки или же в деталях рассказывать об увиденном на прогулке. Надо заметить, что шестилетки легко усваивают сведения, идущие с ТВ-экранов, поэтому некоторые специалисты советуют родителям приложить определенные усилия к тому, чтобы их чадо получало как можно меньше бессмысленной и негативной информации.

К указанному периоду жизни шестилетка активно использует словарный запас, состоящий примерно из 3-3,5 тысячи слов. При этом, применяя те или иные речевые обороты, ребенок может и не знать их значения, пользуясь ими в ситуациях по примеру своих родителей. Развитию лексического багажа поспособствует регулярное общение с ребенком с использованием грамотной и логически связанной речи. Не избегайте возможности объяснить своему малышу, что означает то или иное слово, выражение, термин.

Что должен знать ребенок в 6 лет? Речь ребенка 6 лет. Обучение детей 6 лет

Время летит достаточно быстро, и вот вашему малышу исполнилось 6 лет. У него наступает новый этап жизни, а именно поход в первый класс. Что должен знать ребенок в 6 лет, перед тем как отправиться в школу? Какие знания и навыки помогут будущему первокласснику лучше ориентироваться в школьной жизни?

Еще почитать:  Почему при беременности бактерии в моче

Знания, необходимые для похода в школу

Специалисты всего мира утверждают, что каждый ребенок перед походом в школу, должен выучить свое имя, отчество и фамилию. Также он должен знать, как зовут его родителей и какие должности они занимают.

Чтобы отточить эти знания, ребенку необходимо выполнять различного рода задания для детей 6 лет. Например, показываете ребенку различные картинки, а он должен назвать, что увидел на них, описывать, как оно выглядело.

Будет очень хорошо, если малыш сможет назвать и отличить домашних животных от диких зверей. При этом будущий школьник должен четко сформулировать свою мысль. В противном случае ему назначат дополнительные занятия.

Лучше всего перед походом в школу самостоятельно позаниматься со своим ребенком. Занимаясь со своими родителями, малыш быстрее будет осваивать материал.

Физические упражнения

Очень важным аспектом является физическая активность. Чем больше ребенок двигается, тем лучше его обмен веществ. Если обменные процессы будут на нормальном уровне, станет увеличиваться коэффициент умственного развития.

В шестилетнем возрасте будущего школьника лучше всего отдать в спортивную секцию, где он научится дисциплине, укрепит свое здоровье и повысит интеллект. Благодаря этому малыш выучит все, что должен знать ребенок в 6 лет.

Если же нет возможности отправить ребенка в секцию, необходимо создать дома условия для занятий спортом. Можно установить шведскую стену или повесить канат. Возможно, сначала дети не будут обращать внимания на эти приспособления, но со временем им станет интересно. Играючи, ребятишки повысят свою физическую подготовку.

Математика и ребенок

Младшие школьники должны не только заниматься своим физическим состоянием. Родители обязаны позаботиться о том, чтобы малыш выучил азы математики. Ребенок должен уметь считать до 10. Также будущий школьник должен сравнивать рядом стоящие числа. Математика для детей 6 лет должна включать в изучение количественные числительные.

Достаточно важным является изучение простых геометрических фигур. Например, треугольник, квадрат и круг. Эти знания помогут малышу влиться в школьную жизнь.

Лучше всего если родители научат своего ребенка таким понятиям, как больше и меньше. В качестве примеров можно приводить конфеты или фрукты, которые так нравятся малышу.

Если ребенок не освоит начальные знания по математике, ему будет тяжело среди своих сверстников, которые уже умеют писать цифры.

Развитие речи

Большую роль играет речь ребенка 6 лет. Некоторые дети в возрасте 6 лет не могут выговорить часть буков. При этом им тяжело составить рассказ из 5 предложений. Научив ребенка связно выражать свои мысли, можно приступить к следующему заданию.

Родители называют будущему школьнику слова, а он говорит наоборот. Например, огонь горячий, а лед холодный. Чтобы ребенок понял, чего от него хотят родители, необходимо привести ему пример.

Также необходимо, чтобы малыш мог повторить простые скороговорки, которые ему произносит взрослый человек.

Чтобы окончательно разобраться с развитием речи, нужно научить ребенка называть слова во множественном числе, после того как ему произнесут слово в единственном числе. Например, ручка – ручки.

Если ребенок будет хорошо говорить и выражать свои мысли, ему будет легче воспринимать информацию, которую выдает учитель на уроках.

Экологическое воспитание

Математика и развитие речи — это не основные навыки, которыми должен обладать будущий школьник. Возникает вопрос о том, что должен знать ребенок в 6 лет, чтобы полностью быть готовым к школе.

Очень важными должны стать знания об окружающем мире. Такую информацию можно получить во время прогулок на свежем воздухе. Бродя по парку, нужно рассказывать малышу о деревьях, птицах и тому подобных вещах.

Малыш должен знать минимум 7 различных растений. Назвав эти растения, ребенок должен описать форму и цвет листьев. Разобравшись с растениями, можно перейти к животным.

Шестилетний ребенок обязан знать несколько птиц, которые не улетают зимовать на юг. При этом он должен назвать причину, по которой птицы остаются в своих родных краях.

Будет полезно рассказать малышу о диких зверях, о том, какие отличия у них от домашних животных.

Как помочь своему ребенку подготовиться к школе?

Нет ничего страшного, если ваш малыш чего-то не умеет. Каждый родитель должен помочь ребенку преодолеть сложности, которые возникают при подготовке к школе. Именно поэтому специалисты советуют многим родителям самостоятельно заниматься с будущим школьником.

Обучить ребенка алфавиту не самая простая задача из тех, с которыми столкнутся родители. Для изучения алфавита понадобится азбука для детей 6 лет. Успех будет замечен уже через одну неделю. Хотя бывают дети, которые очень быстро осваивают алфавит.

Чтобы успех в учебе был гарантирован, родителям нужно составить несложную программу. В программу обязательно должны входить такие предметы, как арифметика, чтение, чистописание.

Перед тем как научить ребенка чисто писать, необходимо посетить магазин и приобрести прописи для детей 6 лет. Сначала у малыша крючки и буквы будут прыгать, так как ему еще тяжело держать в руках ручку. Со временем почерк станет красивее, а написанный текст разборчивей.

Чтобы быстрее научить ребенка запоминать различные вещи, можно проводить тесты. Например, тест на классификацию. Суть его заключается в том, что ребенок должен среди называемых слов найти лишнее, а также объяснить, почему оно не подходит к другим словам.

Еще одним интересным тестом является корректурная проба. В тексте не короче 400 символов малыш должен найти, сколько раз встречается та или иная буква. Хорошим результатом считается всего 5 допущенных ошибок.

Выбор развивающих игр для шестилетнего ребенка

Необходимо запомнить, что детский мозг работает по принципу губки. Он может моментально запомнить как позитивную, так и негативную информацию. Перед тем как позволить малышу приступить к игре, ее необходимо изучить тщательным образом. Необходимо проверить, чтобы в приложении не было жестокости и информации, влияющей на психику. Логические игры детям 6 лет должны быть интуитивно понятными и интересными.

Программы для обучения счету помогут ребенку подготовиться к школе, а именно, развить математические способности. Одержать победу в математической игре можно только в том случае, если правильно решить простую задачу.

Приложение с угадыванием или составлением слов поможет пополнить словарный запас. Лучше всего приступать к такой игре после того, как азбука для детей 6 лет будет полностью освоена.

Приложения для рисования помогут будущему школьнику натренировать память, а также улучшат восприятие.

Над созданием детских игр работает большое число специалистов, которые должны знать психологию шестилетних детей. Перед тем как выложить приложение в сеть, специалисты тщательным образом тестируют его на наличие ошибок.

Во время игр дети получают навыки, не замечая того, что они учатся, а не просто играют.

Не забывайте о том, что время, поведенное за компьютером, должно быть ограниченным, так как можно испортить ребенку зрение.

Важно, чтобы малыш играл вместе со своими сверстниками и оттачивал полученные навыки в реальном мире.

Развитие зрительной памяти

Чтобы определить, насколько у ребенка хороша зрительная память, необходимо провести специальный тест. Эти задания для детей 6 лет будут достаточно простыми. Ребенку необходимо показать 10 различных картинок. На каждую картинку можно смотреть в течение 6 секунд. После просмотра всех картинок, будущий школьник должен назвать предметы, которые видел на них.

Если малыш назвал более 8 картинок, это хороший результат. Средним результатом считается 5-7 угаданных картинок. Менее 5 картинок будет считаться неудовлетворительным результатом.

Через несколько дней зрительная память улучшится, и ребенку будет проще запоминать картинки.

Развитие слуховой памяти

Достаточно важно, чтобы у ребенка была развита не только зрительная память, но и слуховая. Обучение детей 6 лет будет проходить быстрее, если повторять упражнение несколько раз в день.

Необходимо выбрать 10 простых слов, которые будут не слишком длинны и легки для запоминания. В ряд могут входить следующие слова: ель, кот, лето, брат, очки, стул, лошадь, дом, лев, стол. Слова можно выбрать и другие, но чтобы они были простыми, понятными для малыша.

Еще почитать:  24 недели беременности двойней

Медленно прочитав указанные слова, нужно попросить ребенка произнести все, что он запомнил. Лучше всего повторить задание не менее 5 раз, чтобы они хорошо отложились в памяти малыша.

Нормой считается, если будущий школьник с первого раза запомнил 4 слова. Все слова он должен воспроизвести после 4 повторов.

Заключение

Итак, что должен знать ребенок в 6 лет? В первую очередь малышу следует научиться держать ручку и внятно выражать свои мысли. Если ребенок этого не умеет, не стоит расстраиваться, так как можно приложить усилия, чтобы добиться этого.

В первую очередь составляем простые программки, по которым будет производиться обучение малыша. Запомните, не стоит слишком нагружать будущего школьника, так как он только готовится к серьезным занятиям. В перерывах между учебой стоит позволять ему играть или заняться своими делами, а также бегать на улице.

Чтобы облегчить процесс обучения, занятия лучше всего проводить в игровой форме. Прочитав статью, родители будут знать, как подготовить своего дошкольника к походу в первый класс.

Через несколько месяцев тренировок малыш будет полностью готов отправиться в школу. Он сможет легче усидеть на уроке и внимательней слушать все, что говорит учитель.

Лучше всего если родители научат своего ребенка таким понятиям, как больше и меньше. В качестве примеров можно приводить конфеты или фрукты, которые так нравятся малышу.

Что Должен Знать Ребенок 6 Лет По Математике

Математика.

  1. Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=».
  2. Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  3. Как пользоваться арифметическими знаками действий.
  4. Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
  5. Состав чисел первого десятка.
  6. Прямой и обратный порядок числового ряда.
  7. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  8. Название текущего месяца, последовательность дней недели.

Развитие речи.

  1. Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками, ребята, горка, санки, кататься, с, на и т.д.
  2. Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха – меховая шапка и т.д.
  3. Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
  4. Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
  5. Выразительно исполнять стихи, с разной интонацией передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т.д.

Основы грамоты.

  1. Составлять предложения из 3-4 слов.
  2. Составлять схему предложения.
  3. Членить простые предложения на слова.
  4. Членить слова на слоги (части).
  5. Различать гласные и согласные звуки.
  6. Определять, на какой слог падает ударение.
  7. Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.
  8. Определять количество звуков и букв в слове.
  9. Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.

Окружающий мир.

  1. Называть свое имя и фамилию.
  2. Называть имя и фамилию своих родителей.
  3. Знать название своего города.
  4. Знать название столицы Родины.
  5. Знать название нашей планеты.
  6. Знать названия основных профессий людей. Объяснить, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
  7. Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
  8. Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
  9. Отличать хищных от травоядных.
  10. Отличать перелетных птиц от зимующих.
  11. Отличать садовые цветы от полевых.
  12. Отличать деревья от кустарников.
  13. Называть все явления природы.

Внимание.

  1. Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
  2. Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  3. Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  4. Копировать в точности узор или движение.
  5. Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если другой предмет – сложить руки на столе.

Память.

  1. Запоминать 8-10 картинок.
  2. Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
  3. Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»).
  4. Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
  5. Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Мышление.

  1. Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…».
  2. Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений»; «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога»; «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
  3. Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?»
  4. Определять последовательность событий.
  5. Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
  6. Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
  7. Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Мелкая моторика.

  1. Сложить из конструктора по образцу любую фигуру. Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т.д.)
  2. Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
  3. Выполнять аппликации на бумаге как самостоятельно, так и по образцу.
  4. Складывать пазлы без посторонней помощи.
  5. Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направления движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  6. Располагать изображение на всем листе, на одной линии, на широкой полосе.
  7. Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
  8. Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Если ваш малыш еще не все может, позанимайтесь с ним дополнительно.
У вас все получится! Желаем успехов!

  1. Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
  2. Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  3. Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  4. Копировать в точности узор или движение.
  5. Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если другой предмет – сложить руки на столе.

Что должен знать ребенок по математике в 6 лет?

В шесть лет- это знания, умения и навыки для поступления в 1 класс. По математике:

  1. Знать счет от 1 до 10 и обратно.
  2. Знать состав чисел в пределах десяти. (До автоматизма: например, 5 это 3 и 2, 4 и 1; 6 это 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1, и т.д.).
  3. знать знаки + и -, оперировать ими.
  4. Решать задачи на вычитание и сложение в одно действие.
  5. Делить геометрические фигуры (круг,квадрат) на две части, на 4 части.
  6. Знать как получить каждое число первого десятка (прибавляя единицу к предыдущему числу и вычитая единицу из следующего за ним в ряду).

В шесть лет- это знания, умения и навыки для поступления в 1 класс. По математике:

Развитие дошкольника: что должен знать и уметь ребенок в 6 лет

Дети на 6 году жизни активно готовятся к поступлению в школу. Это самый ответственный период в жизни как ребенка, так и его родителей, ведь от знаний и умений будет зависеть зачисление в первый класс. Существует ряд критериев, по которым оценивается физическое, психическое и эмоциональное развитие шестилетнего дошкольника. Эти нормы определяют теперь не только врачи – педиатры, психологи, неврологи, — но и педагоги.

Содержание:

  • Мышление
  • Логическое мышление
  • Математические знания
  • Образное мышление
  • Знания об окружающем мире
  • Внимание и память
  • Речь
  • Физическое развитие
  • Мелкая моторика
  • Социальная адаптация

Мышление шестилетки часто нестандартное, но всегда живое и образное. Конечно, многие его знания зависят от того, как с ребенком занимались, но и сам он способен теперь многое замечать, узнавать, делать выводы:

  1. Легко ориентируется в пространстве, быстро адаптируется в незнакомых местах.
  2. Имеет начальные географические сведения: знает название и столицу своей страны, называет другие страны и их жителей (Америка – американцы, Англия – англичане).
  3. Умеет определять время не только по цифровому табло, но и по стрелочному.
  4. На рисунках находит до 10 малозаметных отличий.
  5. Сравнивает предметы по высоте или длине, ширине или глубине.
  6. Способен воспроизвести печатные буквы. Прописные буквы дети 6 года жизни, как правило, не умеют писать. Специалисты и не советуют самостоятельно учить этому: ребенок должен держать ручку при письме правильно, от этого зависит его почерк.
Еще почитать:  Размер Головы Ребенка По Месяцам До 2

Делая выводы о мыслительных процессах дошкольника, специалисты оценивают не только общие показатели, но и отдельные критерии.

Логическое мышление

Логика к этому возрасту достаточно развита, и иногда приходится только удивляться суждениям вчерашнего малыша. Он излагает свои мысли точно и ясно, следит за ходом собственных рассуждений. Любит всевозможные логические ребусы и загадки, сам с удовольствием придумывает интересные задачки:

  • подбирает обобщающее слово к ряду предметов и, наоборот, может распространить данное слово однородными;
  • выделяет «лишний» предмет в предложенном ряду, составляет подобные ряды слов самостоятельно;
  • находит причинно-следственные связи в окружающих явлениях;
  • делает собственные выводы и обобщения из увиденного и услышанного.

Видео: Примеры загадок для дошкольника 6 лет.

Математические знания

Для поступления в первый класс шестилетний дошкольник должен продемонстрировать следующие знания и умения:

  • без труда досчитать до 10 (возможно, и больше) и обратно;
  • точно определить количество предметов в пределах знакомых цифр;
  • знать графическое изображение цифр, писать их самостоятельно;
  • самостоятельно сравнивать количество предметов в пределах 3-5 единиц;
  • решать простые примеры на сложение и вычитание (чаще всего на наглядном материале);
  • знать многие геометрические фигуры, в том числе и сложные, изображать их на бумаге.

Образное мышление

Ребенок в 6 лет начинает мыслить творчески, он уже работает не по образцу, в его голове возникают собственные образы. Так создаются фантастические животные из пластилина и бумажные замки, нарисованные картины и мозаичные узоры. Из конструктора или множества кубиков он сооружает здания и башни не по схеме, а по своему воображению.

Шестилетние дети любят играть с песком. Только теперь они строят целые города с подземными ходами и тоннелями, выкапывают траншеи и пруды, украшая их природными материалами.

Услышанные сказки или рассказы ребенок может дополнять своими подробностями или полностью переделать их. Это не означает, что он забыл или перепутал, это свидетельство его развивающейся фантазии и творческого мышления.

Знания об окружающем мире

Представления о мире достаточно широки и постоянно пополняются новыми сведениями, взятыми из прогулок, рассказов взрослых, из книг, картинок и рисунков:

  • знает все предметы, которые его окружают, без запинки называет и показывает их;
  • по описанию, главным отличительным чертам угадывает любой из знакомых предметов;
  • самостоятельно выделяет важные составляющие в предмете или явлении;
  • знает многих животных и птиц, их детенышей;
  • может назвать диких и домашних животных, зимующих птиц и перелетных;
  • различает деревья и кустарники, помнит их названия, находит и показывает их на прогулке;
  • знает и называет по порядку времена суток, дни недели, названия месяцев и времена года.

Внимание и память

Все психические процессы в 6 лет развиты практически полностью, с каждым годом они будут только совершенствоваться. Ребенок уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 20 минут при условии, что оно ему интересно. В основном же для продолжения требуется пятиминутный перерыв, за который дошкольник отдыхает и отвлекается, после чего заканчивает начатое дело.

Над непроизвольной памятью начинает преобладать память произвольная. Ребенок намеренно повторяет несколько раз строки из стихотворения, чтобы запомнить его, так же он поступает с незнакомыми словами. Ребенок способен запомнить и рассказать объемные стихотворения с выражением, пересказать недавно услышанную сказку или детский рассказ. Из 10 слов, произнесенных взрослым, сразу же повторит до 7 слов, а спустя время – до 5.

Активный словарный запас ребенка достаточно велик и разнообразен. Его речь понятна окружающим. Многие шестилетние дети уже умеют читать по слогам, хотя назвать это абсолютной нормой нельзя. Однако в этом возрасте они должны знать все буквы и уметь отличать их от звуков, на названную букву называть слово. Речевые навыки, по которым определяют, что ребенок должен уметь говорить в 6 лет, сводятся к следующему:

  1. Использует слова всех частей речи, строит сложные синтаксические конструкции, используя однородные члены, сложные предложения, причастные обороты.
  2. Владеет синонимами, может образовывать уменьшительно-ласкательные слова, заменяет повторяющиеся слова местоимениями.
  3. Регулирует силу голоса, интонацию, эмоциональную выразительность своей речи.
  4. Находит названную букву в слове, показывает картинки или предметы, которые начинаются с нужной буквы.
  5. Делит слово на слоги. Распространенной ошибкой является то, что родители, не зная сами правила деления слов на слоги, учат детей, которых потом сложно переучивать. Все обучение, касающееся письма и чтения, лучше предоставить педагогам.
  6. Четко произносит все звуки, включая . Если какие-то звуки ребенок заменяет или вовсе пропускает в речи, нужны занятия с логопедом. Это тот возраст, когда проблемы с речью решаются достаточно быстро при правильном подходе, в более поздний период исправить произношение будет гораздо сложнее.

Диалоговая форма разговора все еще преобладает, однако малыш уже вполне способен произнести монолог. В процессе монолога можно заметить, что ребенок остановился, потерял мысль. Здесь желательно помочь продолжить речь, задавая вопросы, тем самым поддерживая разговор. Такие монологические рассказы нужно поощрять, стараясь, чтобы ребенок как можно дольше говорил сам. Развитие устной монологической речи – один из серьезных критериев оценки при прохождении собеседования для поступления в школу.

Видео: Развитие речи дошкольника. Консультация логопеда.

Физическое развитие

Ребенок 6 года жизни очень подвижен, практически не сидит на месте. Любит игры, связанные с прыжками или бегом. Отлично владеет своим телом, координация развита, движения точны и уверенны:

  • ходит по бревну или перекладине;
  • быстро забирается по вертикальной лестнице;
  • подтягивается на перекладине несколько раз;
  • перепрыгивает через препятствия – в высоту и длину;
  • подолгу стоит и прыгает на одной ноге;
  • хорошо владеет мячом: бьет по нему, не промахиваясь, ловит, кидает другому игроку или в цель.

Мелкая моторика

Движения рук ребенка в 6 лет слаженные и точные, он способен полностью их контролировать:

  • правильно держит ручку, карандаш и кисточку;
  • лепит сложные фигуры из пластилина с использованием мелких деталей – глазки, лапки, хвостик;
  • вырезает ножницами фигуры по контуру, не выходя за него;
  • собирает мелкие предметы по одному;
  • вдевает нитку в иголку, пришивает самостоятельно пуговицу;
  • проводит прямые и волнистые линии, не отрывая карандаша от бумаги;
  • по клеточкам дорисовывает недостающую половину симметричного рисунка.

Социальная адаптация

Социальные навыки вырабатываются, как правило, в ходе игры, правила которой он внимательно выслушивает и следует им, ожидая при необходимости своей очереди.

Полностью развиты навыки самообслуживания. Ребенок без напоминания выполняет все гигиенические процедуры, вплоть до вечернего купания. Без помощи родителей способен подогреть себе еду, накрыть на стол, вымыть посуду.

Дети этого возраста с удовольствием помогают родителям. Не стоит препятствовать их энтузиазму, и тогда привитые в игровой форме навыки надолго запомнятся, со временем войдут в привычку.

Уверенно чувствует себя среди незнакомых людей, если рядом находится кто-то из близких, не теряется в общении со взрослыми, отвечает на их вопросы. Легко заводит новые знакомства. В 6 лет у ребенка появляются настоящие друзья, с которыми он предпочитает общаться более остальных.

Очень важно научить ребенка быть уступчивым, находить компромисс в спорной ситуации, контролировать свои эмоции. Он должен осознавать свои ошибки, уметь оказывать помощь и проявлять сочувствие.

Видео: Готовим ребенка к школе. Советы педагога-психолога.

  • знает все предметы, которые его окружают, без запинки называет и показывает их;
  • по описанию, главным отличительным чертам угадывает любой из знакомых предметов;
  • самостоятельно выделяет важные составляющие в предмете или явлении;
  • знает многих животных и птиц, их детенышей;
  • может назвать диких и домашних животных, зимующих птиц и перелетных;
  • различает деревья и кустарники, помнит их названия, находит и показывает их на прогулке;
  • знает и называет по порядку времена суток, дни недели, названия месяцев и времена года.
Ссылка на основную публикацию