Что Должен Знать И Уметь Ребенок В Три Года

Содержание

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

Популярные записи

  • admin к записи План районного методического объединения по ОО «Речевое развитие»
  • Светлана к записи План районного методического объединения по ОО «Речевое развитие»
  • Светлана к записи План районного методического объединения по ОО «Речевое развитие»
  • Татьяна к записи Темы по самообразованию: познавательное развитие дошкольников
  • admin к записи Темы по самообразованию: познавательное развитие дошкольников
  • Что должен знать и уметь ребёнок в три года

    Консультация для родителей

    «Что должен знать и уметь ребёнок в три года»

    Мосиенко Елена Юрьевна,
    воспитатель МКДОУ № 16,
    г. Новосибирск

    Очередной тожественный день для родителей и их любимого малыша — ребенку исполнилось ни много, ни мало, целых три года! И теперь он напоминает маленького «живчика»: кроха активный и жизнерадостный, весьма ловкий и очень любознательный. 3 года – это как раз то время, когда малышу очень интересно, «почему падает дождь» или «почему тетя плачет». Именно к трехлетним деткам относится нарицательное «почемучки». Вместе с тем, к 3 годам малыш начинает ощущать себя полноценной личностью, со своими предпочтениями и желаниями. Стремление к самостоятельности нередко выражается в изменении характера – ребенок становится капризным и неуправляемым, непослушным и упертым. Такое явление получило в литературе название «кризис 3-х лет», и, если коснулся малыша, родителям придется набраться терпения – только с их поддержкой и пониманием детка сможет пройти через этот сложный и для него тоже период.

    Рост и вес ребенка в 3 года
    Рост и вес мальчиков и девочек к 3-му году жизни обычно отличаются. Так, рост и вес мальчика в 3 года может колебаться в пределах 92,3-99,8 см и 13,7-16,0 кг соответственно. Трехлетние барышни, в свою очередь, могут вырасти до 93,0-98,1 см и «потяжелеть» приблизительно до 13,3-15,5 кг.

    Режим дня ребенка в 3 года
    Режим дня ребенка в 3 года обычно соответствует режиму прошлого года. Малышу все так же требуется полноценный ночной сон длительностью до 11 часов, все так же следует обеспечить крохе и дневной сон, который должен продолжаться не менее 1,5 часа.
    Утренний подъем приходится на 7 часов. Кроме того, в случае посещения крохой детского сада, режим дня малыша адаптируется к режиму, установленному в детском воспитательном заведении. После пробуждения необходимы гигиенические процедуры – в этом возрасте ребенок ко всему уже умеет, или, как минимум, учится чистить зубки. Промежуток между пробуждением и завтраком должен составлять около часа. В целом за сутки малыш должен кушать 4 раза, при необходимости, можно устраивать и пятое кормление – легкий перекус в виде второго завтрака. Кстати, второй завтрак есть и в распорядке дня в детских садах.
    Несмотря на погодные условия, дважды в день крохе требуется прогулка – перед обедом до дневного сна, а также прогулка вечерняя. Первая половина дня считается лучшим временем для занятий, поэтому временной промежуток между завтраком и дневной прогулкой лучше посвятить развивающим занятиям и играм. А вот вечером, незадолго до сна, нервную систему малыша лучше не перегружать: в вечернее время допустим просмотр мультфильмов (не более получаса), можно порисовать, почитать, складывать пазлы.
    Оптимальным временем для укладывания ребенка ко сну считается 21.00-21.30, перед сном малыша следует искупать или ополоснуть под душем. Кроме того, накануне укладывания в кроватку запланирована еще одна процедура чистки зубов.

    Примерный режим дня ребенка в 3 года может выглядеть так (если малыш не посещает детсад):
    7.00 – пробуждение и подъем;
    7.05 – гигиенические процедуры, зарядка, гимнастика;
    8.00 – завтрак;
    8.30 – игры, помощь маме в быту;
    10.00 – развивающие занятия: лепка, рисование, складывание мозаики, аппликации;
    10.40 – второй завтрак;
    11.00 – прогулка с активным времяпровождением: общение со сверстниками, игры в мяч, катание на велосипеде, строительство в песочнице;
    13.00 – возвращение с прогулки;
    13.30 – обед;
    14.00 – дневной сон. Ребенок не хочет спать? Следует разрешить ему полежать с закрытыми глазками или просто спокойно отдохнуть – вероятность того, что ребенок сам заснет, приближается к 100%;
    16.00 – подъем;
    16.15 – полдник;
    16.30 -18.30 – вечерняя прогулка;
    18.30 – возвращение с прогулки, подготовка к ужину;
    19.00 – ужин;
    19.30 – спокойные домашние задания: конструктор, рисование, чтение;
    20.00 – купание и чистка зубов;
    21.00-7.00 – ночной сон.

    Примерное меню для ребенка в 3 года может выглядеть так:
    Завтрак: 200 г каши + 5 г сливочного масла + 250 г чая;
    Второй завтрак: 1 банан + 1 печенье + 100 г детского йогурта;
    Обед: 150 г супа + 100 г картофельного пюре + 60 г мясной тефтели + 50 г салата из тертой моркови + 20 г хлеба + 150 г компота;
    Полдник: 100 г творога + 50 г ягод + 100 г кефира;
    Ужин: 200 г овощного рагу + 20 г хлеба + 150 мл молока.

    Что должен уметь ребенок в 3 года
    Что умеет ребенок в 3 года? Да почти все! Трехлетний малыш – уже практически взрослый человек: он бегает и прыгает, залезает на шведскую стенку, умеет самостоятельно орудовать ложкой и даже вилкой, может сам застегнуть и расстегнуть пуговицы на одежде, натянуть на себя шапочку или носочки.
    Кроме того, кроха уже умеет крутить педали, катаясь на трехколесном велосипеде, а уже через годик его можно учить кататься и на велосипеде двухколесном. С увлечением ребенок играет в мяч, копая его и бросая, умеет переступить через препятствие, скоординировано выполнять два действия одновременно (например, топнуть и хлопнуть в одно и то же время).
    В 3 года ребенок может достаточно длительное время играть сам – с увлечением рисует, перерисовывая круги и крестики, лепит из глины или теста неплохие фигурки, умет складывать из кубиков сооружения, рассматривает и называет по просьбе родителей нарисованные на картинке предметы.
    С удовольствием трехлетние дети играют со сверстниками: общаются с товарищами, обмениваются игрушками, постепенно начинают использовать в игре «ролевые элементы» (к примеру, играя в «дочки-матери»).
    Хорошо развита в 3 года речь ребенка: он знает уже 500-700 слов, умеет составлять из них предложения, используя во фразах прилагательные и наречия. Очень любят детки беседу в формате «вопрос-ответ», причем, они вопросы задают, родители отвечают. Но, в то же время, если спросить у малыша, как он провел день или попросить пересказать услышанную сказку, он обязательно расскажет. Большая часть сказанного дитем уже должна быть понятна взрослым, но он и сейчас еще продолжает учиться произносить слова четко и ясно.
    Ощутимо развит трехлетний ребенок в интеллектуальном плане. Так, в этом возрасте малыш уже должен знать свое имя и фамилию, говорить, сколько ему лет. Умеет ребенок находить отличия между предметами и сравнивать их сходство, подбирает характеристику предметам и особенно любит играть в игру антонимы: «огонь – горячий, а лед – какой?», «ночь темная, а день – какой?», «конь – большой, а птичка – какая?». Различает малыш в 3 года и времена суток, и времена года.

    Развивающие занятия и игры для 3-летнего ребенка
    Развивающие занятия и игры для детей должны быть самые разные, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование физических и интеллектуальных навыков, на тренировку ловкости и памяти.
    Во время игры под «кодовым» названием «Найди лишнее» малыш учится классифицировать предметы, соотносить их за схожими признаками и характеристиками. По условиям игры взрослый называет три слова, среди которых ребенок должен найти «лишнее», например: молоко, сок, хлеб. Пусть малыш определит, что все это – съедобное, но вот молоко и сок нужно пить, а хлеб – жевать. В эту же игру можно играть, используя визуальное изображение – картинки с нарисованными на них предметами. Пусть ребенок внимательно посмотрит на картинки, которые даст ему мама, и отложит в сторону ту, на которой нарисован «выпадающий» из единого ряда предмет. В случае если у крохи возникают затруднения, можно помочь ему наводящими вопросами.

    Хорошим занятием для деток будут игры-«бросалки», главным условием которых является попадание в цель. Согласно одному варианту игры, можно предложить ребенку забрасывать мелкие предметы (фасоль, горох, бусины), например, в банку с небольшого расстояния. Другой вариант игры предполагает предварительную подготовку по созданию цели. Вырезать мишень (около 20 см в диаметре) можно из обыкновенного ватмана, по контуру нарисованного сначала на листе круга. Положив круг на пол, следует предложить ребенку попасть в него их разных положений, постепенно увеличивая расстояние до мишени: сначала бросать вприсядку, потом – стоя, а затем и вовсе – встав на стул.

    В качестве «инструмента» для физического развития также вполне можно использовать, например, игру «Животные». Играют в нее так: сначала рассматривают вместе с ребенком картинки разных животных и вспоминают, как они двигаются, а затем предлагают малышу воспроизвести движения животных, когда они передвигаются. Например, попрыгать по-лягушачьи, полетать, как птичка, походить вразвалочку, подражая медведю.
    Еще одной веселой и полезной для малыша будет игра «Танцор, замри!» Для нее нужно сначала подобрать разноформатную музыку – быструю, медленную, грустную, веселую, с разными ритмами и стилями. И предложить ему во время, когда музыка играет, двигаться в такт. А в момент, когда она прекращается (мелодию нужно прерывать, нажимая на паузу), ребенок должен замереть и в таком положении пребывать, пока музыка вновь не зазвучит.

    Обязательно и дальше следует занимать ребенка играми для развития мелкой моторики и, вместе с тем, – его творческих способностей. «Универсальным» занятиями такого рода является лепка, и в возрасте 3-х лет можно уже предлагать малышу попробовать вылепить тот или иной предмет с натуры. К примеру – кружку из пластилина, которую затем можно «декорировать» горохом или фасолью, семечками тыквы, бисером, нитками, ракушками.
    Можно и несколько усложнить задание, предложив малышу самостоятельно смастерить большие элементы самодельного «конструктора». Создаются они из-под пустых пакетов молока или сока разной величины, понадобятся и картонные трубки от туалетной бумаги. Так, коробки и трубки обклеиваются цветной бумагой при помощи обыкновенного клея ПВА и разрисовываются фломастерами или карандашами. А затем из них можно строить крепости, космические корабли, роботов – что интересно ребенку.

    Ребенок в 3 года: родителям на заметку
    3 года – возраст, в котором у малыша в жизни случается первый поход в детский сад. Однако, придется учитывать: все детки разные, и, если для одних малышей смена обстановки и в дальнейшем постоянное общение со сверстниками в радость, то для других поход в детский сад и расставание с мамой становится настоящим стрессом. Потому, решать вопрос, нужен ли ребенку «детсадовский опыт» всегда следует индивидуально. Однозначно можно сказать, что намного более просто переносят адаптацию к детскому саду детки, которые на момент регистрации в дошкольное заведение уже какое-то время посещают, например, группы раннего развития.
    В этот же период у многих детей случается первый возрастной кризис, так называемый «кризис 3-х лет». Малыш вдруг кардинально изменился? Превратился в непослушного и капризного упрямого маленького «монстрика»? Значит, кризис, к сожалению, «проскочить» не удалось, и справиться с ним кроха сможет только при помощи родителей. Так, криками и наказаниями мама с папой ничего не добьются: придется набраться терпения и научится «договариваться» с ребенком – возрастной кризис является ничем иным, как применением малышом единственного известного ему способа проявления ощущаемой им «взрослости» и самостоятельности. Во-первых, не стоит зацикливаться на плохом поведении ребенка – лучше попробовать отвлечь его и переключить его внимание. Этот прием сработает, если истерика, кончено, не достигла пика, в ином же случае приступ истерики придется просто переждать. Не кричать на ребенка, но и не спускать ему такое поведение, пообещав поговорить с ним, когда он успокоится и «остынет». В случае, если истерику ребенок устраивает в публичном месте (а дети очень любят играть на публику), необходимо унести его подальше от людного места, лишив зрителей.
    В любом случае, придется всегда держать себя в руках – кризис 3-х лет случается у малышей не по собственной воле, но проявляется, как природная необходимость у ребенка таким образом испытать себя, свою силу воли и настойчивость. Это – еще один этап становления ребенка как личности, через который он должен пройти вместе с родителями.

    Режим дня ребенка в 3 года
    Режим дня ребенка в 3 года обычно соответствует режиму прошлого года. Малышу все так же требуется полноценный ночной сон длительностью до 11 часов, все так же следует обеспечить крохе и дневной сон, который должен продолжаться не менее 1,5 часа.
    Утренний подъем приходится на 7 часов. Кроме того, в случае посещения крохой детского сада, режим дня малыша адаптируется к режиму, установленному в детском воспитательном заведении. После пробуждения необходимы гигиенические процедуры – в этом возрасте ребенок ко всему уже умеет, или, как минимум, учится чистить зубки. Промежуток между пробуждением и завтраком должен составлять около часа. В целом за сутки малыш должен кушать 4 раза, при необходимости, можно устраивать и пятое кормление – легкий перекус в виде второго завтрака. Кстати, второй завтрак есть и в распорядке дня в детских садах.
    Несмотря на погодные условия, дважды в день крохе требуется прогулка – перед обедом до дневного сна, а также прогулка вечерняя. Первая половина дня считается лучшим временем для занятий, поэтому временной промежуток между завтраком и дневной прогулкой лучше посвятить развивающим занятиям и играм. А вот вечером, незадолго до сна, нервную систему малыша лучше не перегружать: в вечернее время допустим просмотр мультфильмов (не более получаса), можно порисовать, почитать, складывать пазлы.
    Оптимальным временем для укладывания ребенка ко сну считается 21.00-21.30, перед сном малыша следует искупать или ополоснуть под душем. Кроме того, накануне укладывания в кроватку запланирована еще одна процедура чистки зубов.

    Что должен уметь развитой ребенок в 3 года?

    Пытаться подстроить ребенка под какие-то общепринятые нормы бесполезно. Тем не менее многие родители интересуются: что должен уметь ребенок в 3 года?

    Еще почитать:  Могут ли при беременности пойти месячные

    Педиатры не устают твердить: каждый ребенок развивается по индивидуальной программе. Одни малыши в 3 года знают уже около 2000 слов, другие обходятся 1000. Не нужно раньше времени бить тревогу и ставить на ребенке крест.

    Но все же в международной практике существует список умений для ребенка в 3 года.

    Речь и разговор

    В три года речь ребенка сильно меняется. Она перестает быть корявой и односложной – малыш уже умеет строить длинные предложения и знает падежи. Теперь слова для крохи стали главным средством общения с родителями и окружающим миром. Он постоянно спрашивает то, что ему непонятно и надеется получить исчерпывающий ответ на свои вопросы.

    Как же преображается речь ребенка в 3 года?

    • Он знает и может правильно произнести свои имя и фамилию, имена мамы и папы.
    • Его словарный запас составляет около 1500 слов.
    • Он не изъясняется звуками, а использует слова.
    • Ребенок может составлять длинные предложения из 5 и более слов.
    • Использует в речи предлоги.
    • Узнает и называет знакомые предметы.
    • Может запоминать и рассказывать короткие стихи.
    • Сводит предметы в обобщенные группы: например, яблоко, банан, слива – фрукты; кукла, мяч, кубик – игрушки.
    • Владеет такими понятиями, как времена года, животные, посуда, одежда, цвета и прочие.
    • Малыш может замечать ошибки в произношении у своих сверстников.

    Но не стоит думать, что в 3 года дети уже свободно разговаривают. Как правило, они в этом возрасте все еще не выговаривают шипящие звуки: [ж], [ш], [щ], [ч] – а также [р].
    Побольше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему сказки, пойте песни. Для развития речи очень полезно читать ребенку детские книжки, но делать это надо с выражением, четко произнося все слова. Если чадо заинтересуется значением нового слова, объясните ему, что оно обозначает. Постарайтесь увлечь малыша.
    Чаще спрашивайте малыша о том, как прошел его день, что нового он видел, что интересного узнал. Пусть подробно рассказывает вам о своих впечатлениях. Это разовьет устную речь и поспособствует быстрому обучению.

    Игры с карточками очень полезны для изучения новых слов и развития у малыша навыков словесного общения.

    Показывайте карточку с рисунком и просите ребенка назвать изображенный объект. Хорошо, если название объекта будет начинаться с трудновыговариваемых звуков: [ж], [ш], [р]. Такое упражнение поспособствует тренировке мышц языка крохи, и он быстрее освоит новые звуки.

    Мышление, творчество и умение анализировать

    В трехлетнем возрасте дети уже знакомы с простыми понятиями и причинно-следственными связями, они могут находить отличия в предметах, знают и могут назвать формы, цвета, действия.

    Кроме того, в малыше просыпается исследователь. Ему интересно все: откуда берется радуга, почему летает самолет, почему ночью темно. Не скупитесь на слова и удовлетворяйте любопытство вашего чада. Если ответ на вопрос вам неизвестен, то предложите ребенку вместе поискать его в Интернете или в детской энциклопедии.

    В 3 года малыш уже обладает многими ценными навыками.

    • Умеет составлять несложные логические цепочки (на улице идет дождь, поэтому на дороге лужа).
    • Умеет сравнивать две картинки и находить отличия между ними.
    • Удерживает в поле зрения 3 предмета.
    • Запоминает несложные стихи, песенки, может вспоминать, что произошло пару дней назад.
    • Собирает простые пазлы, пирамидки, может составить из кубиков башню.
    • Может считать до пяти.
    • Начинает творчески мыслить.
    • Любит рисовать.

    С каждым месяцем ребенок становится все более и более творческим и неординарным. Он уже умеет принимать довольно сложные решения, объясняет некоторые явления, происходящие вокруг, руководствуясь своими собственными домыслами.

    Помогите малышу развить это творческое начало. Почаще хвалите его, предлагайте решать несложные (но и не простые!) задачи, вместе с крохой рисуйте и лепите из пластилина.

    Гуляйте с чадом в городских парках и скверах, собирайте листья, шишки, камушки и делайте из них поделки. Это поможет развить аналитическое мышление и мелкую моторику.

    Также полезны развивающие игры. Например, картинки с изображением животных и продуктов. От ребенка требуется соединить рисунки в зависимости от того, какое животное что ест. Также можно предложить крохе раскраски, пазлы из 4–6 деталей, конструкторы и прочие игрушки.

    Трехлетний ребенок может, например, изъявить желание самостоятельно завязать шнурки — не стоит ему мешать

    Бытовые навыки

    Сейчас малыш стал еще более самостоятельным и независимым. Он уже не требует вашей постоянной помощи, знает, какие вещи принадлежат ему, и умеет ими пользоваться. Например, кроха вытирает лицо собственным полотенцем, чистит зубы собственной щеткой и знает, на какой полке в шкафу хранится его одежда.

    В 3 года дети умеют:

    • самостоятельно одеваться и раздеваться;
    • расстегивать пуговицы;
    • складывать свою одежду;
    • сморкаться салфетку;
    • умываться;
    • чистить зубы;
    • мыть руки перед едой;
    • сидеть за столом;
    • есть, используя ложку или вилку;
    • пить из чашки без помощи взрослого.

    Сейчас вы должны помочь ребенку освоить как можно больше навыков, которые пригодятся ему в повседневной жизни. Особенно это важно, если вы собираетесь отдать малыша в детский сад. Учите ребенка завязывать шнурки, собирать свои вещи в рюкзачок или пакет, убирать за собой игрушки.

    Просите его помогать вам с уборкой по дому или предложите вместе помыть посуду. Поощряйте каждое, даже самое маленькое, достижение чада.

    Спортивные и двигательные навыки

    Спортивное физическое развитие очень важно и для мальчиков, и для девочек. В 3 года они, как правило, активны и с энтузиазмом воспринимают любое предложение поиграть, побегать, попрыгать. Не препятствуйте этим желаниям! Не стоит ругаться или «цыкать» на ребенка, когда он слишком активен или шумен. Лучше направить его энергию в нужное русло, отдав, например, в спортивную секцию для самых маленьких или самостоятельно занимаясь с ним спортом.

    Ребенок уже умеет:

    • играть в мяч;
    • спускаться по лестнице шаг за шагом;
    • прыгать и бегать;
    • стоять на носочках;
    • стоять на одной ноге;
    • ходить вперед и назад;
    • ездить на трехколесном велосипеде.

    Чем активнее и насыщеннее будет жизнь малыша с самого детства, тем лучше для него. Поэтому не сидите дома! Гуляйте, развлекайтесь на свежем воздухе. С дочкой можно попрыгать в «классики», с сыном – поиграть в мяч. Очень полезно с детства приучать детей к воде. Лучше всего для этого подойдет бассейн, где чадо будет под вашим наблюдением и под контролем опытного инструктора.

    Эмоции и социальная адаптация

    Возможно, до трехлетнего возраста ребенку особо не требовалось общение с другими детьми. Его вполне устраивала компания родителей и других ближайших родственников. Теперь же малыш сознательно стремится в общество сверстников. Ему интересно играть во дворе и на площадке, а в детском саду он больше не капризничает и не плачет из-за разлуки с мамой.

    Очень важно не препятствовать общению ребенка с другими детьми. Таким образом он адаптируется к жизни в социуме, а это очень важно в современном мире.

    В 3 года ребенок, сам того не замечая, активно формирует собственную личность и приобретает важные социальные навыки.

    • Осознает свое Я, понимает значение понятия «мое».
    • Подражает знакомым людям.
    • Тянется к другим детям, легко знакомится и заводит друзей, но к коллективным играм пока не проявляет интереса.
    • Различает родственников и близких, каждому из них он отвел определенное место в своем понимании.
    • Осознанно выражает эмоции.
    • Легче справляется со своими эмоциями и учится подавлять их в случае необходимости.
    • Фантазирует и придумывает – например, он вполне может выдумать чудовище под кроватью и сам испугаться своей фантазии.

    Не стоит слишком переживать, если в этот период кроха выдумает себе воображаемого друга. Это вполне нормально, но если вас это слишком тревожит, можете проконсультироваться с детским психологом.

    Также не переживайте, если малыш немного отдалился от вас. В три года почти все дети начинают ощущать себя индивидуальностью и личностью, отдельной от мамы.

    Почаще гуляйте с малышом на детских площадках и в других местах скопления детей. Пусть малыш находится в обществе сверстников и учится общению.

    Если у ребенка возникнет конфликт с новым другом, не спешите вмешиваться. Пусть чадо само попробует решить свою проблему. Позже объясните ему, как правильно поступать в таких ситуациях, и аргументируйте, почему нужно делать именно так, а не иначе.

    Когда стоит бить тревогу?

    Хотя вполне здоровые дети могут в 3 года не уметь всего, что предписано нормами, есть ряд признаков, которые указывают на задержку ребенка в развитии.

    Итак, когда же поход к врачу неизбежен?

    1. Ребенок мямлит, «тарахтит», «проглатывает» окончания и целые части слов, его речь невнятна и непонятна.
    2. У ребенка присутствует повышенное слюноотделение.
    3. Малыш не может сам одеться, не держит ложку, не в силах самостоятельно справить нужду.
    4. Кроха плохо двигается, не умеет прыгать, не бросает мяч.
    5. Малыш не может составить простую логическую цепочку, не знает основных понятий, не умеет сложить пирамидку из кубиков.
    6. Ребенок не идет на контакт с другими детьми, не ищет их общества, всегда и везде желает находиться рядом с родителем.
    7. Малыш не узнает членов семьи, не идет на зрительный контакт, устраивает истерики по любому поводу.

    Эти и другие признаки свидетельствуют о наличии у крохи определенных проблем. Оценить ситуацию и вынести окончательный вердикт способен только врач, поэтому не стоит откладывать консультацию.

    Заключение

    Умения ребенка в 3 года – понятие относительное, и все же большинство детей уже умеют совершать определенные действия. Впрочем, даже если ваш малыш освоил еще не все из предложенных выше списков, огорчаться не стоит. Вполне возможно, что он в ближайшее время начнет развиваться быстрее своих сверстников.

    • Умеет составлять несложные логические цепочки (на улице идет дождь, поэтому на дороге лужа).
    • Умеет сравнивать две картинки и находить отличия между ними.
    • Удерживает в поле зрения 3 предмета.
    • Запоминает несложные стихи, песенки, может вспоминать, что произошло пару дней назад.
    • Собирает простые пазлы, пирамидки, может составить из кубиков башню.
    • Может считать до пяти.
    • Начинает творчески мыслить.
    • Любит рисовать.

    В 3 года что должен уметь ребенок? Что должен знать ребенок в 3 года?

    В три года ребенок проходит очень интересный этап своей жизни, который характеризуется новыми знаниями и умениями. В этот период ему требуется много родительского внимания и участия. Малыш становится относительно самостоятельным и все хочет делать сам, но без помощи мамы ему еще пока не справиться. Ребенок уже познакомился с окружающим миром и имеет начальные познания о нем. На многие вопросы он нередко отвечает сам, применяя логику, поэтому очень удивляет родителей умением так мыслить в 3 года. «Что должен уметь ребенок?» — это главный вопрос, который задают себе мамы и папы подрастающих малышей.

    Особенности возраста

    Решившись иметь детей, родители должны быть готовы взять на себя ответственность за развитие малыша, а не просто удовлетворять его повседневные потребности. В трехлетнем возрасте происходят изменения в различных областях развития, поэтому участие мамы и папы крайне необходимо. Только они могут помочь ребенку освоить новые сферы деятельности и раскрыть все возможности, которые открываются перед их чадом. А совершенствовать навыки и умения он уже сможет сам.

    Еще почитать:  Боли тянущие внизу живота при задержке

    Если родители проигнорируют особенности возраста ребенка и не уделят ему достаточно внимания, последствия могут быть плачевные. Мамы обязаны знать, что необходимо их малышу в 3 года, что должен уметь ребенок, и насколько его навыки и знания соответствуют возрасту.

    Основа познавательной активности

    Степень развития малыша можно оценить по следующим факторам: памяти, мышлению, восприятию, речи и вниманию. Конечно, все дети разные. И нельзя их сравнивать, но определенные критерии все-таки существуют.

    Итак, ребенку 3 года. Что должен уметь ребенок в три года:

    • Знать примерно 1300-1500 слов и, представляя те предметы, которые не находятся в поле зрения в данный момент, понимать, о чем идет речь.
    • Строить предложения, используя местоимения, существительные и глаголы, понимать основополагающие грамматические закономерности.
    • Знать такие формы, как треугольник, квадрат, круг и прямоугольник.
    • Различать около восьми цветов.
    • Знать понятия «много» и «мало», уметь ими пользоваться в повседневной жизни.
    • Понимать предлоги «за», «над», под» и «в».
    • Складывать картинки из нескольких частей, имея образец.
    • Ориентироваться в пространстве, знать основные маршруты, например дорогу на детскую площадку или в ближайший магазин.
    • Отгадывать простейшие загадки.
    • Рисовать, делать аппликации, складывать конструктор при помощи взрослого.

    Задумываясь о том, что должен уметь ребенок в 3 года, родители всегда беспокоятся, соответствует ли уровень его развития норме. Стоит учитывать, что каждый малыш имеет свои индивидуальные особенности, с которыми нужно считаться. На развитие влияют многих факторы: темперамент, черты характера, количество времени, которое родители проводят с ребенком. Неумение выполнить поставленное задание может обуславливаться не отставанием в развитии, а недостаточной настойчивостью, отсутствием старательности или ленью. Необходимо обратить внимание, как ребенок взаимодействует с окружающим миром и общается с другими людьми.

    Навыки самообслуживания

    Родители нередко переживают о том, достаточными ли навыками обладает их чадо в 3 года. «Что должен уметь ребенок?» — важный вопрос, требующий серьезного подхода. Как правило, в этом возрасте малыш начинает посещать детский сад, поэтому необходимо проследить за тем, насколько он может самостоятельно себя обслуживать.

    К трем годам ребенок должен уметь:

    • Кушать без помощи взрослого, соблюдая правила поведения за столом.
    • Самостоятельно одеваться, застегивать молнию, крупные пуговички.
    • Надевать обувь, пусть и не на ту ногу.
    • Знать последовательность, в которой необходимо одеваться, раздеваться.
    • Сообщать родителям о том, что у него испачкана или порвана одежда, уметь попросить о помощи.

    Социальная сфера

    Существуют определенные критерии, которые определяют, что должен знать и уметь ребенок в 3 года при общении со сверстниками и окружающими людьми.

    • В этом возрасте малыш ощущает потребность в совместных играх, пытается найти себе партнеров со схожими интересами.
    • Возникает желание играть не просто рядом с детками, а вместе с ними, выполнять одну задачу, соблюдая установленные правила.
    • Ребенок обращается к окружающим по имени.
    • Малыш осознает опасность и избегает трудных ситуаций.
    • Ребенок может представить то, о чем ему рассказывают взрослые, рисует образы в подсознании.
    • К достижению трехлетнего возраста дети уже начинают анализировать собственные поступки и последствия, к которым они могут привести.

    З года – кризисный период

    Иногда родители замечают, как меняется их малыш в 3 года. Что должен уметь ребенок в этом возрасте, и почему происходят перемены? Они обусловлены кризисом развития, который считается нормальным явлением. У ребенка обострено желание все делать самостоятельно, поэтому его навыки и умения совершенствуются с каждым днем. Родители должны запастись терпением и предоставить малышу достаточное количество свободы. Даже если выполнить какие-то задачи и поручения ему пока не под силу, не стоит его торопить или настаивать на помощи. Лучше подождать, пока малыш сам обратиться к взрослому.

    Психолого-педагогическая диагностика

    Сложно сказать однозначно, что должен знать и уметь ребенок в 3 года, но определенные нормы все-таки есть. Основываясь на них, проводится психолого-педагогическая экспертиза.

    • Уметь выполнять одну задачу в течение 5 минут, не отвлекаясь и не меняя вид деятельности.
    • Одновременно удерживать в поле зрения около пяти предметов.
    • Выполнять несложные задания по образцу, который предложен взрослыми.
    • Находить несколько отличий между предметами.
    • Запоминать несколько картинок.
    • Учить четверостишья, пересказывать небольшие сказки с помощью родителей.
    • Вспоминать, что происходило утром, днем или вечером.
    • Рассказывать о картинке по наводящим вопросам взрослых.

    Существуют нормы того, что должен уметь ребенок в 3-3,5 года, которые характеризуют степень развития мышления:

    • Собирать пирамидку правильно и в короткие сроки.
    • Выкладывать небольшие пазлы.
    • Проводить аналогии между предметами и явлениями.
    • С легкостью осваивать игры-вкладыши.

    Математика

    • Понимать понятия «больше» и «меньше», уметь пользоваться ими.
    • Сравнивать предметы по высоте, ширине и длине.
    • Правильно отвечать на вопросы.
    • Согласовывать слова согласно падежам и родам.
    • Строить предложения с однородными членами.

    Мелкая моторика

    Изучая, что должен уметь ребенок в 3-4 года, не стоит забывать и о мелкой моторике, так как она очень важна для развития малыша:

    • Повторять элементарные движения пальчиковой гимнастики.
    • Изображать простейшие явления.

    Окружающий мир

    • Называть свое имя.
    • Знать людей из ближайшего окружения.
    • Находить предметы повседневного использования.
    • Знать основные цвета.
    • Различать элементы и детали предметов.

    Беспокоясь о том, что должен уметь ребенок в 3 года, родители обязаны помнить, что каждый малыш индивидуален. И не стоит паниковать раньше времени, если он чего-то не знает. Все занятия нужно проводить старательно, выбирая время, когда ребенок бодр, весел и хорошо себя чувствует.

    3 года – важный этап

    Сложно не заметить навыки, которые имеет ребенок в 3 года. Итоги развития, подведенные к этому возрасту, могут и отличаться от норм, но отчаиваться не нужно. Этот период сложен и для малыша, и для мамы, так как он характеризуется тем, что ребенок начинает отделять себя от родителей и требовать, чтобы к нему относились как к личности. Поэтому лучше предоставить малышу возможность справляться с трудностями самостоятельно, если это не угрожает его жизни и здоровью.

    Тогда его навыки будут совершенствоваться с каждым днем, он почувствует себя уверенно. Но родители не должны поддаваться на провокации и позволять собой манипулировать. В этом возрасте дети часто пытаются управлять взрослыми, используя такие методы, как плач или истерика. Во всех конфликтных ситуациях мамам и папам стоит сохранять самообладание и спокойно реагировать на капризы.

    В три года ребенок проходит очень интересный этап своей жизни, который характеризуется новыми знаниями и умениями. В этот период ему требуется много родительского внимания и участия. Малыш становится относительно самостоятельным и все хочет делать сам, но без помощи мамы ему еще пока не справиться. Ребенок уже познакомился с окружающим миром и имеет начальные познания о нем. На многие вопросы он нередко отвечает сам, применяя логику, поэтому очень удивляет родителей умением так мыслить в 3 года. «Что должен уметь ребенок?» — это главный вопрос, который задают себе мамы и папы подрастающих малышей.

    Показатели развития: что должен знать и уметь ребенок в 3 года

    Педиатры отмечают, что развитие каждого ребенка происходит «по индивидуальной программе». Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым днем, а родители с удивлением отмечают все новые достижения своего непоседы. И хотя вряд ли удастся найти даже двух малышей с набором одинаковых навыков, существуют определенные нормы развития в любом возрасте, в том числе и в 3 года.

    Содержание:

    • Речевые навыки
    • Мышление
    • Развитие моторики
    • Бытовые навыки
    • Двигательные навыки
    • Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие
    • Навыки социального общения

    Речевые навыки

    Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук [р]. Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:

    • правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
    • составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
    • предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
    • запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
    • легко узнает и называет знакомые ему предметы;
    • составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
    • употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
    • знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
    • различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
    • ведет диалог, связно отвечает на вопросы.

    В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас.

    Видео: Советы логопеда по развитию речи ребенка в 3 года.

    Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:

    1. Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.
    2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.
    3. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад.
    4. Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно.
    5. Владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.
    6. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.
    7. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.

    Ребенок в 3 года уже принимает довольно сложные решения и пытается объяснить свои действия. Это время, когда особое внимание нужно уделить творческому развитию: вместе лепить из пластилина, рисовать, делать поделки из природных материалов. Это развивает не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.

    Развитие моторики

    Специалисты советуют развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от этого зависит четкость движений, даже то, насколько правильно он будет держать ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее:

    • легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;
    • надевать бусины на нитку;
    • лепить шарики из пластилина;
    • резать бумагу ножницами;
    • собирать мозаику.

    Для развития мелкой моторики существуют специальные упражнения и игры, позволяющие совершенствовать двигательные навыки. Поможет пальчиковая гимнастика, которая выполняется ежедневно во время занятий или перед ними.

    Видео: Развиваем мелкую моторику: пальчиковая гимнастика для самых маленьких.

    Бытовые навыки

    Ребенок в 3 года стремится к самостоятельности во всем: например, он сам пытается завязать шнурки и почистить зубы. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:

    • сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
    • знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
    • расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
    • убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
    • самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
    • использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
    • моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
    • снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.

    Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.

    Двигательные навыки

    Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:

    • уверенно и быстро бегает;
    • играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
    • легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
    • сам забирается на горку и скатывается с нее;
    • держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
    • ходит задом наперед;
    • ездит на трехколесном велосипеде;
    • держит равновесие и прыгает на одной ноге;
    • кувыркается вперед и назад.

    Переполняющую малыша энергию лучше пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Очень хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Делать это необходимо под руководством опытного инструктора.

    Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

    Психические процессы: внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут, что можно использовать в обучающих играх, направленных на описание последовательности действий, изображенных на картинке, или описание рисунка по памяти.

    Рассказывая о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.

    Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».

    Психологи говорят о кризисе трех лет, когда вчерашний послушный ребенок становится капризным, не выполняет просьбы родителей. Это своеобразная попытка отстоять появившуюся точку зрения. Очень важно не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс в отношениях, иначе доверие и взаимопонимание можно потерять, вызвав агрессию.

    Навыки социального общения

    Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:

    • ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
    • воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
    • во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
    • в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».

    Перечисленные умения и навыки – результат познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими людьми и сверстниками. День ребенка в этот период должен быть насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями. Однако не стоит переусердствовать, иначе не избежать перевозбуждения и плохого сна. Режим для малыша все еще очень важен, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без внимания чтение на ночь.

    В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас.

    Что умеет ребенок в 3 года: психомоторные, речевые навыки и мыслительные процессы

    Что должен уметь ребенок в 3 года? Диапазон его навыков и умений значительно расширяется. Изменения происходят в двигательной активности, мелкой моторике, мыслительных процессах, эмоциях, речи, общении со сверстниками и взрослыми.

    Трехлетним детям свойственно быстро менять вид деятельности, что объясняется недостаточной концентрацией внимания. Зато они не любят менять привычный ход жизни и по природе — консерваторы. У трехлеток появляются любимые игрушки, игры, одежда, еда, напитки, сказки, стихи. «Консервативность» связана с особенностями мышления и психики. Дети этого возраста часто действуют по схеме, какому-то ранее заложенному образцу. Все новое их настораживает, поскольку уже работают базовые механизмы личной безопасности. Также в этом возрасте часто меняется настроение, возникают капризы, упрямство, негативизм. У малыша появляется тяга к самостоятельности и желание проверять границы взрослых. Коммуникативные навыки ребенка совершенствуются, поскольку быстрыми темпами развивается его речь. Подробнее о поведении и развитии ребенка в 3 года читайте в другой нашей статье.

    Оценка умений по «мюнхенской диагностике»

    «Мюнхенская функциональная диагностика развития» (МФДР) была разработана в Мюнхене в 1997 году медиками, педагогами, психологами. По этой книге можно оценить психомоторные, речевые, коммуникативные навыки детей до трехлетнего возраста. Что должен уметь малыш в 3 года согласно МФДР?

    • Крутит педали трехколесного велосипеда.
    • Прыгает через натянутую скакалку или веревку, не задевает ее.
    • Спускается и поднимается по ступеням, держась за перила, но также может идти без опоры.
    • Умело пинает мяч.
    • Может поймать мяч небольшого диаметра на расстоянии 2 метров.
    • Рвет лист бумаги.
    • Умеет сделать надрез ножницами, если бумагу держит взрослый.
    • Может скатать шарик из пластилина и сделать из него валик.
    • Сортирует предметы по цвету, величине, форме.
    • Определяет самый длинный и короткий предмет.
    • Может строить из кубиков башню, квадрат, мост.
    • Часто вместо «я» называет свое имя.
    • Знает свою половую принадлежность.
    • Понимает простые правила игры.
    • Играет в прятки, догонялки.
    • Касается пальцем кончика носа с закрытыми глазами.
    • Улучшается ориентация в пространстве.
    • Умеет вращать кончиком языка.
    • Ловко прыгает с места на одной и двух ногах.
    • Если поднимается на цыпочки, теряет равновесие.
    • Может взобраться по веревочной лестнице.
    • Переступает через препятствия.
    • Может делать несколько движений одновременно: например, притопывать ногами и хлопать в ладоши.

    В этом возрасте у детей заметно совершенствуются навыки крупной моторики (бег, прыжки, повороты туловища, приседания, ходьба задом), развивается быстрота реакции, равновесие и координация движения. При этом пространственная ориентация и быстрота движений у мальчика обычно развита лучше, чем у девочки.

    Развитие мелкой моторики ребенка в 3 года

    Мелкая (тонкая) моторика развивается уже на первом году жизни. Умелое манипулирование кистями рук и пальцами способствует успешному интеллектуальному, речевому развитию. Что должен уметь ребенок в три года, если говорить о мелкой моторике?

    • Первые рисунки. Малыш пробует «писать». Пишущие движения — хорошая тренировка кисти для письма. Также ребенок может изобразить круг, подобие квадрата, горизонтальные, вертикальные линии, спирали. Малыш пробует копировать рисунки взрослых. Дорисовывает недостающие детали на рисунках: может пририсовать человеку руки и ноги, кругу — солнечные лучи, дому — крышу, собаке — хвост и т.д. Первые портреты людей весьма примитивные, но в них уже есть голова, руки, ноги, туловище. Часто трехлетки изображают «головоногов» — человечков, у которых нет туловища, а ноги и руки присоединены к голове.
    • Расстегивание пуговиц, молний. Ребенку этого возраста намного легче расстегнуть пуговицы (молнию) на одежде, чем застегнуть. Малыша нужно поощрять к этому навыку. Он не только развивает самостоятельность, но и мыслительную деятельность. Не у всех малышей хватает терпения довести дело до конца. Для тренировки лучше давать вещи с крупными пуговицами, чтобы у малыша получалось расстегивать, и он видел результаты своего труда.
    • Игрушки, требующие тонких движений. В этом возрасте малышу может быть интересна мозаика, пазлы, конструкторы, игры-вкладыши, игры-шнуровки, игрушки с вращающимися деталями. Также в 3 года дети умеют нанизывать бусины, разбирать предметы на детали и собирать их. Необходимо только помнить о мерах безопасности: не разрешать малышу брать в рот мелкие вещи.
    • Пальчиковая гимнастика. Ребенок уже может показать самые простые образы при помощи пальчиков: оса, коза, собака, кошка, дерево, корень, зайчик, цветок и другие. Много новых идей можно почерпнуть в специальных книгах с описанием пальчиковых игр. Детям этого возраста нравятся театрализованные пальчиковые представления со стихами и песнями. Пальчиковая гимнастика помогает подготовить руку к письму, развивает воображение, обогащает речевые навыки.

    Мыслительная деятельность

    Для малышей этого возраста характерна «мыслительная необратимость». Этот термин ввел швейцарский психолог Жан Пиаже, который занимался изучением детского мышления, внимания, речи, воображения. Необратимость мышления заключается в неспособности удерживать в памяти связи между фактами действительности. При размышлениях дети утрачивают начальную точку, не могут вернуться к исходному пункту, улетают в своем воображении.

    Избирательность внимания

    Восприятие мира у малыша дозированное, иначе его нервная система не справится с перегрузками. Поэтому дети этого возраста так быстро теряют концентрацию. Их можно занять чем-нибудь ненадолго. Если малыш этого возраста занят одним делом около 10 минут — это уже много. В 3 года малыш умеет концентрироваться лишь на том, что его наиболее привлекает. Говорить о силе воли, усидчивости, какой-то самодисциплине в этом возрасте пока рано. В основном малыши поглощены процессом, им не интересен результат.

    От наглядно-действенного к образному мышлению

    Трехлетний малыш еще мыслит «руками»: видит, держит реальные предметы и может ими манипулировать, как-то их преобразовывать. Мысли малыша привязаны объекту, который он видит в реальности. Но постепенно, примерно в возрасте 3 лет, начинается переход к образному, абстрактному мышлению. Ребенок теперь способен манипулировать образами и символами, которые заложены в его памяти. Он может думать о предмете, которого нет перед глазами или в руках. Это большой прогресс в мыслительной деятельности. А вот логическое мышление у трехлетки пока что не сильно развито, хотя нельзя исключать природные задатки. Бывают дети, у которых в этом возрасте уже хорошо развито логическое мышление.

    Эмоциональная память и воображение

    Человеку свойственно запоминать то, что его впечатляет. Можно понаблюдать за малышом и увидеть, как хорошо он запоминает факты, явления, признаки, события, которые вызвали у него положительные эмоции и яркие впечатления. Также в этом возрасте развит анимизм мышления, когда все объекты мира кажутся живыми, одухотворенными. Дети — непревзойденные фантазеры. Отсюда вытекают множественные детские страхи. Анимизм нельзя путать с воображением. Последнее является неизменным спутником творческого мышления. В ребенке нужно поддерживать дух исследователя, инициативу, любознательность.

    Какие достижения в мыслительной деятельности у трехлетнего малыша

    • Различает предметы по нескольким признакам.
    • Держит в поле зрения несколько объектов.
    • Находит подобные и одинаковые предметы.
    • Хорошо узнает людей по лицам и деталям одежды.
    • Знает и называет около 6 цветов, но оттенки пока не разграничивает.
    • Знает как минимум названия 3 деревьев.
    • Знает и рассказывает стихи.
    • Запоминает и поет детские песенки.
    • Складывает крупные пазлы из 4 частей.
    • Пересказывает сказку при помощи взрослого.
    • Запоминает картинки и описывает их при помощи наводящих вопросов.
    • Может рассказать, как провел утро, в какие игры играл на детской площадке, что ел на обед и т.д.
    • Классифицирует слова по группам: посуда, животные, транспорт, одежда, мебель.
    • Раскрашивает картинки по образцу.
    • Различает квадрат, круг и треугольник.

    Коммуникативные навыки

    Из пассивного наблюдателя малыш переходит в активного партнера по играм со сверстниками. В 3 года большинство детей начинает посещать детский сад. Социальная адаптация проходит намного безболезненнее, если ребенок общителен, умеет выражать симпатию, осознает желания других детей, проявляет сочувствие — может пожалеть, погладить, поцеловать. Но также в этом в возрасте при общении со сверстниками нередко возникает агрессия. Ребенок учится проявлять всю палитру эмоций. И хорошо, если он уже способен вербально описать состояние радости, восторга, гнева, обиды, страха и т.д. Навыки коммуникации в этом возрасте лучше всего вырабатываются в процессе совместных игр.

    Развитие речи

    В 3 года у малыша возникает живой интерес к родному языку. Быстро обогащается речь, пополняется новыми словами его пассивный и активный словарь.

    • Фразовая речь. Подмечено: чем больше слов в лексиконе малыша, тем меньше капризов и истерик. Теперь ребенок может вербально выразить свое состояние, рассказать о своих впечатлениях, хотя и не в полной мере. Понимает он гораздо больше, чем может сказать. Он умеет составлять простые предложения из 3-6 слов. Речевые навыки ребенка в 3 года усовершенствуются быстрыми темпами, уходит «телеграфный стиль», когда ребенок примитивно строил фразы без предлогов и падежей.
    • Поддерживает диалог. Малыш отвечает на вопросы взрослых. Активно использует вопросительные слова в своей речи: что? когда? как? кто? чей? Конечно, в этом возрасте появляется знаменитое «почему». Общаясь, ребенок задействует мимику и жесты, причем часто копирует их у взрослых. Хорошо различает и применяет вопросительные и восклицательные интонации.
    • Процентное соотношение частей речи. В активном словаре ребенка 50% существительных. Поскольку интенсивно развивается фразовая речь, малыш чаще использует глаголы — до 20%. Число прилагательных также начинает расти, что объясняется разграничением признаков, качества предметов, употреблением однородных членов предложения. В речи трехлетки примерно 20% прилагательных. Наречия, предлоги, числительные составляют 10%. Малыш уже может (правда, с ошибками) согласовывать существительные и прилагательные по роду, падежу, числу. Активно употребляет предлоги: в, на, под, над, за.
    • Вежливые слова. В речи появляются слова, которые необходимы для нормальной социальной адаптации. Дети охотно говорят: «спасибо», «пожалуйста», «до свидания», «привет», «пока» и т.д.

    В этом возрасте у малыша еще много дефектов речи: он может нечетко произносить шипящие, свистящие, сонорные звуки. Часто путает слова, глотает, переставляет слоги, неправильно строит синтаксические конструкции. Если к 4 годам речь остается «нечистой», рекомендуют обращаться к логопеду. Если же до трех лет малыш молчит, не пробует строить простые предложения, нужна консультация невропатолога, психолога, логопеда.

    Что может ребенок в 3 года? Прежде всего совершенствуются навыки личной гигиены и самообслуживания. Ребенок хорошо держит равновесие, ездит на трехколесном велосипеде, его движения ловкие и скоординированные. Наблюдается переход от наглядно-действенного к образному мышлению, развивается память, внимание, воображение. Совершенствуется мелкая моторика, формируется фразовая речь.

    Мелкая (тонкая) моторика развивается уже на первом году жизни. Умелое манипулирование кистями рук и пальцами способствует успешному интеллектуальному, речевому развитию. Что должен уметь ребенок в три года, если говорить о мелкой моторике?

  • Ссылка на основную публикацию