Черно Белые Картинки Для Малышей До Года

Первые черно-белые картинки для развития малыша (от нуля до шести месяцев)

Малыши проводят свои первые недели и месяцы жизни, обучаясь видеть окружающий мир. В этот период развиваются такие умения как фиксация взгляда, содружественные движения обоих глаз, распознавание глубины, развитие зрительно-тактильных реакций, пространственное восприятие. Изначально, чем больше зрительной информации получает ваш малыш, тем активнее развивается его мозг. Поэтому ребенок, окружение которого визуально обогащено, более спокоен и внимателен во время бодрствования, чем ребенок, лишенный стимуляции.
Первые и самые главные зрительные объекты, которые оказывают стимулирующее воздействие на развитие зрения малыша с самого рождения – это лица мамы и папы. Поэтому как можно чаще смотрите на своего ребенка, общайтесь с ним, улыбайтесь.
На втором месте – контрастные черно-белые структурированные изображения, которые малыш может «рассматривать». Глядя на то, как моему Главному Читателю нравилось смотреть на осенние черные ветки деревьев на фоне светлого неба, я всегда жалела, что у нас дома нет панды, зебры, или хотя бы далматинца.

Период от рождения до шести месяцев крайне важен для развития зрения ребенка, так как именно в это время наиболее быстро и интенсивно формируется глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу, и те участки мозга, которые отвечают за прием и переработку визуальной информации. Психофизиологи рассматривают этот возрастной период, как критический для формирования зрительной системы. Именно первое полугодие жизни ребенка – самое чувствительное к внешней стимуляции время развития зрительной системы, оптимальное для проведения занятий. В результате таких занятий улучшаются зрительные функции: светоощущение, острота зрения, цветоощущение, контрастная чувствительность, поле зрения. Занятия можно проводить на пеленальном столике, в кроватке, на кровати и т.д., но лучше, чтобы источник света находился за головой малыша, т.е. ребенка удобнее уложить головой к окну.

В первые месяцы жизни важно формирование двух зрительных умений: фиксировать и рассматривать предмет, и прослеживать его. Вот ряд упражнений с картинками на фиксирование и прослеживание, которые помогут вашему малышу (Ф — фиксирование, П — прослеживание):

0-1 месяц:
При рождении поле зрения вашего малыша ограничено — 30 градусов слева и справа от него, 10 градусов сверху и снизу, на расстоянии не более 90 см от тела. Его зрение на 10 — 30 процентов менее острое, чем ваше, поэтому ему сложнее видеть тонкие линии. Он видит их как смазанную серую массу. К тому же, новорожденным больше правятся контрастные черно-белые узоры, чем цвета, потому что в этот период их палочки (клетки в сетчатке, чувствительные к слабому свету и различающие только черный и белый) работают лучше, чем колбочки (клетки, которые видят цвета на ярком свету). В первый месяц жизни малыши предпочитают простые геометрические фигуры, клетку, полоску, точки, прямые и ломаные линии кривым и волнистым.
Уже в 10 дней малыш может удерживать в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое сложение), а в 20 дней — сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и на лице говорящего с ним взрослого. К концу месяца он пытается следить за медленно перемещающимся черно-белым предметом или лицом взрослого на расстоянии 20-30 см. Замечает объекты, недолго рассматривает их.

Ф: Показывайте, а также прикрепите к стенкам кроватки листы бумаги с черно — белыми контрастными рисунками. Меняйте их с нарастанием сложности. Это поможет малышу фокусировать взгляд. Подойдут и черно-белые фотографии мамы и папы.

Полезно смастерить малышу черно-белый мобиль. Подвесить его можно на вешалку, предварительно сделав на ней насечки для ниток, или на скрещенные карандаши. Еще проще купить в магазине готовый вращающийся мобиль и временно поменять подвесные игрушки на черно-белые.

П: На расстоянии примерно в 30 см от глаз покажите малышу картинку. Ребенок заметит ее и зафиксирует на ней взгляд. Медленно переместите картинку вправо, потом влево (горизонтальное прослеживание). В дальнейшем приближайте картинку к малышу и снова удаляйте (20см – 1 метр – вертикальное прослеживание).

1 — 3 месяца:
Малыш может четко фокусировать зрение на предметах на расстоянии около 30 см и обычно начинает улыбаться, рассматривает детали лица, узоров. Его особенно привлекают изображения кругов, колец, пятна. Кроме того, он будет более пристально смотреть на внешние края рисунков, чем в середину.
Ребенок уже следит за предметом, когда его отводят немного в сторону. В течение 1-2х минут может зрительно сосредоточиваться на неподвижном предмете. К концу третьего месяца жизни переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. Следит за перемещающимся во всех направлениях предметом на расстоянии 20-80 см. Ждет появления исчезнувшего из его поля зрения предмета.

Ф: Картинки можно развесить на стенах по всему дому — малыш уже может зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении (на руках у взрослого), так что его ждут интересные прогулки.

П: В этом возрасте усложните траекторию движения предметов для прослеживания. К горизонтальным и вертикальным перемещениям картинки по прямой линии добавьте прослеживание по двум диагоналям, по дуге, по кругу, вслед за волнообразным движением картинки. Теперь можно прослеживать картинки не только лежа на спине, но и вертикально на руках у мамы или папы, и лежа на животе (когда малыш уверенно держит голову). Прослеживание предметов по кругу можно тренировать при помощи мобиля, сняв с него все объекты, кроме одного.

3 — 4 месяца:
Малышу начинают нравиться более сложные рисунки, на место прямых и ломаных линий приходят кривые линии и формы.
Кроме того, он помнит увиденное, наблюдает за движущимся предметом, переводит взгляд и поворачивает в его сторону голову. В этот период происходит становление цветовосприятия, потому что в сетчатке начинают усиленно работать колбочки.

Ф: Можно вводить цвет (попробовать стоит с двух месяцев, у некоторых детей колбочки созревают раньше). Сначала малыш способен воспринимать красный и желтый цвета, чуть позже – зеленый и синий. Дальше вы можете показывать любые цвета в произвольном порядке и комбинациях.

Для фиксирования цвета покажите малышу поочередно с интервалом в 30 секунд две картинки с цветочком, отличающиеся только цветом (форма и размер у них одинаковые). Проделайте то же для фиксирования формы с изображениями бабочки и елки (цвет объектов одинаковый).

П:
1. Возьмите одну из картинок и плотный лист белой бумаги такого же размера. Покажите малышу картинку на расстоянии 30-50 см. Убедитесь в том, что он ее зафиксировал, а затем закройте белым листом половинку картинки. Секунд через 30 опять покажите всю картинку целиком.
2. Проделайте то же самое, но на этот раз прячьте за белым листом не половинку, а всю картинку сразу.
3. Возьмите две картинки и белый лист бумаги, сложив их поочередно, как колоду карт: картинка, белый лист, еще одна картинка. Покажите ребенку первую картинку, и, после того, как он ее зафиксирует, уберите в конец «колоды». Появится белый лист. Через 20-30 секунд покажите вторую картинку. Малыш удивится.

4-6 месяцев:
К 4 месяцам ребенок видит все цвета и может фокусировать зрение и на ближних, и на дальних предметах, образы, полученные от правого и левого глаза начинают объединяться в один – у малыша развивается бинокулярное зрение и зрительное восприятие глубины. Он по-прежнему будет предпочитать кривые прямым и стремиться к более сложным рисункам. В этом возрасте малыши очень любят рассматривать объекты народных промыслов — жостовские подносы, хохлому, гжель, орнаменты и ковровые узоры. Оказывается, что помимо получения эстетического наслаждения, их созерцание является отличной тренировкой для зрительной системы ребенка — в них есть ритм, симметрия и асимметрия, четкость и выверенность композиции.

Ф: Одновременно покажите ребенку две картинки. Малыш будет переводить взгляд с одного рисунка на другой. Покажите ребенку картинку, отраженную в зеркале.

П: Вам понадобится картинка и плотный лист белой бумаги шириной около 40 см. Покажите картинку малышу на расстоянии 50-60 см. Пусть ребенок зафиксирует ее. Затем медленно переместите ее в горизонтальном направлении в поле зрения ребенка. После 2-3 показов возьмите второй рукой белый лист, и держите его перед глазами ребенка таким образом, чтобы картинка на пути своего движения исчезала за ним, а потом появлялась с другой стороны.
Если у ребенка уже сформировалось понимание того, что исчезнувший из поля зрения объект, во первых, не перестает существовать, и, во вторых, продолжает двигаться, то вы сможете увидеть, как малыш переведет взгляд к месту будущего появления картинки из-за листа.

Можно нарисовать черно-белые рисунки самостоятельно, а можно распечатать себе такие же, как у нас.

Чтобы получить печатные материалы, можно подписаться на e-mail рассылку здесь: http://taberko.livejournal.com/209981.ht ml (черно-белые картинки и готовые развертки для самодельных мобилей, цветные картинки, хохлома, гжель, орнаменты и ковровые узоры).

Остается сказать, что в занятиях важны умеренность и хорошее настроение мамы и малыша. Проводите игры, когда ребенок доволен, спокоен и не очень устал, например, после кормления. Не увлекайтесь только зрительно-ориентировочными реакциями. Для целостного развития важно стимулирование и взаимодействие всех органов восприятия ребенка: слуха, осязания, обоняния, вкуса. А еще помните, что самое главное для развития зрительной системы — не количество и разнообразие картинок, а мамино улыбающееся лицо.

Список использованной литературы:
1. Сирс У., Сирс.М. Ваш малыш от рождения до двух лет. – М. : Эксмо, 2010. – 912 с.
2. Иванова Л. В. Я — мама. Здоровье и развитие ребенка от рождения до года. — СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2002. – 448 с.
3. Брюэр С. Суперребенок. До рождения и после. – М. : Попурри, 2003. – 256 с.
4. Результаты психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, прив. Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.

В первые месяцы жизни важно формирование двух зрительных умений: фиксировать и рассматривать предмет, и прослеживать его. Вот ряд упражнений с картинками на фиксирование и прослеживание, которые помогут вашему малышу (Ф — фиксирование, П — прослеживание):

0-1 месяц:
При рождении поле зрения вашего малыша ограничено — 30 градусов слева и справа от него, 10 градусов сверху и снизу, на расстоянии не более 90 см от тела. Его зрение на 10 — 30 процентов менее острое, чем ваше, поэтому ему сложнее видеть тонкие линии. Он видит их как смазанную серую массу. К тому же, новорожденным больше правятся контрастные черно-белые узоры, чем цвета, потому что в этот период их палочки (клетки в сетчатке, чувствительные к слабому свету и различающие только черный и белый) работают лучше, чем колбочки (клетки, которые видят цвета на ярком свету). В первый месяц жизни малыши предпочитают простые геометрические фигуры, клетку, полоску, точки, прямые и ломаные линии кривым и волнистым.
Уже в 10 дней малыш может удерживать в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое сложение), а в 20 дней — сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и на лице говорящего с ним взрослого. К концу месяца он пытается следить за медленно перемещающимся черно-белым предметом или лицом взрослого на расстоянии 20-30 см. Замечает объекты, недолго рассматривает их.

Черно Белые Картинки Для Малышей До Года

Формирование мозга человека происходит еще в мамином животе. А развитию мозга после рождения способствует возникновение новых нейронных связей. И зрительное восприятие в этом важном процессе имеет огромное значение – львиная доля информации поступает к человеку именно через него.

Один из вариантов стимуляции зрительного восприятия для развития малыша – черно-белые картинки.

Содержание статьи:

Какие картинки для новорожденных нравятся самым маленьким – польза картинок для развития малышей

Дети – неисправимые исследователи, которые приступают к изучению мира, едва научившись держать голову и хватать мамин палец. Зрение новорожденного – это более скромные возможности, чем у взрослого – предметы кроха способен четко рассмотреть только на близком расстоянии. Далее зрительные возможности меняются в соответствии с возрастом. А уже вместе с ними — и интерес к тем или иным картинкам.

Еще почитать:  Ангиовит при планировании беременности для мужчин

  • В 2 недели «от роду» кроха уже способен узнать лицо мамы (папы), но тонкие линии рассмотреть ему пока сложно, как и различить цвета. Поэтому в таком возрасте лучший вариант – картинки с ломаными и прямыми линиями, упрощенные изображения лиц, клетки, простая геометрия.
  • 1,5-месячного кроху привлекают концентрические круги (причем, более – сама окружность, чем ее центр).
  • 2-4 месяца . Зрение крохи резко меняется – он уже поворачивается туда, откуда идет звук, и следит за предметом. Для этого возраста подойдут картинки с 4-мя кругами, кривыми линиями и более сложными формами, зверюшками (в простом изображении).
  • 4 месяца. Малыш способен сфокусировать взгляд на предмете любой дальности, различает цвета и наблюдает за окружающим миром. Кривые линии рисунков в этом возрасте более предпочтительны, но уже вполне можно использовать и сложные рисунки.

Содержание статьи:

Черно-белые картинки для новорожденных скачать бесплатно

Черно-белые картинки для новорожденных отлично стимулируют развитие зрения в первые месяцы жизни. О них писали такие гуру раннего развития, как Сесиль Лупан и Сара Брюэр в своей книге «Суперребенок». В первые дни жизни зрение ребенка не настолько острое, как у взрослого. Он лучше различает предметы на близком расстоянии, а черно-белые изображения более заметны, чем цветные из-за особенностей строения сетчатки глаза в этот период.

Период от рождения до шести месяцев очень важен для развития зрения ребенка, потому что именно в этот период наиболее быстро и интенсивно формируется глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу, и участки мозга, отвечающие за прием и переработку визуальной информации.

Фото c babyblog пользователя Irina.

Психофизиологи говорят об этом периоде, как о критическом для формирования зрительной системы. Именно первые 6 месяцев жизни ребенка – самые благоприятные для внешней стимуляции и развития зрительной системы. В результате таких занятий значительно улучшаются зрительные функции: светоощущение, острота зрения, цветоощущение, контрастная чувствительность, поле зрения.

Занятия можно проводить на пеленальном столике, в кроватке, на кровати и т.д., но лучше, чтобы источник света находился за головой малыша.

Начинать стоит с самых простых линий и следить за четким контрастом черного/белого.

В первые месяцы важно научить ребенка рассматривать картинки, фокусировать зрение и следить за объектами.

Где вешать черно-белые картинки

  • в кроватке,
  • приклеивать на стены,
  • вешать на холодильник,
  • на большие кубики,
  • делать карточки, коллажи или книжку, поочередно демонстрировать малышу,
  • мячик или мобиль над кроваткой с рисунками,
  • развивающий коврик.

Как использовать черно-белые картинки для новорожденных

Показывайте крохе картинки, пока прогуливаетесь с ним по квартире, кормите или укладываете его на животик. Визуально богатое пространство (и постоянная стимуляция зрения) имеет прямую связь со спокойным сном малыша.

Не показывайте крохе слишком много картинок сразу и наблюдайте за реакцией. Если он не фокусирует взгляд на рисунке и совершенно не проявляет к нему интереса – не расстраивайтесь (всему свое время).

Тренируйте прослеживание: ловим взгляд на картинке и перемещаем ее медленно вправо-влево, вверх-вниз, потом со временем усложняем траекторию: по дуге, по диагонали, по кругу.

Используйте во время лежания на животике и ползания. Малыш старается поднимать голову выше и выше, и ему будет интересно что-то там увидеть, что приковывает взгляд.

Привлекайте и переключайте внимание, успокаивайте.

Полезные советы

Менять изображение можно раз в 3 дня . Если картинка понравилась – можно оставить на более длительное время.

Расстояние от глаз ребенка до изображения в возрасте 10 дней – 1,5 месяца – около 30 см . Размер рисунков лучше А4 или можно А5 (его четверть).

С 3 месяцев изображения можно заменять цветными, сложными и «гигиенически чистыми» — малыш начнет тащить их в рот.

Как сделать:

  1. Можно нарисовать любые картинки от руки.
  2. Распечатать
  3. Сделать мобиль своими руками из кубиков. Распечатываем картинки из файла pdf (там уже готовый макет для кубиков), вырезаем, склеиваем в форме кубиков, вешаем на ленточку (дальше уже ваша фантазия).

Я сделала две игрушки для малыша из 10 кубиков. Распечатывала на средней по толщине фотобумаге, получились глянцевые и очень красивые) Держатся даже без клея, но все-таки для прочности стоит проклеить.

Расстояние от глаз ребенка до изображения в возрасте 10 дней – 1,5 месяца – около 30 см . Размер рисунков лучше А4 или можно А5 (его четверть).

Развивающие игры с малышом до года

Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Разговор сегодня у нас пойдет о самых маленьких детках, о малышах первого года жизни. Казалось бы, что можно делать с таким малышом? Да столько всего! Многие мамы играют и занимаются с детками без всяких книг и пособий, что происходит на интуитивном уровне. Скорее всего, сегодня мы не изобретём велосипед, но постараемся упорядочить наши знания о том, как можно играть с детьми с рождения до года.

Сразу оговорюсь, я буду рассказывать о самых простых и важных играх. Особенности занятий по отдельным авторским методикам, таким как методика Домана, Монтессори, Никитиных и т.д., затрагиваться не будут. Речь пойдёт о том, как помочь ребенку адаптироваться в новом для него мире, познать себя и окружающие его предметы.

Мой рассказ построен не только на теории, а в большей степени опирается на личный опыт и опыт мам и деток, с которыми я общаюсь на протяжении длительного времени.

Первое, что хочется сказать: самое главное для новорождённого малыша – это мама, это папа, близкие люди, которые его любят. Так важно в первое время (и не только, всегда!) очень много говорить с ребенком обо всем на свете. Свои первые знания о мире он получает из маминых уст.

Маленькое чудо лежит в кроватке и видит мамино лицо. Вот мама наклоняется, берет кроху на ручки и целует. У мамы на ручках тепло и уютно. Мама подносит малыша к окошку, по стеклу сбегают капельки дождя.

— Это дождик, — говорит мама, — он мокрый и капает с неба. Там наверху небо.

Затем мама открывает кран и брызгает капельки детке на ручку.

— Мокро, — говорит мама и малыш запоминает.

Ой, а это что тут? Мама говорит ручки. Чьи ручки? Что ими делать?

— Хватай, схвати, вот так, молодец! Хвать, ручкой, хвать, правильно, вот так!

Пусть не сразу и не всё, но у малыша обязательно будет получаться и он будет стараться, потому что мама поддерживает, подбадривает и проговаривает. Сказанное мамой — самое интересное и важное на свете.

Ребенку просто необходимо, чтобы мама озвучивала каждое свое и его действие, просто комментировала то, что происходит вокруг. Когда мы выходили на прогулку, я рассказывала Даша абсолютно все, причем я старалась употреблять в речи важные для неё понятия: право/лево, близко/далеко и другие слова. И уже в 1,5 года Даша уверенно различала простейшие пространственные понятия. Я могла спокойно попросить её принести книгу, «которая лежит на нижней полке черного шкафа с левой стороны».

В своей речи не старайтесь сюсюкаться с ребенком, говорите с ним ласково, нежно, но нормально, не коверкая слов.

Есть еще один момент. Когда-то врач невролог отругала меня за то, что я говорила Даше не собака, а «ав-ав», не корова, а «му» и т.д. Я не знаю ответа на вопрос, правильно это или нет, но мы прошли через период понимания таких слов и их произношения, и это не повредило Дашиному развитию речи и чему-либо еще, поэтому выбирать вам. Я верю в то, что кроме мамы никто лучше не скажет, как надо играть и развивать ее ребенка.

Итак, мы с вами еще раз поставили себе галочку, что нужно много разговаривать с детьми и не думать, что он вас не понимает. ПОНИМАЕТ. И запоминает. Каждое ваше слово, вашу интонацию и мимику.

Именно разговоры помогут ребенку понять, что у него есть ручки и ножки, что смотрит он глазками, что слышит ушками. Что его окружают мама и папа, баба и деда; что за окном бывает лето и осень, зима и весна, и многое, многое другое.

Что же мы можем делать с ребенком помимо разговоров?

При рождении поле зрения ребенка более ограничено, чем ваше собственное. Скорее всего, он будет смотреть на предметы, которые находятся не дальше 30 градусов слева и справа от него, 10 градусов сверху и снизу и на расстоянии не более 90 см от тела. Когда он лежит на сгибе вашей руки и сосет грудь, он естественным образом может фокусировать зрение на предметах на расстоянии 17 — 20 см. Обычно к 2 неделям он начинает узнавать лицо матери и отца. Его зрение на 10 — 30 процентов менее острое, чем ваше, поэтому ему сложнее видеть тонкие линии. Он видит их как смазанную серую массу. Новорожденным больше правятся контрастные черно-белые узоры, чем цвета, потому что в этот период их палочки (клетки в сетчатке, чувствительные к слабому свету и различающие только черный и белый) работают лучше, чем колбочки (клетки, которые видят цвета на ярком свету). Новорожденные предпочитают прямые или ломаные линии кривым или волнистым. Кроме того, их привлекают простые изображения лиц.

К б неделям ребенок может четко фокусировать зрение на предметах на расстоянии около 30 см и обычно начинает улыбаться. Его особенно привлекают изображения лиц и концентрических кругов. Кроме того, он будет более пристально смотреть на внешние края рисунков, чем в середину.

Между 2 и 4 месяцами зрение вашего ребенка резко улучшается, и он уже может следить за предметами глазами или поворачиваться в направлении звука. Ему начинают нравиться более сложные рисунки и кривые линии и формы, а не прямые или ломаные. Кроме того, его поведение показывает, что он помнит увиденное.

К 4 месяцам ребенок видит все цвета и может фокусировать зрение и на ближних, и на дальних предметах.

(из книги Сары Брюэр «Суперребенок» )

Итак, с самого рождения можно уделить внимание тренировке зрительных функций малыша. Для этого вы можете распечатать или нарисовать черно-белые картинки с ломаными линями или простыми фигурами, а также элементарные изображения лиц: «точка, точка, запятая». Маленькие, да и не маленькие, да и не только детки, лучше всего реагируют на улыбающееся лицо :)))

Картинки можно развесить на стены, просто показывать ребенку, сделать большие картонные кубики, на каждой стороне которого черно-белый рисунок.

Постепенно рисунки можно усложнять, например, показывать малышу силуэты животных, построек, цветов и т.д.

Картинки к 4 месяцам уже становятся цветными, и малыш начинает видеть наш мир таким, каким представляем его мы.

И в этот момент уже можно рассказывать малышу о том, что небо голубое, а листик зеленый, любимый плюшевый мишка — коричневый, а волк — серый.

В самом начале достаточно просто рассказывать малышу о том, какой предмет, какого цвета, но по мере его взросления, ближе к году, уже можно ставить перед ребенком определенные задачи. Например, собирая пирамидку, вы просите его одеть на стержень колечко определенного цвета. Не расстраивайтесь, если малыш этого не сделает сразу, выполните это «задание» сами, покажите ему не раз и не два, при этом четко формулируя задачу, комментируя свои действия и хваля ребёнка (!). Играя в кубики, вы также можете попросить его положить перед вами красный кубик, а на него или радом с ним — зеленый и т.д.

Можно купить в хозяйственном магазине самые простые пластмассовые миски 4-х основных цветов и сортировать в них любые игрушки/детали конструкторов/карандаши/одежду.

Очень просто сделать карточки для игр с цветами, когда на рисунке вырезается какая-либо его часть (например, на рисунке зайчика в штанишках вырезаете его штанишки макетным ножиком) и карточка прикладывается к одеялу, стене, цветным карточкам и штанишки меняют цвет. Для ребенка это занятие сродни волшебству (сделать такие карточки легко и просто. Вот тут можно почитать о том, как их сделать и скачать шаблоны).

Еще почитать:  Амоксиклав Инструкция По Применению Суспензия Для Детей Как Принимать

Полезно будет организовать дома Цветной уголок. Что это такое? Это красиво оформленное пространство, в котором малыш может познакомиться с цветом и его оттенками. Уже с 5 месяцев кроху можно подносить к такому уголку и просто показывать и рассказывать о том, что он видит.

Можно придумать мини-сказку: «Мой хороший, сегодня мы с тобой вместе с волчонком (любая любимая игрушка малыша) попадем в гости к фее голубой страны. Смотри, какое необычное дерево растет около домика феи. У него голубые листики, а на окошке голубые занавески. Посмотри, сколько красивых оттенком голубого цвета есть в ее стране (обращаем внимание на кораблик рядом). В этой стране все голубое, посмотри.»

Я использовала готовые карточки с оттенками из набора «100 цветов» (компании Умница), но их можно сделать и самим. На данном этапе просто важно знакомство с цветом, поэтому игровой элемент в виде дерева, домика, кораблика, паровозика и т.д. способствует привлечению внимания ребенка.

Для ребенка в возрасте 10-12 месяцев может быть интересна игра с цветными сказками. На листе бумаги необходимо нарисовать/приклеить крупные рисунки определенного цвета, например: машинку, облачко, цветок, шарик, мячик. В рисунках желательно использовать большие круги (не обязательно, конечно, круг, просто этот элемент ребенку удобнее всего брать в руки и сопоставлять + у нас было очень много крышек от детского питания, с которыми мы играли). Теперь начинайте рассказывать сказку о том, как маленький шарик отправился гулять и познакомился с мячиком, машинкой и прочими, как машинка укрыла его от дождика, облачко покатало в небе и т.д.

Когда вы называете персонажа сказки, делайте акцент на его цвет (со временем добавляйте и указание на форму) и предлагайте малышу взять крышечку (если ребенку сложно, помогайте ему) и поставить ее на место нового знакомого Шарика (положить на облачко, под машинку, рядом с шариком…

Такая сказка поможет вам познакомиться с цветом, формой, сюжетом и еще пальчики ребенок потренирует.

Развитие тактильных ощущений.

Одной из самых важных областей развития для малышей до года является развитие мелкой моторики, тренировка пальчиков. Это так называемые пальчиковые и сенсорные игры. Развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики.

Пальчиковые игры — это такие стишки, во время которых вы совершаете разные упражнения (гимнастику) с пальчиками ребенка. Уже после годика, а то и после 1,5 лет, малыш уже сможет сам активно начать играть в такие игры, но до годика, как правило, все манипуляции с пальчиками проделывает мама и читает стишок, чтобы ребенку не было скучно. Всевозможных пальчиковых игр в интернете очень много, поэтому я не буду пересказывать вам их, просто наберите в строке поиска «пальчиковые игры» и вашему вниманию откроются всевозможные пальчиковые стишки.

Главное читать их по памяти, с улыбкой и в этот момент ласково играть с пальчиками вашего малыша.

Например, вы рассказываете:

Этот пальчик – дедушка (нежно гладите и массируете большой пальчик малыша)

Этот пальчик – бабушка (указательный)

Этот пальчик – папа (средний)

Этот пальчик – мама (безымянный)

Этот пальчик – (имя ребенка) (мизинчик)

Но одной гимнастики мало, ведь вокруг столько всего тактильно интересного! Чтобы помочь ребенку различать ткани, фактуры и т.д., можно сделать небольшой тактильный коврик, по которому малыш будет ползать и чувствовать все разнообразие поверхности не только ручками, но и ножками, и всем телом. Для подобных ковриков подойдут любые ткани разных фактур: шелк, хлопок, мех, кожа, бархат и т.д. Хорошо, если они все еще и различных цветов будут.

Даже просто нарезанные кусочки тканей могут превратиться в полноценные развивающие игры: трогать, перебирать, складывать, приносить. Комментируйте обязательно цвет и название тканей, проговаривайте, какими словами описываются ощущения от соприкосновений с ними. Для игровой прочности можно кусочки тканей наклеить на основу, для этого хорошо подойдут крышечки от детского питания.

Когда малыш начнет ходить, полезно будет сделать коврик для ножек, чтобы тактильные ощущения малыш получал не только через ручки. Например, я шила коврик для Даши (правда уже годика в 2), в котором сочетались не только разные ткани, но и крупы (горох, греча, фасоль), и камешки, зашитые внутрь. Подобный коврик — это массаж стоп, новые тактильные ощущения, новые знания. Чтобы ребёнку не надоедало просто ходить по коврику, кидайте на коврик мячики (игрушки) и просите детку их принести. Ещё я пришивала сверху пуговицы, коктейльные трубочки, сетку и всё, что могло бы дать ножкам яркие ощущения.

Можно ничего этого и не делать, а просто давать ребенку трогать как можно больше вещей и предметов, разрешать ему бегать босиком по траве, камушкам, земле и т.д. Но главное помочь ему получить как можно больше тактильных ощущений, как руками, так и ногами.

Есть еще ряд игр с крупами, однако лично мы с Дашей до года их не практиковали, хотя некоторые мои друзья начинали знакомить с ними деток уже от 8 месяцев. В чем суть таких игр?

Вы просто высыпаете в поднос или миску крупу разную (гречку, пшено, фасоль, горох и т.д.) и перемешиваете все, не забыв спрятать в ней маленькие игрушки, например, от киндер-сюрпризов. Ребенок начинает возиться ручками в этом богатстве и вдруг, находит сюрприз!

Проще всего, с бытовой точки зрения, заклеить малярным или прозрачным скотчем слив в ванне/душевой кабинке, посадить туда малыша и выдать ему набор круп с теми же лопатками, совочками, формочками, которые берёте в песочницу. Можно завести специальную ёмкость для хранения «игровой» крупы. У моих знакомых такая домашняя крупяная песочница была сделана для старшего ребёнка, дождалась младшего и частенько используется до сих пор. Отменное средство во время больничных, холодов и проливных дождей. Главное следить, чтобы малыш никуда себе (в уши, нос, рот) не засунул ничего лишнего и не навредил себе.

Есть игрушки на развитие моторики для более старшего возраста, например, деревянные бусы. Считается, что до года такие занятия рано, но если у вас от старшего ребёнка остались такие наборы — просто соберите бусы и крепко завяжите, можно узел скотчем ещё обмотать. Представляете сколько на таком шнуре тактильных ощущений для рук и языка (!), если ваше чадо пытается всё попробовать на зуб.

Опять же, на более старший возраст, рассчитан шариковый пластилин, но если желание попробовать съесть всё вокруг у малыша не сильно развито, то можно попробовать давать такой пластилин малышу в ручки (под присмотром!). Мелкие шарики, отлично сцепляющиеся между собой и ни к чему вокруг не прилипающие — это замечательный массаж для всех ладошек. Можно просто скатать шарик и водить им по стопам и ладошкам детки, можно положить пластилин на пол (ламинат/поднос/противень) и пустить ребёнка мять массу ножками. Это очень приятно и полезно.

Значительно развивают моторику всевозможные пирамидки, сортеры и тянучки. У меня почему-то не сохранились фото таких игрушек, но Женя Ясная и Наташа с удовольствием поделилась своими. Покажу несколько фото и дам ссылочки на МК.

Первые математические представления.

Играя в самые банальные пирамидки, вы с ребенком можете выучить форму фигуры – круг, размер и цвет. Причем пирамидки можно не просто собирать разбирать, а придумывать с ними сказки, делать каждое колечко героем этой сказки. Столбик пусть будет домиком, в который вечером всем сестренкам или братишкам нужно вернуться и спать они ложатся на кроватки в определенном порядке: сначала самый большой и в конце только самый маленький. Сказки для деток до года должны быть очень простые и понятные, буквально в несколько предложений, так что любая мама по ситуации сможет придумать сюжет и разыграть его.

А если соединить детали пирамидки и сортера, то можно каждому колечку подобрать друга (фигурку из сортера) соответствующего цвета.

Есть еще одна игра «Пирамидка стаканчики», которая лично моего ребенка заворожила надолго. Начать играть с ней можно, как только малыш научится держать в руках предметы. Сначала он может играть с 1-2 стаканчиками, постепенно увеличивая их. Работают они по принципу матрешки: один стаканчик складывается в другой, все они разного цвета. На наших, еще на дне дырочки разной формы были, и Даша прекрасно играла ими в ванне. Играя с такими стаканчиками, малыш обязательно усвоит понятия больше/меньше и выучит цвет (уже после года эту игрушку можно использовать для объяснения понятия объема. Мы, например, использовали мелкую фасоль, пересыпали ее стаканчиками, смотрели, в какой поместится больше и т.д.)

Конечно, малыш до года не сможет доказать теорему, но пытаясь сложить стаканчик в стаканчик, методом подбора, проб, ошибок и маминой помощи, он начнёт постепенно осознавать смысл задачи.

В одной знакомой семье есть замечательный «сортёр»: обычная пластиковая бытовая канистра (20 л), куда малыш обожает засовывать различные предметы, а маме потом просто высыпать их обратно. И если вначале игр малыш проверял, не влезает ли туда крышка от кастрюли и волейбольный мяч, то к году он стал точно «на глаз» определять подходит ли ему предмет и если да, то с радостью бежал искать канистру и бросать его туда.

Игры на определение понятия формы и плоскости/объемности тоже можно начинать до годика. Когда я рассказывала об играх с цветом или сортерами, я писала, что мы можем рассказывать ребенку и про форму, например, колечко у пирамидки круглое, а стаканчик имеет форму цилиндра. Не стоит бояться, что ребенок это не поймет. Ведь это просто называние и его нужно запомнить, а не понять. Вы понимаете, почему круг назван кругом? Вот и не стоит бояться рассказывать «сложные» понятия ребенку.

Вы можете спросить, зачем это ему? Чтобы потом не сидеть в садике или в школе за учебниками и не зубрить названия объемных фигур (так как плоские он так или иначе до школы выучит). Хорошо, если вы найдете объемные фигурки (только аккуратнее, иногда у них углы очень острые бывают) и предложите малышу (уже месяцев в 8-9) с ними поиграть, потрогать их, построить из них домик. Со временем можно будет начать играть в «Волшебный мешочек». Вы кладете в непрозрачный мешочек сначала 2 фигурки и просите достать ребенка, например, конус на ощупь. Можно показать ему картинку с конусом, чтобы ему было легче выбирать из 2 деталей в мешочке. Эта игра не только познакомит ребенка с объемными фигурами, но и поможет в развитии тактильных ощущений.

Когда показываете ребёнку предметы, кроме их названия старайтесь так показывать фигуру, чтобы малышу было проще запоминать: шар катать, допустим, между ладонями, у конуса касаться вершины и проводить ладонью по боковой стороне и по кругу снизу по основанию, круг обводите пальчиком ребёнка, углы пусть детка потрогает и т.д. Детки мыслят наглядно и тактильно, предоставьте им такую возможность.

Важно в возрасте до годика помочь ребенку стимулировать его слух. С того, момента, как малыш научится поворачивать головку в сторону, предложите ему такую игру. Возьмите обычную погремушку и потрясите ей справа от головы ребенка, подождите, когда он повернет к вам голову, потом потрясите слева и т.д. Малыш должен научиться определять источник и сторону из которой идет звук.

Вместе вы можете стучать (это уже в 6-7 месяцев) по различным предметам. Например, пластиковыми, деревянными, металлическими ложками, чтобы просто увидеть, что звуки разные. Очень хорошо подойдет в этом возрасте барабан и металлофон, так как, стуча по ним, малыш научится извлекать разные звуки. Маракасы — прекрасная игрушка для малыша. Если под рукой нет маракасов, то можно сделать их самим. Просто возьмите капсулы от киндер-сюрпризов и наполните их крупой разной, бусинами, можно сразу сделать по две одинаковых капсулы. Главное, заклейте стык скотчем прозрачным или изолентой, чтобы ребенок не открыл капсулу, ничего не рассыпал и не съел. А теперь начинайте трясти и извлекать звук. Пока малыш трясет, рассказывайте ему о том, что звучит звонко, громко, тихо и т.д. Учитесь находить одинаковые звуки (помните, парные капсулы?).

Еще почитать:  Как Приготовить Тушеную Капусту Как В Детском Саду

Обращайте внимание ребенка на шум дождя, гром, звуки птиц и животных, шум поезда или машины во время движения, даже шелест листьев. Ребенку очень важны звуки природы. Показывайте, как можно подражать звукам, какие существуют общие звукоподражания.

Есть одна замечательная звуковая самодельная игрушка. Вы когда-нибудь слышали про «Палку дождя»? Если нет, то я предлагаю вам заглянуть по ссылочке и сделать такую для своего малыша.

Ну и, конечно же, музыка! Включайте для ребенка детские песенки, классическую музыку, специальные диски с нежной музыкой и звуками природы, пойте ему, как можно чаще, — все это способствует развитию слуха у малышей.

В своей статье о том, как настроить ребенка на творческий процесс я рассказывала о том, как начать рисовать с ребенком после года, так как до года рисование красками больше тактильный процесс. Вместе с тем он немаловажен. Предложите ребёнку пальчиковые краски в ванне, где легко будет отмыть потом и его и территорию (хорошая текстура и отмываемость у пальчиковых красок фирмы SES). Покажите ему как можно пальчиком «тыкать», проводить линию, ставить ладошкой отпечатки. Дорисуйте на отпечатке от ладошки малыша глазки и улыбку — это же будет настоящее превращение. Позвольте малышу порисовать на себе, на вашей руке. Всё это огромное «новое» в его жизни, это цвет и нечто из ничего. Это знакомство с материалом, цветом и волшебством.

Рисовать до года можно и карандашами, лучше восковыми, чтобы не важно было, какой стороной держать. На большом ватмане рисуйте простые фигуры/цветочки/тучки/что угодно и позвольте малышу чиркать, зарисовывать ваши рисунки, хвалите и поощряйте ребёнка. Не расстраивайтесь, если он не проявит интерес сразу, здесь, как и в любом творческом процессе, важно ваше желание творить. Завлечь ребёнка вы сможете только своим примером. Проговаривайте цвета, простой сюжет, называйте предметы (карандаш/бумага/…).

Знакомство с пластилином или соленым тестом я бы прямо рекомендовала начать до годика. Месяцев с 9-10.

Для того, чтобы приготовить соленое тесто вам потребуется:

200 гр. = ( 1 стакан) муки

200 гр. = (0,5 стакана) соли

И даже, если ребенок возьмет его в рот, ничего страшного не случится. В самом начале, ребенку просто достаточно мять кусочек соленого теста или пластилина в руке (про пластилин: он должен быть очень мягким. Помните, какие брикеты пластилина были в детства у нас? Вот такие, давать ребенку не стоит, потому что ему будет сложно его мять в ручках и возможно пропадет желание вообще играть с пластилином. Я с Дашей вот уже больше 4 лет использую пластилин фирмы Jovi. Это не реклама, это действительно мягкий и приятный пластилин, который к тому же и хорошо отчищается от поверхностей в доме).

Вы можете показывать ребенку, как из пластилина можно вылеплять различные фигурки и предметы, но до года ему все равно это будет не под силу, так что просто нужно мять. Можно дать ему крышку пластиковую и предложить вминать маленькие кусочки пластилина в нее. Так он научится отщеплять и прилеплять.

Что может делать еще малыш в творческом плане? Мне и Даше очень нравилось рисование на манке. Я просто высыпала в поднос манку, и она пальчиком водила по ней, создавая замысловатые линии. А еще наша манка так забавно прыгала (видимо электризовалась), что Даша всегда так хохотала, когда к концу ее рисования манка начинала прыгать над подносом, как во время фейерверка.

Можно взять коробочку картонную неглубокую (я использовала коробку из-под зефира Шармель) и раскрасить ее яркими красками внутри (я использовала акриловые, так как они потом не пачкают руки, в отличие от гуаши). В коробочку насыпаете манку, и ребенок рисует. Это интереснее тем, что рисунки проступают цветные. Такую коробочку с пакетиком манки можно брать на улицу в хорошую погоду, так вы точно не будете переживать, если всё просыплется. И опять это тактильные ощущения!

Естественно, за всеми интеллектуальными развивающими играми не стоит забывать и о физических играх и упражнениях. Тут каждая мама выбирает сама для себя и своего малыша. Вы можете заниматься с ребенком в бассейне, делать упражнения на фитболле, массаж и детская гимнастика. Выбирать вам, но физические упражнения очень важны для деток, и забывать о них нельзя.

Можно устраивать с ребенком игры на развитие координации, например, катать друг другу мячик, учиться кидать его. Учите ребенка равновесию, катая его, как на лошадке на своей спине. Играйте в догонялки, танцуйте вместе (это уже ближе к годику, после того, как ребенок пошел), учитесь прыгать и ползать наперегонки.

Последнее, о чем я хочу рассказать сегодня — эмоциональное развитие ребенка.

Малыш чувствует маму, чувствует ее настроение, поэтому старайтесь чаще улыбаться, играть с малышом в «гули-гули», «ку-ку». Учитесь смеяться и радоваться жизни вместе.

Чтобы вы не делали, как бы малыш не участвовал в процессе — хвалите его! Ребёнок смотрит, что вы показываете, слушает, пытается сообразить, понять вас, скоординировать свои движения, сделать что-то, что просят — сколько процессов! И если он не сразу будет что-то делать, а просто на вас смотреть — он уже молодец, умничка, солнышко и он всё правильно делает! Поощряйте его своей поддержкой, ласково проговаривайте каждый раз похвалы. Малыш будет радоваться, что мама радуется, что к нему обращено столько положительных эмоций. Это залог его удовольствия от занятий и обучения.

Одной из самых важных областей развития для малышей до года является развитие мелкой моторики, тренировка пальчиков. Это так называемые пальчиковые и сенсорные игры. Развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики.

Черно-белые картинки для младенцев: наш опыт применения

Зачем малышу черно-белые изображения

«Младенцы первых двух месяцев жизни еще только учатся фокусировать взгляд и лучше всего различают высококонтрастные изображения. Среди прочих предпочитают широкие полоски, круги, ломаные и волнистые линии в черно-белой расцветке. Новорожденные лучше всего видят на расстоянии 25-30 см.» — вот, собственно, выжимка фактов о развитии зрения у младенцев, которые приводятся практически во всех книгах для молодых матерей.

Я всего этого перед самыми родами начиталась и наделала карточек еще до рождения второго ребенка. Что поделать, люблю я всякие карточки. С первой дочкой мы «черно-белую» стадию пропустили. Паника «развивать, развивать, развивать!» у меня тогда началась месяца в 3, и я решила уже сразу с цветных начать.

Мою коллекцию черно-белых картинок для малышей можете скачать здесь (там много всего), а также здесь, из группы проекта Вконтакте.

Итак, подготовила я карточки с контурами животных (как оказалось, «на вырост»: новорожденному мало что в них понятно), сделала кубики с черно-белым орнаментом. Часть из них прикрепила к мобилю («родные» подвески на время сняла), остальные тоже снабдила тесемками, чтобы можно было и просто так их ставить друг на друга, и подвешивать куда-нибудь.

Напоследок вспомнила, что у меня есть замечательный журнал издательства «Карапуз» с геометрическими узорами для малышей, распечатала карточки и оттуда. К слову, у нас они оказались самыми востребованными.

Во всех книгах советуют размещать все это богатство в кроватке, на комфортном для малыша расстоянии (эти самые 25-30 см). Со старшей, помнится, я еще пыталась с линейкой что-то измерять, но еще тогда убедилась, что многие рекомендации из книг далеки от реалий. И одна из них – малыш не лежит в кроватке. Поэтому местом для разглядывания картинок у нас была переносная люлька, которая чаще всего оказывается на кухне (маме надо готовить, кормить остальных домочадцев и питаться самой) или в детской (маме надо развлекать старшую сестренку).

К слову, мобиль вскором времени тоже переехал на кухню. Малыш дольше соглашается лежать один, если рядом есть другие люди. А кроватка используется только тогда, когда у меня есть дела собственно в спальной – месте ее нахождения, или когда я читаю старшей книжки на ночь (мы все спим в одной комнате).

Где использовать, куда крепить

К кроватке, между прочим, прикрепить картинки проще всего: можно приклеить скотчем на перекладины или повесить на бортиклист, согнутый пополам.

Столько картинок, как на фото, вешать не стоит, я вычисляла, как удобнее разглядывать, ну за одним сфотографировала. В дальнейшем я планирую приклеивать скотчем не сами картинки, в несколько прозрачных файлов формата А4 и А5, и уже туда вставлять карточки, чтобы удобно было менять экспозицию.

Когда мы с малышом гуляем по квартире, специальные картинки для рассматривания припрятаны еще в нескольких местах: в зале, на стенке для телевизора (как раз на уровне глаз ребенка, когда он на ручках находится), на кухне, в детской.

Первое время я прислоняла их к бортику люльки, а малыша клала на бок. Когда он чуть подрос, долго думала, как бы их размещать на кухне так, чтобы держались в зоне видимости. Случайно получилось найти выход: свежераспечатанные листы (по 2 картинки на лист) я не стала превращать в двусторонние карточки, заклеивая скотчем края, а просто согнула пополам, и в таком виде лист очень здорово повесился на длинные ручки кухонного гарнитура, как раз на нужном уровне. Можно, наверное, так свешивать со столов, табуреток и стульев.

Давно пора было это написать – нашему Паше картинки с геометрическими узорами пришлись очень по вкусу, разглядывал он их довольно долго (быстро обнаружились любимые), следил за ними взглядом. В месяц-полтора с удовольствием рассматривал уже фигуры и силуэты животных.

Немного о кубиках (с тесемками). Они у нас крутятся на мобиле, подвешиваются в люльку и на коврик с дугами, чтобы можно было толкать руками, в коляску во время прогулок, ставятся пирамидкой, когда малыш лежит на животе. Старшая дочь, Ирина любит болтать ими перед малышом, когда общается с ним, а он иногда их ловит взглядом (уж очень быстро болтает).

Какое-то время спустя картинки я наклеила на коробку, получилась объемная игрушка с шестью гранями, все — с разными изображениями. Главное — устойчивая, можно перед лежащим малышом куда угодно поставить. Когда картинки ребенка перестали интересовать, я поверх приклеила новые.

Как использовать?

Итак, что можно делать с этими карточками-кубиками, кроме развешивания в доступных для взгляда малыша местах:

  • Тренировать прослеживание: ловим взгляд на картинке и перемещаем ее медленно вправо-влево, вверх-вниз, потом со временем усложняем траекторию: по дуге, по диагонали, по кругу.
  • Привлекать и переключать внимание, успокаивать. У нас не раз получалось малыша угомонить на «смотри, какая картинка!». Как надоест, показываем следующую.
  • Использовать в качестве экспонатов при прогулках по квартире на руках взрослых. Когда все комнаты за день уже обошли раза 3 и все посмотрели, чем новым развлечь малыша? Новыми картинками на полках, и не только черно-белыми.
  • Использовать во время лежания на животе и ползания. Малыш старается поднимать голову выше и выше, и ему будет интересно что-то там увидеть, что приковывает взгляд (стены редко подходят, а если прислонить к ним картинку…).
  • Сделать одним из средств проявления заботы старшего ребенка о младшем. Ирине очень нравится расставлять для Паши картинки. Даже если он в данный момент их не может видеть (мама делает гимнастику), она довольна, что позаботилась о малыше.

Где взять?

Сделать самим (варианты: нарисовать черным маркером, красками, сделать аппликацию из темной и белой бумаги, сшить из ткани) – казалось бы, проще и дешевле всего, но надо начинать до рождения ребенка, после, в первые месяцы, когда, собственно, материалы и будут востребованы, свободного времени может не оказаться. На фото — часть нашего массажного коврика

Распечатать готовые. Если есть где печатать, самый подходящий для молодых родителей вариант, тем более что печать бюджетная, без цвета. Нужные файлы легко найти в интернете, там как раз гуляют несколько комплектов. Мою коллекцию черно-белых картинок для малышей можете скачать здесь (там много всего), а также здесь, из группы проекта Вконтакте.

Какие игрушки пригодятся ребенку дальше? в 3 месяца, в 6, в 9, в год, три и пять?

Скачайте список игрушек с разбивкой по возрастам для детей от 0 до 5 лет:

Где взять?

Ссылка на основную публикацию